субурбия что это такое
Словарный запас: СУБУРБИЯ
Субурбия всегда казалась исключительно американским явлением, однако в последнее время всё чаще этим словом пытаются описать и отечественные реалии. Чем «субурбия» отличается от обычного «пригорода» и где её искать в России, рассказала преподаватель РАНХиГС и МАРХИ.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
1) «Территория на границе города, где есть жилые дома, но нет больших магазинов, мест работы и развлекательных центров»;
2) «Стиль жизни людей, которые живут в пригородных районах». ( dictionary.cambridge.org )
ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ
архитектор, сотрудник Лаборатории градостроительных исследований Московского архитектурного института (МАРХИ), доцент кафедры Архитектурная практика МАРХИ, старший преподаватель кафедры Территориального развития, основанной профессором В. Л. Глазычевым в 2009 году, РАНХиГС
«Субурбия» — относительно новое слово в русском языке. Его употребление не носит массовый, широкий характер, и оно заимствовано из другого языка. «Субурбия» (амер. suburbia) в буквальном переводе на русский язык означает: «предместья и их жители, их образ жизни». Это жаргонизм, сленг, своего рода упрощение для употребления в относительно узком кругу людей, понимающих, о чём идёт речь, — в кругу профессиональном и околопрофессиональном.
Английское существительное suburb имеет латинские корни: sub — что означает «под» — и urb — от латинского urbs, urbem — «город». Эквивалентными по значению английскому suburb в русском языке являются слова: «пригород», «окраина», «предместье», «окрестность».
Тем не менее «субурбия» в русском языке не является полным синонимом слов «пригород» или «предместье», а служит для обозначения некоего нового явления, которое не может быть полностью выражено с помощью известных и давно употребляемых языковых форм и оборотов. Слово «субурбия» скорее нужно считать производным от научного термина «субурбанизация», вошедшего в употребление к середине XX века.
Объяснение «субурбанизации» можно найти в различных, прежде всего энциклопедических, словарях: социологическом, демографическом, географическом. Если урбанизацию принято связывать с миграцией населения из сельской местности в города, осознанным или спонтанным изменением человеком своего образа жизни, увеличением численности городского населения, возникновением мест высокой концентрации и плотности городского населения, то субурбанизацию — с деконцентрацией городского населения, его исходом из городских центров в окраинные районы города, расселением городского населения в пригородной зоне, возникновением новых городских центров, городов-спутников, формированием городских агломераций. Субурбанизация западного типа выражается в том, что значительное число горожан постоянно проживают вне центров крупных городов, фактически — за городом, в пригородной зоне, в односемейных жилых домах, например коттеджах или блокированных таунхаусах, расположенных на собственных земельных участках. Характерными примерами субурбанизации западного типа являются районы массовой жилой застройки крупнейших городских агломераций США, таких как агломерации Нью-Йорка, Сан-Франциско или Лос-Анджелеса. Это в большинстве случаев достаточно обширные районы однотипной жилой застройки, практически ковёр из индивидуальных жилых домов, как правило, с небольшими участками. Такие районы характеризует монофункциональность, если точнее — преимущественно жилая функция, и однородность социальной структуры. Пространственная среда достаточно однообразна и монотонна. Такой тип урбанизированной среды и получил изначально название «субурбия». Огромное, если не решающее значение для поддержания нормального функционирования районов субурбанизации в системе городской агломерации играет транспортная инфраструктура. Причём не только сеть автомобильных дорог (что является отличительной особенностью североамериканской субурбии), но и общественный транспорт, прежде всего железнодорожное сообщение (что отличает субурбанизированные регионы Западной Европы). Поскольку агломерационный эффект проявляется в ежедневных миграциях населения от места проживания к месту работы и обратно.
Субурбанизация в России носит несколько иной характер, и примеров её в классическом западном понимании, пожалуй, в России нет. Субурбия по-русски — это плохо обустроенная с точки зрения транспортной и прочей инфраструктуры среда, изначально формирующаяся вокруг городских ядер в природном и сельскохозяйственном ландшафте. Районы субурбанизации конкурируют с наступающими и буквально поглощающими их районами многоквартирной массовой застройки, что особенно наглядно проявляется на территориях Новой Москвы и ближайшего Подмосковья. Яркими примерами могут послужить «Ромашково», Западное Кунцево, Восточное Бутово, «Салтыковка Престиж», «Южная Долина», Ватутинки, Рассказовка, «Град Московский», «Квартал А-101» и многие-многие другие.
Значительное число жителей крупнейших городов вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Красноярска, региональных центров, а также городов поменьше живут на два дома. Речь идёт о всесезонном жилье в формате городской квартиры и сезонном жилье в формате загородного дома — дачи. Садово-дачные кооперативы и коттеджные посёлки — это разный тип одного и того же формата — сезонного жилья за городом. Правда, в последнее десятилетие некоторые горожане выбирают загородное жилище в качестве постоянного места проживания, не отказываясь, как правило, и от квартиры в городе.
Если и есть российская субурбия, то она существует как конгломерат закрытых автономных коттеджных посёлков и не менее закрытых и автономных садово-дачных кооперативов.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
Там, где он [Фрэнк Ллойд Райт] мечтал о гармонии слияния с ландшафтом, возникла безразмерная «субурбия», пригород без границ, периодически разорванный «стрипами» — полосами автозаправочных станций, магазинов, филиалов банковских сетей, заведениями фаст-фуда и магазинами.
С конца 1940-х годов субурбия катилась по Америке как асфальтоукладчик, поглощая тысячи километров земли, тогда как обитателями новых домов были отнюдь не пионеры, а заложники ипотеки, выданной гигантскими корпорациями. (В. Л. Глазычев Урбанистика — М.: Издательство «Европа», 2008, с. 113).
ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО
«Что такое город и субурбия, тут, наверное, не нужно объяснять. Но, тем не менее, „Ашан“, „Леруа Мерлен“, километровая стоянка перед ними — это не город. Это субурбия. Это паразиты на теле города». (Из выступления экс-главного архитектора Самары Виталия Стадникова на Конференции Московского урбанистического форума в Самаре в июне 2015 года).
Вот поле, находится в географическом центре города:
Или вот вид с возвышения:
Немного данных о городе в целом:
Площадь: 12 144,6 км²
Население 5 131 326 человек (2017)
Плотность 422,52 чел./км²
Город просто огромен, от некоторых районов до центра может быть 70-80км.
Основные плюсы жизни в таком городе:
Достаточно очевидно, что такая низкая плотность должна иметь и недостатки, например:
Больших центров примерно 5-6, плюс несколько поменьше.
Как результат, всегда можно попытаться найти работу в ближайшем центре, минутах в 20-30 на машине от дома.
Пример зон обслуживания:
Жизнь пикабушников за границей
3.9K постов 31.1K подписчика
Правила сообщества
— первое и основное: уважай себя и членов сообщества, в глубоком смысле этого слова
— чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома 🙂
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.
Подробнее так подробнее.
Для начала вводные данные: я в сиднее прожил 18 лет, жил во всех направлениях (юг, север, восток, запад, внутренний запад), выучился там в университете и успел поработать много где: как в сити, так и в каких-то странных местах.
4. Многое из интересного реально далеко. Да, магазины и шоппинг центры есть везде (в каком-то крупном городе не так?), но вот например возить детей в кружки и на спорт у меня легко занимало по 100км на круг. Статистически, сиднейская семья на это тратит 70км, что как-то дофига.
8. Про правительство штата вообще и сиднея в частности я даже начинать не буду.
Насчет больших домов я тоже чот не уверен: когда я заезжал в сидней, новые застройки пилили по 600 метров, потом начали по 400 основные лоты, недавно вообще дошли до чуть ли не 285м2.
Субурбия
Я человек по своему духу не городской, а скорее из пригорода. Лучшие годы провел в Юрмале или под Нью-Йорком. И когда пишешь про американский пригород, как он устроен, то понимаешь, что люди совершенно не осознают, как оно в Америке работает.
Вся общность пригорода — субурбии — в Америке была задумана Трумэном сразу после Второй мировой войны. С полей сражений вернулась огромная, почти 17-миллионная армия победителей. Нация и правительство тогда решили не забыть их подвиг, а сделать что-то, что на самом деле будет настоящей благодарностью этим людям. Последовали несколько решений, которые создали совершенно новый класс американского джентри, или земле- и домовладельцев.
. Субурбия в Америке была задумана Трумэном сразу после Второй мировой войны.
Но давайте по порядку. Прежде всего, был принят GI Bill — закон, который предусматривал целый пакет бенефитов для вернувшихся с войны ветеранов. То есть задумка была не бросить этих мальчишек, которые знали и понимали на тот момент только войну и кровь, и, таким образом, обречь их на криминал, а вырастить из них полноценных граждан.
Каждый ветеран получал на тот момент щедрую стипендию, которой хватало, чтобы оплатить обучение в самых престижных вузах страны — вплоть до Гарварда. Один из таких солдат, который вернулся с войны и пошел в Гарвард, — Генри Киссинджер. Он не был богатым сынком каких-то знаменитых родителей, а просто получил хорошее образование после военной службы.
Вторая идея того времени была — дать возможность вернувшимся с войны мужчинам создать семью, как лучшую терапию после того кошмара, что они видели на войне. А для семьи нужен дом. Потому была принята программа массового строительства частных домов, которые продавались за очень доступные деньги в рассрочку всем ветеранам. Одновременно с этим банковская ипотека впервые стала по карману не только богатым, но и обычным людям. Это в комбинации создало институт мелких частных собственников, которые массово заселялись в эти новые дома.
Третий пункт — это создание инфраструктуры субурбии. Никто не поселится в ней, если рядом нет работы и условий для жизни. Потому города и правительство стали поощрять децентрализацию. В пригородах начали открывать огромные филиалы компаний. Пошла массовая стройка школ, библиотек, магазинов, дорог, ресторанов, увеселительных заведений и т. д.
Четвертым на очереди было создание целой системы парков, пляжей, бассейнов, мест для пикников для всех желающих, но, прежде всего, для жителей окрестной субурбии. Если к этому добавить то, что пригород строился с учётом религиозных требований (в некоторых городах особо отмечаются религиозные праздники или закрываются магазины и учреждения), то это дополняет картину.
И вот какой у нас получился результат после всего этого. Ветераны пришли домой, где их не бросили и не задвинули подальше, с глаз долой, а приняли как героев и не просто словами, а очень мощной поддержкой, до того никогда не виданной. Миллионы молодых парней окончили университеты, обрели профессии, помимо знания войны и смерти. Создали семьи, вселились в просторные дома, родили много детей.
. Школы в пригородах на сегодня в среднем, на несколько порядков лучше, чем в городе.
Дети пошли в хорошие, новые и просторные школы, которые с годами стали лучшими в стране. Школы в пригородах на сегодня в среднем, на несколько порядков лучше, чем в городе. Лучше учителя. Лучше условия. Классы включают не больше 20 детей, на которых полагается 2 учителя одновременно. Один из которых ведёт класс и как бы читает лекции, а второй занимается индивидуальной помощью каждому нуждающемуся и проверяет их работу на эдаком семинаре во время или после уроков.
Дети в пригородах, как правило, из семей примерно одинакового достатка. Город населяют примерно одинаковые по доходам семьи, что не создаёт конфликтов между более богатыми и бедными. В школах не искусственная, а самая настоящая интернациональность и понимание расового равенства. Таких смесей наций, религий, этносов, как в Америке, вы не увидите ни в одной другой стране. И понимание различности вокруг себя — есть часть ежедневного воспитания наших детей.
В каждом городе построили библиотеку, где можно было взять любую книгу, любую пластинку, а со временем — любую аудио- или видеокассету, диск и т. д. Библиотеки соединены единой системой поиска книг. Прежде всего на уровне одного штата, а затем уже всей страны. Также к государственным прибавляются фонды частных библиотек, некоторые точно так же выдают свои книги по запросу откуда-либо. Все, что нужно иметь, — это членский билет вашего города, который выдается бесплатно.
. Любую книгу, газету, журнал, печатное издание, инструкцию всего СССР и сейчас всех стран после СССР Америка скупает в нескольких экземплярах.
Магазины субурбии, в отличие от города, строились с огромными площадями и неслыханными доселе предложениями. В свою очередь, они начали объединяться в просторные суперунивермаги, которые включают запросто до 1000 магазинов и лавок под одной крышей. Эти объединения стали называть Молы. В одном из таких молов рядом с моим домом 450 магазинов и порядка 600 перевозных киосков-лавок, прямо внутри этого мегаздания. Недавно к нему пристроили новое крыло с 16-ю кинотеатрами и создали порядка 100 ресторанов и закусочных на любой вкус.
. В некоторых кинотеатрах, пока смотришь кино, тебе прямо к креслу могут подвезти хороший обед из ресторана.
