чем накрывают голову при исповеди

Как проходит исповедь в православном храме

Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Когда можно исповедоваться в храме?

Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.

Как проходит таинство Исповеди?

Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.

О чем говорить на исповеди?

На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.

Можно ли использовать книжки со списком грехов?

Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».

Зачем на исповеди священник?

Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.

Источник

Чем накрывают голову при исповеди

При исповеди некоторые священники сразу накрывают епитрахилью, а другие только при чтении разрешительной молитвы. Как правильно и есть ли какие-нибудь канонические предписания по этому поводу?

ОТВЕТ:

Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте рассмотрим Последование Исповеди, содержащееся в Требнике. В этом последовании прямо указывается, что духовник приводит кающегося к Исповеди «непокровенна», не накрывая епитрахилью. Причем, здесь также указывается на то, что даже стоять во время Исповеди кающийся должен прямо, а не склонившись над аналоем. Это предписание не случайно, ведь оно указывает на тот свободный, открытый диалог, который должен присутствовать в отношениях священника и исповедающегося. Ведь зачастую не только слова, но и поведение, и взгляд человека могут раскрыть то, что лежит на его сердце, а, как мы знаем, задача духовника состоит в том, чтобы помочь человеку увидеть его действительное состояние (а не только то, которое он описывает, иногда самообманываясь). И только после окончания беседы духовник говорит исповеднику: «Поклонися» (т.е. только в этот момент накрывает кающегося епитрахилью), и произносит над ним разрешительную молитву.

Как видите, не накрывая исповедающегося епитрахилью, священник исполняет то, что предписывается церковным уставом. В этой связи возникает вопрос несколько иного характера, смогут ли сегодняшние кающиеся, стоя прямо перед священнослужителем и смотря ему в глаза, рассказать о себе? Очень непросто рассказать все самое плохое и стыдное о себе человеку в лицо.

Поэтому такая практика, когда священник накрывает кающегося епитрахилью до разрешительной молитвы, хоть и создает более комфортные психологические условия для исповедающегося, но все же является отступлением от принципов Исповеди, изложенных в Чинопоследовании.

Может и не стоит говорить о «педагогическом» эффекте от разговора лицом-к-лицу, однако этот эффект предусмотрен и присутствует в Исповеди: тяжелее сделать поступок, зная, что потом придется рассказать о нем, глядя в глаза.

Но, как бы там ни было, в какой бы форме не проводилась Исповедь, результат её один: при искреннем раскаянии и обещании не грешить, кающийся получает полное разрешение от грехов.

Ешё иногда люди при чтении разрешительной молитвы кланяются священнику, а не Кресту и Евангелию, сммволизирующих Христа.

Источник

Как проходит исповедь в православном храме

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Таинство Исповеди – это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Как правило, исповедь совершается утром перед Божественной Литургией, по вечерам во время и после вечернего Богослужения. Также в некоторых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди.

Перед началом Исповеди выходит священник и читает общую молитву, во время которой в определенный момент исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах.

Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к исповеди, в которых также публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на исповеди мы должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чем нам говорит наша совесть. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не приносящей плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию (об исповеди на сайте «Фомы»).

Если же мы ощущаем потребность в некотором духовном руководстве для нашего покаяния, то можно обратиться к опыту и наставлениям святых и опытных пастырей. Кроме того, очень важно не забывать, что ты исповедуешься Живому Богу, незримо присутствующему во время Таинства, а священник выступает только в роли свидетеля (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи.

Когда исповедь завершена, прихожанин склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву. Затем целуется Крест и Евангелие и берется благословение у священника.

Источник

Ответы на вопросы. Исповедь

чем накрывают голову при исповеди. Смотреть фото чем накрывают голову при исповеди. Смотреть картинку чем накрывают голову при исповеди. Картинка про чем накрывают голову при исповеди. Фото чем накрывают голову при исповеди

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет — постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

чем накрывают голову при исповеди. Смотреть фото чем накрывают голову при исповеди. Смотреть картинку чем накрывают голову при исповеди. Картинка про чем накрывают голову при исповеди. Фото чем накрывают голову при исповеди

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

чем накрывают голову при исповеди. Смотреть фото чем накрывают голову при исповеди. Смотреть картинку чем накрывают голову при исповеди. Картинка про чем накрывают голову при исповеди. Фото чем накрывают голову при исповеди

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной — с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде — ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней — и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные — ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной — его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом — сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

Источник

Исповедь

«Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он,
будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и
очи­стит нас от всякой неправды
» ( 1Ин.1:9 ).

И́споведь (Таин­ство пока­я­ния) – Таин­ство Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. При­ни­мает испо­ведь свя­щен­ник или архи­ерей.

чем накрывают голову при исповеди. Смотреть фото чем накрывают голову при исповеди. Смотреть картинку чем накрывают голову при исповеди. Картинка про чем накрывают голову при исповеди. Фото чем накрывают голову при исповеди

Почему нужно испо­ве­до­ваться в при­сут­ствии свя­щен­ника, а не просто попро­сить про­ще­ния у Бога?

Подоб­ную же ана­ло­гию можно про­ве­сти, если смот­реть на грех как на болезнь. Тогда Цер­ковь – это боль­ница, а испо­ведь – лече­ние болезни. Причем саму испо­ведь в этом при­мере можно рас­смат­ри­вать как опе­ра­цию по уда­ле­нию опу­холи (греха), а после­ду­ю­щее за ней при­ча­стие Святых Даров – Тела и Крови Хри­сто­вых в Таин­стве Евха­ри­стии – как после­опе­ра­ци­он­ную тера­пию по зажив­ле­нию и вос­ста­нов­ле­нию орга­низма (души).

Как легко нам бывает про­стить каю­ще­гося, как необ­хо­димо нам самим каяться перед теми, кого мы оби­дели. Но не тем ли нужнее наше пока­я­ние перед Богом – Отцом Небес­ным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним чело­ве­ком.

Как же про­ис­хо­дит Таин­ство Пока­я­ния, как к нему гото­виться и как при­сту­пать?

Чино­по­сле­до­ва­ние испо­веди: начало обыч­ное, иерей­ские молитвы и обра­ще­ние к каю­щимся «Се чадо, Хри­стос неви­димо стоит, при­емля испо­ве­да­ние твое…», соб­ственно испо­ведь. По окон­ча­нии испо­веди свя­щен­ник воз­ла­гает край епи­тра­хили на голову каю­ще­муся и читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. Каю­щийся целует Еван­ге­лие и крест, лежа­щие на аналое.

Испо­ведь при­нято совер­шать после вечер­него бого­слу­же­ния или утром, непо­сред­ственно перед литур­гией, поскольку миряне к при­ча­ще­нию по тра­ди­ции допус­ка­ются после испо­веди.

Под­го­товка к испо­веди не носит внешне фор­маль­ного харак­тера. В отли­чие от дру­гого вели­кого Таин­ства Церкви – Свя­того При­ча­стия, испо­ведь может совер­шаться всегда и везде (при нали­чии закон­ного тай­но­со­вер­ши­теля – пра­во­слав­ного свя­щен­ника). При под­го­товке к испо­веди цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила, а нужны только вера и пока­я­ние. То есть испо­ве­ду­ю­щийся чело­век должен быть кре­ще­ным членом Пра­во­слав­ной Церкви, созна­тельно веру­ю­щим (при­зна­ю­щим все основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния и при­зна­ю­щим себя чадом Пра­во­слав­ной Церкви) и рас­ка­и­ва­ю­щимся в своих грехах.

Грехи нужно пони­мать и в широ­ком смысле – как свой­ствен­ные падшей чело­ве­че­ской при­роде стра­сти, и в более кон­крет­ном – как фак­ти­че­ские случаи пре­ступ­ле­ния запо­ве­дей Божиих. Сла­вян­ское слово «пока­я­ние», озна­чает не столько «изви­не­ние», сколько «изме­не­ние» – реши­мость не допус­кать в буду­щем совер­ше­ния тех же грехов. Таким обра­зом, пока­я­ние есть состо­я­ние бес­ком­про­мисс­ного само­осуж­де­ния за свои про­шлые грехи и стрем­ле­ние впредь упорно бороться со стра­стями.

Итак, при­го­то­виться к испо­веди – это значит пока­ян­ным взгля­дом оки­нуть свою жизнь, про­ана­ли­зи­ро­вать свои дела и мысли с точки зрения запо­ве­дей Божиих (при необ­хо­ди­мо­сти и запи­сать для памяти), помо­литься Гос­поду о про­ще­нии грехов и даро­ва­нии истин­ного пока­я­ния. Как пра­вило, за период после послед­ней испо­веди. Но можно испо­ве­дать и про­шлые грехи – или ранее по забыв­чи­во­сти или лож­ному стыду не испо­ве­дан­ные, или испо­ве­дан­ные без долж­ного рас­ка­я­ния, меха­ни­че­ски. При этом нужно знать, что искренне испо­ве­дан­ные грехи всегда и необ­ра­тимо про­ща­ются Гос­по­дом (грязь омы­ва­ется, болезнь исце­ля­ется, про­кля­тие сни­ма­ется), в этой непре­лож­но­сти – смысл Таин­ства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он оста­ется в памяти для сми­ре­ния и охра­не­ния от буду­щих паде­ний; он может еще долго бес­по­ко­ить душу, как может бес­по­ко­ить чело­века зажив­шая рана, – уже не смер­тель­ная, но еще ощу­ти­мая. В этом случае испо­ве­до­вать повторно грех можно (для уми­ре­ния души), но не обя­за­тельно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий испо­ве­даться.

Хотя, как уже гово­ри­лось, испо­ве­до­ваться можно в любой обста­новке, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме – перед бого­слу­же­нием или в спе­ци­ально назна­чен­ное свя­щен­ни­ком время (в особых слу­чаях, напри­мер, для испо­веди боль­ного на дому, нужно инди­ви­ду­ально дого­во­риться со свя­щен­но­слу­жи­те­лем).

Обыч­ное время совер­ше­ния испо­веди – перед Боже­ствен­ной литур­гией. Обычно испо­ве­дуют и на вечер­нем бого­слу­же­нии, иногда уста­нав­ли­вают особое время. Узнать о вре­мени испо­веди жела­тельно зара­нее.

Как пра­вило, свя­щен­ник испо­ве­дует перед ана­лоем (Аналой – столик для цер­ков­ных книг или икон с наклон­ной верх­ней поверх­но­стью). При­шед­шие на испо­ведь ста­но­вятся друг за другом перед ана­лоем, где испо­ве­дует свя­щен­ник, но на неко­то­ром рас­сто­я­нии от аналоя, чтобы не мешать чужой испо­веди; стоят тихо, слушая цер­ков­ные молитвы, сокру­ша­ясь в сердце о своих грехах. Когда наста­нет их оче­редь – под­хо­дят к испо­веди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по жела­нию; но в вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ния отме­ня­ются). Иногда свя­щен­ник покры­вает главу каю­ще­гося епи­тра­хи­лью (Епи­тра­хиль – деталь обла­че­ния свя­щен­ника – вер­ти­каль­ная полоса ткани на груди), молится, спра­ши­вает, как зовут испо­вед­ника и что он желает испо­ве­дать пред Богом. Здесь каю­щийся должен испо­ве­дать, с одной сто­роны, общее осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти, особо назы­вая наи­бо­лее свой­ствен­ные ему стра­сти и немощи (напри­мер: мало­ве­рие, среб­ро­лю­бие, гнев­ли­вость и т. п.), а с другой сто­роны, назвать те кон­крет­ные грехи, кото­рые он за собой видит, и осо­бенно те, кото­рые как камень лежат на его сове­сти, напри­мер: аборты, оскорб­ле­ния роди­те­лей или близ­ких, воров­ство, блуд, при­вычка к мату и бого­хуль­ству, несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божиих и цер­ков­ных уста­нов­ле­ний, и т. п., и т. п. Разо­браться в своих грехах вам помо­жет раздел «Общая испо­ведь».

Свя­щен­ник, выслу­шав испо­ведь, как сви­де­тель и хода­тай пред Богом, задает (если счи­тает нужным) вопросы и гово­рит настав­ле­ние, молится о про­ще­нии грехов каю­ще­гося греш­ника и, когда видит искрен­нее рас­ка­я­ние и стрем­ле­ние к исправ­ле­нию, читает «раз­ре­ши­тель­ную» молитву.

Само Таин­ство про­ще­ния грехов совер­ша­ется не в момент чтения «раз­ре­ши­тель­ной» молитвы, а всей сово­куп­но­стью чино­по­сле­до­ва­ния испо­веди, однако «раз­ре­ши­тель­ная» молитва явля­ется как бы печа­тью, удо­сто­ве­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства.

Итак – испо­ведь совер­шена, при искрен­нем рас­ка­я­нии грех Богом прощен.

Про­ще­ный греш­ник, пере­кре­стясь, целует крест, Еван­ге­лие и берет у батюшки бла­го­сло­ве­ние.

Взять бла­го­сло­ве­ние – это попро­сить свя­щен­ника его иерей­ской вла­стью нис­по­слать укреп­ля­ю­щую и освя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­того Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сло­жить руки ладо­нями вверх (правую на левую), скло­нить голову и ска­зать: «Бла­го­слови, отче». Свя­щен­ник кре­стит чело­века знаком свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и кладет свою ладонь на сло­жен­ные ладони бла­го­слов­ля­е­мого. Сле­дует при­ло­житься устами к руке свя­щен­ника – не как к руке чело­ве­че­ской, но как к образу бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ницы Пода­теля всех благ Гос­пода.

Если он гото­вился к при­ча­стию, то спра­ши­вает: «Бла­го­сло­вите при­ча­ститься?» – и при поло­жи­тель­ном ответе идет гото­виться к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн.

Все ли грехи про­ща­ются в Таин­стве Пока­я­ния, или только назван­ные?

В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.

Про­чтём раз­ре­ши­тель­ную молитву свя­щен­ника после испо­веди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согре­ше­ния твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:
…если чело­век не ута­и­вает грехи созна­тельно, если испо­ведь при­но­сится им искренне, чисто­сер­дечно, с наме­ре­нием испра­виться, ему про­ща­ются все грехи: и те, кото­рые он назвал, и те, о кото­рых забыл, и те, кото­рые он сам в себе не заме­чает. Одна­жды на лекции в Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии я выска­зал эту мысль – о том, что грехи на испо­веди или все про­ща­ются, или все не про­ща­ются, а тре­тьего (то есть какого-то частич­ного, непол­ного про­ще­ния) не дано. Один семи­на­рист очень резко воз­ра­зил мне, сказав, что он «под­ни­мет тво­ре­ния всех Святых Отцов», чтобы дока­зать обрат­ное, а именно, что про­ща­ются только назван­ные на испо­веди грехи. Он пол­года рабо­тал в биб­лио­теке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: про­ща­ются все грехи».
Но, как уже было ска­зано, усло­вием пол­ного про­ще­ния явля­ется чисто­сер­деч­ность и искрен­ность испо­веди, реши­мость испра­виться и начать новую жизнь. Если чело­век на испо­веди ута­и­вает грехи, или если вся его испо­ведь сво­дится к пустой фор­маль­но­сти, или если он гово­рит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таин­ство про­фа­ни­ру­ется. Иначе говоря, Таин­ство в таком случае вовсе не про­ис­хо­дит, потому что не про­ис­хо­дит в чело­веке та пере­мена ума, кото­рая должна сопут­ство­вать испо­веди. (Источ­ник).

Как часто нужно испо­ве­до­ваться?

Мини­мально — перед каждым При­ча­стием (по цер­ков­ным кано­нам верные при­ча­ща­ются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 сед­мицы), мак­си­маль­ное число испо­ве­дей не уста­нов­лено и остав­лено на усмот­ре­ние самого хри­сти­а­нина.

При этом сле­дует пом­нить, что пока­я­ние — это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Поэтому Таин­ство и назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния грехов”. Пока­я­ние в грехе состоит из трёх этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния (см. послед­нюю молитву в Вечер­нем молит­вен­ном пра­виле); испо­ве­дать его и полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов в Таин­стве Испо­веди.

Как уви­деть свои грехи?

Так как грехи — это нару­ше­ние Запо­ве­дей Божьих, то необ­хо­димо изу­чать Запо­веди и Еван­ге­лие. И сле­дует про­сить Бога о виде­нии своих грехов.
Когда чело­век не видит в себе ничего дур­ного, это нико­гда не сви­де­тель­ствует об отсут­ствии грехов. Это обычно след­ствие гор­до­сти и духов­ной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необ­хо­димо начать с испо­ве­да­ния этой духов­ной сле­поты, далее свя­щен­ник помо­жет вспом­нить и другие пороки.

Может ли свя­щен­ник не при­нять испо­ведь?

Апо­столь­ские Пра­вила (52‑е пра­вило) «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, обра­ща­ю­ще­гося от греха не примет, да будет извер­жен из свя­щен­ного чина. Ибо [он] опе­ча­ли­вает Христа, ска­зав­шего: радость бывает на небе­сах об одном каю­щемся греш­нике ( Лк.15:7 )».

Отка­зать в испо­веди можно, если её, по сути, нет. Если чело­век не рас­ка­и­ва­ется, не счи­тает себя вино­ва­тым в своих грехах, не желает при­ми­ряться с ближ­ними. Также не могут полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов некре­щё­ные и отлу­чён­ные от цер­ков­ного обще­ния.

Можно ли испо­ве­до­ваться по теле­фону или пись­менно?

В Пра­во­сла­вии нет тра­ди­ции испо­ве­до­вать грехи по теле­фону или через интер­нет, тем более, что это нару­шает тайну испо­веди.

Сле­дует также иметь в виду, что боль­ные могут при­гла­сить свя­щен­ника домой или в лечеб­ницу.

Те, же, кто уехал в даль­ние страны, не могут себя этим оправ­ды­вать, ведь отпа­де­ние от Святых Таинств Церкви — это их выбор и про­фа­ни­ро­вать Таин­ство ради этого неуместно.

Какие права есть у свя­щен­ника по нало­же­нию епи­ти­мии на каю­ще­гося?

Канон 102 Трулль­ского Собора тре­бует, чтобы епи­ти­мья назна­ча­лась на тот срок, в тече­ние кото­рого духов­ник мог бы сле­дить за этим духов­ным чадом. Если же хри­сти­а­нин полу­чил епи­ти­мью выше сил и не может её нести, то ему сле­дует обра­титься к архи­ерею за раз­ре­ше­нием от епи­ти­мии.

Мнение о том, что любой свя­щен­ник может раз­ре­шить от епи­ти­мии, нало­жен­ной другим свя­щен­ни­ком, про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному праву. Такая власть есть только у архи­ерея. Раз­ре­шить запре­щен­ного не может никто другой, кроме запре­тив­шего, исклю­чая случаи смерти запре­тив­шего, а также смер­тель­ной болезни каю­ще­гося.

Над окон­чив­шим епи­ти­мию чита­ется «Молитва над раз­ре­ша­е­мым от запре­ще­ния», кото­рой он осво­бож­да­ется от неё и вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью.

После Испо­веди часто ли вы Бога бла­го­да­рили за то, что Он про­стил вам грехи? …А ведь это такой дар! Чело­веку Гос­подь дал про­ще­ние грехов просто так, зада­ром, а мы гово­рим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – непра­вильно. За всё надо бла­го­да­рить.
свя­щен­ник Даниил Сысоев

Гово­рят чело­веку: «Пойди на испо­ведь», а он отве­чает: «А чего идти, я всё равно буду гре­шить. Какой смысл…?
Это уже не норма, это – духов­ная ано­ма­лия, когда чело­век сидит в грехе и не хочет его остав­лять. Это очень пагуб­ное состо­я­ние души чело­века, вывих в его взгля­дах на жизнь.
Не исклю­чено, что греш­ник таким обра­зом оправ­ды­вает свою при­вя­зан­ность к греху. Жизнь во грехе устра­и­вает такого чело­века, поэтому с интел­лек­ту­аль­ной точки зрения он оправ­ды­вает свои гре­хов­ные поступки.
Именно поэтому наш ум Святые Отцы назы­вали лже­имен­ным разу­мом. Т.е. он при­зван видеть истину, при­зван к ней стре­миться, но настолько опутан в духов­ном смысле стра­стями, что идёт на поводу у порока, греха, кото­рый живёт в духе. И оправ­ды­вает свои грехи даже бого­слов­скими рас­суж­де­ни­ями.
архи­епи­скоп Полоц­кий и Глу­бок­ский Фео­до­сий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *