чем мылись в древнем риме
10 поистине отвратительных фактов о древнеримской жизни
Древний Рим занимает мифическое место в нашем воображении. Это земля исторических эпосов «Бен-Гур» и «Гладиатор», в которых мужчины в позолоченных доспехах ездят на колесницах, а императоров, которые величаво сидят на тронах, кормят вкусным виноградом.
Тем не менее, реальная жизнь в Древнем Риме была менее гламурной. До появления современной санитарии и медицины прожить здесь среднестатистический день было задачей не из лёгких и куда более отвратительной, чем Вы можете себе представить.
1. Древние римляне ополаскивали рот мочой
В Древнем Риме моча имела такой большой спрос, что правительство решило ввести специальный налог на её продажу. Были люди, которые зарабатывали себе на жизнь исключительно сбором урины. Одни собирали мочу в общественных туалетах, другие ходил от двери к двери с большим чаном и просили людей внести свой вклад в его наполнение.
«Зачем им было нужно столько мочи?» – спросите Вы. У древних римлян существовало множество способов использования урины; некоторые из них поразят Ваше воображение и вызовут не самые приятные чувства. Так, например, жители Древнего Рима замачивали в моче свою одежду. Работники наполняли собственной уриной ванную с одеждой, после чего одному бедолаге приходилось топтаться по вещам, чтобы отстирать их от грязи.
Однако это ничто по сравнению с тем, как они чистили зубы. В некоторых регионах люди использовали мочу в качестве ополаскивателя для рта; они утверждали, что урина обладает отбеливающим эффектом. До наших дней дошло стихотворение одного римского поэта, который высмеивает своего врага с белоснежной улыбкой: «Твои зубы такие отполированные, но это говорит лишь о том, что в тебе полно мочи».
2. Общая губка для подтирания
Древний Рим всегда хвалили за достижения в области сантехники. В то время в каждом городе имелись общественные туалеты и полноценные канализационные системы, чем не могли похвастаться даже более поздние общества. Кому-то может показаться, что это была трагическая утрата передовых технологий, однако не спешите расстраиваться. Существовала одна довольно веская причина, по которой никто больше не использовал достижения римлян в водопроводном деле.
Общественные туалеты в Древнем Риме были отвратительными. По мнению археологов, в них убирали крайне редко, поэтому они, как было обнаружено, кишели паразитами. На самом деле римляне, собираясь купаться, брали с собой специальные гребни, чтобы избавиться от вшей.
Но самое худшее происходило, когда человек опорожнял свой толстый кишечник. В каждом общественном туалете, которым пользовались десятки людей, можно было найти всего одну губку на палочке, которая использовалась для подтирания заднего места. Это приспособление никогда не мыли, несмотря на то, что им пользовалось невероятное количество людей.
3. Общественные туалеты регулярно взрывались
Все, кто заходил в древнеримский туалет справить нужду, имели все шансы погибнуть, и вот почему.
Первая проблема заключалась в том, что существа, которые обитали в канализационных системах, выползали наружу и кусали людей за разные места, пока они делали своё дело. Вторая причина – ещё хуже. В общественных туалетах накапливалось огромное количество метана, который иногда воспламенялся и взрывался.
Туалеты были настолько опасным местом, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых после их посещения. На стенах общественных туалетов были обнаружены магические заклинания, которые предназначались для того, чтобы держать демонов в страхе. В некоторых туалетах размещали статуи Фортуны, богини удачи, которая должна была защищать посетителей от различных несчастных случаев. Прежде чем зайти в туалет, люди обращались к ней с молитвой.
4. Кровь гладиаторов использовалась в качестве лекарства
Древнеримская медицина также отличалась огромным количеством причудливых особенностей.
Некоторые римские авторы пишут о том, что в Древнем Риме люди часто собирали кровь убитых гладиаторов и продавали её в качестве лекарства. Они верили, что кровь гладиаторов была способна вылечить эпилепсию, поэтому принимали её как лекарственное средство. Этот подход считается самым гуманным и цивилизованным, поскольку были люди, которые вырезали у гладиаторов печень и съедали её в сыром виде.
Всё это стало настолько популярным и привычным, что когда в Риме запретили гладиаторские бои, люди продолжили лечиться кровью обезглавленных военнопленных. Странно, но некоторые римские врачи сообщают, что данный метод лечения действительно был весьма эффективным. Они утверждают, что были свидетелями того, как люди, которые страдали от эпилептических припадков, выпивали человеческую кровь и выздоравливали.
5. Женщины в Древнем Риме мазали свои лица мёртвыми, ороговевшими клетками кожи гладиаторов
Гладиаторы, которые проигрывали бой, становились лекарством для эпилептиков, в то время как победители превращались в афродизиаки. В древнеримские времена достать мыло было практически невозможно, поэтому спортсмены мылись, покрывая своё тело маслом и удаляя ороговевшие клетки кожи при помощи специального приспособления – стригиля.
Как правило, соскобленную грязь не выбрасывали, если Вы были гладиатором. Она помещалась в бутылки и продавалась женщинам в качестве афродизиака. Представительницы прекрасного пола часто использовали её вместо крема для лица. Они мазали свои лица ороговевшими клетками кожи гладиаторов, надеясь на то, что это сделает их неотразимыми и привлекательными для мужчин.
6. Помпеи были переполнены непристойными произведениями искусства
Извержение вулкана, которое обрушилось на Помпеи, позволило городу прекрасно сохраниться до наших дней. Когда археологи впервые изучали его, они обнаружили вещи, которые были настолько неприличными, что их прятали от общественности.
Помпеи были переполнены произведениями искусства, которые были настолько неприличными, что их на сотни лет заперли в секретной комнате, подальше от людских глаз. Археологи нашло множество самых безумных эротических произведений искусства. Одно из них (статуя), к примеру, изображало древнегреческого бога Пана, занимающегося сексом с козой.
Также в Помпеях было много проституток, которые оставили на вымощенных улицах много неприличных знаков. Сегодня, прогуливаясь по улицам Помпей, Вы можете увидеть то, что древние римляне лицезрели каждый день – пенис, направленный концом в сторону ближайшего борделя.
7. В опасных местах древние римляне рисовали пенисы для привлечения удачи
Мужские половые органы были очень популярными в Риме. Они с гордостью изображали их везде, где только можно было, а иногда даже носили на шее в виде кулонов. Обычно это делали мальчики, но не только ради красоты. Согласно древнеримским сочинениям, медные пенисы защищали их от всякого рода опасностей.
Однако на этом древние римляне решили не останавливаться. Они рисовали мужские гениталии для привлечения удачи в местах, которые считались рискованными для путников, например, на извилистых дорогах и хрупких мостах.
Во время еврейской Пасхи римских солдат отправили в Иерусалим, чтобы усмирить народ в случае, если он решит восстать. Они должны были поддерживать порядок, однако один из них сделал то, что, наоборот, привело к его нарушению. По словам Иосифа Флавия, римский солдат поднял задний край своей одежды, повернулся спиной к жителям города, присел и издал громкий звук, который сопровождался ужасным зловонием. Сделал он это в том месте, где совершалось жертвоприношение.
Евреи были в ярости. Во-первых, они потребовали, чтобы солдата наказали, после чего начали забрасывать римлян камнями. Вскоре в Иерусалиме вспыхнул настоящий бунт – и родился жест, который, как оказалось, будет жить тысячелетиями.
9. Римляне вызывали рвоту, чтобы продолжить объедаться пищей
По словам Сенеки, римляне во время застолий наедались до полного изнеможения, после чего вызывали рвотный рефлекс, чтобы продолжить пиршество.
Одни люди блевали в пустые миски, которые ставились на стол специально для этой цели, другие особо не беспокоились о правилах приличия и извергали содержимое своих желудков прямо на пол, после чего спокойно возвращались к еде.
Кому нельзя было позавидовать во время всех этих пиршеств, так это рабам. Предоставьте, какой ужасной была их работа.
10. Римские колесничие пили энергетические напитки, приготовленные из козьего навоза
У древних римлян не было бинтов и лейкопластырей, поэтому они нашли другой способ залечивать раны. Согласно Плинию Старшему, жители Древнего Рима предпочитали накладывать на раны и царапины козий навоз. Его собирали и заготавливали впрок в весенний период. Но наиболее эффективными в «чрезвычайных ситуациях» были всё же свежие экскременты.
Тем не менее, это не самый худший способ использования козьего навоза. Римские колесничие пили его, чтобы повысить уровень энергии в организме. Они либо варили козий навоз в уксусе, либо перемалывали его в порошок и смешивали со своими напитками.
Это делали не только бедные люди. По словам Плиния, никто так не любил пить козий навоз, как император Нерон.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Осторожно, вода!», или Пять ужасающих фактов о средневековой гигиене
Люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги мылись по очереди в одной воде. Королева Испании Изабелла Кастильская и вовсе признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. А Людовик XIV тоже мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Однако мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься. Русские послы писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». А папа Климент V и вовсе погиб от дизентерии.
Кто такие «божьи жемчужины»
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами, а то и вообще не знали воды. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.
Рембрандт. «Молодая женщина, купающаяся в ручье». 1654 г.
Откуда пошла фраза «деньги не пахнут»
В отличие от Европы, на Руси баня всегда была в почете. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Народ верил, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню. Кстати, Дмитрий-самозванец не любил баню, за что его считали нерусским. Самих же русских в Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню «слишком часто».
А вот в Средневековой Европе туалетов вообще не было. Только у высшей знати. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что там буквально нечем было дышать. Отсутствие туалетов абсолютно никого не смущало. Даже в Версале не было предусмотрено ни одного отхожего места. Длинные коридоры завешивались тяжелыми портьерами, за которыми все справляли нужду. Именно тогда духи приобрели наибольшую популярность. Стойкие ароматы были призваны заглушать зловоние, шедшее от человеческих тел.
Тем временем, у самого Людовика XIV ватерклозет был. Как рассказывают историки, он мог восседать на нем и одновременно принимать гостей. Кстати, первый общественный туалет там появился только в XIX веке. И предназначен был только для мужчин. В России отхожие места появились при Петре I.
По описанию многих гостей Парижа, среди которых был и великий Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Доходило до того, что за неимением туалетов ночной горшок запросто выливали из окна прямо на улицу. Именно тогда появились широкополые шляпы, которые были не только данью моде, но и обычной необходимостью. Поскольку из-за отсутствия канализации содержимое ночных горшков выливалось прямо из окон. В конце XIII века в Париже был издан закон, который гласил: «Выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно! Вода!».
В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что можно и не мыться. Одежда была очень дорогая, поэтому стирать ее было довольно накладно, а вот нижнее белье постирать было значительно проще. Знать, кстати носила шелковое нижнее белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, просто потому, что им там было не за что уцепиться.
Адриан ван Остаде, «Шарлатан», 1648 г.
«Ибо с самого детства не входили в воду»
В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
Гигиена в Римской Империи — не так хорошо, как думали
Одним из достижений древнеримской цивилизации, помимо сети великолепных дорог, была система водоснабжения. Воду в Рим и другие города доставляли по акведукам. Их водозаборы располагались в горах, поэтому вода была чистейшей. Римляне строили гигантские сооружения длиной в десятки, а то и сотни километров. Акведук Валента, построенный в IV в. н.э. в Константинополе, был соединён с системой труб для снабжения чистой водой окрестных городов общей протяжённостью 240 км, городская часть этого грандиозного сооружения исправно функционировала полтора тысячелетия.
Римский акведук Пон-дю-Гар, его высота достигает 47 метров. Построен в I в. н.э.
Акведуки снабжали водой городские фонтаны, но в первую очередь — термы, представлявшие собой огромные банные комплексы. В одном только Риме имелись термы Агриппы, термы Нерона, термы Тита, термы Траяна, термы Каракаллы, термы Диоклетиана. Каждый последующий император хотел превзойти своих предшественников, поэтому размеры и роскошь римских терм всё время росли. Термы Диоклетиана, достроенные в 306 г. н.э., имели общую площадь в 13 гектар. Все они были доступны для посещения горожан по самой низкой цене или вообще бесплатно, поскольку финансировались из казны.
Интерьер базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, занявшей одно из зданий терм Диоклетиана
Использованная вода из терм не сливалась в реки, а протекала через общественные уборные, смывая нечистоты. Эти уборные были разного размера и уровня роскоши. Самые лучшие из них являлись шикарными сооружениями с мраморными стульчаками и декором из живых растений. Естественные выделения римских организмов собирались в специальные сосуды для последующей продажи. Урина использовалась в покраске и чистке тканей, а твёрдые отходы продавались крестьянам в качестве удобрения.
Древнеримская общественная уборная в Остии, IV в. н.э.
Обычный римлянин каждый день посещал термы (их во множестве строили не только в столице и крупных городах, но и в провинции), а перед трапезой омывал ладони в чаше с водой. Казалось бы, Древний Рим должен был быть надёжно защищён от эпидемий. Однако во II в. н.э. Антонинова чума унесла жизни десяти миллионов жителей Империи, а ещё через век случилась Киприанова чума, во время которой ежедневно умирало по 5 тыс. человек. После изучения биологического материала при раскопках в британском Йорке выяснилось, что концентрация паразитов человека в то время, когда здесь располагалась колония Римской империи, и в Средневековье, одинакова.
Эпидемия чумы на картине Никола Пуссена, 1630 г.
Хотя древние римляне ценили телесную чистоту, но о путях распространения инфекций они не знали. Покупавшиеся на рынке овощи и фрукты мылись далеко не всегда, а самой распространённой приправой в Древнем Риме был соус гарум. Он готовился из рыбьих внутренностей, длительное время (до трёх месяцев) выдержанных в открытой посуде. Процесс естественной ферментации придавал соусу специфические вкус и запах, а отсутствие термообработки приводило к риску заражения рыбным солитером.
Соус гарум на римской мозаике I в. н.э.
Воду в бассейнах римских терм меняли не слишком часто, а поскольку в них постоянно мылись сотни людей, кожные заболевания распространялись в том числе и этим путём. Туалетной бумаги в Древнем Риме не было, вместо неё использовалась специальная губка на палочке, после применения омываемая в проточной воде.
Римляне в латрине. Современная иллюстрация
Что не обеспечивало дезинфекцию, исключающую передачу через эту губку аскарид и дизентерийной амёбы.
Общественный туалет в римской провинции. Современная иллюстрация
Римский плебс мылся не так часто, как патриции, а рабы — лишь тогда, когда хозяева им это дозволяли. В термы рабов (кроме обслуживающего персонала) не пускали, поэтому они в лучшем случае мылись в реке, а обычно обтирались мокрыми тряпками. К тому же в Риме и других крупных городах Империи постоянно находилось немало приезжих, в том числе варваров из самых разных провинций. Утончённые римские аристократы при встрече с ними презрительно морщили носы, и не только из снобизма, но и от запахов, исходящих от этих пришельцев, не пользующихся достижениями римской гигиены.
Помещение прачечной в Помпеях, I в. н.э.
Настоящим бедствием были вши и блохи. Телесные паразиты смывались во время купаний, но от вшей платяных избавиться было не так просто. Фуллоны, стиравшие одежду в специальных прачечных, брали плату за свои услуги. Хозяйственного мыла ещё не изобрели, поэтому для стирки использовали щёлок и аммиак из мочевины, после такой стирки одежду надо было долго сушить, чтобы избавиться от запаха. Качественно постирать шерстяную ткань в домашних условиях было нереально, поэтому на стирке экономили. Радикальным решением проблемы платяных вшей являлась одежда из шёлка, но она была по карману только нобилям. А римский плебс страдал от паразитов не меньше, чем средневековые горожане.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
banallex
Никто не застрахован от будущего.
Стригиль, мыло, мытье и бани.
Стригилем пользовались до изобретения мыла для тела.
В комментариях к прошлому посту меня упрекали,что картинок про бани мало- выкладываю еще, специально для скептиков, упорно считающих, что в Европе не мылись.
Люди часто верят мифам, сложившимся из литературы и кино. Как кинохудожник, хочу сказать- тому, что показывают в фильмах безоговорочно верить нельзя, там все зависит от добросовестности художника и опять же- наличия исторических картинок. Не говоря уже о том, что в основу фильма часто может быть положена неверная исторически идея или сюжет.
Литературным источникам, особенно 19- 20 века- тоже нельзя полностью доверять, там много вымышленного и придуманного «из головы», просто исторических «ляпов» и несоответствий.
Вот пример такого «знания понаслышке»- комментарий к прошлому посту про мытье:
«В средневековье можно попасть без машины времени. Можно съездить на экскурсию в например в Афганистан. Уверяю вас моются там не часто. Хотя это юг и мусульмане у которых омывание возведено в ранг религиозного обряда.»
Как можно уверять других в том, чего сам не знаешь и обвинять целый народ в нечистоплотности? Я жила в Афганистане почти два года- моются та так же, как и мы, и даже беднота ходит в чистых светлых свежепостиранных рубахах. Бедность страны и отсутствие лесов не означают нечистоплотности народа, даже кочевники в пустыне ухитряются мыться песком.
Вот как мылись древние греки и римляне до изобретения качественного мыла для тела-
Стригиль (Strigilis) — в античности до изобретения мыла серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Изготавливался из бронзы или другого металла. Для этого тело предварительно намазывалось маслом. В термах очищение стригилем часто выполняли рабы. Изображение стригиля встречается на античных вазах, в скульптуре.
[Roman baths and bathing implements]
Мытье со стригилем
Wellcome Library, London
Interior of a bath house; people bathing using the strigil.
Engraving
Collection: Wellcome Images
A Greek Bronze Strigil
Part of the bathing and personal hygiene routine in ancient Rome involved cleaning the body with oil. Having rubbed the oil in, a strigil was used to scrape away any excess as well as any dead skin and dirt. The small bronze bottle would have been used for the oil. The loop, known as an annulus, is moulded into the shape of a dog’s head.
Википедия:
По имеющимся данным, мыло изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н. э.). Описания технологий изготовления мыла найдены в Месопотамии на глиняных табличках, относящихся примерно к 2200 г. до н. э.
Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.
Египетский папирус середины второго тысячелетия до нашей эры свидетельствует, что египтяне регулярно мылись с помощью мыла. Широко применялись подобные моющие средства и в Древнем Риме.
Легенда гласит, что латинское слово sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.
Атлеты
athlete using a strigil.
Атлеты
athlete using a strigil.
Хотя мыло уже было изобретено, многие народы античного мира еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Известно, что скифские женщины делали моющие порошки из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. После удаления раствора скребками кожа становилась чистой, гладкой и благоухающей.
Strigil. Olympia.
Лишь с 164 г н.э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства. Живший в ту пору в Риме врач Гален описал мыло и указал при этом, что его надо изготавливать из жира и раствора золы с известью, что оно делает кожу мягкой и очищает от загрязнений тело и одежду. Плиний описал также некоторые способы приготовления мыла путем омыления жиров, а также рассказал о том, что твердое мыло использовалось римлянами исключительно для стирки из-за своей жесткости, в то время как мягкое мыло использовалось в косметических целях, в том числе и для укладки волос. О профессии мыловара (сапонариуса) впервые упоминается примерно в 385 г.н.э. в работах Теодора Присциануса.
Toilet of a Roman lady of rank.
Wellcome Library, London
Fountain and bath in a Roman bathing establishment.
Wellcome Library, London
Women bathing in a Roman bath. Pencil drawing with watercolour by F. Matania.
Реконструкция знаменитых терм Каракаллы
Mittelsaal der Caracallathermen (B) mit Ausblick auf den Schwimmsaal (C). [Central hall of the thermal baths of Caracalla with a view o. ]
После падения Римской империи и с началом так называемого Темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы.
Производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны, и дело мастеров древности продолжили небольшие кустарные мастерские.
Wellcome Library, London
Special bath for bathing a leg, heating devices, ect. (Remedial baths). Woodcuts from Arzneispiegel, 1547.
Woodcut
From: Deutsches Badewesen in vergangenen Tagen
image from the Manesse codex
Wellcome Library, London
Saint Remy bathed by his nurses. Tapestry no.7, in Rheims Cathedral.
From: Histoire Generale de la Medecine, tome II
By: Laignel-Lavastine
——————Средневековые изображения бань из манускриптов———————
Человек, намеревавшийся построить общественную баню, обязан был купить лицензию. В городах такими правами торговали, но лицензию можно было и взять в аренду или унаследовать.
Представители знати или богатые горожане дарили права на открытие бань школам, больницам или монастырям, чтобы они могли заняться прибыльным делом. Общественные бани строили по соседству с горячими или другими источниками, чья вода считалась лечебной. Общественные бани были также местами увеселений, что впоследствии повредило их развитию, так как они способствовали распространению эпидемий и болезней.
В Англии в 1192 году Ричард Девайзес, монах из Винчестера неодобрительно высказывался о неприятных запахах, распространяемых мыловарами в Бристоле. В Лондоне торговля мылом процветала около Чипсайда, имеется также около 1500 упоминаний о мастерской по производству мыла в Бишопсгейте, а в царствование королевы Елизаветы – о заводах в Блэкфрайерсе. То, что отношение к мыловаренному ремеслу было самым серьезным доказывает и тот факт, что в 1399 году в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось мытье в бане с мылом. Также долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел, дабы не выдать тайну.
Wellcome Library, London
Bathing and cupping in the sixteenth century.
Woodcut By: Jost Amman
Collection: Wellcome Images
Wellcome Library, London
Bathing scene at a Court of love.
Woodcut 15th century
Wellcome Library, London
Bathing scene; ‘Eyn nyge kalender recht hollende’.
Woodcut 1519
From: Deutsches Badewesen in vergangenen Tagen
Начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
В XV веке в Италии, Савоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, свиное, баранье, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла – льняное, хлопковое, оливковое, миндальное, кунжутное, кокосовое и пальмовое.
Wellcome Library, London
Women bathing in a public bath. Engraving.
after: Antonio Salamanca
Wellcome Library, London
Venetian lying-in room, showing the newly-born child being bathed and others of various ages playing. In the Provinzial Museum, Hanover.
By: Paris Bordone
(Illustration «The baths at Louèche,» by Hans Bock the Elder 1597)
Любящий роскошь Людовик XIV лично интересовался производством туалетного мыла, поэтому «выписал» из Генуи ко двору специалистов по мыловарению.
Постепенно мыловарение перерастает в промышленную отрасль, которая вскоре оказывается под защитой французского государства. Правительство предписывает использовать только душистые масла из Прованса.Метрополией производства мыла очень скоро становится Марсель, благодаря наличию близлежащих территорий сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому.
Wellcome Library, London
Men bathing in a public bath. Engraving
конец 18 века
В публичных смешанных банях и купальнях, особенно лечебных- пользовались купальными рубашками или костюмами. Они очень напоминали одежду- были почти полностью закрытые, с длинным рукавом. Была и специальная купальная обувь- тапочки на завязках или парусиновые ботинки.
Только к 20 веку купальный костюм постепенно, сантиметр за сантиметром, будет уменьшаться в обьеме.
: Wellcome Library, London
Hot Baths at Leuk, Switzerland: interior showing patients bathing. Process print after A. Forestier.
Wellcome Library, London
The floating swimming-bath in the Thames at Charing-Cross. Wood engraving by H.J. Crane.
By: Henry James Crane
Wellcome Library, London
Young men bathing and relaxing at a swimming school. Coloured aquatint, 1822.
1822
Wellcome Library, London
Men bathing in the Fleet ditch, London. Reproduction of an engraving by C. Grignion after S. Wale.
By: Samuel Wale after: Charles Grignion 18 век
Wellcome Library, London
Bathing in the King’s Spring, Bath.
1801 By: John Nixon
From: The Story of Baths and Bathing
: Wellcome Library, London
A Russian bathhouse: men and women bathing in the steam and invigorating each other with bundles of twigs. Colour aquatint by E.M. Korneev, 1811/1813.
Coloured Aquatint 1812 By: Emeliʹian Mikhaĭlovich Korneev
Wellcome Library, London
Women and children entering an institution and being prepared for bathing. Coloured reproduction of a wood engraving
Wellcome Library, London
Remedial treatment by bathing various parts of the body.
From: Deutsches Badewesen in vergangenen Tagen
By: Alfred Martin
Published: DiederichsJena 1906
Wellcome Library, London
Chemistry: various vessels and furnaces, with men in bathing [?] enclosures. Engraving by Defehrt after Goussier.
By: Louis-Jacques Goussier after: A. J. Defehrt
Elevation for a publick bath. (1799)
In the Great Sutro Baths, San Francisco, California. (1870?-
Sutro Baths, San Francisco, Cal. ([ca. 1910])
New York City—«Boys’ day» at the Free Swimming-Bath at the foot of Fifth Street, East River. (1876)
Общественных купален было очень много, есть интересные картинки, их и старинную сантехнику я покажу в следующих постах.
Начало про купание и мытье-
Часть 1-ТУТ