общественное бытие что такое
Общественное бытие и общественное сознание: проблема философского анализа
Философские науки
Похожие материалы
Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира. Карл Маркс выделил из природного бытия общественное бытие. Он рассматривал развитие общества в виде особого материального процесса, отличного от физического и биологического.
Общественное бытие представляет собой материальную жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства (орудия и средства производства, экономико-географическая среда, производственные отношения). Оно включает в себя уровень и деловую жизнь людей, состояние материального производства, сферу бытового и культурного обслуживания [6, с. 107].
Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, представляющее собой осознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие отражается в общественном сознании, которые влияет на бытие общества и обуславливает, в конечном счете, направление его развития.
В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Изучение общественного бытия дает ключ к пониманию всей совокупности форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, политического, научного философского, исторического, экономического, экологического. Где же пребывает общественное сознание? На данный вопрос можно ответить следующим образом: оно пребывает в системе «человек – деятельность – общение – общество – история – язык – культура» [5, с. 332].
В жизни нет вечного, неизменного общественного бытия и общественного сознания. Они также нуждаются в преобразовании, перестройке. Когда они радикально изменяются, вместе с ними и на их основе изменяются сами люди, их взгляды, система ценностей, целевые установки, теоретические концепции. Изменение условий и уровня жизни, общественного бытия, общего социально-психологического климата в лучшую или худшую сторону сразу отражаются в сознании людей. Люди не могут оставаться безразличными к этим изменениям [3].
Для понимания прошлого, настоящего и будущего, общественной жизни людей необходимо анализировать состояние общественного бытия и общественного сознания. Надо знать уровни индивидуального, обыденного сознания и общественной психологии. В них проявляются общественное бытие и общественное сознание [4, с. 166].
Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое с большей или меньшей степенью адекватности отражает это общественное бытие. Характер и содержание общественного бытия в советский период и в современных условиях российской действительности совершенно разные. Это новое российское общественное бытие изменило общественное сознание. Но, к сожалению, возникло множество отрицательных явлений, сильно пострадало нравственное сознание.
Мы знаем, что экономика является фундаментом, базисом общества. Но влияния этого фундамента бывает явно недостаточно. Нужны другие устои, другие скрепы, удерживающие людей в определенных рамках. В качестве таких устоев выступает нравственное сознание. В общественном сознании в ходе перестройки и реформ остались некоторые элементы общечеловеческих нравственных ценностей. Они спасают нас от окончательного нравственного падения. Нравственные нормы, устои сохраняются благодаря усилиям старшего поколения. Если быть правдивым и объективным, то смело можно утверждать, что падение нравственных норм началось до социально-экономических реформ. Когда прислушиваешься к общественному мнению, то приходишь к убеждению, что людей очень волнуют проблемы нравственного сознания. Они утверждают, что нужна общероссийская программа нравственного воспитания населения [1, с. 158].
Функция опережающего отражения сознания, прогнозирование будущего наиболее четко реализуются в отношении общественного бытия. Когда наличное бытие людей не устраивает, то сознание требует изменения общественного бытия. Сознание, передовые идеи, взгляды устремляются в будущее с целью преобразования существующего общества. Это воздействие общественного сознания на общественное бытие осуществляется через государство, политические, правовые отношения и др., которые являются механизмами этого воздействия.
Невозможно преобразовать бытие, не мобилизуя духовную энергию общества, его сознание. В это преобразование включается мотивационная сфера каждого человека.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — категории историч. материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Обществ. бытие это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества … Философская энциклопедия
Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека… … Википедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения… … Тематический философский словарь
БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
Бытие определяет сознание — Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818 1883): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иносказательно: оправдание чьих либо настроений, пристрастий… … Словарь крылатых слов и выражений
Бытие (философ. категория) — Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический… … Большая советская энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Общественное бытие и общественное сознание
Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.
Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.
Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.
Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.
Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.
В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно.
Сознание как свойство человеческой деятельности может относиться к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным.
Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание.
Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.
Общественное бытие и общественное сознание.
Над тайнами своего бытия люди стали задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:
1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;
2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);
3) воспроизводство самого человека как социального существа;
4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).
Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение общественного бытия + общ. сознание оказывает на общество обратное воздействие. Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.
Сюда входят:
1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;
2) вопросы закономерностей общественного развития;
3) проблемы направленности исторического процесса;
4) проблемы периодизации истории;
5) вопросы источников и движущих сил развития общества.
Формы общественного сознания.
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
Культура и цивилизация: философский аспект.
Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.
Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.
В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».
Общественное бытие и общественное сознание (Фролов)
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом обществе — классовые), в которые люди вступают в процессе этого производства. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же О. с. есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об обществе твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «. люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.— Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Избр. соч. Т. 2. С. 20). Марксизм показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п. О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы О. с. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни общества никогда не создают заново продукты О. е., ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. е., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, которые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках основного вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Диалектико-материалистическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 309-310.