сугубая записка о здравии что это такое

Сугубая молитва о здравии – что это такое

Молитва о здравии

Сугубая молитва о здравии – что это такое? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в значении православной молитвы. Она представляет собой искреннее обращение к Богу, совершаемое с верой и смирением, с осознанием собственной греховности и покаянием. Но в то же время с надеждой на милость Господа и преклонением перед Его волей.

Молитва устанавливает между человеком и Богом благодатную связь. Она помогает нам не только в спасении души, но и в преодолении житейских трудностей. Так, сугубая молитва о здравии — просьба к Богу об укреплении здоровья, о покровительстве в нашей земной жизни. Православным христианам можно и нужно молиться о здоровье. Святой преподобный Нил Синайский наставлял:

«В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой».

В то же время необходимо помнить, что болезни – испытания, посылаемые Богом для нашей духовной пользы. Либо они — следствия наших собственных грехов. Поэтому преодолевать их нужно со смирением и благодарением. Святитель Тихон Задонский в труде «Об истинном христианстве» отмечает:

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… Человек научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас».

Сугубая молитва о здравии – что это такое?

Сугубая молитва – что это? Слово «сугубая» – означает то же, что и «удвоенная», «усиленная». К такой молитве православный христианин прибегает в конкретных жизненных ситуациях. Так, о здравии человека принято молиться даже, если он здоров. Сугубая молитва о здравии — специальная усиленная просьба к Богу о выздоровлении болящего.

Прилагательное «сугубая» не означает, что такая молитва более эффективна, чем обычная. Оно лишь указывает на усердный характер прошения в конкретной ситуации. Плоды принесёт любая молитва, творимая с верой и покаянием.

Церковное сугубое поминовение христиан совершается священником во время Божественной литургии. Записки с сугубыми прошениями принимаются заранее в свечной лавке храма. Следует помнить, что любое церковное поминовение возможно лишь в отношении крещёных православных христиан.

Записки с прошениями передаются в алтарь ко священнику. Первое сугубое поминовение он совершает на проскомидии (греч. «приношение»). Так называется первая часть литургии. В это время священник, поминая членов Церкви, приготовляет из хлеба и вина основу для Евхаристии. Позже усердное молитвенное прошение о христианах повторяется в середине литургии, на сугубой ектении.

Слово «ектения» переводится с греческого как «протяжное» (моление). В богослужении так называется последовательность различных молитвенных обращений. Они произносятся диаконом (или священником) при участии хора. По содержанию и продолжительности различают великую, сугубую, просительную и малую ектении. В сугубой ектении каждому прошению сопутствует троекратный возглас хора (и всех присутствующих в храме) «Господи, помилуй».

Как ещё сугубо молиться о здравии

Сугубая молитва о здравии также совершается в частном богослужении (на молебне) и индивидуально дома. Христиане молятся о здравии, самостоятельно читая канон или молитвы о болящем.

О здоровье можно молиться Господу, Богородице, ангелам, святым. Однако традиционно в такой нужде часто обращаются к прославленным в лике святых целителям и врачам. Среди них, например, живший в 3-4 веках великомученик Пантелеймон и выдающийся учёный-хирург 20 века святитель Лука Крымский.

Покровительницей болящих также почитается жившая в 20 веке блаженная Матрона Московская. Она страдала от нескольких тяжких недугов (слепота, паралич ног). Но при этом показала христианам величайший пример смирения перед болезнями. Божьей Матери о здравии традиционно молятся перед Её иконой «Целительница», написанной в честь чудесного выздоровления одного из московских церковнослужителей 18 века.

Наконец, сугубая молитва о здравии нередко выражается в молитве по соглашению. Так называется совершаемое группой православных христиан чтение какого-либо молитвенного правила по договорённости в одно и то же время. Основанием для такого вида молитвы считаются Евангельские слова:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Обычно по соглашению читаются главы Псалтири или Евангелия. К ним добавляется специальная «молитва по соглашению», а затем формулируется конкретное прошение к Богу. В нашем случае это просьба об исцелении болящего. Молиться подобным образом рекомендуется по благословению священника.

Освящение души и тела в болезнях

Болящий человек особенно нуждается в освящении души и тела, то есть в участии в Церковных Таинствах. Прежде всего, это Соборование (Елеосвящение), Исповедь и Причастие. Соборование заключается в помазании болящего освящённым маслом (елеем), а также в призвании Божественной благодати. Она преображает человека, помогая ему очиститься от духовной и телесной скверны. Таинство Соборования уходит своими корнями в Евангельское предание:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

В Таинстве Исповеди человек выражает пред Богом искреннее раскаяние в своих грехах и твёрдое намерение трудиться над спасением души. Священник при этом выступает свидетелем, посредником. Господь прощает раскаявшегося грешника и дарует ему силы для борьбы с грехом. Преподобный Ефрем Сирин учит:

«Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений» («Творения»).

Евхаристия (Причастие) – это приобщение ко Господу, наполнение человека Христом через вкушение Его Тела и Крови (в виде хлеба и вина):

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Через Причастие происходит исцеление падшей человеческой природы от гибельной болезни греха. Это восстановление нашего первозданного естества и разжигание в нём огня Божественной любви. В молитве ко Причащению прямо говорится, что оно совершается «во исцеление души и тела».

Церковные Таинства не всегда приводят к полному избавлению от телесных болезней. Ведь главная их цель несравнимо важнее – соединение человека с Богом. В то же время напитанная Его благодатью душа непременно обретает силы для перенесения недуга и смиренное понимание пользы болезни для очищения души.

Молитвы о здравии

Молитва об исцелении больного

О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему.

Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и Ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

Молитва Божьей Матери перед её иконой «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе­сы прогоняеши, обидимыя от бед из­бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Гос­поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Тво­им к Сыну Твоему, Христу Богу на­шему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!

Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покло­няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва по соглашению

(читается в т.ч. о здравии)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Молитва великомученику и целителю Пантелеимону

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Емуже со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь; даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва святителю Луке Крымскому

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

Испроси у Христа Бога нашего да утвердит во святей своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия: пастырям ея да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противная обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скopбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Даруй нам богоугодно прейти поприще временной жизни, настави нас на путь ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает всякая сладва, честь и держдва во веки веков. Аминь.

Молитва блаженной Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник

Для чего читают сугубую молитву о здравии, от чего и кому она помогает? ( 6 фото )

Все знают, что посещая церковь и присутствуя на богослужениях, люди не только молятся перед иконами святых, но и подают прошения за здоровье своих близких, поминают умерших. Желая усилить молитвенное воздействие, они заказывают особые богослужения, в число которых входит, в частности, и сугубая молитва о здравии. Что это такое, однако, известно далеко не всем.

сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть фото сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть картинку сугубая записка о здравии что это такое. Картинка про сугубая записка о здравии что это такое. Фото сугубая записка о здравии что это такое

Что такое «помянник» и ектения?

В прошлые времена у людей существовали специальные тетрадки, куда они записывали имена своих родственников, которых потом могли упомянуть в своих молитвах: как за здравие, так и за упокой. Они и назывались помянниками.

В настоящее время для этой цели используются в основном церковные записки, представляющие собой, можно сказать, их разовый вариант, однако значение их при этом не умаляется.

Поминовение осуществляется как в храме, так и дома. Существуют разные молитвы, которые произносятся только в помещении церкви во время особых видов богослужений.

Поминовение осуществляется священниками на проскомидии во время литургии, а также во время молебнов или панихид.

Есть еще специальная молитва ектения, относящаяся к числу особо усердных, что заключено и в смысле ее названия (в плане перевода с греческого). Она бывает четырех основных видов и именуется, соответственно, великой, сугубой (то есть усиленной), просительной и малой.

Главная ее особенность состоит в том, что после каждого прошения вступает хор со словами «Господи, помилуй», а в случае сугубой ектении эта фраза произносится трижды.

Как правильно подать заказную записочку «О здравии»?

По-другому они называются сугубыми:

Подают их до начала службы. В случае, если не успели, то на следующее богослужение. По церковным уставам, сначала пишутся имена святых, церковных руководителей, потом упоминаются родители, пишется свое имя, детей, супругов, родственников – все в родительном падеже.

Указанные имена будут прочитаны во время литургии после Евангелия, во время сугубой ектении, в ряду многочисленных молитвенных прошений. Во время этой процедуры дьяконом произносятся имена, а священником молитвы, а затем он также повторяет имена из записок. Аналогичный процесс происходит при служении молебнов (если таковые заказаны), частью которых также является усиленное общее моление. В этом случае в записке указывается имя святого, в честь которого заказывается служба, уточняется, за здравие или упокоение, а также имена людей, для которых это делается;

Можно также заказать сорокоуст, как за упокой, так и за здравие (особенно в случаях тяжелой болезни), когда молитвы за человека будут возноситься во время литургии в течение сорока дней.

Читает заказной сорокоуст

Сугубая молитва о здравии жены

Для ее прочтения необходимо подать в храме соответствующее прошение:

Заказ делается по конкретному поводу. Например, если вы желаете выздоровления заболевшей супруги или просто хотите, чтобы болезнь обошла ее стороной, надо сообщить об этой цели служащему свечной лавки. Он внесет ее имя в отдельный специальный список, и церковь будет об этом за нее молиться;

Вы также можете заказать требу на проскомидию (1-я часть литургии) или сугубое прошение, которое будет исполнено еще и во время ектении неоднократным поминовением со стороны дьякона и священника в усиленном варианте, с помощью трехкратного пения хором молитвы «Господи помилуй» или другой, подходящей по смыслу. Если вы закажете для жены сорокоуст о здравии, то вышеописанная процедура будет повторяться в храме в течение сорока дней;

В соответствии с церковными уставами, сугубые моления произносятся не просто за крещенных людей, но за верных христиан, то есть за верующих, которые постоянно ходят в храм и участвуют в таинствах (исповедуются и причащаются). В других случаях лучше заказать молебен за здравие. Он будет отслужен независимо от литургии, в храме или дома.

Молитва о здравии жены

Сугубая молитва в монастыре

Из имеющегося здесь перечня молитвенных служб, можно заказать следующие:

Литургию о здравии с разными требованиями, в которые входят: проскомидия, чтение усиленных молитв на ектении, служение Заказных Литургий для одного конкретного человека или с отдельно зачитываемыми батюшкой прошениями, однако не всем храмам это разрешено. Для этого требуется благословение архиерея, поэтому надо уточнять о такой возможности непосредственно в храме;

Есть такие разновидности поминовения за здравие, как девятница или сорокоуст, когда моление проводится за кого-то в течение 9 или 40 дней во время литургии;

За здравие также служатся разные виды молебнов, в которые входит ектения (типа вышеописанного);

В память об умерших заказывают литургию, сорокоуст, панихиду, литию;

В монастырях имеется особый вид молитвы, где также можно упоминать имена, называемый Неусыпаемой Псалтирью. Ее читают круглосуточно и без перерыва. Она является очень сильной, отгоняет от человека бесов и помогает, как считает Церковь, даже вывести из ада грешников.

Священник в монастыре

Подробнее о проскомидии «За здравие»

Это поминовение церковью очень ценится, и на него записочки подаются отдельно:

Оно является первой частью Литургии, произносится священником вполголоса и заключается в приготовлении им на жертвеннике просфор и вина, символизирующих тело и кровь Христа. Из них вынимаются частицы отдельно за каждого крещеного, указанного в записке. Потом эти частички помещаются в Святую Чашу и используются в процедуре причастия;

Термин «Здравие» толкуется несколько шире обычного пожелания человеку здоровья или излечения от болезни. Сюда включается и просьба о его душевном и даже материальном благополучии. Согласно Божьим заповедям, молиться о нем можно и за своих недругов или врагов. В этом случае вы будете желать им достичь духовного равновесия и переменить свой негативный настрой на позитивный. «Здравие» означает приближение к внутренней гармонии и благоденствию.

Интересно то, что для души человека полезно молиться за недоброжелателей и даже вписывать их в записки о здравии по соседству со своим именем. Имеется достаточно случаев прекращения взаимной вражды в этом случае.

Бывают ситуации, когда человеку требуется очень сильная молитва, особенно при тяжелой болезни. В этом случае применяется сугубая молитва о здравии. Что же это такое и как ее можно заказать для нуждающегося в помощи, мы рассказали в данной статье.

Источник

Сугубые (особые) прошения на литургии

Помимо обычных треб «о здравии и спасении души» живущих православных христиан, на Божественной литургии возносятся ко Господу и так называемые «сугубые прошения». Это усиленные обращения ко Спасителю с прибавлением нужд и обстоятельств. Например, если человек тяжело болен, за него подают записочку «сугубое прошение о болящем». Если мы хотим поблагодарить Господа, подаём «сугубое прошение О благодарении». О тех, кто в пути или собирается в дорогу — «сугубое прошение о путешествующих». В записках на прошения, как и во всех требах, принимаемых в Церкви, упоминаются имена православных христиан.

​Список принимаемых в храме сугубых прошений.

Ваша записка будет передана в алтарь, где во время совершения проскомидии её прочитает священник и вынет частичку из просфоры, которая после совершения Евхаристии будет опущена в Чашу с Кровью Христовой. На литургии во время произнесения Сугубой ектении перед Царскими вратами Ваше прошение будет зачитано диаконом «велегласно», тем самым предлагая всем молящимся в храме присоединиться к соборной молитве за тех людей, которых Вы указали в своём прошении.

сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть фото сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть картинку сугубая записка о здравии что это такое. Картинка про сугубая записка о здравии что это такое. Фото сугубая записка о здравии что это такое

сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть фото сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть картинку сугубая записка о здравии что это такое. Картинка про сугубая записка о здравии что это такое. Фото сугубая записка о здравии что это такое

сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть фото сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть картинку сугубая записка о здравии что это такое. Картинка про сугубая записка о здравии что это такое. Фото сугубая записка о здравии что это такое

сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть фото сугубая записка о здравии что это такое. Смотреть картинку сугубая записка о здравии что это такое. Картинка про сугубая записка о здравии что это такое. Фото сугубая записка о здравии что это такое

Что такое «христианская любовь?»

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 5, 1995

Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди – о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее – мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой – любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту – только природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: «кто любит отца или мать сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37) и «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). А если придти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и «увенчание» любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, «не имеющих к нам отношения» людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь?

Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство есть не заповедь только, но и Откровение и дар любви. И только потому любовь и заповедана, что она – до заповеди – дарована нам. Только «Бог есть любовь».

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать – Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас ибо без Меня не можете делать ничего пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе – это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, – ибо все остальные объемлющий – признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви – святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви – апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз – «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви – святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе – это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие – одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» – говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *