чем определяются цели психологического консультирования
Научная электронная библиотека
2.1. Определение и цели психологического консультирования
Психологическое консультирование является одним из самых распространенных видов работы психолога в разных сферах жизни и деятельности людей. Совокупность проблем, где психологическая помощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отношений, эмоциональные и внутриличностные конфликты и переживания, ситуации социализации [128].
Основное содержание консультирования связано с различными средствами реорганизации межличностных взаимодействий клиента, умениями подвести клиента к готовности рассматривать себя самого как источника проблем, к пониманию необходимости самоизменения.
Среди общих стратегий психологического консультирования преобладают такие, как помощь в принятии собственных чувств, передача клиенту ответственности за события своей жизни и т.д. При этом профессиональное консультирование различает типы стратегий, ориентированных на работу с взрослыми людьми, и совершенно специфические стратегии работы с детьми и подростками. В психологическом консультировании соблюдение определенных принципов и требований выступает профессиональной обязанностью психолога, равно как этические и моральные проблемы и ограничения.
Обратимся к основным понятиям рассматриваемой нами проблемы – «консультация» и «психологическое консультирование».
Слово «консультация» имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такие советы (например, юридическая консультация) [80]. Слово “консультант” обычно ассоциируется со словами “советник”, “помощник”, “наставник”. Этимологически слово “консультирование” происходит от латинского consultatio, что означает “совещание”.
Психологическое консультирование как профессиональная специализация в международной практике утвердилось с 50-х годов XX века. В России психологическое консультирование как сфера деятельности получило интенсивное развитие в начале 1980-х годов, с появлением первых служб социально-психологической помощи и телефонов психологической помощи. До этого выпускники психологических факультетов университетов в основном занимались тестированием клиентов и научно-исследовательской деятельностью. Официально психотерапией они заниматься не могли (как, впрочем, не могут и сейчас), поскольку по законам Российской Федерации психотерапевтом может быть только специалист с высшим медицинским образованием.
В «Большом толковом психологическом словаре», переведенном с английского языка, читаем: «Консультирование – общий термин, который используется для обозначения различных процессов интервьюирования, тестирования, руководства, советования и т.д., разработанных для того, чтобы помочь индивиду решать проблемы, планировать будущее и т.д. Часто термин консультирующий психолог используется для обозначения клиницистов, которые специализируются в консультировании по проблемам брака, злоупотребления лекарственными средствами, профориентации, по работе с сообществом и т.д. [18, с. 370].
Хотя термины «психологическое консультирование» и «психокоррекционная работа» не совсем четко определены, тем не менее, их появление имело революционное значение. Они несли в себе больше «политическую», чем смысловую нагрузку: не посягая на территорию, по традиции занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы. Таким образом, с рождением психологического консультирования для отечественных психологов создалось пространство, открывающее «легальную» возможность психотерапевтической работы, пусть и под другим названием.
За рубежом, в частности в США, термины «психологическое консультирование», «консультирование», «терапия» или «психотерапия» зачастую обозначают одно и то же. В связи с необходимостью все же определить предмет психологического консультирования, Ассоциация служащих и менеджеров США – лицензионная комиссия, выдающая разрешения на частную практику – определяет консультирование как совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и международных отношений.
Р. Кочюнас полагает, что распределение таких двух сфер психологической помощи как психологическое консультирование и психотерапия – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии тоже подобны. Наконец, в первом и втором случае помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта- психолога [51, с.14].
Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе – большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией [см. 51].
Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии [см. 51, с.14-15]:
— консультирование ориентировано на клинически здоровую личность – на человека, имеющего в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также человека, чувствующего себя хорошо, однако ставящего перед собой цель дальнейшего развития личности;
— консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. Эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста»;
— консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
— консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
— консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
— в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
— консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
Что касается России, то в нашей стране проблема различения психологического консультирования с другими «родственными» понятиями, стоит не менее остро. В.В. Макаров в предисловии к книге Р. Кочюнаса «Психологическое консультирование и групповая психотерапия» отмечает, что аргументировано разделить психологическое консультирование и психотерапию можно только в крайних случаях. Зачастую же такая дифференциация или явно искусственна, или неубедительна. Поэтому важно хотя бы условно разделять их. «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве, и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера» [см.51, с.9-10].
Анализ, проведенный В.Ю. Меновщиковым [72, с.7] показал, что в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия» и «психологическое консультирование». Их сходство и различие представлено в таблице 1.
Консультироваться, утверждает В.Ю. Меновщиков, значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. А совет – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключается отличие психологического консультирования от психотерапии, по крайней мере, психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до шести встреч), хотя в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи [72, с.8].
Сходство и различие понятий «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия», «консультирование»
А. Клинически ориентированная
Врач (психиатр, психотерапевт)
Врач, психолог, социальный работник
Личностные и межличностные изменения
Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности
Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях)
Консультирующий психолог, социальный работник
Клиент, семья, группа
Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)
Отношения, устанавливаемые между психологом и клиентом, являются важнейшей особенностью психологического консультирования. Поскольку, как отмечалось выше, нет четких разграничений между деятельностью психолога и психотерапевта, в ситуации консультирования данные отношения могут рассматриваться и как терапевтические.
Отличие терапевтических отношений от любых других состоит также в наличии относительно специфических целей и строгих временных ограничений: отношения существуют для поиска решений, и сессия заканчивается, как только минутная стрелка часов достигает заранее оговоренной цифры. Таким образом, кроме многих общих характеристик, которые можно найти и в других успешных отношениях между людьми, терапевтические отношения имеют ряд отличий [50].
Основываясь на обзоре литературы не только по консультированию, но и по психологии, социальной работе, медицине, Коттлер, Браун (2000) делают следующие выводы [см. 71].
3. Подразумевается, что один человек (консультант) лучше контролирует ситуацию, имеет больший опыт и несет большую ответственность за то, чтобы психотерапия шла гладко и приносила пользу, в то время как другой человек (клиент) является более важным.
5. Терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей клиентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.
6. Взаимодействия строятся таким образом, чтобы время использовалось наиболее целесообразно. Бессмысленная и пустая болтовня, которая является частью личных отношений, неприемлема в консультировании, где время считается ценным товаром.
7. Консультант может работать с различными вариантами поведения, мыслями, установками и действиями, но чаще всего фокусировка происходит на выражении и исследовании чувств, которые редко обнаруживаются вне терапевтического контекста.
8. Терапия лучше работает, когда клиент действительно находится «здесь и теперь». Абстрактное обсуждение проблем или истории клиента дает меньший эффект.
9. Чтобы отношения были эффективными, консультант и клиент должны прийти к согласию в вопросах о причинах и этиологии предъявляемых проблем и о том, что должно быть сделано, чтобы их разрешить. Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.
11. Отношения динамичны и со временем претерпевают изменения. То, что является наиболее подходящим на начальных стадиях консультирования, на последующих стадиях теряет свое первоначальное значение, поскольку паттерн взаимодействия, необходимый для решения терапевтических задач, уже сформировался. Подобным образом, при окончании консультирования возврат к более равноправным отношениям окажется, вероятно, более полезным, чем использование других отношений, которые несомненно являются наиболее эффективными на других стадиях.
Все эти положения говорят о том, что консультант должен использовать сведения, полученные при изучении наиболее эффективных стратегий, накладывая их на собственный опыт и оценивая, какой именно вид отношений будет оптимальным для достижения желаемых целей в работе с каждым конкретным клиентом. Некоторым клиентам, переживающим кризис в жизни, очень необходимы поддерживающие отношения, в которых они могут выразить пугающие их чувства, не опасаясь при этом осуждения и критики. Другим людям нужны более конфронтирующие отношения, чтобы они смогли перевести полученное знание в конкретные действия [50].
По мнению Ролло Мэя [76] суть современной практики консультирования состоит в помощи человеку советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением, причем неформально и профессионально. Эту помощь необходимо сделать эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии.
Основные области и направления психологического консультирования, престиж и значение которого в общественном мнении заметно выросли, весьма обширны и многоаспектны и продолжают обогащаться новыми социальными технологиями. Все это говорит о том, что процесс становления отечественной практической психологии обретает черты стабилизации и адаптации к новым социокультурным условиям и реалиям сегодняшнего дня.
При определении области и направления психологического консультирования в практической психологии, как правило, выделяют те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессиональном взаимодействии с прикладной психологией.
Теоретически выделяют три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. В каждом из этих направлений можно выделить специфические области, или сферы, психологического воздействия.
Индивидуальное консультирование включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование.
Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику и обучение персонала новым технологиям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, проблему самопрезентации и профессионального резюме в консультировании временно неработающих специалистов.
Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.
Все вышеперечисленные направления и области психологического консультирования не означают, однако, что психолог-консультант может успешно работать в любой из этих областей прикладной психологии. Прежде всего речь может идти об узкопрофессиональной направленности деятельности практического психолога, где учитываются специализация по базовому образовательному диплому, наличие опыта работы в данной сфере практической психологии, свидетельства о профессиональной аттестации или наличие соответствующих образовательных сертификатов, дипломов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании с правом ведения профессиональной деятельности по данной специальности.
Это означает, что специалист в области детско-родительских отношений и семейного консультирования не может одновременно работать консультантом по управлению персоналом. Каждая область и сфера психологического консультирования имеет свою специфику и предъявляет определенные профессиональные требования к специалисту-психологу, регламентирующие его деятельность в профессиональном, правовом и этическом пространстве.
По мнению Т.Ю.Колошиной и Г.В.Тимошенко психологическое консультирование находится на стыке науки и магии. Наука исследует только те явления, которые, по её мнению, находятся вне влияния непознаваемых сил, либо этим влияниям при изучении можно пренебречь, либо это влияние наука сама может для изучения воспроизвести. Магия, в свою очередь, вполне согласна с наличием таких непознаваемых сил, хотя природу их влияния постичь даже и не пытается, оставив за собой лишь возможность использовать это влияние с помощью каких-то технологически повторяемых механизмов. Психотерапия, таким образом, оказывается сидящей на этих двух стульях: она наличие принципиально непостижимого в психике человека принимает, но в то же время пытается это непостижимое изучить, к нему обращаться и его использовать [44].
Изложенные выше положения свидетельствуют, что отличие психологического консультирования во многом зависит от целей этого вида работы. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Тем не менее, Р. Кочюнасу удалось сформулировать несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей мере упоминаются теоретиками разных школ [51, с. 11].
И все же, несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 2) [51, с.12].
При таком разнообразии подходов имеет ли смысл говорить об универсальных целях консультирования, когда мы можем помочь клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? По мнению Р. Кочюнаса, возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого – общие, глобальные, перспективные цели, на другом – специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии – просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям [51].
Современные представления о целях консультирования
Психологическое консультирование: цели и задачи, определение, основные направления помощи
Особенности консультирования детей у психолога
Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.
Отличия при работе с детьми:
Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми
Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.
Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.
Можно ли консультировать друзей и родных
Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:
Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.
Задачи
Перед психологом-консультантом стоит множество важных задач, главная из которых – направить клиента к самостоятельному разрешению собственной проблемы.
Первая задача специалиста – привить клиенту мысль о собственной ответственности за результат его жизненного пути. Возможности в жизни для развития и полноценного существования имеются у разных людей. А вот то, как распорядится ими человек в зависимости от собственного опыта и подсознания – это индивидуальное решение
Донести до клиента важность осознанного подхода к собственной жизни, дать ему стимул для достижения целей. Помочь раскрыть негативный опыт на консультации и отпустить обиды и жизненное разочарование
Они мешают развитию. Найти вместе с клиентом способ решения его проблем. Наиболее благоприятный и приемлемый для него лично. Развить гибкость с помощью ситуационного подхода, показать альтернативы в возможном поведении.
Основная задача психолога-консультанта – научить клиента самостоятельно справляться со сложными проблемами, что перекликается с определением цели психологического консультирования.
Виды психологического консультирования
Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой — это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:
Это не все возможные виды консультирования по психологии — их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.
Индивидуальное консультирование — это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании — избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как метод снижения тревожности и агрессивности среди детей школьного возраста.
Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.
Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т
к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.
Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.
Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.
Определение
Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.
Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.
Что вы узнаете на приёме у психолога.
В процессе консультирования вы учитесь выявлять источники ваших недугов, и управлять ими. В зависимости от того, что является актуальным для вас лично — будь то травма, тревога, депрессия, сложности в отношениях или что-то ещё — консультант будет по-разному помогать вам, в зависимости от вида психологических услуг и консультирования. Вы должны быть честны со своим психологом и с самим собой, для того чтобы получить максимум пользы от консультации. Замалчивание, недоговаривание, приукрашивание проблемы привет к тому, что и вы и психотерапевт зря потратите своё время. Конечно, на первом приёме может быть сложно рассказать всё, что вас волнует: для установления доверия должно пройти некоторое время. И это задача психотерапевта — убедить вас в том, что тут безопасно и ему можно доверять. Если проходит время, а вы всё ещё не чувствуете себя, хотя бы частично готовым открыться, возможно, данный специалист вам не подходит. Толку от консультаций, на которых вы не разговариваете честно не будет.
Основные стадии
Независимо от школы психологического консультирования, врачи придерживаются единой схемы, которая состоит из нескольких основных этапов. Каждый из них имеет свои особенности и требования, которые лучше заранее изучить.
На консультациях устанавливается доверие пациента, благодаря близкому контакту определяется проблема, степень нарушения психики.
Определяется конкретная проблема психики, причем исследуется она в двух плоскостях
Основное внимание обращается на эмоции и когнитивную сферу.
Происходит определение альтернатив, подбираются индивидуальные пути решения основной проблемы (во внимание берется состояние психики, возраст, состояние здоровья).
Разрабатываются вспомогательные пути устранения проблемы, тщательно прорабатывается каждый из пунктов плана психического воздействия.
Развивается реализация установленной схемы.
Оценивается проведенная работа, определяются результаты.. Далеко не всегда этапы психологического консультирования развиваются в данном порядке
Зависит все от психики клиента — возможен отказ идти на контакт с психологом или возникают сложности с определением плана психического воздействия. В таком случае врач вынужден возвращаться к предыдущему этапу психологического консультирования и прорабатывать его повторно, внося изменения, вспомогательные пункты
Далеко не всегда этапы психологического консультирования развиваются в данном порядке. Зависит все от психики клиента — возможен отказ идти на контакт с психологом или возникают сложности с определением плана психического воздействия. В таком случае врач вынужден возвращаться к предыдущему этапу психологического консультирования и прорабатывать его повторно, внося изменения, вспомогательные пункты.
Случается, что на последнем этапе консультирования в психологии отмечаются неудовлетворительные результаты. Лечение начинается повторно — врачу приходится возвращаться к первым пунктам заранее намеченной схемы. Психологическое консультирование на практике значительно сложнее, чем в разработанном плане, зависит многое от состояния клиента, тяжести проблемной ситуации, готовности человека вступать в контакт с психологом, стремления работать над проблемой.
Техники консультирования по психологии
В консультировании по психологии применяются определенные техники, которые неразрывно связаны с основными этапами. От строгого выполнения всех предписаний зависят результаты, хотя у каждого врача со временем разрабатывается индивидуальная схема психического воздействия на клиента.
На первом этапе происходит знакомство врача и пациента. Начальная техника психологического консультирования кратко:
Следующий этап психологического консультирования более сложный. Врач пытается определить степень поражения психики, настроить контакт с пациентом, выяснить основную проблему. События развиваются в следующем порядке:
Следующий, завершающий этап психологии консультирования — разработка стратегии, позволяющей устранить проблему с психикой клиента. Применяются особые техники:
Как показывает практика, универсальной схемы решения психологических проблем не существует. Зависит все от состояния пациента, его готовности вступать в контакт с врачом, желания устранить нарушение психики.
Немаловажное значение имеет опыт и навыки психолога — только от правильно намеченного плана действий зависит, получится ли эффективно устранить проблему. Рекомендуется внимательно следить за профессионализмом выбранного врача — если первые консультации завершаются отсутствием результатов, лучше отказаться от визитов и отправиться к другому консультанту
Иногда требуется несколько пробных психологических консультирований, чтобы подобрать идеального врача, который поможет справиться с неприятной проблемой, улучшить состояние психики.
Психологическое консультирование в некоторых случаях является единственным вариантом устранения проблем с психикой, но не следует рассчитывать только на помощь врача. Многое зависит от желания самого пациента работать над собой, если готовность вступить в борьбу с проблемой отсутствует, результаты не сможет улучшить даже профессионал с многолетним опытом и стажем. Перед визитом к врачу рекомендуется разобраться в себе, определить все проблемы, над которыми нужно работать, настроиться на положительный эффект — это позволит уже с первых консультаций ощущать значительное улучшение психического состояния.