овербукинг что это в авиации в россии

Овербукинг

Если дословно переводить овербукинг с английского overbooking, то это слово означает «перебронирование» — случаи, когда авиакомпания продает больше авиабилетов, чем мест в самолете. Авиакомпании пользуются тем, что на рейс приходит на 5-10% меньше людей, чем продано билетов, и продают авиабилеты с запасом, чтобы самолет улетел полностью заполненным.

Стоит отметить, что бывает технический овербукинг, когда авиакомпания вынуждена заменить самолет на менее вместительный и часть пассажиров вынуждена ждать следующий самолет.

овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть фото овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть картинку овербукинг что это в авиации в россии. Картинка про овербукинг что это в авиации в россии. Фото овербукинг что это в авиации в россии

Посадка в самолет (Фото: MichaelGaida | Лицензия Pixabay)

Это законно?

За рубежом большинство авиакомпаний продают билетов больше, чем количество мест в самолете. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признает овербукинг и регламентирует действия пассажиров и авиакомпаний. Пассажирам, которым не хватило мест в самолете, авиакомпании выплачивают компенсации и предлагают перелет на ближайшем рейсе. Часто сотрудники авиакомпаний спрашивают пассажиров, кто готов полететь следующим рейсом за вознаграждение: денежная компенсация, бесплатные авиабилеты или бонусы милями.

Овербукинг в России

В России овербукинг не регулируется. С 2015 года идет обсуждение прав пассажиров и обязанностей авиакомпаний. До сих пор никаких официальных поправок в ФАПы (Федеральные авиационные правила) не вносилось.

Как узнать, что у вас овербукинг

Как правило, при овербукинге система онлайн регистрации не дает выбрать места и не предоставляет посадочный талон. Таким образом, пассажир не может онлайн зарегистрироваться на свой рейс ни через сайт авиакомпании, ни с помощью мобильного приложения. Рекомендуем в таком случае сразу звонить в авиакомпанию и выяснять причину, а не ждать дня вылета. Однако, точно узнать об овербукинге можно только в аэропорту на стойке регистрации авиакомпании.

Что делать при овербукинге

Главное не паниковать и не скандалить. Если не предоставляют место в самолете на территории Европы или США, то выплатят компенсацию от 125 до 600 евро (до 43 тыс. руб.) и отправят в полет ближайшим рейсом, где будут свободные места. Просите дополнительных бонусов: некоторые авиакомпании предлагают бесплатное повышение класса обслуживания, например, пересаживают в бизнес-класс.

В России овербукинг не запрещен законом, но о нем не любят говорить авиакомпании. Обычно сотрудники на стойках регистрации сообщают, что вы не можете улететь по «техническим причинам». Только в редких случаях сотрудники авиакомпаний сообщат, что случился овербукинг. В любом случае, авиакомпания признает, что задержка вылета случилась по ее вине.

В случае овербукинга на территории России вас должны посадить на ближайший рейс. Также вы можете возместить полную стоимость билета и отказаться от рейса. Авиакомпании обязаны предоставлять горячее питание, если рейс задержан на 4 часа, и гостиницу, если задержка на 6 часов ночью или 8 часов днем. Т.е. овербукинг по российским законам можно понимать как задержку рейса по вине авиакомпании.

Однако, в настоящее время в России не установлена ответственность авиакомпаний по возвращению платы за перелет в случае отказа пассажиру в посадке на рейс из-за отсутствия посадочных мест в самолете. Именно поэтому, в сентябре 2017 года в Госдуму внесен законопроект, обязывающий авиакомпании вернуть десятикратную стоимость авиабилета в случае, если пассажир не сможет улететь из-за овербукинга.

Как получить компенсацию 600 евро за задержку рейса

Размер компенсации при овербукинге зависит от времени ожидания следующего рейса и расстояния полета. Чем дальше больше ждать вылета и дальше лететь, тем выше компенсация. Размер компенсации устанавливается согласно Монреальской, Варшавской конвенциям или Регламенту Евросоюза № 261/200.

Обычно, сотрудники авиакомпании на стойке регистрации сообщают размер компенсации, предлагая пассажирам, которые не торопятся, полететь на следующем рейсе за вознагрождение.

Размер компенсаций согласно закону

Причина1 ч.2 ч.3 ч.4 ч.Расстояние
Отказ в посадке125€250€250€€250€1500 км или менее
200€400€400€400€Все рейсы в пределах ЕС более 1500 км и все рейсы между 1500 и 3500 км
300€600€600€600€Все рейсы с одним из пунктов не в ЕС более 3500 км

Получить компенсацию за овербукинг, а также за задержку или отмену рейса можно онлайн. Юристы компании свяжутся с авиакомпанией и потребуют компенсацию в размере до 600 евро (до 43 тыс. руб.). Если компенсация возможна, компания удержит 25% от суммы компенсации пассажиру. Если компенсацию получить невозможно, то платить юристам не нужно.

Источник

Ваш Авиа Гид

Новости, спецпредложения и акции авиакомпаний мира

овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть фото овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть картинку овербукинг что это в авиации в россии. Картинка про овербукинг что это в авиации в россии. Фото овербукинг что это в авиации в россии

Только представьте, вы заблаговременно запланировали отпуск, купили авиабилеты, забронировали жилье — в-общем, сделали все и спокойно дожидаетесь только даты вылета. Приезжаете в аэропорт, встаете в очередь на регистрацию и когда подходит ваш черед, представитель авиакомпании заявляет: «Сожалеем, но мест на борту больше нет». Поверить в такое невозможно, но это абсолютно реальная ситуация, причиной которой стал овербукинг.

Овербукинг — что это

Овербукинг — это продажа сверх того, что можно продать. Бывает такое не только в авиации. Но мы будет разбираться именно с овербукингом в авиакомпаниях. То есть, например, на конкретном рейсе 50 мест на борту, а билетов продано 55. И это вполне законно.

Родина явления овербукинга — США. В 1950-х годах авиакомпании подсчитали свои убытки в результате отказов от перелета и перевозки пустых кресел. Оказалось, что примерно 10% пассажиров не являются на рейс и оформляют возврат. А авиакомпания при этом везет пустые кресла. Все это приводило к существенным убыткам.

В результате была разработана новая маркетинговая стратегия — овербукинг. То есть, продавать билетов стали больше, чем мест на борту, рассчитывая на те самые 10% пассажиров, которые на рейс не являются. А в тех ситуациях, когда мест не хватало, невезучим пассажирам компенсировали все неудобства. И это, к конечном счете, тоже было дорого, хотя и случалось редко.

И, наконец, авиакомпании пришли к идеальной схеме. Они также продают билетов больше чем мест, но при этом в случае овербукинга ищут пассажиров-добровольцев, которые готовы перенести перелет взамен на определенные компенсации. То есть, разница в том, что при такой стратегии пассажир отказывается от поездки добровольно, а юридически — это совсем иная ситуация, нежели принудительный отказ.

овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть фото овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть картинку овербукинг что это в авиации в россии. Картинка про овербукинг что это в авиации в россии. Фото овербукинг что это в авиации в россии

Мест на борту может не хватит и по техническим причинам, например, когда неожиданно борт на рейсе заменяют на меньший. Еще один случай овербукинга — когда на рейс в срочном порядке «сажают» сотрудника авиакомпании или VIP-персону. Или же — что бывает достаточно редко, авиакомпания вынуждена взять на борт депортированных граждан, разумеется, на места, оплаченные обычными пассажирами.

Овербукинг в России

К сожалению, по состоянию на 2019 год закон об овербукинге в России все еще на стадии обсуждения, в отличие от закона о невозвратных тарифах, который был принят еще в 2014 году. Формально, овербукинг отечественным авиакомпаниям не запрещен, но при этом процедура никак не регламентируется. Закон о защите прав потребителей РФ, фактически приравнивает овербукинг к мошенничеству. Но не спешите радоваться, это значит всего лишь то, что свои права вам придется доказывать в суде.

Чиновники не планируют легализацию овербукинга в России. Но обсуждают введение компенсаций для пассажиров, что было бы очень удобно. Примерные суммы компенсаций пассажиру за овербукинг на рейсе российской компании могут быть от 200 до 400 долларов на международных рейсах, и от 8000 до 20000 руб. на внутренних рейсах (сумма зависит от дальности рейса). Кроме компенсации пассажир будет вправе потребовать возврат средств за неиспользованный билет или же согласиться вылететь другим рейсом. Ну и дополнительные бонусы в законе тоже планируется прописать — предоставление гостиницы, повышение класса обслуживания и т.д.

Все перечисленные изменения в Воздушный кодекс РФ чиновники планировали внести еще до конца 2018 года. Но, как мы видим, воз и ныне там.

Собственно, сегодня в случае овербукинга отношения между авиакомпанией и пассажиром регулируются Воздушным кодексом и Законом и защите прав потребителей.

Овербукинг за рубежом

В Европе овербукинг — явление вполне законное и четко регламентированное. Правила прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Пассажиру, в случае овербукинга, полагается компенсация от 250 до 600 евро (250 евро на рейсах дальностью менее 1500 км., 400 евро на рейсах дальностью от 1500 до 3500 км., 600 евро на рейсах свыше 3500 км.).

Вместо денег вам могут предложить ваучер, который можно будет обменять на авиабилеты. Но у вас есть право от такого ваучера отказаться и требовать возврат средств.

Помимо компенсации авиакомпании предоставляют трансфер, оплачивают еду, берут на себя вопросы хранения багажа и пр.

Это все актуально если вы летите из аэропорта любой из стран ЕС, или из Швейцарии, Исландии или Норвегии.

В США овербукинг также узаконен. Компенсации до 1300 долларов.

Что делать пассажиру в случае овербукинга

Итак, это случилось. Читайте и запоминайте порядок действий.

Если овербукинг случился на территории ЕС и вы летите европейской компанией, овербукинг может даже оказаться выгодным для вас случаем. Когда представитель авиакомпании заявит об овербукинге и будет искать добровольцев, если вы не торопитесь, вполне можно вызваться в числе таковых. О размере компенсации в ЕС я писала выше.

Вам предложат лететь другим рейсом, вы получите компенсацию за овербукинг, а также авиакомпания должна будет предоставить еду, напитки, отель и трансфер (в зависимости от времени ожидания следующего рейса).

Все чеки, билеты и квитанции лучше сохранять до того момента, когда все вопросы будут благополучно разрешены.

Если случилось так, что и на рейс вас не посадили, и компенсацию не предоставили, придется обращаться в суд, что учитывая европейское происхождение перевозчика, довольно затруднительно. В такой ситуации могу посоветовать посредников, Compensair, например, которые берут на себя все вопросы о компенсации за 25% от той суммы, которую вы в результате получите.

Как избежать овербукинга авиабилетов

100% застраховать себя от овербукинга не получится. Это как лотерея. Но определенные действия все же помогут снизить риск оказаться в числе тех несчастливцев, которые не попадут на борт.

Источник

Овербукинг: за и против

Имеют ли авиакомпании право не исполнять договор перевозки из-за того, что самолет оказался переполненным по их же вине? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден – сама его постановка вызвала бурную реакцию читателей.

овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть фото овербукинг что это в авиации в россии. Смотреть картинку овербукинг что это в авиации в россии. Картинка про овербукинг что это в авиации в россии. Фото овербукинг что это в авиации в россии

Публикация «В Воздушный Кодекс хотят внести запрет на овербукинг», опубликованная в среду, вызвала целый ряд читательских откликов. Значительная их часть, если обобщить, сводится к тому, что экспертные оценки, приведенные в статье, поддерживают позицию авиакомпаний и в целом оправдывают практику продажи одного места двум пассажирам, которую авторы откликов считают мошеннической.

Аргументы, выдвинутые защитниками овербукинга (никоим образом не аффилированными с какими-либо авиакомпаниями), основаны на рациональных экономических расчетах. По мнению этих экспертов, приведённому в упомянутой выше статье, овербукинг является необходимым элементом бизнеса воздушных перевозок, и его полный запрет приведет в лучшем случае к удорожанию авиабилетов, а в худшем — к уходу с рынка ряда авиакомпаний, поскольку маржинальность их бизнеса упадет ниже нуля. Достаточно вспомнить, к примеру, что по данным, которые приводил в 2015 году «Аэрофлот», на рейсы не являются до 15 процентов забронировавших места пассажиров.

Законопроект, который вызвал столь противоречивые отзывы и который Госдума планирует рассмотреть на будущей неделе, к сожалению, не содержит никаких экономических расчетов, демонстрирующих то, как его принятие отразится на индустрии пассажирских авиаперевозок. Более того, один из авторов законопроекта Олег Нилов («Справедливая Россия»), в беседе с «Экспертом» признал, что такие детальные расчеты при подготовке документа не проводились. Мотивацией депутатов, по словам Нилова, было, скорее, общее ощущение порочности практики, когда неисполнение гражданско-правового договора, каковым является договор перевозки, не влечет за собой никаких последствий для стороны-нарушителя.

Овербукинг о двух концах

Споры вокруг практики продажи «двойных» билетов на авиарейсы идут уже не первый год. В 2015 году Министерство транспорта представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга. В феврале 2021 года такую же попытку предпринял «Аэрофлот», объяснив свою инициативу тем, что её реализация позволит снизить стоимость авиабилетов. Ранее за легализацию овербукинга высказывались авиакомпании S7 и Utair.

Все без исключения эксперты авиационной отрасли, равно как и практикующие в области защиты прав потребителя юристы, соглашаются с тем, что проблема обоюдоострая и не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует сам факт того, что уже более пяти лет лоббисты гражданской авиации безуспешно пытаются окончательно легализовать овербукинг, но правительство и законодатели не решаются на такой шаг, понимая, что официальное разрешение дважды продавать одну услугу может вызвать серьезную социальную напряженность. Действительно, потенциально проблема овербукинга затрагивает едва ли не всё взрослое население России — за 2019 (последний до пандемии) год, авиатранспорт перевез 110 млн пассажиров.

В результате правительству приходится маневрировать между двух огней, по-прежнему оставляя овербукинг в «серой» правовой зоне: официально он не запрещен, но никаких законодательных норм, которые регулировали бы права пассажиров и обязанности перевозчиков в подобных конфликтных ситуациях, не существует. Понятно, что в отсутствие правового регулирования бизнес (и авиационный здесь не исключение) старается выжать максимальную прибыль за счет потребителей, при этом объясняя это заботой об их же, потребителей, интересах.

Единственное, чем сегодня регулируются взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в России, это Монреальская конвенция 1999 года, к которой наша страна присоединилась в 2017 году (то есть, уже после того, как Минтранс предложил легализовать овербукинг). Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность авикомпании за ущерб из-за задержки рейса составлял 1875 рублей за каждый час (но не более половины от стоимости билета), то по новым правилам верхний предел компенсации поднялся до более чем 330 тысяч рублей.

Специалисты в области защиты прав потребителей, впрочем, сетуют на то, что формальные требования конвенции бывает крайне сложно исполнить на практике, если речь идет об обычном пассажире, не ориентирующемся в юридических тонкостях.

«Пассажир мало что может сделать, если авиакомпания откажет ему в перевозке, и он захочет самостоятельно решить возникшую проблему. Ему придется идти в суд, но это требует времени, дорого, а главное — не дает никаких гарантий, что суд встанет на сторону истца», — поясняет Андрей Лухин, юрист, специализирующийся на защите интересов авиапассажиров.

Неудобства, а часто и драматические ситуации, с которыми сталкиваются граждане из-за такой, ничем не регулируемой, практики, многократно перевешивают выгоду перевозчиков, полагает целый ряд экспертов. Да, овербукинг действительно является частью экономики коммерческих пассажирских авиаперевозок. Но в отличие от Европы и США, где он четко регулируется, в России оставшийся «за бортом» пассажир полностью зависит от наличия или отсутствия доброй воли авиакомпании, и не может полагаться на защиту закона.

Пассажир? А чем докажешь?

С тем, что пассажир беззащитен перед авиакомпанией, согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Максимум, на что может ссылаться в судебном иске оставшийся без места пассажир — на бездействие перевозчика, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (статья 120 того же ВК).

Все эксперты признают, что в вопросе овербукинга есть «две правды», каждая из которых может быть обоснована теми или иными аргументами, поэтому единственный вариант его решения — вывод овербукинга из тени в область его четкого регулирования — в первую очередь в интересах пассажиров.

Пока же, согласно приказу Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года (в редакции от 5 октября 2017 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”», авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру, которого она не смогла отправить по расписанию:

Палку не перегибать, практику — отрегулировать

Кирилл Янков полагает, что запрещать овербукинг как таковой — значит перегибать палку. Разумнее было бы так отрегулировать эту практику, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.

«Проблема усугубляется тем, что нехватка мест может быть вызвана не только преднамеренным овербукингом, — говорит Янков. — Бывает, что авиакомпания заменяет самолет на менее вместительный по техническим причинам, или приоритетную посадку на борт предоставляют пассажирам, не улетевшим предыдущим рейсом, из-за чего часть «плановых» пассажиров в самолет не попадает. Но для пострадавших причина, по которой они не смогли улететь, никакой роли не играет.»

Законопроект, предложенный группой депутатов, причины отказа пассажиру в перевозке, не связанные с овербукингом, тоже учитывает — в предлагаемом пункте 4 статьи 108 Воздушного Кодекса. Как полагает Янков, это пример правильного подхода — попытка регулировать проблему экономическими инструментами, а не запретами, чем грешит предлагаемая поправка к статье 103 ВК.

И всё же, полагает эксперт, необходимо повысить материальную ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Если компенсации за невылет будут весомыми, некоторые пассажиры, по мнению Янкова, добровольно согласятся подождать до следующего рейса, пропустив на посадку тех, кто в самом деле спешит.

Источник

Мой рейс переполнен

И я на этом зарабатываю

Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.

Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.

На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.

Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.

Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.

Права лишних пассажиров

В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.

В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.

В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.

Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.

Размер и порядок компенсации

Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.

Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.

Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:

Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.

Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.

Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.

Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров

Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.

Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.

Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.

Как быть лишним и богатым

Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.

Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:

Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.

Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.

На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.

Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию

Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?

Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?

Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?

Что делать, если все пошло не так

Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.

Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.

Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.

Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *