чем объяснить дефицит милосердия в нашем обществе
Почему люди в современном обществе все реже проявляют милосердие по отношению к окружающим? По тексту Гранина (ЕГЭ по русскому)
Почему люди в современном обществе всё реже проявляют милосердие по отношению к окружающим? Куда исчезло столь важное для человека чувство? Именно над этой проблемой в предложенном для анализа тексте рассуждает Даниил Александрович Гранин.
Автор, рассказывая своим читателям историю о том, как поскользнулся, упал и получил травмы, даже в людном месте не получил помощи, отмечает глубоко засевшее в душе современного человека равнодушие к чужим проблемам. Этим писатель показывает нам, что всё чаще окружающие не обращают внимание на вещи, которые не касаются их напрямую. Большинство предпочитает просто не замечать чужих проблем. Это безразличие приводит к исчезновению милосердия, потому что люди всё реже помогают друг другу, и понятие «взаимопомощь» становится для них чуждо. Даниил Александрович Гранин, вспоминая моменты из своего детства, когда отец часто просил его подать немного денег нищему, замечает, что раньше проявление милосердия являлось необходимой нормой. Этим автор хочет донести до читателей, что нужно учиться помогать другим с юного возраста. Перед глазами молодого поколения должны быть примеры доброго и чуткого отношения к людям, тогда милосердие не исчезнет из наших душ.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Именно этого не достает современному обществу. Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что милосердие — важное качество для человека, но, к сожалению, в настоящее время оно не так высоко ценится и перед нами слишком мало по-настоящему добрых людей, способных проявлять сочувствие к ближним.
Позиция Даниила Александровича Гранина предельно ясна. Писатель полагает, что в современном мире милосердие понемногу исчезает, потому что его проявление перестало быть обязательной нормой. Все меньше людей желает помочь тем, кто в беде.
Я абсолютно согласна с позицией автора. Милосердие, несомненно, одно из самых важных качеств человека. Оно помогает нам быть добрее к друг другу и является показателем доброты души. Милосердие есть в каждом человеке, просто все воспитываются по-разному, и где-то оно отходит на второй план. Этого ни в коем случае нельзя допускать, иначе наш мире станет жестоким и безразличным. Каждому из нас хотелось бы, чтобы в трудной ситуации окружающие помогли ему. Однако и мы сами иногда закрываем глаза на затрудненное положение незнакомых нам людей, считая, что на свете ещё много тех, кто сможет выручить их. Люди снова наступают на те же грабли. Нельзя игнорировать чужие проблемы, потому что, не замечая их, человек становится жестче и это входит у него в привычку.
В заключение хочется поблагодарить Даниила Александровича Гранина за то, что он поднял такую важную для современных людей проблему. Милосердие — важное качество, которое нужно развивать в себе, и тогда мир станет лучше и добрее.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id108519
Проблема исчезновения милосердия в жизни человека (ЕГЭ по русскому)
В жёстком ритме современной жизни не задумываешься, какую огромную роль в обществе играет нравственность. Почему так происходит? Об этом невольно задумываешься, прочитав поучительный текст
Автор ставит очень важную, на мой взгляд, проблему: как можно предотвратить убыль милосердия в нашей жизни? Чтобы заинтересовать читателей таким значимым вопросом, писатель показывает, что сострадание, будучи одним из важнейших проявлений нравственности, во многом определяет поведение людей. Но в то же время это чувство «выкорчёвывается» человечеством в процессе его исторического развития, что подтверждает цитата: «Из года в год это чувство осуждали, вытравливали…». С помощью этих слов
Д. А. Гранин показывает, как происходит постепенное уничижение, исчезновение этого важного свойства личности.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Автор отмечает, что с ходом времени люди черствеют, лишаются сострадания. Ещё одним ярким примером, раскрывающим эту проблему, являются раздумья рассказчика о природе милосердия, о том, как можно его сохранить. Стремясь раскрыть истоки этого чувства, Гранин пишет: «Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль», но затем акцентирует внимание читателя на то, что без упражнения милосердие слабеет и пропадает Эти слова убеждают нас: человек от природы наделён даром сострадания, но в суровых реалиях современной жизни эта способность зачастую угасает. Автор наводит читателя на мысль о том, что сохранение способности чувствовать боль других требует непрестанного упражнения. Я думаю, что писатель хочет, чтобы читатель, сопоставив два данных фрагмента, осознал, как важно каждому из нас время от времени размышлять над поставленной проблемой. Приведённые примеры позволяют сделать вывод: суровая реальность жизни приводит к «зарастанию» милосердия и, чтобы этого не допустить, нужно развивать в себе это чувство с рождения, постоянно тренировать его.
Позиция Д. А. Гранина выражена явно. Автор искренне убеждён, что человек изначально наделён даром сострадания, но чтобы не потерять его, необходимо постоянное развитие и поддержание этого чувства. Писатель полагает, что практика милосердия — это «…то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить».
Невозможно не согласиться с позицией Гранина. В наше время проблема милосердия является одной из самых актуальных. В мирской суете мы порой забываем о том, как важно иногда проявлять сострадание к другим, какую роль играют в нашей жизни сочувствие и сопереживание. И чтобы такого не происходило, необходимо постоянно развиваться душевно, помогать другим.
Подтверждение этому можно найти в произведениях русской литературы. Вспомним роман Михаила Шолохова «Судьба человека». Война забрала у Андрея Соколова всю семью и множество друзей, оставив его одного. Вскоре он встречает осиротевшего мальчика Ваню. Решив представиться беспризорнику отцом, главный герой берёт его к себе, спасая тем самым ребёнка от одиночества. Андрей, взяв Ваню под опеку, проявил своё милосердие и способность чувствовать боль других, а пойти на такой шаг ему позволило с детства развитое чувство милосердия. Разве это не пример высоких нравственных качеств человека, одним из которых является способность сострадать?!
Таким образом, волнующий текст Д. А. Гранина заставил меня всерьёз задуматься о том, как может сегодня человек сохранить способность сострадать. 2. Ведь без милосердия немыслимо существование личности и общества в целом, и, чтобы сохранить этот дар, каждый должен осознавать необходимость постоянного душевного развития, которое заключается в непрестанной помощи другим.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id113172
Запомни!
(1) Чего нам так не хватает?
(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.
(32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.
(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.
Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.
Добрый день, Ирина. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
Если вы пишете название книги в кавычках, то слово О ТОМ надо убрать, а если оформляете, как СПП, то название книги пишем без кавычек и с маленькой буквы, как обычное придаточное предложение.
Проблема исчезновения милосердия по тексту Д. А. Гранина (ЕГЭ по русскому)
В жизни каждого человека встречается милосердие. Нужно ли это чувство человеку? Какое место оно имеет в нашей жизни? Что нужно делать, чтобы это чувство не исчезло? Ответы на эти вопросы пытается найти в своём произведении Даниил Александрович Гранин, рассматривая проблему исчезновения милосердия.
В данном тексте говорится, что раньше, во времена раскулачивания и репрессий никому не позволялось помогать детям, оставшимся без родителей.
Никому не разрешалось даже сочувствовать. «Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные». Это говорит о том, что милосердие мешало жестокости и беззаконию, чего в то время было очень много. Из-за этого милосердие ушло из обихода, устарело.
Но рассказчик уверен, что милосердие не может просто так исчезнуть, потому что каждый человек рождается с этим чувством. «Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. И исчезает». На такую мысль рассказчика подтолкнуло воспоминание из детства, когда отец всегда учил подавать нищим. При этом не задумываясь, притворяются эти просители или нет. Это говорит о том, что «это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может быть».
Приведенные примеры противопоставлены друг другу и показывают, что для того, чтобы милосердие не исчезло из нашей жизни, нужно время от времени совершать добрые поступки, то есть упражняться в милосердии.
Позиция автора очевидна: милосердие — одно из проявлений нравственности. Чтобы быть нравственным человеком, нужно быть добрым и милосердным по отношению к окружающим и стараться всегда помогать им.
Я согласна с мнением автора. Действительно, если человек не будет оказывать помощь другим людям, он потеряет чувство милосердия, станет безнравственным. Над проблемой исчезновения милосердия задумывались и другие писатели. Так, в произведении Распутина «Уроки французского» можно рассмотреть такого нравственного человека, как Лидию Михайловну, учительницу, которая помогала своему ученику. Этот ученик-рассказчик, был бедный и ему никогда не хватало денег на еду. Лидия Михайлова, узнав об этом, начала играть с мальчиком на деньги, чтобы хоть как-то поделиться ими с ним. Ведь мальчик был очень воспитанный и денег никогда ни у кого не принимал. Узнав о поступке учительницы, директор школы уволил её, ну а в памяти мальчика женщина осталась надолго, ведь она делилась с ним чувством милосердия и всячески старалась ему помочь. Этот пример характеризует Лидию Михайлову как очень милосердного, нравственного, доброго человека.
Таким образом, милосердие надо развивать с самого детства, чтобы потом это чувство не пропало из нашей жизни. Нужно с самого детства приучать детей делать добро, и тогда все будут милосердными по отношению друг к другу и в мире будет становиться еще больше добра.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение ЕГЭ – Проблема утраты милосердия по тексту Д. Гранина
Пример 1
Даниил Гранин, русский писатель, поднимает очень важную нравственную проблему исчезновения милосердия в обществе. Он считает, что чувство милосердия «отторгнуто нашей жизнью, а изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Полностью разделяю мнение писателя. Чувство милосердия – это показатель здоровья общества. Только духовный человек может быть милосердным. А что будет представлять собой общество бездуховных, безнравственных людей? Даже страшно представить. Думается, что прав автор и в том, что милосердие – чувство «врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой». Но если человек не использует его, оно потихоньку исчезает. Душа должна трудиться, преодолевая эгоизм, скупость, равнодушие. А это сложно. Истинно милосердных людей, готовых отказаться от чего-то, поделиться, помочь всегда, а не от случая к случаю. И милосердие воспитывать надо с раннего детства. Причем не только словами, а личным примером. Тогда для человека такое поведение станет привычным укладом его жизни. Хотя новое время скоростей, образа жизни не оставляют порой возможности даже с соседями познакомиться. Все спешим. Своих забот хватает. Тут некогда проявлять милосердие. Но это все отговорки черствых, равнодушных, себялюбивых людей. Есть ведь и те, кто работает волонтером в хосписах, ходит в больницы, где лечатся больные дети, готовит подарки для пожилых людей в домах престарелых. И делают это от души, не ставя себе это в заслугу. Я считаю, таких людей высоконравственными. Нельзя позволять душе «лениться».
«Сочинение о милосердии (по статье Д. Гранина)»
Тема статьи Д. Гранина нравственность, а точнее одна из ее составляющих — милосердие. Автор статьи поднимает интересную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Свои рассуждения писатель начинает с тезиса, что милосердие устарело. Аргументом является то, что даже в словаре слово «Милосердие» отмечено как устаревшее и в подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г. Ленинграде была переименована улица Милосердия. Для того чтобы мы понимали как важна эта проблема автор рассказывает о том что милосердие — «древнее необходимое чувство, свойственное всему живому». В конце своих размышлений Д. Гранин приходит к выводу о том, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать. Автор убежден: «изьять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». Он уверен, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться. Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе — необходимость. Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия. Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей. Я с интересом прочитал статью Д. Гранина и искренне заинтересовался этой проблемой. Ведь в современном обществе многие люди забыли, что такое милосердие. Я считаю, причиной является то, что с переменной власти, развалом СССР, в годы перестройки много людей было обмануто. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании последующего поколения. Но по моему мнению, немало людей склонны к состраданию и проявляют милосердие. Я знаю историю, свидетелем которой был. В детской онкологии, когда маленькой девочке нужна была срочная пересадка костного мозга, врачи долгое время не могли найти донора. После рекламы, опубликованной в СМИ, откликнулся молодой человек, полностью подходивший по всем требованиям, он согласился помочь и отдать часть своего костного мозга. Первый забор стволовых клеток прошел для него тяжело: молодой человек испытывал ужасную боль. Позже оказалось, что взятого количества не хватило и нужно еще, иначе ребенок умрет, но кроме того в этот раз нельзя было применять анестезию из-за риска здоровью. Несмотря на это молодой человек согласился снова отдать часть костного мозга. Благодаря этому девочка выжила и была благополучно выписана домой. Подводя итог, скажу, что статья заставила меня задуматься о нравственности, а точнее об одной из её составляющих — милосердии. Безусловно, в наше время, когда общество почти совсем забыло о взаимопомощи и к чужому горю относится равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни
Пример 2
В наше время люди все чаще стали забывать о доброте. Предложенный текст Даниила Александровича Гранина не может оставить равнодушным, так как в нем поднимается такая проблема, как утрата милосердия. Привлекая внимания читателей к данной проблеме, советский писатель пишет о том, как чувство милосердия, одно из составляющих нравственности, стало забываться людьми. Даже сам термин «милосердие» постепенно стал «устаревшим и непопулярным». Автор приводит в пример изничтожение милосердия во времена раскулачивания. Милосердие стали запрещать, «даже сочувствие невинно арестованным запрещалось.» Эти слова имеют глубокий смысл и демонстрируют, до какого абсурда могут дойти попытки изъятия милосердия. Его последствием, по мнению автора, может быть лишение человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Затем, Даниил Гранин приводит пример из детства. Он вспоминает, как его отец всегда подавал нищим медяк и учил его делать также. Отец писателя никогда не рассуждал, притворяется человек или нет, «раз нищий — надо подать.». Это было неким упражнением милосердия, которое, к большому сожалению, «заросло, заглохло, оказалось запущенным» в наши дни. Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что утрата милосердия опасна, так как милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека. Милосердие намеренно уничтожали и вытравляли в непростые периоды истории нашей страны. Оно могло помешать проявлению жестокости и беззакония по отношению к тем, кто по определенным причинам оказывался неугоден существующему режиму. Еще одной причиной утраты милосердия, по мнению автора, является тот факт, что в современном мире оно все чаще не находит практики. Я согласна с точкой зрения автора. Сейчас люди стали забывать о доброте и милосердии, оно стало тяжелым и неугодным для многих. К большому сожалению, сегодняшние реалии не позволяют с полной уверенностью сказать, что искреннее, бескорыстное милосердие действительно все еще существует. Причиной этому служит множество факторов, но исторический контекст и изменения моральных ценностей человечества являются основными. Нельзя не вспомнить рассказ А. Солженицына «Матренин двор». Героиня с тяжелой судьбой всю жизнь хранила свет в душе. Она потеряла мужа на войне и детей, болела и жила совершенно одна. Однако, несправедливость жизни и жесткие условия тоталитаризма не смогли затмить и остановить ее милосердие по отношению к окружающим. Это доказывает, что даже такие причины, как непростая ситуация в стране и непростая судьба не остановят по-настоящему светлые и добрые порывы души. Таким образом, важно несмотря ни на что воспитывать и поддерживать в себе милосердие.
Сочинение рассуждение на тему милосердие по тексту гранина
Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Примерный круг проблем.
(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу. (6)С большим трудом поднялся… (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит. (11)Решил повернуть назад, домой. (12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи… (20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома. (22)Позже я раздумывал над этой историей. (23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного… (25)Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударился. (26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением? (28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться… (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (33)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры. (39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её. (44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах. (46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным? (50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать. (58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему? (62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей! (По Д. Гранину) Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Примерный круг проблем:
1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие? 2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время? 3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время? 4. Как сохранить милосердие в сердцах людей? 5. Как пробудить милосердие? 6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня? Пример сочинения “Когда необходимо проявлять милосердие”