объекты социально культурного назначения что к ним относится
Объекты социально культурного назначения что к ним относится
Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
П. 1 ст. 30 не применяется при приватизации имущества организаций, указанных в п. 15 ст. 43 данного документа.
1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объектов социальной инфраструктуры для детей;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов, за исключением объектов социальной инфраструктуры для детей, осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Указанное в пункте 1 настоящей статьи ограничение не распространяется на случаи, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем являются основными производственными фондами унитарного предприятия.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 244-ФЗ)
1.2. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 настоящего Федерального закона.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 244-ФЗ)
1.3. Для целей настоящей статьи объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем признаются основными производственными фондами унитарного предприятия в случае, если выручка унитарного предприятия от реализации товаров, оказания услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого унитарным предприятием согласно его уставу.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 244-ФЗ)
О применении п. 2 ст. 30 при приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению в качестве своей основной деятельности, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 111.
2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
3. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (за исключением объектов, указанных в статье 30.1 настоящего Федерального закона) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение пяти лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры для детей не более чем в течение десяти лет.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.
Объекты социально культурного назначения что к ним относится
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов
(с изменениями на 2 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 3 июня 2015 года N 288-48 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 04.06.2015).
Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 891-180 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 25.12.2015) (вступил в силу с 1 апреля 2016 года);
Законом Санкт-Петербурга от 8 ноября 2019 года N 525-119 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 13.11.2019);
Законом Санкт-Петербурга от 2 июля 2021 года N 306-71 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 06.07.2021).
Принят
Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга
20 мая 2015 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39_6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, в аренду осуществляется без проведения торгов.
Статья 1. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения
Объекты социально-культурного назначения должны соответствовать критерию по сроку размещения не более трех лет, а также одному из следующих критериев по назначению:
1) относиться к открытым плоскостным спортивным сооружениям и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) относиться к объектам культуры и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) относиться к объектам образования и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
4) относиться к объектам социальной защиты населения и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
5) относиться к объектам охраны труда и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
6) относиться к объектам здравоохранения и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) относиться к спортивным сооружениям, размещение которых предусмотрено в программах подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу, утверждаемых Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 2. Критерии, которым должны соответствовать объекты коммунально-бытового назначения
Объекты коммунально-бытового назначения должны соответствовать критерию по сроку размещения не более трех лет, а также одному из следующих критериев по назначению:
1) относиться к элементам благоустройства и использоваться для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) использоваться для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе, в том числе в качестве гостевых автостоянок на земельных участках, смежных с земельными участками, на которых расположены многоквартирные дома, за исключением случая, указанного в пункте 11 настоящей статьи;
4) использоваться для хранения транспортных средств и (или) маломерных судов некоммерческими организациями автовладельцев и (или) владельцев маломерных судов;
5) использоваться для приема и (или) переработки снежных масс, льда лицами, с которыми заключены государственные контракты на оказание указанных услуг (выполнение работ) по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, если размещение указанных объектов было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого государственного контракта;
6) относиться к туалетам общего пользования;
7) использоваться при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для обеспечения бытовых нужд лиц, выполняющих указанные работы;
8) использоваться при проведении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге или работ по содержанию территорий зеленых насаждений общего пользования лицами, с которыми заключены государственные контракты на выполнение указанных работ по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, если размещение указанных объектов было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого государственного контракта;
9) использоваться для содержания мест погребения для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и располагаться в границах территорий кладбищ в соответствии с законодательством по зонированию территории и (или) документацией по планировке территории;
10) использоваться для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны;
11) использоваться лицами, имеющими в собственности или в пользовании здания, сооружения с подземными и (или) встроенными гаражами-стоянками не менее чем на 15 машиномест, для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе на земельном участке, смежном с земельным участком, на котором расположены указанные здания, сооружения, разрешение на строительство которых выдано после 31 декабря 2017 года;
12) использоваться для осуществления деятельности по содержанию животных в приютах для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Статья 3. Заключительные положения
1. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющихся объектами недвижимости, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
2. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 11 статьи 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга, которые вступают в силу с 1 июня 2018 года.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Мне необходима статья закона, где четко дается определение или понятие «Социально-значимые объекты»
Мне необходима статья закона, где четко дается определение или понятие «Социально-значимые объекты»
Ответы на вопрос:
Следовательно, раскрыть содержание, смысл понятия социально-значимого объекта для данного должника, населения, региона, возможно посредством описания существенных и отличительных признаков объекта. Определить термин, значит установить границы его применения.
Поскольку действующее законодательство не устанавливает критерии отнесения объектов к системам жизнеобеспечения (к социально значимым), этот вопрос в каждом конкретном случае для должника и региона должен служить предметом исследования суда.
Государство обязано обеспечить своих сограждан базовыми потребностями (еда, жилье, работа, образование, здоровье, защита от внутренних и внешних угроз и др.). Все, что так или иначе связано с этим, является социально значимым. Следовательно, к объектам, имеющим особое социальное значение, относятся объекты социальной инфраструктуры (т.е. объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров), а именно: объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения; объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта; объекты кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения и иные социально значимые объекты. То есть все то, что относится к жизнеобеспечению населения.
Социально-значимые объекты – понятие, что к ним относится
В соответствии с Конституцией РФ государство обязуется обеспечивать население страны в удовлетворении базовых потребностей.
К ним можно отнести: питание, образование, здоровье, обеспечение безопасности от различного вида угроз (внешних и внутренних) и т.д. В связи с этим, все объекты, которые функционируют на выполнение данных задач, являются социально значимыми.
Без социально значимых объектов невозможно представить ни один населенный пункт нашего государства, их огромное множество. Они стали возводиться с момента зарождения человеческой цивилизации, при этом постоянно совершенствовались и увеличивались по количеству.
Общие сведения
Объекты социальной инфраструктуры предназначены для создания необходимых комфортных условий для жизнедеятельности человека.
Социальная инфраструктура классифицируется на:
— линейную (железнодорожная сеть, автодороги, линии электропередач и т.д.);
— точечную (сами социально-значимые объекты: поликлиники, школы, ВУЗы, музеи, театры и т.д.).
К социально-значимым относятся объекты социальной инфраструктуры:
— здравоохранения, образования (детские дошкольные учреждения, высшие, средние и общеобразовательные учебные заведения,), социального обеспечения;
— культурные, досуговые и спортивные;
— заведения общепита, бытового обеспечения, потребительский рынок (предназначенные для удовлетворения потребностей людей в необходимых для нормальной жизнедеятельности товарах, продукции, услугах);
— жилищно-коммунальные организации, финансовые, предприятия похоронного обслуживания.
Подробности
Здравоохранение
На сегодняшний день основное значение имеют учреждения здравоохранения в плане сохранения здоровья нации. Независимо от масштабов объекта (областная клиника либо маленький медицинский пункт на селе), значение его велико для рядом живущих людей.
Важнейшее значение имеют все без исключения объекты образования и государство постоянно заботится о модернизации существующих и строительстве новых объектов данного направления. Без должного финансирования этого вида строительства нельзя представить формирование образованного и современного общества людей, и, соответственно будущего развития и процветания страны.
Спорт
В наше время, большой интерес вызывают спортивные объекты. Современные люди стремятся к здоровому образу жизни, отказываясь от вредных привычек. Социальная значимость объектов спортивного характера заключается в том, что они способствуют укреплению и сохранению здоровья населения. Здоровый человек способен принести большую пользу обществу, соответственно, государство заинтересовано в строительстве спортивных сооружений.
Важное социальное значение имеют объекты, выполняющую социальную функцию, к примеру, музеи. В них представлены предметы, имеющие историческую ценность, которые могут рассказать о том, как жили предки. Имеющиеся экспонаты несут большую воспитательную роль. Общеобразовательные учреждения тесно сотрудничают с объектами такого плана, дающими возможность узнать о жизни и развитии общества в прошлом.
Развлечения
Места, предназначенные для развлекательных мероприятий людей, тоже являются социально значимыми. Их деятельность направлена на формирование и развитие у человека чувств к прекрасному. Театр способствует развитию аналитических способностей, учит установлению взаимосвязи в определенных жизненных ситуациях и приобретению опыта, пробуждая высокие чувства. Конечно, государство должно участвовать в финансировании «культурных храмов».
Большое значение для воспитания и развития личности имеют такие социально значимые объекты, как библиотеки. На сегодняшний день они есть в любом населенном пункте, независимо от его масштаба. Они способствуют повышению степени интеллектуального развития каждого из нас, независимо от возраста.
Объектами, выполняющими важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения, являются мемориалы. Основная масса таких объектов посвящена победе в Великой Отечественной войне. Помимо этого, они являются напоминанием для современных людей о событиях прошлого и их героях.
Анализируя необходимость строительства социально значимых объектов, нельзя недооценивать возведение, а также восстановление построенных церквей и храмов. Этот процесс стремительно продвигается в нашей стране в последние годы. Люди прекрасно понимают важность не только материальной составляющей нашей жизни, но и духовной, поэтому готовы инвестировать реставрационные и строительные работы данного характера.
Все без исключения населенные пункты снабжены администрациями — социально значимыми объектами, призванными решать задачи организации жизнедеятельности (создание бизнеса, покупки и продажи недвижимости, относящейся к государственной собственности и т.д.).
Итоги
Социально значимые объекты — это своеобразный показатель заботы государства о своих гражданах. Ведь оно должно делать все, чтобы, обеспечить доступность для населения социально значимых объектов (школ, дошкольных детских заведений, больниц, оздоровительных учреждений, музеев, спортивных учреждений). Это является основой жизни каждого процветающего государства. Люди, имеющие возможность развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, поддерживать здоровье способны приносить максимальную пользу стране, в которой проживают.
Обеспечение подрядчиком исполнения своих обязательств
Подрядчик по договору строительства центра развития и отдыха людей с ограниченными возможностями (предусматриваются только культурно-образовательные занятия) обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения своих обязательств. Какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться для выбора формы обеспечения?
В соответствии с подп. 1.14 п. 1 Указа Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в одной из следующих форм:
– зарезервировать на специальном счете на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта средства в размере 1,5% стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
– представить банковскую гарантию;
– заключить договор страхования ответственности (по договору строительного подряда) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта. При этом страховые взносы по данному виду страхования не включаются подрядчиком в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Данные требования установлены в целях повышения ответственности подрядных организаций за качество и результаты выполненных работ (оказанных услуг). Форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, предусматривается в договоре строительного подряда на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию и благоустройство объекта строительства, заключаемом заказчиком, застройщиком с подрядчиком в соответствии с правилами (постановление Совмина от 15.09.1998 № 1450) заключения и исполнения договоров строительного подряда, утверждаемыми Совмином.
Постановлением Совмина от 1.04.2014 № 299 утверждено Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет (далее – Положение № 299).
Следуя Указу № 26 и Положению № 299 резервирование денежных средств на специальном счете, который открывается подрядчиком, является одной из форм обеспечения ответственности подрядчика.
Стороны могут обеспечить ответственность подрядчика и иными способами, указанными выше в п.п. 2 и 3, однако необходимо учитывать финансовые потери заказчика от каждой другой формы (затраты на банковскую гарантию, затраты на значительный страховой взнос по договору страхования, «замораживание» и временное изъятие денежных средств и т.д.).
Как показывает практика, резервирование является основной формой обеспечения ответственности, которую согласовывают подрядчики и заказчики в договорах строительного подряда. Требование по обеспечению такой ответственности распространяется на объекты строительства жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Непосредственно в Указе № 26 либо Положении № 299 не определено, о каких именно объектах идет речь. Так, если в отношении объектов жилищного строительства у организаций, как правило, нет проблем с их классификацией, то в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникают сложности. Чтобы их решить, приказом Минстройархитектуры от 3.03.2015 № 66 были внесены дополнения в Технический кодекс установившейся практики ТКП 45–3.02–290–2013 (02250) «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования» – Приложение Д «Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения», которым и следует пользоваться для целей применения норм Указа № 26 и Положения № 299. Согласно названному Перечню к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения относятся следующие объекты:
Д.1 Объекты социально-культурного назначения:
Д.1.1 Здания учреждений образования, воспитания и подготовки кадров:
– дошкольные учреждения общего типа, специальные, санаторные и учебно-педагогические комплексы (ясли-сад-школа, детский сад-школа);
– общеобразовательные учреждения: начальные, базовые, средние школы, специальные общеобразовательные школы, специальные школы закрытого типа, вечерние (сменные) школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, санаторные школы-интернаты;
– специальные общеобразовательные и вспомогательные школы (школы-интернаты) для детей с особенностями психофизического развития;
– учебные заведения профессионального образования: высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения;
– учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров;
– институты повышения квалификации;
– учебные заведения последипломного обучения;
Д.1.2 Здания и сооружения учреждений здравоохранения и отдыха:
– лечебно-профилактические организации, поликлиники, амбулатории, женские консультации и фельдшерско-акушерские пункты;
– лечебные учреждения со стационаром, аптеки, молочные кухни, бальнео- и грязелечебницы;
– детские реабилитационно-оздоровительные центры;
– учреждения отдыха и туризма.
Д.1.3 Физкультурно-оздоровительные и спортивные здания и сооружения:
– открытые физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения;
– крытые физкультурно-оздоровительные и спортивные здания и сооружения;
– физкультурно-оздоровительные и спортивные комплексы.
Д.1.4 Здания и сооружения культурно-просветительных и зрелищных учреждений:
– библиотеки и медиатеки, кроме помещений книгохранилищ;
– клубы общего профиля, дома и дворцы культуры, центры культуры и досуга, специализированные клубы и др.;
– зрелищные учреждения (театры, концертные залы, кинотеатры, цирки, зоопарки и др.);
– культовые здания и сооружения.
Д.1.5 Административные здания:
– городские, районные, областные исполнительные комитеты, центры общественно-политической деятельности;
– суды общей юрисдикции;
– здания управлений внутренних дел;
– учреждения органов государственного управления.
Д.2 Объекты коммунально-бытового назначения
Д.2.1 Здания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания:
– розничные торговые объекты;
– торговые объекты общественного питания, за исключением зданий и помещений общественного питания, относящихся к вспомогательным зданиям и помещениям промышленных предприятий;
– предприятия бытового обслуживания, предназначенные для непосредственного обслуживания населения: дома мод, дома бытовых услуг (дома быта), ателье, мастерские, фотоателье, парикмахерские салоны, приемные пункты, пункты проката, предприятия стирки белья и химической чистки одежды, бани и банно-оздоровительные комплексы.
Д.2.2 Здания предприятий коммунального хозяйства, кроме производственных, складских и транспортных зданий и сооружений:
– учреждения гражданских обрядов, похоронные бюро;
– гостиничные предприятия, мотели и кемпинги;
К объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения относятся также многофункциональные здания и комплексы согласно А.9 (приложение А), включающие объекты, указанные в Д.1 и Д.2.
Автор публикации: Виктор СТАТКЕВИЧ, аудитор