чем можно покрыть металл чтобы не ржавел
Опять про ржавчину. Чем будем бороться? Часть 1.
Я думаю все владельцы немолодых машин сталкиваются с коррозией. И если она на краске, точнее на сколах краски, то там всё ясно — идём в малярку и перекрашиваем. Процесс довольно сложный и требует специфичных навыков и оборудования. Но если ржавчина не на краске, а где нибудь на днище или раме, то хочется самому как то с ней побороться. Стал изучать вопрос.
Теория. Железо реагирует с водой в присутствии кислорода с образованием ржавчины. Самая большая беда ржавчины, что в отличие от похожих соединений других металлов, она не создаёт плотной защитной плёнки, даже наоборот. Ржавчина, будучи рыхлой, пропускает сквозь себя воду и кислород к ещё целому железу, да к тому же может накапливать в себе влагу. Всё это происходит пока всё железо не превратиться в труху. Соль и некоторые другие вещества здорово ускоряют этот процесс.
Очевидно чтобы предотвратить коррозию надо просто не допускать до железа воду и кислород. Собственно заводская покраска это и делает. На чистый металл наносят грунты, краски и лак. В результате плёнка не пропускает воду и металл под ней не ржавеет. А если металл уже ржавый? То конечно надо сначала удалить существующую ржавчину, в ней есть и вода и воздух, если её просто закрасить, то под краской процесс будет продолжатся, только уже невидимый.
Вариантов антикоров — несчитанное множество. Каждый утверждает что именно его метод самый правильный и верный. Как проверить? Естественно экспериментом.
Решил выбрать самые интересные методы, они должны быть достаточно простые и не требовать специального оборудования. То есть чтобы всё можно было сделать в гараже или на улице с применением максимум компрессора. Отобрал 4.
1. Опора ЛЭП. К сожалению не помню где прочитал, но человек нашёл документ разработанный для обработки металлических опор ЛЭП — УДК 621.315.66:667.673(083.96). Способ там описанный достаточно простой. Сначала металл покрывается раствором ортофосфорной кислоты с цинком. Потом сушим, ждём когда кислота прореагирует. И наконец покрываем всё сверху эпоксидной грунтовкой. Самое сложное тут, понять прошла реакция или нет. В документе сказано что она идёт довольно долго, до недели. При этом металл можно мочить и это даже полезно и ускоряет реакцию. Проверять же надо по кислотности, универсальным индикатором. Индикаторная полоска смачивается водой и прислоняется к поверхности, после чего сравнивается с эталоном. Кислотность должна быть не больше 4,5.
Больше всего на раствор ортофосфорной и цинка походит «цинкарь», который я и купил. Так же купил у Китаёзов универсальные индикаторные полоски.
2. Народный антикор. www.drive2.ru/l/4897057/ Берём пушечное сало, крайне бюджетная штука — загущенное минеральное мало. Оно не сохнет, не пропускает влагу, но не содержит никаких ингибиторов и плохо проникает в скрытые места. Поэтому греем его до состояния жидкости и добавляем в него RustStop A.
3. Собственно стандартный специализированный антикор. Я выбрал Tectyl, это торговая марка валволайна, очень большой и приличной конторы. Для теста купил баллон Tectyl Bodysafe Wax в аэрозоле. Средство на основе парафинов.
4. Технология покрасочных работ. Собственно идея сделать как при покраске. На чистый металл наносим травящий грунт, на него акриловый, а сверху эпоксидный. Травящий грунт не даёт развиваться ржавчине, акриловый изолирует травящий от эпоксидки. А эпоксидный уже защищает поверхность не пропуская воду. Соответственно купил самые дешевые 2К грунты Vika www.vika-color.ru/catalog/gruntovki/.
Для эксперимента нашёл старый уголок, как и рама в машине, когда то даже крашенный, но за много лет заржавевший.
Распилил его на небольшие части см по 20, просверлил отверстия для удобства, чтобы вешать можно было.
Взял 5 штук, 4 для экспериментов и один как контрольный. Далее одну плоскость у каждой зачистил как можно лучше, в ход шла шлейфмашинка, напильник, шкурка и даже наждак. Идея была без жалости снимать металл пока от ржавчины не останется и следа. Оказалось это не так просто, ржавчина въелась так глубоко, что даже шлейфмашикой вырезать все точки не получалось. Но сделал что смог 🙂
Вторую плоскость просто зашкурил от рыхлой ржавчины, ну типа если где то не получится зачистить.
На обратной стороне напилил римские числа, чтобы не перепутать.
Начал с метода опор ЛЭП, как с самого длительного.
Но что то пошло не так. Хорошенько помазал уголок цинкарём и повесил на улице сушить. Через 2 дня пришёл проверять и обнаружил что весь цинкарь давно прореагировал.
Для верности обработал ещё разок и стал уже наблюдать по часам. Часа через 3 кислотная реакция уже пропала и полоска показывала где то 4, значит пора.
Чтобы совместить с покраской приступил к разведению всех грунтовок.
Так как травящий грунт положено наносить очень тонким слоем, решил нанести его пульверизатором, а акрил и эпоксидку кисточкой. Пульверизатором я работать умею даже хуже чем думал 🙂 Кое как нанёс 2 слоя с интервалом 15 минут, получилось ужасно, с подтёками и разной толщины везде, но это собственно пофик, мне же не красить. Потом перекрыл его 2мя слоями акрила. Затем нанёс 3 слоя эпоксидки на железку номер 4 (на акриловый) и 2 слоя на железку 1 (которая после цинкоря). Так же обработал цинкарём железки под номерами 2 и 3. Потом тщательно смыл его остатки обезжирователем и покрыл одну тектилом, как написано в инструкции, а другую пушсалом с RusStop.
Теперь у меня есть 5 образцов и надо придумать как их испытать.
Просто оставить на улице заманчиво, но я не собирался проводить эксперимент несколько лет 🙂 Думаю опустить их в раствор соли и пустить через них пузырьки воздуха из самой простой помпы для аквариума. Тогда будет и вода и воздух и соль.
Если будет мало, то можно попробовать добавить перекись водорода. А может попробовать использовать смесь уксуса и белизны. Может кто знает проверенный способ ускоренной коррозии, но чтобы был похож на реальную жизнь?
ЗЫ Пока могу сказать что самый простой способ конечно Тектил, всё про всё заняло 2 минуты. Ложится быстро и ровно. Самый гемор это конечно грунтовки как при покраске.
ТОП-8 средств защиты металла от коррозии: какой лучше выбрать и рейтинг лучших
Что такое коррозия металла, и во что она может в короткие сроки превратить металлические изделия или детали — знают, наверное, все. Особенно красноречиво, по всей видимости, не выбирая выражений, многое могут рассказать о ней автолюбители. Ведь без должного ухода, без специальной обработки, особенно в условиях массированного применения противогололедных химических смесей на наших дорогах, стальные корпуса автомобилей буквально за пару лет способны превратиться в ржавое решето. Только средства защиты металлов от коррозии способны «переломить ситуацию».
Немало проблем доставляется коррозия и в строительстве. Страдают металлические постройки гаражи, ангары и т.п., заборы, несущие детали каркасных конструкций, кровля. Не щадит этот «безжалостный противник» сантехнику и приборы бытового предназначения, особенно контактирующие с водой.
С коррозионными процессами непросто, но все же можно и обязательно нужно бороться. И очень хорошо, что человек создал для этих целей специальное «вооружение» — имеется в виду довольно широкий ассортимент разнообразных средств. Вот о них и пойдет речь: средства защиты металлов от коррозии — разновидности, способы применения, рейтинг наиболее эффективных составов.
Способы борьбы с коррозией
Коррозия металлов – это деструктивный, разрушающий кристаллическую решетку, окислительно-восстановительный химический процесс. Вызывается он чаще всего высокой химической активностью самих металлов – многие помнят из школьного курса химии «линейку» активности элементов. Активизироваться может при создании неблагоприятных условий, например, высокой влажности и опущенной температуре, в агрессивной солевой, кислотной или щелочной среде.
Чаще всего приходится сталкиваться с коррозией черных металлов, то есть – различных сортов стали и чугуна, применяемых буквально повсеместно, во всех сферах деятельности человека. Процесс начинает выдавать себя появлением на металлической поверхности пятен или разводов рыжего цвета.
Если с коррозией не бороться, она способна показать свою крайне разрушительную силу – металлические изделия быстро приходят в негодность.
Если не предпринять никаких шагов, то очаг начинает разрастаться, захватывая все новые площади. Причем иногда это происходит незаметно для глаз. Так, многие участки механизмов, приборов и т.п. — попросту скрыты из поля зрения, и увидеть их можно только при полной разборке узла или всего устройства. А иные очаги коррозии могут до поры скрываться под слоем краски, и только кода процесс зайдет очень далеко – поваляться сначала в виде вздутий, а потом – и прорывов ржавчины наружу.
Некоторые владельцы пытаются справиться с выявленными очагами коррозии механическим способом. То ест применяя шлифовку поврежденного ею участка наждачной бумагой или же специальными дисками, добравшись до «здорового» металла.
Однако подобная методика, если и может быть применена, то с исключительной осторожностью, и только в качестве предварительного этапа, перед нанесением специальных составов. Только механическая очистка является весьма малоэффективным средством.
Точечные проявления коррозии, проступившие через слой краски
Особенно сложно удалить этим способом мелкие точечные очаги ржавчины, так как они в процессе чистки забиваются мелкодисперсной коррозийной пылью, и их становится практически не видно. Но беда как раз в том, что они никуда не деваются, и обязательно в дальнейшем проявят себя, даже после окрашивания. Поэтому обработка химическимисредствами — более надежна.
Кроме того, если ржавчиной поражен тонкий металл, то во время очистки, под давлением щёток или абразивного материала, он может повредиться вплоть до сквозной дырки.
В связи с этим рекомендуется пользоваться химическими составами, очищающими металл и предотвращающими появление коррозии в дальнейшем. Причем с их помощью можно даже успешно справиться с очагами в труднодоступных зонах, там, где никакими другими способами без разборки механизма к пораженному участку не добраться.
Разновидности средств зашиты от коррозии
Существует несколько разновидностей составов, предназначенных для борьбы с коррозией. Это преобразователи ржавчины, специальные грунтовки и антикоррозийные покрытия:
В продажу преобразователи поступают в жидкой форме (растворы или суспензии), и можно выбрать оптимальную форму применения, в зависимости от расположения поврежденного участка – будет ли это нанесение кисточкой, или более удобным видится применение распылителя.
Преобразователи подходят для обработки любых металлических деталей, но при условии, что толщина пораженного слоя не будет превышать 15÷20 мкм. Глубже состав не проникнет — он просто закроет поврежденный участок фосфатной пленкой, а оставшийся под ней очаг коррозии продолжит разъедать металл.
Удаление ржавчины с металлических поверхностей
При обнаружении малейших признаков поражения необходимо сразу же принимать меры, иначе очаг активного окисления будет не только расширяться, но и уходить вглубь металла. Если же металлический лист будет проеден ржавчиной насквозь, то тогда придется использовать другие, более дорогостояще способы ремонта.
Здесь нужно действовать быстро: если спохватиться вовремя, то еще можно вернуть поврежденному участку первоначальный внешний вид(при условии правильно подобранного оттенка краски).
Удаление ржавчины с кузова автомобиля — нанесение преобразователя с помощью кисточки
Любое из выбранных средств от ржавчины должно использоваться в установленной последовательности. Только в этом случае можно добиться необходимого эффекта:
При очистке может обнаружиться, что ржавчина уже сделала в металле сквозное отверстие. Если оно совсем небольшое, то его можно попробовать заделать шпаклевкой с применением стеклоткани. В случае если отверстие достигло значительных размеров, без приваривания заплатки не обойтись, а для этого потребуется специальное оборудование и, естественно¸ устойчивые навыки по проведению подобных ремонтно-восстановительных работ. Чтобы не доводить дело до такого, следует внимательно следить за состоянием антикоррозионной защиты автомобиля, что пресечь начало процесса коррозии металла на ранней стадии.
Зачистка поврежденного коррозией участка
Восстановление поврежденного коррозией участка с использованием преобразователя и грунта производится в примерно такой последовательности:
Выполняя все работы с применением антикоррозионных химических средств, необходимо соблюдать правила техники безопасности. Обязательным условием считается использование защитных средств —резиновых перчаток, очков и респиратора. При необходимости следует закрыть окружающую поврежденный участок поверхность металла, чтобы исключить вероятность попадания и преобразователя и грунтовки, и финишных лакокрасочных материалов.
Надо сразу сказать, что полное восстановление сильно пораженного участка с его последующей финишной покраской – задача довольно сложная, и не всем поддающаяся. То есть при сомнениях в получении приемлемого результата лучше все же обратиться к специалистам. Это недёшево, и поэтому оптимальный выход – постараться не доводить свою технику до состояния, требующего такого вмешательства. То есть пресекать появление и развитие пораженных коррозией участков, как говорится, «в зародыше». Средств для этого — немало.
Далее будет представлен рейтинг лучших составов, способных эффективно бороться с коррозийным процессом, возникшим на поверхности и в скрытых полостях автомобиля.
Какой лучше выбрать состав?
В продаже (и в хозяйственных и в магазинах автозапчастей, автохимии и косметики, и в хозяйственных) представлено большое количество продукции отечественных и зарубежных производителей. Интересный факт, что пользователи особенно выделяют составы, изготовленные компаниями России и США. Отлично показывают себя и продукты многих европейских брендов.
Преобразователи ржавчины различного типа
Качество и эффективность работы представленной продукции проверено практикой применения — все они при соблюдении технологии использования дают ожидаемый результат. Поэтому их охотно используют и работники ремонтных служб, и домашние мастера.
Приятно удивляет и то, что потребители поставили на первое место отечественные составы. Скорее всего, потому, что они разрабатывались с учетом российских климатических и дорожных условий.
Чем покрыть металл, чтобы не ржавел: лучшие спреи, растворы и составы
Самые распространенные способы борьбы с коррозией
Известно несколько способов покрытия металлических поверхностей, чтобы они не ржавели. Эти методы позволят надолго продлить срок использования предметов и деталей из железа. Одним из самых эффективных приемов считается обработка с помощью веществ на химической основе.
В эту категорию составов входят ингибиторы. Они наносятся на металл едва заметным тонким слоем. Благодаря такому покрытию изделие не будет ржаветь. Чаще всего подобные средства применяют в целях профилактики. Также, предотвратить коррозию помогут следующие способы:
Средства для обработки металлических поверхностей от ржавчины Источник a.d-cd.net
Более подробно о всех методиках по предотвращению появления ржавчины на металле рассказано ниже.
Очистка механическим путем
Используйте абразивную шкурку с крупнозернистой поверхностью или специальную щетку для работы по металлу, чтобы очистить железные детали от коррозии. Провести обработку можно мокрым или сухим методом. В последнем случае ржавчина соскабливается с помощью трения щетки или шкурки о металл.
Что касается мокрого способа, необходимо предварительно смочить поверхность деталей в керосине или уайт-спирите. На помощь придут и пескоструйный аппарат, шлифовальная машинка, болгарка или электродрель с металлической щеткой в виде насадки.
Очищение поверхности от коррозии можно применять только на не очень больших площадях металлических изделий. Наиболее оптимальным вариантом считается использование пескоструйного аппарата. Но его высокая цена может стать препятствием для домашнего мастера.
Механическая очистка используется на небольших металлических поверхностях Источник kraski-net.ru
Использование химических веществ
Если возник вопрос, чем покрыть металл от ржавчины, то в первую очередь специалисты рекомендуют обратиться к помощи химических средств. Известны два типа таких препаратов: преобразователи ржавчины и кислотные составы. Из последних самыми популярными считаются ортофосфорные. Они помогают очистить поверхность за считанные минуты. Использовать кислоту несложно, для этого снимите загрязнения с железной поверхности тряпкой, затем удалите влагу и нанесите средство на металл едва заметным слоем. Используйте кисть с силиконовой щетиной.
Оставьте кислотный состав на полчаса на поверхности. За это время произойдет реакция с поврежденным коррозией местом. Очистите металл влажной тряпкой, а затем сухой, до тех пор, пока не будут удалены все остатки ржавчины. Помните о технике безопасности при работе с антикоррозийными составами на основе кислоты. Используйте маску, специальные очки и перчатки для защиты дыхательных путей, глаз и кожи на руках. Очистители, в составе которых присутствует ортофосфорная кислота деликатно убирают следы коррозии с металлических деталей и при этом не дают появиться ей снова.
Используйте перчатки для защиты кожи от воздействия антикоррозионных средств Источник foods-ideas.com
Что касается преобразователей ржавчины, то ми покрывают всю площадь металлических деталей. Такой состав создает защиту, которая не даст появиться коррозии в будущем. Самыми популярными преобразователями сегодня считаются следующие:
Все перечисленные препараты экономично расходуются.
Модификатор ржавчины «Фосфомет» Источник prom.st
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на лакокрасочных материалах и сопутствующих работах
Протекторная защита металлов
Коррозия — это разрушение металлов в результате химического или электрохимического взаимодействия их с агрессивной средой (кислородом воздуха или водой), а также растворенным в ней кислородом.
Разрушение металла с помощью контактных токов, протекающих между двумя или несколькими соприкасающимися металлическими изделиями с различными электрохимическими потенциалами, называется контактной коррозией.
Физический смысл этой коррозии — один металл с меньшим электродным потенциалом начинает функционировать в качестве анода и усиленно разрушается, а другой выполняет функцию катода. Для уменьшения контактной коррозии важен правильный выбор контактирующих металлов (табл. 7.6).
Самым надежным защитным материалом против контактной коррозии являются изоляционные покрытия, прокладки, втулки, пластмассы, полимерные пленки, герметики и резина. Действие контактной коррозии можно понизить введением в коррозионную среду ингибиторов коррозии (например, бихромата калия, который снижает контактный ток примерно в 10 раз, нитрата натрия).
Эффективным средством борьбы с контактной коррозией является электрохимическая защита (в контактную пару подключают более эффективный анод, который выполняет роль анода первым и подвергается разрушению, а основная пара работает без разрушения), цинковые или магниевые протекторы (особенно для деталей, находящихся в морской воде).
Протектор устанавливают с тщательной зачисткой его самого и места установки. Протектор заменяют при изнашивании примерно на 50 %. В балластных водяных цистернах рекомендуется устанавливать цинковые протекторы.
Другие средства
Кроме того, популярностью среди домашних мастеров пользуются и другие средства, помогающие бороться с появлением ржавчины на металле. Среди них:
Ниже описано, чем покрыть железо чтобы не ржавело, как использовать эти препараты и чем они отличаются друг от друга.
Hi-Gear No-Rust
Этот аэрозоль имеет экономичный расход и способствует увеличению адгезионных способностей материалов благодаря образованию защитной пленки на металле. Используйте этот антикоррозийный состав при температуре от 5 до 30 градусов тепла. Средство подходит для обработки деталей строительных конструкций, а также автомобильных кузовов.
Преобразователь ржавчины Hi-Gear No-Rust подойдет даже для самых застарелых пятен Источник prosmazku.info
У препарата следующая схема применения:
Использование антикоррозийных составов из линейки Rocket Chemical
Эта американская компания специализируется на выпуске химических препаратов, используемых в быту. Одним из направлений ее деятельности является производство средств для предотвращения появления ржавчины на железе. Доверие потребителей заслужили следующие антикоррозионные составы:
Ингибитор ржавчины «Likkor» Источник prom.st
Протекторная защита от коррозии металлических изделий
Протекторная защита — это один из возможных вариантов защиты конструкционных материалов трубопроводов от коррозии. Применяется, прежде всего, на газопроводах и других магистралях.
Сущность протекторной защиты
Протекторная защита представляет собой использование специального вещества — ингибитора, который является металлом с повышенными электроотрицательными качествами.
Под воздействием воздуха протектор растворяется, в результате чего основной металл сохраняется, несмотря на воздействие коррозийных факторов.
Протекторная защита — одна из разновидностей катодного электрохимического метода.
Данный вариант антикоррозийных покрытий особенно часто применяется, когда предприятие стеснено в своих возможностях по организации катодной защиты от коррозийных процессов электрохимического характера. Например, если финансовые или технологические возможности предприятия не позволяют построить линии электропередач.
Протектор-ингибитор эффективен, когда показатель переходного сопротивления между защищаемым объектом, и средой вокруг него, не является значительной.
Высокая результативность протектора возможна лишь на определенной дистанции. Чтобы выявить это расстояние, применяется определение радиуса антикоррозийного действия применяемого протектора.
Данное понятие показывает максимальное удаление защищающего металла от охраняемой поверхности.
Суть коррозийных процессов сводится к тому, что наименее активный метал в период взаимодействия, привлекает к собственным ионам электроны более активного металла. Таким образом, в одно и то же время осуществляется сразу два процесса:
Спустя некоторое время эффективность протектора падает (в связи с потерей контакта с защищаемым металлом или же из-за растворения защищающего компонента). По этой причине возникает потребность в замене протектора.
Видео описание
Как удалить ржавчину с помощью Silit, смотрите в этом видео
Некоторые домашние мастера используют для избавления от коррозии Coca-Cola или Pepsi. В составе этих напитков находится ортофосфорная кислота, которая с легкостью удаляет небольшие пятна ржавчины. Протрите жидкостями металлические поверхности или погрузите в них детали. Затем ополосните под проточной водой.
Pepsi легко справится со ржавчиной на небольших участках Источник yandex.net
Популярностью пользуется и смесь на основе парафина и керосина. Возьмите эти средства в одинаковых пропорциях и смешайте. Нанесите на обрабатываемую поверхность в несколько тонких слоев губкой или кистью. Оставьте хотя бы на сутки. После указанного времени удалите смесь вместе с ржавчиной тряпкой, промойте водой и уберите влагу тряпкой или губкой. Лучше всего использовать такой способ для инструментов. Не забудьте про маску, перчатки и защитные очки при обработке керосиново-парафиновой смесью.
Характерные типы поражения ржавчиной
Способы защиты стали и сплавов зависят не только от вида коррозии, но и от типа разрушения:
Типы поражения могут быть комбинированные. Иногда их трудно определить сразу, особенно когда происходит точечное разрушение стали. Методы защиты от коррозии включают в себя специальную диагностику для определения степени повреждений.
Выделяют химическую коррозию без возникновения электрических токов. При соприкосновении с нефтепродуктами, спиртовыми растворами и другими агрессивными ингредиентами происходит химическая реакция, сопровождаемая газовыми выделениями и высокой температурой.
Электрохимическая коррозия — это когда металлическая поверхность контактирует с электролитом, в частности с водой из окружающей среды. В этом случае происходит диффузия металлов. Под воздействием электролита возникает электрический ток, происходит замещение и движение электронов металлов, которые входят в сплав. Структура разрушается, образуется ржавчина.
Выплавка стали и ее коррозионная защита – это две стороны одной медали. Коррозия наносит огромный вред промышленным и хозяйственным постройкам. В случаях с масштабными техническими сооружениями, к примеру, мостами, опорами электропередач, заградительными сооружениями, может спровоцировать и техногенные катастрофы.