обслуживание летательных аппаратов горюче смазочными материалами что за профессия
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
Отделение «Авиационная наземная техника» является структурным подразделением Егорьевского авиационного технического колледжа им. В.П.Чкалова – филиала МГТУ ГА, определяющим стратегию подготовки кадров для гражданской авиации по специальности «Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами» с 1949 года.
В настоящее время процесс обеспечения воздушных судов горюче-смазочными материалами играет одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности полетов. Авиакомпании, эксплуатирующие современные самолеты и вертолеты, в том числе и иностранного производства, выдвигают более жесткие требования к качеству заправляемых ГСМ. Поэтому топлива, масла и специальные жидкости, выдаваемые на заправку, требуют серьезной подготовки и контроля качества на всех этапах движения.
В ряде аэропортов службы ГСМ реформированы в самостоятельные топливо-заправочные комплексы, оснащенные сложным современным технологическим оборудованием. В связи с этим к инженерно-техническому составу ТЗК предъявляются высокие профессиональные требования.
Для реализации учебных программ по данной специальности в колледже имеются специализированные учебные классы, лаборатории, учебный полигон ГСМ.
На отделении трудятся высококвалифицированные педагогические кадры, среди которых 4 кандидата наук.
Выпускники данной специальности востребованы в аэропортах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Обучение по данной профессии дает возможность приобрести широкопрофильное образование, позволяющее работать в службах ГСМ аэропортов на должностях авиатехника ГСМ, лаборанта, начальника склада, начальника смены, менеджера по поставкам, вплоть до руководителя службы ГСМ, имея при этом достойную зарплату. За время обучения курсанты помимо основной профессии получают дополнительную рабочую специальность – лаборант химического анализа.
Последняя является наиболее популярной у девушек, так как существенно повышает шансы найти высокооплачиваемую работу не только в авиации, но и в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности. Большим спросом пользуются наши выпускники на нефтебазах и АЗС.
Проявив себя и продемонстрировав уровень своего образования, выпускники колледжа имеют реальные возможности карьерного роста.
Необходимо отметить серьезность процесса обучения, так как за короткий срок обучения в колледже курсанту предстоит пройти полный курс обучения с освоением большого количества дисциплин, которые позволят получить достойное техническое образование с инженерным уклоном.
Таким образом, обучение по данной специальности является перспективным и позволяет выпускникам, имея за плечами качественное образование, которое всегда было востребовано в нашей стране, с уверенностью смотреть в будущее.
Приветствие директора
Остался в прошлом юбилейный для нашего учебного заведения 2018 год.
Огромное количество выпускников, ветеранов, друзей колледжа приняло участие в торжественных праздничных мероприятиях, прошедших в колледже в октябре прошлого года.
Мы получили сотни поздравлений от органов власти, авиакомпаний,авиапредприятий России и других стран.
Большое количество сотрудников было отмечено государственными и ведомственными наградами.
Работа коллектива колледжа по подготовке квалифицированных специалистов для воздушного транспорта была отмечена Благодарностью Президента Российской Федерации.
Сегодняшним сотрудникам и курсантам колледжа приятны высокие оценки работы учебного заведения. Вместе с тем, у нас есть понимание того, что они заслужены трудом и подвигами многих поколений сотрудников и выпускников егорьевской авиационной школы, и на нынешнем поколении егорьевских авиаторов лежит большая ответственность за сохранение высокого авторитета «Егоркиной школы».
Выражаю благодарность всем друзьям, выпускникам колледжа, официальным лицам за присланные и высказанные поздравления по случаю 100 летия учебного заведения. Особые слова признательности всем, кто оказал материальную поддержку в подготовке и проведении праздничных мероприятий.
Дорогие друзья, в колледже ведутся работы по модернизации и расширению экспозиций музея. Ждем от Вас предложений и материалов по его пополнению, по написанию новых страниц славной истории егорьевской авиационной школы.
Описание профессии авиационный механик — где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Человек, который хорошо разбирается в технике, может добиться больших успехов в профессии авиационного механика. Описание, плюсы и минусы, где учиться, зарплата и другие важные характеристики помогут узнать много интересной информации об этой специальности. Её представители ремонтируют различные летательные аппараты гражданского и военного назначения.
Направления деятельности
Авиамеханик — это ответственная профессия, представители которой поддерживают работоспособность и следят за технической исправностью летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, планеров и других). Эта сфера деятельности разделена на 2 направления, где трудятся авиаинженеры и техники.
Главные категории:
Преимущества и недостатки
Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Зная их, человек может заранее представить себе будущую работу и понять, подходит она ему или нет.
У специальности авиационных механик выделяют следующие достоинства:
В большинстве случаев работа авиамеханика не является мечтой молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность.
Это связано с большим количеством недостатков, с которыми сотруднику придётся ежедневно сталкиваться.
Главные минусы:
Характеристики специалистов
Работать авиационным механиком сможет далеко не каждый. Поэтому чтобы стать хорошим специалистом, человеку нужно обладать определёнными качествами, а также иметь специальные знания и навыки.
Личные качества
В большинстве случаев авиамеханиками становятся всесторонне развитые люди. Это помогает им лучше выполнять свою работу и снижать до минимума вероятность допущения ошибки.
Важные качества:
Предъявляемые требования
На любую должность в гражданской или военной авиации попадают люди, которые точно соответствуют всем требованиям профессии. Поэтому количество критериев отбора кандидатов на место авиамеханика довольно велико.
Главные требования:
Главные обязанности
Авиамеханики ежедневно проделывают большой объём работы. При этом они выполняют много различных функций, становясь незаменимыми специалистами.
Основные обязанности:
Варианты трудоустройства, карьера
Прежде чем идти учиться на авиамеханика, нужно знать, сколько получает квалифицированный специалист, какие должности занимает и как может продвинуться по карьерной лестнице. Вся эта информация будет полезной не только для выпускников школ или вузов, но и для опытных работников авиации.
Вакансия авиационного механика является востребованной.
Это объясняется отсутствием большого количества профессиональных сотрудников и постоянным увеличением численности летательных аппаратов.
Возможные места работы:
Авиационный механик — это сложная, но прибыльная профессия.
Начинающие специалисты зарабатывают до 100 тыс. рублей в месяц. При этом финансовый доход опытных сотрудников может достигать 170−180 тыс. рублей.
Люди, работающие авиамеханиками, имеют шанс построить успешную карьеру. Начальной её ступенью будет работа помощником, на которую берут даже людей без какой-либо квалификационной категории. Набравшись опыта, молодой специалист может начать самостоятельную деятельность и получить какую-либо старшую должность. Дальнейшее обучение и повышение квалификации даст возможность претендовать на присвоение высшей категории. Вершиной карьерной лестницы станет должность начальника организации техобслуживания.
Способы обучения
Получить специальность авиационного механика можно после окончания колледжа, техникума или училища. Чтобы поступить в одно из перечисленных учебных заведений, нужно получить полное среднее образование и иметь высокий средний балл аттестата. В наиболее востребованные училища также придётся пройти дополнительный этап отбора, который предусматривает сдачу нескольких экзаменов.
Вся учебная программа рассчитана на 3 года. Уже с 1 курса учащимся придётся осваивать десятки профильных дисциплин.
В их число входят:
Альтернативным вариантом получения специального образования станет окончание вуза по специальности «Инженерная механика».
Однако в этом случае выпускникам нужно будет проходить переподготовку на специальных курсах.
Лучшие учебные заведения России:
Авиамеханик — это сложная и ответственная профессия. Её представителям приходится много трудиться и никогда не терять концентрацию, так как любая ошибка может привести к многочисленным человеческим жертвам.
Такая работа хорошо оплачивается и даёт уникальную возможность помогать гражданской или военной авиации.
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
В настоящее время процесс обеспечения воздушных судов горюче-смазочными материалами играет ведущую роль в обеспечении безопасности полетов. Авиакомпании эксплуатирующие современные самолеты и вертолеты, в том числе и иностранного производства, выдвигают более жесткие требования к качеству заправляемых ГСМ. Поэтому топлива, масла и специальные жидкости, выдаваемые на заправку, требуют серьезной подготовки и контроля качества на всех этапах движения.
В ряде аэропортов службы ГСМ реформированы в самостоятельные топливо-заправочные комплексы, оснащенные сложным современным технологическим оборудованием. В связи с этим к инженерно-техническому составу ТЗК предъявляются высокие профессиональные требования.
Специалистов по данной специальности колледж готовит с 1949 года. По заочной форме обучения по этой специальности студенты обучаются с 2002 года. Выпускники колледжа, прошедшие обучение по данной специальности, работают в огромном количестве аэропортов РФ, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Для реализации учебных программ по данной специальности в колледже имеются специализированные учебные классы, лаборатории, учебный полигон ГСМ. На отделении трудятся высококвалифицированные педагогические кадры, среди которых 4 кандидата наук.
Выпускники колледжа востребованы в аэропортах, работая на инженерно-технических должностях: авиатехника ГСМ, начальника склада, начальника смены, менеджера по поставкам и заканчивая руководителями службы ГСМ, имеют достойную зарплату. Обучение по данной профессии позволяет приобрести широкопрофильное образование позволяющее трудоустроиться помимо аэропортов в разных отраслях промышленности. Данная особенность обусловлена тем, что студенты данной специальности, помимо основной профессии получают и дополнительные рабочие специальности – «Оператор АЗС» и «Лаборант химического анализа». Последняя является наиболее популярной у девушек, так как существенно повышает шансы найти высокооплачиваемую работы в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности. Большим спросом пользуются наши выпускники на нефтебазах и АЗС.
Проявив себя и продемонстрировав уровень своего образования, выпускники данной специальности на службах ГСМ имеют реальные возможности карьерного роста.
Необходимо отметить сложность процесса обучения, так как за короткий срок обучения в колледже студенту предстоит пройти полный курс обучения с изучением большого количества изучаемых дисциплин, которые позволят получить достойное техническое образование с инженерным уклоном.
Таким образом, обучение по специальности 25.02.02 обслуживание ЛА ГСМ является перспективным и позволяет выпускникам с уверенностью смотреть в будущее имея за плечами качественное образование, которое всегда было востребовано в нашей стране.
Приветствие директора
Остался в прошлом юбилейный для нашего учебного заведения 2018 год.
Огромное количество выпускников, ветеранов, друзей колледжа приняло участие в торжественных праздничных мероприятиях, прошедших в колледже в октябре прошлого года.
Мы получили сотни поздравлений от органов власти, авиакомпаний,авиапредприятий России и других стран.
Большое количество сотрудников было отмечено государственными и ведомственными наградами.
Работа коллектива колледжа по подготовке квалифицированных специалистов для воздушного транспорта была отмечена Благодарностью Президента Российской Федерации.
Сегодняшним сотрудникам и курсантам колледжа приятны высокие оценки работы учебного заведения. Вместе с тем, у нас есть понимание того, что они заслужены трудом и подвигами многих поколений сотрудников и выпускников егорьевской авиационной школы, и на нынешнем поколении егорьевских авиаторов лежит большая ответственность за сохранение высокого авторитета «Егоркиной школы».
Выражаю благодарность всем друзьям, выпускникам колледжа, официальным лицам за присланные и высказанные поздравления по случаю 100 летия учебного заведения. Особые слова признательности всем, кто оказал материальную поддержку в подготовке и проведении праздничных мероприятий.
Дорогие друзья, в колледже ведутся работы по модернизации и расширению экспозиций музея. Ждем от Вас предложений и материалов по его пополнению, по написанию новых страниц славной истории егорьевской авиационной школы.
Приказ Минобрнауки РФ от 16.11.2009 N 593 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 162112 Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 ноября 2009 г. N 593
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
162112 ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 162112 Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.
образования и науки
от 16 ноября 2009 г. N 593
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
162112 ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение обслуживания летательных аппаратов горюче-смазочными материалами (ГСМ) и специальными жидкостями в авиаорганизациях гражданской авиации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологическое оборудование складов ГСМ, лабораторий ГСМ, пунктов налива топлива в топливозаправщики, систем централизованной заправки, средств заправки летательных аппаратов;
процессы управления на участках авиатопливообеспечения аэропортов;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Технологические операции по обеспечению аэропортов авиатопливом.
4.3.2. Организация и управление работой структурного подразделения.
4.3.3. Техническое обслуживание и ремонт оборудования.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Технологические операции по обеспечению аэропортов авиатопливом.
4.4.2. Организация и управление работой структурного подразделения.
4.4.3. Техническое обслуживание и ремонт оборудования.
4.4.5. Проектирование участков склада ГСМ.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Технологические операции по обеспечению аэропортов авиатопливом.
ПК 1.1. Осуществлять работы по приему горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, поступивших любым видом транспорта.
ПК 1.2. Проводить комплекс работ по хранению горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
ПК 1.3. Проводить анализы физико-химических свойств горюче-смазочных материалов, влияющих на эксплуатацию авиационной техники.
ПК 1.4. Подготавливать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости к выдаче на заправку летательных аппаратов и производить аэродромный контроль их качества.
ПК 1.5. Проводить контроль технического состояния сооружений и оборудования объектов авиатопливообеспечения в процессе выполнения технологических операций.
5.2.2. Организация и управление работой структурного подразделения.
ПК 2.1. Организовывать работы коллектива исполнителей; планировать и организовывать производственные работы; обеспечивать технику безопасности на производственном участке.
ПК 2.2. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности полетов на объектах авиатопливообеспечения.
ПК 2.3. Разрабатывать графики проведения технического обслуживания и ремонта технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения согласно регламента.
5.2.3. Техническое обслуживание и ремонт оборудования.
ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание оборудования объектов авиатопливообеспечения.
ПК 3.2. Производить планово-предупредительный ремонт оборудования.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.4.1. Технологические операции по обеспечению аэропортов авиатопливом.
ПК 1.1. Осуществлять работы по приему горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, поступивших любым видом транспорта.
ПК 1.2. Проводить комплекс работ по хранению горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
ПК 1.3. Проводить анализы физико-химических свойств горюче-смазочных материалов, влияющих на эксплуатацию авиационной техники.
ПК 1.4. Подготавливать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости к выдаче на заправку летательных аппаратов и производить аэродромный контроль их качества.
ПК 1.5. Осуществлять контроль технического состояния сооружений и оборудования объектов авиатопливообеспечения в процессе выполнения технологических операций.
ПК 1.6. Анализировать способы получения и состав авиационных и наземных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, проводить сравнительную характеристику отечественных и зарубежных аналогов.
5.4.2. Организация и управление работой структурного подразделения.
ПК 2.1. Организовывать работы коллектива исполнителей; планировать и организовывать производственные работы; обеспечивать технику безопасности на производственном участке.
ПК 2.2. Выполнять мероприятия по обеспечению безопасности полетов на объектах авиатопливообеспечения.
ПК 2.3. Разрабатывать графики проведения технического обслуживания и ремонта технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения согласно регламента.
5.4.3. Техническое обслуживание и ремонт оборудования.
ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание оборудования объектов авиатопливообеспечения.
ПК 3.2. Производить планово-предупредительный ремонт оборудования.
5.4.4. Проектирование участков склада горюче-смазочных материалов.
ПК 4.1. Производить подбор оборудования для реализации технологических схем приема, перекачки и выдачи топлива на заправку воздушных судов.
ПК 4.2. Производить прочностной и гидравлические расчеты технологических схем.
ПК 4.3. Производить расчет средств заземления и молниезащиты.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Структура основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального
образования базовой подготовки
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Структура основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального
образования углубленной подготовки
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 70 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
русского языка и культуры речи;
информатики и информационных технологий;
метрологии, стандартизации и сертификации;
электротехники и электроники;
экономики организации, менеджмента, и правового обеспечения профессиональной деятельности;
безопасности жизнедеятельности и производственной безопасности;
транспортирования и хранения нефтепродуктов;
автоматизации и контрольно-измерительных приборов объектов ГСМ;
эксплуатации объектов ГСМ.
автоматизации и контрольно-измерительных приборов объектов ГСМ;
электротехники и электроники;
метрологии, стандартизации и сертификации;
гидравлически и гидравлических систем;
химии и физико-химического анализа;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
к ФГОС СПО по специальности 162112
Обслуживание летательных аппаратов
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