что значит идти галсом
Парусник — это просто. Статья 1. Курсы, галсы, повороты, лавировка
Статья перенесена с сайта «ТаМак Парус«.
Многих людей, пока еще не посвященных в секреты управления парусным судном, удивляет факт, что парусник может ходить не только по ветру, но и против.
Причем, против ветра парусник иногда ходит даже быстрее, чем по ветру.
Почему это возможно, мы рассмотрим позднее. А пока выясним, как называются курсы парусного судна (любого — от маленькой лодки-тузика, до огромного барка) относительно ветра, что такое галс, и какие маневры (повороты) относительно ветра может совершать парусник.
Рис. 1. Курсы парусника относительно ветра
Иллюстрация, подобная той, что изображена на рис. 1, приводится в любой книге, посвященной управлению парусной яхтой. Мы, чтобы не нарушать чьи-либо авторские права, нарисовали ее сами. На ней изображена маленькая яхточка, оснащенная одним парусом, идущая разными курсами и разными галсами относительно ветра.
Когда мы утверждали, что парусник может идти против ветра, это было небольшой натяжкой. Прямо против ветра никакое парусное судно идти не может, оно может только против ветра стоять. Такое положение называется «левентик». Паруса при этом просто полощут, как флаги, а само судно начинает медленно двигаться назад (дрейфовать). К положению левентик понятие галс не применяют.
Название галса, которым идет парусник, определяется бортом, в который дует ветер. Если ветер дует в правый борт, то у нас правый галс, если в левый — это левый галс. Иногда определить борт, в который дует ветер затруднительно, например, на курсе «фордевинд» ветер дует сзади, в корму. В этом случае галс определяется по положению главного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то у нас правый галс, а если на правый борт, то у нас левый галс.
Правильно определить галс, которым идет судно, очень важно. Например, если есть угроза столкновения двух парусников, то, согласно Международным правилам предупреждения столкновения судов (МППСС), парусник, идущий левым галсом, должен уступить дорогу паруснику, идущему правым галсом.
Фордевинд — курс, при котором ветер дует прямо в корму. Для большинства парусников это самый неудобный и медленный курс. Почему? Об этом вы сможете прочитать в следующей статье. Так что подписывайтесь на рассылку или почаще заходите на сайт.
Бакштаг — ветер дует сзади-сбоку. Обычно это самый удобный курс для длительного крейсерского плавания.
Галфвинд (еще говорят «вполветра») — ветер дует сбоку. Для многих яхт это самый быстрый курс. Но увеличивается дрейф — снос яхты «под ветер». Это нужно учитывать при планировании перехода.
Бейдевинд — ветер дует спереди-сбоку. На этом курсе специально спроектированные спортивные парусники показывают самую высокую скорость — они могут идти быстрее скорости ветра. Но если вы просто катаетесь, то обычно детям и женщинам такой курс не нравится — ветер кажется гораздо более сильным и резким, чем он есть на самом деле, растет крен. Дрейф яхты на курсе бейдевинд самый большой.
Фордевинд, бакштаг и галфвинд относят к «полным курсам», а бейдевинд — к «острым курсам».
Гонщики различают еще такие курсы:
На рис. 1 положение паруса на каждом курсе примерно соответствует тому, которое задают на настоящих яхтах. На полных курсах парусу позволяют максимально отклониться в сторону борта. А на острых курсах его, с помощью специальной снасти (шкота), подтягивают поближе к центру судна (к диаметральной плоскости).
На ходу парусник может менять курс относительно ветра. При этом, если курс меняется от полного к острому, то говорят, что судно «приводится». А если курс меняется от острого к полному — то судно «уваливается». Но приведение и уваливание не считается поворотом.
Поворотом на парусном судне называется смена галса.
Существует два типа поворотов.
Поворот оверштаг позволяет паруснику прийти к цели, которая находится прямо против ветра от него. Судно просто идет не прямо на цель, а двигается зигзагом, время от времени меняя галс поворотом оверштаг (рис. 2). Такой прием называется «лавированием».
В следующих статьях мы подробно, с рисунками, опишем технику поворотов и возможные осложнения.
Иногда в разговоре яхтсменов вы можете услышать слово «оверкиль» или «кильнуться» (поворот через киль). Этим словом в шутку называют опрокидывание яхты.
Оставляйте комментарии и вопросы к статье. Мы стараемся очень быстро отвечать и реагировать.
Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новую статью.
Техника хождения под парусом. Поворот на другой галс. Лавировка
Поворот на другой галс
Когда ветер дует в левый борт, говорят, что судно идет левым галсом; при ветре, дующем в правый борт, оно идет правым галсом. Чтобы двигаться против ветра, яхта должна идти зигзагом, сначала одним галсом, а затем — другим, этот процесс называется лавировкой.
Переход с одного галса на другой можно выполнить одним из двух способов: либо приведением судна к ветру так, чтобы нос пересек линию направления ветра (поворот оверштаг), либо отворотом его в сторону от ветра, так, чтобы линию направления ветра пересекла корма (поворот фордевинд).
Приведение яхты к ветру означает перемещение носа через зону левентик, от курса крутой бейдевинд по одну сторону направления ветра до курса крутой бейдевинд по другую сторону направления ветра. Для того чтобы пройти «непарусную» зону, где паруса не работают, а скорость падает, лодка сначала должна занять положение крутой бейдевинд и набрать достаточную скорость.
Отверните румпель от себя, чтобы развернуть яхту носом прямо против ветра. |
Когда гик пересечет центральную продольную линию, переместитесь на другую сторону, удерживая румпель до полного завершения маневра. |
Перейдите на наветренную сторону, установите румпель по центру, чтобы начать двигаться новым галсом. |
Последовательность действий во время поворота оверштаг (приведение яхты к ветру)
1. «Выбрать шкоты!» Эту команду шкипер отдает после приведения яхты в положение крутой бейдевинд. И гика-шкот, и стаксель-шкот туго выбираются. Это не только приводит лодку в состояние готовности сменить галс, но и увеличивает скорость.
2. «Приготовиться к повороту!» Предупреждение всем находящимся на борту о предстоящей смене галса. Шкотовый матрос с наветренной стороны подхватывает отпущенный шкот на этой стороне и делает пару поворотов ручкой лебедки. Шкотовый матрос на подветренной стороне готовится отпустить стаксель-шкот. Гика-шкот во время маневра остается туго выбранным.
3. Когда приготовления закончены, шкипер дает команду «Поворот!» и поворачивает судно носом к ветру, а затем пересекает линию направления ветра на максимальной скорости. В момент, когда яхта оказывается прямо против ветра, паруса сильно хлопают.
4. Это означает, что лодка пересекла линию направления ветра, прежде натянутый стаксель-шкот отпущен, а противоположный шкот выбран и туго натянут с помощью лебедки. Таким образом, как только маневр будет завершен, стаксель наполнится ветром и потянет яхту вперед, прежде чем она потеряет скорость.
5. Уже на новом галсе румпель выпрямляют, стаксель-шкот закрепляют в положении крутой бейдевинд, и лодка идет дальше.
На маленьких швертботах все происходит точно так же, но шверт должен быть полностью опущен в воду, а лебедки не используются.
Если лодка поворачивается слишком медленно, ей не удается пересечь зону левентик, она застревает носом к ветру; это положение называется застойным. Это опасная ситуация, потому что судно становится неуправляемым. Чтобы восстановить управление яхтой, можно перевести стаксель в противоположном направлении, чтобы повернуть нос в сторону от ветра. Так лодка восстановит свое положение. Теперь можно набрать скорость и попытаться сменить галс еще раз. Катамараны (многокорпусные яхты) легко могут попасть в застойное положение, поэтому им нужно набирать максимальную скорость перед попыткой приведения к ветру.
Лавировка
Хотя разные лодки идут разными галсами(зигзагообразными курсами>, они все приходят в одну и ту же точку. |
Если обычный круизер идет под углом к ветру 45°, лавировка с наветренной стороны (движение против ветра или курсом крутой бейдевинд) означает движение галсами (изменение курса) под углом примерно 90° на каждом этапе. Теоретически, если бы лодка шла одним курсом до тех пор, пока место назначения не окажется с наветренной стороны под прямым углом к ее курсу, она бы сменила галс один раз и оказалась там, где нужно. Но на практике так не получается, потому что приходится учитывать многие факторы, в основном дрейф судна в подветренную сторону, вероятность изменения направления ветра, близость береговой линии и т. д. Шкипер опытным путем быстро выясняет, насколько близко к ветру должна двигаться яхта и когда следует менять галс.
Лавировка важна как в гонках, так и в путешествиях. В гонках она имеет решающее значение, потому что из-за медленной или неправильной смены галса можно потерять много времени и проиграть. В путешествии ради удовольствия это не так уж важно, но может быть неприятно несколько раз подряд менять галс, при этом очень мало продвигаясь вперед.
Лавировка требует от шкипера определенных навыков. Удлинение одного этапа увеличит расстояние, слишком частая смена галса потребует дополнительных изменений курса, что приведет к замедлению движения.
Существуют также другие причины, которые могут помешать лавировке. Следует избегать мысов с подветренной стороны; нужно пользоваться приливами и благоприятными течениями. В оживленных бухтах может помешать движение рейсовых судов.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Что значит идти галсом
Смотреть что такое ГАЛС в других словарях:
снасть, или тали, которые растягивают нижний угол паруса к наветренному борту. Косые паруса все имеют галсы, а из прямых Г. есть только у нижних парусо. смотреть
галс м. 1) Курс парусного судна относительно направления ветра. 2) Отрезок пути судна от поворота до поворота (при лавировании под парусами, ловле рыбы, выполнении промерных работ, тралении мин и т.п.). 3) Снасть или тали, прикрепляющие к мачте нижние углы паруса.
галс м. мор.tack правый галс — starboard tack левый галс — port tack переменить галс — tack правым (левым) галсом — on the starboard (port) tack
ГАЛС (голл. hals), 1) курс судна относительно ветра (напр., судно идёт правым Г., когда ветер дует в правый борт судна). 2) Отрезок пути судна от пов. смотреть
Галс — снасть, или тали, которые растягивают нижний угол паруса к наветренному борту. Косые паруса все имеют галсы, а из прямых Г. есть только у нижних парусов, т. е. у тех, нижние углы которых не растягиваются по рею. Смотря по парусу, к которому Г. прикреплен, он и получает свое название; так, напр.: фока-галс растягивает нижний наветренный угол фока к особому сектору в носу корабля, называемому галс-бобанцем. Садить галс значит тянуть галс. Галсовый угол паруса. У прямых парусов так называются оба нижних угла; у некоторых парусов нижний передний угол называется просто галсовым углом, а верхний передний — верхним галсовым углом. У трехугольных парусов передний нижний угол называется галсовым углом. Галс — курс корабля относительно ветра. Если корабль идет под парусами, и ветер дует ему в правый борт, то говорят, что корабль идет правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом. Идти контргалсами — говорится о судах, идущих друг другу навстречу разными галсами. Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер, дувший, напр., в правый борт, после поворота дул в левый. Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним галсом, т. е., не поворачивая на другой галс. См. Лавировать. В. П.
ГАЛС(голланд. halse). 1) положение плывущего корабля относительно ветра, напр., говорят: корабль идет правым галсом, т. е. обращен к ветру правым боком. смотреть
ГАЛС (Tack) — 1. Курс судна относительно ветра. Если ветер дует с левой стороны (в левый борт), то говорят, что судно идет левым галсом, если же с пра. смотреть
⊲ ГАЛС 1709 (-льс 1786), а, м.Гол. hals.Мор.1.Положение судна относительно ветра.Правый, левый г.Когда корабль идет к вѣтру правым боком, тогда называе. смотреть
ГАЛС, а, ч., мор.1. Курс вітрильного судна стосовно вітру.Кормчі знали своє діло: взяли глибше в море і далі йшли уже, не міняючи галса (Д. Міщенко);Як. смотреть
-а, м. мор. 1.Положение парусного судна относительно ветра. Правый галс (ветер дует справа). Левый галс (ветер дует слева).Переменить галс. □ [Яхта] л. смотреть
м. мор.1) (снасть) amure f правый галс — tribord m amuresлевый галс — bâbord m amures2) (направление) bordée f переменить галс — virer de bord, changer. смотреть
1) курс парусного судна относительно ветра (ветер дует в правый борт — правый Г., в левый— левый Г.); 2) отрезок пути корабля (судна), который он прох. смотреть
м. мор. 1) (снасть) amure f правый галс — tribord m amures левый галс — bâbord m amures 2) (направление) bordée f переменить галс — virer de bord, cha. смотреть
м. мор.1) (курс) bordada fправый, левый галс — bordada a estribor, a baborменять (переменить) галс — virar de bordo, amurar vt2) (снасть) amura f
м мор (снасть) amura f; (путь от поворота до поворота) bordada fСинонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
м. суд. 1) (снасть) alzana f, alzaia f; mura f 2) (направление) bordata f
(от голл. hals) 1) положение судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левой стороны) и правый галс (ветер справа). 2) отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным курсом при лавировании под парусами, промерах, тралении и др. 3) снасть, прикрепляющая к мачте передний нижний угол косого паруса. смотреть
ГАЛС, мор. термин: 1) снасть, вытягивающая вперед нижн. угол перед. шкаторины паруса и 2) направление парус. судна относ-но линии ветра. Идти правы. смотреть
мор.tackправий галс — starboard tackлівий галс — port tackповернути на інший галс — to tack about
Настоящее имя: Зарудный Виктор ИвановичПериодические издания:• Морской Сборник, 1856, № 4Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей. смотреть
(2 м); мн. га/лсы, Р. га/лсовСинонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
tack мор., traverse* * *галс м. мор.tackпроме́рный галс — sounding tackСинонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
ГАЛС (от голландского hals), 1) курс судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левой стороны) и правый галс. 2) Отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным курсом при встречном ветре, тралении и т.д.
. смотреть
ГАЛС галса, м. (гол. hals) (мор.). Снасть парусного судна, веревка, прикрепляющая нижний угол паруса. || Направление движения судна относительно ветра. Правый галс (ветер дует справа). Левый галс (ветер дует слева). Переменить галс.
1. курс вітрильного судна залежно від вітру (правий, лівий г.); 2. відтинок шляху, пройдений кораблем таким курсом, за якого вітер дме на його паруси п. смотреть
Rzeczownik галс m hals m
-а, ч. 1) Курс вітрильного судна відносно вітру. 2) Снасть, що утримує нижній навітряний кут вітрила.
курс судна относительно ветра. Левый Г. — ветер с левой стороны и правый Г. Второе значение — отрезок пути судна от поворота до поворота, идущего зигзагообразно при встречном ветре, тралении и др. смотреть
галс «канат для крепления нижних концов паруса», впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Из голл. hals – то же; см. Мёлен 75; Эл. Майер, ZfslPh. смотреть
1. курс вітрильного судна залежно від вітру (правий, лівий г.); 2. відтинок шляху, пройдений кораблем таким курсом, за якого вітер дме на його паруси постійно з одного борту. смотреть
м. мор. 1) (снасть) alzana f, alzaia f 2) (направление) bordata f Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль. смотреть
«канат для крепления нижних концов паруса», впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Из голл. hals – то же; см. Мелен 75; Эл. Майер, ZfslPh 5, 143. смотреть
галс (кеменің желге берген ыңғайы); правый галс жел оң жақта;- левый галс жел сол жақта;- судно идет левым галсом кеме сол жақ галспен келеді
tackСинонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
-а, ч. 1》 Курс вітрильного судна відносно вітру.2》 Снасть, що утримує нижній навітряний кут вітрила.
〔名词〕 直角航线Синонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
галсм мор. 1. (направление) ἡ κατεύθυνση (ἰστιοφόρου): переменить
ἀλλάζω κατεύθυνση· 2. (снасть) ἡ προτο-νίς, ἡ σταντζιέρα.
галс; ч. (гол.) 1. Курс вітрильного судна відносно вітру. 2. Снасть, що утримує нижній навітряний кут вітрила.
(голл. hals) 1. Курс вітрильного судна відносно вітру. 2. Снасть, що утримує нижній навітряний кут вітрила.
галс = м. мор. tack; правым галсом on the starboard tack; левым галсом on the port tack.
га’лс, га’лсы, га’лса, га’лсов, га’лсу, га’лсам, га’лс, га’лсы, га’лсом, га’лсами, га’лсе, га’лсах
техн. галс Синонимы: веревка, грота-галс, контргалс, курс, снасть, таль
Ударение в слове: г`алсУдарение падает на букву: а
Правый галс:
Конфликт правил, как быть?
В парусных гонках часто бывают ситуации, когда яхты должны подчиняться одновременно нескольким правилам, конфликтующим между собой. Обычно это случается, когда несколько яхт не могут безопасно разойтись.
Посмотрим на картинку 1: у знака встречаются две яхты. Яхта с черным спинакером (А) имеет право дороги по правилу 10 потому что идет правым галсом. Яхта с красным спинакером (Б) по этому правилу обязана уступать дорогу, то есть сторониться. В это же время яхта Б имеет право на место-у-знака по правилу 18.2 потому что идет с внутренней стороны.
В нашем примере на картинке 1 внутренняя яхта Б идет в пределах места-у-знака, на которое имеет право, и нарушает правило 10, но по правилу 21 должна быть оправдана за свое нарушение.
Наружная яхта А не оставляет достаточного пространства для безопасного прохода между собой и знаком яхте Б, тем самым нарушает правило 18.2. Оно не упоминается в списке правил, которые можно нарушать по правилу 21, а значит, яхта с черным спинакером должна неправа и должна уступить.
Теперь посмотрим на картинку 2. Ситуация аналогична той, что на картинке выше, но у яхты с красным спинакером (Б) есть пространство для безопасного прохода между знаком и яхтой А. Это значит, что яхта А выполняет свои обязанности — дает место-у-знака.
Значение слова галс
Галс в словаре кроссвордиста
галс: Если корабль идёт под парусами и ветер дует ему в правый борт, то говорят, что корабль идёт правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом.
1.Курс парусного судна относительно направления ветра.
3.Снасть или тали, прикрепляющие к мачте нижние углы паруса.
Большой современный толковый словарь русского языка
( гол. hals) мор.
1) курс судна относительно ветра, напр. : судно идет левым галсом, т. е. оно обращено к ветру левым бортом;
2) линия пути корабля от поворота до поворота;
3) снасть или тали, удерживающие на должном месте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).
Новый словарь иностранных слов
м.
1) Курс парусного судна относительно направления ветра.
2) Отрезок пути судна от поворота до поворота (при лавировании под парусами, ловле рыбы, выполнении промерных работ, тралении мин и т.п.).
3) Снасть или тали, прикрепляющие к мачте нижние углы паруса.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. курс судна относительно ветра, напр.: судно идет левым галсом, т. е. оно обращено к ветру левым бортом;
2. линия пути корабля от поворота до поворота;
3. снасть или тали, удерживающие на должном месте нижний наветренный угол паруса (гал-совый угол).
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
(нидерл. hals),
1) курс судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левой стороны) и правый галс.
2) Отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным курсом при встречном ветре, тралении и т. д.
Современный толковый словарь, БСЭ
м.
1) Курс парусного судна относительно направления ветра.
2) Отрезок пути судна от поворота до поворота (при лавировании под парусами, ловле рыбы, выполнении промерных работ, тралении мин и т.п.).
3) Снасть или тали, прикрепляющие к мачте нижние углы паруса.
Толковый словарь Ефремовой
галса, м. (гол. hals) (мор.). Снасть парусного судна, веревка, прикрепляющая нижний угол паруса. || Направление движения судна относительно ветра. Правый галс (ветер дует справа). Левый галс (ветер дует слева). Переменить галс.
Толковый словарь русского языка Ушакова
(голл. hals),
1) курс судна относительно ветра (например, судно идёт правым Г., когда ветер дует в правый борт судна).
2) Отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами, выполнении промерных работ, тралении мин, ловле рыбы и т. д.
3) Снасть, крепящая к мачте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
Направление движения судна относительно ветра
Медленными зигзагами, галс за галсом «Алигейдар» поплелся от Чертова городища, и тряска понемногу ослабевала.
Нет,не красный. Россиянин я, аз еси…»1986 год КРАСНЫЙ РОДЖЕРПо высокой волне галс за галсомТолько прямо, вперед без конца,Плыл пиратский корабль с краснымпарусом,С «красным Роджером» аж в три лица.– Где вы взяли такие-то рожи?
Судно сменило галс под ветер, который, казалось, собрался воедино и, будто пущенный гарпун, впился в массивные паруса.
И тут мне в голову пришел, как мне показалось, вполне достойный выход из ситуации: я мог бы резко сменить галс и широко обойти его, а вместо приветствия помахать рукой.