обществознание для вступительных экзаменов что нужно знать
ДВИ по обществознанию — как подготовиться к дополнительным вступительным испытаниям
ДВИ по обществознанию в МГУ организовывается факультетом философии, а потому программа экзамена выходит далеко за рамки школы. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы быть во всеоружии.
Что такое ДВИ по обществознанию?
ДВИ по обществознанию — это дополнительный экзамен, который проводят внутри некоторых вузов для проверки знаний. В МГУ требуется сдать только один предмет дополнительно к результатам ЕГЭ.
Формат ДВИ по обществознанию
Формат ДВИ по обществознанию предполагает три развернутых ответа, раскрывающих суть заданной темы. Каждый из них по структуре похож на эссе, написанное по плану ЕГЭ. То есть абитуриент должен предоставить всю информацию, которой он владеет, в рамках темы. При этом задания могут попасться из четырех разделов:
Как проходит экзамен?
ДВИ по обществознанию, как и другие, пишется с 10 утра. Все абитуриенты проходят испытание в один день. Пересдачи для опоздавших на экзамен не предусмотрены.
В МГУ абитуриентов провожают до места, которое закреплено за ними в аудитории. Как и на олимпиадах, выдается несколько листов со штампом университета для «чистовика» и черновика. Выходить из аудитории можно через час после начала и до тех пор, пока до конца не останется час. Завершить экзамен можно в любое время.
На написание работы дается три часа. После завершения ДВИ по обществознанию абитуриент сдает все выданные материалы и покидает университет.
Что нужно взять с собой?
Как и на любом экзамене, на ДВИ по обществознанию важно иметь при себе несколько ручек. Допускаются синие и черные цвета, но комбинировать их нельзя.
Список вещей, допустимых для проноса на экзамен, оглашается на консультации перед ним. Обычно ее назначают на день до вступительного.
На каких факультетах требуется ДВИ по обществознанию?
Вступительные по обществознанию является обязательным для поступления в МГУ на факультеты:
Нужно ли готовиться к ДВИ отдельно от ЕГЭ?
Несмотря на тематическую близость ЕГЭ и ДВИ по обществознанию, последнему потребуется уделить достаточно много времени: помимо основных разделов предмета, МГУ включил в варианты историю философии и общественной мысли, которым не уделяется внимание в школе и на ГИА. Поэтому готовиться к вступительным отдельно стоит начинать еще в весной, чтобы изучить все необходимые темы.
Литература и ресурсы для подготовки
Перед определением литературы стоит узнать, какие темы нужно знать для ДВИ по обществознанию. Их можно найти в программе вступительных испытаний.
Также при подготовке полезно изучить варианты прошлых лет. Задания берутся из общей базы, которая формируется из номеров прошлых лет и новых тем.
Также стоит обратить внимание на пособия, рекомендованные преподавателями философского факультета МГУ, в частности учебники Л.Н. Боголюбова для профильных классов.
Советы для выполнения заданий ДВИ по обществознанию
При выполнении заданий важно не отступать далеко от указанной темы: все термины, примеры, теории должны касаться предложенного вопроса, раскрывать его и не выходить за его рамки больше, чем нужно.
Также не стоит забывать о структуре ответа: он должен иметь вступление и заключение, а в основной части должна прослеживаться логика развития мысли.
Примеры заданий и как их решать
Примеры реальных заданий ДВИ по обществознанию содержатся в вариантах прошлых лет. Наиболее близки к формату 2021 года будут варианты 2020, однако ограничиваться ими при подготовке не стоит: тему могут взять с билета любого года.
Для примера можно посмотреть второй вариант 2020 года. При решении билета важно опираться на критерии, предложенные в самом начале варианта:
Таким образом, из-за нюансов, свойственных только ДВИ по обществознанию, этот экзамен оказывается сложным для большинства абитуриентов. Но знание особенностей вступительного испытания и грамотная подготовка к нему станут ключом к успеху!
Теория по обществознанию
ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.
Особенности предмета
Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.
Учебный курс разделен на несколько тем:
На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.
Экзамен
Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:
На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.
Как подготовиться к ДВИ по обществознанию
Рассказываем, что нужно знать и уметь, чтобы сдать ДВИ по обществознанию на высокий балл.
Материал подготовлен при участии Владимира Рожнова, выпускника МГУ, преподавателя «Фоксфорда» по обществознанию.
На какие факультеты сдавать
Дополнительное вступительное испытание по обществознанию — единый экзамен для всех факультетов, его организует философский факультет. Программа экзамена и примеры ДВИ прошлых лет выложены на сайте МГУ.
ДВИ по обществознанию сдают на семи факультетах:
Как устроен экзамен
ДВИ по обществознанию сдаётся письменно. Экзамен состоит из четырёх вопросов по истории и теории обществознания. Программа ДВИ по обществознанию выложена на сайте МГУ. Она состоит из четырёх блоков:
В экзаменационный билет включается по одному вопросу из каждого блока. За каждый вопрос можно получить максимум 25 баллов, то есть всего за ДВИ можно получить максимум 100 баллов, как и на ЕГЭ.
Как отвечать на вопросы
Критерии, по которым оценивается ответ, указаны в бланке перед текстом задания.
У каждого критерия есть свои нюансы, поэтому мы подробно разобрали каждый из них с экспертом.
Глубина понимания темы, умение выделить ее содержательные аспекты и смысловые блоки
Содержательные аспекты — это тот объём теоретической информации, которую нужно осветить, отвечая на вопрос. Чтобы верно отразить содержательные аспекты, нужно ориентироваться на формулировку задания, знать материал и иметь представление, в каком направлении и до какой степени нужно раскрыть тему на экзамене. Важный содержательный аспект — определения понятий и формулировка теорий и законов, которые относятся к данной теме.
Владимир Рожнов: «Содержание ДВИ по обществознанию выходит за рамки школьной программы, особенно в части истории философии и общественной мысли. В школе история становления обществознания как науки подробно не изучается, поэтому для сдачи ДВИ обязательно изучить эти темы самостоятельно или с преподавателем».
Например, вопрос звучит так: «Источники права, их формы и разновидности». Чтобы раскрыть все содержательные аспекты, нужно привести определение источников права, написать, какую роль они играют в правовой системе, упомянуть о главенстве тех или иных источников права в разных правовых семьях. Дополнительные баллы может принести определение, что такое правовая семья, и перечисление нескольких правовых семей в качестве примера. Обязательно написать о формах и видах источников права, опираясь на какую-либо из принятых классификаций. Например, форма — нормативно-правовой акт, а его виды — закон и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные и региональные, уголовно-, гражданско- и административно-правовые и так далее.
Смысловые блоки отражают структуру ответа. Обычно они тесно связаны с содержанием. Например, в случае источников права смысловыми блоками будут: определение понятий, классификация, формы и виды источников права, примеры. Не нужно стремиться показать все свои знания, давайте ответ по существу на поставленный вопрос.
Приводя определения и раскрывая понятия, начинайте с того понятия, которое приведено в задании. Например, если вас просят рассказать о целях и средствах политической деятельности, начните с определения политической деятельности, а потом переходите к связанным с ним понятиям «политическое участие», «политическое лидерство».
Владимир Рожнов: «В отдельные смысловые блоки можно выделить теории и мнения разных мыслителей по данному вопросу. Хорошо, если в ответе прозвучит несколько мнений, в том числе противоположных. В этом случае основными смысловыми блоками ответа будут определение, мнение одного философа, мнение другого философа, вывод. Можно написать, чья точка зрения вам более близка, но ваше личное мнение должно лишь дополнять ответ, а не заменять его полностью».
Корректность использования понятийного аппарата из курса обществознания
Понятия необходимо воспроизводить максимально точно, ничего не упуская. Для этого важно пользоваться правильными источниками. В некоторых популярных учебниках понятия приведены не полностью или с ошибками.
Владимир Рожнов: «При подготовке к ДВИ я рекомендую использовать учебники Л.Н. Боголюбова профильного уровня, а также его словарь по обществознанию для учащихся 10-11 классов. Существуют и другие полезные пособия и справочники. В одних материал представлен наглядно и схематично, что может оказаться полезным при повторении тем, в других в сжатой форме даётся информация по истории общественной мысли, творческим биографиям мыслителей».
Опора на известные из курса обществознания теории, идеи крупных философов, социологов, экономистов, а также их грамотное изложение
На ЕГЭ достаточно знать суть теорий, но не обязательно указывать их авторов. На ДВИ по обществознанию от вас требуется знать имена и фамилии учёных, философов и мыслителей, чьи идеи лежат в основе общественных наук.
Сложность заключается в том, что эти имена в программе не приведены, поэтому при подготовке нужно уделить этому отдельное внимание: к теоретическим вопросам составить список относящихся к нему имен и теорий. При этом важно не переборщить: во-первых, слишком большой объём информации трудно запомнить, а во-вторых, он просто не нужен. Помочь сформировать такой список может репетитор или преподаватель в школе или на курсах.
Умение приводить правильные примеры и верно интерпретировать факты из жизни общества
В отличие от ЕГЭ, где требуются примеры из источников разного типа (из истории, из литературы, СМИ, из личного опыта), на ДВИ таких ограничений не ставится. Все примеры могут быть из истории или из СМИ, или даже из личного социального опыта. Главное, чтобы пример был уместен и отражал именно ту мысль, которую вы хотите проиллюстрировать.
Владимир Рожнов: «За хороший, качественный пример на ДВИ можно получить несколько дополнительных баллов, и наоборот, не добрать баллов, если пример будет неудачным. Поэтому я рекомендую придумывать яркие и нетривиальные примеры к каждому вопросу заранее».
Верно интерпретировать факты из жизни общества — значит объяснять, почему данная иллюстрация подходит к данной теме, как она к ней относится.
Грамотность, аргументированность и логическая связность текста
В отличие от ЕГЭ, где большую часть баллов можно получить за выполнение тестовых заданий, на ДВИ все четыре задания требуют написания связного, логичного текста. При этом, если для эссе на ЕГЭ школьник может выбрать из пяти тем одну, с которой он лучше всего знаком, то на ДВИ такого выбора нет: подробно отвечать нужно все четыре вопроса, которые вам попались.
Написание логичного, аргументированного и связного текста на заданную тему — отдельный навык, тренировать который нужно задолго до ДВИ. Этот навык невозможно приобрести за один-два месяца, он нарабатывается исключительно практикой, то есть написанием подобных текстов.
Владимир Рожнов: «Тренировка заключается также в поиске шаблонов, облегчающих написание эссе, в подборе фраз и выражений, соединяющих текст в единое целое. При этом очень важно, чтобы эти тренировочные тексты кто-то проверял и давал обратную связь, какие ошибки допущены, что надо исправить и улучшить. Таким помощником при подготовке может стать школьный преподаватель по обществознанию или по литературе, репетитор по обществознанию или даже родитель, владеющий навыком написания текстов».
За орфографические ошибки напрямую баллы не снижают, но грамотность влияет на общее впечатление о работе. Кроме того, нельзя допускать орфографических ошибок в сложных понятиях и именах мыслителей.
Советы по подготовке
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как сдать ЕГЭ по обществознанию: план подготовки к экзамену
Рассказываем, что нужно сделать, чтобы хорошо и быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию — одному из самых популярных предметов по выбору на едином госэкзамене.
Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию
В первую очередь ознакомьтесь со структурой экзамена. Когда вы поймёте, каких знаний или навыков вам не хватает, начните подготовку к ЕГЭ по обществознанию с упором на эти недостатки.
ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят темы из школьного курса, которые проходят с 5 по 11 класс.
Чтобы подготовиться к первой части ЕГЭ, нужно знать основные факты, явления и процессы, а также владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.
Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно уметь работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа.
Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.
Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать и грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками. Обратите на это внимание во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
1. Изучите правила
Перед тем как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля, зайдите на сайт ФИПИ. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ЕГЭ. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. Кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется.
Обществознание, Краткий курс для поступающих в вузы, Краюшкина С.В., 2008
Обществознание, Краткий курс для поступающих в вузы, Краюшкина С.В., 2008.
Учебное пособие предназначено для быстрой и эффективной подготовки к экзамену и соответствует примерной программе вступительных экзаменов по обществознанию (обществоведению) в высшие учебные заведения, а также новым стандартам общего среднего образования для общеобразовательной школы.
Материал пособия можно использовать и при подготовке к школьному устному экзамену по обществознанию, а также к сдаче Единого государственного экзамена.
Для абитуриентов вузов, учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, средних специальных учебных заведений.
Способности человека.
Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, интересы и возможности, но и способности. Способностями называют индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность его деятельности. Все люди обладают способностями, только у одних развит слух, у других реакция, у третьих есть поэтический дар. Именно способностями часто объясняют то, что разные люди, находящиеся в одинаковых жизненных обстоятельствах и поставленные в одинаковые условия, добиваются разных результатов.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Способности каждого человека отличаются количеством, интенсивностью проявления, качеством. Они могут существовать только в постоянном развитии. Способные в каком-либо виде деятельности люди быстрее остальных приобретают необходимые в данной сфере навыки, закрепляют их и могут эффективно использовать.
СОДЕРЖАНИЕ.
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Потребности человека.
Способности человека.
Человеческая деятельность, ее многообразие.
Деятельность и общение.
Свобода в деятельности человека.
Духовный мир личности. Мировоззрение.
Понятие истины и ее критерии.
Научное познание. Значение научной теории.
Наука и общество.
Религия как феномен культуры.
Искусство, его формы, основные направления.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития.
Развитие знаний об обществе.
Общественные науки.
Традиционное и индустриальное общество.
Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Общество и научно-технический прогресс.
Целостность современного мира, его противоречия.
Экономическая сфера общества. Экономика и экономическая наука.
Рыночные отношения в современной экономике.
Спрос и предложение.
Человек в системе рыночных отношений.
Рынок труда. Безработица.
Роль государства в экономике.
Государственный бюджет.
Измерители экономического роста.
Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.
Россия на пути к рыночной экономике.
Социальные отношения.
Социальная стратификация.
Малая группа. Человек в группе.
Особенности межличностных отношений.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальный конфликт.
Виды социальных норм. Социальный контроль.
Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения.
Семья и брак.
Политика как общественное явление.
Понятие власти.
Государство и его функции.
Политическая система общества.
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Правовое государство.
Политические партии и движения.
Многопартийность.
Избирательная кампания в Российской Федерации.
Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Федерация, ее субъекты.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Социализация индивида.
Социальный статус личности, социальные роли личности.
Духовная жизнь человека.
Основные ценности и нормы морали.
Добро и зло — основные понятия этики.
Моральный выбор.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Человек в политической жизни.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Право в системе социальных норм.
Система российского права.
Юридическая ответственность и ее виды.
Правонарушение, виды правонарушений.
Правовое регулирование имущественных отношений.
Предпринимательская деятельность.
Порядок и условия расторжения брака.
Трудовые отношения и их правовое регулирование.
Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ.
Международная защита прав человека.
Права ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу