огневица и трясавица что это

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Имена 12 Трясовиц. Лечения тяжелых болезней.

Сообщений 1 страница в чем разница» rel=dofollow»>страница 5 из 5

Поделиться12016-10-31 21:43:22

Сегодня предлагаю поговорить об именах дочерей ирода и о заговорах с обрядами в которых они используються. Есть множество упоминаний этих имен. Некоторые из них очень интересные, а другие просто неописуемо прекрасные.

Интересно, что дочери Ирода, (12 лихорадок) в качестве темной силы вошли в Иконографию :в XVIIв. иконы «побед ангела-хранителя над трясавицам» где изображались 12 обнаженных женщин

Трясовицы, их имена история и изображения намного интереснее не давно выдуманного славянского пантеона, а так же говорят о том, что люди писавшие этот самый пантеон, даже не удосужились заглянуть в какие-то вразумительные источники. Все просто эпитеты и аллегории настоящих заговорных форм, исчерпывающе полны и бесконечно прекрасны.

Вот текст в котором мы встречаем следующее интересное описание се6стриц « дочери Филипповы, сестры Иродовы, «убийцы» Иоанна Предтечи
огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

вариант, где трясовиц уже называют водными демонами
огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

Следующие имена, тоже очень интересные
огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

Поделиться22016-10-31 21:43:34

Давайте рассмотрим этот заговор, он очень интересный. Немного длинный конечно, кстати он взят из обряда лечение тяжелой болезни и в принципе достаточно результативен, если есть желание, его можно рассмотреть отдельно в виде обряда.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, раба Божьего (имярек), Господи, благослови! На Черном море стоит послан от Бога свят апостол Сизиний и зрит в море; и возмутися море до облак, изыдоша из моря десять простовласых жен, окаянных видением диаволов; он же вопроси их, святы апостол Сизиний: «Что вы за жены, окаянные видением диаволы, пришли милостивою Христовою?» Оне же реша ему: «Мы – жены трясовицы и послушницы Ирода царя и прочих сих». И вопроси их великий святитель Сизиний и рече им: «Почто есть, диаволы, пришли мучить род человеческий, главу жечи и кости ломить, и сердце щипать?». «А кто много безпрестанно спит и ест, не молится, и кто без молитвы Иисусовы спать ложится, и кто молитвы Иисусовы не творит вставая, не перекрестится, и кто в праздники Господни блуд творит и нечист ходит, и пьет, и ест рано, и тот наш угодник». И возмолится святы апостол великий Сизиний Богу о болящем(ей) рабе Божием(ей) (имярек): «Госпо ди, Господи, избави род человеческий сия великия болез ни». Господь услыша молитву его и посла святы крест ему на помощь и четырех евангелистов Матфея, Марка, Луку, Иоанна: «И учнут вас мучить, тремя пруты железными бити, даючи вам, ненавистницам, по триста ударов на день». Оне же начаша вопити великим гласом и молиться: «Святы Христовы архангелы, евангелисты, не мучьте нас и отпустите во судбище наше, и где ваше святое евангельское имя заслышим, от того раба и человека бежать, от роду его и от храмины его и никаким козням не прикоснемся». И вопроси их святы великий Сизиний и четыре евангелиста: «Что ваши имена?» Окаянные видением диаволы рече:«Мне есть имя Трясся. Не может тот человек согретися в печи». – «Та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Вторая рече: «Мне есть имя Огнея. Как разгорятся дрова смоленыя в печи, так ражигает во всяком человеке сердце». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Третья рече: «Мне есть имя Ледея. Знобит род человеческий, что тот человек и в печи не может согретися». – «И та буди проклята самим Господом Иисусом Христом и святыми отцы».
Четвертая рече: «Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре, аки камень, здыхает, здохнуть не дает, с души сметывает». – «Та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Пятая рече: «Мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит из человека с хрипом». – «Та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом».
Шестая рече: «Мне есть имя Глухая. Та ложится у человека в головы и уши закладывает, тот человек бывает глух». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Седьмая рече: «Мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Восьмая рече: «Мне имя Унея. Аки выловиц плетима испущает тець и кровь». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Девятая рече:«Мне имя Желтея. Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Десятая рече: «Мне имя Коркуша». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Одинадцатая рече: «Мне есть имя Гледея. Та буди всех проклятие: в нощи спать не дает, многие беси к тому человеку приступаются и с ума его сбрасывают, и спать не дают: на месте не сидит». – «И та буди проклята самим Господем нашим Иисусом Христом и святыми отцы».
Двенадцатая рече: «Мне есть имя Невея. Сестра старейшая трясовича и угодница Ирода царя, наболящим человеком страшна; та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царя на блюде». – «И та буди всех проклятие самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Окаянныя жены суть трясовицы. Заклинаю вас великим архангелом Михаилом, и святым апостолом Сизинием, и четырьми евангелисты Лукою, Марком, Иоан ном, Матфеем. Окаянная ты еси, Трясея; окаянная ты еси, Огнея; окаянная ты еси, Ледея; окаянная ты еси, Гнетея; окаянная ты еси, Хрипуша; окаянная ты еси, Глухая; окаянная ты еси, Унея; окаянная ты еси, Желтея; окаянная ты еси, Гледея; окаянная ты еси, Невея, сестра старейшая! Заклинаю вас образом Божием и святым апостолом Сизинием, архангелом Михаилом и четырьми евангелисты Лукою, Марком, Иоанном, Матфеем; бежативам от образа Божия. Призываю на вас архангела Михаила, и святаго апостола Сизиния, и пророка Иоанна Предтечу, и четырех евангелистов Луку, Марка, Иоанна, Матфея. Учнут вас мучить, дадут вам по тысяче язв на день. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Крест – хранитель всея вселенныя, крест красота церквам, крест – ангелом похвала, крест – верным утверждение, крест – верным язв исцеление и очищение, крест – бесом прогнание, исцеление. Всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Источник

СЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это Сообщение [Страница 1 из 1]

1 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоСЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ Ср Май 23, 2012 3:54 pm

2 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоRe: СЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ Ср Май 23, 2012 3:55 pm

Во славу Богов Родных речено се волхвами велемудрыми. А ста словеса сии добрым людям во здравие! Гой!

…Как на Море на Окияне да на Острове Буяне стоит каменный столб от Земли до Небес. У того столба стоят двенадцать Старцев Старых – Старцев Вещих. Как восставали на Окиян-Море волны, возмущалося Окиян-Море от Земли до Небес, а изыдоша из Моря двенадцать жён окаянных, от Богов Светлых проклятых, простоволосых.
Как вопрошали их Старцы Старые – Старцы Вещие, Именем Велесовым заклинали: «Кто вы есть сами, жёны злообразные, какого вы есть Рода-Племени, да почто вы есть из Окиян-Моря вышли?»
А они им рекоша: «Мы есть Кощного Бога да Мары дщери, а вышли мы из Окиян-Моря мучить Род человеческий: кто по Правде не живёт, кто Богов Родных исто не славит, кто на Капище не ходит, а всякое лихо чинит, Кривде поддавшись, того мы и мучим разными муками да недугами!»
Как вопрошали их Старцы Старые – Старцы Вещие,
Именем Велесовым заклинали: «Как, окаянные, вам имена?»
На то первая рече: «Мне есть имя Огнея!»
На то вторая рече: «Мне есть имя Гнетея!»
На то третья рече: «Мне есть имя Знобея!»
На то четвертая рече: «Мне есть имя Ломея!»
На то пятая рече: «Мне есть имя Трясея!»
На то шестая рече: «Мне есть имя Хрипея!»
На то седьмая рече: «Мне есть имя Глухея!»
На то восьмая рече: «Мне есть имя Пухлея!»
На то девятая рече: «Мне есть имя Сухея!»
На то десятая рече: «Мне есть имя Желтея!»
На то одиннадцатая рече: «Мне есть имя Чернея!»
На то двенадцатая рече: «Мне есть имя Хладея!»
«А есть еще мать наша – Мара-Старея, из всех нас злейшая: которого человека она измает – вскоре не может тот человек на Белом Свете быти!»
Тако слышали Старцы Старые – Старцы Вещие от самих Трясовиц-Лихоманок, Именем Велесовым их крепко заклинали – как ключом замыкали, а ключ тот добрым людям отдавали. Ведающий – ведает, иной же – мается!
А буде вовек – как речено! Гой!

3 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоЗаговоры от лихорадок Сб Май 26, 2012 6:08 am

Заговоры от лихорадок

Больной, если хватало силы, должен был отправиться в лес, чтобы найти осину, поклониться ей и произнести следующий заговор:

Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!

После этого он перевязывал осину своим поясом.

Этот заговор читали во время вечерних зорь по 3 раза и сплевывали после каждого в левую сторону со словами:

Покуда я плюю, потуда б рабу (имярек) хворать.

На лихорадку существует огромное множество заговоров. Но должна напомнить вам, что в те далекие времена почти все болезни, сопровождающиеся температурой и сильным жаром, считались славянами лихорадкой.

На горах аеонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясных, и рече старец Пафнутий с тремя надесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече ему двенадесять девиц. Есть мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить.

И рече старец Пафнутий своим старцам: зломите по три прута, тем станем их бити по три зари утренние, по три зари вечерние. Взмолились двенадесять дев к тринадесяти старцам с старцем Пафнутием. И не почто же бысть их мольба. И начата их старцы [бить], глаголя: ой, вы еси двенадесять девиц! Будьте вы трясуницы, водяницы, расслабленные, и живите на воде студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте. Побегоша двенадесять девиц к воде студенице, тресуницами, водяницами, расслабленными.

Заговариваю я раба (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты, двенадесять девиц, в тартарары! Отойдите от раба такого-то в леса темные да древа сухие.

Существовал и «усеченный» вариант этого заговора. Выглядел он следующим образом:

4 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоRe: СЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ Сб Май 26, 2012 6:10 am

Leonard

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

5 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоRe: СЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ Сб Май 26, 2012 6:15 am

6 огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что этоRe: СЛОВО ПРОТИВ ТРЯСОВИЦ Вт Май 29, 2012 12:38 am

Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины ( имя..), у всякой тварины, у стара и млада, Ты – Божья Услада!
Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба.
Тебя прославляем, к себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди!
≈≈≈

«Батюшка ты Семаргл-Огнебог, ты всем Богам Бог, всем ты огням огонь! Как ты жжешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей, так и спали с (имя речется) скорби и болезни. Ныне и присно и от круга до круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди!»
≈≈≈

Лечебный ритуал на избавление от хворей:

Руки разогреть трением друг о друга и наложить средний палец правой длани на чело, а остальные 4 пальца попарно положить на крылья носа на 3-5 мин. Таким образом возникает давление на активные точки и носовые пазухи прогреваются.

Сердце:
Если в области сердца образуется сбой – энергетическая пробка, то указательными пальцами обеих рук попарно нужно растирать большие пальцы.
Большим пальцем нажимать на другие обеими руками, уходят боли в области сердца, в почках и т.п.

Источник

Огневица и трясавица что это

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

Трясавицы(Лихоманки, Лихорадки)

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

Трясавицы(Лихоманки, Лихорадки)

Сообщение warriorspirit » 11 июн 2016, 11:14

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

Трясавицы со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом.

Кто такие сестры – лихоманки, лихорадки, трясавицы. Небольшая экскурсия в историю заговоров.
Не в даваясь в подробности возникновения образа, можно отметить, что в мифологии, заговорах чаще это обозначение духов болезней, насылаемых на человека.
Во многих заговорах встречается их упоминание, как дочерей Ирода, проклятых Богом, в результате чего они провалились под землю заживо.
Число их не имеет точного выражения, в разных источниках от 7 до 77 ( у Шеина П.В), есть и 144( у Ф. Варенько), основных выделяют 12.
У каждой из них есть свое имя и особые злонамеренные свойства. У разных народностей, имена переложены на свой лад, но схожи по смыслу. Условно я бы разделила их на три вида: болезни сезонные физические, общие и душевные(психические).
Н. Виноградов (из выпуска №2 Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. 1908 г.) упоминает вот таких лихоманок и как они о себе рассказывают( в моем переводе):

В книге Карского Е. Ф («Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 2. Старая западнорусская литература.1921г.) упоминается, белорусский заговор из записей Шейна П. В., где имена другие, но смысл схож (привожу дословно, без изменений):

«По первым, веснянка, а вторая ледзянка, а трецця листападница, а чатвертая костяница, пятая квахтухка, шостая ноцница, семмая смутница! Откацись, отвались, от грудзеу, и от бела цела (прим. «тела») и от буйной головы! Ты дзеукай ня шляйся, на мяне ни зиряйся, я у хаце ляжу на вуголь гляжу, как вуглю сгорбець, так табе у котле кипець, Бяги ня зиряйся, назад ня вертайся.»

Здесь уместно упомянуть, что на моей исторической родине (городок на границе Брестской и Гомельской областей Беларуси), уже очень старые бабуси, еще могут в разговоре сказать- «лихаимка напала» (о человеке, слегшем неизвестно от чего или внезапно умершем, без явных признаков болезни);
«ой, лихо бесово напало» (если есть подозрение, что болезнь напала от того что «сделали»); «лихаимки уцягнули» (если человек утонул от судороги).
Избавлялись от трясовиц всевозможными способами: заговорами, молитвами, водой специальной, на осину сводили, защитные обереги делали, амулеты носили и др.

Для примера приведу из записей Н. Виноградова (из выпуска №2 Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. 1908 г.)
№ 3 (Заклинание трясовиц)
Заклинаніе трясовицъ.
Аще кто сію молитву хощетъ читать на здравіе тѣла отъ діявольницъ сихъ и
проклятыхъ трясовицъ, сице да творитъ и читаетъ надъ главою болящаго. И ты, снемъ крестъ съ себя, и положи въ пріуготовленную воду въ сосудѣ и глаголи сице:
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь, аминь, аминь.
Окаянныя трясовицы, заклинаю васъ Господемъ нашимъ, Іисусомъ
Христомъ, и пречистою владычицею нашею Богородицею, и всѣми святыми,святымъ архангеломъ Михаиломъ и преподобнымъ Сисиніемъ, и четыремъ евангелистомъ: Маркомъ, Лукою, Матфіемъ и Іоанномъ Богословомъ.
Окаянная ты еси, Трасовица!
Окаянная ты еси, Мѣдія!
Окаянная ты еси, Ярустошо!
Окаянная ты еси, Коркуша!
Окаянная ты еси, Коркодія!
Окаянная ты еси, Желтодія!
Окаянная ты еси, Люмія!
Окаянная ты еси, Секудія!
Окаянная ты еси, Пухлія!
Окаянная ты еси, Чемія!
Окаянная ты еси, Нелюдія!
Окаянная ты еси, Невія!
Побѣжите отъ раба Божія (имя рекъ). Аще не бѣжите, то пришлю на васъ святаго архистратига Михаила и преподобнаго отца Сисинія, и четырехъ евангелистовъ: Марка, Луку, Матфія, Іоанна Богослова. И дадутъ вамъ по тысящѣ ранъ. Отидите, окаянныя, отъ раба Божьяго, (имя рекъ). Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Дай воду пить болящему и рцы: піетъ рабъ Божій, имя рекъ, на здравіе тѣлесное купѣ же и душевное. Аминь, аминь, аминь.

Источник

Здоровье. Человек. Природа.

Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.

7 января 2014 г.

12 лихорадок, лиходеек да лихоманок

огневица и трясавица что это. Смотреть фото огневица и трясавица что это. Смотреть картинку огневица и трясавица что это. Картинка про огневица и трясавица что это. Фото огневица и трясавица что это

А. Фет. Лихорадка
— Няня, что-то все не сладко!
Дай-ка сахар мне да ром!
Все как будто лихорадка,
Точно холоден наш дом.
— Ах, родимый, Бог с тобою:
Подойти нельзя к печам!
При себе всегда закрою,
Топим жарко — знаешь сам.
— Ты бы шторку опустила.
Дай-ка книгу. Не хочу.
Ты намедни говорила,
Лихорадка. я шучу.
— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сестры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.
Вишь, нелегкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдет тебя трепать.
— Верю, няня. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?
Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («манья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать). Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы; они обитают в мрачных подземельях ада и представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Одна из них — старшая — повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской род: «Тело жечь и знобить, белы кости крушить».

В замену этих имен ставят еще следующие: сухота (сухея), от которой иссыхает больной, аки древо, зевота, блевота, потягота, сонная, бледная, легкая, вешняя, листопадная (то есть осенняя), водяная и синяя (старинный эпитет огня и молнии). Ясно, что с лихорадками народ соединяет более широкое понятие, нежели какое признает за ними ученая медицина; к разряду этих мифических сестер он относит и другие недуги, как, например, горячку, сухотку, разлитие желчи и проч. — знак, что в древнейшую эпоху имя «лихорадка», согласно с буквальным его значением, прилагалось ко всякой вообще болезни.

Тождество внешних признаков и ощущений, порождаемых различными недугами, заставляло давать им одинаковые или сходные по корню названия и таким образом смешивать их в одно общее представление злых, демонических сил; сравни: огнея — лихорадка и горячка, называемая в простонародье огневицею и палячкою; в некоторых местностях России вместо сестер-трясовиц рассказывают о двенадцати безобразных старухах — горячках; огники — красная сыпь по телу, золотуха — в областных говорах огника (огница) и красуха, изжога — боль под ложечкой; у немцев корь — rötheln, рожа — rose, rothlauf. Эпитеты: красный, желтый, золотой — исстари служили для обозначения огня, и в заговорах лихорадка называется не только желтухою, но и златеницею. Сухота — имя, свидетельствующее о внутреннем жаре, сближает одну из лихорадок с сухоткою; у сербов суха болеет, сушица — dörrsucht; белорусы называют чахотку — сухоты. Вслед за приведенным нами сказанием о встрече отца Сисиния с лихорадками предлагается самое заклятие: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окаянные трясовицы! заклинаю вас святым отцом Сисинием, Михаилом-архангелом и четырьмя евангелистами: побегите от раба Божия (имярек) за три дня, за три поприща; аще не побежите от раба Божия, то призову на вас великого апостола Сисиния, Михаила-архангела и четырех евангелистов: Луку, Марка, Матфея, Иоанна, и учнут вас мучити, даючи вам по триста ран на день». К этой угрозе иные списки прибавляют, куда именно должны удалиться злобные жены: «…подите вы в темные леса, на гнилые колоды» или «в места пусты и безводны». Заговор должен быть прочитан священником, и затем больному дают испить воды со креста, произнося следующие слова: «крест — христианам хранитель, крест — ангелам слава, крест — царям держава, крест — недугам, бесам и трясовицам прогонитель, крест — рабу Божию (имярек) ограждение!».

Чтобы избавиться от сестер-лихоманок, использовали самые разнообразные средства. Например, очень действенным считалось передать лихорадку кому-то другому с какой-нибудь вещью. Например, остатки пищи и питья больного отдавали собакам, чтобы болезнь ушла от него. Некоторые, придя от недужного, сами прикидывались больными лихорадкой, чтобы злобные сестры, увидев, что делать им тут нечего, пошли дальше.

Больных накрывали медвежьей шкурой, потому что всякая нечисть боится медведя. Полезно было вообще провести медведя трижды над лежащим на земле больным, а тому следовало приговаривать: «Батюшка, брат мой старшой! Выгонь проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени».

Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, чтобы напугать болезнь; надевали на его шею хомут, который вообще часто употреблялся как в исцелении болезней, так и в наведении порчи и т.п.

Полезно было сжечь лихорадку. Для этого надо было взять освященную вербу, сделать на ней столько зарубок, сколько было также приступов у человека, и спалить эту ветку, произнося положенный к случаю заговор. Потом пепел больному следовало съесть. Когда у больного начинался приступ, следовало выйти на крыльцо и крикнуть: «Приходи вчера!» Лихорадка запутается и отстанет от страдальца, а потом, глядишь, и вовсе не станет приходить.

Для сравнения приводим текст заговора, записанный в сборнике Сахарова: «На горах Афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом сидят тридесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых. И рече старец Пафнутий с тремянадесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече (рекут) ему двенадесять девицы: есмь мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: сломите по три прута, тем станем их бити по три зори утренних, по три зори вечерних. Взмолишась двенадесять дев к тринадесять старцам со старцем Пафнутием, и не почто же бысть их мольба! И начаша их старцы бити, глаголя: ой вы еси двенадесять девиц! будьте вы трясоницы, водяницы… расслабленные и живите на воде-студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте… Заговариваю я раба Божьего (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты, двенадесять девиц, в тартарары, отыдите от раба Божьего (имярек) в леса темные, на древа сухие». В других заговорах злые недуги с принедугами и полунедугами отсылаются в «окиан-море», в бездны преисподние, в котлы кипучие, в жар палючий, в серу горючую, во тьму кромешную, то есть в ад. Колючку грозит заклинатель заключить в недра земли, свербеж утопить в горячей воде, стрельбу залить кипучей смолою, огневицу заморозить крещенскими морозами, ломотье сокрушить о камень и так далее.

Малороссийские заговоры гонят лихоманок и другие болести в дебри, болота и пустыни безлюдные: «Вам, уроки, у раба Божого не стояты, жовтой кости не ломаты, червоной крови не пыты, серця его не нудыты, билого тила не сушиты; вам идты на мха, на темные луга, на густые очерета, на сухие лиса!»; «Пидить соби, уроки, на яры, на лиса дремучи, на степы степучи, де глас чоловичый не заходыть, дá пивни не спивають»; «Чи ти гнетуха, чи ти трясуха, чи ти водяна, чи ти витрова, чи ти вихрова… буду я тоби лице заливати, буду тоби очи выпикати, буду тебе молитвами заклинати, буду с христянськой вири висилати. Пиди соби, дé собаки не брешуть, дé кури не поють, де христянський голос не ходе». Чешское заклятие XIII века посылает нечистую силу (siemé proklate) в пустыни — «па púšči jděte, anikomu neškod’te». В настоящее время чехи прибегают к таким формулам «Já vyhánim oubutě (сухотку) z tvého tela do moře — vodu přelévati a pisek přesejpati, kosti nelámati a žily neškubati, a krev necucati a maso netrhati, a přirozenimu pokoj dàti»; «Letěly tři střelci, zastavili jsou se v mé hlavě, v mých ušich, v mych zubech, a já je zaklinám» во имя Отца и Сына и Святого Духа: если вы с ветру — идите на ветер и ломайте деревья в густых борах, если с воды — ступайте на воду и крутите песок в самых глубоких местах, если со скал — идите в скалы и ломайте камни, а мне, моей голове, ушам и зубам дайте покой: «Zaklinám vás, pakostnice — růžovnice, kostnice do lesa hlubokého, do dubu vysokeho, do dřeva stojatého i ležatého; tam sebou mlat’te a třskejte, a této osobě pokoj dejte… Jsi li z ouroku, jdi do ohně; jsi li z vody, jdi do moře; v moři važ vody, počitej pisek» (в море исчерпай воду, сочти песок).

Подобные же заклятия обращают немцы к эльфам; по их мнению, те деревья засыхают, на которые будет передана болезнь. Индийский врач гнал лихорадку в лес и горы; повинуясь вещему слову, водные духи (апсарасы) должны были удаляться в глубокие источники и в деревья. Заговор на изгнание лихорадок, обращенный к святому Сисинию, упоминается уже в статье «о книгах истинных и ложных»; большая часть списков этой статьи принадлежит XVI и XVII столетиям, а древнейшая ее редакция, какая известна ныне, найдена в номоканоне XIV века. Здесь читаем: «Вопросы Иеремиа к Богородици о недузе естественем и еже именуют трясовици — басни суть Иеремиа, попа болгарского; глаголеть бо окаянный сей, яко седящу святому Сисинею на горе Синайскей — и виде седмь жен исходящи от моря, и ангела Михаила именует, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещ держаще, седмь ножев острящи, еже на соблазн людем многым, и седмь дщерий Иродовых трясцами басньствоваше, сих же ни евангелисты, ни един от святых — седми именоваша, но едина, испросившаа главу Предотечеву, о ней же яве есть, яко и та дщи Филиппова, а не Иродова». Это свидетельствует о южнославянском происхождении заговора; вместе с памятниками болгарской письменности проникло к нам и заклятие против лихорадок, составление которого приписывается попу Иеремии.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка».

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные имена присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались имена со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. Например, надеясь иметь красивого и здорового мальчика, родители назвали его Грудицей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *