обучение для чего оно нужно
7 доводов в пользу постоянного обучения
Высшего или среднего профессионального образования для плодотворной карьеры и полноценной жизни недостаточно. Мы изучили научные исследования и высказывания экспертов на эту тему и нашли как минимум семь доводов в пользу непрерывного обучения.
Рассказываем, что дает постоянная учеба, как нужно учиться и какие проблемы в жизни и карьере помогут решить хотя бы два оконченных курса в году.
Знания — это новые деньги
Предприниматель и колумнист журнала Time и HBR Майкл Симмонс в своем блоге называет знания эквивалентом денег. В качестве примера он приводит цитату Бенджамина Франклина о том, что именно инвестиции в знания приносят максимальный доход. Симмонс считает, что современный мир очень быстро меняется, и многие товары и услуги в нем теряют свою ценность. Банальный пример: через несколько десятилетий, а то и лет, в мире появятся автоматизированные автопарки. Уже сейчас все больше людей в мегаполисах предпочитают каршеринг вместо личной машины. Что это значит для тех, чей бизнес основан на продаже автомобилей? Банкротство.
В то же время знания и умение их получать становятся все более ценными. В мире появляются десятки новых профессий, например, аналитик данных, дизайнер продуктов — и компаниям не хватает людей с нужными для этой работы компетенциями.
Читайте подробнее о том, как научиться учиться в статье «Топ-10 soft skills для развития карьеры».
Обучение спасает от деменции
Деменция — беда 21 века. Это неинфекционное заболевание, которое в легкой форме проявляется в виде нарушений памяти и мешает ясно мыслить. А в тяжелой форме приводит к разрушению личности. Еще в 2012 году на борьбу с ней в мире расходовалось около 600 млрд долл., а в 2030 году ученые ожидают рост затрат до 2 трлн долл. в год. Существуют сотни исследований о взаимосвязи обучения и рисков развития болезни.
Большинство ученых считают, что именно обучение снижает вероятность появления болезни Альцгеймера. Предполагается, что постоянная интеллектуальная активность и образование создают условный когнитивный запас, который компенсирует гибель нейронов в мозгу. Проще говоря, постоянно обучаясь и занимаясь интеллектуальной деятельностью, мы как бы даем себе отсрочку. Больше образования — больше времени с ясным умом.
Смотрите также: Техники развития системного мышления
Умные и богатые люди постоянно учатся
В пользу постоянного обучения говорят и неакадемические исследования. Если обратиться к истории успешных людей, то можно отследить закономерность — большинство из них постоянно учатся. Например, многие любят читать: Стив Джобс любил Уильяма Блейка, глава Nike Фил Найт не разрешает входить в свою библиотеку без обуви, а Билл Гейтс читает ежегодно по 50 книг.
Майкл Симмонс в своем блоге приводит еще десятки примеров успешных и умных людей, которые считают образование необходимостью в современном мире. Он даже выявил «правило 5 часов» — именно столько в среднем тратит современный предприниматель на самообразование в неделю.
Обучение — это радость и развлечение
Не всем нам повезло учиться в школе и в вузе с замечательными преподавателями, которые сумеют заинтересовать, объяснить пользу от получения знаний и навыков, и превратят обучение в увлекательное занятие. Но в зрелом возрасте мы сами можем поменять отношение к учебе.
Например, Альберт Эйнштейн считал, что чем больше радости приносит обучение, тем больше знаний вы сможете получить в единицу времени. Ищите способы увлечь себя обучением, учитесь в первую очередь тому, что вам действительно интересно.
Обучение — это потребность
Американский психолог Абрахам Маслоу еще в 1954 году в книге «Мотивация и личность» изложил основные потребности человека, Речь идет о так называемой пирамиде потребностей. Суть идеи в том, что все наши потребности можно разделить на семь видов. По мере удовлетворения потребностей из основания пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.
Фундамент пирамиды — это физиологические потребности, голод и жажда. А вот из высших шести потребностей минимум три связаны с постоянным образованием.
Как правило, именно отсутствие удовлетворения потребностей с высших уровней пирамиды способствует выгоранию. Если же потребности человека удовлетворены, то и психологическое состояние в порядке.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Нетворкинг
Полезные деловые знакомства тоже станут следствием непрерывного обучения. Причем вам не придется целенаправленно заниматься нетворкингом — новые знакомства появляются естественно, во время практической работы на курсах или на кофе-брейках во время конференций.
87% участников курса Mini MBA Русской Школы Управления устанавливают новые деловые связи еще во время обучения. И это не просто знакомства — так находят новых сотрудников, место работы или партнеров по бизнесу.
Читайте подробнее о полезном бизнес-обучении в статье: «Цели Mini MBA».
Учеба — драйвер роста зарплаты
Очевидный аргумент в пользу обучения — новые навыки и знания помогут увеличить доход. Обычно этот аргумент срабатывает для наемных специалистов. Научившись чему-то в профессии, вы сможете решать новые задачи и станете эффективнее работать. И используете это как аргумент в переговорах за большую зарплату.
Конечно, сам по себе курс, который вы прошли, ничего не гарантирует — вы можете бесконечно долго учиться, но не применять знания. Тогда любая учеба будет бесполезной.
Но, как показывает исследование, у абсолютного большинства респондентов (67,8%) доходы после прохождения обучения увеличиваются. Две основные причины роста зарплаты — специалист берет на себя новые задачи или получает повышение в должности.
Зачем еще нужно учиться
Конечно, перечисленные в статье аргументы только верхушка айсберга. Посетив два или три семинара, закончив хотя бы один курс по профессии в год, вы становитесь намного привлекательнее в глазах HR-специалиста. Именно вам отдадут предпочтение, если второй кандидат при прочих равных не будет постоянно учиться.
Наращивая навыки и знания, вы будете чувствовать уверенность в завтрашнем дне — умелому специалисту всегда проще найти новую работу, если с текущей что-то не так.
Посещая лекции и семинары, вы сможете окружить себя мотивированными людьми. Это будет подталкивать к новым целям, поможет держаться на плаву и достигать новых профессиональных высот.
Повышайте компетенции с нашими экспертами! Более 2000 учебных программ по 30 направлениям, удобные форматы — очно и онлайн, квалифицированная методическая поддержка. Узнать подробнее → Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления
Никогда не поздно. Почему взрослым просто необходимо учиться
Надя Макова
Тезисов в пользу непрерывного обучения становится все больше. И если молодые люди уже согласны с концепцией Lifelong Learning, то многие представители старшего поколения все еще считают, что им поздно учиться дальше. Надя Макова, издатель медиа «Теории и практики» и CEO LXP платформы K-AMPUS в авторской колонке разбирается, почему продолжать обучение никогда не поздно, в чем особенности обучения для взрослых, и как вернуть человека на образовательный трек даже после долгого перерыва.
Зачем взрослым нужно обучение?
Вопреки стереотипам, чем старше люди становятся, тем чаще они используют новые технологии для обучения чему-то новому или поддержанию своих знаний в актуальном состоянии. Так международная компания Reuters провела исследование о том, как представители различных поколений слушают подкасты.
Доля опрошенных, использующих подкасты для обучения новым вещам:
Поколение Z намного больше внимания уделяет развлекательным и музыкальным подкастам, чем познавательным и обучающим. В то время как поколение Х (35+) больше всех использовало подкасты для обучения. Так что не стоит недооценивать стремление этой группы к обучению и освоению новых форматов. К тому же, более взрослые люди осознанно и добровольно выбирают обучение чаще, чем развлечение.
К тому же непрерывное обучение поможет оставаться востребованным специалистом. В конце 2019 года консалтинговая компания BCG и международный альянс ведущих онлайн-платформ по поиску работы The Network (в России представлен компанией hh.ru) опубликовали результаты опроса 366 тыс. сотрудников из 197 стран, включая Россию. Более 60% респондентов убеждены, что их текущая работа изменится под влиянием таких трендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта.
Какие креативные профессии сегодня могут освоить люди во взрослом возрасте?
Если есть мотивация и вовлечение, то взрослый человек может освоить любую креативную профессию. Творческий рынок сейчас по миру растет более чем на 8% каждый год и является одним из самых динамичных.
В результате опроса 9,2 тыс. человек по всей стране, СберНПФ и Rambler&Co выяснили, что более трети россиян (36%) ждут пенсию, чтобы начать заниматься творчеством. Каждый второй респондент мечтал о творческой профессии с детства.
Почти половина (42%) респондентов признались, что в детстве мечтали о творческой профессии. Каждый десятый хотел стать актером, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.
К тому же возможностей для этого сейчас гораздо больше: сейчас относительно стабильное время, и людям старшего возраста на сегодняшний день представлены большие перспективы, не только образовательные, но и карьерные, досуговые. В настоящее время людям предоставляется в том числе и большая свобода — уже не нужно выбирать профессию раз и навсегда, никто не ждет, что вы проработаете всю жизнь на одном заводе. Гораздо больше поощряется наличие хобби, личных достижений за пределами работы и семьи.
Чем старше респонденты, тем реже они соглашаются осваивать абсолютно новые для себя профессии и чаще высказывают готовность к повышению квалификации и освоению смежных профессий.
Как работодатели сейчас относятся к более взрослым сотрудникам?
Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Стоит ждать роста конкуренции за кандидатов в целом. У приверженцев эйджизма конкуренция будет особенно острой.
В 2020 году компания Headhunter провела Опрос среди работодателей о преимуществах сотрудников старшего возраста. Большинство респондентов выделили следующие качества:
люди старшего возраста наиболее заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве (невысокая текучесть кадров среди работников в возрасте 45+) — 69%;
они имеют ценный багаж знаний и опыта — 67%;
у них широкий круг профессиональных связей, контактов, полезных компании, — 47%;
у них невысокие зарплатные притязания — 44%;
они готовы передавать опыт молодым, они хорошие наставники — 38%;
они знают, чего хотят в работе, и умеют этого добиваться — 29%;
они — авторитет в компании, к ним прислушиваются партнеры и клиенты — 9%;
затрудняюсь ответить — 2%.
Вот что еще говорят рекрутеры о сильных сторонах представителей более взрослых сотрудников:
свобода от родительских обязательств и связанных с детьми форс-мажоров (таких как больничные, утренники и школьные турслеты), поскольку дети уже выросли;
удовлетворенность горизонтальным типом карьеры;
эмпатия и устойчивость к конфликтам;
лояльность к компании.
У хороших работодателей нет предубеждения против пожилых или юных сотрудников, тем более что Трудовой кодекс запрещает дискриминацию по возрасту.
Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?
Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:
Какая у вас цель?
В это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.
Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.
Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».
Зачем вам нужен этот навык?
Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.
Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?
Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.
С кем и у кого вы хотите учиться?
Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.
Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:
Техническая поддержка курса
Обратная связь и трекинг прогресса
Экономическая целесообразность обучения
Информации о курсах на сайте и в социальных сетях
Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.
Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.
Что может насторожить
Устаревшие архивные видеолекции
Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить
Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками
Нерелеватная учебная программа.
Отсутствие трекинга прогресса
Плохие отзывы в тематических группах или сообществах
Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса
Какими должны быть курсы для взрослых?
Взрослые идут учиться только тогда, когда возникает потребность в конкретном знании или навыке, и изучают преимущественно то, что можно применить «здесь и сейчас», а не учатся просто так, «на будущее».
У взрослого человека немного свободного времени, поэтому обучение воспринимается как «сверхзадача». Главное правило — в начале курса обучающийся должен убедиться, что здесь он точно найдет решение проблемы. В описании курса должно быть сразу видно, для кого он предназначен, какие вопросы снимает, что потребитель получит после его прохождения.
Два главных барьера, которые встают на пути эффективного обучения взрослых — вовлечение и мотивация. Эти барьеры проявляются не только в процессе обучения, но и на этапе применения полученных знаний.
Основные принципы андрагогики
Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:
Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.
Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.
Обучение взрослых должно строиться на практике.
Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача — улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.
Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.
Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.
Знания, которые вы сообщаете взрослому не должны быть оторваны от контекста его повседневной профессиональной реальности. Не стоит забывать и о том, что взрослый человек сам принимает решение брать или не брать знание, и как бы не был хорошо подготовлен материал, он возьмет ровно то, что посчитает нужным, в отличие от детей и подростков, которые учатся всему подряд.
Обучение персонала, зачем это нужно
Бизнес развивается. Конкуренция растет. И задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний. Обратившись к проблеме обучения работников, нужно исходить из целей и потребностей компании. Тогда станет ясно: зачем учить, кого, как, чему и когда? Попробуем ответить на эти вопросы.
Зачем это нужно?
Кого учить?
Как и чему учить?
К выбору форм обучения нужно подходить дифференцированно — обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.
Когда начать обучение?
Теория + практика = успех
Эффективность обучения значительно повысится, если одновременно проводить в компании организационные и технологические изменения, при которых сотрудники смогут применить полученные навыки на практике. Без этого результаты хорошего тренинга могут перейти в категорию «пассивного знания». Сразу после учебы сотрудники полны энтузиазма и желания работать по-новому, более эффективно. Этот момент нужно использовать. Приведем пример: ремонтно-строительная фирма направила группу своих рабочих на 10–дневные курсы в Учебный центр совместного российско-германского предприятия ТИГИ КНАУФ, которое занимается производством отделочных, теплоизоляционных и конструкционных строительных материалов в России. Тема курсов — изготовление перегородок из металлического оцинкованного профиля и гипсокартона. Пока рабочие знакомились с производством и осваивали процесс работы с материалом, руководство компании закупило новое оборудование, комплекты инструментов и все необходимое для внедрения новых технологий. По окончании учебы сотрудники смогли сразу приступить к работе с новыми материалами. Так полученные знания были непосредственно внедрены в практику и стали давать ожидаемые результаты немедленно.
Семь раз отмерь… и сделай выбор!
Как не ошибиться в выборе компании, проводящей обучение? Предпочтение надо отдать компании, консультанты которой способны сформировать у персонала устойчивую мотивацию к обучению, а затем провести его с учетом специализации, задач фирмы и уровня подготовки сотрудников. Кроме того, серьезная обучающая компания готова быть постоянным партнером фирмы. Показателем же продуктивности обучающей компании станет готовность персонала к применению полученных знаний.
Тренинги наиболее часто проводятся для следующих категорий сотрудников :
Темы наиболее популярных тренингов :
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.