чем подтвердить стаж для больничного если нет трудовой книжки
Страховой стаж для больничного листа.
Добрый день,
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ:
В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховой стаж может быть подсчитан на основании записей в трудовой книжке. Если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Если у сотрудника нет бумажной трудовой книжки, поскольку он отказался от ее ведения в пользу электронной трудовой книжки, то при приеме на работу сотрудник вместо бумажной трудовой книжки, предоставляет работодателю форму СТД-Р, выписку из электронной версии трудовой книжки (Письмо Минтруда РФ от 16.06.2020 N 14-2/ООГ-8465).
С 6 октября 2020 года вступили в силу новые правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров больничных пособий. В них учтена возможность подтверждать страховой стаж данными из электронной трудовой книжки (Приказ Минтруда РФ от 09.09.2020 N 585н).
Кроме того, страховой стаж может быть подтвержден различными справками с прежних мест работы, выписками из приказов, ведомостями на выдачу заработной платы и другими документами, подтверждающими оплату страховых взносов на социальное страхование.
Что такое страховой стаж и как его подтвердить
Страховой стаж — это определенный временной период, включаемый в расчеты при исчислении пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Подтверждают страховой стаж документами на основании федерального законодательства, разработанных на основании него правил. В большинстве случаев сведения о стаже уже содержатся в общей базе ПФР, но если какой-то период не учтен, сведения гражданин предоставляет самостоятельно. Законодательные нормы прямо определяют обязанность предоставления для ФСС сведений самим работником.
Страховой стаж — что это такое?
Основу страхового стажа составляют периоды, когда за работника перечисляются взносы в фонды. Кроме того, согласно законодательству, в него могут включаться и другие периоды.
Порядок их подсчета в сумме страхового стажа для ПФР и ФСС имеет отличия.
ПФР учитывает (по тексту ст. 11, 12 ФЗ-400 от 28/12/13 г.):
ФСС учитывает (по тексту ст. 16 п. 1 ФЗ-255 от 29/12/06 г.):
Помимо этого, в страховой стаж будут включаться периоды военной или иной службы согласно ФЗ-4468-1 от 12/02/93 г.
На заметку! Не следует путать трудовой и страховой стаж. Трудовой стаж берется в расчет до даты 1/01/02 г. для исчисления пенсий. Он не берется в расчет выплат ФСС на сегодняшний день.
Согласно правилам Минсоцразвития, определяющим порядок подсчета страхового стажа (№91 от 06/02/07 г.), документы, доказывающие страховой стаж, гражданином предоставляются самостоятельно:
Порядок зависит от нюансов причитающихся ему выплат.
Основной документ, подтверждающий страховой стаж, – это трудовая книжка работника. Предполагается, что запись в ней соответствует сведениям, содержащимся в трудовом договоре, и значит, взносы работодателем за него перечислялись.
Если в трудовой книжке имеются неверные сведения, неточности либо пропущена запись о месте работы, подтверждением служат:
Работа у частных лиц в качестве домашнего персонала (домработницы, няни, секретари) может быть подтверждена договором с ними, который зарегистрирован в профсоюзе, документом, свидетельствующим о фактической уплате за этот период взносов в ФСС.
Индивидуальный предприниматель может подтвердить страховой период платежными документами или справкой архива (до даты 1/01/91 г.), а в другие периоды – справкой ФСС о том, что взносы уплачивались. Аналогично может поступить и член КФХ, член родовой, семейной общины народов Севера, лицо, занимающееся частной практикой: обратиться в ФСС за справкой.
Адвокаты предоставляют трудовую книжку для подтверждения периодов до 01/01/2001 г., а далее обращаются в ФСС.
Колхозники обязаны предоставить трудовую книжку (книжку колхозника) и документ колхоза об уплате взносов (после периода 1/01/01 г.). Священники предоставляют также трудовую книжку и справку своей религиозной организации, что за них уплачивались взносы.
Осужденным, трудящимся по месту отбывания наказания, понадобится трудовая книжка и справка из мест ЛС.
Военная и приравненная к ней служба, согласно ФЗ-4468-1, подтверждается военным билетом, справками военкоматов, из мест службы и другими документами, содержащими соответствующие сведения (по тексту ч.II приказа №91 Минздравсоцразвития).
Законодательством установлено, что сведения о страховом стаже в ПФР «стекаются» из отчетности, предоставляемой работодателями и иными организациями, уплачивающими за гражданина страховые взносы (ст. 14 п. 1 ФЗ-400 от 28/12/13 г.).
