что делать если ошибся во время намаза
Что делать если ошибся во время намаза
от Замиль · Апрель 22, 2020
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Исламские новости
Ошибки, обесценивающие намаз
Эти ошибки могут привести даже к недействительности намаза, но бывает, мы даже не знаем о них
1 – Сначала надо очиститься от нечистот. На теле, одежде и месте совершения намаза не должны быть следов нечистот человека и животных или алкоголя.
2 – Совершать намаз в состоянии, когда человек испытывает желание сходить в туалет по малой или большой нужде, порицаемо (макрух).
Совершение намаза в таком состояние не позволяет проникнуться смиренностью (хушу). Но если существует опасность, что время намаза кончиться и придется восполнять малитву, то тогда несмотря ни на что надо совершить ее.
Совершение омовение в спешке, не уделяя должного внимания смачиванию водой всех положенных частей тела, может привести к «намазу без омовения». При этом надо избегать рассеянности и наущений шайтана (васваса). Расточительство воды при омовении запрещено.
4 – Для совершения намаза следует создать необходимую атмосферу
Если очистить разум от посторонних мыслей, а место совершения намаза – от всех предметов, которые могут бросить в глаза и отвлечь внимание, то это поможет получить больше наслаждения от молитвы. Во время намаза мы должны следить за своими глазами, ушами и сердцем.
5 – Намаз – коллективное поклонение, его надо совершать в мечети
Молиться дома разрешено только женщинам. Надо стараться в качестве принципа совершать намаз в мечети. По крайней мере, нужно прилагать усилия, чтобы не было дня, в который вы не посетили бы мечеть.
Нельзя избегать посещений мечетей под тем предлогом, что вас не устраивают или они сами, или имамы. В храмах следует избегать дел, нарушающих царящего в них благоволения или мешающих молящимся. Разговаривать или даже читать Коран так громко, что это отвлекает внимание других людей, не ставить телефон на беззвучный режим – все это противоречит этикету посещения мечети.
6 – Нельзя отделять себе особое место в мечети
Приходить в мечеть в грязной одежде или с запахом изо рта не отвечает правилам исламской морали и запрещено. О таких вещах, как обувь и сумка, забота о безопасности которых может отвлечь внимание, следует позаботиться заранее.
7 – Каждый мусульманин, который находился в мечети, когда там произносили азан, не должен уходить, не совершив намаз.
9 – Нельзя бежать в мечеть, чтобы успеть на какой-то ракаат намаза.
10 – Совершать в намазе не относящие к нему действия предосудительно
Если без всякой уважительной причины во время совершения намаза пройти три шага, это нарушает его. Также и, например, если три раза почесаться в одном ракаате, это также нарушает намаз. Предосудительно поднимать упавший головной убор и подобные вещи.
11 – Предосудительно проходить перед человеком, совершающим намаз
Собираясь молиться в мечети, надо обращать внимание на то, чтобы не проходить перед человеком, совершающим намаз. Также если существуют опасения, что во время намаза кто-то пройдет перед тобой, то надо положить на землю перед собой хотя бы небольшой предмет. Такой предмет называется сутра.
12 – При совершении коллективного намаза мужчины и женщины не должны стоять в одном ряду – согласно ханафитскому мазхабу в таком случае намаз мужчины становится недействительным.
13 – Намаз нарушается, если человек встает хотя бы на одну ступню вперед имама.
14 – Выравнивание рядов при совершении коллективного намаза – это одна из причин того вознаграждения (саваб), которое обретается от него.
15 – Склоняться в руку или саджда, а также выпрямляться из них раньше имама, порицаемо.
16 – Слушать хутбу во время пятничного намаза важно.
Не надо забывать, что внимание пятничной хутбе – это поклонение. Также не следует упускать из вида, что если отвлекаться при этом, разговаривать, то это может оставить человека без вознаграждения (саваб) за пятничный намаз.
17 – Подготовка к пятничному намазу, совершение полного омовения перед ним, нанесение благовоний является сунной, а действия, противоположные этому порицаемы (макрух).
18 – Оставление одного из обязательных (ваджиб) действий или сунн намаза порицаемо (макрух). А оставление строго обязательных (фард) действий приводит к недействительности намаза.
19 – Закрывать глаза во время намаза является порицаемым (макрух)
20 – Не должно быть особой одежды только для намаза
Но совершение намаза в узкой облегающей или прозрачной одежде для мужчин порицаемо, а для женщин приводит к недействительности намаза.
Совершение намаза с непокрытой головой в обществе, где головной убор является культурой, привнесенной исламом, представляется порицаемым. Также совершать намаз в одежде с изображением живых существ, по крайней мере, порицаемо.
21 – Порицаемо совершать намаз перед изображением живого существа или горящим огнем.
23 – Употребление еды или питья в малом или большом количестве в намазе нарушает его.
24 – Отворачивание груди от киблы (т.е. от направления на Каабу) нарушает намаз.
25 – Чтение в намазе сур и аятов Коран с ошибками, приводящими к изменению смысла, а также его рецитация, не соответствующая правилам таджвида, нарушают намаз.
26 – Намаз – это поклонение, привязанное к определенному времени. Его нельзя совершать, когда его время вышло, а можно только восполнить.
Поэтому надо следовать принципу совершения намаза в самом начале его времени и коллективно. Например, если во время совершения утреннего намаза взойдет солнце, то так как прекращается время утреннего намаза, то он нарушается.
Есть такие отрезки времени, когда совершать намаз порицаемо (макрух):
1. При восходе солнца
2. Когда солнце находится в зените
3. При заходе солнца
Если человек не успел совершить предвечерний (аср) намаз, то даже если солнце заходит, он должен совершить его.
27 – Азан неотделим от намаза
Человек, который слышал азан из какой-то мечети, может не произносить его. А тот, кто не слышал, должен произносить свой азан и камат. То же самое касается и восполнения (каза) намаза.
28 – Полное и тщательное выполнение столпов намаза (тадили аркан) является обязательным (ваджиб)
А некоторые ученые даже сказали, что оно является строго обязательным (фард). Если же не выполнять все столпы намаза тщательно, то это приводит к недействительности намаза. Склоняясь в земном поклоне, надо сначала ставить на землю колени, потом руки, а потом лоб. Вставая же, надо соблюдать обратный порядок. Мужчина в земном поклоне (саджа) не должен касаться локтями живота и земли. Женщины же должны прижимать локти к бокам.
29 – Не следует пренебрегать сажда саху (земной поклон, совершаемый при ошибке в намазе). Также если в намазе читается аят, требующей совершение земного поклона (сажда тилават), то эту сажда надо выполнить в намазе.
30 – Человек, который сомневается, сколько ракаатов он совершил, должен поступать следующим образом:
Если такое сомнение появилось у него в первый раз, то он должен совершить намаз заново. Если же оно появляется часто, то он должен отдать предпочтение наиболее вероятному предположению.
31 – Если те части тела, которые должны быть прикрыты, остаются открытыми в течение одного рукна намаза (т.е. такой его части, как земной поклон, поясной поклон и т.п.), то намаз нарушается.
32 – Если у человека нет кашля, но он намеренно кашляет, то это нарушает намаз.
33 – Если в земном поклоне обе ноги одновременно отрываются от земли, то это нарушает намаз.
34 – И самая опасная ошибка – это невежество
Если человек руководствуется знаниями, полученными из сомнительных источников, то его намаз может оказаться вовсе не таким, который приводит к спасению. Поэтому мы должны обращаться к надежным руководствам и хорошо знать фикх.
Перевод Г ульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «Салямом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон – «садждату-ссахви», и только после этого произносят «Салям» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «Саляма» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «Саляма» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «Салям».
«Садждату-ссахви» совершают, если пропущен хотя бы одно из важнейших рекомендуемых действий намаза. Например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву «Кунут» или в 3-х или 4-х ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз «Ташаhhуд» после второго ракаата и случайно встали (в данном случае, если вы не являетесь следующим за имамом (маъмумом), то нельзя возвращаться к чтению «Ташаhhуда», а необходимо продолжить третий ракаат, ибо нельзя прерывать рукн ради выполнения сунны).
Если вы завершили намаз и после этого вспомнили, что пропустили один рукн или ракаат, то вы встаете и совершаете дополнительный ракаат (если не прошло много времени) и перед «Салямом» совершаете «садждату-ссахви». А если прошло много времени, то вы заново совершаете весь намаз.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов) и, исходя из этого решения, совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь 3 или 4 ракаата вы совершили, то считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед «Салямом», совершаете «садждату-ссахви». Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Для «садждату-ссахви» обязательно должны сделать намерение сердцем имам (то есть руководящий коллективной молитвой) и совершающий намаз индивидуально. А тому, кто следует за имамом, необязательно делать это, точнее, он намеревается сердцем непосредственно при вступлении в «садждату-ссахви».
Если в конце намаза намереваетесь совершить «садждату-ссахви», то для чтения «Ташаhhуда» желательно сидеть в позе «ифтираш» (а не «таваррук»).
Совершение «садждату-ссахви» является рекомендуемым (сунна), а не обязательным (фарз) действием, поэтому, если возникнет сомнение – совершать или не совершать «садждату-ссахви», – то его не совершают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Ошибка во время намаза
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Ошибка во время намаза
Мир всем мусульманам!
1. Скажите пожалуйста, если я совершил ошибку во время намаза, например ташахуд прочитаю неправильно, или забуду совершить поясной поклон, то что надо делать?
2. Два поклона до таслима совершаются исключительно в том случае, если не помнишь сколько ракаатов совершил или же совершаются и при совершении иных серьезных ошибок в намазе?
Re: Ошибка во время намаза
Уа ‘алайкуму Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух
Положения, связанные с Саджда саху (Ибн `Усаймин).
Первый вопрос: Относительно “Саляма” до завершения намаза: Если совершающий намаз даст “салям” до завершения намаза по забывчивости.
Ситуация: Если вспомнил об этом по истечении продолжительного времени, то намаз возобновляется заново. Если же вспомнил об этом по истечении небольшого времени, как пять минут, то он завершает свой намаз, и затем дает “салям”.
Место саджда: После “саляма” совершается два “саджда саху” затем еще раз дается “салям”.
Второй вопрос: Относительно добавления в намазе: Если совершающий намаз добавил в намазе стояние или сидение, или руку’, или саджда.
Ситуация: Если человек вспомнил после того, как закончил совершать дополнение, то ему надо совершить “саджда саху”, если же вспомнит во время выполнения добавления то обязан оставить добавление и вернуться.
Место саджда: После “саляма” совершается “саджда саху” затем еще раз дается “салям”.
Четвертый вопрос: Относительно сомнения в намазе: Если человек сомневается в числе рака’тов, прочитал два или три, то будет одна из двух ситуаций:
Ситуация: Первая ситуация: Когда одно из положений является наиболее верным для него, тогда он совершает в соответствии с тем, что наиболее верно и, опираясь на это заканчивает намаз, затем дает “салям”.
Вторая ситуация: Когда человек не может выбрать наиболее верное решение, тогда основывается на уверенности, а это наиболее меньшее количество, затем исходя из этого, заканчивает свой намаз.
Место саджда: В первом случае человек делает “саджда саху” после “саляма”. Во втором случае делает “саджда саху” до “саляма”.
И нет проблем, если вам тяжело разделить когда надо до салама, а когда после делать эти суджуды, делай в таком случае, как тебе удобнее и все, опираясь на слова шейха Ибн База. Он говорил, что в этом вопросе есть широта и ты можешь делать как пожелаешь, до салама или же после, потому что и так и так пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «Фатауа Ибн Баз» 11/267.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” приведя разногласие имамов по этому вопросу, сказал: “Но все они говорят, что если молящийся сделает саджда после салама в тех случаях, когда по их мнению надо было делать до, то это не причин ему вреда. Как и сказали, что если сделает саджда до салама в тех случаях, когда надо после, нет в этом проблем”.
А имам ан-Науауи вообще передал: “Сказал автор книги «аль-Хауи» (аль-Мауарди): «Нет разногласия среди факъихов, среди всех ученых, что суджуд саху дозволен до салама и после. Однако они разногласили в том, что является лучшим из этого»”. См. «аль-Маджму’» 4/52.