чем надо руководствоваться для правильного выбора метода обучения
Чем надо руководствоваться для правильного выбора метода обучения
46. Выбор методов обучения
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возрастных особенностей учащихся;
– уровня их реальных познавательных возможностей;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей классного коллектива;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.
В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.
Доклад на тему: «Выбор оптимальных методов и приемов на уроках»
Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе
Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.
И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.
К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.
Оптимизация является одним из принципов НОТ.
К числу основных способов деятельности учителя относятся:
— конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;
— выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;
— сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;
— создание необходимых условий для обучения;
— оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;
— ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.
Общие способы оптимизации обучения
1.Комплексное планирование задач;
2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;
3. Выделение главного, существенного;
4. Дифференцированный подход к учащимся ;
5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;
Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:
Проектирование задач обучения.
— изучение и оценка условий для обучения ;
— изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;
— выделение главных задач ;
— дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.
Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:
— сужение числа вариантов для выбора к двум ;
— принятие решения о выборе типа урока
Осуществление избранного варианта обучения:
— применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;
— организация деятельности учащихся ;
— формирование навыков рациональной организации учебного труда ;
— принятие задач обучения ;
— осознание мотивов учения ;
— проявление активности и самостоятельности ;
— самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.
Анализ результатов обучения:
— сравнение полученных результатов;
— сравнение затрат времени, усилий;
— вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;
— выявление причин возможных отклонений;
— разработка дополнительных задач.
Классификация методов обучения.
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )
Существуют следующие методы:
— репродуктивные методы (запоминание информации )
— проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )
— методы самостоятельной работы;
— методы стимулирования и мотивации обучения;
— методы формирования интереса к учению;
— методы развития долга и ответственности в учении;
— методы контроля и самоконтроля.
Критерии оптимального выбора методов обучения.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:
1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;
5. Определить тематику каждого занятия, урока;
6. Конкретизировать задачи данного урока;
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;
10. Определить темп урока;
11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.
Основные закономерности учебного процесса
1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.
2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.
3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.
4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.
5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.
8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.
9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.
Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:
1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов
2. Системный подход к выбору методов обучения.
3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.
4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.
6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Выбор оптимального сочетания методов обучения
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. приходим к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.
В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
сочетание методов принципам обучения,
соответствие содержанию данной темы,
соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим, уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения,
соответствие возможностям вспомогательных средств обучения,
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями
Условно можно выделить несколько уровней принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:
Характеристика данного уровня принятия решения
Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
Решения типа проб и ошибок
Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.
Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения
Таблица 3 Таблица 4
Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
Следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.
Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их
Список используемой литературы
2. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : Современное слово, 2005. – 544 с.
5.Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
6. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М. : Мастерство, 2002. – 288 с.
7. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
«Важность выбора метода обучения на занятиях»
Важность выбора метода обучения на занятиях.
В педагогике методом обучения принято обозначать способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение последними знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.
Приведем объективные и субъективные причины, от которых зависит выбор методов обучения: закономерности и выте кающие из них принципы обучения; общие цели обучения, вос питания и развития человека; конкретные образовательно-воспитательные задачи; уровни мотивации обучения; особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины; содер жание материала; время, отведенное на изучение того или ино го материала; количество и сложность учебного материала; уро вень подготовленности обучающихся; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; сформированность у обучающихся учебных навыков; тип и структура занятия; количество обучающихся; интерес обучающихся; взаимоотношения между преподавателем и обучающимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); материально-техническое обеспечение; особенности личности педагога, его квалификация.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий пре подаватель принимает решение о выборе конкретного метода обу чения для проведения занятий.
В обучении важно, чтобы цели, поставленные педагогом, не носили иллюзорный характер, соответствовали друг другу, были восприняты и внутренне осознаны. Дидактическая или воспита тельная цель, поставленная педагогом, может быть достигнута только в том случае, если она учитывает индивидуальные особен ности обучаемых, их мотивационную направленность. Поэтому при выборе методов обучения необходимо учитывать, что чистых методов, не связанных между собой в какой-либо ситуации, не быва ет. В учебном процессе методы всегда взаимопроникают друг в друга, на каждом его этапе характеризуют уровень и содержание взаимодействия преподавателя и обучаемого. Если в определен ный момент педагог использует конкретный метод, то это означа ет лишь то, что он доминирует на данном педагогическом этапе (Ю. К. Бабанский).
Действительно, в реальном процессе обучения всё взаимосвя зано и взаимообусловлено: преподавание и учение, содержание и форма, средства и цели. Однако, чтобы понять обучение как слож ную и динамическую систему, необходимо рассмотреть как связи и отношения элементов этой системы, так и функционирование каж дого элемента, взятого в определённой степени изолированно.
В рамках решения проблемы методов обучения исследовате ли пришли к следующим выводам:
1. Методы обучения должны содействовать переходности состояний неопределенности и определенности моментов, переходу из обычных состояний сознания в необычные, по крайней мере, на короткие промежутки времени.
2. Они должны возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
3. Методы должны обеспечить «реалистическое столкновение с проблемой», погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
4. Они должны обеспечить столкновение противоположных по нятий, образов и идей.
5. Методы должны приводить к тому, чтобы информация раз ных модальностей (зрительная, кинестетическая, слуховая и др.) была включена в процесс мышления.
В современной педагогической практике используется боль шое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обуче ния общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использо ванию.
Существуют также различные классификации методов обуче ния, многообразие которых зависит от избираемого принципа клас сификации.
Единой классификации методов обучения не существует. Это обусловлено тем, что разные авторы в основу подразделения ме тодов обучения на группы и подгруппы закладывают разные при знаки, отдельные стороны процесса обучения.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и ин теграции знаний о них. Все более четко обозначается многосто ронний, комплексный подход к характеристикам их сущности.
Ответ на вопрос о классификациях методов обучения имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку пе дагог руководствуется в своей деятельности стратегией и такти кой методов обучения.
Дидактические исследования показывают, что классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в за висимости от того, какой подход избирается при их разработке.
Не вдаваясь в обстоятельный обзор всех классификаций ме тодов обучения, отметим лишь, что каждая из них имеет опреде ленное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. В дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация М. А. Данилова и Б. П. Есипова. Авторы исходят из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности обучающихся по достижению дидактичес ких целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
· методы приобре тения новых знаний;
· методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
· методы проверки и оценки зна ний, умений и навыков.
МАОУ «Новомирская ООШ»
на методическом объединении школы
Подготовила: учитель биологии
Животкевич Наталья Николаевна
I часть носила название – “Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся”
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.
/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/
Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
Цели и задачи обучения.
Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).
Что же следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный (вначале каждый индивидуально, затем по группам, на которые изначально был разделен педагогический коллектив – учителя начального звена, учителя среднего и старшего звена, учителя, работающие как в начальном, так и в старшем звене школы; обсудите и докажите неполноту ошибочность остальных).
Каждый педагог получает карточку следующего содержания
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ? ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ, ДОКАЗАВ НЕПОЛНОТУ ИЛИ ОШИБОЧНОСТЬ ОСТАЛЬНЫХ.
Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.
Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.
/Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/
Затем идет представление диаграмм с преобладающими методами обучения непосредственно в нашей школе (полученные в ходе анкетирования учеников школы).
II часть – “Современные педагогические технологии”
При традиционной системе обучения ученик оказывается в роли лампочки: его то включают, то выключают (при этом не особенно заботясь о желаниях и возможностях самой лампочки). У школьника при указанной ситуации обучения формируется роль ведомого, который не видит перспективу в отличие от учителя.
Современный процесс обучения недостаточно готовит детей к совместной деятельности. Проанализируем (на примере разбора слова по составу):
Учебная ситуация пришла к своему завершению, отметки расставлены, переход к новой теме. Повтор всей цепочки с начала. Но в современном мире образования все чаще упоминают ещё о двух необходимых этапах. Ситуация обучения тинейджеров разрешима именно с позиций объединения учения + общения.
В середине 20-х годов XX века американец С.Перси начал применять в своей деятельности механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий учащимися.
Понятие “технология” происходит в результате слияния двух корней: techne (искусство, мастерство, умение) + logos (учение, наука).
Педагогические технологии изучаются следующим образом:
Как научное направление (с 50-х годов) – с разрабатываемым научным аппаратом, терминологией, самостоятельной областью для исследований.
Как процессуально-описательное направление – алгоритм процесса, содержание, методы и средства для достижения планируемых результатов обучения.
Признаками педагогических технологий являются:
Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками.
Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом оптимальной реализации человеческих возможностей, использования диалога, общения.
Поэтапное планирование и последовательное воплощение технологии должно воспроизводимо любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
Органичной частью педтехнологий являются диагностические процедуры.
Выделяются 3 основных группы педагогических технологий:
Педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения: игровые технологии, проблемное обучение. Технология развивающего обучения, технология программированного обучения, интерактивное обучение. Компьютерные технологии обучения, технология модульного обучения, технология активизации творческой деятельности учащихся и т.д.
Адаптивные педагогические технологии: разноуровневое обучение, индивидуализация обучения, вальдорфская педагогика, суггестивные технологии, аудиовизуальный подход к обучению, адаптивная школа (Е. Ямбурга), школа-парк (М.А. Балабана), агрошкола (А.Католикова) и т.п.
Авторские системы обучения: Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, система семейного воспитания Никитиных, В.Ф. Шаталова и др.
Вернемся к обучению, погруженному в общение.
1. Коммуникативную атмосферу в классе создает учитель, от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.
Речевые штампы, которые постоянно встречаются в нашей речи. Оргмомент урока нацелен на организационно-деятельностную подготовку учащихся к продуктивной работе. Учитель должен уметь правильно считать эмоциональный фон класса и подкрепить или скорректировать его соответствующим образом.
/! Напишите рядом с изображением человечка положительный штамп приветствия с детьми наиболее часто используемый вами на орг. моменте урока./
2. Но только изменить настрой учителя и его речь мало для переорганизации образовательного процесса. Любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз), мимикой, жестами участников диалога. Даже удаленность участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.
Выделяются 4 зоны общения:
1 – интимная – определяется окружностью, которую очерчивает вытянутая рука человека (родные, близкие люди) – зона доверия;
2 – личная – 1,5 метра – добрые знакомые, соратники, единомышленники. Учитель создает себе комфортную атмосферу своей личной зоны.
3 – социальная – до 3,5 метров – благоприятная зона для общения.
Учитель должен избегать статичности на уроке, педагог должен двигаться по классу. Но также должны двигаться и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил.
Необходимо также знать и уровни познавательной активности учащихся.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
“ Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.
Нулевой уровень активности:
Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.
При работе с этой группой учащихся учителю не следует:
Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;
Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,
Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;
Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.
Необходимы эмоциональные поглаживания:
Обращаться к ученику только по имени;
Не скупиться на похвалу и одобрение;
Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.
Уровень активности “по ситуации”.
Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.
Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.
Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;
Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.
Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.
Исполнительский уровень активности:
Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.
Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.
Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.
Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.
Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)
Творческий уровень активности:
Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;
Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности: нулевого, ситуативного, исполнительского.
Урок с применением педагогических технологий предполагает не менее четырех основных моделей:
Мозаичная – включение той или иной группы в зависимости от учебной задачи
Активно-ролевая – ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.
Комплексная – совмещение всех предложенных вариантов
Есть одно из золотых правил педагогики: прежде чем предлагать что-то ребенку (новую игру, задачу, упражнение, ситуацию), сначала испробуй это на себе. Тогда, с одной стороны, обнаружатся все нюансы и неточности инструктажа, а с другой – наметится линия творческой коррекции данной ситуации, контрольного задания и т.д.
РОЛЕВАЯ МЕТОДИКА ДИСКУССИИ
Внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, педагог последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь. ”
Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)