чем особенности строения и значение для организма

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).

Дата проведения: _______________

Тема урока: Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).

Количество часов: 1

Тип урока : Изучение нового материала

Целевая установка: Формирование представлений о науках, изучающих человека, о методах их исследования

Понятия и персоналии: Медицина, анатомия, физиология, гигиена, карантин

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области анатомии и физиологии, о факторах здоровья и риска; работать с дополнительной информацией; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

Здравствуйте, ребята, послушайте высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Как вы понимаете эти строки? О чем говорится в высказывании?

Я предлагаю вам внимательно прослушать информацию об ученых и ответить на вопрос- Что объединяет этих людей?

Гиппократ. (Др. Греция)

Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,

клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача

Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.

Абу Наср аль-Фараби

Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о сердце.

Абу Али ибн Сина (Авицена)

Труд «Введение в анатомию и физиологию».

Уильям Гарвей (анг.врач)

Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по сосудам. Открыл законы кровообращения. Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач

Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой хирургии.

Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс. Труд «Рефлексы головного мозга».

Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.

Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») – «отец геронтологии».

Физиолог Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии

кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов. Учение о ВНД, две СС.

Ответы обучающихся. (Вывод. Все эти люди занимались изучением человеческого организма и внесли огромный вклад в развитие наук о человеке.)

Учитель озвучивает тему урока.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

Что такое здоровье?

Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику.

Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На доске – слово «ЗДОРОВЬЕ».

— Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? ( Не болеть: чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т.д.)

Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.

С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.

Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? ( Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)

Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.

Усвоений новых знаний и способов действий.

Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.

Анатомия – наука о строении организма и его органов.

Знакомство с учебником. Работа в группах. Класс делится на три группы. Обучающиеся получают карточки с заданием.

Используя материал учебника (§1.стр.6-7) и дополнительные источники информации, заполните таблицу

Методы исследования применяемые в анатомии

Методы исследования применяемые в физиологии

2. Просвечивания УЗИ

3. Метод рассечения, препарирования

4. Метод фиксации (бальзамирования трупов)

5. Метод окрашенных инъекций

6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)

7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;

Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.

Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым.

В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология.

Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов.

Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей.

Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.

Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня.

В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? ( Микроскопия).

Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр.

В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используют для изучения организма человека. ( Электрокардиография, флюорография, УЗИ, рентген).

Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.

Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.

Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов.

Визуальный осмотр ( соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело.

Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.

Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.

Первичное закрепление изученного материала.

Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

— Что изучает анатомия, физиология, гистология, гигиена?

— Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?

Рефлексия учебной деятельности.

Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

6. Этап подведения итогов урока.

Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.

Источник

Строение органов человека

Общий обзор организма. Рудименты

Уровни организации

На схеме показана взаимосвязь всех систем органов тела. Определяющим (детерминирующим) началом является генотип, а общими регулирующими системами — нервная и эндокринная. Уровни организации от молекулярного до системного характерны для всех органов. Организм в целом представляет собой единую взаимосвязанную систему.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Жизнь на Земле представлена индивидуумами определённого строения, принадлежащими к определённым систематическим группам, а также к сообществам разной сложности. Индивидуумы и сообщества организованы в пространстве и во времени. По подходу к их изучению можно выделить несколько основных уровней организации живой материи:

Молекулярный — любая живая система, как бы сложно была не организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и других органических. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. Этот уровень изучает молекулярная биология.

Клеточный — клетка является структурно-функциональной и универсальной единицей живого организма. Биология клетки (наука цитология) изучает морфологическую организацию клетки, специализации клеток в ходе развития, функции клеточной мембраны, механизм и регуляции деления клетки;

Тканевый — совокупность клеток, объединённых общностью происхождения, сходством строения и выполнением общей функции.

Органный — структурно-функциональное объединение и взаимодействие нескольких типов тканей, образующих органы.

Организменный — целостная дифференцированная система органов, выполняющих различные функции и представляющих многоклеточный организм.

Популяционно-видовой — совокупность особей одного вида, объединённых общим местом обитания, создающим популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой системе осуществляется простейшие элементарные эволюционные преобразования.

Биогеоценотический — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды обитания.