Если эти сведения по каким-то причинам не попали в общую базу ПФР, их восстанавливают:
Подтверждающим документом, как и в случае со страховыми периодами ФСС, служит, прежде всего, трудовая книжка, а также иные аналогичные документы: справки, ведомости, договора, данные воинского учета и пр.
На заметку! Если работник не может подтвердить страховой стаж по вине работодателя либо организации, ответственной за сохранность документов, он может обратиться в суд с исковым заявлением.
Итоги
Состав документов для подтверждения двух видов страхового стажа — в ФСС и ПФР — практически одинаков. Основой его служит трудовая книжка, а также любые документы справочного характера, подтверждающие факт работы и уплаты взносов в фонды.
Как подтвердить стаж работы, если не сохранились документы
Сегодня нередки случаи, когда люди, выходящие на пенсию по старости, сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы. Что необходимо предпринять, если Вы столкнулись с данной проблемой.
Суть проблемы
До 1990 г. процедура получения необходимых для начисления пенсии сведений была проста и понятна. Человек обращался в архив или отдел кадров предприятия, на котором работал, и быстро получал исчерпывающую информацию. После начавшегося в 90-х годах процесса приватизации, ликвидации государственных предприятий, появления коммерческих структур, процесс получения справок усложнился, так как документы зачастую оказывались утраченными. К сожалению, многие руководители не осознавали важности сохранения документов по личному составу. Между тем документы по личному составу содержат важную информацию для назначения пенсии работнику, подтверждают стаж его работы, размер заработной платы работника, должность (если речь идет о профессиональных категориях граждан, имеющих право на досрочную пенсию).
Как подтвердить стаж работы до 1 января 1998 года
По пенсионному законодательству основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до 01.01.1998 г. (до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования), является трудовая книжка установленного образца. И если все записи в ней оформлены правильно, то обычно никаких проблем не возникает.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
— письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
— трудовые книжки колхозников;
— справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
— выписки из приказов;
— лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно, подтвердить факт работы гражданина до 01.01.1998 года, можно на основании показаний двух и более свидетелей.
При утрате документов о работе из-за небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается!
При этом продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
Так для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях в 2019 году требуется страховой стаж не менее 10 лет. Соответственно, по свидетельским показаниям можно подтвердить не более 5 лет страхового стажа.
В качестве примера рассмотрим следующую жизненную ситуацию:
Вопрос: Как можно подтвердить стаж работы в совхозе с 1985 по 1997 годы, если трудовая книжка утеряна. Совхоз ликвидирован в начале 2000-х годов, в архив документы не сдавались.
Ответ: Если документы по личному составу и книги по начислению заработной платы совхоза в архивном учреждении не сохранились, период работы в совхозе можно подтвердить свидетельскими показаниями двух и более коллег, которые совместно работали с ним в этом совхозе в период с 1985 по 1997 годы. При этом факт работы свидетелей должен быть подтвержден документально, в том числе трудовыми книжками. При этом территориальный орган ПФР запрашивает сведения об отсутствии (наличии) на хранении документов совхоза в архивном учреждении или в архивном отделе муниципального образования.
К примеру, первый свидетель работал в совхозе «Искра» Дзун-Хемчикского района с 01.09.1990 по 30.04.1998, а второй свидетель – с 01.05.1987 по 30.11.1994. В этом случае в страховой стаж гражданина засчитывается период, подтвержденный обоими свидетелями, то есть с 01.09.1990 по 30.11.1994 – всего 4 года 03 месяца 1 день, который будет засчитан в страховой стаж.
Решение об установлении периодов работы выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
Как подтверждаются периоды работы после 1 января 1998 года
ВАЖНО! Периоды работы граждан после 1 января 1998 года не подтверждаются показаниями свидетелей, так как в страховой стаж включаются только периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.
Это связано с тем, что в нашей республике единая система персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования реализована с 1998 года. Начиная с 1998 года работодатели предоставляют в ПФР сведения о каждом работнике и произведенных начислениях страховых взносов на будущую пенсию своих работников.
Минтруд разъяснил, как подтвердить стаж для больничного после перехода на электронную трудовую книжку
Чтобы подтвердить страховой стаж за периоды, предшествующие переходу работника на электронную трудовую книжку, можно предоставить новому работодателю бумажную трудовую, а также справки с предыдущих мест работы. Такие разъяснения приведены в письмах Минтруда от 30.09.21 № 14-6/ООГ-9289 и ФСС от 28.09.21 № 02-08-01/13-03-16608л.
Как известно, величина пособия по временной нетрудоспособности напрямую зависит от страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены приказом Минтруда от 09.09.20 № 585н. В пункте 10 этих Правил сказано, что в случае, когда трудовая книжка не ведется, время работы подтверждается следующими документами:
Формально из пункта 10 Правил № 585н следует, что, если трудовая книжка не ведется, периоды работы до 31 декабря 2019 года можно подтвердить только трудовыми договорами. Так ли это? Нет, не так, ответили в Минтруде и в ФСС.
Согласно статье 66 ТК РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом в пункте 9 Правил № 585н сказано, что периоды работы подтверждаются на основании трудовой книжки («бумажной» или электронной). А документы, перечисленные в пункте 10 Правил № 585н (в частности, трудовой договор), применятся для расчета стажа только в том случае, если трудовой книжки нет или в ней содержатся некорректные данные.
Таким образом, работник, который перешел на ЭТК, может подтвердить свой стаж за периоды до 31 декабря 2019 года следующими документами:
ФСС требует копию «трудовой» бывшего работника. Что делать?
Нередко сотрудники ФСС при проверке компании заявляют, что для признания расходов на выплату страхового обеспечения им необходимо проверить стаж работников. В том числе и уволенных. На этом основании контролеры требуют предоставить им копии трудовых книжек бывших сотрудников. Правомерны ли такие требования – узнала Анна Мишина.
Как известно, основной документ, подтверждающий стаж сотрудника, т. е. суммарное время его работы по договору, – это трудовая книжка. А поскольку именно стаж является одним из основных показателей, используемых при расчете пособий по временной нетрудоспособности или выплат в связи с материнством, то сотрудники ФСС, приходя на предприятие с проверкой, постоянно интересуются подтверждающими его бумагами. Ревизорам необходимо проверить, верно ли были рассчитаны суммы и можно ли возместить компании расходы по ним. И если с подтверждением стажа сотрудников, работающих на предприятии, проблем, как правило, не возникает, то относительно специалистов, уже ушедших фирмы, могут возникнуть сложности. Ведь трудовую книжку они уже забрали. Здесь-то у чиновников и предпринимателей и возникает вопрос: должен ли был работодатель сохранить копию документа, чтобы впоследствии предъявлять ее по требованию проверяющих?
Ответ на вопрос можно найти в приказе Минздравсоцразвития РФ от 4 декабря 2009 года № 951н, где приведен перечень документов, которыми фирма-страхователь должна подтвердить обоснованность и правильность своих расходов по обязательному страхованию. Ни о каких бумагах, подтверждающих стаж работников, там речи не идет. Согласно изложенному в нем списку документов, чиновникам достаточно показать заявление с просьбой о возмещении, бумаги, свидетельствующие о расчете и уплате страховых взносов и по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4 – ФСС, а также копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию. И сразу после данной формулировки следует пояснение, что для подтверждения расходов на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – нужна копия больничного листа; для единовременного пособия при рождении ребенка – справка о рождении и т. д. Но о необходимости предъявлять копии трудовых книжек, повторю, не сказано ни слова.
Можно предложить чиновникам проверить стаж работника с помощью других документов. Например, время работы могут подтвердить трудовые договоры или личная карточка сотрудника по форме Т-2, в которой указывается стаж работы при его поступлении, а также справки и выписки из приказов.
Тем не менее, проверяющие из Соцстраха время от времени данные копии все-таки требуют. Законность своей просьбы они подтверждают тем, что, во-первых, они «…вправе истребовать у проверяемого лица (работодателя) необходимые для проверки документы…» (ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Во-вторых, они указывают, что в приложении 7 приказа ФСС РФ от 9 марта 2010 года № 37 не приведен четкий список бумаг, с помощью которых они должны проверять правильность расходов. Следовательно, запрос копии трудовой уволенного сотрудника остается на усмотрение ревизоров. Ну и в-третьих, в приказе № 951н, по мнению представителей Соцстраха, указана не окончательная «расшифровка», копии каких же документов необходимы для проверки, а только приведены примеры. Поэтому ревизоры ФСС уверены, что они и тут вправе решать самостоятельно, копии каких бумаг могут в каждой конкретной ситуации подтвердить «…обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию».
Варианты ответа
Итак, право чиновников требовать копии трудовых книжек уволившихся сотрудников напрямую нигде не предусмотрено. В то же время «страховые» ревизоры считают, что отсутствие четкого перечня необходимых при проверке документов дает им право проявить инициативу и удостоверяться, что пособие рассчитано в строгом соответствии со стажем работника.
«Начинать спорить с чиновниками и доказывать их неправоту в ситуации, когда нормы закона можно трактовать по-разному, а судебная практика пока не сложилась, по меньшей мере неразумно, – предупреждает московский адвокат Сергей Воронин. – Поэтому я бы посоветовал сначала подготовить объяснительное письмо. В нем нужно указать, что предоставить копию книжки интересующего ФСС сотрудника в настоящее время нет никакой возможности (на звонки и электронные письма не отвечает, можно направить запрос заказным письмом, но на это уйдет время и т. п.). А далее можно предложить чиновникам проверить стаж работника с помощью других документов. Например, время работы могут подтвердить трудовые договоры или личная карточка сотрудника по форме Т-2, в которой указывается стаж работы при его поступлении, а также справки и выписки из приказов (п. 8 Правил, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91, далее – Приказ № 91), лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты. Что касается подсчета стажа по последнему месту работы, то его также можно учесть на основании данных из Книги учета движения трудовых книжек. Сделанные в ней записи могут подтвердить даты начала и окончания трудовых отношений между компанией и бывшим работником. Кстати, именно трудовые контракты смогут подтвердить страж совместителей (поскольку в трудовой книжке соответствующие записи могут быть не у всех)».
Ну, а если сотрудники Соцстраха все-таки не захотят принять никаких других доказательств стажа, кроме копий трудовых книжек, то, наверное, ничто другое, кроме обращения в арбитраж, фирме не поможет. В этой ситуации хочу посоветовать открыто предупредить специалистов ФСС о своих намерениях и предложить им ознакомиться с результатом рассмотрения хотя бы нескольких аналогичных споров. Судьи уже не единожды признавали, что законодательством о труде и обязательном страховании не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников. А сотрудникам ФСС, участвующим в разбирательстве, в свою очередь, не удавалось продемонстрировать суду ссылки на какие-либо нормативные акты, четко устанавливающие для работодателя такую обязанность (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 ноября 2011 г. по делу № А05-2144/2011).
Приведем один из таких споров, разрешенный питерскими арбитрами буквально пару месяцев назад.
Случай из практики
Специалисты ФСС проверяли законность выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для этого чиновники попросили коммерсантов предоставить им больничные листы, документы о расходах на выплату пособий и трудовые книжки работников. Но оказалось, что последний запрос фирма выполнить не может, поскольку на момент проведения проверки сотрудницы, которым начислялись пособия, уже уволились и трудовые книжки забрали. Копий в компании не было.
На этом основании представители Соцстраха заявили, что суммы пособий не подтверждены документально, и возмещать расходы на выплаты отказались. Такое решение ревизоров послужило причиной для обращения фирмы в арбитраж. Ознакомившись с материалами дела, судьи тут же указали, что действия сотрудников Соцстраха были незаконными. Арбитры подчеркнули, что листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточным подтверждением для возмещения расходов.
Арбитры практически повсеместно признают, что законодательством о труде и обязательном страховании не установлена обязанность коммерсантов делать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников. А сотрудникам ФСС, в свою очередь, не удается продемонстрировать суду ссылки на какие-либо нормативные акты, четко устанавливающие для работодателя такую обязанность.
Обжалуя решение в кассации, представители ФСС апеллировали к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные Приказом № 91. В них указано, что основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. Далее, пунктом 20 вышеуказанных Правил определено, что документы, подтверждающие периоды работы, включаемые в страховой стаж, обязательно должны представляться по месту выплаты пособия. Поэтому их требования о копии трудовой книжки являются вполне законными.
Но кассационные арбитры пояснили, что обязанности сохранять копии трудовых книжек после увольнения работников у компаний-работодателей вес-таки нет. Соответственно, требование Фонда представить их является неправомерным. А поскольку ФСС не заявил об иных причинах, которые не позволили ему принять расходы, арбитры признали отказ возместить затраты на выплату пособий незаконным (постановление АС Северо-Западного округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А66-3360/2015).
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование