общественные отношения характер которых является надзорно контрольным относятся к чему
Общественные отношения характер которых является надзорно контрольным относятся к чему
Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.
Общественные отношения характер которых является надзорно контрольным относятся к чему
Основные принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регулирует гл. 2 Закона № 248-ФЗ. К ним отнесены:
Особый акцент в Законе № 248-ФЗ сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определено, что при осуществлении контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, особенно в части проведения контрольно-надзорных мероприятий, должен иметь место лишь в случае недостаточности и/или неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.
В основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также недопустимость множественного контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица.
Далее вкратце рассмотрим каждый из перечисленных принципов.
Законность
Данный принцип означает, что деятельность по организации и осуществлению контроля (надзора) должна соответствовать Закону № 248-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иным нормативным правовым актам РФ, региональному и местному законодательству.
Соответственно, действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам и оценка их исполнения должны происходить в пределах компетенции проверяющих.
Недопустимо необоснованное принятие решений и/или совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.
Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований
Означает, что проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к обычным контрольным (надзорным) мероприятиям.
При этом должны быть обеспечены стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизации возможной выгоды от их нарушений.
Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
Должны быть соразмерны характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен:
Государственный контроль (надзор) должен ограничиваться только теми мероприятиями и действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований.
При организации и осуществлении контроля (надзора) недопустимо причинение неправомерного вреда (ущерба):
Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц
При организации и осуществлении контроля (надзора), проверяющие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц.
Должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны:
Этот принцип также означает, что решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы.
Установлен запрет на принятие решений и совершение действий (бездействия), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации, индивидуального предпринимателя.
Недопустимость злоупотребления правом
Означает запрет использования контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях:
Проще говоря, когда формально нарушения нет, но всё делается не в интересах проверяемого.
И обратная сторона медали: одновременно запрещено использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных Законом № 248-ФЗ, для воспрепятствования контролю (надзору).
Также недопустимо злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы с обращениями, содержащими заведомо недостоверную информацию о соблюдении обязательных требований.
Соблюдение охраняемой законом тайны
За исключением случаев, установленных федеральными законами, нельзя разглашать коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, полученную инспекторами при контроле (надзоре). Иначе они несут ответственность, а причинённый этим вред проверяемому или иному лицу должен быть возмещён.
Контрольный (надзорный) орган не предоставляет по запросам третьих лиц:
Условие: если в ходе мероприятий не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося лица. Значит, если нарушения были, то никакой секретной информации здесь нет.
Открытость и доступность информации об организации и осуществлении контроля (надзора)
По общему правилу деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению контроля (надзора) является открытой. Исключение:
При этом нельзя скрывать информацию о причинении вреда здоровью и угрозе жизни людей.
Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом.
Оперативность
Этот принцип означает, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся оперативно. А срок проведения может быть продлен только в случаях и пределах, установленных федеральным законом.
При определении срока проведения мероприятия учитывают:
При определении срока решения контрольного (надзорного) органа учитывают:
Если исполнение решения связано с расходованием денежных средств, при определении срока проверяющие должны учесть имущественное и финансовое положение контролируемого лица.
Общественные отношения характер которых является надзорно контрольным относятся к чему
Основной объект государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по Закону № 248-ФЗ – обязательные требования, установленные законом. Проверяющие действуют на предупреждение, а также выявление и пресечение нарушений таких требований.
Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ, к госконтролю и надзору не относятся:
Перечисленные виды деятельности регулирует не Закон № 248-ФЗ, а свои профильные законы в каждой сфере.
Лицензирование
Процесс лицензирования в России происходит в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон № 248-ФЗ здесь действует частично и применяется в отношении проведения:
Важно, что проведение планового контроля в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям. Это такая госуслуга.
На какие сферы не распространяется Закон № 248-ФЗ
Согласно ст. 2 Закона № 248-ФЗ, его положения не применяются к организации и осуществлению:
Далее хоть и перечислены виды государственного контроля (надзора), но нормы Закона № 248-ФЗ не применяются к их организации и осуществлению. Это:
Защита прав при проверках
Защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзора) и муниципального контроля в России регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но скоро – с 1 января 2025 года – он утратит силу. Об этом говорит ст. 85 Закона-спутника от 11.06.2021 № 170-ФЗ (к Закону № 248-ФЗ).
До указанной даты его положения применяются только в отношении:
Особенности применения
Внесены соответствующие изменения в законы об этих территориях.
Где действует своё законодательство
Действие Закона № 248-ФЗ
В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводят в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год.
При этом с 01.07.2021 по 31.12.2021 контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
На плановые проверки, запланированные на 2021 год, Закон № 248-ФЗ не повлиял. Но Правительство РФ может установить особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юрлиц и ИП в целях учета положений Закона № 248-ФЗ.
Если проверка или иное мероприятие контроля (надзора), а также оформление её итогов не завершены на 01.07.2021, то для таких незавершенных фактов действуют правила, которые были актуальны на дату начала этих проверок. То есть, Закон 248-ФЗ здесь неприменим.
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых проверяющими действиях, принимаемых решениях и актах, направление ему документов и сведений разрешено на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае:
Но Правительство РФ или положение о конкретном виде госконтроля (надзора) может установить иное.
По общему правилу документы, оформляемые проверяющими при контроле (надзоре), а также привлекаемыми специалистами, экспертами составляют электронными и подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью с 31 декабря 2023 года (ч. 1 ст. 21, ч. 14 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Но для некоторых видов контроля (надзора) по решению Правительства РФ, это может произойти и ранее.
Также установлен подход в зависимости от времени подачи жалобы