Биосферный — система высшего ранга, охватывающая все явления жизни на Земле. На этом уровне осуществляется круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью живых организмов.

Уровни организации организма человека (на примере выполнения двигательной функции)

УровеньСтруктурыФункционирование
МолекулярныйБелки: актин, миозинВысвобождение энергии, движение нитей актина относительно нитей миозина
СубклеточныйСаркомеры и миофибриллы — структуры, сформированные несколькими белкамиУкорочение саркомеров и миофибрилл
КлеточныйМышечные волокнаУкорочение мышечных волокон
ТканевойПоперечно-полосатая скелетная мышечная тканьУкорочение групп (пучков) мышечных волокон
ОрганизменныйПоперечно-полосатые скелетные мышцыУкорочение мышц
СистемныйОпорно-двигательная системаИзменение положения костей (кожи в случае мимических мышц) относительно друг друга
Функциональная системаОпорно-двигательный аппаратПеремещение частей тела или тела в пространстве

Структура тела

На голове располагаются органы чувств: непарные — нос, язык; парные — глаза, уши, орган равновесия. Внутри черепной коробки находится головной мозг.

Тело человека покрыто кожей. Кости и мышцы образуют опорно-мышечный аппарат. Внутри тела располагаются две полости тела — брюшная и грудная, которые разделены перегородкой — мышечной диафрагмой. В этих полостях располагаются внутренние органы. В грудной — лёгкие, сердце, сосуды, дыхательные пути и пищевод. В брюшной полости слева (под диафрагмой) — желудок, справа — печень с желчным пузырём и селезёнка. В канале позвоночника находится спинной мозг. В области поясницы расположены почки, от которых отходят мочеточники, входящие в мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом.

Половые органы женщины представлены: яичники, маточные трубы, матка.

Половые органы мужчины представлены: яички расположенные в мошонке.

Органы и системы органов

Каждый орган имеет свою форму и определённое место в организме человека. Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

Система органовФункции системыОрганы, входящие в состав системы
ПокровнаяЗащита тела от повреждения и от проникновения в него болезнетворных микроорганизмовКожа
Костно-мышечнаяПридание прочности и формы телу, выполнение движенийСкелет, мышцы
ДыхательнаяОбеспечение газообменаДыхательные пути, лёгкие, дыхательные мышцы
КровеноснаяТранспортная, снабжение всех органов питательными веществами, кислородом, выделение продуктов обменаСердце, кровеносные сосуды
ПищеварительнаяПереваривание пищи, обеспечение организма энергетическими веществами, защитнаяСлюнные желез, зубы, язык, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа
ВыделительнаяВыведение продуктов обмена веществ, осморегуляцияПочки, мочевой пузырь, мочеточники
Система органов размноженияВоспроизведение организмовЯичники, яйцеводы, матка, семенники, наружные половые органы
Нервная системаРегуляция деятельности всех органов и поведения организмаГоловной и спинной мозг, периферические нервы
Эндокринная системаГормональная регуляция работы внутренних органов и поведения организмаЩитовидная железа, надпочечники, гипофиз и др.

Нервная система осуществляет регуляцию с помощью электрохимических сигналов, нервных импульсов. Эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ — гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу.

Схема пищеварительного тракта в составе пищеварительной системы:

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Клеточное строение организма

Внешняя и внутренняя среда организма

Внешняя среда — это та среда, в которой находится организм человека. Это совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид. Человек живёт в газообразной среде.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая находится внутри организма: она отделяется от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая, имеет определённый солевой состав и постоянную температуру. К внутренней среде не относится: содержимое пищеварительного канала, мочевыводящих и дыхательных путей. Граничат с внешней средой: наружный ороговевший слой кожи и некоторые слизистые оболочки. Органы человеческого тела снабжают клетки через внутреннюю среду необходимыми веществами и удаляют ненужные вещества в процессе жизнедеятельности организма.

Строение клетки

По форме, строению и функциям клетки разнообразны, но по структуре сходные. Каждая клетка обособлена от других клеточной мембраной. Большинство клеток имеют цитоплазму и ядро. Цитоплазма — внутренняя среда, живое содержимое клетки, состоящее из волокнистого основного вещества — цитозоля и клеточных органоидов. Цитозоль — растворимая часть цитоплазмы, заполняющая пространство между клеточными органоидами. Цитозоль содержит 90% воды, а также минеральные и органические вещества (газы, ионы, сахара, витамины, аминокислоты, жирные кислоты, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и другие). Это место протекания метаболических процессов (например, гликолиза, синтеза жирных кислот, нуклеотидов, аминокислот и т.д.).

В цитоплазме клетки находится ряд структур-органоидов, каждая из которых обладает определённой функцией и имеет закономерные особенности строения и поведения в различные периоды жизнедеятельности клетки. Органоиды — постоянные, жизненно важные составные части клеток.

Строение и функции ядра

Клеточное ядро как важнейшая составная часть клетки, содержащая ДНК (гены), выполняет следующие функции:

В ядре находятся хромосомы, основа которых — молекулы ДНК, определяющие наследственный аппарат клетки. Участки молекул ДНК, ответственные за синтез определённого белка, называют генами. В каждой хромосоме насчитывают миллиарды генов. Контролируя образование белков, гены управляют всей цепочкой сложных биохимических реакций в организме и тем самым определяют его признаки. В обычных клетках (соматических) человеческого организма содержится по 46 хромосом, в половых клетках (яйцеклетках и сперматозоидах) по 23 хромосомы (половинный набор).

Органоиды клетки

Постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции, называются органоидами. В клетке они играют ту же роль, что и органы в организме.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Функции цитоплазматической мембраны:

Эндоплазматическая сеть — мембранная разветвлённая система каналов диаметром 25–75 нм и полостей, пронизывающих цитоплазму. Особенно много каналов в клетках с интенсивным обменом веществ, по которым транспортируются синтезированные на мембранах вещества.

Различают два типа мембран эндоплазматической сети: гладкая и шероховатая (или гранулярную, содержащую рибосомы). На гладких мембранах находятся ферментные системы, участвующие в жировом и углеводном обменах, детоксикации веществ. Такие мембраны преобладают в клетках сальных желёз, где осуществляется синтез жиров, печени (синтез гликогена). Основная функция шероховатых мембран — синтез белков, который осуществляется в рибосомах. Особенно много шероховатых мембран в железистых и нервных клетках.

Рибосомы — мелкие сферические тельца диаметром 15–35 нм, состоящие из двух субъединиц (большой и малой). Рибосомы содержат белки и р-РНК. Рибосомальная РНК (р-РНК) синтезируется в ядре на молекуле ДНК некоторых хромосом. Там же формируются рибосомы, которые затем покидают ядро. В цитоплазме рибосомы могут располагаться свободно или быть прикреплёнными к наружной поверхности мембран эндоплазматической сети (шероховатые мембраны). В зависимости от типа синтезируемого белка рибосомы могут «работать» поодиночке или объединяться в комплексы — полирибосомы. В таком комплексе рибосомы связаны длинной молекулой м-РНК. Функция рибосом — участие в синтезе белка.

Аппарат Гольджи — система мембранных трубочек, образующих стопку уплощенных мешочков (цистерн) и связанных с ними систем пузырьков и полостей. Аппарат Гольджи особенно развит в клетках, вырабатывающих белковый секрет, в нейронах, яйцеклетках. Цистерны соединены каналами ЭПС. Синтезированные на мембранах ЭПС белки, полисахариды, жиры транспортируются к аппарату Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового либо к выделению, либо к использованию в самой клетке в процессе её жизнедеятельности. Аппарат Гольджи участвует в обновлении биомембран и образовании лизосом.

Лизосомы — маленькие округлые тельца, диаметром около 0,2–0,5 мкм, ограниченные мембраной. Внутри рибосом кислая среда (рН 5) и содержится комплекс (более 30 типов) гидролитических ферментов для расщепления белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и другого. В клетке несколько десятков лизосом (особенно их много в лейкоцитах).

Лизосомы образуются или из структур комплекса Гольджи, или непосредственно из эндоплазматической сети. Они приближаются к пиноцитозным или фагоцитозным вакуолям и изливают в их полость своё содержимое. Основная функция лизосом — участие во внутриклеточном переваривании пищевых веществ путём фагоцитоза и секреции пищеварительных ферментов. Лизосомы могут также расщеплять и удалять отмершие органоиды и отработанные вещества, разрушать структуры самой клетки при её отмирании, в ходе эмбрионального развития и в ряде других случаев.

Митохондрии — мелкие тельца, ограниченные двухслойной мембраной. Митохондрии могут иметь различную форму — сферическую, овальную, цилиндрическую, нитевидную, спиральную, вытянутую, чашевидную, разветвлённую. Размеры их составляют 0,25–1 мкм в диаметре и 1,5–10 мкм в длину. Количество митохондрий в клетке — несколько тысяч, в разных тканях неодинаково, что зависит от функциональной активности клетки: их больше там, где интенсивнее синтетические процессы (например, в печени).

Стенка митохондрий состоит из двух мембран — наружной гладкой и внутренней складчатой, в которую встроена цепь транспорта электронов, АТФаза, и межмембранного пространства величиной 10–20 нм. От внутренней мембраны вглубь органоида отходят перегородки, или кристы. Складчатость значительно увеличивает внутреннюю поверхность митохондрий.

На мембранах крист в митохондриальном матриксе (внутри митохондрий) располагаются многочисленные ферменты, участвующие в энергетическом обмене (ферменты цикла Кребса, окисления жирных кислот и другие). Митохондрии тесно связаны с мембранами ЭПС, каналы которой нередко открываются прямо в митохондрии. Число митохондрий может быстро увеличиваться делением, что обусловлено молекулой ДНК, входящей в их состав. Так, внутри митохондрий содержатся собственные ДНК, РНК, рибосомы, белки. Основная функция митохондрий — синтез АТФ в ходе окислительного фосфорилирования (аэробного дыхания клетки).

Структура и функции органоидов клетки

Схематическое изображениеСтруктураФункции
Плазматическая мембрана (клеточная мембрана)

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Два слоя липида (бислой) между двумя слоями белкаИзбирательно проницаемый барьер, регулирующий обмен между клеткой и средой
Ядро

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Самая крупная органелла, заключённая в оболочку из двух мембран, пронизанную ядерными порами. Содержит хроматин — в такой форме раскрученные хромосомы находятся в интерфазе. Содержит ядрышкоХромосомы содержат ДНК — вещество наследственности. ДНК состоит из генов, регулирующих все виды клеточной активности. Деление ядра лежит в основе размножения клеток, а следовательно, и процесса воспроизведения. В ядрышке образуются р-РНК и рибосомы
Эндоплазматический ретикулум (ЭПС)

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Система уплощённых мембранных мешочков — цистерн — в виде трубочек и пластинок. Образует единое целое с наружной мембраной ядерной оболочкиЕсли поверхность ЭПС покрыта рибосомами, то он называется шероховатым. По цистермам ЭПС транспортируется белок, синтезированный на рибосомах. Гладкий (без рибосом) служит местом синтеза липидов и стероидов
Рибосома

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Очень мелкие органеллы, состоящие из двух субчастиц — большой и малой. Содержат белок и РНК приблизительно в равных долях. Рибосомы обнаруживаемые в митохондриях ещё мельчеМесто синтеза белка, где удерживаются в правильном положении различные взаимодействующие молекулы. Рибосомы связаны с ЭПС или свободно лежат в цитоплазме. Много рибосом могут образовать полисому (полирибосому), в которой они нанизаны на единую нить матричной РНК
Митохондрия

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Митохондрия окружена оболочкой из двух мембран; внутренняя мембрана образует складки (кристы). Содержит матрикс, в котором находятся небольшое количество рибосом, одна кольцевая молекула ДНК и фосфатные гранулыПри аэробном дыхании в кристах происходит окислительное фосфорилирование и перенос электронов, а в матриксе работают ферменты, участвующие в цикле Кребса и окислении жирных кислот
Аппарат Гольджи

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Стопка уплощённых мембранных мешочков — цистерн. На одном конце стопки мешочки непрерывно образуются, а с другого — отшнуровываются в виде пузырьковМногие клеточные материалы (например, ферменты ЭПС), претерпевают модификацию в цистернах и транспортируются в пузырьках. Аппарат Гольджи участвует в процессе секреции, и в нём образуются лизосомы
Лизосома

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Простой сферический мембранный мешочек (одинарная мембрана), заполненный пищеварительными (гидролитическими) ферментамиВыполняет много функций, всегда связанных с распадом каких-либо структур или молекул. Лизосомы играют роль в аутофагии, автолизе, эндоцитозе, экзоцитозе

Деление клетки

Деление клетки

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Биологическое значение митоза заключается в воспроизведении идентичной клетки, поддержании постоянного числа хромосом. Результатом его работы является образование двух генетически однородных клеток, идентичных материнской.

Жизненные процессы клетки

В клетках любого организма идут процессы обмена веществ. Поступающие в клетку питательные вещества образуют сложные вещества; формируются клеточные структуры. Помимо этого с образованием новых веществ идут процессы биологического окисления органических веществ — углеводов, белков, жиров, при этом выделяется энергия необходимая для жизнедеятельности клетки, а продукты распада удаляются.

Ферменты. Синтез и распад веществ происходит под действием ферментов — биологических катализаторов белковой природы, которые ускоряют во много раз биохимические процессы в клетке. Один фермент действует только на определённые соединения — субстрат данного фермента.

Рост и развитие клетки. В процессе жизни организма происходит рост и развитие множества его клеток. Рост — увеличение размеров и массы клетки. Развитие — возрастные изменения, и достижения клеткой способностей выполнять свои функции.

Покой и возбуждение клеток. Клетки в организме могут находиться в состоянии покоя и возбуждения. При возбуждении клетка включается в работу и выполняет свои функции. Возбуждение клетки обычно связано с раздражением. Раздражение — это процесс влияния на клетку механическим, химическим, электрическим, тепловым и т.д. воздействием. В результате клетка из состояния покоя переходит в состояние возбуждения (активно работает). Возбудимость — способность клетки отвечать на раздражение (этой способностью обладают мышечные и нервные клетки).

Ткани

Ткани организма человека делят на четыре типа: эпителиальные, или пограничные; соединительные, или ткани внутренней среды организма; сократимые мышечные ткани и ткани нервной системы.

Ткани общего назначения — эпителиальные и внутренней среды (кровь, лимфа и соединительная ткань: собственно соединительная, хрящевая, костная).

Специальные ткани — мышечная, нервная.

Эпителиальная ткань (покровная) — смежная ткань, покрывающая организм снаружи; выстилает внутренние органы и полости; входит в состав печени, желёз, лёгких. Кроме того, они выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников. К эпителиальным тканям относится и железистая ткань, вырабатывающая различные виды секретов (пот, слюну, желудочный сок, сок поджелудочной железы). Клетки этой ткани располагаются в виде пласта, а их особенностью является их полярность (верхняя и нижняя часть клетки). Эпителиальные клетки обладают способностью к восстановлению (регенерация). В эпителиальной ткани нет кровеносных сосудов (клетки питаются диффузно, через базальную пластинку).

Фазы деленияРисунокМитоз
Профаза
Различные виды эпителия

Вид ткани (рисунок)Строение тканиМестонахождениеФункции
Плоский эпителий

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Таким образом, эпителиальной ткани присущи следующие функции: покровная, защитная, трофическая, секреторная.

Соединительные ткани

Соединительные ткани или ткани внутренней среды представлены кровью, лимфой и соединительной тканью. Особенностью этой ткани является наличие, кроме клеточных элементов, большого количества межклеточного вещества, представленного основным веществом и волокнистыми структурами (образованы фибриллярными белками — коллагеном, эластином и т.д.). Соединительная ткань подразделяется на: собственно соединительную, хрящевую, костную.

Собственно соединительная ткань создаёт прослойки внутренних органов, подкожную клетчатку, связки, сухожилия и другое. Хрящевая ткань образует:

Костная ткань формирует кости скелета, прочность которой придают отложения в ней нерастворимых кальциевых солей. Костная ткань принимает участие в минеральном обмене веществ организма. (См. в разделе «Опорно-двигательная система»).

Ткани внутренней среды

Вид ткани (рисунок)Строение тканиМестонахождениеФункции
Рыхлая соединительная ткань

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Функции соединительной ткани: защитная, опорная, питательная (трофическая).

Клетки мышечной ткани обладают свойствами: возбудимости, сократимости, проводимости.

Разновидности мышечной ткани

Различают три типа мышечной ткани: гладкая, поперечно-полосатая, сердечная.

Ткани внутренней среды

Вид ткани (рисунок)Строение тканиМестонахождениеФункции
Гладкая ткань

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Функции мышечной ткани: перемещение тела в пространстве; смещение и фиксация частей тела; изменение объёма полости тела, просвета сосуда, движение кожи; работа сердца.

Нервная ткань

Нервная ткань формирует головной и спинной мозг, нервные ганглии и волокна. Клетками нервной ткани являются нейроны и глиальные клетки. Главная особенность нейронов — высокая возбудимость. Они получают раздражение (сигналы) из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их. Нейроны собраны в очень сложные и многочисленные цепи, которые необходимы для получения, переработки, хранения и использования информации.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Нейрон состоит из тела клетки (сомы) и двух видов отростков — дендритов, аксонов и концевых пластин. В теле нейрона находится ядро с округлыми ядрышками.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Строение нейрона (нервная клетка)

Дендриты (2) — короткие, толстые, сильно ветвящиеся отростки, проводящие нервные импульсы (возбуждение) к телу нервной клетки.

Аксон (3) — один длинный (до 1,5 м) неветвящийся отросток нервной клетки, проводящий нервный импульс от тела клетки к её концевому отделу. Отростки — это полые трубочки, наполненные цитоплазмой, которая течёт по направлению к концевым пластинам. Цитоплазма забирает ферменты, которые образовались в структурах гранулярного эндоплазматического ретикулума (8) и катализирующие синтез медиаторов в концевых пластинах (4). Медиаторы запасаются в синаптических пузырьках (5). Аксоны некоторых нейронов защищены с поверхности миелиновой оболочкой (6), образованной шванновскими клетками, обвивающими аксон. Эта оболочка состоит из клеток своеобразной нервной ткани — глии, в которую погружены все нервные клетки. Глия играет вспомогательную роль — она выполняет изолирующую, опорную, трофическую и защитную функции. Места, в которых аксон не покрыт (миелиновой оболочкой), называют перехватами Ранвье (7). Миелин (жироподобное белое вещество) является остатком мембран мёртвых клеток и его состав обеспечивает изолирующие свойства клетки.

Нервные клетки соединяются друг с другом посредством синапсов. Синапс — место контакта двух нейронов, где происходит передача нервного импульса от одной клетки к другой. Синапсы образуются в местах контакта аксона с клетками, которым он передаёт информацию. Эти участки несколько утолщены (10), так как содержат пузырьки с раздражающей жидкостью. Если нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки лопаются, жидкость изливается в синоптическую щель и воздействует на оболочку клетки, принимающей информацию. В зависимости от состава и количества биологически активных веществ, содержащихся в жидкости, принимающая информацию клетка может возбудиться и усилить свою работу, либо затормозиться — ослабить или вовсе прекратить её.

Воспринимающие информацию клетки обычно имеют много синапсов. Через одни из них они получают стимулирующие сигналы, через другие — отрицательные, тормозные. Все эти сигналы суммируются, после чего следует изменение работы.

Таким образом, к функциям нервной ткани относят: получение, переработку, хранение, передачу информации поступающей из внешней среды и внутренних органов; регуляция и согласование деятельности всех систем организма.

Физиологические системы органов

Ткани организма человека и животного образуют органы и физиологические системы органов: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную.

Физиологические системыОрганы образующие системуЗначение
Покровная системаКожа и слизистые оболочкиПредохраняет организм от внешних воздействий
Система опоры и движенияКости, образующие скелет и мышцыПридают телу форму, обеспечивают опору и движение, защищают внутренние органы
Пищеварительная системаОрганы ротовой полости (язык, зубы, слюнные железы), глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железаОбеспечивают переработку питательных веществ в организме
Кровеносная системаСердце и кровеносные сосудыОсуществляет процесс кровообращения и обмена веществ между организмом и средой
Дыхательная системаНосовая полость, носоглотка, трахея, лёгкиеОбеспечивают газообмен
Выделительная системаПочки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный каналУдаляет из организма конечные токсичные продукты обмена веществ
Половая системаМужские органы (семенники, мошонка, предстательная железа, пенис).
Женские органы (яичники, матка, влагалище, наружные женские половые органы)
Обеспечивают размножение
Эндокринная системаЖелезы внутренней секреции (щитовидную, половые, поджелудочную, надпочечники и др.)Вырабатывают гормоны, регулирующие функции и метаболизм в органах и тканях
Нервная системаНервная ткань, пронизывающая все органы и тканиРегулирует согласованное функционирование всех систем и целостного организма в изменяющихся условиях окружающей среды

Рефлекторная регуляция

Нервная система регулирует все процессы в организме, а также обеспечивает соответствующую реакцию организма на воздействие внешней среды. Эти функции нервной системы выполняется рефлекторно. Рефлекс — ответ организма на раздражение, который происходит при участии центральной нервной системы. Рефлексы осуществляются вследствие распространения по рефлекторной дуге процесса возбуждения. Рефлекторная деятельность — это результат взаимодействия двух процессов — возбуждения и торможения.

Возбуждение и торможение — два противоположных процесса, взаимодействие которых обеспечивает согласованную деятельность нервной системы и согласованную работу органов нашего тела.

Центральная и периферическая нервная система

Большинство нейронов находится в головном и спинном мозге. Они составляют центральную нервную систему (ЦНС). Часть этих нейронов выходит за её пределы: их длинные отростки объединяются в пучки, которые в составе нервов идут ко всем органам тела. Нервная система состоит из нервных клеток — нейронов (насчитывается 25 млрд нейронов в головном мозге и 25 млн на периферии.

Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг. Кроме нервов, в головном мозге и не ЦНС встречаются скопления тел нейронов — это нервные узлы. Периферическая часть нервной системы включает в себя отходящие от головного и спинного мозга нервы и нервные узлы, расположенные вне головного и спинного мозга. По функции нервная система делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая — осуществляет связь организма с внешней средой (восприятие раздражений, регуляцию движений поперечно-полосатой мускулатуры и другое), а вегетативная — регулирует обмен веществ и работу внутренних органов (биение сердца, тонус сосудов, перистальтические сокращения кишечника, секрецию различных желёз и т.д.). обе эти системы работают в тесном взаимодействии, но вегетативная нервная система обладает некоторой самостоятельностью (автономностью), управляя непроизвольными функциями.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

Рефлекс и рефлекторная дуга

Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая центральной нервной системой в ответ на раздражение рецепторов. Рецепторы — нервные окончания, воспринимающие информацию об изменениях, происходящих во внешней и внутренней среде. Любое раздражение (механическое, световое, звуковое, химическое, электрическое, температурное), воспринимаемое рецептором, преобразуется в процесс возбуждения. Возбуждение передаётся по чувствительным — центростремительным нервным волокнам в центральную нервную систему, где происходит срочный процесс переработки импульсов. Отсюда импульсы направляются по волокнам центробежных нейронов к исполнительным органам, реализующим ответную реакцию на раздражение.

Рефлекторная дуга — это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепторов к исполнительному органу. Для осуществления любого рефлекса необходима согласованная работа всех звеньев рефлекторной дуги.

Схема рефлекторной дуги.

чем особенности строения и значение для организма. Смотреть фото чем особенности строения и значение для организма. Смотреть картинку чем особенности строения и значение для организма. Картинка про чем особенности строения и значение для организма. Фото чем особенности строения и значение для организма

В осуществлении любого рефлекторного действия участвуют процессы возбуждения, вызывающие определённую деятельность, и процесс торможения, выключающие те нервные центры, которые мешают осуществлению рефлекторных действий. Процесс торможения противоположен возбуждению. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и координации функций в организме.

Таким образом, эти оба процесса (возбуждения и торможения) тесно связаны между собой, что обеспечивает согласованную деятельность всех органов и всего организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *