чем на самом деле занимается яндекс чем
Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант
Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.
«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.
В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.
Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.
Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.
Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:
На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.
Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:
В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.
Как победить выгорание
«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».
Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:
Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:
В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.
Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:
«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».
Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».
Разбираемся в бизнесе Яндекса
Если у вас есть брокерский счет, вы можете стать владельцем доли Яндекса. Но разумный инвестор сначала разбирается в бизнесе компании. Именно это я попробую сделать сегодня.
На чем зарабатывает Яндекс
За последние пять лет Яндекс запустил несколько бизнес-сегментов: такси, сервис персональных рекомендаций, доски объявлений и другие продукты. За это время доля поиска в общей выручке сократилась с 94 до 82%. Хотя выручка от других сегментов растет, единственным источником доходов продолжает оставаться продажа рекламы. Рекламные доходы позволяют Яндексу развивать другие бизнес-сегменты, которые сейчас приносят убытки.
EBITDA —
прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации
Поиск
Выручка Яндекса от поиска зависит от пользователей и рекламодателей. Посмотрим на ситуацию с обеих сторон.
Пользователи. Последние три года аудитория рунета растет на 2—3% в год с учетом сложного процента. Основной рост аудитории пришелся на 2008—2014 годы. Выиграть за счет роста проникновения интернета Яндексу уже не удастся.
Рост аудитории рунета происходит за счет смартфонов — на 22% за три года — и смарт-ТВ — на 5%. Кажется, на обоих рынках у Яндекса потенциально могут быть проблемы.
У Яндекса нет крупной рекламной площадки, кроме главной страницы. У Гугла есть Ютуб, Фейсбуку принадлежат Вотсап и Инстаграм, Мэйл-ру владеет Вконтакте и Одноклассниками. Эти социальные и медийные сервисы — дополнительные рекламные площадки. У Яндекса такой нет. Хотя компания развивает сервис «Дзен», который выделен в сегмент экспериментальных, но уже имеет больше 10 млн дневной аудитории.
Есть еще одна потенциальная проблема: постепенный рост пользователей, которые выходят в интернет только со смартфона. На Андроиде чаще всего предустановлен поисковик от Гугла. А еще Гугл платит Apple, чтобы на Айфонах стандартным поисковиком в браузере тоже был Гугл. По данным американских аналитиков, поисковик за это платит около 9 млрд долларов, или 585 млрд рублей, в год. Неподъемные суммы для Яндекса.
Но пока это не мешает Яндексу быть лидером на российском рынке поиска на десктопе и на смартфонах.
Доля выручки Яндекса от рекламы через смартфоны растет, через компьютеры и ноутбуки — падает.
Рекламодатели. Сервис Roistat провел исследование эффективности рекламы в российском интернете за 2018 год. Рекламодатели тратят больше денег на рекламу в поисковиках, чем в соцсетях. И главное: реклама в Яндексе эффективней рекламы в Гугле для 60% клиентов. Другими словами, российский бизнес выбирает Яндекс — это хорошо.
По мнению консалтинговой компании PwC, темпы роста рынка интернет-рекламы будут замедляться. Несмотря на это, рост все равно достаточно быстрый, поскольку деньги будут и дальше перетекать из других рекламных рынков — телевидения, радио и прессы. Сейчас Яндекс занимает около 50% рынка. Кратно вырасти не удастся, но есть шанс поддерживать темп роста выше рынка.
Аналитики ожидают, что наибольший рост покажет сегмент видеорекламы. По заявлениям компании, в собственной экосистеме Яндекс может показывать рекламу аудитории до 37 млн человек — за счет «Кинопоиска», «Яндекс-музыки», «Яндекс-афиши» и других сервисов. Но тут тоже не все прекрасно: Ютуб дает аудиторию в размере 44 млн человек.
Такси
Сейчас «Яндекс-такси» — совместное предприятие Яндекса и Uber. Яндексу в компании принадлежит 59,3% акций. «Яндекс-такси» работает в 15 странах мира. В России компания вышла в плюс еще в 2018 году. Руководство связывает отсутствие доходов от сегмента такси с инвестициями в доставку еды и развитие беспилотных автомобилей.
Приложение Яндекса и Uber — лидер на российском рынке. Если человек пользуется такси, то, с большой вероятностью, у него установлено приложение «Яндекс-такси» или Uber.
Яндекс развивает собственный сервис карт с 2004 года. За это время компания собрала много данных по картографии России и использует их для навигации, создания маршрутов и распределения заказов. Готовые данные позволяют сократить стоимость поездки, а следовательно, увеличить количество пользователей, готовых пересесть с общественного и личного транспорта на такси. Тому же Uber приходится покупать данные у Microsoft и самостоятельно инвестировать в сбор данных в Америке.
Я не нашел конкретных данных по расходам «Яндекс-такси», но аналитики американского банка Morgan Stanley посчитали расходы на милю для Uber — половину расходов на поездку занимает оплата водителю. Яндекс пытается решить этот вопрос с помощью разработки автопилота. Технологическое преимущество перед обычными сервисами такси поможет занять еще большую долю на рынке, который оценен в 618 млрд рублей.
Автопилот — потенциально прорывная технология, но она требует дальнейших инвестиций и разработки полноценного законодательства. Как скоро технологию можно будет полноценно использовать в бизнесе — непонятно. А еще автопилот может дать Яндексу возможность выйти на рынок автоперевозок и доставки товаров. К слову, рынок грузоперевозок оценен в 800—900 млрд рублей — в несколько раз больше, чем рынок интернет-рекламы.
Прочие сервисы
У Яндекса есть три сегмента, которые растут на более чем 50% год к году: доски объявлений, медиасервисы и экспериментальные проекты. Но в сумме они не приносят и 10% выручки. Посмотрим на интересные проекты.
Подписка «Яндекс-плюс». Текущий тренд крупных технологических компаний — создание экосистемы, чтобы пользователь мог на одной платформе удовлетворить больше своих потребностей. Так появился «Яндекс-плюс» — платная подписка, которая дает привилегии в сервисах компании: скидки на поездки в «Яндекс-такси», доступ к сериалам на «Кинопоиске», к «Яндекс-музыке», место на «Яндекс-диске» и прочие бонусы.
«Дзен». Сервис персональных рекомендаций Яндекса. «Дзен» для компании — дополнительная площадка для показа рекламы. По сути, «Дзен» конкурирует с Инстаграмом, мессенджерами, новостными сайтами и даже с Netflix.
Плюс сервиса в том, что большую часть контента создают пользователи и Яндексу не нужно тратить много средств на их вовлечение. Бизнес и медиа самостоятельно генерируют контент на площадке.
Если верить «Яндекс-радару», то пользователи «Дзена» тратят на сервис по четыре часа в день — оценка выглядит не очень правдоподобной. Данные по времени на сайте и посещенным страницам у Similarweb.com выглядят реалистичней, они в графике ниже. Мне кажется, текущая проблема «Дзена» в малом количестве видеоконтента — посмотрите на вовлеченность аудитории Инстаграма и Ютуба. Ведь чем больше пользователей тратят время на сервис, тем больше им можно показать рекламы. Но вроде как «Дзен» тестирует формат видеороликов.
Яндекс не раскрывает, сколько выручил и заработал «Дзен». Сотрудники компании заявили, что «Дзен» выручил 4 млрд рублей. Это не точные данные, а приблизительные: компания взяла выручку за определенный месяц и посчитала, что будет так зарабатывать в течение года.
«Яндекс-облако». Сервис запустили в сентябре 2018 года. С его помощью компании могут обрабатывать и хранить данные на серверах Яндекса.
В текущих реалиях данные — ядро бизнеса. Так, сервис вызова такси Lyft потратил в прошлом году на облачные хранилища Amazon 100 млн долларов. У Яндекса положение лучше: он уже зарабатывает на своих серверах.
Глобальный рынок облачных сервисов и оборудования для них оценен в 250 млрд долларов, или 16 трлн рублей. Российский рынок — около 70 млрд рублей. Сейчас лидер на мировом рынке — облачные сервисы Amazon. Потенциальные точки роста для сервиса Яндекса: иностранные компании, которым нужно держать и обрабатывать данные российских пользователей, а также нетехнологические местные компании.
На февраль 2019 года у сервиса было 6 тысяч клиентов, из них 500 — платящих. Пока рано говорить о каком-то влиянии сервиса на финансы Яндекса, но, по прогнозам, даже российский рынок облачных решений должен расти чуть быстрее рынка рекламы.
Электронная коммерция
С 2000 по 2016 год компания развивала «Яндекс-маркет» — сервис по выбору товаров и услуг. В 2018 году Яндекс совместно со Сбербанком организовали предприятие на базе «Яндекс-маркета». Компании планируют создать «Amazon по-русски». Теперь Яндексу принадлежит 45% акций в «Яндекс-маркете». Результаты маркета будут незначительно учитываться в отчетности компании.
Кто владеет Яндексом
Когда вы покупаете акции Яндекса, вы приобретаете долю в нидерландском холдинге. Этому холдингу принадлежат доли в российских компаниях, а они, в свою очередь, владеют сервисами Яндекса. Основатели создали юридическое лицо в Нидерландах, чтобы обезопасить себя от крупных инвесторов, и выпустили два типа акций. В России так сделать нельзя.
На фондовом рынке торгуются акции класса А, которые обладают одним голосом, и акции класса B, которые равны 10 голосам. Акции класса B принадлежат создателям компании, и их нельзя купить или продать на бирже, зато можно конвертировать в акции класса А. Когда Яндекс решит выплатить дивиденды, количество голосов не будет играть никакой роли. Будет учитываться только количество акций класса А и B.
Еще есть золотая акция, которая принадлежит Сбербанку. Она позволяет блокировать продажу крупных активов и вносить в устав поправки, изменяющие права владельца золотой акции.
В октябре 2018 года были слухи, что Сбербанк хочет получить крупную долю в Яндексе. Из-за этого акции упали в цене на 23% в моменте. Но купить крупную долю в Яндексе трудно: для этого понадобится выпустить новые акции, заплатить денег больше, чем стоит Яндекс в целом, и получить соглашение текущих инвесторов. Акции класса B как раз и нужны для того, чтобы защитить компанию от опасных инвесторов.
Куда больший риск несет не поглощение Яндекса государственной компанией, а признание интернета стратегически важным сектором российской экономики. Это может наложить ограничения на иностранную собственность в российских интернет-компаниях. Сейчас, покупая акции Яндекса, мы покупаем нидерландский холдинг, которому полностью принадлежит российская компания, владеющая поисковиком Яндекса.
Что за бизнес
Яндекс — компания, доминирующая на российском рынке интернет-рекламы, зависящая от местного законодательства и способности приносить рекламодателям отдачу на вложенные деньги. Поисковая система — дойная корова, которая позволяет развивать убыточные направления бизнеса.
Потенциал Яндекса зависит от скорости роста рынка рекламы, перераспределения бюджетов компаний на интернет-рекламу и способности привлечь внимание аудитории к новым форматам развлечений.
Благодаря инвестициям в данные и инфраструктуру Яндекс получил информацию, которую использует для удешевления поездок на такси и разработки автопилота. Бизнесу необходимы сервера для обработки и хранения данных, поэтому Яндекс запустил облачный сервис. Оба рынка потенциально помогут снизить зависимость от поисковых доходов.
В следующем обзоре я попробую сделать грубую оценку стоимости Яндекса и понять, переоценен или недооценен бизнес компании. Подпишитесь на Инвестник, чтобы не пропустить вторую часть обзора.
Без притязаний
Это поверхностный обзор бизнеса Яндекса, чтобы принять инвестиционное решение. Мы ни на что не претендуем, а лишь хотим помочь вам быстро разобраться в бизнесе компании и продолжить самостоятельное изучение.
Если вы новичок в инвестициях, но хотите приумножить собственный капитал с помощью акций — прочитайте наши вводные статьи:
Яндекс глазами стажера
Лето — пора отпусков, каникул и, конечно же, стажировок. Будучи студентом третьего курса по направлению «Прикладная математика и информатика» Иркутского государственного университета, ими я интересовался больше всего. Мне посчастливилось на три месяца присоединиться к службе компьютерного зрения Яндекса. В этом посте я хочу рассказать, каково быть стажером в Яндексе, какие на самом деле задачи перед ними ставят, и что вам вообще за все это будет. Признаюсь, я прошел отбор не без труда, поэтому думаю, что мой пост может быть полезен тем, кто сейчас планирует свое лето.
Команда компьютерного зрения и я в серой футболке
Как это начиналось
Сложности подстерегали меня еще на этапе заполнения анкеты — несколько часов кропотливого труда по заполнению формочек были безжалостно уничтожены ночным обновлением системы. Не идеально, по моему мнению, решив тестовые задачи, я почти начал сомневаться в своих шансах. И вдруг мне ответили и предложили познакомиться с группой нейросетевых технологий, входящей в состав службы компьютерного зрения, так как я указал это направление в своих интересах. Поговорив с сотрудниками Яндекса «за жизнь» и обсудив возможные задачи, я принялся за работу над новым тестовым заданием — построением текстового классификатора.
Два финальных собеседования, месяц ожидания, и вот — заветный звонок с предложением пройти стажировку в период с 16 июня по 15 сентября. Единственное, что мне оставалось сделать, это собрать свой чемодан. Перелет и проживание — всё это было заблаговременно организовано кураторами летней стажировки, за что им большое спасибо. 16 июня я пришел в главный офис Яндекса, где вместе еще с парой стажеров прошел процесс трудоустройства и наконец-то смог начать плодить баги приступить к исполнению стажерских обязательств.
О работе
В начале пара слов о том, зачем Яндексу нужна служба компьютерного зрения. Во многих задачах нам бы хотелось понимать, что изображено на картинке: например, чтобы находить по запросу наиболее релевантные изображения или же, в случае покупок, похожие товары. Объем данных, которые надо учитывать, зачастую настолько большой, что нет никакой надежды найти достаточное количество людей для просмотра всех изображений, не говоря уже о затратах для подобной затеи. Так почему бы нам не научить компьютеры заниматься распознаванием картинок? Несмотря на то, что в 1966 году такая задача выглядела как проект на лето для группы студентов MIT, лучшие умы планеты до сих пор бьются над ней. Не секрет, что на данный момент в этой сфере правят бал искусственные нейронные сети, прекрасно подходящие для работы с изображениями, а также текстами, звуками и многим другим. Собственно разработкой и внедрением нейросетевых подходов к задачам с изображениями для нанесения непоправимого профита и занимается служба компьютерного зрения Яндекса.
Стоит отметить, что стажеры в Яндексе — это полноценные сотрудники, и задачи перед ними ставятся такие же, как если бы они уже были в штате. Конкретно в нашем отделе стажерам отдаются реально самые интересные задачи. Например, мне дали возможность не только поработать над внутренними инструментами, но и самому обучать нейросети для Яндекс.Маркета (распознавание не подходящих объявлений) и Авто.ру (определение ракурса автомобиля). Конечно, у меня также был ментор, который определял приоритетные задачи и следил за прогрессом, но в остальном дается очень большая свобода выполнения.
Вообще обучение нейросетей дело нехитрое, тем более сейчас, когда в интернете есть огромное количество различных курсов и материалов, посвященных машинному обучению и нейронным сетям. Это позволяет довольно быстро вникнуть в эту сферу и сразу же начать работать. В моем случае «сразу» — это примерно две недели, в течение которых я разбирался во всем разнообразии технологий компьютерного зрения внутри Яндекса, и еще две недели на то, чтобы отправить первый коммит на код-ревью. Огромное спасибо моему ментору и другим коллегам, которые тратили часы своего времени на то, чтобы объяснить мне, как сделать то, на что у них бы ушли минуты!
Когда задача поставлена и ясна метрика качества, наступает этап сбора данных. Обычно это сотни тысяч или даже миллионы картинок, на сбор которых уходят целые дни. Редко когда необходимо обучать нейросеть с нуля. Чаще всего берется уже хорошо обученная сеть для похожей задачи с надеждой на то, что она уже умеет извлекать какие-то полезные для нас признаки в каких-то слоях (без веры и здорового оптимизма в нашем деле никуда). На основе подсчитанных признаков обучается что-нибудь очень простое, скажем, несколько полносвязных слоев, и, если полученное качество удовлетворяет сервис, модель отправляется в продакшн. В теории подобный подход очень хорошо работает на типовых задачах — вроде тех, которыми занимался я. Но, как известно, «в теории нет разницы между теорией и практикой, а на практике — есть». Поэтому часто наша работа включает в себя чтение и разбор научных статей, подбор архитектуры нейросети, подбор параметров обучения и много других разных трюков и плясок с бубном. Обсуждение идей — важная часть процесса, поэтому в нашей команде проходило много внутренних и внешних встреч, чтобы все были в курсе того, чем занимаются их коллеги.
Частично из своего опыта и в большей части из опыта текущих сотрудников могу сказать, что отсутствие хорошего университета в резюме или опыта участия в контестах не будет записано кандидату в минус, гораздо больший вес придается навыкам и знаниям, непосредственно имеющим отношение к деятельности разработчика. Возможно, мне постоянно везет на хороших людей, но за все время у меня ни разу не было плохого опыта в общении с кем бы то ни было в Яндексе, а это не только всевозможные разработчики и аналитики, но также охрана, врачи, служба поддержки, хозяюшки и другие. А уж свою команду я вообще считаю образцово-показательной как в плане достигаемых результатов, так и в плане того, насколько в ней комфортно работать.
Три месяца летней стажировки пролетели в одно мгновенье, и мне совсем не хотелось покидать свою уже полюбившуюся команду. К счастью, Яндекс набирает стажеров круглый год, поэтому я смог вернуться в ту же команду зимой, на период с 16 декабря по 3 марта. В общем-то, вторая стажировка ничем не отличалась от первой: я фактически продолжил заниматься всем тем же, разве что у меня поменялся ментор, и мы с ним теперь уже вместо картинок анализировали видео. Все-таки это был мой второй раз в качестве стажера, поэтому я был повышен до старшего стажера, a.k.a. Senior Intern. К этому моменту наша команда уже солидно разрослась, что вызывало определенные трудности в работе — теперь не так-то просто во время обеда всем усесться за соседними столами.
Жизнь и быт стажера
Летом меня вместе с другими стажерами и участниками образовательных проектов Яндекса поселили в центре Москвы, благодаря чему дорога до офиса занимала около получаса. Иногда для нас устраивались различные мероприятия, как например пешая прогулка по городу или совместное подписание NDA 🙂 Больше всего мне запомнился день летнего стажера: куча беготни, решение логических пазлов, а в конце — пицца и футболки! Ну где еще вам предложат расшифровать сообщение на Whitespace? Конечно же, Яндекс устраивает мероприятия не только для своих стажеров, но и для всех сотрудников. Мне лето 2016 года также запомнилось летней Олимпиадой, для которой Яндекс подготовил несколько спецпроектов, некоторые из которых были придуманы на внутреннем хакатоне. Так уж вышло, что первую стажировку я практически закончил корпоративом, а вторую стажировку начал с празднования на новогоднем корпоративе. Зимой же мне удалось попасть на экскурсию по офису. Может показаться, что стажировка это сплошное веселье — так оно и есть!
Исходя из своего опыта, хочу отметить минусы и плюсы стажировки в Яндексе:
Те моменты, которые, на мой взгляд, можно назвать минусами:
Я считаю, что это крутой опыт. Яндекс набирает стажеров на лето каждый год. Сейчас еще есть возможность с пользой провести своё лето — прием заявок ребята закончат первого мая. Если вы хотите проходить стажировку в Москве, вам, как и мне год назад, оплатят проезд и проживание. А если в вашем городе есть офис разработки Яндекса, то можно никуда и не уезжать.