Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?
5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом. » Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много. Николай Петрович рассказывал разные случаи из своей, как он выражался фермерской жизни, толковал о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д. Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. Прокофьич не спускал с него глаз и только губами пожевывал. После ужина все тотчас разошлись.
— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!
— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.
— Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?
— Пожалуй; только он, право, хороший человек.
— Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.
— Отец у меня золотой человек.
— Заметил ли ты, что он робеет?
Аркадий качнул головою, как будто он сам не робел.
— Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс!
Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного. О себе он не молился.
И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Это можно подтвердить тем, что Базаров называет братьев Кирсановых «старенькими романтиками». Также он за глаза упрекает их в приверженности к традиционным обычаям («по старой, значит, памяти»). Базаров иронизирует над гладко выбритым подбородком и удивительными воротничками Павла Петровича. Для него, человека дела, это пустое, не нужное никому излишество. По мнению Базарова, нужно поощрять прогресс.
Таким образом, Базаров не может относиться по-другому к людям старшего поколения, так как они следуют только традиционным правилам и не в состоянии двигаться вперед, меняться сами и менять что-то вокруг себя.
5.2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке Тургенев — мастер художественной детали — подчёркивает напряжённость за столом во время обеда: Павел Петрович ходит взад-вперёд, Базаров молчит и ест много, разговаривают Аркадий и Николай Петрович. После обеда, обсуждая родных Аркадия, Базаров делает заключения: «А чудаковат у тебя дядя», «Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк». Становится ясно, что конфликт уже зародился и теперь, нужно полагать, где-то выплеснется наружу. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1
Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
0
Максимальный балл
6
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
8. Чем объясняется ирония Базарова по отношению к представителям старшего поколения? 9. Кто из отечественных писателей обращался к теме «отцов и детей» и в чём их позиция созвучна проблематике тургеневского романа? (ЕГЭ по литературе)
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ирония Базарова по отношению к старшему поколению объясняется его приверженностью к новому течению — нигилизму — и присутствием в его миропонимании максимализма. Так, из-за того, что Базаров нигилист, он отрицает абсолютно все проявления искусства (“Стихи он напрасно читает”), а аристократов считает бесполезными людьми для общества и прогресса (“Щегольство какое в деревне, подумаешь”).
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
И Базаров мог бы терпимее относиться как к дворянам, так и просто к тем, кто любит искусство, но из-за своего максимализма он не может такого допустить, поэтому и принять то, что “старенькие романтики” до сих пор существуют, герой тоже не может. Базаров — ярый приверженец нигилизма и максималист, поэтому его отношение к старшему поколению столь иронично.
К теме “отцов и детей” обращался не только Тургенев, но и А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” и Островский в пьесе “Гроза”.
Так, в “Горе от ума” к “отцам” относится Фамусов, а к “детям” Чацкий. Фамусов также, как и Павел Петрович Кирсанов, относится к тем, кто придерживается старых взглядов. Он считает, что для улучшения своего положения нужно обязательно льстить и угождать точно также, как это делалось и до него (“. Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…”), в то время как Чацкий придерживается более современных взглядов. Он не приемлет лести и чинопочитания и хочет, чтобы и остальные служили Отечеству честно (“Служить бы рад// Прислуживаться тошно”). И Чацкий, также как и Базаров, хочет доказать старшему поколению свою правоту. Но если Базарова “победить” так и не получилось, то Чацкого “фамусовское общество” смогло “убрать” — они объявили его сумасшедшим, после чего Чацкий уезжает (“Вон из Москвы// Сюда я больше не ездок”). Оба героя пытались доказать представителям другого поколения верность своего мнения, но не удалось.
Таким образом, во всех трех произведениях показана тема “отцов и детей”: стремящиеся подавить “отцы” и неподчиняющиеся “дети”.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96593
8. Чем объясняется ирония Базарова по отношению к представителям старшего поколения? 17.2 Справедливы ли слова критика Н. Н. Страхова о том, что злоба Базарова — это только оборотная сторона его жажды любви к людям? (ЕГЭ по литературе)
Ирония Базарова по отношению к старшему поколению объясняется значительным расхождением взглядов героев на жизнь.
Нигилист считает привычки Павла Петровича устаревшими (”архаическое явление”). Евгений Васильевич отмечает расхождение поведения героя с окружающим его обществом и пространством (“щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти хоть на выставку посылай”). Базаров очень тонко подмечает неуместность утонченных деталей на фоне общей простоты и грубости (“в моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается”).
Герой видит причину “щегольства” Павла Петровича в том, что он пытается произвести впечатление на противоположный пол, не признавая, что Кирсанов продолжает ухаживать за собой в силу воспитания и убеждений (“пленять-то здесь некого”). Кроме того, герой воспринимает неловкое поведение Николая Кирсанова, вызванное длительной разлукой с сыном, за психическое расстройство (“разовьют в себе нервную систему до раздражения”). Таким образом, ирония Базарова над старшим поколением вызвана тем, что он не понимает истинных причин поведения героев, из-за чего принимает их поступки за устаревшие, вызванные нарушением “равновесия”.
Роман Тургенева “Отцы и дети” описывает новую личность, появившуюся в российском обществе второй половины девятнадцатого века. Главный герой произведения — нигилист. Он отрицает общепринятые в современном ему обществе устои.
Внутри героя возникает конфликт между его убеждениями и чувствами.
“Он с негодованием” сознает “романтика в самом себе”. Перед смертью герой даже говорит поэтическим языком: “дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Базаров злится на себя и на окружающих за допущенную “слабость”. Нигилист стремится любить людей и быть любимым. Однако, поскольку герой не может отречься от своих взглядов, он обречен на трагическое одиночество.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Оцените пожалуйста : задание 8.
Чем объясняется ирония Базарова по отношению к старшему поколению?
В романе представлено столкновение старого,косного дворянства ( старшие Кирсанов, родители Базарова) и прогрессивного дворянского поколения ( А.Кирсанов, Е.Базаров). Базаровскую иронию к представителям первого типа можно объяснить его системой взглядов, которая » не принимает ни одного принципа на веру». Именно идеи нигилизма побуждают так относится к старшему поколению. Конфликт, который можно обозначит, как «разночинец в дворянском гнезде», говорит о столкновении личности и исторической эпохи. Базарову чужды традиции старого света, поэтому он с насмешкой смотрит на поведение старших Кирсановых. ____________________________
Задание 9: В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
______________________________ Задание 8: Сходства и различия в трактовке смерти рассказа Бунина » Господин из Сан-Франциско» и других произведений?
Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения
Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много. Николай Петрович рассказывал разные случаи из своей, как он выражался фермерской жизни, толковал о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д. Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. Прокофьич не спускал с него глаз и только губами пожевывал. После ужина все тотчас разошлись.
— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!
— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.
— Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?
— Пожалуй; только он, право, хороший человек.
— Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.
— Отец у меня золотой человек.
— Заметил ли ты, что он робеет?
Аркадий качнул головою, как будто он сам не робел.
— Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс!
Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного. О себе он не молился.
И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.