общее языкознание что это
Общее языкознание что это
Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.
Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)
Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).
Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.
Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества.
языкознание общее
Полезное
Смотреть что такое «языкознание общее» в других словарях:
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ — ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ. См. общее языкознание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Языкознание общее — Наука о языке вообще или об отдельных языках. В античности вопросы языка привлекали пристальное внимание. В Греции проводились наблюдения лексико этимологического и фонетического характера, а также развивалась практическая грамматика. Научное… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Современная энциклопедия
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Начало развиваться на Древнем Востоке в Месопотамии, Сирии, М. Азии и… … Большой Энциклопедический словарь
Языкознание — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства языка и методы его исследования. Изучает также связи языкознания с другими областями знания … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Раздел лингвистики, предмет которого – исследование разных языков, их взаимовлияния … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Языкознание — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Языкознание — (языковедение, лингвистика) наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Место языкознания среди других наук. Языкознание и социальные науки. Поскольку язык является важнейшим… … Лингвистический энциклопедический словарь
Языкознание — лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия
Общее языкознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее языкознание – это раздел языкознания, целью которого является изучение свойств и признаков, характерных для всех существующих языков, рассмотрение теорий и гипотез о сущности языка, обобщение содержания всех лингвистических курсов.
Другой разновидностью лингвистики является частное языкознание, занимающееся вопросами отдельных, конкретных языков.
Языкознание – это русифицированное название науки, которая во всём мире имеет латинское название «лингвистика».
История развития общего языкознания
В качестве самостоятельной дисциплины общее языкознание сформировалось в начале XIX века. Общее языкознание представляет собой философию языка, которая пытается решить проблемы, связанные с языком, и отвечает на множество сложных вопросов, интересовавших общество в течение всей своей истории. Первые попытки найти решение подобных вопросов предпринимали индийские, китайские и европейские философы Древнего мира. Изучением законов функционирования языка занимались средневековые ученые. Наиболее активно теоретические проблемы языкознания разрабатывались в XIX—XX вв.
Общее языкознание как научная дисциплина оформилась благодаря немецкому филологу и философу Вильгельму фон Гумбольдту (1767—1835 гг.). Первый том его объёмистого труда «О языке кави на острове Ява» (1836 г.) представлен введением, который называется «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества». В этом томе представлены результаты исследований таких теоретических проблем языка, как:
Наибольший вклад в теоретическое исследование языков внёс лингвист швейцарского происхождения Фердинанд де Соссюр, ставший автором фундаментальной работы «Курс общей лингвистики». В 1930-е годы философами (Э. Сепиром, А. Мейе, Ж. Вандриесом) были написаны работы, заложившие основы теоретического языкознания.
Готовые работы на аналогичную тему
Сущностная характеристика общего языкознания
Традиционно объектом изучения общего языкознания считается язык, но последние исследования в области отечественного и зарубежного языкознания расширили понятие объекта общего языкознания. Теперь к нему относится речевая деятельность вообще, включая её динамический аспект («язык в действии»).
В настоящее время существует большое число языков, появившихся в течение развития человечества. По данным научных сообществ и специальных организаций насчитывается несколько тысяч языков (от двух до шести). Установить точное число языков вызывает затруднения, поскольку между языками размыты границы из-за их родственной близости. Кроме того, наблюдаются процессы вымирания одних языков и образование новых.
Несмотря на существующие различия между языками, им всё же присущи общие черты, которые как раз и изучает общее языкознание. Общими и универсальными чертами языков являются выполнение ими таких функций, как:
Общее языкознание пытается выработать основные теоретические постулаты, обобщить их в систематическом виде и направить их на решение следующих проблем общего языкознания:
Общее языкознание призвано выявить общие для всех языков законы организации, развития и функционирования. Для решения поставленной задачи применяют два способа. Индуктивный способ позволяет при помощи сопоставления языков выявить положения, которые верны для всех языков (абсолютные универсалии) или для большинства языков (статистические универсалии). Дедуктивный способ применяет изучение общих закономерностей функционирования языка, особенности речевых актов и текста.
Структура общего языкознания
Структурно общее языкознание можно представить в виде нескольких разделов.
Во-первых, по способу изучения языка выделяют внутреннее и внешнее языкознание. Внутреннее языкознание (которое также называется структурным) изучает язык как систему. Внешнее языкознание изучает язык как общественное явление, фокусируется на исследовании социальных и мыслительных функциях языка.
Во-вторых, общее языкознание, как и любую научную дисциплину, можно представить в виде трёх разделов:
Особое место в общем языкознании занимает лингвистическая компаративистика, специализирующаяся на историческом сравнении языков, целью которого является установление степени историко-генетического родства. Кроме того, лингвистическая компаративистика занимается построением генеалогической классификации языков, реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
общее языкознание
Смотреть что такое «общее языкознание» в других словарях:
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства языка и методы его исследования. Изучает также связи языкознания с другими областями знания … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ — ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Раздел лингвистики, предмет которого – исследование разных языков, их взаимовлияния … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общее языкознание — Общее языкознание см. Языкознание … Лингвистический энциклопедический словарь
Общее языкознание — раздел языкознания, предметом которого являются теоретические основания характеристики языка и методы исследования его явлений. О. я. изучает также связи языкознания с др. областями знания: диалектическим материализмом, логикой и… … Большая советская энциклопедия
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ — ЯЗЫКОЗНАНИЕ ОБЩЕЕ. См. общее языкознание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Современная энциклопедия
ЯЗЫКОЗНАНИЕ — (лингвистика) наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Начало развиваться на Древнем Востоке в Месопотамии, Сирии, М. Азии и… … Большой Энциклопедический словарь
Языкознание — (лингвистика), комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира. Основные отрасли языкознания: общее языкознание (изучает свойства, присущие любому языку),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Языкознание — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке
Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.
Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.
Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.
Предмет, объект и задачи языкознания
Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.
Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.
Задачи языкознания:
Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками
История языкознания
Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).
ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н. по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологич. природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологич. направлений, школ н концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в яз-энании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.
Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.