чем обрабатывать динамики колонок
Размягчение подвеса — реставратор покрышек, За или против?
Доброго времени суток друзья мои.
Многие наверно в курсе, вбив в драйвовский поиск запрос: рестовратор покрышек, doctor wax, размягчитель резины и т.п. 30% статей мы получаем о размягчении подвеса динамиков. А как это влияет на звучание?
Давайте попробуем разобраться.
И так, мы имеем 3 мнения.
Первое это За! Всеми руками) процитирую немного текста с Статьи от IGOR311 от которого (как он сообщает) эта тема и пошла.
Использую эту чудо жидкость почти ВОСЕМЬ лет!
В первые попробовал пропитать подвес у саба, обалдел, бас стал мягче, глубже, отчётливее с упругой оттяжкой, вообщем бас стал и качественнее и приятнее, потом попробовал на динамиках, эффект тот же появилась микродинамика (скорострельность) появились ярко выраженные обертона, просто чудо, звук стал более воздушным, объём просто поражал, а какое появилось эшелонирование, каждый инструмент заиграл отдельно, а не общей плоской картинкой, звуковая сцена раздвинулась за пределы прежней, во многих уже знакомых композициях вокалист стал ближе и будто стоит перед тобой!
Вот такие впечатления. Человек далеко глупый, и сказать что это тупо бред, ну как-то не поворачивается язык. Мнение основано вроде на многолетнем опыте.
Едем дальше.
Второе категорически Против! Вроде-бы почему? После вышепрочитаного все должны бежать и мазюкать свои подвесы и оценивать изменения. Но нет, торопятся не все.
Вот ещё мнение специалиста AlhimiK-RF с ним мне довелось пообщаться на эту тему.
Улучшить — нет. Изменить — может быть.
В какую сторону? Заранее не известно.
Изменится жёстость подвеса, уменьшится добротность и снизится резонансная частота. Эквивалентный объём увеличится
если под этот динамик уже было сделано подходящее ему оформление — то менять ничего не надо.
Если оформление было не подходящим, например мал объём, и если окажется так, что именно новые характеристики окажутся подходящими к тому ящику, который есть, то станет лучше. Ещё проблема в нестабильности этого. Жидкость высохнет со временем, придётся снова наносить. Характеристики будут нестабильные, будет играть то так то эдак… как по мне так лучше иметь стабильные характеристики. Если бы был от этого толк — это бы делали производители. Шайбы же они пропитывают. Если было бы надо — пропитали бы и подвес.
Вот так вот, всё сказал. И что-то возразить желание пропадает, да и нечего.
Ну и Третье это разумеется нейтральное мнение.
Это типо намазал как положено, ничего не изменилось или я неслышу, может намазал криво? Херня какая-то)
На мой взгляд такие мнения касаются динамиков с жёсткой центрирующей шайбой и относительно большой массой диффузора, в таких динамиках влияние подвеса на жёсткость подвижной системы относительно малы. Как пример сабвуфер Obsidian 18, был у меня такой, не мазал) но предположу… Очень мягкий подвес, средняя масса диффузора и очень жёсткие центрирующие шайбы. Здесь от размягчения толку было-бы мало.
А Вот человек делится впечатлениями после промазки алпайки, где жёсткость подвеса играет большую роль.
Так что в итоге? Ничего? ДА, НИЧЕГО! Нет однозначного ответа. Много видел мнений специалистов котрые за, против, и все не глупые люди и всё вроде однозначно, но все считают по разному)
На мой взгляд есть пара интересный моментов.
Прогрев динамикив, перед прослушкой. Время за которое разомнётся подвес и шайбы, после чего безусловно акустика нас начнёт радовать своим звучанием, не таким как оно было на первых секундах воспроизведения, а более собраным и детальным.
А можно сказать что смягчив подвес, мы в определённой степени размяли динамик?! Думаю в какой-то степени да. Со временем подвес постепенно теряет свойство жесткости.
Состав размягчителей примерно одинаковый, в основном это: растворитель или керосин (
10% остальной гадости.
Размягчитель на сквозь не пропитает резину (но на определёную глубину впитается, для получения максимальной пропитки видел рекомендацию обработать подвес и с внутренней стороны).
Вроде любопытство вроде берёт верх, может стоит попробовать? Да и как говорит AlhimiK-RF жидкость высохнет со временем…
В итоге я на эту тему забил, до определённого момента.
Однажды на работе понадобилось размягчить нужную резинку, и я начальнику посоветовал такое средство. Но была приобретена за казённый счёт следующая не дешёвая гадость: Wurth — пена для шин (600р без малого).
Помогло, резина перестала залипать как раньше, и проблемма устранена.
Этот баллончик перекочевал ко мне домой и начался эксперимент. Пена штука конечно интересней чем просто жидкость, наносится на резину, и происходит химический процесс (выглядит это как активная пена для чистки салона).
Ну попробуем) была не была.
Начнём с сабвуфера, пропенил подвес с интервалом в сутки два раза, он стал мягче. Слушаем, особо изменений никаких не заметил. (З.я. 14 литров, динамик Helix w10) возможно потому что у меня седан, а стелс расположен в дальнем углу багажнике. И особых изменений я не почувствовал. Херня какая то)
Едем дальше, До дверных динамиков добираться пока не стал. Рискнём на серединке (md.lab. sp-m3d в подиуме с переходом под дверную обшивку).
Влияние подвеса на жесткость подвижности диффузора здесь высокое, губчатый валик подвеса грубоват. Заливаем пеной и ждём. После пропитки он ощутимо мягче. Интересно что мы получили?!
Послушаем особенно акцентируя внимание на среднечестотном диапазоне.
Впечатление могу смело сравнить с заменой среднечастотников (Словно уровнем выше серединки поставил). Я ожидал небольшую прибавку детальности и чуствительности… Отмечу, НЕ БОЛЬШУЮ! Что я услышал не уложилось в эти рамки.
Прибавка чуствительности — да однозначно, она стала выше. Сч диапазон стал выделятся на общем фоне.
Детальность — да однозначно, во всём диапазоне серединки. Прослушивал композиции группы «Мельница». Шум морского прибоя, гитарный перебор, пербор арфы, голос Хельвисы, каждая интонация вплоть до дыхыния, слышно всё, не так как раньше. И всё только в плюс.
Ачх снять к сожелению нет возможности. Но на слух воспринимается ощутимо приятнее, не пожалел.
Не стоит высказывать что такое хорошо а что такое плохо.
Никого ни к чему не в коем случае призываю!
Это мои впечатления и возможно в чём-то домыслы.
Делайте выводы сами, нужно вам это или нет. Повторюсь: однозначного ответа не будет никогда, с любой точки зрения найдётся что возразить, такое моё мнение. Всем спасибо.
Скоро потеплеет и музыка польётся из окон домов и машин, вот решил помоч всем меломанам и не только, просто тем кто не равнодушен к музыке и её воспроизведению, так как занимаюсь этой темой вплотную профессионально больше тридцати лет.
Тут часть вторая про обработку подвеса динамиков www.drive2.ru/l/506241267902973173/
Использую эту чудо жидкость почти 1О лет!
В первые попробовал пропитать подвес у саба, обалдел, бас стал мягче, глубже, отчётливее с упругой оттяжкой, вообщем бас стал и качественнее и приятнее, потом попробовал на динамиках, эффект тот же появилась микродинамика (скорострельность) появились ярко выраженные обертона, просто чудо, звук стал более воздушным, объём просто поражал, а какое появилось эшелонирование, каждый инструмент заиграл отдельно, а не общей плоской картинкой, звуковая сцена раздвинулась за пределы прежней, во многих уже знакомых композициях вокалист стал ближе и будто стоит перед тобой!
Конечно же эксперимент продолжил и на домашней акустике, стоимость моей акустики около 3000$, это очень бюджетно по меркам хай-фая. Был не менее удивлен звучанием после обработки, а точнее просто обалдел, причём улучшения появились по всему частотному спектру и действительно очень существенные, я ни когда не получал такого эффекта используя различные кабели за очень приличные деньги.
Резюме такое ; все межблочные и акустические провода просто отдыхают по сравнению с этой волшебной жидкостью, вложений минимум, всё быстро и просто.
Больше всего я удивил своего друга, старого меломана и аудиофила обработав его акустику, JM lab топовая серия утопия за 32.000$ f-a.d-cd.net/6cdbc02s-960.jpg уговаривал его больше месяца и когда я согласился взять на себя все косяки которые могут возникнуть он согласился. Пропитал включили, буквально на первой минуте у него заблестели глаза и упала челюсть.))) Полез сразу за дорогим вискарём мол давай обмоем, вот что-что а такой очень ощутимой прибавки в качестве он точно не ожидал услышать, ставил дорогущие провода, менял усилки, но тут был убит наповал казалось бы чем…) и до сих пор очень благодарен мне, часто вспоминает и хранит в шкафчике драгоценный пузырёк с жидкостью.)
Пузырёк стоит около 350 руб.
Да вот что ещё, не пытайтесь использовать другие жидкости, эффекта может не быть вовсе а вот последствия могут быть печальные за которые я не ручаюсь.
Только эта жидкость!
Обязательно сравните обработанную колонку с не обработанной чтоб убедится в эффективности результата, сравнить как было и как стало.
на видео показал как это делается, вот только со звуком вышла полная лажа, микрофон в фотике оказался паршивенький и не передал и части того что хотел продемонстрировать, ну за то хоть примерно понятно что и как.
Теория пропитки подвесов динамиков или тюнинг автозвука за 5 минут
Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?
Наш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!
Автор нашумевшей в интернете технологии пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин – Игорь Бобров из Саранска, известный на популярной автомобильной блог-платформе DRIVE2 как IGOR311.
– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.
– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!
– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.
– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!
Автомобильные новости со всего мира
По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…
Результаты пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин
Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.
Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:
«…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо!…»
«…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее!…»
«…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»
Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.
Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами».
«Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция.
Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…
Глубокого и всестороннего исследования технологии мы не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «
Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» — утверждает Игорь Бобров.
Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?
Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…
Мнение эксперта о пропитке подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин
Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:
– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все.
Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).
Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!
Чем обработать подвесы динамиков
Любой электродинамический громкоговоритель состоит из одних и тех же элементов. Это звуковая катушка, магнитная система и диффузор. В зависимости от предназначения динамика, диффузор звукового излучателя может достигать диаметра 15 дюймов. Для того чтобы он мог свободно перемещаться вместе со звуковой обмоткой в поле постоянного магнита, между металлической оправкой и материалом диффузора, расположен подвес. Эта упругая конструкция проходит по периметру диффузора. Подвес может быть выполнен из того же материала, что и диффузор, то есть из бумаги. В этом случае бумага формуется таким образом, чтобы на ней образовался гофр. Подвесы могут быть изготовлены из пропитанной ткани, полиуретана или резины.
Со временем и при длительных перерывах в эксплуатации структура материала нарушается, на бумажном и матерчатом подвесах могут образовываться микроразрывы и трещины. Пропитка подвесов динамика может реально продлить срок его эксплуатации. Это касается и эластичных материалов таких, как резина или полиуретан, поскольку такие подвесы так же подвержены старению. Оздоровить электродинамические головки акустических систем с помощью пропитки вполне возможно. Главное правильно выбрать пропитывающий состав.
Чем пропитать подвес динамика
Пропитка подвесов динамиков не только реставрирует пострадавший от времени или других причин материал, но и благотворно влияет на амплитудно-частотную характеристику громкоговорителя. Эластичный пропитывающий состав повышает демпфирующие свойства диффузора, при этом сглаживаются острые пики и АЧХ выравниваются. Обработка подвеса динамика выполняется не застывающей мастикой «Герлен». Она производится в виде слоя нанесённого на специальную бумагу и покрытого защитной плёнкой.Перед нанесением на диффузор мастика разводится в бензине до сметанообразной консистенции. Готовая смесь наносится с помощью кисточки тонким слоем на подвес громкоговорителя. Для динамиков до 4 ватт достаточно нанести 2-3 слоя, а для более мощных электродинамических головок процесс можно повторить несколько раз.
Наносить раствор мастики в бензине следует проводить в проветриваемом помещении. Перед подачей на динамик напряжения звуковой частоты он должен подсохнуть в течение часа.
Обработка подвесов динамиков
Бывает так, что рекомендованный состав достать сложно, а вопрос, чем обработать подвес динамика, встал очень срочно. Для этой цели можно использовать и другие, менее дефицитные, составы. Хорошие результаты получаются при растворении натурального каучука в бензине. Сырую резину можно приобрести в любой шиномонтажной мастерской. Смесь лучше сделать жидкой и нанести в несколько слоёв. Пропитать подвесы динамиков можно синтетическим латексом. Он называется бутадиен стирол. Предварительно старую пропитку нужно удалить, используя для этой цели этилацетат или бутилацетат. Это малотоксичные растворители, которые помогут быстро удалить старую пропитку. Ацетон и растворители 647, 649 для этой цели использовать нельзя. Хороший результат получается при пропитке подвесов громкоговорителей силиконовой смазкой «Сапфир».
Сначала диффузор очищается от пыли и загрязнений. Внутри флакона находится шарик, который при взбалтывании перемешивает компоненты смазки, поэтому баллончик нужно немного потрясти. Затем наносится первый слой и минут через 10 – второй. После полного высыхания, громкоговорители устанавливаются в акустические системы.
Пропитка бумажных динамиков незасыхающим силиконом
Прислал мне Dik незасыхающий силикон попробовать для пропитки бумажных динамиков. Сначала я отнесся с недоверием. Но все же решил попробовать. Эксперимент был со старыми динамиками 2ГД-40. Половину подвеса промазал изнутри, половину снаружи.
Фото после промазки
Через час подвес пропитался насквозь
Через час изменений почти не заметно. Но через неделю… Диффузор пропитался побольше. Силикон стал более вязкий:
Смотрите измерения
График импеданса и параметры до пропитки
График импеданса и параметры через неделю после пропитки
АЧХ в ближнем поле без оформления
Изменения вроде бы не большие. Но на слух динамик стал играть намного чище. Не стало призвуков. Пропитанный выигрывает в качестве, меньше выпирает середина и саксофон звучит мягче и без резкости (в сравнении с не переделанным). Кажется, что пропитанный звучит немного тише. Может это из-за уменьшения призвуков на СЧ и ВЧ диапазоне. По-моему получается отличный широкополосный среднечастотник. Можно использовать в диапазоне 150-15000 Гц без ВЧ излучателя. Для лампового усилителя 0,3-2 Вт. Незасыхающий силикон вполне может заменить герлен.
6 комментариев: Пропитка бумажных динамиков незасыхающим силиконом
Я делал то же самое, напрасно погубил динамик, хоть и не нужный. Абсолютно никакого выйгрыша в качестве звучания.
в 80-е годы после выхода статьи в Радио про доработку подвесов герленом из любопытства пропитал такой же динамик жидким герленом. Что-то как-то где-то изменилось в звуке, на уровне самовнушения. Хотя и до этого динамик звучал неплохо.
Согласен, доработка сомнительная, хотя, таким образом, подвес должен немного размягчиться, благодаря чему НЧ и “низкая середина” будет звучать несколько живее и ярче.
Народ,все это пропитывалось против разрушения диффузора с годами
полиизобутилен не впитывается в бумажку самого диффузора, держится в районе подвеса, в отличие всяких силиконов и смеси полибутилена с полиизобутиленом для ловли мышей.Те растекаются жирным пятном и динамик торжественно относится на помойку
жирных пятен быть не должно, жирная бумага теряет прочность. Пропитка для демпфирования и снижения паразитных резонансов, резонансная частота почти не изменяется. В Радио всё написано. Эксперимент с силиконовой пропиткой показал неэффективность её применения