овербукинг победа что делать
«У меня получается только плакать»: челябинка не попала в самолет до Сочи из-за овербукинга
Авиакомпания продала больше билетов, чем было на самом деле. Как эксперт комментирует эту ситуацию
Екатерина Назарова должна была улететь в Сочи, но осталась в челябинском аэропорту
Фото: katrin.tv1 / Instagram.com, Илья Бархатов
Телеведущая Екатерина Назарова должна была улететь рейсом «Победы» рано утром 22 января, но девушку не пустили на борт. Как объяснили представители авиакомпании, все места в салоне оказались заняты. По словам челябинки, с такой же ситуацией столкнулись еще два пассажира.
— У меня такое впервые, и у меня не получается сдерживать своих эмоций, у меня получается только плакать, — рассказала Екатерина Назарова своим подписчикам в Instagram. — Я должна была улететь сегодня в Сочи буквально на три дня, я пришла на посадку. Всё было нормально, но мне сначала сказали: «Девушка, подождите», а потом сказали: «Вы не летите». Я говорю: «А почему я не лечу?» — «Потому что все билеты распроданы на самолет». Я говорю: «А как такое возможно, если я купила эти билеты точно так же, как и все?» — «Сбой системы, можно улететь только вечером».
В разговоре с корреспондентом 74.RU девушка уточнила, что покупала билет на рейс «Победы», который вылетел в 05:45. В 11 часов в Сочи у нее была запланирована важная встреча, и поэтому ей «нужно было улететь любой ценой». Челябинка готова была добираться с пересадками, соглашалась даже доехать до соседнего Екатеринбурга, чтобы сесть на борт там. Но представители авиакомпании смогли предложить только один вариант.
— Меня перебросили на рейс «Уральских авиалиний» в 17:50, но не дали ни билета, ни расписки, поэтому я пока не уверена, что смогу улететь, — поделилась Екатерина Назарова.
Как отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, ситуация с овербукингом, когда авиакомпания заявляет больше мест, чем вмещает борт, неоднозначная. С одной стороны, это позволяет поднять продажи примерно на 10%, а значит, снизить цену билетов (стоимость полетов всегда делится на общее число пассажиров — чем их меньше, тем дороже одно место). С другой стороны, в России нет нормативной базы для овербукинга, и из-за этого страдают пассажиры.
— Овербукинг как бизнес-прием повышения продаж пришел с Запада, — прокомментировал Роман Гусаров. — Там он узаконен, это позволяет учитывать интересы пассажиров и в то же время повышать продажи. На этом и держатся авиакомпании бюджетного сегмента, такие как «Победа». В России же нет закона об овербукинге, а значит, не защищены права пассажиров.
По словам главреда Avia.ru, авиакомпании, как правило, применяют овербукинг не бездумно. Это делается на основе статистики, которая показывает, что чаще всего часть пассажиров просто не приходит на рейс, еще часть сдает билеты незадолго до вылета. В итоге борт улетает с несколькими пустыми креслами.
— Чаще всего расчеты срабатывают, и лишние пассажиры — это просчет, — объяснил эксперт. — И тут наступает момент, когда наши авиакомпании ведут себя не всегда уважительно по отношению к пассажирам в надежде на то, что не каждый побежит жаловаться.
При овербукинге в России, считает Роман Гусаров, проигрывает почти всегда пассажир. Лучший расклад, если человека отправят ближайшим рейсом. Также неплохой исход, если авиакомпания вернет деньги за билет. Добиться компенсации морального ущерба, по мнению собеседника 74.RU, довольно сложно, потому что для этого нужно доказать, что перевозчик создал такую ситуацию умышленно. Немного в другом положении оказываются пассажиры в странах, где есть законы об овербукинге. С этим редактор портала Avia.ru сам столкнулся в одной из заграничных поездок.
— В аэропорту нам объявили, что 10 пассажиров лишние. Сказали: «Кто не спешит в Москву, может подойти к стойке регистрации и дождаться следующего рейса. Мы заплатим вам компенсацию в 200 евро». Правда, как потом выяснилось, давали не деньгами, а чеками, которые можно потратить в транзитной зоне: в дьюти-фри и ресторанах. Но это несильно меняет дело. Есть еще один механизм работы с пассажирами, которым, правда, не пользуются лоукостеры, — когда перед посадкой меняют билеты на бизнес-класс, потому что там пустые кресла, а весь эконом забит.
Редакция 74.RU направила официальной запрос в авиакомпанию «Победа». На момент публикации материала ответа не поступило.
Мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, что делать, если ваш билет на самолет продали еще одному пассажиру и попасть на рейс не получилось.
Овербукинг авиакомпании Победа
Участившиеся отказы российских авиакомпаний в перевозке пассажиров с билетами на руках становятся все более массовыми.
Регулярные скандалы и широкий общественный резонанс заставили отечественных законотворцев изыскивать способы борьбы с овербукингом (именно так именуется заимствованная российскими перевозчиками на Западе практика продажи большего, нежели предусмотрено компоновкой салона воздушного судна, количества билетов в расчете на неявку на рейс отдельных пассажиров). «Чемпионом» России по числу выявленных фактов злоупотребления овербукингом отраслевые эксперты называют лоукостер «Победа». В настоящей подборке портала kompensacija.ru собраны самые вопиющие факты игнорирования прав пассажиров со стороны «дочки» Аэрофлота.
Самый резонансный из таких инцидентов имел место 15 апреля 2017 в Москве. Тогда представители «Победы» цинично отказали в допуске на борт убывающего в Екатеринбург лайнера женщине с больным ДЦП ребенком. Более того, руководство лоукостера пыталось всячески скрыть факт продажи необеспеченных местами билетов рассуждениями о сбое в программе регистрации пассажиров. После уличения спикеров авиапредприятия во лжи, пресс-служба перевозчика выступила с заявлением о прибытии пассажирки к стойке регистрации за пару минут до ее завершения. Когда и этот аргумент был опровергнут свидетелями, представители «Победы» возложили вину за случившееся на руководителя группы по наземному обеспечению.
Не менее резонансным случаем стал инцидент в Москве, состоявшийся примерно в то же время, что и описанный выше. В тот раз пострадала пара россиян, своевременно выкупившая билеты на рейс в черногорский Тиват и прошедшая все связанные с регистрацией формальности в отведенный законом срок. Тем не менее, отправиться на отдых за границу влюбленные не смогли из-за произвола перевозчика в части реализации необеспеченных местами посадочных талонов. Примечательно, что представители «Победы» до последнего отказывались признавать факт злоупотребления овербукингом даже несмотря на подтвержденную прокурорами 100-процентую загрузку воздушного судна.
Аналогичные факты были выявлены прокурорами Москвы и Екатеринбурга в марте и апреле 2017 года соответственно. Представители надзорного органа российской столицы документально подтвердили факт продажи лоукостером 196 билетов на рейс, выполняемый воздушным судном с 189-ю посадочными местами. Специалисты транспортной прокуратуры Уральского региона также доказали факт применения «Победой» практики овербукинга на московском рейсе, передав материалы столичным коллегам.
По результатам этих и многих других злоупотреблений, размер наложенных на лоукостер штрафов преимущественно варьировался в пределах Ք20 000-30 000. Данные суммы являются смехотворными для перевозчика, продолжающего демонстративно игнорировать нормы отечественного отраслевого законодательства, в котором, в числе прочего, прописано, что проданный билет – это договор перевозки и реализовавшая его авиакомпания обязана доставить пассажира в указанный в проездном документе пункт назначения.
Отметим, что западная практика овербукинга, на которую так любят ссылаться отечественные перевозчики, предполагают выплату не попавшим на рейс пассажирам компенсаций до 600 евро, вкупе с обязанностью предоставить альтернативный вариант перелета (западные компании, во избежание скандалов, не только компенсируют убытки столкнувшимся с фактами избыточного бронирования клиентов, но и предоставляют возможность убытия в пункт назначения в бизнес-классе). В случае же с «Победой» пассажирам приходится выбивать компенсации через суд с привлечением адвокатов, плюс ни о каком перелете в бизнес-классе не может быть и речи из-за отсутствия соответствующего формата обслуживания в перечне предлагаемых перевозчиком услуг.
Я не смогла улететь из Кельна в Москву 3 января 2019 года, так как компания «Победа», решила, что меня можно отправить следующим днём, то есть 4 января. Билеты в Кёльн и обратно были куплены в октябре 2018 года. Никаких объяснений и извинений от компании я не получила.
мой папа в июле 2019го не смог вернуться в Екатеринбург из Анапы. Его отправили только через 2 дня. но он никуда не жаловался, так как это был отпуск и ему его таким образом продлили. Оплатили отель
Я не смогу прибыть на день рождения мамы 12 июля 2019 из Генуи в Москву (Внуково) так как на мой билет и билеты ещё двоих пассажиров проданы два раза этим горе перевозчиком Победой. Рейс домой мне не предоставили, суд взысчет с них 2 млн. Евро.
Мой рейс переполнен
И я на этом зарабатываю
Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.
Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.
На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.
Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.
Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.
Права лишних пассажиров
В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.
В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.
В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.
Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.
Размер и порядок компенсации
Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.
Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.
Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:
Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.
Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.
Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.
Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров
Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.
Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.
Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.
Как быть лишним и богатым
Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.
Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:
Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.
Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.
На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.
Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию
Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?
Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?
Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?
Что делать, если все пошло не так
Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.
Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.
Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.
Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.
Овербукинг от S7 Airlines и Авиакомпания Победа
Как я улетел из Ульяновска в Москву в переполненном самолете “S7”, после того, как мое место продали другому, вернулся и помог улететь опоздавшей пассажирке рейса компании “Победа”.
В пятницу 28 августа в 6.05 я улетел из Ульяновска (Баратаевка) в Москву (Домодедово). Рейс s7 1184 28. Билет я купил за несколько дней на сайте авиакомпании. Онлайн регистрацию я не смог пройти, так как сайт навязывал оплатить выбор места. Думая, что я просто не нашел как обойти платную услугу, я отложил регистрацию до приезда в аэропорт, но успел увидеть, что свободных мест было еще много.Однако, приехав в аэропорт вовремя, я столкнулся с тем, что меня отказались зарегистрировать.
На моих глазах пассажиры один за другим подходили ко второй стойке регистрации нашего аэропорта, а я все смотрел, как девушка за моей стойкой тыкала безуспешно в клавиатуру компьютера.
Наконец, ко мне подошла старшая смены и рассказала, что их предупредили и они знают, что на этот рейс продано на один билет больше. Но все кроме меня, уже прошли электронную регистрацию. И аэропорт может пропустить меня на рейс, только если кто-то не явится. И ясно это будет, только после того как все из зоны вылета пройдут на посадку.
Я стал ждать.Ждал примерно полчаса. В это время звонил в колл-центр S7, но “свободного оператора не было”. По-другому, до суда в тот день я добраться уже не мог. Так что, несмотря на то, что в моей профессии я имею дело только с похожими ситуациями, некоторый моральный вред мне этим ожиданием был причинен.
Через полчаса стало известно, что пассажир места 1D не поднялся на борт, меня зарегистрировали когда уже прошло время и регистрации и посадки. Пропустили через бизнес-зал. Под взгляды заполненного самолета я поднялся на борт и благополучно отсудился в тот день в Москве.
Продолжение. На следующий день я возвращался в Ульяновск компанией “Победа”. Зарегистрироваться без доплаты за выбор места опять не получилось. Пришлось купить услугу. Сейчас думаю, исправит ли ситуацию суд по возврату стоимости этой услуги.
Прилетев, я в подошел к стойке регистрации и увидел пару, двоих парней и зареванную девушку. Все оказались в аэропорту после окончания регистрации. У всех кроме девушки была электронная регистрация, но просто негде было распечатать в аэропорту талоны. Стойка регистрации закрывается с окончанием регистрации, специальных принтеров у нас нет. Работники аэропорта, не сразу, но распечатали посадочные талоны.Девушку упорно отказывались регистрировать, хотя она доказывала, что приехала минуту в минуту.
В какой-то момент старшая этой смены обронила фразу, что да, можно было бы пропустить девушку, так как не все места в самолете проданы, но регистрацию закрывает Москва. Тут я вынужден был напомнить о том, что я накануне прошел регистрацию даже после посадки всех в самолет и никакого открытия регистрации Москвой не было. Девушку зарегистрировали, никакого звонка в Москву, конечно не было.
Хотелось бы отметить, что все смены ульяновского аэропорта это девчонки моложе 30, разве что старшим смены только только исполнилось 30. Директора аэропорта встретить трудно. У человека просто не совпадает график с нашими утренними и вечерними рейсами. При этом мне кажется аэропорт должен встать в этом вопросе на сторону пассажиров.
Мы, кстати, пообщались с директором. Он мне признался, что есть такая проблема, что овербукинг используют и S7 и Победа. Что аэропорт продает билет, как и любой другой посредник, но делает это вслепую на зная сколько на само деле свободных мест. Все контролирует авиакомпания и овербукинг это умышленная политика.
Авиакомпания на продаже лишних билетов и необходимости покупать услугу выбор места при регистрации онлайн зарабатывает десятки тысяч на каждом рейсе. И не всегда понимают, что например сейчас в Ульяновске утренние рейсы битком, так как Аэрофлот уже который день отменяет свой утренний рейс.
В 2019 году обсуждался законопроект о введение серьезных штрафов за овербукинг ( продажу больше билетов, чем мест в самолете). Но Медведевское правительство сказало, что решать надо через размер компенсации, но так и не решило.
В итоге я, конечно, потребовал выплатить мне 1 ( один ) рубль компенсации морального вреда, извиниться и дать подробные объяснения, почему я могу быть уверен, что подобное со мной не повторится. В прошлый раз на железной дороге был виноват столяр Сидорин.
Как российские авиакомпании используют овербукинг, и на что стоит рассчитывать пассажирам
Овербукинг подразумевает продажу большего количества мест, чем есть на самолете. Авиакомпании знают, что определенное количество пассажиров не является на рейс и продают больше билетов, чтобы больше заработать. Овербукинг легален в США и Европе. У пассажиров есть право на компенсацию (но не всегда), у авиакомпаний – снять любого человека с рейса.
В России овербукинг практикуется, но в Воздушном кодексе о нем ни слова. Последние новости о законе, в котором хотели прописать права и обязанности при овербукинге, датируются январем 2016. Российские авиакомпании не обязаны предоставлять компенсации и получить ее можно через суд.
Статистика Департамента Транспорта США по овербукингу
В России нет достоверных данных о том, как часто случается овербукинг. В США снимается с рейсов (добровольно или против своей воли) 6 пассажиров из каждых 10 000.
Я попросил Романа Гильманова, CEO Compensair, компании, которая добивается выплат пассажирам от авиакомпаний, рассказать о правах пассажиров:
Авиакомпания имеет обязательство перевезти вас в пункт назначения, а не просто вернуть деньги. Вы можете требовать от нее предоставления места на ближайшем рейсе. В случае, если авиакомпания европейская, то даже рейс из России можно отнести к воздушному пространству ЕС, а значит есть возможность получить компенсацию.
В России особенно на что-то рассчитывать не стоит. Как минимум до момента, пока Монреальская конвенция не вступит в силу.
Что касается ЕС, если вам предложили ваучер на сумму близкую или равную возможной компенсации, то нет необходимости что-то еще требовать. Фактически это значит, что вам уже выплатили компенсацию. Если же все, что предоставили это ваучер на обед и билет на следующий рейс, то безусловно стоит подать заявку на получение компенсации.
Также крайне важно собрать косвенные доказательства овербукинга. Таким доказателство может служить, например, новый билет, справка от сотрудников авиакомпании или чеки, подтверждающие нахождение в аэропорту после взлета самолета. В данном случае это важно, так как овербукинг не фиксируется в базах данных и доказать его может быть несколько сложнее.
Как же российские авиакомпании практикуют овербукинг? Что делать, если на вашем рейсе случился овербукинг? Как “Аэрофлот”, S7 и другие разрешают такие проблемы? Я попросил подписчиков телеграм-канала “лайфхаки.тревел” рассказать свои истории.
Самый упоминаемый вариант – овербукинг в эконом-классе и посадка в бизнес на том же рейсе или билет в бизнес-класс на следующем. В случае, если рейс нескоро, вам оплатят отель и трансфер. С билетом в бизнес-класс, конечно, у вас будет доступ в бизнес-залы. Таких историй много:
В 2015 овербукинг был с моим коллегой на рейс “Аэрофлота” в Ростов из Шереметьево. Отправили следующим рейсом через 5-6 часов, поселили в отеле. Класс повысили до бизнеса. – Иван
Попал на овербукинг один раз в жизни. В 2014 году на рейсе Пулково – Домодедово с авиакомпанией “Россия”. Вылет в будний день в 8 утра. Предложили вылететь “Аэрофлотом” в Шереметьево на 1.5 часа позже с апгрейдом в бизнес. Дали посадочный, с ним меня пустили в бизнес-зал.- Роман
Я попадал один раз на овербукинг с S7 на рейсе из Москвы в Нижневартовск. Посадили на свободное место в бизнес. Из минусов-рейс задержали минут на 20, так как ждали дополнительное питание для незапланированных пассажиров бизнес-класса. Я и еще двое, как я понял.
Статуса у меня никакого не было. На стойке регистрации, когда я оформлялся, девушка долго что-то смотрела в компе, потом куда-то звонила, я услышал слово “овербукинг”, и потом мне выдали посадочный с местом в бизнесе. Я точно помню, что не в последний момент подошел. Где-то за час-полтора до вылета. – Александр
Иногда может пригодиться карта программы лояльности:
Года 3-4 назад был овeрбукинг на рeйс “Аэрофлота” в Гонконг. Дeмонстрация карточки часто лeтающeго пассажира рeшила вопрос (хватило базового “Аэрофлот-Бонус”), на зeмлe остался тот, у кого eе нe было. Дeнeг и бизнeс-класс лично мнe нe прeдлагали. – Михаил
В прошлом году летел инструктором в детский лагерь в Латвию “Аэрофлотом“. Нас было 60 человек, билеты групповые, при регистрации (были там за 3 часа, проходили ее постепенно) случайным 8 людям отказали в регистрации. Часа два озвучивались разные опции: “у вас неправильный билет”, “нам заменили самолет”, “у нас сейчас нет менеджера, который мог бы с вами поговорить”.
Затем бОльшая часть группы улетела, а оставшихся вписали на рейс S7 через 6 часов, дали талоны 500 рублей на питание и ваучеры на 200$ на следующий рейс “Аэрофлотом”. Рядом с нами была пожилая дама, которая не поместилась на этот рейс S7, чем закончилась ее судьба – не знаю.
Получение ваучеров на 200$ потребовало долгих переговоров, среди не посаженных на рейс была неистовавшая директор лагеря, возможно без нее бы их не было. – Алексей
Летела “Аэрофлотом” из Москвы в Дели в 2011 или 2012 году. Поздно пришла на рейс (не очень поздно, но, видимо, достаточно). Предлагали отель на сутки, пересадили в бизнес того же рейса на день позже и дали ваучер на 200 евро на билеты “Аэрофлота”. В целом, я не расстроилась, ибо никаких планов они не поломали. – Оксана
“Победа” не даст денег, но в остальном поступит цивилизованно:
В марте 2016 летел из Питера в Екатеринбург “Победой”. Билет купил за 6-7 часов до вылета. При попытке пройти регистрацию, девушка на стойке вызвала менеджера и произнесла «Кажется, это он».
Менеджер попросил подождать конца регистрации. Через пару минут выяснилось, что на рейс не попадают шесть человек, включая меня. Началась ругань, тыканье в билеты, угрозы судами и прочая стандартная ерунда, которая творится на стойках Победы (при мне всегда так, но обычно это происходит из-за споров о правилах провоза багажа).
Несколько человек после вылета самолета оформили возврат денег, а меня и еще одного пассажира пригласили в офис Победы. Он сказал, что ему необходимо попасть в Екатеринбург рано утром, так что попросил билет на ближайший возможный рейс. Ему предложили место в самолете Уральских Авиалинии, чем он и воспользовался.
Когда очередь дошла до меня, то я заявил, что хочу есть, спать и билет на следующий возможный рейс. К моему удивлению, все это предоставили. Пока менеджер оформлял документы, я отправился в одну из пулковских кафешек с ваучером на ужин. После этого за мной заехал автомобиль компании и отвез в Park Inn by Radisson Pulkovskaya. Билет мне достался на аналогичный рейс ровно через сутки. Кроме того, пообещали завтрак и обед в отеле.
Утром следующего дня завтрак прошел без эксцессов, а вот при попытке пообедать мне сказали, что авиакомпания не оплатила мое питание, в том числе и шведский-завтрак, который я уже употребил. Пожрал нелегально, так сказать. Вечером на большой машине вместе с экипажем Победы, который жил в этом же отеле, меня увезли в аэропорт. Ну и да, со второго раза я улетел.
Небольшие итоги. “Победа”:
– не выплатит вам ни копейки, если вы пострадаете от овербукинга. Только возврат денег/билет на другой рейс.
– готова подобрать вам подходящий рейс другой авиакомпании.
– готова дать ваучеры на питание в аэропорту, оплатить проживание в отеле и заняться вашей доставкой от/до.
Менеджеры победы спокойные, рассудительные и порядочные чуваки. За сутки они звонили мне раз пять, иногда просто спрашивали — все ли ок.
Сотрудник мне в курилке сказал, что для “Победы” овербукинг обычная практика, просто в этот день все пассажиры решили полететь. Сказал, что очередность определяется временем покупки билета. Условно говоря, мы были 143,144,145 пассажирами и т.д. Если ты покупаешь вечером в день вылета, то попадаешь в самый конец списка. – Илья
Но бывают и невеселые случаи:
Летел из Шереметьево в Симферополь в декабре Nordwind Airlines. На стойке регистрации меня и еще одного человека встретил быдловатого вида мужик, в “пацанской” форме объяснивший нам, что мы никуда не полетим и что он сейчас все порешает и что мы полетим ближайшим рейсом.
Больше я его не видел. Ждал я рейса около часа, после чего начал звонить везде, куда только мог дозвониться. К счастью, через полчаса я увидел сотрудников авиакомпании (других) и обратился за помощью к ним.
Они побежали со мной к стойке Аэрофлота, где “договорились” что меня повезет именно он, но только без багажа. Багаж они пообещали “передать своими силами”. Когда я отказался, мне объяснили, что либо я лечу без багажа, либо не лечу вообще.
Я полетел. По прилету багаж обнаружен не был, в службе розыска о нем не слышали. Опять начались звонки. Два дня я ждал багаж, после чего плюнул и поехал домой в другой город. Оттуда я дозвонился до Шереметьевской службы розыска, которая мне сообщила что мой багаж лежит у них и никуда не летал. Багаж, кстати, не был зарегистрирован, так как я его отдал представителям нордвинда прямо перед стойкой, потому я изрядно потратил нервов, описывая свой рюкзак, вспоминая что и в каком порядке там лежало, просто чтобы его а) нашли б) поверили что он и правда мой. Получил я его в итоге после Нового года.
Услугами Nordwind Airlines больше не воспользуюсь под дулом пистолета. – Игорь
В конце марта Россия приняла Монреальскую конвенцию, которая регулирует ответственность авиакомпаний перед пассажирами и устанавливает размеры компенсаций. Теперь снова слово Роману Гильманову. Я спросил его о том, как изменятся права пассажиров в России с принятием Монреальской конвенции?
Точной информации о размере компенсации пока нет. Дело в том, что Монреальская конвенция обозначает только верхний предел компенсации и верхнюю границу срока давности (это чуть более 5 000 евро и 6 лет). При этом страна участник конвенции должна на основе конвенции создать регламенты с точным описанием сумм компенсаций, сроков давности, порядка расчета и получения компенсации.
Например, в ЕС, сумма компенсации хоть и приличная (250-600 евро), но далека от верхней границы в 5 000 евро.
При овербукинге же фактически просто рассчитывается время задержки прибытия в конечный пункт, как и в случае с задержкой и отменой рейса. Также аналогичным образом влияет расстояние между аэропортом вылета и прилета. У нас на сайте также есть калькулятор и таблица для расчета. – Роман Гильманов, CEO Compensair
Как не стать жертвой овербукинга?
От овербукинга никто не застрахован. Но есть несколько способов гарантировать себе место с высокой вероятность даже на перебронированном рейсе:
Если вы пострадали от овербукинга, напишите об этом в комментарии.
Принять участие в розыгрыше можно на нашей странице в инстаграме.