судебные приставы прислали исполнительный лист на работу что делать
Пришел исполнительный лист: что делать дальше?
Исполнительными документами, на основании которых работодатель обязан производить удержания из заработной платы сотрудников, по закону являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ)). Рассмотрим, каким образом исполнительные листы поступают в организацию и что ей делать, когда пришел исполнительный лист, в том числе, после увольнения работника и в случае реорганизации.
Пришел исполнительный лист: что делать дальше?
Исполнительный лист имеет специально утвержденную форму (утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579).
Исполнительный лист может поступить в организацию двумя способами.
Первый – наиболее распространенный: сначала исполнительный лист предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России, там судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства, устанавливает место работы должника и выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы (раздел IV Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России от 19.06.2012 № 01-16 (далее – Рекомендации)):
Второй способ распространен меньше: взыскатель может направить исполнительный лист непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, минуя при этом ФССП России. Одновременно с исполнительным документом представляется заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства; фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).
Со дня получения исполнительного листа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя работодатель обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня выплаты дохода он обязан перевести (или выплатить) удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Если адрес или реквизиты взыскателя неизвестны, деньги необходимо перечислять на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России (подп. 9 п. 2 Приложения № 1 к Рекомендациям). Расчет и удержание по всем поступившим к нему исполнительным документам в отношении конкретного работника работодатель должен производить один раз в месяц исходя из суммы заработной платы работника за отработанный месяц (письмо Роструда от 28.12.2006 № 2261-6-1). Размер удержания из заработной платы по исполнительным документам исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ч. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительный лист пришел после увольнения работника или в случае реорганизации
При поступлении исполнительного листа в организацию, в которой данный сотрудник уже не работает и никакие выплаты ему не производятся, работодатель должен вернуть исполнительный лист, в произвольной форме разъяснив причину возврата (так как он не является лицом, производящим выплату заработной платы или иного дохода должнику).
После увольнения работника-должника работодатель обязан возвратить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю либо взыскателю (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; п. 1 ст. 111 СК РФ). Если сотруднику уже после увольнения выплачиваются какие-либо суммы, связанные с его трудовой деятельностью (например, начислена и выплачена годовая премия), то работодателю следует произвести удержания и с них, уведомив об этом лицо, которому возвращен исполнительный лист.
Поскольку ликвидация работодателя-организации (либо утрата работодателем-гражданином статуса индивидуального предпринимателя) является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, после увольнения работника по этому основанию работодателю следует поступать таким же образом.
В случае реорганизации работодателя следует иметь в виду, что, поскольку реорганизация организации-работодателяне меняет автоматически трудовые отношения с ее работниками (ст. 75 ТК РФ), после завершения реорганизации работодатель должен продолжать удержания с данного работника несмотря на смену своего наименования. Хотя закон не предусматривает прямой обязанности лица, производящего выплаты должнику, извещать о своей реорганизации взыскателя или судебного пристава-исполнителя, можно рекомендовать работодателю сделать это, причем письменно.
Ольга Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Получили исполнительный лист, что делать дальше?
Итак, суд по делу о неуплате финансовых обязательств завершен, и на руки получен исполнительный лист. Что делать дальше — этот вопрос волнует и истца, и ответчика: теперь взыскание задолженности может перейти в руки официальных органов в лице судебных приставов. Но, чтобы это произошло, истец должен предпринять определенные действия: сам по себе исполнительный лист еще не возбуждает производство. Не переживайте: ситуация кажется сложной, но из нее, как и практически из любых трудностей, есть выход. Давайте поговорим о том, что делать после получения ИЛ и каким образом выйти из ситуации наиболее разумно.
Содержание статьи
Что такое исполнительный лист
Для начала стоит разобраться с тем, что такое исполнительный лист. Это документ, который выдается судом, после того как тот вынесет решение по делу. В зависимости от того, какой конкретно орган выдал ИЛ, его форма может различаться, но суть остается неизменной: это юридическое подтверждение судебного решения. Там описаны требования, которые обязан исполнить ответчик в соответствии с вердиктом суда. Как правило, речь идет о выплате истцу денежных средств: подразумеваются не только кредиты и иные обязательства, не выполненные в срок, но и, например, компенсация морального и физического вреда.
Что происходит после получения ИЛ
Исполнительный лист получает на руки истец. Это происходит, как только решение суда вступает в законную силу, порой непосредственно после заседания. Изредка суд сразу передает ИЛ в руки судебных приставов, однако такое происходит редко, особенно если речь идет о кредитах. Как правило, лист оказывается в руках истца — кредитора. Этот документ позволяет открыть исполнительное производство и начать процедуру взыскания с заемщика нужной суммы. Действует он три года с момента вступления решения суда в законную силу: за это время следует обратиться в соответствующие органы.
Куда обращается истец
Истец волен самостоятельно выбирать, как ему распорядиться полученным исполнительным листом. Он может направить его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), чтобы возбудить исполнительное производство, а также обратиться по месту работы ответчика или в организацию, где открыты его счета. Рассмотрим каждый из трех вариантов по отдельности.
В ФССП
Чаще всего истец обращается в Федеральную службу судебных приставов по месту регистрации ответчика, предоставляя исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительного производства. Если должник — юридическое лицо, понадобится также выписка из ЕГРЮЛ. В ряде случаев могут понадобиться и другие бумаги, способные ускорить процесс: например, сведения о материальном положении ответчика и о наличии у него имущества, которое можно реализовать. Иногда истец может потребовать, чтобы на имущество ответчика наложили арест. После этого приставы возбудят исполнительное производство и начнут процедуру взыскания.
В финансовое учреждение
Истец может попробовать взыскать средства и самостоятельно, обратившись в банк, где открыты счета ответчика. Это можно сделать только при наличии сведений, что заемщик имеет открытый счет именно в этой финансовой организации. К исполнительному листу также нужно приложить заявление. Как правило, если документы составлены грамотно, банк не имеет права отказать в списании средств со счетов ответчика.
По месту работы ответчика
Если сумма задолженности не превышает 100 тысяч рублей, истец также может обратиться в организацию, где работает ответчик, и потребовать взыскать средства с его зарплаты. В таком случае исполнительный лист отправляют заказным письмом с уведомлением о получении, с приложением реквизитов для перечисления суммы задолженности. Однако этот и предыдущий варианты используются реже, чем обращение в ФССП. Как правило, истцу проще направить исполнительный лист приставам, чтобы те сами проводили процедуру взыскания, обращались к ответчику на работу или в учреждение, где открыты его счета. Если в роли истца выступают банк или иная финансовая организация, то иногда он поручает взыскание своим юристам, но даже в таком случае исполнительное производство — наиболее вероятный исход ситуации.
Что делать заемщику после возбуждения ИП
Вопрос, что делать должнику, после возбуждения ИП стоит особенно остро. Понятное дело, это может вызвать тревогу и даже панику. Однако не стоит сильно переживать: да, исполнительное производство — неприятный процесс, но с ним можно справиться, если подойти к вопросу ответственно. Если ФССП увидит, что должник идет на контакт и согласен добровольно выплатить обязательства, то вопрос, скорее всего, будет решен без серьезных последствий. А вот скрываться и утаивать свое местоположение — не лучший вариант: приставы имеют право закрыть человеку выезд за границу, а в ряде случаев — даже подать на него в розыск.
Выйти на связь
Первое, что следует сделать, — как можно быстрее постараться связаться с Федеральной службой судебных приставов и уточнить ситуацию. Это может позволить избежать ареста имущества и других мер, которые применяются в принудительном порядке.
Общаться с приставами следует спокойно, в нейтральном и уважительном тоне. Не поддавайтесь панике: влияние сильных эмоций может помешать рационально мыслить и действовать. Лучше сначала успокоиться, а затем уже предпринимать какие-либо действия.
Договориться
Если человек сам идет навстречу и готов обговаривать срок и размер выплат, то риск, что к нему применят какие-либо дополнительные санкции, снижается. Проясните приставам свое материальное положение и выразите желание погасить задолженность в срок, в который вы сможете это сделать. Обговорите возможные варианты и схемы погашения: нередки случаи, когда судебные приставы принимают во внимание материальное положение ответчика и предлагают ему посильные условия погашения. Если же вы будете отказываться, ФССП имеет право применить санкции или взыскать задолженность принудительно, продав на аукционе имущество. Разумеется, полномочия приставов не позволяют им продавать то, что необходимо для вашей жизни, например, некоторую бытовую технику. Но потеря имущества — это в любом случае неприятно, особенно с учетом того, что на аукционе оно обычно реализуется по пониженной цене.
Поскорее окончить ИП
Помните: чем быстрее будет окончено исполнительное производство, тем скорее будут сняты ограничения, которые могут наложить на вас приставы. Список их полномочий довольно широк: арест счетов, опись имущества и запрет на выезд за границу. Это не смертельно, но может причинить определенные неудобства — лучше не затягивать. Не бойтесь: если ФССП увидит, что вы готовы сотрудничать, она пойдет с вами на переговоры, и в итоге вы можете добиться компромиссного решения о графике выплат. К тому же, чем раньше вы справитесь с исполнительным производством, тем быстрее сможете заняться корректировкой кредитной истории, связанной с просроченной задолженностью.
Исполнительное производство — не приговор, однако его возбуждение может быть связано с серьезными ограничениями привычного образа жизни. Лучше не доводить ситуацию до таких последствий и справиться с долгами еще на досудебном этапе — это выгоднее и кредитору, и заемщику. ЭОС всегда старается предоставить клиенту комфортные, гибкие условия погашения обязательств — такой формат взаимодействия зачастую оказывается намного удобнее, чем выплата задолженности по суду.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Задайте все интересующие Вас вопросы
Получите консультацию оператора
Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.
Исполнительный лист на работника: меры предосторожности
Если задолженность физического лица признана судом и ее размер невелик, то такую задолженность можно взыскать в упрощенном порядке, минуя судебных приставов. Для этого взыскатель должен направить работодателю или другому лицу, от которого должник получает периодические платежи, исполнительный документ о взыскании. С января размер задолженности физлиц, которую можно взыскать через работодателей, увеличился. А мы вместе с юристом Диной Койвиста освежим в памяти, что делать бухгалтеру, когда в компанию поступил исполнительный документ.
По прежним правилам, упрощенный порядок взыскания долгов применялся к задолженности не более 25 000 рублей (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). С 8 января 2019 года этот порог увеличится до 100 000 руб. Соответствующие поправки в указанную норму Закона № 229-ФЗ внесены Федеральным законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ.
С доходов должника по-прежнему может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов (ограничение не действует в отношении алиментов, возмещения вреда здоровью и ряда других долгов). Во всех случаях работодатель обязан (а работник не вправе препятствовать работодателю) удерживать из зарплаты суммы, указанные в них.
Итак, на работника пришел исполнительный лист. Что делать дальше? Вроде бы все несложно. Сначала зарегистрировать и параллельно отправить уведомление почтой приставу или иному взыскателю о получении документов. Затем нужно удержать с сотрудника деньги с ближайшей зарплаты. Ни заблаговременно информировать, ни тем более получать согласие должника на удержание бухгалтер не обязан. После полного погашения долга по ИЛ не забудьте вернуть исполнительный документ с пометками о произведенных удержаниях и перечислениях приставу-исполнителю с сопроводительным письмом. Себе оставьте копии всех документов – «на всякий пожарный».
Как принимать и регистрировать
Если театр, как известно, начинается с вешалки, то работа с исполнительным документом – с его приема и регистрации. На этом и остановимся подробнее. Чаще всего компания получает исполнительные листы, обращенные к ее работникам (на выплату алиментов, административных штрафов и др.), для исполнения которых работодателю необходимо осуществить удержания из их заработной платы. Гораздо реже организация получает исполнительные листы, обращенные к ней самой, – их «отработкой» обычно сначала занимается юридическая служба, которая и ведет судебные тяжбы. Ведь, говоря обычным языком, исполнительный лист является результатом проигранного в суде дела. Исполнительный лист оформляется судом после вступления судебного акта в законную силу.
Такая подстраховка вполне оправдана, поскольку в последнее время заметно активизировались разного рода мошенники, крадущие средства с банковских счетов юрлиц с помощью выданных судами исполнительных листов. В качестве жертв выбираются большие компании, счета которых открыты в крупных банках. Ведь большой объем операций как в компании, так и в банке затрудняет оперативное отслеживание незаконного списания денежных средств с банковских счетов.
До бухгалтерии
По общему правилу, регистрация исполнительного листа может происходить на следующий день после его приема. Хотя с исполнительными документами так «затягивать» не стоит. Отделу кадров или бухгалтеру сложно грамотно проверить подлинность исполнительного документа, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представившего его лица. Поэтому в средних и крупных компаниях функция взаимодействия с внешними взыскателями возлагается на юридическую службу или специально уполномоченного сотрудника службы безопасности, что вполне обосновано. Именно эти специалисты, действуя более осознанно, и должны иметь право удостоверить (подписать) отметку о получении исполнительного листа.
Мошенник обращается, как правило, в региональный суд общей юрисдикции с исковым заявлением по «липовому» договору, сумма которого не превышает 500 000 рублей. Это тот порог, по спорам на сумму ниже которого решения мировыми судьями выносятся в упрощенном порядке в рамках судебного приказа в соответствии со статьей 121 ГПК РФ. Упрощенный порядок позволяет мировому судье единолично на основании заявления о взыскании денежной суммы вынести приказ без судебного разбирательства как такового и вызова сторон для заслушивания их объяснений.
Для получения бланка договора, реквизитов и образца печати мошенники намеренно вступают в фиктивные договорные отношения, ведут деловую переписку с целью получить необходимые данные. Особенно уязвимы туроператоры, так как они могут отправить свой договор по электронной почте любому контрагенту.
Следующий этап – непосредственно кража. Взыскатель приходит в банк с исполнительным листом, а чаще листами (каждый на сумму менее 500 000 руб.), которые банк обязан исполнить в течение одного дня, если нет сомнений в его подлинности. После чего средства уходят со счета юрлица мошеннику.
В бухгалтерии
На секретаря функции по приему таких документов возлагаются только в небольших фирмах. Если документ принимает не то подразделение, которое его потом регистрирует в журнале учета, то «принимающий» может его фиксировать в простом реестре (или списке) с обозначением даты и времени получения, наименования и других элементарных идентифицирующих реквизитов (но не в журнале регистрации входящей корреспонденции). Затем документ передают в бухгалтерию, которая и будет его исполнять. Специально уполномоченный на прием таких документов сотрудник передает полученные исполнительные документы работников в бухгалтерию организации в день получения (лучше – под расписку в том же реестре, где зафиксирована дата получения).
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень) утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558.
Принятые и зарегистрированные исполнительные документы и журнал их регистрации включаются в номенклатуру дел бухгалтерии и тоже являются переходящими делами. Журналы регистрации исполнительных листов имеют срок хранения пять лет согласно Перечню. После регистрации исполнительного документа бухгалтерия обязана направить судебному приставу обратное уведомление о получении документов.
В номенклатуре дел «принимающей» службы дело с такими реестрами фиксируется как переходящее, а срок его хранения можно установить в пять лет, как у самих исполнительных листов (ст. 416 Перечня).
В крупных организациях полученные исполнительные документы предварительно может рассматривать один из руководителей организации или начальник юридической службы. И в бухгалтерию исполнительные документы потом передаются с соответствующими указаниями руководства по исполнению. Тогда такое дополнительное «блуждание» документа внутри организации можно фиксировать все в том же реестре приема таких документов.
Бухгалтерия регистрирует полученный исполнительный лист в журнале регистрации исполнительных документов в день получения (или, в крайнем случае, не позднее следующего рабочего дня).
Журнал в обязательном порядке прошивается, листы нумеруются, на месте скрепления наклеивается лист с заверительной надписью, которая подписывается руководителем организации или главным бухгалтером и удостоверяется печатью. В небольших организациях и при отсутствии печати (что должно быть зафиксировано в уставе организации) заверительную надпись удостоверяют двумя подписями: руководителя организации и бухгалтера.
Кредитные организации обязаны немедленно взыскивать денежные средства по исполнительным документам и информировать об этом в течение трех дней со дня исполнения (в силу ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Остальные организации тоже должны действовать оперативно. Если пристав после отправки вам документов на исполнение не получит в разумный срок вашего обратного уведомления, он может прийти с проверкой.
В уведомлении указываются входящие номер и дата исполнительного документа, телефон организации, ставятся подпись бухгалтера и печать (при наличии). Такой порядок описан, например, в разделе I приложения I к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 № 01-16).
На основании регистрационной записи в журнале на исполнительном документе проставляется штампом или от руки отметка о регистрации в правом нижнем углу: наименование организации (возможно – сокращенное), дата регистрации (можно добавлять и время), индекс.
Если исполнительные документы поступают из судов в электронном виде (после арбитражного процесса), то в зависимости от технологической оснащенности организации они могут быть после проверки усиленной квалифицированной электронной подписи зарегистрированы в применяемой информационной системе в электронном виде, а могут быть и распечатаны, заверены службой делопроизводства как бумажные копии электронных документов и переданы на регистрацию в бухгалтерию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Исполнительный лист на вашего сотрудника
При получении работодателем исполнительного листа в отношении сотрудника прием и обработку документа должен производить специально назначенный сотрудник и чаще всего это бухгалтер по зарплате. Сначала он обязательно регистрирует его и затем проводит расчет суммовых показателей по исполнительному листу для удержания с работника и осуществляет их перечисление по указанным реквизитам. Кроме того, вашему сотруднику придется взаимодействовать с госорганами по вопросам, касающимся этих документов.
В программе 1С:ЗУП есть специальный документ для удержаний по исполнительным листам.
Законодательство об исполнительных документах
Если же работник сам изъявляет волю об удержании из его оплаты труда какой-либо суммы или процента, то в данном случае норма трудового законодательства не действует. Иными словами, нет никакого ограничения, в каком размере бухгалтер имеет право удерживать конкретный размер денежных средств из зарплаты работника.
Важно! Официальный документ об удержании, поступающий в организацию, имеет более весомую юридическую силу, чем заявление от сотрудника. В этой связи удержание следует изначально проводить по официальному документу от госорганов, а затем уже по решению самого физического лица.
Начало удержания
Например, если он поступил работодателю в начале октября до выплаты сентябрьской зарплаты, то удержание нужно уже проводить с зарплаты за сентябрь. Если документ получен компанией после выплаты сентябрьской зарплаты, то первое удержание будет произведено из оплаты труда за октябрь.
Если в адрес компании направлен не исполнительный лист, а, например, нотариально оформленное соглашение или судебный приказ, то бухгалтер должен действовать по-другому. При подобном варианте ему придется самостоятельно определить размер задолженности, поскольку конкретная цифра не указывается в документе. К примеру, может быть оформлено, что с дохода следует удерживать алиментные выплаты в размере 25%. И тогда бухгалтер самостоятельно определяет сумму в зависимости от величины доходов сотрудника. При этом моментом начала удержания будет та дата, которая конкретно указана в документе.
Лимиты по удержаниям
При расчете величины удержания бухгалтер должен ориентироваться на лимиты, регламентированные законодательством:
К исключительным случаям относятся алиментные выплаты; возмещение вреда, нанесенного здоровью иного лица; возмещение вреда физлицам, понесшим ущерб в связи с преждевременным уходом из жизни их кормильца; возмещение ущерба, нанесенного из-за преступного деяния.
Однако на практике часто возникают вопросы по поводу того, в каком именно размере нужно производить удержание по документу. Особенно это касается тех ситуаций, когда на одного работника приходит сразу несколько исполнительных документов. В данном случае бухгалтер по расчету заработной платы должен оценить, какой из полученных документов является более важным, т.е. обращает внимание на очередность удовлетворения требований по исполнительным документам.
К первой очереди относятся исключительные ситуации, указанные выше, а также компенсация морального вреда. Далее требования распределяются по степени важности и, к примеру, требование банка о взыскании задолженности по кредиту относится к четвертой очереди.
Порядок работы с исполнительными листами
В организацию поступает обращение взыскания на зарплату, оформленное сотрудниками службы судебных приставов. К нему прилагаются следующие документы:
При получении постановления об удержании из заработной платы нужно произвести такие действия:
В плане организации документооборота исполнительных документов в законодательстве нет четкого указания, как именно он должен осуществляться. Однако если документ будет утерян или он будет несвоевременно возвращен судебным приставам, например, при увольнении сотрудника, то на компанию и ее должностных лиц будет наложен штраф согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, а именно на работодателя от 50 до 100 тыс. руб. и на ответственных лиц от 15 до 20 тыс. руб. Такое же административное наказание предусмотрено, если по исполнительному документу не будут исполнены указанные требования об удержании и перечислении средств.
Контроль по обработке исполнительных листов возлагается на судебных приставов. Они имеют право проводить проверки в компаниях, которым были направлены исполнительные документы на сотрудников.
Важно! С целью защиты организации от штрафных санкций целесообразно правильно организовать учет и хранение исполнительных листов. Также следует назначить ответственных лиц, которые будут производить регистрацию, хранение и исполнение документов.
Пример расчета удержаний
Рассмотрим пример расчета удержаний по двум исполнительным документам, поступившим в адрес работодателя в отношении одного сотрудника.
Бухгалтер должен произвести следующие расчеты:
Однако по второму исп. документу сумма должна быть удержана в меньшем размере, поскольку необходимо учесть удержание по первому исп. документу:
Остаточную задолженность по второму исп. документу нужно будет удерживать в следующие месяцы таким же образом, то есть после удержания алиментов.
Особенности удержания
При удержаниях из оплаты труда нужно обращать внимание на следующие нюансы:
Автоматизация учета
Для автоматической обработки исполнительных листов в 1С необходимо сначала настроить программу, а именно поставить галочку, что нужно выполнять удержания по исполнительным листам. В этом случае будет производиться автоматический расчет удержаний в соответствии с внесенными требованиями по каждому документу.
Затем нужно настроить список выплат, которые будут участвовать в формировании базы для удержания по исполнительным документам. Список можно корректировать в зависимости от того, что указывается в локальных документах компании.
Для внесения информации по конкретному исполнительному листу в 1С используется вкладка, связанная с удержаниями. В создаваемом документе нужно указать все важные условия, содержащиеся в исполнительном документе. На основании внесенной информации можно формировать карточку учета исполнительного документа. Сведения по всем карточкам попадают в особый журнал учета исполнительных документов.
Непосредственное удержание по исполнительным документам проводится на основании операции по начислению зарплаты. Бухгалтер имеет возможность раскрыть информацию и проверить правильность расчета сумм удержаний за конкретный месяц начисления оплаты труда физическому лицу.
Ответственность бухгалтера за чужой исполнительный документ
Если бухгалтер допустит ошибки при обработке исполнительного листа, он рискует получить штраф от приставов. На сайте ФССП прошла информация о том, что бухгалтеру был выписан штраф в размере 30 тыс. руб. за то, что он не исполнил требование приставов об удержании алиментов.
Для исключения риска необработки исполнительного документа целесообразно своевременно вносить его в программу 1С:ЗУП, которая будет самостоятельно рассчитывать величину удержания согласно заданным условиям. Таким способом бухгалтер обезопасит себя и компанию от возможной административной ответственности и выполнит все требования законодательства РФ.