сувель березовый что это такое и для чего он нужен
Кап и сувель
Древесина является ценным и красивейшим природным материалом. Но древесина капа и сувеля превосходит по красоте природного рисунка обычную древесину. Кап и сувель…Капы и сувели это наросты на деревьях, которые лесоводы называют пороками ствола дерева.
Зато в руках мастеров, таки «пороки» как кап и сувель, превращаются в великолепные произведения искусства.
Древесный кап (слева) и сувель (справа)
Что такое древесный кап
Появление капов наблюдается преимущественно на лиственных деревьях, едко такие наросты можно встретить на хвойных.. Из пород древесины, распространенных на территории России, капы чаще всего появляются на стволах липы, дуба, осины, клена, березы, вяза.
Кап растет очень долго. Речь идет о десятках лет. Его размеры могут быть от пары сантиметров до метра, а то и двух. На одном стволе может быть два и более капа.
Почему появляется нарост, называемый капом
Есть три варианта происхождения капа. Но все они не 100%
Природа возникновения капа не определена на 100%. Но нас больше интересует текстура капа, нежели чем его происхождение.
Текстура капа
Каждый кап, как отпечаток пальца человека, имеет эксклюзивный рисунок и форму. Нет в природе не существует двух одинаковых наростов, именуемы капом. Причем, ни по форме нароста, ни по его структуре.
Сразу после спила капа, его богатая текстура практически не видна. Текстуру, древесина капа проявляет в полной своей мере после шлифовки, полировки и тонирования.
Изделие из березового капа
Цвет древесины капа бывает коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый, зависит от породы дерева и места его произростания.
Что такое древесный сувель
Сувель это нарост, круглой формы, на стволе дерева, покрытый корой. Нарост состоит из деформированных и перекрученных волокон древесины.
В отличие от капа, сувель образовывается в равной степени на лиственных и хвойных породах деревьев. Плотность древесины сувеля ниже, чем у капа, поэтому его немного легче обрабатывать.
Почему появляется нарост, называемый сувелем
В результате внешнего воздействия на дерево, образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Это и есть сувель.
Сувелей на деревьях больше, чем капов. Под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, а не «пупырышками», как у капов
Сувели могут иметь разную текстуру, преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.
Сувель ясеня
Сувель может быть различных оттенков, в основном, это коричневый, желтый, серый, немного зеленоватый, или наоборот с розоватыми “нотками”
Как и капы, сувели могут быть стволовыми и прикорневыми. Стволовые сувели светлее и с менее выраженным природным рисунком, чем прикорневые.
Что изготавливают из капа и сувеля
Из “чудных” наростов, в виде древесины капа и сувеля мистера изготавливают декоративные поделки, сувениры, рукоятки ножей, пано, брелоки, запонки и украшения, заколки, чаши, вазы, посуду, шкатулки, трости, лампы, шахматы, рамки, табакерки и множество других небольших предметов. А также, изготавливают шпон.
Капы и сувели хорошо сочетаются с металлами, перламутром, костью.
Ковш из капа березы
Пано из капа
Кап березы
Сувель березы
Березовый сувель
Заготовка, сушка, обработка березового сувеля
Текстура
Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.
Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.
Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.
Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.
Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)
Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.
Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.
Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.
Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.
Материал использован с http://www.zadi.ru
Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.
Кап и сувель березы
Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.
Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.
Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.
Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.
Древесный сувель
Сувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена.
В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость.
Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности.
Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием.
Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии.
Текстура
Кап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования.
Кап вырастает на березе по разным причинам:
Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.
Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.
Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений.
Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.
Заготовка
В природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом.
На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени.
Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее.
Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб.
Сушка
Для того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами.
Вот два самых популярных из них:
Обработка
Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине.
Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.
Применение капа и сувеля
Благодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.
Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства!
Что такое кап и сувель и в чем отличия
Многие любители ножей или охотники изготавливают ножи самостоятельно, и в большинстве своем заказывают в интернет-магазинах необходимые комплектующие: клинок, больстер, затыльник, брусок экзотического дерева. Вот о последнем, то есть о дереве, я и хочу вам поведать.
Мне доводилось работать с разными сортами дерева: бубинго, мербао, разными видами ореха, бука, черного дерева… Но здесь речь пойдет совсем о другом сорте дерева. О нашем российском березовом капе и сувели. Что же это такое и как самому заготовить дерево для последующей обработки и достижения конечного результата – рукоятки ножа?
Способ заготовки не нов, и не я являюсь автором описанной технологии. Некоторую информацию я почерпнул из Интернета, а что-то вычитал из книг по художественной резьбе по дереву. Просто мне удалось систематизировать полученный опыт и адаптировать технологию сушки древесины капа и сувели к своим условиям.
В результате получилась вполне работоспособная и не слишком утомительная технология. Но сначала поясню, что есть кап, а что – сувель. Зачастую не только далекие от природы люди, но и бывалые охотники путают эти понятия. А девушки, те вообще почемуто кап и сувель именуют чагой. Хотя чага – это грибпаразит, вырастающий на поверхности дерева.
Сувель – это нарост на стволе дерева с причудливым свилевато переплетенным расположением волокон.
Кап – подобный сувели свилеватый по расположению волокон нарост, из которого растет к тому же множество мелких веточек. Благодаря этому структура капа приобретает не только свилеватость, но и красивые кольца, разводы и червоточинки.
При правильной обработке – сушке и пропитке (о чем речь пойдет ниже) такое дерево становится не только чрезвычайно красивым, но и вязким.
Как образуются кап и сувель на дереве, я не могу точно сказать. В разных источниках уважаемые люди, спецы в своем деле, выдвигают разные теории, я их читал достаточно много.
Где и как найти наросты капа и сувели
Первый этап – разведка, и мы с сыном еще летом, гуляя по лесу, примечаем перспективные, с нашей точки зрения, деревья. Лучшее время для заготовки – сентябрь – октябрь, когда движение соков замедляется и почти полностью прекращается.
После того как необходимый кусок отпилен, пристраиваемся на соседнем пенечке и аккуратно обрубаем кору. Тут главное не спешить, чтобы не только не испортить заготовку, но и пальцы себе в спешке не укоротить. Заготовка сферическая и довольно верткая.
Место спила на дереве замазываем краской. Мы взяли у леса нам необходимое, и портить дерево совсем ни к чему. Тем более что на одном дереве может быть не один кап. Мы так в течение нескольких лет с одного дерева спиливали заготовки по мере надобности, и дерево до сих пор здравствует.
Сушка или варка заготовок из капа и сувели
У вас есть два варианта сушки:
Я свои заготовки всегда вывариваю, но и здесь существует несколько вариантов. Можно на костре, тут постоянно нужно следить за интенсивностью горения дров (попросту говоря, чтобы костер не потух), но лучше дома на газовой или электрической плите. Важно побыстрее начать варку. Тем самым вы не только раньше ее закончите, но и заготовка не растрескается. Берем подходящую емкость, заливаем водой. В воде растворяем для начала примерно 100–150 поваренной соли. Все зависит от размера емкости и заготовки (мы подбирали опытным путем на 3х литровую емкость). В процессе варки, а это значит в течение 4–5 часов, подливаем воду (она должна покрывать кап) и добавляем при ее закипании по две столовые ложки соли. Вода должна кипеть постоянно.
Заготовка в процессе варки должна полностью пропитаться солевым раствором. В противном случае растрескивание древесины неизбежно, и весь труд пойдет насмарку. Должно быть не менее 4 сеансов варки с промежутками в сутки. Дело в том, что за один сеанс варки наша заготовка не может пропитаться солевым раствором. Соль при высыхании вытесняет сок и влагу, так происходит процесс экспрессушки древесины без растрескивания. В промежутках между варками кап плотно заворачиваем в газету, которую меняем по мере впитывания в нее влаги из заготовки.
То же самое делаем и после последней варки. В газете заготовка находится еще три недели (для тех, кому неймется), а лучше – месяц. В последние дни газета будет практически сухой. И вот наш кап готов.
Распиловка на заготовки для рукоятей
Распиловка на мерные заготовки, для которой потребуется ножовка с мелким зубом для «чистого пила» и пара столярных струбцин. Размечаем кап, закрепляем струбцинами и пилим. Закреплять нужно основательно, потому что кап, скорее всего, будет слегка поведен после сушки. С одного капа среднего размера получается 3–4 заготовки на рукоятки ножей. Обрезки идут на ручки столовых приборов в «охотничьем» стиле.
Маленькая, но важная деталь. Торцы распиленных заготовок окунаем в расплавленный воск на 2–3 см. Это нужно для того, чтобы при окончательной усушке заготовка не растрескивалась, а в средней части оставшаяся влага находила себе выход.
Пропитка и уход за готовой рукояткой из капа или сувели
Чтобы подчеркнуть красивую свилеватость структуры, я рекомендую слегка тонировать древесину специальной морилкой BALSIN SCHAFTOL фирмы BalistolKlever. Это нужно делать, конечно, перед варкой в пчелином воске. Окончательную полировку и лоск навожу специальным маслом для дерева Danish oil фирмы Rustins. Три раза с промежуточной сушкой в сутки.
С такой обработкой рукоять ножа будет вам служить долго, радуя глаз и грея душу – ведь это я сам такую красоту сделал – долгие годы!
Примеры готовых ножей с рукоятями из капа или сувели
Александр Лопухов, журнал «Прорез» № 2, 2008г.
Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин
Кап и сувель имеют схожую природу, но это не одно и то же. Они отличаются структурой, фактурным узором, особенностями формирования и рядом других моментов, которые мы собрали в этой таблице.
Теперь обо всем этом — более подробно.
В народе кап называют «ведьмин веник». В нем, действительно, есть что-то отталкивающее, но только если не знать, какое чудо природа скрыла под мощным слоем коры.
Формирование и структура
Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас. Зачем именно? На этот счет у дендрологов нет единого мнения.
Под мощным слоем коры кап и сувель практически неотличимы друг от друга. Единственное, что может выдать кап — небольшие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Это часть тех самых спящих почек, только по какой-то причине активизировавшихся. Без коры разница между капом и сувелем становится очевидной. Поверхность капа покрыта конусообразными выпуклостями, в то время как сувель абсолютно гладкий.
Размеры
Размеры капов сильно разнятся: от наростов с грецкий орех до поистине гигантских образований. Самый крупный из задокументированных капов на территории России был обнаружен на березе плосколистной, выросшей на Сахалине. Его высота составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м. Размеры капов зависят от расположения на стволе и породы дерева. Более крупными традиционно считаются прикорневые капы, но их добыча превращается в непростую задачу и невозможна без спила дерева. Крупные капы, весом 300 кг и более, чаще можно встретить на грецком орехе, березе пушистой, монгольском дубе. Растут они в 3-4 раза медленнее сувеля и попадаются очень редко.
Текстура
Каповая древесина имеет характерную текстуру, благодаря которой ее также довольно просто отличить от сувеля. На каповом срезе спящие почки как бы обернуты в многочисленные слои древесных волокон. Такие узелки чем-то схожи с фактурой «птичьего глаза», но в капе они не распределены столь равномерно. Здесь все хаотично: почки сливаются между собой, проникают друг в друга, на одних участках отсутствуют, а на других скапливаются очень плотно. Все это создает сложные кружевные абстракции, чем-то напоминающие узор малахита.
Птичий глаз (свиль клена) и текстура капа
Чем больше спящих почек, тем сложнее и богаче рисунок древесины. В крупных капах почек меньше, поэтому их текстура ближе к сувелям.
Биологическая роль капов
И капы, и сувель нередко называют болезнью. Такая позиция не совсем научна, но и однозначно ошибочной ее назвать нельзя, как минимум потому, что биологическая роль наростов до сих пор не ясна. На этот счет существуют разные гипотезы. Например, кап рассматривают как резервный запас почек, из которого может регенерироваться дерево, например, в случае засухи или при частичной утрате кроны. Также есть мнение, что наросты повышают механическую прочность ствола, защищают его от повреждений или препятствуют попаданию внутрь болезнетворных агентов. Предположений много, и все они в разной степени убедительны. Тем не менее большинство дендрологов сходятся в том, что способность деревьев к капообразованию не имеет четкой функции — это своего рода побочный эффект эволюции, который когда-то имел более важное значение, чем сейчас.
Сувель
Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.
Как выглядит сувель
Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты. Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.
Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.
Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.
Где найти ценные наросты
Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.
У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.
Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.
Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.
Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а линия для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях. Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.
Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.
Заготовка
С наростами на поваленных деревьях все относительно просто: их спиливают вместе с участком ствола, и уже дома в спокойной обстановке решают, на что пойдут заготовки и каким образом рациональнее раскроить массивную чурку. Но найти поваленное дерево с ценным наростом — это сродни выигрышу в лотерею.
Куда чаще кап и сувель приходится выпиливать из растущего дерева. Делать это бензопилой — весьма варварский метод. Да и прогулки по лесу с таким аксессуаром могут вызвать много недопонимания при встрече с лесником.
Чем резать сувель и кап?
Наиболее деликатный и в то же время эффективный метод — использование лучковой пилы. Отдельно отметим важность качественного полотна с правильным разводом зубьев. В противном случае пила будет клинить и увязать в «лохматящейся» каповой древесине, что превратит и без того непростое пиление на весу в настоящее испытание.
Второй инструмент, который не будет лишним — небольшой топорик: им аккуратно подрубывают кору вокруг нароста. На толстых стволах лучше пилить строго по касательной. Это уменьшает полезный размер заготовки, но позволяет избежать безнадежного заклинивания полотна в процессе пиления. На относительно тонких деревьях линию распила можно слегка углубить в сторону ствола. Естественно, закладывать дугу лучше в пределах разумного, особенно, если вы все-таки взялись за бензопилу.
Семь потов сошло, и желанный кап наконец-то спилен. Теперь самое важное! Нужно закрыть рану на дереве, чтобы не дать ему погибнуть. Для замазывания часто советуют использовать садовый вар или обычную глину. Это рабочие способы, но недостаточно надежные (особенно глина). Лучше замазывать место спила масляной краской.
Как высушить кап без трещин. Два способа
Кто работает с каповой древесиной хорошо знают, что самое сложное при работе с этим материалом — не найти, и даже не спилить желанный нарост, а правильно его высушить. Так чтобы заготовка не оказалась безнадежно испорченной плесенью, короблением или сквозными трещинами.
На всякий случай напомним: с древесиной можно работать только в сухом состоянии. Влажность заготовки должна доходить хотя бы до 15%, еще лучше — 10-12%. Это важно для любого вида обработки: точения, резьбы, столярки. Сырая древесина плохо обрабатывается и почти гарантированно преподносит «сюрпризы» в виде растрескивания, коробления и даже заплесневения. В общем, дерево нужно сушить, и кап или сувель — не исключение.
Несложно догадаться, что из-за аномальной структуры волокон сушка древесных наростов существенно отличается от обычных пиломатериалов. Внутренние напряжения здесь намного сильнее, а характер их проявления совершенно непредсказуем. Из-за этого заготовки часто идут глубокими трещинами, а то и вовсе раскалываются на части.
Сразу скажем, 100% работающей схемы, которая поможет избежать досадных последствий сушки, нет. Каждый кап или сувель непредсказуем. Плюс многое зависит от размеров наростов, породы дерева, время спила. Тем не менее, мы остановимся на двух наиболее эффективных способах, как высушить березовый и любой другой кап без трещин.
Естественная сушка
Здесь речь идет о стандартной атмосферной сушке, но со своими незначительными особенностями. Общий алгоритм действий примерно такой.
Атмосферная сушка — процесс небыстрый. И это основной его недостаток. На высыхание заготовки среднего размера до 15-17% уходит примерно год. При этом на протяжении всего периода сушки нужно внимательно следить, чтобы на древесине не появлялось очагов биологической активности. Пресечь эту проблему помогает своевременное антисептирование, о котором мы подробно рассказывали в отдельной статье. Но после такой обработки по понятным причинам лучше не использовать капы для изготовления ложек, блюд, разделочных досок и другой посуды.
Ускоренная сушка
Здесь мы подошли к вопросу зачем варить сувель. Вываривание в солевом растворе — один из способов, который помогает быстро вывести влагу из деревянной заготовки, сведя к минимуму вероятность ее растрескивания. То есть, это своеобразная технология стабилизации. Теперь о том, как варить кап и сувель. Но начнем немного издалека. Еще в 2005 году пользователь одного из оружейных форумов под ником Serjant поделился своим способом ускоренной сушки сувеля. Сам метод оказался настолько удачным, что до сих пор в разных вариациях его пересказывают по всему интернету, а старожилы так и называют его: «сушка по методу Сержанта». Максимально кратко пересказываем его суть:
Нельзя сказать, что этот способ такой уж быстрый. Да и хлопот он требует немало. Но такая стабилизация — не год-полтора атмосферной сушки. Также с варкой можно меньше переживать по поводу трещин. Соль эффективно вытесняет не только свободную, но и связанную влагу, которая находиться в клетках дерева. Таким образом обеспечивается глубокая, быстрая и главное равномерная просушка заготовки. Дерево стабилизируется с минимальным дисбалансом внутренних напряжений, благодаря чему риск образования трещин ощутимо ниже.
Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки
Что можно сделать из капа и сувели
Древесные наросты широко применяют в декоративном и прикладном искусстве. Существует даже отдельное направление художественного промысла — корнепластика. Из капа и сувеля делают изящные шкатулки, сигаретницы, бижутерию и многое другое. Тот же капокорень традиционно считается лучшим материалом для изготовления курительных трубок.
В промышленной деревообработке капы используют главным образом для изготовления шпона. Также им инкрустируют мебель: изголовья кроватей, столы, буфеты и другие предметы. Особенно ценят этот материал оружейники: кап и сувель — лучший материал для ножевых накладок и ружейных лож.
Отельное направление каповой обработки — создание посуды и токарных изделий. Точение особым образом раскрывает красоту и без того уникальной структуры этого материала.
Чаши, тарелки, блюда и другие токарные изделия выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором — человек.
Из древесных наростов изготавливают и традиционную посуду. Например, знаменитая кукса — финская чаша, сопровождающая жителей севера всю жизнь и являющаяся своеобразным оберегом — вырезается из капа березы.
Отдельного упоминания заслуживают разделочные доски: они настолько неповторимы в своей красоте, что пока не используются как утварь, служат самодостаточным дизайнерским декором.