общение осуществляется на следующих уровнях макроуровень микроуровень ультрамикроуровень что лишнее
Виды и уровни общения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Важнейшими видами общения являются:
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть представлено как:
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями.
Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.
По средствам общения оно может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п.
Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Виды общения делятся также на:
социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);
групповое предметно-ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;
личностно-ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.
В научной литературе выделяют следующие виды общения:
“Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.
Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация.
Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами.
Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.
Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:
Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)
Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня общения:
1) макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
2) мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;
Лекция №2. Коммуникативная сторона общения
Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации.
=Содержание общения.
— Внешний вид человека.
=Средства общения.
=Уровни общения (3 уровня).
=Виды общения.
— Межличностное (парное общение)
— Лично-групповое (учитель- класс)
— Межгрупповое (командное соревнование)
— Непосредственное общение (лицом к лицу)
— Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).
Содержания конкретной коммуникации может быть различными: обсуждение новостей, сообщение о погоде, спор о политике и т.д.
Всегда надо помнить, что:
— Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.
— В результате возникает вопрос:
— что препятствует эффективной коммуникации?
— каково происхождение барьеров?
— как преодолевать эти барьеры?
1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.
— Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.
— Непонимание- т.е. защитой является своеобразное непонимание сообщения.
3. Приемы для преодоления барьеров.
— Прием «нейтральной фразы»- т.е. когда в начале произносится фраза, не имеющая значения и отношения к теме, но по каким то другим причинам имеющая смысл для присутствующих и поэтому все прослушивается с интересом.
— Прием «завлечения»- говорящий произносит вначале что-то очень тихо непонятно или неразборчиво, это вынуждает оппонента напрягать слух и внимание.
— Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.
— Прием «изоляции»- для поддержания внимания, т.е. изолирует слушателя от влияния из вне.
— Прием «акцентировки»- фразы «прошу обратить внимание» или особым нажимом на фразу или слово.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тест по дисциплине «Психология общения» по теме: «Виды и уровни общения»
По дисциплине «Психология общения» на тему: «Виды и уровни общения»
1. Выберите правильный ответ. К видам общения относятся:
б) вербальное общение;
д) невербальное общение;
е) светское общение;
ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
2.Общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
4. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
5. Общение, при котором оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
6. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
7. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
8. В ходе общения используется стандартный набор масок:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
9. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему, это характерно для следующего вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
10. Б. Ломов выделяет следующие уровни общения:
11. Человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, это:
12. Следующие уровни общения или способы структурирования времени – ритуалы, развлечение, игры, близость, выделяет:
13. А. Добрович предложил выделить 7 уровней общения, анализируя особенности:
14. Выберите правильный ответ, определите уровень общения. Человек испытывает потребность в контакте и возникает установка на внешнюю коммуникацию:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
15. Общаясь на этом уровне люди выносят из контактов не только определенные «плоды» совместной деятельности, но и устойчивое чувство доверия:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
16. Выберите правильный ответ. А. Добрович определил самый высокий уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
17. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «Праздничное общение», то подразумеваем именно этот уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
Эталоны правильных ответов
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Количество правильных ответов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тест по Дисциплине «Психология общения». Тема : «Виды и уровни общения». Тест для студентов очной формы обучения в СПО. Тест состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Правильных ответов может быть несколько. Даны эталоны правильных ответов и критерии оценивания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Общая информация
Похожие материалы
Методическая разработка сценария внеурочного мероприятия «Молодёжь против СПИДа»!
Презентация к внеурочному мероприятию «Молодёжь против СПИДа»
Программа летнего отдыха для детей семейной группы детского дома
Конкурсные задания «Подросток и закон»
Методическая разработка по Правовому обеспечению профессиональной деятельности
Ашық сабақтың тақырыбы: «Үстел жабдықтау»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА ЗВЕЗД ПОЛНА»
Өндірістік оқыту сабағы «Бірінші тағамдар»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5330025 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Структура общения. 1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни
1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаясясеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
А. Б. Добрович уровни общения выделяет иначе.
1. Примитивный уровень. Для человека, общающегося на этом уровне собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть, если мешающий — надо его оттолкнуть. Пример: пьяница-дебошир, пристающий к девушке и неожиданно получивший отпор от постороннего со спортивной фигурой.
2. Манипулятивный уровень.
3. Стандартизированный уровень. Общение основывается на неких стандартах и представляет собой постоянное развертывание партнерами своего «ролевого веера»:контакт масок.
а) «Маска нуля» — смысл ее: «я вас не трогаюи вы меня не трогайте». Также маска безучастности, вежливости, любезности.
б) «Маска тигра» — чтобы боялись. Маска высокомерия, маска неприступности.
На стандартизированном уровне интерес к партнеру по общению проявляется к нему как носителю определенной социальной роли (как к пассажиру в транспорте, продавцу в магазине, попутчику и т.д.), истинное «Я» скрыто маской, позиции — взаимодополняемые.
4. Конвенциональный уровень занимает среднее положение между высшими и низшими уровнями, т.к. на нем впервые появляется подлинный интерес к личности партнера, собственная открытость, но не полностью, а в рамках ситуации, в которой происходит общение. Этот уровень оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах.
5. Деловой уровень. Общаясь на деловом уровне, люди выносят изконтактовне только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты. Или, напротив, почти неустранимые антипатии друг к другу.
6. Игровой уровень обладает полнотой и человечностью, характеризуется тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровом уровне мы общаемся лишь с теми людьми, которых хотя бы немного уже знаем и с которыми нас связывает определенное чувство — если не взаимное, то, по крайней мере, еще не омраченное обидами и разочарованиями.
7. Духовный уровень. Высший уровень человеческого общения.
Манера общения определяется:
· тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
· поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
· дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.
Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение:
— особенности коммуникативных возможностей человека;
— сложившийся характер отношений с конкретными людьмиили коллективами;
— психологическая или социальная индивидуальность человека;
— особенности партнера по общению.
Наиболее распространены следующие стили общения:
Структура общения
2. по Ломову.
Выделяет уровни анализа (общение – многоуровневая структура).
Уровни отражают разныестороны общения.
МАКРОУРОВЕНЬ– общение, как сторона образа жизни, сеть взаимосвязей с социальным окружением.
Общение, как условие формирования личности, овладение социальными традициями, классовое сознание.
МЕЗОУРОВЕНЬ– изучение отдельных контактов.
Моменты жизни, связанные с решением задач, взаимоотношения с людьми, эмоциональный момент.
Рассматривается взаимодействие людей друг с другом.
МИКРОУРОВЕНЬ – изучение элементарных единиц, определениеотдельных сопряженных актов (пр: разговор – вопрос-ответ).
— побуждение к действию.
— реакция (отклик, отказ).
В принципе, можно выделить более глубокий уровень – изучение физиологических процессов.
Основные стороны общения:
Достоинство подхода: представление об общении достаточно полное.
КОММУНИКАТИВНАЯ– обмен и развитие информации (информационная сторона).
+ Речь идет и об обмене информацией, и о позиции, представлении, целостных пристрастиях, отношениях.
Меняется Ч., и меняется его психика (в плане получения сведений, формирования позиций, мировоззрения и т.д.).
— Кодирование и декодирование информации (передача и расшифровка сообщения).
Важно, чтобы у общающихся был один язык кодирования и декодирования.
В общении так или иначе присутствует ситуация (внутренняя или внешняя).
В процессе общения существуют различные барьеры, люди могут говорить на одном языке, но не понимать др. др., т.к. позиции могут быть разными.
— Средства общения (языковые средства (вербальная коммуникация); невербальная коммуникация).