что такое грехи вопиющие к небесной каре
Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них
Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них
1. Вообще умышленное человекоубийство, в том числе аборты, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
2. Содомский грех.
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
4. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
5. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
Читайте также
Молитва об отмщении за кровь христиан
Молитва об отмщении за кровь христиан Отцы мои, братия и чада. В настоящее время нас постигло нашествие арабов[919], стремящихся захватить в свои руки множество христиан – мужей, жен, старцев, младенцев и всякий возраст. И вот одни падают от их меча, и невинная кровь
Смертные грехи
Смертные грехи Основанием твоего священного делания, первым камнем этого разумного строения является твердое убеждение и бесповоротное решение сердца тысячу раз умереть, прежде чем совершить смертный грех.Христианин должен быть безгранично верен и предан своему Богу.
Беды, которые происходят с Иовом, не являются наказанием за его личные грехи
Беды, которые происходят с Иовом, не являются наказанием за его личные грехи Один из основных уроков книги Иова заключается в том, что беды, которые с ним происходят (и которые, как правило, вообще происходят с людьми), не являются карой за личный грех.Друзья Иова стараются
3) Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них.
Факты вопиют.
Факты вопиют. Нет сомнения, что современная жизнь не способствует психическому здоровью людей. Социальная напряженность в обществе ежегодно возрастает. С другой стороны, налицо нравственный кризис. Многие люди оказались в состоянии духовного вакуума: не имея в сердце
Особые смертные грехи: хула на Духа Святого
Особые смертные грехи: хула на Духа Святого К этим грехам относятся:1. Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.2. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию
Нелепость предположения, что Бог наказывает мертвых за грехи, которые они совершили бы, если бы продолжали жить
Нелепость предположения, что Бог наказывает мертвых за грехи, которые они совершили бы, если бы продолжали жить 22. Ведь для того, чтобы не говорить мне о том, сколь [несомненно] возможно Богу обращать к Своей вере отвращенные и противящиеся воления людей и так действовать
Смертные грехи
Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное
Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели
Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели Каждому из семи смертных грехов противопоставляется одна из христианских добродетелей. Нет таковой только для уныния – одной из самых тяжелых для человека страстей. А вот для «страшного» греха гордыни существует не
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом – гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам,
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.Удержание у
Противъ техъ, которые спрашиваютъ: зачемъ Богъ, сотворивъ человека ленивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грехи?
Противъ техъ, которые спрашиваютъ: зачемъ Богъ, сотворивъ человека ленивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грехи? Предлагаемый переводъ сделанъ съ текста Мюнхенской рукописи, въ первый разъ отпечатанной, въ Греческомъ подлиннике,
Письмо 54 братьям Радославу и Милосаву, на их вопрос о камнях, которые вопиют [95]
Письмо 54 братьям Радославу и Милосаву, на их вопрос о камнях, которые вопиют [95] Когда Господь последний раз входил в Иерусалим, народ вышел Ему навстречу. Множество глаз с удивлением смотрело на Него, и множество уст восклицало: осанна Сыну Давидову! благословен Царь
Виды грехов
Сын мой! Если ты согрешил,
не прилагай более грехов и о прежних молись.
Беги от греха, как от лица змея; ибо,
если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
Всякое беззаконие как обоюдоострый меч:
ране от него нет исцеления.
Сир. 21; 1-2,4.
Богу противен каждый грех, но не все грехи одинаковы и поэтому по-разному судятся. Различие между грехами и тяжесть последствий для человека зависят от того, к какой силе души принадлежит грех (к уму ли, к чувству или воле), какое участие принимал в нем человек и т.д.
Есть грехи вожделения или чувства. К ним относятся серебролюбие, славолюбие, сластолюбие и пр.
Наконец, есть грехи воли или раздражительной части души. Это: зависть, ненависть, вражда, злословие и прочие проявления гнева вплоть до убийства.
Сегодня, в эпоху плюрализма, свободы вероисповедания и свободы слова не считается зазорным вскользь ругнуть Православную Церковь за консерватизм, а иерархов за неподобающее поведение, посмеяться над «застывшей догмой» и «православной отсталостью». В моде религиозное творчество и «поиски духовного пути», увлечения восточными философиями, Блаватской, астрологией, гаданиями и магизмом. И это все у нас не только за грех не считается, но и является признаком «свободного сознания» и широты взглядов.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).
Грехи против Господа Бога
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Потеряв надежду на спасение, мы уже не хотим спасения, а полностью погружаемся в свою депрессию. А, как уже говорилось, Господь не может навязывать нам Свою милость, насильно спасая нас от наших страстей.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
К этому перечню можно добавить и сознательные грехи, порожденные злостью против Бога или Его мира.
Грехи хулы на Духа Святого страшны тем, что закрывают от нас Царствие Небесное. Это не значит, что в них нельзя раскаяться. Можно, как и во всех других, кроме самоубийства. Но пока мы предаемся этим грехам, Царствие Небесное для нас недостижимо, потому что душа наша в этот момент как бы мертва.
Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них
Умышленное человекоубийство, в частности аборты, а в особенности отцеубийство, братоубийство и цареубийство.
Растление малолетних и вовлечение их в греховную жизнь.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостыни, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Стоит ли говорить, что сейчас последнее происходит сплошь и рядом, давно вошло в порядок вещей и никого не удивляет. Наоборот, восхищение и, возможно, даже недоумение вызовет какой-нибудь надзиратель, который не притесняет заключенных, а обращается с ними хоть и без особой нежности, но просто как с живыми людьми.
Огорчения и обиды родителей до дерзких побоев их.
Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением слабости человеческой. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и неспособности ее к раскаянию.
Впрочем, сейчас ситуация несколько изменилась. В современном мире многие из этих грехов, как уже было сказано, являются нормой, то есть в светском обществе не воспринимаются как дурные поступки. А, следовательно, порой относятся к категории неведомых, как бы неосознанных. Так, молодая девушка, совершающая аборт, часто просто элементарно не понимает, что она делает. Детоубийство превратилось в обычную операцию, которую общество если и не поощряет, то, по крайней мере, считает вполне допустимой.
Склонность к диким проявлениям греха и доведению всякого греха до его извращенной формы в ХХI веке тоже превратились в своего рода пристрастие (подробнее речь об этом пойдет в главе «Срасти в современном мире»).
Эта общая атмосфера, в которой растет и воспитывается современный человек, формирует у него настолько исковерканные, неправильные представления о «хорошем» и «плохом», что голос совести, по сути являющийся голосом Божьим, часто просто не узнается и заглушается человеком: его принимают за узость взглядов, ограниченность, консервативность.
Гордость до самообожания, презирающая всех, требующая от других раболепства, желающая стать равным Богу.
Жадность к деньгам, соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям.
Гнев, не примирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Эти грехи по названиям своим во многом перекликаются с названиями страстей, и неслучайно. Предаваясь в сильной мере одному из них, человек становится рабом своего греховного пристрастия, он лишается большой части своей свободы, лишается способности трезво мыслить, контролировать свои поступки. Смертные грехи заглушают совесть человека, делают его враждебным к Богу, лишают возможности раскаяться из-за гордости, ложного стыда, отчаяния, общего помутнения души.
Помимо вышеупомянутых тяжких прегрешений, существуют еще наши бытовые повседневные грехи, которые мы часто даже не замечаем. Святые отцы и подвижники классифицировали эти грехи, в основном, по тому, против кого они направлены.
Таким образом, выделяется три типа грехов (пояснения по поводу отдельных грехов см. в ч. II этой книги):
Это разделение, хотя и довольно четко, тем не менее не совсем однозначно. Конечно нарушая любую заповедь, человек грешит тем самым против Бога и против себя, поскольку любой грех не только нарушает волю Божию, но и отдаляет от человека Царствие Небесное.
Из книги Галины Калининой «Что играет мной?»
Издательство Лепта
Смертные грехи вопиющие на небо об отмщении за них
Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего
Грехи против самого себя
Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.
Из числа всех сих грехов против десяти Заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
Что не простится?
О чем только ни спрашивают приходского батюшку: куда девать выцветшие иконки и можно ли снимать крестик в бане, как устраивать поминки в пост и кому молиться для успешного ведения бизнеса… На фоне бесчисленного множества подобных «религиозно-бытовых» моментов услышать подлинно важный вопрос, касающийся духовной жизни, священникам приходится не часто. Поэтому таким вопросам церковнослужители всегда бывают рады: до тех пор пока они возникают, интерес к духовной жизни в обществе сохраняется. Разобраться с некоторыми из них сегодня нам поможет настоятель прихода храма в честь Георгия Победоносца города Дзержинска иерей Арсений Семенов.
Как подготовиться к хирургической операции в духовном плане? Врач не гарантирует благополучный исход, есть весомая доля риска.
— Человек состоит из души и тела. Святые отцы всегда говорили: если болит душа, то и тело страдает, и наоборот. Перед госпитализацией вам следует сходить на исповедь к священнику и причаститься Святых Христовых Таин. Не следует забывать, что кроме больничных лекарств, которые человек должен употреблять для укрепления своего здоровья, существует и святыня, к которой нужно прибегать как можно чаще: святое масло от мощей угодников Божиих, просфора, святая вода. И, конечно, молитвы и акафисты угодникам Божиим. Особенно будет полезно на больничной койке до начала операции самостоятельно прочитать акафист святителю Луке Крымскому или целителю Пантелеимону. Просите родных и близких пойти в храм в день операции и помолиться о благополучном ее исходе для вас.
К сожалению, жители Нижегородской области забывают о том, что преподобный Серафим Саровский был прославлен как за свою подвижническую богоугодную жизнь, так и за массовые случаи исцеления людей в его источниках.
Самое же главное, чтобы человек, идущий на операцию, осознавал в своем сердце и разуме простую истину о том, что на все воля Божия. Если эти слова для вас что-то значат, то и человеческий страх перед операцией не будет сильно терзать вашу душу.
Что уместно дарить знакомому священнослужителю на именины или день хиротонии?
— Спросите у ваших знакомых. Ведь чтобы сделать кому-то подарок, мы часто советуемся с его близкими или знакомыми. Православному человеку, особенно в церковные праздники, желательно дарить то, что, по вашему мнению, принесет пользу для его души.
Есть ли непростительные грехи?
— В Евангелии от Матфея Христос отвечает фарисеям: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Иисус исцелил бесноватого, слепого и немого, фарисеи же истолковали это так, будто Он изгонял бесов силой «князя бесов» Веельзевула. Хотя все вокруг прекрасно знали, что сделано это силой Бога и Духом Божиим! И фарисеи прекрасно знали об этом, но из черной зависти намеренно клеветали на Спасителя, выдавая Дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Такая клевета, действительно, отсекает человека от благодати Божией и лишает его вечной жизни. Это и есть хула на Духа Святого, о которой предупреждал Иисус.
Также мы знаем, что грех самоубийства никогда не простится человеку. Хотя родственники этих людей не сдаются и просят Бога о помиловании этих душ. Однако Церковь лишает самоубийц церковного погребения и запрещает молиться за них при совершении проскомидии и панихиды.
В нынешнее время хулой на Святого Духа считают прямое богоборство. Когда человек не просто не верит в существование Бога, но ставит себе целью уничтожать все то, что создал Бог.
Что значит «грехи, вопиющие об отмщении»?
— К таким грехам относятся умышленное человекоубийство (в том числе аборт, в особенности же отцеубийство и братоубийство), напрасное притеснение убогих, беззащитных людей, вдов и сирот, лишение нуждающихся последнего куска хлеба или денег, добытых потом и кровью, содомский грех, огорчение и обиды родителям вплоть до дерзких побоев. Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением человеческой слабости. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и ее неспособности к раскаянию. За грех, вопиющий на небо, наказание следует уже при жизни человека, причем может постигнуть и его детей, и даже потомков. Такого рода фактов Церковь знает множество.
Я был у друга на венчании свидетелем (держал венец). Может ли он теперь быть у меня, или свидетель должен быть холостым?
— Свидетелем на венчании может быть и холостой, и женатый человек.
Отвечают ли дети за грехи родителей? Откуда в народе поговорка о том, что Бог наказывает до седьмого колена?
— Это слова Священного Писания, а не народная поговорка. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20:5–6). Это слова Ветхого Завета.
В Ветхом Завете отношения между Богом и людьми строились не так, как в Новом. В новозаветное время, в котором мы с вами сейчас живем, следует делать акцент больше не на ответственности детей за грехи родителей, а на влиянии греха отца или матери на духовное или физическое здоровье их ребенка.
В духовной литературе часто пишут про старцев, а где они, кто они? Или это просто престарелые священники? В Нижегородской епархии есть сейчас старцы?
— Престарелого священника можно назвать старцем ввиду его возраста. Однако в духовной литературе имеют в виду иных старцев. Эти люди смогли стяжать благодать Святого Духа, и с ее помощью Господь открывает им насущную и будущую жизнь приходящего человека. Но не следует их сравнивать с всезнающими и видящими будущее людьми. Ведь Господь открывает им лишь то, что полезно для приходящего человека в момент молитвы. Старец может потерять ключи от своей кельи и будет не в состоянии вспомнить, где они, или найти их.
Тем, кто ищет старцев, я бы посоветовал обратить внимание на следующие вещи: во-первых, преемственность — на старчество должен благословить другой старец монастыря; во-вторых, старцы должны жить в монастырях и там подвизаться; наконец старец редко будет использовать повелительное наклонение, в основном они дают совет человеку, оставляя за ним право выбора.
Подготовил Дмитрий Романов
Картина: Василий Поленов — Христос и грешница
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.