чем обеспечивается прочность скелета птицы
Чем обеспечивается прочность скелета птицы
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Класс Птицы
Какой признак свидетельствует о приспособленности птиц к полёту
появление четырёхкамерного сердца
роговые щитки на ногах
наличие полых костей
наличие копчиковой железы
Какой признак есть у голубя, но отсутствует у крокодила?
четырехкамерное сердце
теплокровность
яйцо с яйцевыми оболочками
наличие клоаки
Какой вид птиц из ниже перечисленных приспособлен к нырянию на значительную глубину и утратили способность к полету?
утки,
чайки,
цапли,
пингвины.
Чем отличаются птенцовые птицы от выводковых:
числом птенцов в выводке,
тем, что их птенцы появляются на свет зрячими, опушёнными, могут бегать и самостоятельно находить корм,
растянутой во времени откладкой яиц, птенцы из которых появляются почти одновременно,
тем, что их птенцы вылупляются слепыми, почти голыми, родители должны кормить их и защищать.
Чем обеспечивается прочность скелета птиц?
срастанием многих костей
маленькими размерами многих птиц
превращением передних конечностей в крылья
наличием в костях воздухоносных полостей
Что общего у птиц и большинства пресмыкающихся?
двойное дыхание
киль-вырост грудины
теплокровность
откладывают яйца
В каком отделе тела птиц расположена цевка.
пояс задних конечностей
грудная клетка
передняя конечность
задняя конечность
Для то чтобы летать скелет птиц обладает признаком легкости, которая обеспечивается
срастанием многих костей
наличием в костях воздухоносных полостей
превращением передних конечностей в крылья
маленькими размерами многих птиц
Какие особенности строения скелета птиц НЕ связаны с полетом?
развитие грудины с килем;
трубчатые кости скелета полые внутри и заполнены воздухом;
позвоночник состоит из пяти отделов;
образование сложного крестца
Этап постэмбрионального развития птиц начинается с
оплодотворения яйцеклетки
откладки яиц
выхода птенца из гнезда
выхода птенца из скорлупы яйца
У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в процессе эволюции
температура тела стала непостоянной
сформировался покров из рогового вещества
сформировалось четырёхкамерное сердце
размножение стало происходить с помощью яиц
Какая характеристика сердца птиц позволяет не смешиваться в их теле разным видам крови — артериальной и венозной?
не имеет клапанов между предсердиями и желудочками
не имеет перегородки в желудочке
состоит из трёх камер
разделено полностью на правую и левую половины
Какие органы у птиц являются органами газообмена?
лёгкие
воздушные мешки
воздушные мешки и лёгкие
трахея и бронхи
Кто из ниже перечисленных питается преимущественно растительными кормами?
филин,
фазан,
цапля,
чайка.
Сигналом к осеннему перелёту насекомоядных птиц служит уменьшение:
количества пищи,
длины светового дня,
влажности воздуха,
температуры воздуха.
Почему самцы птиц часто имеют яркую окраску?
привлекает внимание самок своего вида,
отпугивает самок другого вида,
делает их менее заметными на ярком фоне,
отпугивает самцов другого вида.
Приспособленность к жизни в степных районах выработалась у
Какое сердце у птиц
четырёхкамерное
трёхкамерное, с перегородкой в желудочке
трёхкамерное, без перегородки в желудочке
Что не является признаком приспособленности птиц к полету?
теплокровность
наличие киля на грудине
отсутствие мочевого пузыря
У кого хорошо развит сумеречное зрение?
Почему перья позволяют сохранять тепло в теле птицы?
состоят из ствола и опахала
воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводно-стью
воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводно-стью
они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой же-лезе
Что появилось особенного в строении органов кровообращения у птиц в процессе эволюции, что обеспечивает высокий уровень обмена веществ?
наличие двух кругов кровообращения,
полное разделение артериальной и венозной крови,
ритмичная работа сердца,
наличие клапанов между предсердиями и желудочками.
Что служит приспособлением птиц к полёту?
наличие полостей в костях
развитие коры головного мозга
Что входит в состав пояса верхних конечностей у птиц?
В связи с чем возникли перелеты птиц?
с недостатком или отсутствием пищи в осенне-зимний период;
минусовой температурой воздуха в зимний период;
коротким днем в зимний период.
Чем регулируется равновесие птицы, спящей на ветке:
натянутыми сухожилиями цевки
равномерным распределением веса
Что делает черепицеобразное расположение контурных перьев на теле птицы?
увеличивает количество воздуха между перьями
уменьшает среднюю плотность тела
увеличивает обтекаемость формы тела
способствует сохранению тепла
Чем отличается размножение птиц от размножения пресмыкающихся?
обилие желтка в яйце
выкармливание потомства
Для кого характерно двойное дыхание?
Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для птиц, так как они:
расходуют много энергии во время полёта,
Описание презентации по отдельным слайдам:
Класс Птицы Учитель биологии и химии МОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района Петрова Юлия Ивановна
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СИЗОГО ГОЛУБЯ И ДРУГИХ ПТИЦ
Ястреб Чёрный коршун
Покров Тонкая двухслойная кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Перья разделяются на служащие для полёта маховые и рулевые и на одевающие тело покровные. Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.
Практическая работа: «Изучение строения перьев» Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка. Это роговые пластинки, отходящие от ствола. Положите перо на ладонь и подуйте на него. Что видите? Отрежьте кончик пера ножницами. Что видим? Почему перья легкие? Капните на перо воду из пипетки. Что наблюдаем? Найдите самое большое и самое маленькое перо. Сравните их на ощупь.
СКЕЛЕТ Скелет птицы состоит из черепа, позвоночника, конечностей и их поясов. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, сращены. Стенки мозговой коробки тонкие. Челюсти лишены зубов и образуют клюв. Позвоночник включает в себя подвижный шейный отдел и неподвижные и почти сросшиеся между собой позвонки остальных отделов. Крестцовые позвонки, кроме того, прочно соединены с тазом, обеспечивая опору при ходьбе. Хвостовые позвонки срослись в копчиковую кость – пигостиль, служащую опорой для перьев. Грудную клетку у птиц образуют позвоночник, ребра и широкая грудная кость – грудина, которая имеет киль. К нему прикрепляются мышцы, опускающие и поднимающие крылья.
Скелет ноги состоит из бедра, голени, цевки и стопы с 2–4 пальцами. Лопатки, ключицы в виде вилочки, вороньи кости составляют плечевой пояс. Пояс задних конечностей состоит из трех пар тазовых костей Воздушные полости в костях делают скелет лёгким, а известковые соли и жёсткое соединение костей – прочным. Лёгкость и прочность птичьих костей являются приспособлением к полёту, а также к ходьбе и лазанию по деревьям. Скелет крыла образуют кости плеча, предплечья и кисти.
Особенности строения скелета птиц, связанные с полетом Скелет у птиц легкий, благодаря наличию в костях воздухоносных полостей. По сравнению с пресмыкающимися у птиц увеличивается прочность скелета за счет срастания костей. В отличие от пятипалой передней конечности, характерной для большинства земноводных и пресмыкающихся, крыло – передняя конечность птицы – имеет только три пальца. Сокращением числа пальцев, слиянием мелких костей кисти достигается прочность этого отдела крыла, который несет самую большую нагрузку при полете. Появляется цевка. Цевка способствует поднятию тела над поверхностью и смягчает толчок при приземлении после «полета» Кости запястья и пясти у птиц сливаются в единую кость – пряжку. Кости предплюсны и плюсны – в единую кость – цевку.
Мускулатура Самые крупные мышцы у летающих мышц – парные большие грудные мышцы. Их работа – опускание крыльев. Подключичные мышцы – поднимание крыльев. Межреберные мышцы – обеспечивают изменение объема грудной клетки птицы при дыхании. Мышцы шеи участвуют в движении головы. Сильно развиты мышцы ног. Через суставы ног перекинуты сухожилия, концы которых проходят в пальцы. Когда птица, сидя на ветке, приседает, эти сухожилия натягиваются, пальцы сгибаются и плотно охватывают ветку. Поэтому птицы могут не только сидеть, но и спокойно спать, не падая с ветки Вывод: Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, хуже – туловища.
Физкультминутка Если согласны, то подтягивайтесь, если нет- встаньте с места Все птицы способны к полету. Бородки на перьях плотно сцепляются между собой. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы. Крылья птицы и поднимаются, и опускаются благодаря действию больших грудных мышц.- Кожа птиц тонкая, сухая. В кисти передней конечности у птиц – 5 пальцев. У птиц, в отличие от других позвоночных животных, есть шейный отдел тела. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.
Особенности внешнего строения Перьевой покров Клюв, состоящий из надклювья и подклювья Имеются Роговые чешуйки на нижней части ног Передние конечности- крылья Имеется лишь копчиковая железа Кожа тонкая и сухая Шея подвижная, глаза крупные, голова небольшая Туловище обтекаемой формы
Особенности скелета Челюсти без зубов Многие кости сросшиеся Характерна цевка Имеют киль В трубчатых костях имеются полости Легкий и прочный Большие глазницы Пояс передних конечностей: лопатки, ключицы, вороньи кости Сросшиеся кости черепа
В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается; толстая кишка впадает в клоаку.
Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения.
Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом увеличивается интенсивность газообмена ( принцип двойного дыхания) Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла
Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок. У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи. Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц;
Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. У самцов развиты парные половые железы – семенники, в то время как у самок сохраняются только левый яичник и яйцевод. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку.
Д/З: Работа с тестовыми заданиями стр.204 – 210 до «Размножение и развитие» Ответить на вопросы «Проверьте свои знания» на стр.220 Подготовить интересную информацию о птицах из Интернета
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный урок был проведен с учащимися 7 класса 22 апреля 2011 г, в рамках декады химии и биологии.
Цель: 1) Познакомиться с характерными особенностями птиц, в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания
2)Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися.
3) Учить видеть прекрасное в мире птиц.
Развивающая: развивать умения ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
Воспитывающая : воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Дидактический материал: набор перьев, лупа, застежка-молнии, ножницы, пипетки, конверты с заданиями, итоговые тесты, учебная презентация «Птицы»
Необходимое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
умение работать с источниками информации;
умение вести монолог, диалог
I Слайд 2. Постановка проблемы
Сообщение темы и постановка целей урока.
Птицы – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, которых нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. Птиц сейчас насчитывается более 9 тыс. видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше.
Вопрос классу: На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
Ответ : Верно. Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям, воде с помощью задних конечностей.
Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, птицы имеют сходные черты внешнего строения. На этом уроке мы должны познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
В поле есть, где прокормиться,
Только негде здесь гнездиться,
Огороду, полю – врач
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Весь размером он с орех,
Птиц почти что меньше всех,
Комаров и мух противник
Подбирает он проворно
И гнездится на карнизе
Вывод : Птицы хорошо передвигаются по самым различным субстратам; они хорошо передвигаются по земле, много ныряют и плавают в воде, но наиболее характерным способом птичьего передвижения является все-таки полет.
Слайд 6.Изучим внешнее строение птиц. Давайте рассмотрим голубя. Кто ответит, за что сизый голубь получил такое название?
Ответы детей: За окраску оперения, которая меняется от светло-фиолетовой до почти черной. Только на шее остается зеленоватое кольцо, а на крыльях – две темные полосы.
Слайд7,8,9. Ученики используя учебник самостоятельно изучают внешнее строение птиц и приходят к такому ответу. Тело птиц подразделяется на голову, шею, туловище и хвост. Передние конечности –крылья, служат для полета, задние – ноги. Голова небольшая, сидит на подвижной шее, что позволяет птицам прекрасно ориентироваться в сложной воздушной среде. На голове имеются такие органы: клюв, одетый роговым чехлом. Клюв состоит из двух частей: верхней- надклювья и нижней – подклювья. В основании надклювья открываются ноздри. По бокам головы находятся круглые глаза, несколько ниже и назад от них под перьями находятся ушные раковины.
Слайд 10 На основе ответов учащихся в тетради рисуем таблицу:
Основные отделы тела
Перьевой(контурные и пуховые перья)
Слайд 11 Покров: Кожа у птиц сухая, без желез, покрытая пухом и перьями. У основания рулевых перьев почти всех птиц располагаются копчиковые железа. Птица смазывает ею перья, что предохраняет перо от намокания и делает его эластичным.
У птиц различают 2 основных типа перьев –контурное и пуховое. Контурные перья налегая друг на друга подобно черепице – защищают тело птицы и делают его обтекаемым в полете.
Контурное перо состоит из стержня, по бокам от которого расположено мягкое опахало. Та часть стержня, которая погружена в кожу птицы, называется очин. Опахала состоят из бородок 1-го порядка, на них имеются бородки 2-го порядка, сцепленные между собой крючочками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаем для воздуха.
Контурные перья бывают двух типов: маховые (на крыльях) и рулевые (на хвосте) – участвующие в управлении полетом и в торможении при посадке. Под контурными располагаются пуховые, стержень их тонкий, бородок 2-го порядка нет. У некоторых птиц есть еще и пух. Они способствуют сохранению постоянной температуры тела.
Слайд 12 Практическая работа: «Изучение строения перьев»
(Одно мягкое, пушистое; другое – упругое, жесткое). Как вы думаете, для чего птице нужны разные перья и где они расположены? (Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья – согревают птицу).
Слайд 13,14,15 Изучение скелета птицы.
• Скелет птицы состоит из черепа, позвоночника, конечностей и их поясов.
• Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, сращены. Стенки мозговой коробки тонкие. Челюсти лишены зубов и образуют клюв.
Грудную клетку у птиц образуют позвоночник, ребра и широкая грудная кость – грудина, которая имеет киль. К нему прикрепляются мышцы, опускающие и поднимающие крылья.
• Скелет ноги состоит из бедра, голени, цевки и стопы с 2–4 пальцами.
• Лопатки, ключицы в виде вилочки, вороньи кости составляют плечевой пояс.
• Пояс задних конечностей состоит из трех пар тазовых костей
Воздушные полости в костях делают скелет лёгким, а известковые соли и жёсткое соединение костей – прочным. Лёгкость и прочность птичьих костей являются приспособлением к полёту, а также к ходьбе и лазанию по деревьям.
• Скелет крыла образуют кости плеча, предплечья и кисти.
Вывод учащиеся пишут в тетради.
Слайд 16 Особенности строения скелета птиц, связанные с полетом
Слайд 17, 18 Особенности строения мускулатуры птиц, связанные с полетом
1. Все птицы способны к полету.-
2. Бородки на перьях плотно сцепляются между собой. +
3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы. +
4. Крылья птицы и поднимаются, и опускаются благодаря действию больших грудных мышц.-
5. Кожа птиц тонкая, сухая. +
6. В кисти передней конечности у птиц – 5 пальцев.-
7. У птиц, в отличие от других позвоночных животных, есть шейный отдел тела.-
8. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. +
8. Клюв, состоящий из надклювья и подклювья
9. Туловище обтекаемой формы
10. Имеются роговые чешуйки на нижней части ног
11. Многие кости сросшиеся
12. Сросшиеся кости черепа
13. Кожа тонкая и сухая
14. В трубчатых костях имеются полости
15. Пояс передних конечностей: лопатки, ключицы, вороньи кости
16. Большие глазницы
17. Многие кости сросшиеся
Слайд 20, 21 После того, как ученики закончили, открываем слайд, проверяем свои работы и поднимаем руки, кто правильно выполнил. (Приложение 1) и (Приложение 2)
Слайд 22 Теперь рассмотрим особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом
Слайд 23 Особенности пищеварительной системы :
1)Имеется зоб – расширение пищевода;
2)в желудке два отдела – железистый и мускулистый;
3)быстрое пищеварение, короткая толстая кишка, камешки.
Вывод: В отличие от пресмыкающихся у птиц отсутствует прямая кишка.
Слайд 24 Особенности кровеносной системы : замкнутая, 2 круга кровообращения, 4-х камерное сердце.
Слайд 25 Особенности дыхательной системы : наличие воздушных мешков, двойное дыхание ( через легкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе)
Слайд 26 Особенности нервной системы.
· Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.
· У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия;
· Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи.
· Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц;
Слайд 27 Особенности органов размножения и выделения: В состав мочевыделительной системы входят почки, мочеточники, клоака. Отсутствует мочевой пузырь. Основным продуктом выделения птиц является мочевая кислота.
Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.
У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.
III Рефлексия. Как ученики усвоили новую тему, закрепляем в виде теста. (Приложение 3)
IV. Подведение итогов урока.
Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.
V. Домашнее задание.
• стр.204 – 210 до «Размножение и развитие»
• Ответить на вопросы «Проверьте свои знания» на стр.220
• Подготовить интересную информацию о птицах из Интернета
. Орнитологи отмечают, что в деревнях и городах Чувашии быстро растёт численность серой вороны. За последние 20-30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция.
(Серая ворона хорошо приспособилась к изменившимся условиям среды. Птицы научились размачивать в воде сухой хлеб, охотиться на зазевавшихся голубей. Вороны перестали откочёвывать зимой к югу, находя себе корм в деревнях. В весенний период они гнездятся на зданиях)
О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии “Вако” Москва 2006г.
Диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»7 класс
Диск “Биология. Животные” 7 класс 1С:Школа Издательский центр “ Винтана- Граф” 2008 год.