обществознание что нужно человеку

ЕГЭ. Человек

Тема 4. Потребности

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

Первичные потребности.

Вторичные потребности.

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Роль потребностей в жизни человека

Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно. У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита. Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.

С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.

Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).

Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.

Многообразие потребностей

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.

Духовные потребности

Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.

Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:

Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:

Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Интересы и их роль в жизни ребенка

Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.

Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.

Иерархия интересов

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

Источник

Проведи среди одноклассников опрос на тему «Что человеку нужно?

Проведи среди одноклассников опрос на тему «Что человеку нужно?

«. Для этого разработай анкету с вопросами, посвящёнными потребностям, желаниям, и мечтам школьников твоего возраста.

Помогите с вопросами.

Что задать не знаю!

Сдавать уже завтра напишите пожалуйста)Не менее 12.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

1. Какие потребности для себя вы ставите на первое место(деньги, еда, развлечения, одежда)

Кем вы видите себя в будущем?

(путешественник, доктор, продавец, менеджер)

По вашему мнению, какая наиболее актуальная профессия в 21веке?

(врач, юрист, маркетолог, программист)

Что, в данный момент вам не хватает для достижения вашей цели?

(средств, поддержки, уверенности в себе)

Современная молодежь, по вашему мнения, достаточно целиустремленная?

На кого вы хотели быть похожим в детстве?

Ваш пример для подражания (президент, космонавт, мама папа)

8на ваш взгляд, что такое потребности?

Самая заветная мечта вашего лучшего друга(телефон, игрушки, книги, поход в кино, игры)

(скучны, унылый, реалист, счастливый)

Какие бывают потребности?

(физиологические, биологические, социальные, экономические).

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Опрос на тему «Что человеку нужно»?

Опрос на тему «Что человеку нужно».

Для этого разработай анкету с вопросами, посвящёнными потребностям, желаниям и мечтам.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Помогите составить вопросы?

Помогите составить вопросы.

Вопрос : подготовь опрос среди одноклассников на тему «Что человеку нужно».

Для этого разработайте анкету с вопросами, посвящённым потребностям, желанием и мечтам школьников.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Пж помогите?

Опрос на тему «что человеку нужно» для этого надо разработать анкету с вопросами посвящёнными потребностям желаниям и мечтам школьников 12 лет и проанализировать какие потребности преобладают у ребят и ответы ребят представь в виде диаграммы) составьте 10 вопросов по этой теме и скажите как анализировать СПС за рание❤️❤️❤️.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Опрос на тему Что человеку нужно, анкета с 4 вариантами ответов?

Опрос на тему Что человеку нужно, анкета с 4 вариантами ответов.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Анкета не менее 3 вопросов на тему : «Что нужно человеку?

Анкета не менее 3 вопросов на тему : «Что нужно человеку?

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Проведи среди одноклассников опрос на тему «ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО»?

Проведи среди одноклассников опрос на тему «ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО».

ДЛЯ ЭТО РАЗРАБОТАЙ АНКЕТУ С ВОПРОСАМИ, ПОСВЕЩЁННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМ, ЖЕЛАНИЕМ И МЕЧТАМ ШКОЛЬНИКОВ ТВОЕГО ВОЗРАСТА.

Составьте вопросы по этой теме.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясни, что ценят больше всего твои одноклассники в выбранной ими профессии?

С помощью самостоятельно разработанной анкеты выясни, что ценят больше всего твои одноклассники в выбранной ими профессии.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Проведите опрос среди одноклассников что для них является символом родины привлеките к опросу родителей интересные ответы помести на плакат?

Проведите опрос среди одноклассников что для них является символом родины привлеките к опросу родителей интересные ответы помести на плакат.

Желательно на плакате.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Проведите опрос среди одноклассников, что для них является символом России?

! прошу ответить до завтры : (.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Целями фирмы могут быть : максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм наваловые показатели— нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение..

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

В жизни каждого человека должна быть «пристань», «убежище», где ему будет тепло и уютно, комфортно и безопасно. Таким местом, мне кажется, должна быть Семья. Мы привыкли так думать и никогда об этом не забываем. Но оказывается, понятие «семья» сод..

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Это всё живое и сохраняет своё здаровье.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

FА(архимедова сила) = плотность умнодить на джи и умножить на объем тел FA = 1000кг / м в кубе×10Н / кг×2м в кубе = 20000Н т. К Fт = FA то тело будет плавать внутри воды на любой глубине.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Да. Я пытаюсь находить себе новые занятия. Раскрывать себя. Находить новые хобби.

Источник

Обществознание что нужно человеку

Человеку требуется много, но он может обойтись малым.

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о потребностях человека и о роли ценностных ориентиров в жизни человека. Учащиеся должны знать, что:

1) нужда человека в чем-либо это есть потребность;

2) потребности человека зависят от условий, в которых живут люди, и от уровня развития хозяйства;

3) потребности лежат в основе направленности личности и по­буждения ее поступков, стимулируют поведение;

4) американский психолог А. Маслоу разработал иерархиче­скую теорию потребностей.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) иерархическая теория потребностей;

3) классификация потребностей;

4) ненасыщаемые потребности;

5) биологические потребности;

6) культурные потребности;

7) социальные потребности;

8) духовные потребности;

9) психогенные потребности.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять смысл основных понятий;

2) характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия;

3) показывать связь между трудом и удовлетворением различ­ных потребностей;

4) определять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

I. Проверка домашнего задания.

1. Нарисовать на доске кластер «Отличие человека от других живых существ».

2. Записать на доске значение мышления и развития речи для жизни человека.

3. Доказать, что человек выделился из мира животных.

4. Объяснить, что такое самореализация человека и почему она возможна только в деятельности.

1. В сту п ите л ь н ая беседа.

Учитель обращается к классу с вопросом: «Что вам сей­час нужно? «Чего вы хотите?»

Учащиеся называют, учитель пишет на доске.

— Как можно назвать все то, что записано, одним словом?

— Так о чем мы будем говорить на уроке?

— Сформулируйте самостоятельно, что такое «потребности».

— Обратите еще раз внимание на доску. Объедините слова в группы. Назовите эти группы. (Составляем кластер.)

Задание 1. Нарисуйте дерево своих собственных потребно­стей. (На ветвях дерева записываются потребности.) Посмотрите на список своих потребностей. Есть ли здесь те потребности, без которых можно обойтись? А те, без которых обойтись нельзя?

Задание 2. Проанализируйте высказывания известных лю­дей. Выскажите свою собственную точку зрения.

2. «Употребить нужного нельзя больше известного количества, но для роскоши нет пределов». (Лев Толстой.)

После того, как учащиеся выскажут свои точки зрения, учитель обращает внимание учащихся на то, что проблема человеческих потребностей рассматрива­ется во многих общественных науках: истории, социологии, физиологии, эконо­мике и т. д.

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

— По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дис­комфорта.

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, рав­новесию и самозащите.

— Приведите примеры удовлетворяемых потребностей и нена­сыщаемых.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Физиологическое и психологическое развитие человека, со­вершенствование его как личности определяет развитие, видоизме­нение и его потребностей.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Потребность принадлежности и любви выражается в стрем­лении человека принадлежать к какой-либо группе, в стремлении установить отношения привязанности с другими, потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с чле­нами своей группы, в признании и приятии.

Потребность в уважении выражается в желании обществен­ного признания со стороны окружающих, желании занять достой­ное место среди других и может являться одним из самых мощных стимулов, определяющих наши поступки.

обществознание что нужно человеку. Смотреть фото обществознание что нужно человеку. Смотреть картинку обществознание что нужно человеку. Картинка про обществознание что нужно человеку. Фото обществознание что нужно человеку

Познавательные потребности реализуются:

г) через собственный социальный, этнический, профессиональ­ный и др. опыт.

4. Потребности могут быть:

а) потенциальными (которые собираются удовлетворить) и ак­туализированными;

б) общественными и личными (П. А. Рудик);

в) социально полезными и вредными, асоциальными ;

г) в сочувствии и одобрении ;

е) теоретическими и практическими-,

ж) доминантными и недоминантными.

Ценности раскрывают особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой дея­тельности, общества, культуры.

— Что же значимо для человека?

Хотя ценности впрямую связаны с потребностями, они не сво­дятся к ним. Потребности изменчивы, а ценности неизменны и ус­ваиваются индивидом в процессе его социализации.

Задание 1. Сравните определения потребностей, данные различными науками.

Выявите общие признаки потребностей, названные во всех приведенных определениях. В чем отличия этих определений?

Задание 2. Сопоставьте характеристики потребностей, дан­ные различными науками.

Специфика человеческих потребностей определяется социаль­ной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Исход­ным для анализа человеческих потребностей является общество как конкретно-историческая система, обусловливающая формирование и развитие разнообразных потребностей, содержание, способы и формы их удовлетворения.

Потребности человека опосредованы процессом его воспитания в широком смысле, то есть процессом приобщения к миру челове­ческой культуры.

Размер необходимых потребностей и способы их удовлетворе­ния также представляют собой продукт истории и зависят в боль­шой мере от культуры.

1. В чем выражается зависимость возникновения потребностей, их содержания от уровня развития общества, от его состояния на данном этапе?

2. Какую роль в формировании потребностей человека играет его воспитание?

3. В чем проявляется динамический характер потребностей?

4. Как связаны между собой появление новых предметов по­требностей и характер потребностей?

5. Какова связь между удовлетворением потребностей и воз­никновением новых потребностей?

Задание 3. Прочтите фрагмент из книги социологов

Н. Ф. Наумовой и В. 3. Роговина и сопоставьте его содержание с классификацией потребностей, изложенных в диалоге (в первой части § 2).

«Потребности человека настолько разнородны, что можно толь­ко удивляться, как он «справляется» с ними. Это разнообразие бро­сается в глаза даже при простом перечислении их основных групп:

— Потребность в физическом и физиологическом поддержании жизни: пища, воздух, кров, тепло, сон, активность, отдых и т. д. Сюда же можно отнести потребность в ощущении безопасности как элементарном обеспечении жизни: достаточная еда, постоян­ный кров, хорошие условия окружающей среды, здоровье и т. д.

— Основные психологические потребности: привязанность, эмоции, любовь, счастье, удовольствие, хорошее настроение, внут­ренняя гармония, снятие напряжения, ощущение социального при­знания и т. д.

— Потребность в самоактуализации, в приложении своих спо­собностей: свобода действий и выбора, независимость, уверенность в себе и своих силах, индивидуальность, ответственность».

Какие из названных потребностей можно отнести к материаль­ным? К социальным потребностям? К духовным? Какие важные потребности присущи и животным? Каким образом они «очелове­чены»? Какие потребности присущи только человеку?

Задание 4. Суть проблемы разумных потребностей филосо­фы видят в следующем: как найти взаимоприемлемое для всех об­щественных индивидов ограничение их личных притязаний в усло­виях, когда эти притязания не могут быть удовлетворены полно­стью? Удовлетворение потребностей само по себе нейтрально по отношению к морали, подчиняется своим природным и социаль­ным законам; оно становится предметом моральной оценки в той мере, в какой нет возможности полностью удовлетворить потреб­ности разных индивидов и требуется их взаимоуравновесить, све­сти в систему, подчинить единому критерию. Поэтому с позиций общечеловеческой морали разумными всегда считались потребно­сти, удовлетворение которых согласуется с требованиями справед­ливости, честности, трудолюбия и т. д. Нравственная личность в своем потреблении не может не считаться с возможностями общества.

Сопоставьте эти положения с объяснением разумных потреб­ностей, данным в диалоге (в первой части параграфа). Нет ли про­тиворечия между этими фрагментами?

Задание 5. Обсудите следующие вопросы:

Задание 6. Покупка книг человеком может служить удовле­творению различных потребностей и соответствующих целей:

— «украсить» книжные полки, стенку;

— надежно «поместить» деньги;

— приумножить свои доходы путем перепродажи;

— оставить в наследство детям;

— прочитать книги, узнать из них что-то новое, получить эмо­циональное, эстетическое удовлетворение и т. п.

Какие из этих потребностей можно отнести к материальным? Социальным? Духовным? Какие их них можно считать разумными?

Задание 7. С потребностями людей связаны их социальные интересы. Латинское слово, от которого происходит понятие «ин­терес», означает «имеет значение». Вот как определяют социаль­ные интересы в словаре по социологии: это реальные причины дей­ствий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Инте­ресы группы образуются на основе интересов ее членов, но не сво­дятся к ним и даже к их сумме, ибо в процессе взаимодействия ин­дивидов происходит выработка интересов группы как целого, от­ражающих не любые, а общие сходные черты объективного социального положения отдельных индивидов. В социальных ин­тересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные по­требности представителей тех или иных социальных общностей. Социальные интересы всегда направлены на сохранение или изме­нение положения той или иной группы в обществе.

Социолог А. Г. Здравомыслов дает важное пояснение: «Если потребность ориентирована, прежде всего на предмет ее удовле­творения, то интерес направлен на те социальные отношения, ин­ституты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей».

Обратимся к феодальному обществу. Подумайте, от чего зави­село распределение в нем продуктов питания, одежды, жилищ, произведений искусства между крестьянами, ремесленниками, купцами, феодалами, священнослужителями? В чем заключались интересы крестьян, ремесленников, феодалов? Раскройте связь ме­жду потребностями и интересами? Как интересы феодалов прояви­лись в законах, издаваемых монархами? Как интересы крестьян проявились в требованиях участников крестьянских восстаний? В каких требованиях проявились интересы ремесленников и купцов?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *