чем мылись в древней руси без мыла
Что использовали вместо мыла наши предки
Что использовали вместо мыла наши предки.
А чем пользовались для умывания и купания наши предки вы знаете?
В зависимости от того, где что можно было найти, в каждой отделной местности применяли свое особое средство.Так например, самым распространенным средством для мытья было вещество называемое щелок.
Его изготавливали из обыкновенной золы, которая оставалась после растопки печки. Попадая в воду, зола, благодаря содержащимся в ней некоторым веществам смягчает ее и вода становится похожей на мыльную.
А вот как: в старину люди брали еловую золу и заливали ее ключевой ( родниковой) или дождевой водой и отстаивали в течении суток.
После этого настоявшийся раствор процеживали, затем разводили водой и потом использовали для мытья головы и волос.
Также в древние времена вместо мыла часто использовали растения, которые как и щелок смягчали воду, а кроме того образовывали пену. Благодаря таким свойствам эти растения получили названия «мыльнянка» и «мыльный корень».
Еще в качестве мыльного моющего средства в неккоторых регионах применяли глину. Для этого нужно было просто натереть глиной одежду или волосы, после чего прополоскать в ручье или реке.
В странах Средиземноморья искусство мыловарения было освоено еще в 1 веке до нашей эры. Для этого вываривали жир животных вместе с щелоком.
А в Европе мыло появилось только в 17 веке. Но стоило оно тогда очень-очень дорого, поскольку производили его небольшими партиями. Поэтому пользоваться мылом имели возможность только богатые люди.
В промышленных масштабах производство мыла было налажено только к началу 19 века. Изготавливали его на основе жиров и щелока.
Со временем, в мыльную основу стали добавлять различные компоненты, в результате чего получали мыло разных сортов.
Фермерские продукты с
доставкой на дом в СПб.
Ближайшая доставка
30.11.2021
доставка
с 15:00
до 22:00
Натуральное мыло. Чем мылись наши предки?
Иногда задаешься вопросом, чем мылись, как стирали одежду наши предки, когда у них не было под рукой «шампуня от перхоти», «бальзама для объема» и антиаллергического геля с отбеливателем для деликатной стирки. Ведь все это достижения химической промышленности, и маркетологов последних 50-ти лет. Если обратится к классической литературе, то там можно встретить множество сцен из бытовой жизни. Люди мылись в банях, принимали ванны, были прачки которые стирали одежду. То есть все это было. Наши предки не ходили дурно пахнущими и в грязной одежде. Что тогда заменяло все сегодняшние достижения маркетологов?
Что такое щелок
Приготовление щелока в домашних условиях
Готовится щелок из обычной золы. Золу можно использовать только после сжигания лиственных пород деревьев, лучше из березы, ель или сосна содержат много смолы, и зола от их использования не подходит. Если у вас нет печки, которую надо топить дровами, то можно использовать обычный древесный уголь который вы покупаете для шашлыков. Только разжигать его надо без использования средств для розжига, ну и соответственно шашлык не стоит готовить. Дайте просто углям прогореть.
Рецепт приготовления щелока
Рецепт приготовления щелока холодным способом
Для дальнейшего использования этот щелок еще не подходит, он сильно концентрированный. Его надо разбавить водой в пропорции 1/10. Если использовать неразбавленный щелок, то он очень сушит кожу, а при стирке портит ткани.
Рецепт приготовления щелока горячим способом
Концентрация щелока зависит при сжигании какого растения получена зола. Больше всего содержание КО2 в золе стеблей подсолнечника: 30-35% и гречишной соломе: 25-35%. В березовой золе 10-12%. Для мытья посуды, стирки вполне подойдет щелок, полученный холодным способом. Что касается вопросов безопасности, то можно использовать любой метод. При кипячении сильного запаха нет.
Практика приготавления щелока
Мы приготовили щелок холодным способом.
Взяли пластиковое ведро. На 2/3 наполнили его березовой золой
Затем добавили воду, примерно 5 литров Перемешали. Получился мутный раствор
Оставили ведро с раствором золы на 72 часа в темном месте
На исходе третьего дня, зола выпала в осадок, сверху образовалась взвесь из непросеянных угольков и мусора, а между ними прослойка прозрачной жидкости. Это и есть щелок. Далее надо отфильтровать щелок.
И дать отстоятся. У нас получилось где-то 1,5 литра мутноватой жидкости мыльной на ощупь.
Побродив по дебрям интернета, мы выяснили, что для стирки в современных машинах щелок лучше не использовать, так ка в нем большое содержание нерастворенных органических веществ, и они моментально осядут на нагревательных элементах стиральной машины. Что быстро приведет ее в негодность. Так что щелок можно применять только при ручной стирке.
Как использовать щелок. Наша практика.
Так же возникла мысль сделать свое мыло. Но это уже в следующий раз.
Если Вам понравился наш эксперимент, то поставьте лай и оставьте свои комментарии в посте ВК.
Как и чем мылись на Руси и в СССР
Чем мылись славяне
Прототипом современного мыла была зола, залитая кипятком и распаренная в печке. Получались щелочные кусочки, которыми очищали и тело, и лицо, и волосы. Этот предмет, по сути, был и шампунем, и кондиционером для девушек — оставшейся от приготовления щелочи водой они промывали локоны в конце мытья и верили, что так их волосы становятся более шелковистыми и менее спутанными. Да уж, у женщин тех времен определенно не было благ цивилизации и современных средств для очищения (смотри галерею), но их красота все равно была вне конкуренции.
Мытье происходило, конечно же, в бане. Славяне свято верили, что подобные процедуры помогают избавиться от грехов. Затапливалась она не реже 1—2 раз в неделю, а если приходили гости и оставались на ночь, то и еще чаще: затопить баньку и попариться считалось признаком гостеприимного хозяина. Баня была практически священным зданием, женщины в ней гадали и даже рожали. Долгое время мылись без разделения по половому признаку — это и время, и воду экономило. А на юге Руси была традиция мыться в печи (благодаря большому горнилу). Однако способ был не совсем безопасным: из-за того что пространство было закрытым, а вентиляции совсем не было, подобная процедура нередко заканчивалась летальным исходом.
Примечательно, что в те времена европейцы «омовения» совершали намного реже, и наших предков с их любовью к чистоте считали чуть ли не извращенцами. Отчасти это было связано со стереотипами, так, многие верили, что вода — источник заразы. Европейцы считали, к примеру, что, искупавшись, можно получить сифилис. Привычка наших соседей оставаться грязными оставалась вплоть до XVII века. Даже «изобретение» нижнего белья приписывают к нежеланию европейцев прикасаться к воде. Более того, существует легенда, что шелковая нижняя одежда тоже имеет «нечистое» происхождение — за такую ткань не могли уцепиться кожные паразиты. Кстати, многие историки уверены: Русь избежала эпидемии чумы именно благодаря любви к воде.
Изобретение мыла
Европейский культ чистоты начался в XVII веке, тогда в Италии придумали делать мыло из щелочи, различных растений и животных жиров, и оно попало в Россию. Правда, в ту эпоху подобное наслаждение было доступно знати, крестьяне по-прежнему мылись производным золы. В нашей стране инноваторами по производству мыла стал город в Ивановской области — Шуя.
Отечественные мастера научились делать важный для гигиены продукт из масла и сала, а для аромата добавляли миндальное или маковое масло. Производитель начал понимать, что покупатель хочет не только хороший по качеству продукт, но и приятный на вид, как сейчас сказали бы, дизайн. Так что к цвету и форме мыльных кусочков подходили с фантазией. Сегодня там, кстати, находится музей мыла, который можно посетить и привезти оттуда пенящийся сувенир.
Гигиена в СССР
Гигиена советского времени имела политический подтекст (у того, кто часто мылся, было меньше шансов подцепить болезнь, а значит, он мог исправно служить и подчиняться власти), повсюду были развешаны плакаты о важности ухода за собой, сочинялись сказки и стихотворения о пользе сего действа (взять того же Мойдодыра), стали много говорить о пользе зубного порошка. Это также было связано с урбанизацией. В большие города переселялись сельские жители. Да, они умели мыться в банях, но о зубной пасте не слышали, а справлять нужду на улице не считали зазорным.
Внешность советской женщины тоже соответствовала критериям времени. Косметики должно было быть минимум (ярко красились только враждебные советской гражданке буржуа), вся красота должна была быть естественной и соответствовала формуле «Чаще моешься — лучше выглядишь». Если дома помыться не удавалось (к примеру, из-за перебоев в подаче воды), то шли в общественные бани. Старались мыть тело (хотя бы споласкивать) каждый день, а голову мыли, как правило, 1—2 раза в неделю (шампунь в отличие от мыла до 60-х годов был продуктом дефицитным).
В советское время производителей мыла было несколько, но самым популярным считался «бренд» «Букет моей бабушки». Сохранились плакаты, призывающие граждан покупать это чудо мыловарения за 15 копеек. Между прочим, некоторым советским жителям приходилось буквально на пальцах объяснять, что такое мыло. Так, жители Крайнего Севера всю жизнь протирали тело животным жиром вместо ежедневного мытья. Привезенное к ним мыло они первое время. ели, привлеченные его приятным запахом.
История, которую не изучают в школе:
Чем мылись в древней руси без мыла
Современное поколение молодежи часто во многих вопросах ставит России в пример Европу и Америку. Чужие страны они считают более развитыми и более цивилизованными. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И одним из таких показателей является сложившееся отношение русского народа к чистоте и личной гигиене.
Принято считать, что западные страны во многом опережают Россию. Это ведь они придумали биде (сидячую ванночку для водных процедур), дезодоранты, влажные салфетки и парфюмерию. Да, это так, но такая ли уж Россия «немытая», как её хотят представить себе наши западные соседи?
Долгое время хорошим тоном было цитировать строки, якобы принадлежавшие перу М.Ю. Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». И только с недавних пор всуе и по существу стали вспоминать погрязшую в нечистотах Европу.
Вот типичное мнение европейца о наших предках XVII столетия: «Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами – луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету – к богатству».
А вот как в том же XVII столетии отзывался о европейцах московский посол Петр Потемкин: «В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом».
Давайте обратимся к истории…
Русский народ был очень чистоплотным. Его отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. Даная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».
Был и ещё один оригинальный способ мыться – в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.
Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, что поход в баню на полный желудок приводит к увеличению веса.
Глава семейства готовил березовый веник, замачивал его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться. В воду добавляли травяные отвары. Считалось, что баня может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали белье, сюда же приводили рожениц.
В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.
Не каждый гость из-за границы мог понять и принять такую традицию. Во-первых, температура в бане была довольно высокая. Европейцы приходили в недоумение от высокой температуры воды, которой мылись русские. Из-за нехватки дров в городах Европы люди проводили гигиенические процедуры холодной водой в любое время года. Во-вторых, людей было принято хлестать веником, а в третьих – нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе.
Девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи или их купали в воде, подогретой на печи. Русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры.
Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трёх помещений: раздевальни, мыльни и парной. Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище.
Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем только на бумаге.
Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова). Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.
От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из крупных городов были свои «Сандуны».
Вообще баня для русского народа была чем-то вроде современной поликлиники. Вывески: «Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь» были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд, бабки-костоправки правили вывихи, «пресекали» радикулиты, заговаривали грыжу, «правили животы» как мужчинам, так и женщинам.
Во всем мире люди давно поняли прелесть русской бани, её замечательные свойства и стараются строить их как можно больше.
Нет «английской» или «французской» бани. Но есть «русская» баня, в которую ходят мыться в наше время и англичане, и французы.
Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И функционировала эта система еще в ХI веке. А, к примеру, в Париже в это время нечистоты выливались прямо из окон.
Кстати сказать, мода носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержимым ночного горшка, приходилось быть всегда начеку.
Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться человеческого тела только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шелковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. Вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека, и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым, давая возможность «отдохнуть» нечистоплотному человеку.
Дипломаты, приезжавшие на русскую землю, получали культурный шок, когда видели сколько раз в неделю мылись местные люди.
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ
Многие ошибочно думают, что наши предки не пользовались косметикой. На самом деле это так, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение отдавалось натуральным ингредиентам.
Для того, чтобы ухаживать за лицом и телом использовались специальные отвары, примочки и настои из трав и ягод. Женщины очень тщательно следили за собой, особенно за волосами и лицом. Этот навык прививался с малых лет, а «рецепты красоты» передавались от матери к дочери. Девицы хорошо знали, что осветлить волосы можно с помощью отвара ромашки, добиться алых губ и румяных щек помогал свекольный сок, а бледности лица можно добиться, используя в качестве пудры муку.
В каждой деревне была своя знахарка, которая хорошо разбиралась в целебных свойствах трав и растений, знала в какое время и где их нужно собирать. Вообще русский народ был близок к природе и умело пользовался её дарами.
К воде на Руси относились как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считали, что вода – это жизнь.
Перед сном было принято мыть ноги и лицо. Таким образом человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот.
А за стол никогда не садились с грязными руками. Характерно, что еда на ходу, так называемый фастфуд, пришла к нам из соседних стран. А на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными и умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.
Кстати, христианская религия предусматривала вступление в пост. И помимо основных миссий такое воздержания благоприятно сказывалось на состоянии организма. Он успевал очиститься и восстановиться.
Наши предки заботились о состоянии зубов, хотя в то время им ещё не были известны ни зубная щетка, ни зубная нить. От неприятного запаха изо рта они избавлялись с помощью обычной соли, втирая её в десны и массируя их с помощью пальцев. По некоторым источникам для этих же целей народ жевал пчелиный воск.
Петр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и повелел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.
Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.
Тело мыли с помощью золы. А ещё и овсяной мукой, в которую добавляли отвары разных трав. Вот откуда пошли многие современные рецепты косметических средств.
Вот такая она была гигиена на Руси! Кажется нам есть чем гордиться!
Мытая и не мытая дореволюционная Россия. Еще немного о гигиене
Еще один пост на тему быта, нравов и гигиены в мытой и не очень дореволюционной России. Можно сказать, продолжение рассказов о стирки, уходе за одеждой и естественных надобностях. На этот раз речь о том, как, где и чем мылись россияне, как часто они это делали и сколько за это платили. Ну и о ваннах домашних и общественных.
В России и среди аристократов, и среди простого народа мыться минимум раз в неделю было нормой, отличались только способы проведения гигиенических процедур. Большинство мылось в бане, но были и счастливцы, имевшие дома ванны. К сожалению, внедрение последних сильно тормозилось отсутствием полноценного водопровода и нормальной канализации.
Ванная комната Людовика XVI
Во всех крупных дворцах и усадьбах были свои собственные бани, в том числе в Зимнем дворце. Бывали даже персональные, если вкусы монархов и их семей не совпадали. Известно, что Александра Федорjвна, супрeга Николая I, предпочитала мыться в бане. А сам император не особо ее любил, зато у него был любимый «дождевой аппарат», то есть прототип душа. У многих состоятельных и «продвинутых» аристократов и ванны стали появляться еще в 18 веке. Стоили они, правда, дорого и были штучным товаром. Под них обычно отводилась отдельная комната, и выглядела она обычно примерно как на первом фото ванная комната Людовика XVI века. Размещали их в личных покоях рядом со спальней. Ванны в 18 веке обычно имели форму, называемую «сапожок» из-за наличия накрывающей ее крышки. Крышка должна была препятствовать остыванию воды, а еще могла служить столиком, если, пока нежишься, захотелось чайку попить или перекусить. Там же могло стоять «ретирадное кресло», в которое вставлялся горшок для естественных нужд, а еще аналог биде. Некоторые хозяева ванны и «кресла раздумий» стыдливо маскировали их под обычную мебель. Ванна могла притаиться в будуаре где-нибудь под столом, ну а нужник в фальшивом шкафу. Воду ведрами таскали слуги, они ее и грели до нужной температуры потом и таскали ее же в выгребную яму во дворе.
В квартирах начала 19 века ванны встречались редко по нескольким причинам помимо отсутствия водопровода. Тогда почти все столичные и не только квартиры были в доходных домах и часто не имели четких границ. На этаже частенько шли анфиладой, словно вагоны поезда, иногда двумя параллельными анфиладами. И между всеми ними везде были двери. По факту хозяева сдавали помещения поштучно. Хочешь, 3 комнаты арендуй, хочешь десяток. Об этом у меня уже был рассказ в посте про квартирный вопрос. В остальные неоплаченные помещения двери запирались, и их мог снять кто-то другой. Ну а дальше обставляй как хочешь, где вздумается спальня, где пожелаешь гостиная. Мебель часто была собственностью самих жильцов или взятая в аренду отдельно. Пожелать можно было бы и ванну, только хозяева их обычно не держали, а покупать в арендованную жилплощадь дорогущий и тяжеленный предмет мало кто хотел. Это же не столик или диванчик, который при переезде можно с собой прихватить.
Ванная комната в расселенной петербургской коммуналке, доходный дом Колышко
С началом внедрения водопровода в новых домах квартиры все же обрели четкую планировку, а с ней и «санитарные радости жизни». Канализация за водопроводом часто не поспевала, поэтому содержимое ванн и туалетов «барских квартир» отправлялось в выгребную яму, традиционно располагаемую во дворе у черной лестницы. Вода для купаний нагревалась обычно колонками на дровах. Беднота из дешевых квартир и комнат по-прежнему в лучшем случае довольствовалась туалетом на черной лестнице, а мыться ходила в баню. В некоторых домах стали появляться «общественные ванны». Для их посещения жильцы записывались заранее у дворника. Во многих квартирах в старом фонде до сих пор встречаются квартиры с душем на кухне. В некоторых таких квартирах ванны не оказалось из-за «нарезания» на части больших барских квартир, и ванна могла достаться счастливцам из соседней квартиры. Но в большинстве случаев их там не было изначально, поэтому при проведении водопровода душ технически легче было установить на кухне рядом с обычной раковиной, а не тянуть трубы куда-то дальше, чтобы приткнуть хоть куда-то еще.
Еженедельный банный день чаще всего приходился на субботу, но работали бани и в другие дни, было бы желание попариться. Отличались только интерьеры и качество предоставляемых услуг. Были и рассчитанные на состоятельную публику, туда люди ходили не только ради гигиены, но и чтобы просто отдохнуть с друзьями и хорошо провести время.
Были бани и для людей попроще, с сервисом и соблюдением гигиены там было хуже, к тому же довольно часто городская беднота и «понаехавшие» работяги пытались помимо мытья своих бренных тел еще и стирать грязную одежду. Это было строго запрещено, но когда же запреты наших людей останавливали. В среднем минимальная цена за посещение бани в общем зале была около 5 копеек. Можно было арендовать и отдельный кабинет. Цена отдельного кабинета в хорошей бане обычно была 2-3 рубля. В деревнях бани часто становились местом женских посиделок, там же проводились и девичники перед свадьбой. Традиционно в Москве и Петербурге среди работников веников и тазиков было довольно много выходцев из Тулы. Это считалось достаточно серьезным занятием, на него требовалось учиться, также как и у других мастеров и ремесленников. Только через несколько лет можно было носить гордое звание банщика. Кстати в некоторых банях помимо традиционных услуг оказывались втихаря услуги нетрадиционные (любители плотских утех с барышнями шли в обычные легальные бордели, а с меньшинствами все было сложнее). А вот этих безобразников набирали уже не по территориальному принципу, так что не будем марать доброе имя туляков. И вообще, как говорит Каневский, это уже совсем другая история.
Василий Перов «Чистый понедельник»
Ну и пару слов о том, чем именно мылись. Да самыми разными народными средствами. Щелочью, полученной из золы, мыльным корнем, самодельными средствами на основе глины, зерна, яиц и много чем еще. Скорее всего, чем-то подобным пользовалась «русская венера» Кустодиева с первой картины в посте, если бы действие происходило раньше (картина написана в 1926 году). Мыло варили в России еще со средневековья, но это были частные локальные производства. Продукция их большинству людей все равно была не по карману. С 18 века славилось мыло из Шуи, которое появилось и на гербе города. «Их благородия» или «сиятельства» могли побаловать себя и импортными диковинками на основе дорогих масел, с различными ароматами. Мыльно-рыльную продукцию к концу 19 века выпускали парфюмерные дома Ралле, Брокар и не только. И вот последний до этого и произвел «гигиеническую революцию» и осчастливил наконец в 1865 году россиян дешевым мылом. Мыло «народное» стоило всего копейку, и его купить могли уже все, а варианты поинтереснее, например, детское в виде зайчика, кокосовое, янтарное стоили около 5 копеек. Выпускалось мыло в виде овощей, например, огуречное. Именно народное мыло помогло расцвести известному в будущем парфюмерному дому Брокар, а заодно и некоторым его конкурентам, например, «Ралле».
Кстати именно Генрих Брокар и его жена Шарлотта впервые стали выпускать товары целыми косметическими наборами. В упаковку входило 10 предметов, включая мыло, помаду, духи, одеколон, саше, крема. Стоило это все 1 рубль. Это по-прежнему для многих было недешево, но все же демократичнее.