что значит зуль хиджа месяц
Самые благословенные дни для этого мира – месяц Зуль-хиджа
Месяц зуль-хиджа – один из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх священных запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджжа, зуль-каада, мухаррам). Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – ‘Ид аль-адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также один из священных дней – день ‘Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности ‘Арафа.
В день ‘Арафа желательно тысячу раз читать суру «Аль-Ихляс», совершать другие благие деяния. В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Аль-Ихляс», будут прощены все грехи. В день ‘Арафа (и в предыдущий день) желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
В хадисе от ‘Аиши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджжа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О, свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от мольбы паломников», — ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу в качестве садака ста животных и выдачу для распространения религии ста лошадей, а за пост в день ‘Арафа – вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для распространения Ислама.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день ‘Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до ‘Арафа, получит вознаграждение как и пророк Аюб (мир ему), а тот, кто постился в день ‘Арафа, — как пророк Иса (мир ему).
Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Зуль-хиджа. День ‘Арафа
«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) — двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них — четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).
В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю — Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря — Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день — день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения — ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество). В Коране сказано:
«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] [1]!» (Св. Коран, 89:1, 2), — говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.
Дополнительный пост в Зуль-хиджа
В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4], но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет [5]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) [6] месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» [7].
«Самые любимые Богом благодеяния. »
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния — это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» [8].
Пост в день ‘Арафа
«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» [9], — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда — большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня — на более высокие уровни в Раю)» [10]. Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» [11]. Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) [12]. «Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» [13], — как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат — человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.
Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления: Транслитерация: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»[14]. В Коране говорится:
«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа [15]. Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) [16].
Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» [17]. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости [18].
Месяц Зуль-Хиджжа: достоинства и особенности
Зуль-Хиджжа — это последний месяц исламского календаря. Название этого месяца буквально означает «хадж», что очевидно указывает на то, что такое великое ежегодное поклонение, как хадж, совершается в этом месяце, и это придает месяцу Зуль-Хиджжа особую значимость. В этой статье описаны некоторые достоинства этого месяца и дела, которые следует совершать во время него.
Первые десять дней
Первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа входят в число самых прекрасных дней в исламском календаре. Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один день поста в эти дни равен посту в течение всего года, а поклонение в одну из ночей в этот период приравнивается к поклонению в Ночь Предопределения (Лейлят аль-Кадр). Каждый мусульманин должен стараться воспользоваться этой замечательной возможностью и провести как можно больше времени в поклонении Аллаху в эти дни.
Девятый день Зуль-Хиджжа
Девятый день месяца Зульхиджа называется «яум аль-Арафа» (день Арафа). В этот день паломники, совершающие хадж, собираются в долине Арафа, которая находится в шести милях от Мекки Мукаррамы. Там они выполняют один из основных обязательных элементов хаджа, который называется «вукуф», то есть стояние на Арафа.
Пост в день Арафа
Для тех, кто не совершает хадж, желательно (мустахабб) поститься в этот день в соответствии с календарем своей местности. Иногда бывает так, что 9-е число Зуль-Хиджжа в результате наблюдений за луной выпадает на разные дни в разных странах. В таком случае мусульманам в определении даты дня Арафа следует придерживаться того лунного календаря, который был составлен в результате наблюдения за луной в их стране.
Например, если день Арафа выпадает в Саудовской Аравии на пятницу, а в Пакистане — на субботу, мусульманам Пакистана следует считать, что день Арафа в субботу и поститься в с намерением поста в день Арафа в субботу.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что пост в день Арафа является желательным (мустахабб). Согласно хадису, пост в этот день может стать причиной прощения грехов, совершенных за год.
Такбир ат-ташрик
Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар,
Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар,
Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд.
(Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего, и Аллаху принадлежит вся хвала).
Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины — громко, а женщины —тихо.
День Ид
В день Идуль-Адха являются Сунной следующие действия:
1. Встать рано утром.
2. Почистить зубы сиваком или щёткой.
3. Совершить полное омовение.
4. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
5. Умастить себя благовониями.
6. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
7. Громко читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.
Как совершить праздничную молитву
Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами — три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три — перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.
Подробное описание праздничной молитвы:
Имам начинает молитву без провозглашения азана и икамата. Имам начинает молитву, произнося такбир тахрима («Аллаху Акбар»). Следует поднять руки до ушей, произнести такбир и сделать небольшую паузу, во время которой читается дуа сана (субханак аллахумма…). Завершив чтение сана, имам трижды произносит такбир («Аллаху Акбар»). После тихого произнесения каждого такбира («Аллаху Акбар») следует опускать руки вниз, но после третьего такбира следует сложить их в районе пупка, как обычно в молитве.
После трёх такбиров имам читает Священный Коран, который следует слушать безмолвно. Оставшаяся часть ракаата совершается в обычной форме.
После возвращения в положение стоя для совершения второго ракаата имам начинает читать Коран, следует тихо и спокойно слушать его чтение. Когда имам закончит чтение, он ещё раз произносит три такбира, но в этот раз такбиры произносятся перед тем, как совершить руку (поясной поклон). При каждом такбире следует поднимать руки до ушей и после произнесения: «Аллаху Акбар», — опускать их вниз, оставляя их в свободном положении по направлению к земле. После того как были сказаны три такбира, имам произносит ещё один такбир, с которым следует склониться в положение руку (поясной поклон). Во время этого такбира руки поднимать не надо. Следует просто склониться в руку (поясной поклон), произнося: «Аллаху Акбар». Оставшаяся часть молитвы совершается как обычно.
Хутба: проповедь в день Идуль-Адха
Хутба в праздничной молитве является сунной и произносится после молитвы — в отличие от пятничной молитвы, где хутба является фарзом и произносится до молитвы. Тем не менее, слушать хутбу молитвы Ид — это ваджиб, то есть необходимо, поэтому следует спокойно и тихо прослушать эту проповедь.
Является сунной для имама начинать хутбу с произнесения такбира («Аллаху Акбар»): перед первой хутбой — девять раз, а перед второй хутбой — семь раз.
Примечание: Описанный выше способ совершения молитвы Ид соответствует ханафитской школе исламского права. Другие знатоки исламского права, например, имам Шафии, приводят другой способ совершения этой молитвы. Они произносят такбир двенадцать раз перед тем, как начать чтение Корана, в обоих ракаатах. Совершать праздничную молитву таким образом также дозволено. Если имам придерживается мазхаба Шафии и совершает молитву таким образом, можно последовать за ним. Оба способа совершения молитвы Ид основаны на практике Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Курбан: смысл и правила
Курбан означает ритуальное закалывание жертвенного животного, само слово пришло в другие языки из арабского (в персидском и урду это слово звучит как «курбани»). С точки зрения лексического значения, курбан — это деяние, которое совершается, чтобы достичь довольства Аллаха. Изначально арабское слово «курбан» использовалось для обозначения всех видов милостыни, потому что цель раздачи милостыни — не что иное, как довольство Аллаха. Но в религиозной терминологии данное слово позднее приобрело ограниченное значение — принесение в жертву животного ради Аллаха.
В религиях, источником которых было божественное Откровение, жертвоприношение всегда воспринималось как способ поклонения. Даже в языческом обществе закалывание животного считается формой поклонения, но делается это не во имя Аллаха, а во имя идолов, а такая практика категорически отвергается Исламом.
В Шариате нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) жертвоприношение считается формой поклонения только в течение трех дней месяца Зуль-Хиджжа, а точнее — 10-го, 11-го и 12-го дней этого месяца. Животных приносят в жертву как знак памяти о том, какую беспрецедентную жертву принес наш господин, пророк Ибрагим, мир ему, который, выполняя повеление Аллаха, которое он получил во сне, был готов принести в жертву собственного любимого сына Исмаила, мир ему, и фактически сделал это, но Всевышний Аллах, испытав покорность Ибрагима, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила, мир ему. Именно с тех времен приношение в жертву животного стало обязанностью для каждого состоятельного мусульманина.
Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху, это служит доказательством полного повиновения воле Аллаха и его приказам. Когда мусульманин приносит в жертву животное, он хочет доказать именно это. Таким образом, курбан, который совершает мусульманин, знаменует собой тот факт, что мусульманин — раб Аллаха, который не будет сомневаться ни на секунду, если получит повеление от своего Создателя, покорится ему, с готовностью подчинится ему, даже если для этого нужно пожертвовать своей жизнью или имуществом. Когда истинный совершенный мусульманин получает приказ от Всевышнего Аллаха, он не ставит свою покорность в зависимость от так называемого здравого смысла, который является плодом нашего ограниченного понимания вещей. Он знает, что Аллах Всезнающий и что его понимание не может охватить знание и мудрость, которые содержатся в Божественном повелении. Поэтому он подчиняется Божественному повелению, даже если не может понять его причину и мудрость.
И это именно то, что сделал пророк Ибрагим, мир ему. Кажется, что нет никакой причины для отца, чтобы принести в жертву своего собственного сына. Но, когда поступил приказ от Аллаха, пророк Ибрагим, мир ему, не спрашивал, в чем его причина, и не сомневался, стоит ли выполнять его. Даже его несовершеннолетний сын, когда отец рассказал ему об увиденном сне, не спрашивал о правильности этого повеления, не страдал, не плакал и не спрашивал, по какой причине его приносят в жертву. Единственным, что он ответил, были слова:
«Отец, делай то, что тебе было велено сделать. По воле Бога, я буду среди терпеливых».
Сегодня курбан совершается в память об этом великом примере покорности, продемонстрированной этими великими отцом и сыном. Совершая жертвоприношение, мы должны подражать этому идеалу покорности.
Это и есть истинный смысл курбана. Осознав это, каждый может увидеть ошибочность позиции тех, кто выступает против совершения жертвоприношения, основываясь на экономических подсчетах, и пытается доказать, что курбан — это неразумная растрата средств, ресурсов и поголовья скота. Будучи в состоянии мыслить только с позиции мирской выгоды, они не могут понять, что хочет взрастить и воспитать исламская духовность в своих последователях, то есть дух абсолютной покорности воле Аллаха, который дает человеку наиважнейшие качества необходимые для того, чтобы человечество пребывало в состоянии мира и благополучия.
Курбан — это не что иное, как мощный символ того поведения, которое требуется от человека в отношении Божественных повелений, даже если они внешне кажутся «нерациональными» и «экономически невыгодными». Поэтому попытка найти экономическую выгоду от курбана на самом деле является отрицанием его истинного смысла и его духовной основы.
Нет сомнения в том, что во всех видах поклонения, которые предписал нам Аллах, есть в том числе и какая-то мирская польза, но это не главная цель этих предписаний, и нельзя воспринимать возможность приобретения мирских благ посредством поклонения как условие для подчинения и покорности. Все акты поклонения, включая курбан, должны совершаться с ощущением абсолютной покорности Аллаху независимо от их экономической, социальной или политической пользы. Это то, как поступил Ибрагим, мир ему, и так должен вести себя каждый мусульманин.
Учитывая все вышесказанное, мы представим в этой статье некоторые правила относительно курбана как акта поклонения в Шариате (согласно ханафитскому мазхабу).
Время для Курбана
Курбан можно совершать только в течение трех дней Ид (праздника), а точнее 10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-Хиджжа. Только в эти дни забитие животного считается актом поклонения. Нельзя совершить курбан в какой-то другой день года.
Хотя дозволено совершать курбан в перечисленные выше три дня, предпочтительнее сделать это 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа.
Нельзя совершать курбан до окончания праздничной молитвы. В маленьких поселениях, где праздничная молитва не совершается, можно совершать курбан в любое время после рассвета 10-го Зуль-Хиджжа.
Курабн дозволено совершить во время двух ночей после дня праздника, но предпочтительнее совершать его в дневное время.
Кто обязан совершить жертвоприношение?
Совершить курбан обязан каждый совершеннолетний мусульманин, женщина или мужчина, у которого в собственности, сверх его основных нужд, есть 613,35 грамм серебра или стоимость такого количества серебра в денежном эквиваленте, в виде украшений, товара, а также в виде любого другого типа имущества. Каждый член семьи, который владеет таким количеством имущества, должен совершить свой собственный курбан. Если у мужа есть в собственности необходимая сумма, а у жены — нет, то курбан обязателен только для мужа, и наоборот. Если оба владеют такой суммой, то каждый должен совершить курбан (отдельно).
Если совершеннолетние дети живут с родителями, каждый из них, обладающий нужной суммой, сам должен совершить курбан. Если муж совершил курбан за себя, обязанность курбана с жены не снимается, то же касается курбана отца — он не снимает обязанность с сына или дочери. Каждый обязан позаботиться о своем курбане сам.
Но, если отец семейства, помимо своего курбана, совершит еще и курбан за свою жену или ребенка, это дозволено с их согласия.
Для курбана нет альтернативы!
Некоторые считают, что вместо принесения в жертву животного они могут раздать стоимость этого животного в виде милостыни. Это ошибочное мнение. В действительности, для мусульман существуют разные обязательные виды поклонения. У каждого из них есть свое значение, и один не может заменить другой. Мусульманину нельзя совершить молитву вместо поста в Рамадан, так же нельзя раздавать милостыню вместо того, чтобы совершать обязательный намаз. То же касается курбана: это отдельный вид поклонения, который нельзя заменить раздачей милостыни.
Тем не менее, если человек по своему невежеству или небрежности, не смог совершить курбан в предписанное время (10-го, 11-го или 12-го Зуль-Хиджжа), то в этом исключительном случае ему дозволено раздать стоимость курбана в качестве садака (милостыни) людям, которым выплачивается закят. Но в течение дней, отведенных для курбана, нельзя исполнить эту обязанность посредством раздачи садака.
Животные для курбана
В качестве курбана дозволено заколоть следующих животных:
1. Козел или коза в возрасте, как минимум, одного года.
2. Баран или овца в возрасте, как минимум, шести месяцев.
3. Бык или корова в возрасте, как минимум, двух лет.
4. Верблюд или верблюдица в возрасте, как минимум, пяти лет.
Один козел/коза или баран/овца — это курбан за одного человека. Но остальные животные (корова, бык, верблюд/верблюдица) — это семь курбанов в одном, что позволяет людям совершать жертвоприношение группой из семи человек.
Если продавец животного утверждает, что животное достигло необходимого возраста, и нет доказательства для обратного, можно доверять словам продавца, и принесение такого животного в жертву будет действительным.
Правила относительно животных с недостатками
Животные, которые не подходят для курбана:
1. Слепые, одноглазые или хромые животные.
2. Животное, истощенное настолько, что не может само дойти до места, где совершается жертвоприношение.
3. Животное, у которого отсутствует одна треть уха, носа или хвоста.
4. Животное, у которого вообще нет зубов или отсутствует большая их часть.
5. Животное, которое родилось без ушей.
Животные, которые подходят для курбана:
1. Кастрированный козел (такое животное даже более предпочтительно для курбана).
2. Животное, у которого отсутствуют или сломаны рога. Но, если рога животного полностью вырваны, так что это повредило мозг, приносить такое животное в жертву нельзя.
3. Животное, у которого отсутствует менее одной трети уха, носа или хвоста.
4. Больное или травмированное животное, если у него нет никаких перечисленных выше недостатков, которые делают его курбан недействительным.
Жертвоприношение согласно Сунне
Мусульманину лучше заколоть животное для курбана собственными руками. Тем не менее, если у него нет возможности заколоть животное самому или он не хочет делать это сам по каким-то причинам, он может поручить другому человеку заколоть животное от своего имени. В таком случае желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении. Если человек поручил кому-то заколоть животное от своего имени, курбан будет действителен, даже если человек не присутствовал при его совершении. Является Сунной положить животное лицом в сторону Киблы и прочитать следующий аят Священного Корана:
Но самое важное, что следует сказать во время забития животного, это слова:
БисмиЛлях, Аллаху Акбар.
(С именем Аллаха, Аллах превыше всего)
Если человек намеренно не произнес эти слова, его курбан недействителен, более того, мясо забитого таким образом животного — харам, то есть употреблять его в пищу запрещено. Но, если человек не произнес эти слова по забывчивости, а не намеренно, его ошибка прощается — и курбан, и забитие животного по Шариату действительны.
Если человек не может произнести «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» на арабском языке, он может произнести имя Аллаха на своем языке, например: «С именем Аллаха».
Как разделить мясо
Если животное забито несколькими людьми, как в случае с коровой или верблюдом, его мясо необходимо разделить на равные части с помощью взвешивания, а не просто на глаз. Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, это всё равно запретно по Шариату.
Тем не менее, если взвесить мясо по каким-то причинам не представляется возможным и все участники согласны разделить мясо без взвешивания, дозволено разделить мясо на глаз, но при условии, что в каждой части будет либо нога животного, либо какая-то часть его печени.
Несмотря на то, что человеку, который совершил курбан, дозволено оставить всё мясо себе, лучше отдать одну треть бедным людям, одну треть — родственникам, а оставшееся оставить себе.
Дозволено использоваться все части забитого в качестве курбана животного для своих нужд, но нельзя продавать что-либо из них или отдавать мяснику в качестве оплаты его работы. Если человек продал часть мяса или шкуру/кожу животного, он должен отдать полученные от этого деньги в качестве милостыни человеку, который входит в число тех, кому выплачивают закят.
Самый важный акт поклонения, совершаемый в этот месяц — это хадж, пятый столп Ислама. Мусульмане со всех уголков мира собираются в Аравии, чтобы исполнить этот уникальный вид поклонения. Хадж — это вид поклонения, который требует проведения особым образом, по крайней мере, пяти дней. Относительно правил совершения различных обрядов хаджа написаны отдельные книги, разъяснение всех деталей совершения хаджа не входит в задачи этой статьи. Тем не менее, приведем общие сведения о том, когда хадж обязателен:
1. Хадж обязателен для каждого совершеннолетнего мусульманина, который может оплатить путешествие (пешком или любым другим способом) в Мекку в сезон хаджа.
2. Если человек имеет возможность поехать в Мекку, но не имеет возможности поехать в Медину, хадж для него всё равно обязателен. Хадж можно совершить и без посещения Медины.
3. Мусульманка не может отправиться в хадж без сопровождения махрама (мужа или близкого родственника, например, сына, отца, брата и т. п.). Если у нее нет махрама, который мог бы ее сопровождать, хадж для нее не обязателен до тех пор, пока такой человек не появится. Но такая женщина должна составить завещание, где будет упомянуто, что, если она не успеет совершить хадж до смерти, ее наследники должны совершить хадж за нее на оставшиеся после ее смерти средства.
4. Хадж обязателен для совершения только один раз в жизни. После совершения обязательного хаджа человек не обязан совершать его еще раз. Тем не менее, дозволено совершать дополнительный (нафль) хадж сколько угодно раз.