Рестораны — это вообще отдельная песня. Скажу честно: так вкусно и так много, как в Америке, особенно в субурбии, мало где кормят. Причем опять-таки — все кухни народов мира. Вполне доступные цены. Нет большой претенциозности — можно прийти в обычных джинсах и майке. И всё это не только в каких-то крупных городах, а во вполне обычных пригородах.
. Криминала в субурбии очень и очень мало. Люди не закрывают машины и оставляют ключи в зажигании или на сиденье.
Вся эта благодать соединена хорошими местными дорогами или отличными хайвеями, которые дадут фору любому городу. Люди здесь работают в более спокойной и приятной атмосфере. В парках часто играют разные оркестры и ставятся постановки местных театров. Городские клубы дают возможность людям посидеть и расслабиться за разговором или игрой в бильярд, шахматы, шашки, домино, карты.
В пригороде более чистый и приятный воздух. Обилие диких зверей и птиц прямо на заднем дворе создает атмосферу сказочного леса. Криминала в субурбии очень и очень мало. Люди не закрывают машины и оставляют ключи в зажигании или на сиденье. У многих в течение дня летом настежь открыта входная дверь, оставлена лишь легкая штормовая створка с сеткой от насекомых.
На площадях часто устраиваются ярмарки приезжих фермеров. А осенью на пустых автостоянках можно увидеть выставки редких, старых, спортивных машин и мотоциклов, где собираются знатоки и любители посмотреть или даже купить что-то, что им давно хотелось. И вокруг всего этого полно зелени, цветов, деревьев, кустов и клумб.
Потому жить в американской субурбии — это особый аромат. Мне он пришёлся по вкусу куда больше, чем любой город. Можно смело сказать, что этот вид и стиль жизни, был придуман именно в Америке и для неё подходит как ничто другое. А дальше дело личного вкуса и желания. Скажу здесь только одно — вы обязаны увидеть это сами и тогда говорить о впечатлениях.
Субурбия: пригород американской мечты в условиях реальности
Ухоженные домики, подстриженные лужайки и аккуратные белые заборчики американского пригорода неоднократно воспевались голливудскими режиссерами в своих картинах. Неудивительно, что глядя на этот безмятежный рай, многим захотелось стать его частью. Но не всем известно, что своему появлению, расселение в пригородах «обязано» Второй мировой войне, и что сегодня предместье мегаполисов стоит на пороге серьезных изменений.
Что такое субурбия
При идеальных условиях, это понятие представляет собой периферию (образуется, как правило, рядом с большими мегаполисами), лишенную всех основных минусов городов. Нет дорожного шума, крупных баров и ночных клубов, огромных супермаркетов и производственных объектов.
А что же есть? Утопающие в зелени малоэтажные застройки, которые похожи друг на друга как братья близнецы, ухоженные и зачастую безлюдные улочки, небольшие рестораны и магазины.
Получается, что субурбия является синонимом обычным пригородам? Не совсем. Считается, что слово «субурбия» происходит от двух латинских sub («под») и urbem («город»), т.е окрестность, предместье. Но само понятие является производным от термина, возникшего в 20 веке – субурбанизация (отток населения из города в пригород, где созданы лучшие условия проживания). Чтобы пригород смог называться субурбией, необходимо решить вопросы не только транспортной развязки, но и материально-технические и социально-экономические, т.е. организовать проживание таким образом, чтобы не было необходимости ездить в город.
Зарождение субурбии
Как много других «истинно» американских ценностей, тяга к пригородной жизни появилась не сама по себе, а посредством правильно разработанной стратегии и усиленной рекламы.
На момент окончания Второй мировой войны многие страны подсчитывали убытки, но не Соединенные Штаты Америки. Государству удалось не только преодолеть Великую депрессию, сковавшую страну на 15 лет, сократить уровень безработицы, но и остановить экономический спад и начать новый этап развития.
Предприимчивые бизнесмены, которые построили свой бизнес во время военных действий, не собирались сдавать свои позиции в мирное время. Так, например, огромные запасы замороженной моркови, которые ранее использовались для нужд армии, теперь стали ингредиентом No1 для «традиционного» американского пирога. Правда, об этой традиции американцы узнали исключительно из телевизионной рекламы. Эта же реклама и породила американскую мечту: двухэтажный домик в пригороде с подстриженным газоном.
До этого же момента жизнь в пригороде ассоциировалась с бедностью и даже унижением. Все дело в том, что среднего класса, как такового, не существовало, а жизнь в городе могли позволить себе только обеспеченные слои американцев. Поэтому автоматически пригород стал считаться пристанищем для бедняков.
Но во времена Великой депрессии численность этих самых бедняков значительно увеличилась, и чтобы избежать народного недовольства и революции, был подписан целый пакет реформаторских документов, главным из которых стал Servicemen’s Readjustment Act of 1944 или «Джи Ай Билл».
«Джи-ай» позволял демобилизованным военным гражданам получить высшее образование и упрощенный заем на покупку собственного жилья. Большой бизнес поддержал идею застроек пригородных районов, и так в послевоенное время в Америке за сравнительно небольшой период выросли целые респектабельные районы для среднего класса.
Стоить отметить, что дома в субурбии представляли собой деревянный каркас, обшитый фанерой или другими материалами. Цена жилья получалась в районе 8-12 тысяч долларов (ежемесячный взнос – 57 дол., ну чем не сказка?). У моделей домов были даже свои названия: Ранч, Викториан, Колониал. Так, благодаря правильной политике и хорошо разработанной рекламной кампании, жизнь в пригороде приобрела положительное значение.
Правда и в этой сказке были свои ограничения. Так, например, чернокожие американцы не смогли воспользоваться условиями выгодного «Джи-ай». Вновь испеченный средний класс хотел привилегированности и изолированности не только в плане шума, но и относительно соседей: они должны быть «соответствующие». Некоторые издания того времени называли субурбию «бегством белых».
Чем субурбия в Америке отличается от парижской и лондонской версии?
Принципиальных отличий нет, единственной разницей является тот факт, что живут американцы в пригороде, а работают в городе, в то время как жители европейской субурбии чаще организовывают общину таким образом, чтобы и жить и работать в одном месте.
Что ждет субурбию в будущем? До 2000-х годов американские субурбии представляли собой некоторые закрытые общины с идеальным порядком. 2008 год (год всемирного экономического кризиса) словно торнадо прошелся по предместью, изменив представление о жизни в благополучном пригороде. Возможно, навсегда.
Из-за кризиса и роста безработицы стало появляться огромное количество брошенных домов и жилищ, отобранных банками за неуплату. И каждый пустующий дом становился причиной снижения цен на недвижимость в округе. А с учетом роста цен на жилплощадь в мегаполисах, ничего удивительно нет в том, что субурбии стали заселять малоимущие (эмигранты из Мексики, арабских стран).
На сегодняшний день численность населения в субурбии выросла в несколько раз, и продолжает расти. Коммуникации (вода, электроэнергия), которые были рассчитаны на обслуживание меньшего числа пользователей, уже не выдерживают напряжения, а новые дома все продолжают возводить. Некогда «нежелательные элементы» составляют треть жителей американской субурбии, и по данным последних исследований, рост преступности теперь растет именно в таких районах, в то время как в городах прослеживается спад.
И нет сомнений, что если все будет развиваться при аналогичном сценарии, а предпосылок для его изменения нет, то субурбия, как явление перестанет существовать, превратившись в обычный пригород с неосуществленными американскими мечтами.
nirov_ya_ru
nirov_ya_ru
Последние несколько лет у нас активно приживается новый американский вариант решения квартирного вопроса. «Одноэтажную Россию» примеряли к стране еще в 2006 году на энергетическом форуме «ТЭК в XXI веке» – слишком уж заманчиво выглядел конвейер бюджетных домиков для среднего класса за пределами крупных городов. «Единая Россия» даже декларировала конкретные цифры: даешь 40% нового малоэтажного жилья к 2020 году!
Почти как в Америке, где за последнее десятилетие было построено лишь 12% многоквартирных каменных домов, все остальное – сплошь каркасная субурбия. Слово «субурбия» для русского словаря чужое. Но зато такой стиль жизни хорошо знаком русскому человеку по голливудским фильмам. Квинтэссенция «американской мечты»: утопающий в зелени частный домик, драйвэй, на нем Бьюик с Крайслером, лужайка, барбекю на заднем дворе, дети в колледже. Идиллия! Разработчики «одноэтажной России» американской мечтой не руководствовались. Они руководствовались прямым указанием на тот момент времени еще премьера Путина, который поручил правительству «вытащить людей из трущоб в небольшие современные дома не дороже обычных городских квартир». С тех пор мы упорно двигаемся в этом направлении: государство стало щедро поощрять программы малоэтажного строительства, с легкой руки пиарщиков этих госпрограмм, коттедж за городом перестал ассоциироваться с Рублевкой. Массовое конвейерное производство мещанского счастья решили наладить по отработанной в США и Канаде сэндвич-технологии: каркас из дерева, обшивка из других материалов, утеплитель, сборка максимум за 30 дней. Вскоре такими поселками массово запестрила вся карта России.
Образцово-показательный коттеджный поселок под Орлом так и назвали – Субурбия. «Одноэтажную Россию» начали массово создавать под Брянском, Тамбовом, Воронежем, Курском, Иваново, Ярославлем. Семимильными шагами к «американской мечте» несутся Липецкая и Рязанская области. Разброс цен – от 17 тысяч за квадратный метр в Тульской области до 40 тысяч в более дорогой Калужской. Стремительно обрастает кольцом малоэтажных поселков и Петербург, который к 2025 году за счет «малоэтажки» планируют превратить в настоящий европейский город. Быстро прирастает таунхаусами и Подмосковье. И сплошь английские названия с провинциальным акцентом: Респект-Хаус, Коломяги-таун, поселок Аmericano, Club House в Баковке. Все в формате американских загородных домов, в едином архитектурном стиле, но привычном совсем не голливудском ландшафте: без дорог, дворов, инфраструктуры, а иногда и совсем уж «по родному» – с охраной и заборами. Американцы, наверное, и не подозревают, что их образ жизни, продуманно созданный для них когда-то как барьер от коммунистической угрозы, сегодня столь популярен в России. Но, «красиво начать, не значит успешно закончить», – говорил кто-то из голливудских стариков.
Как появилась американская мечта
Американцы любят жизнь в пригородах. Это они не сами полюбили. Как и все истинно американские ценности – «американская мечта» родилась не случайно, а была создана властью и бизнесом на взаимовыгодных условиях. Даже морковный пирог, омлет и традиционно пить апельсиновый сок по утрам придумали не американские домохозяйки. Американский завтрак был вещью сугубо продуманной, родился он из более не нужных армейских запасов мороженой моркови, яичного порошка и калифорнийских апельсинов. А идея домика в предместье стала основным штрихом, выверенным еще до войны, когда Великая депрессия всерьез угрожала Америке социальными потрясениями. Вторая мировая позволила преодолеть Депрессию, победить безработицу и подстегнуть экономический рост. Развернувшиеся во время войны бизнесы не намеревались сворачиваться в мирное время. А правительству нужно было срочно сконструировать средний класс – как внутреннюю защиту от «красной угрозы». Среди пакета новых, направленных на эти задачи законов, был Servicemen’s Readjustment Act of 1944 – закон, дававший миллионам демобилизованных военных возможность практически бесплатно получить высшее образование и доступный гарантированный заем на приобретение жилья. Некоторые американские политологи той поры считали проект «Субурбия» опасной для страны затеей. Мол, там формируется «социалистический» уклад жизни: люди ходят друг к другу в гости, просят соседей посидеть с детьми, пользуются чужим имуществом. Это противоречило, с их точки зрения, американскому индивидуализму.
Творческие горожане считали субурбию проявлением безвкусицы и поп-культуры. Но и сегодня консервативный житель пригорода с негодованием будет отрицать эти «либеральные стереотипы» и приписывать субурбии ведущую роль в американской политике. А заодно в экономике, истории и культуре. Пренебрежение субурбией до сих пор часто приводит политиков-урбанистов к поражению. Победа республиканца Скотта Брауна на выборах в Сенат от Массачусетса далась ему благодаря борьбе с врагами субурбии. На Лонг-Айленде избиратели прокатили демократа Томаса Суози. Продвигающему городское развитие Обаме некоторые советники не раз намекали, что не стоит вести войну против агломерата. Заявления президента о том, что «времена беспорядочного роста в строительстве окончены», и что «пора оторвать американцев от их машин и приучить к общественному транспорту и городской жизни» не прибавляет ему популярности у жителей пригородов. Ведь их в США больше, чем жителей городов и деревенской местности вместе взятых. Демократам всегда было сложно завоевать существенное большинство в субурбии. Не случайно одна из популярных наклеек на бамперах пригородных автомобилей: «Я не причём – я голосовал за республиканцев»… В своей книге «Буржуазный кошмар: Субурбия 1870-1930» Роберт Фогельсон описал страхи ее жителей: перед вторжением в размеренную жизнь расовых меньшинств и малоимущих, перед рынком и любыми переменами.
«Американские пригороды – не такая уж приятная вещь, – рассказывает Тим, сын русских эмигрантов, которые сейчас живут в небольшом домике во Флориде. – Многие это уже понимают, не случайно родилось движение нового урбанизма. По мне, американский пригород – это ужасно скучно: сплошные массивы частных домов, хайвэи и торговые моллы. И все это ужасно обособленно, у каждого свое самоуправление, свои новости, своя газета. В зоне «в-1», например, ты не можешь приобрести участок меньше 20 акров и поставить там недвижимость дешевле 250 тысяч долларов. В городе гораздо больше свободы. Я говорю не только о свободе от автомобиля. Например, местный закон регулирует высоту травы на моем участке, потому что так я могу снизить цену домов в моем районе, запрет на беспокойство земли не позволяет мне без специального разрешения выкопать яму на своей территории. Меня могут даже ограничить в выборе цвета для моих занавесок. Точно так же когда-то мне бы запретили сдать дом «нежелательному чернокожему».
Со временем тип уклада, созданный зонированием, породил другую политическую систему. Тут же сформировались свои школы, соответствующие своей жилой зоне, своя полиция, система обеспечения, озеленения и так далее. Патриотизм субурбии приобрел новый локальный тип. Не патриотизм города, а патриотизм этого своего комьюнити. Особенности американской демократии и широкая децентрализация власти сделали возможным множество дискриминационных, а то и попросту неумных локальных законов и установлений. Причем это вхождение в дисциплинарно-лагерный режим осуществилось абсолютно по доброй воле.
Что мешает строить одноэтажную Россию?
И дело тут даже не в том, что в Советском Союзе был большой урбанистический проект – из деревень все уехали в города, и что сейчас провести обратный процесс будет очень тяжело. И даже не в том, что освоение Запада шло совершенно другим путем – не от агро к промышленности, а от промышленного к агро. Будь то золотые прииски или ставка на индустриальное развлекающее как ведущее в создании Лас-Вегаса. «Одноэтажная Америка» начиналась не с домов, а со строительства хайвеев – переезд в пригороды сопровождался грандиозным проектом строительства дорог, инженерными разводками и электрефикацией. Картофельное поле было «предварительно вспахано». У нашего чистого поля с инфраструктурой проблемы: теоретически огромная территория страны позволяет большому количеству ее жителей обзаводиться собственными домиками, практически – отсутствует все: от инженерных коммуникаций и дорог до больниц, школ и детских садов. Допустим, под неким городом Novosibirsk, где живет масса не расселенных жителей бараков и ветхого жилья, а доход населения ниже прожиточного минимума, утвердили эту самую загородную малоэтажную программу строительства. До 2020 года там запланировали ежегодно выдавать по три миллиона квадратных метров такого жилья. Предположим, что покупатели на загородный дом в чистом поле за два миллиона рублей даже нашлись. Представим, что все они перед началом рабочего дня одновременно выехали на трассу – единственное шоссе, ведущее в город. Что будет на подъезде к городу? Московская область знает на своем опыте…
Малое количество въездов-выездов в города беда отнюдь не только Москвы. Это свойство абсолютно всех российских городов, где дорожная сеть исторически строилась по принципу «застав» (2-3 выезда из города – не больше). Кроме того, на советских городских окраинах строились микрорайоны, в которых дорожная структура древовидно замкнута на эти же немногочисленные шоссе. Американские города устроены по-другому: городки срослись, сетка улиц непрерывна, вы перемещаетесь между ними даже не замечая этого. И, конечно, никаких замкнутых огороженных коттеджных поселков – там даже ставить забор перед домом по закону некоторых графств нельзя. К тому же, у нас реализуется гораздо более плохой вариант – дачная субурбия. Бесконечные перемещения между дачей и квартирой побуждают людей покупать автомобили, а суровая реальность зимней жизни за городом выталкивает часть жителей таких поселков обратно в город. Словом, без реконструкции дорожной сети русского города и строительства новых «вылетных» шоссе любое строительство за его пределами приведет к разрастанию транспортного коллапса. Еще один важный момент – в Америке совсем другая модель расселения. В США люди работают там, где живут. Россия устроена принципиально по-другому. В ней большую роль играют крупные предприятия, экономика которых завязана на большие города. К тому же, если американец ищет работу – он ищет ее по всей стране и готов переехать хоть в Неваду, хоть в Джорджию на примерно одинаковых условиях. В России же обеспечить достойной работой способны лишь несколько городов. Именно поэтому земельного рынка у нас не существует. Земля в дотационных регионах практически ничего не стоит, люди бегут с огромных территорий. А значит, любые программы сегодня направлены на стимулирование сильных регионов. В Подмосковье практически невозможно построить дома эконом-класса. А уж тем более, переселять людей из трущоб в малоэтажки. Если в многоэтажных домах часть квартир впоследствии может быть распределена между очередниками, то давать людям отдельные дома за пару миллионов пока никто не готов. И пока нет закона, определяющего зоны, где нельзя строить дома, например, выше 4-х этажей, там будут возводить все 20. На выставке «АРХМОСКВА» один молодой финский архитектор рассуждал обо всем этом:
«У нас говорят: «дом должен быть не выше сосен». На деревья надо смотреть снизу вверх, а не сверху вниз. Ваши хрущевки – экономичное, но очень плохое жилье с маленькими и одинаковыми квартирами. Но пятиэтажные дома могут быть очень хорошими – так построена вся Европа. А одноэтажную Америку вы себе просто не сможете позволить. Это очень дорого. Это могла себе позволить только самая богатая страна мира – США».
Американская субурбия изменилась. Она уже давно не «чисто белая», какой была в 70-е годы. Сегодня около 30% населения субурбии составляют меньшинства. Есть целые районы, где доминируют индийцы, пакистанцы, китайцы, корейцы, арабы. И даже богатые черные кварталы, куда не пускают «белый мусор». Социальная активность аборигенов пригорода тоже осталась в реалиях 50-х годов, когда большинство женщин в Америке были домохозяйками и имели на это сводное время.
Сегодняшний покупатель жилья больше не условный семьянин, а некий гибрид человека, автомобиля, компьютера и мобильника. Он иначе думает, иначе живёт, в другом ритме работает. У него другие страхи, которые связаны с другими войнами и другими ценностями.
«Одноэтажная Америка» 60 лет спустя: модель в действии
Генри вернулся из Рочестера в Нью-Йорк после первой волны кризиса – в 2009-м году. Изначально он городской человек, но когда его фармацевтическая компания предложила в начале 2000-х неплохой контракт и подыскала ему дом в графстве Олмстед, он согласился. Рочестер – типичный американский провинциальный город с населением чуть больше 200 тысяч человек, имеющий даунтаун со штаб-квартирами Eastman Kodak и Xerox. А за пределами очень компактного даунтауна – сплошь одноэтажная Америка. Население слившихся воедино пригородов и агломерации, давно переросшей границы графства – около двух миллионов.
Финансовый кризис 2008 года ураганом прошелся по субурбии, оставив огромное количество брошенных или отобранных кредиторами домов по всей стране. А каждый конфискованный или проданный за бросовою цену дом ударял по цене недвижимости во всем районе. Семьи просто сбегали, бросая дома и отсылая ключи банку. А малоимущие горожане и эмигранты в связи с резкий подъемом цен на жилье в городах, напротив, потянулись искать жилье в пригороды.
В последние годы дети «коренных» обитателей пригородов – молодой, образованный, влиятельный класс – потянулись в большие города. Они устали за рулем. Когда-то Голливуд формировал идеал пригородной жизни. Сейчас популярность фильмов, вроде «Секса в Большом городе», служит индикатором меняющегося вкуса Америки.
«Многие районы американской субурбии вдали от городских центров и линий общественного транспорта приходят в упадок, ветшают, а средний класс уходит, стареет и нищает. Это будущие американские трущобы со всеми вытекающими социальными болезнями, – уверен эксперт по урбанизации из Университета Юта профессор Артур Нельсон. – Мы построили слишком много американской мечты, и теперь она преследует нас».
Консервативные защитники пригорода все еще ужасаются: «Как они живут в Британии на 800 квадратных фунтах – в этих «домиках хоббитов», это же всего треть среднего американского дома!». Консервативные жители субурбии все еще надеются, что будущее поколение еще сможет приобрести «нормальный односемейный домик с зеленым садиком».
Но многие американские эксперты уже признали – 70-летний «эксперимент-субурбия» провалился. «Пригород по Левитту» оказался территорией одного поколения. И сейчас американская «субурбия» развивается не так, как ее задумывали создатели.