сублимация или деколь что лучше
Деколь vs сублимация: отличия технологий
В промышленном производстве посуды для нанесения рисунков на изделия используются керамические краски. Для того, чтобы перенести рисунок на посуду, чаще всего используется деколь.
На сегодняшний день декольная технология позволяет получать наиболее стойкое и экологически безопасное изображение на глазурованной посуде и других видах продукции из стекла и керамики.
Однако существуют альтернативы.
Самой распространенной заменой горячей деколи является сублимационный перенос изображения. Подавляющее большинство сувенирных кружек и значительная часть сувенирных тарелок производится именно с помощью сублимации.
В чем же разница?
1. Поверхности
Упрощенно говоря, деколь представляет собой гибкую пленку с изображением. Пластичность пленки, способность растягиваться и сжиматься, а также повторять все контуры носителя позволяют размещать декольный рисунок практически в любом месте изделия. Например, внутри.
Пример нанесения деколью внутри изделия
Для сублимационного переноса необходим термопресс. Его нагревательный элемент имеет цилиндрическую или плоскую форму для посуды соотвествующего типа. Это делает возможным нанесение сублимационного рисунка либо на внешнюю поверхность кружки, либо на плоскую часть тарелки. При этом сама посуда в месте нанесения не должна иметь никакого рельефа или неровностей.
Отличие деколи: можно нанести в любом месте изделия
Пример нанесения декольного рисунка на посуду разной формы, в т.ч. с большими радиусами закругления
Для сублимации необходима посуда, имеющая покрытие для сублимационных чернил. В обиходе рекламных агентств и производителей сувениров это покрытие получило название «праймер». Полуфабрикаты с уже нанесенным праймером чаще всего поставляются из Китая, либо (что реже) изготавливаются на месте из обычной посуды ручным нанесением. Очевидно, что посуда для сублимации в общем случае не может быть дешевле обычной.
Отличие деколи: для нанесения походят любые глазурованные изделия и стекло
Любого заказчика или потребителя интересует, как долго прослужит изделие с его рисунком или логотипом.
Кружка с поврежденным сублимационным изображением
Химическую стойкость деколи в быту проверить сложнее, но и она многократно превышает любой сублимационный перенос.
Отличие деколи: высокая стойкость ко всем бытовым воздействиям
4. Экологическая безопасность
Этот пункт имеет особое значение для посуды, контактирующей с пищей. Строго говоря, нельзя признать саму по себе декольную технологию более безопасной, чем сублимацию. Безвредность для человека зависит в первую очередь от применяемых керамических красок или сублимационных чернил.
Требования ГОСТ 53547-2009 к безопасности столовой посуды
Что касается деколи, то существуют серии бессвинцовых керамических красок, исключающих его воздействие на организм. Относительно сублимационных чернил безопасными можно признать лишь красители на водной основе.
Однако существуют также требования к кислотостойкости пищевой посуды, устанавливаемые ГОСТ Р 53547-2009. Не каждая деколированная посуда соотвествует этим требованиям; о посуде с сублимационным рисунком говорить не приходится.
А кроме того, для керамической посуды возможно и подглазурное нанесение деколью, при котором достигается абсолютная экологическая безопасность. Но об этом в другой раз.
Отличие деколи: более высокие требования к экологической безопасности и соотвествие им
5. Цветовая палитра
Этот вопрос также не совсем однозначен. С одной стороны, палитры основных производителей керамических красок сильно ограничены по цветам и оттенкам. Существуют полиграфические цвета, которые невозможно или крайне проблематично воспроизвести с помощью деколи. Возможности сублимации в отношении сложных оттенков или градиентных переходов цвета также гораздо шире.
С другой стороны, этот недостаток перекрывается одним весомым достоинством. В силу различий технологии нанесение белого цвета невозможно сублимационными чернилами, но печать белым цветом на кружках или другой посуде не представляет сложности для декольного переноса.
Причина в том, что не существует (или мы о них не знаем) белых сублимационных чернил, но белая керамическая краска присутствует в палитре любого производителя.
Пример нанесения деколью белого цвета на цветную кружку
Отличие деколи: возможность нанесения белым цветом на кружках и другой посуде
Можно было бы перечислить еще несколько преимуществ декольной технологии, но нельзя и не упомянуть о недостатках. Они также имеются.
1. Технологическая сложность процесса.
Для нанесения декольным способом необходимо контролировать несколько важных технологических этапов: печать и сушка деколи, качество ее наклейки на изделие, обжиг. Для каждого этапа необходимы определенные знания и навыки, а также специальное оборудование.
Для сублимации же необходим лишь принтер с чернилами и термопресс.
2. Сроки.
Этот недостаток напрямую вытекает из первого. Нельзя за сутки напечатать деколь, нанести ее и обжечь изделия. Декольная технология требует времени. «Комфортный» срок для выполнения среднего заказа составляет 2-3 недели. Это необходимо учитывать при планировании нанесения деколью.
Временны’е затраты на сублимацию колеблятся в пределах 2-3 минут на изделие.
3. Высокие операционные риски.
Если допущена ошибка на каком-то из этапов производства, то зачастую увидеть ее последствия можно только в конце цикла. Брак в деколи или неправильный температурный режим обжига могут испортить всю партию, и узнать об этом можно будет только после того, как остынет печь.
Напротив, сублимационное нанесение позволяет отслеживать результат после каждого отдельного изделия и вовремя вносить необходимые корректировки в технологию.
Деколь или сублимация: какую технологию выбрать?
Для нанесения изображений на стекло и керамику используются несколько методов. Наиболее популярными являются деколь и сублимационная печать. Оба варианта имеют свои преимущества. Поэтому предприниматели задаются вопросами – что лучше: деколь или сублимация, какую технологию выбрать для конкретного случая. Чтобы сделать правильный выбор, нужно сравнить обе технологии по нескольким параметрам.
Возможности печати на разных поверхностях
Горячая деколь напоминает гибкую переводную картинку, которая может при необходимости немного растягиваться, повторяя контуры изделия. Поэтому ее можно размещать на любых рельефных поверхностях, в том числе на внутренней стороне кружек или других емкостей.
Сублимация – это технология, при которой также используется промежуточный носитель, но при этом изделии проходит обработку в термопрессе. Поскольку его нагревательный элемент имеет определенную форму (плоскую или цилиндрическую), то это оборудование рассчитано только на подходящие к нему изделия. То есть изображение может быть нанесено либо на плоскость, либо на внешнюю поверхность цилиндра. И только в том случае, если она является ровной, на нет рельефных деталей. Поэтому что лучше – деколирование или сублимация, какую технологию выбрать, во многом зависит от того, о печати каких изделий идет речь.
Выбор материала для печати
Деколь – это технология, которая подразумевает обжиг изделия при высоких температурах. То есть печатать можно только на материалах, которые выдерживают такие температуры. Это, например, стекло или фаянс, другие глазурованные поверхности. Используемые при этом краски как бы вплавляются в слой глазури на керамике или фарфоре, а также в верхний слой стеклянной поверхности.
Сублимационная печать предполагает предварительное нанесение специального покрытия, которое называется праймером. Только на нем сублимационные чернила будут хорошо закрепляться.
Важно! Многие заготовки поставляются из-за границы уже с нанесенным праймером, но иногда этот процесс осуществляется вручную непосредственно на месте производства, что повышает затраты.
Устойчивость к различным бытовым воздействиям
Решая вопрос, что лучше – деколь или сублимация, и какую технологию выбрать, нужно учесть устойчивость нанесенного изображения к различным бытовым воздействиям. Например, при использовании горячей деколи краски вплавляются в глазурь, поэтому они не стираются даже при мытье в посудомоечной машине или при обработке различными чистящими средствами.
Праймер, который используется при сублимационной печати, отличается меньшей устойчивостью по отношению к таким воздействиям. Его можно повредить любым абразивным чистящим средством или слишком жесткой губкой.
Другие критерии выбора
Важную роль играет экологическая безопасность методов. И для деколи, и для сублимации могут применяться качественные краски, не содержащие свинца и кадмия. Но, если речь идет о печати на посуде, краски должны быть устойчивыми к воздействию органических кислот. Деколь можно нанести под глазурь, и тогда изображение не будет контактировать с кислотами. А вот для сублимационной печати метод не подходит, поэтому чаще ее используют для сувенирной продукции, не контактирующей с едой.
Преимущества деколи заключаются в:
В то же время по сравнению с сублимационной печатью она предполагает более высокий процент ручного труда и более длительные сроки изготовления продукции.
Если Вам требуется нанесение логотипа и брендирование посуды, обращайтесь к профессионалам
по телефону: +7-926-803-71-47
Деколь или сублимация: какую технологию выбрать?
В своей работе нам часто приходится сталкиваться с заказчиками, которые смутно понимают, что такое нанесение изображения с помощью сублимации и какая существует альтернатива такой печати. Давайте разбираться вместе, Ниже представлены основные достоинства и недостатки двух технологий. Возможно, данная статья внесет ясность и поможет в дальнейшем не допускать ошибок в разграничении сублимации и деколи.
1.Поверхности (деколь можно нанести на любом месте изделия)
Деколь представляет собой гибкую переводную картинку. Универсальность данной картинки заключается в ее способности сжиматься и растягиваться, а также повторять все контуры изделия, что позволяет размещать деколь практически на любом месте, включая внутреннюю поверхность изделия.
Для переноса изображения методом сублимации необходим термопресс. Его нагревательный элемент имеет плоскую или цилиндрическую форму, что соответствует определенному типу посуды. Это позволяет нанесение сублимационного рисунка либо на плоскую часть тарелки, либо на внешнюю поверхность кружки. Одновременно с этим, сама посуда в месте нанесения не должна иметь никаких неровностей или рельефов.
2. Выбор посуды (деколь можно наносить на любые глазурованные изделия и стекло)
Технология обжига деколи предполагает высокотемпературный обжиг изделия. В ходе процесса специальные декольные краски вплавляются в глазурь фарфора, керамики или верхний слой стекла. Поэтому, для нанесения горячей деколью пригодно практически любое глазурованное изделие (совсем не обязательно, что это будет посуда) или стекло. Форма изделий, как правило, может быть любой.
Для сублимации в обязательном порядке требуется посуда, имеющая специальное покрытие или, так называемый, среди рекламщиков “праймер” для сублимационных чернил. Заготовки, с уже нанесенным праймером, чаще всего идут из Китая, либо, что встречается реже, производятся на месте из обычной посуды ручным нанесением.
3. Стойкость (деколь обладает максимальной стойкостью ко всем бытовым воздействиям)
Любого потенциального заказчика или потребителя интересует срок службы изделия с нанесенным изображением или логотипом.
Как было сказано выше, при технологии обжига деколи, частицы специальных красок вплавляются в верхний слой изделия, что позволяет добиться высокой стойкости и долговечности рисунка, не разрушив глазурь, стереть изображение точно не удастся.
Праймер на посуде для сублимации не может похвастаться подобными свойствами. Нанесение методом сублимации не выдерживает никаких механических воздействий, изображение можно легко повредить жесткой губкой или острым предметом.
4. Безопасность и экологичность (деколь наиболее соответствует требованиям по экологичности и безопасности)
Этот пункт имеет особое значение для пищевой посуды. Честно говоря, ни одно нанесение невозможно назвать полностью безопасным для человека, т.к., в первую очередь, безвредность посуды, контактирующей с пищей, зависит от применяемых сублимационных чернил или декольных красок. По ГОСТу наиболее опасными тяжелыми металлами считаются свинец и кадмий. Относительно деколи, здесь существуют серии специальных красок, которые не содержат свинец, касательно сублимационных чернил, здесь можно признать безопасными лишь красители на водной основе. Также, существуют требования к кислотостойкости пищевой посуды, устанавливаемые ГОСТом, и далеко не каждая посуда, с нанесенной деколью, соответствует этим требованиям, не говоря уже о посуде, изображение на которую, было нанесено методом сублимации.
Однако, несомненным плюсом деколи, касательно пищевой посуды, является следующее — ее можно нанести на изделие с помощью специальных подглазурных красок, обработанная таким образом посуда, является абсолютно экологически безопасной.
5. Цветовая палитра (ценное достоинство деколи — нанесение белой краски на посуду)
Этот пункт также не совсем однозначен. С одной стороны, существуют полиграфические цвета, которые крайне сложно воспроизвести с помощью деколи, а возможности сублимации по отношению к сложным цветам или оттенкам, гораздо шире, однако, с другой стороны, данный недостаток с лихвой перекрывается одним ценнейшим достоинством. Сублимационными чернилами невозможно нанесение белого цвета, тогда, как печать белым цветом не представляет сложности для деколи. Все дело в том, что не существует белых сублимационных чернил, тогда, как белая краска присутствует в палитре любого производителя декольных красок.
К недостаткам деколирования, пожалуй, можно отнести сложный технологический процесс, и, как следствие, более длительные сроки изготовления изделия. Кроме того, если требуется сделать небольшое количество сувенирной продукции, особенно это актуально при многоцветной печати, мы рекомендуем использовать технологию сублимации, в данном случае она будет дешевле.
Подытоживая написанное, стоит отметить, что, как деколь, так и сублимация имеет ряд достоинств и недостатков, соответственно, лишь желаемый результат и поставленная цель определяют конечный выбор потенциального заказчика.
Почему кружка с логотипом боится посудомоечной машины?
Полезный подарок для сотрудников, дополнение к подарочному корпоративному набору, эффективный носитель бренда… Это они — кружки с логотипом. Но чтобы контакт бренда с целевой аудитория сохранялся как можно дольше, необходимо выбрать подходящее нанесение логотипа на кружки и правильно за ними ухаживать.
Мы провели эксперимент, как брендированные кружки с деколью, сублимацией, гравировкой, тампопечатью, а также с покрытиями «хамелеон» и софт-тач переносят мытье в посудомойке, и делимся с вами его результатами.
1. Кружки с логотипом, которым не страшна посудомойка
Нанесение на кружки деколью
Лепили в детстве переводные татуировки из жвачек себе и другу? Тогда вы уже знакомы с технологией деколирования. Подготовленную «переводную картинку» из нескольких слоев разных цветов вымачивают в воде, прижимают к брендируемому изделию и осторожно снимают, чтобы не осталось неровностей и пузырьков. Кружки с логотипом, выполненным деколированием, сушат и отправляют на обжиг в муфельную печь. Изделие готово!
На фото: керамическая кружка под нанесение логотипа деколью.
Героем нашего эксперимента стала кружка Universe. Она с честью выдержала испытание, поэтому мы рекомендуем керамические чашки с деколью как носитель вашего бренда и напоминаем, что стеклянные и фарфоровые чашки с таким типом нанесения лучше мыть вручную без использования абразивных средств. Кроме того, деколирование:
· обеспечивает износостойкое покрытие;
· позволяет создавать интересные визуальные эффекты;
· доступна на большой площади нанесения.
Кружки под нанесение логотипа деколью:
· Нанесение на кружки сублимацией
Технология сублимации отчасти похожа на деколирование: изображение переносят на изделие при помощи бумаги, но сначала кружки под нанесение логотипа обрабатывают особым полимерным покрытием, на который и ложится краска.
На фото: кружка с нанесением сублимацией.
Кружка Promo, которая стала героем нашего эксперимента, на своем примере показала: такие кружки с логотипом можно спокойно отправлять в посудомоечную машину, потому что сублимационные краски проникают в верхний слой самого изделия. А еще сублимация на кружках:
· обеспечивает красочное, полноцветное покрытие;
· устойчива к внешним воздействиям;
· доступна для небольших тиражей от 12 изделий.
Но у такого способа нанесения логотипа есть несколько особенностей:
· невозможно точная передача цветов по Pantone;
· нет белого цвета — цвет изделия и будет фоном изображения;
· сублимационные краски выцветают под воздействием прямых солнечных лучей.
Кружки под нанесение логотипа сублимацией:
· Нанесение на кружки лазерной гравировкой
Тонкие линии, мелкие детали, высокая точность и скорость нанесения — все это о лазерной гравировке. Ее выполняет компьютер по загруженному изображению, поэтому ошибки в процессе нанесения исключены, а результат выглядит впечатляюще.
На фото: термокружка под нанесение логотипа лазерной гравировкой.
Для теста с посудомоечной машиной мы выбрали термокружку с логотипом, выполненным лазерной гравировкой, и она прошла его блестяще, ведь выгравированное изображение получается путем снятия верхнего слоя и не боится внешних воздействий. Кроме того, лазерная гравировка на кружках:
· износостойкая и долговечная;
· особенно рекомендуется для нанесения логотипа на металлическую поверхность;
· не ограничена по площади.
Кружки под нанесение логотипа лазерной гравировкой:
2. Кружки с логотипом и посудомойка: можно, но не нужно
Кружки-хамелеон
Изображение на кружках-«хамелеонах» появляется, когда наливаешь в них горячие напитки, и сам процесс выглядит достаточно эффектно. Рисунки на такие чашки с логотипом наносятся путем сублимационной печати, которая устойчива к большинству воздействий, а вот верхний слой, который становится прозрачным при нагревании, требует более аккуратного обращения.
На фото: кружка под нанесение логотипа с эффектом «хамелеон».
Как показал наш эксперимент с кружкой-хамелеоном, в посудомоечной машине верхний слой тускнеет и истирается. Если хотите, чтобы WOW-эффект такой кружки длился как можно дольше, придется мыть ее руками.
Кружки-хамелеоны под нанесение логотипа:
Кружки с покрытием софт-тач
Пластик soft-touch с 2018 года остается настоящим трендом рекламы на сувенирах и выводит контакт с брендом на тактильный уровень. Эффект бархатистой, мягкой поверхности достигается напылением специальной краски и отвердителя. Кроме того, софт-тач:
· повышает ударопрочность материалов.
На фото: кружка под нанесение логотипа с покрытием софт-тач.
Тест кружки Good Morning c покрытием софт-тач показал: пара-тройка «купаний» в посудомоечной машине не повредит, но при регулярном использовании этого бытового прибора кружка потеряет мягкое, бархатистое покрытие. Для сохранности эффекта софт-тач также необходимо:
· не допускать длительного воздействия загрязнения на поверхность;
· очищать при помощи спирта или обезжиривателя;
· избегать воздействия щелочных и кислотных составов высокой концентрации.
3. Кружки с логотипом, которые надо мыть вручную
Кружки с тампопечатью
Тампопечать, она же тампонная печать, — один из самых популярных способов нанесения логотипа на кружки и другие сувениры, при котором краска наносится на поверхность изделия при помощи силиконового тампона.
Такой способ персонализации корпоративных сувениров:
· позволяет пропечатывать даже мелкие детали;
· подходит для криволинейных поверхностей;
· помогает сэкономить бюджет на рекламу.
На фото: термокружка под нанесение логотипа тампопечатью.
Тампопечать считается довольно стойкой, но из-за того, что краска не проникает в поверхность самого изделия так глубоко, как при сублимации или деколировании, мытье в посудомоечной машине брендированная термокружка Muffin не выдержала, и нанесение тампопечатью было значительно повреждено.
Кружки под нанесение логотипа тампопечатью:
Диспут: что лучше – деколь или уф-печать?
Возник вопрос про печать на плитке. Ниже цитируем переписку без купюр.:
1. Василиса Домовая:
Среди преимуществ фотопечати на плитке можно выделить такие:
Однако, следует учитывать свойства плитки с фотопечатью, в зависимости от техники нанесения рисунка. В таблице ниже приведены параметры каждой технологии для сравнения:
Если подойти к вопросу оформления ванной со вкусом и выбрать подходящие материалы, индивидуальный дизайн будет радовать вас долгое время.
2. АртДекор:
Однозначно стоит, но по индивидуальному эскизу. Ванная комната сразу преображается, тем более. что такого рисунка нет ни у кого. Плитку можно подогнать по размеру к другим плиткам справа и слева, что улучшает общее визуальное восприятие.
Василиса Домовая прикрепила табличку с данными. Не согласен с долговечностью рисунка по технологии уф-печати – у него вообще нет теоретического ограничения по возрасту. Он в принципе не выцветает, технология не позволит.
Важное дополнение – фотоплитку необходимо изготавливать там, где используют защиту, например защиту лаком. Она позволит снизить деструктивное воздействие абразива и использовать моющие химически активные средства.
Иногда если используются разные типы лака при покрытии плитки. Например часть плитки с печатью, где нужно сделать акцент покрывается глянцевым лаком, а остальное матовым.
Еще печать на плитке комбинируется с постобработкой. например она може патинироваться или покрываться золотой, серебрянной или медной поталью. Такая плитка точно будет сеществовать только в одном экземпляре. Эксклюзив.
Отдельное упоминание – фотоплитка для кухни (кухонный фартук). При заказе нужно обязательно уточнить, если такая плитка будет смонтирована в рабочей зоне – там потребуется не один, а два или три слоя лака.
3. Хан Г. (орфография автора сохранена)
4. АртДекор:
Про выгораемость. У нас есть плитка, отпечатанная 8 или 9 лет назад – выглядит свежо, ярко и прекрасно, как вчера. Не знаю, что у вас выгорает и в каких условиях вы это используете.
Сифом и доместосом не заливали. Не случилось под рукой. Пробовали пемолюкс (он немного абразивный), “фейри” и прочие “капли”, то есть используемые нами в быту повседневные моющие средства:
Кстати – как часто вы вымачиваете свою плитку в туалетном утенке по полчаса? Я вот ни разу… А соляная кислота разъест и вашу и нашу плитку – если не видно разницы – зачем платить больше 🙂
Точно могу сказать, что лак и краска смывается растворителями (достаточно быстро), сольвентом (условно быстро и не до конца) и ацетоном (долго и не до конца). Причем чем больше времени после печати прошло, тем больших трудозатрат требуют эти процессы.
Насчет влагостойкости – помещали в емкость с водой на месяц (просто печать без защиты) – визуальных изменений не произошло. Смотрел даже под микроскопом (я любознательный).
Про влияние слоев лака на термостойкость я не писал. Нами экспериментальным путем была определена температура, когда выгорает лак, а когда краска. Она достижима, но в бытовых условиях не встречается. А вот 2-3 слоя лака на плитке в кухонной зоне теоретически лучше защищают от летящих капель горячего масла и прочего. У самого кухонный фартук нашего же производства – четыре года все в норме, моется систематически. Только в доместос не погружаю. Очень трудно плитку, наклеенную на стену погрузить в доместос.
Температуру в диапазоне 600-960 в кухонной зоне не припомню – не плавьте там молибден и плитка будет в порядке.
Да, лак подвержен царапинам от ножниц. Но если вы не Эдвард-руки-ножницы, не Фреди Крюгер и не Росомаха, вам нечего бояться. А обыкновенная мочалка для мытья посуды следов не оставляет (не говоря о глубоких царапинах). Даже если отмывать отдельные капли жира и масла абразивной стороной. В вышеуказанном видео это видно.
При желании я смогу и ваше стекло поцарапать – у меня 4 разных шлифмашинки (я хозяйственный). Но зачем это делать, что доказывать? Что прочностные характеристики стекла выше? И что? С дури можно лом согнуть. Даже терминатора расплавили.
Как Вы говорите: “Я понимаю что Вам надо продвинуть свой продукт”, но:
P.S. Туалетного утенка не нашел – погрузил одну плитку наполовину в “Средство для прочистки канализационных труб” на два с половиной часа. Тру лоб. Никаких изменений, только средство зря потратил. 🙁
“все подробно расспросить и обязательно предварительно поехать и посмотреть.” – всеми руками “ЗА”!