что такое гравюра в живописи
Гравюра — что это такое простыми словами
Здравствуйте, дорогие читатели! По статистике лишь небольшой процент людей знаком с данным художественным произведением, которое возникло еще в XV веке, но до сих пор является неподражаемым образом тончайшего мастерства.
А вы входите в эту категорию любителей искусства? В данной статье мы постараемся заинтересовать вас и доступным языком раскроем вопрос: гравюра что это такое?
Гравюрой называется полученный оттиск с обработанной поверхности, на который художник нанес изображение.
Техника исполнения
Кстати, гравюра и рисунок – это изобразительное искусство. Давайте разберемся, в чем же их отличие между собой. Рисунок – это труд художника, сохраняемый в первозданном варианте, который сразу наносится на поверхность. Он неповторим, ведь каждый штрих воссоздать в точности практически не возможно. Рисунок уникален.
Работа художника-гравера двойная, поэтапная, требующая определенного мастерства. Только представьте, как сначала он рисует на твердой поверхности, затем специальными приборами высекает каждую линию.
Когда основа готова, на уже объемный рисунок наносится специальная краска и мастер переносит изображение на требуемую поверхность, делая оттиск.
Получается точная копия первичного рисунка, их можно сделать в среднем около 20 шт. Каждый дубликат является равнозначно авторским, на котором художник ставит свой автограф.
Конечно, за счет возможности тиражировать первичный экземпляр, гравюра значительно дешевле нарисованного художественного произведения. Но в то же время всегда была и более доступна широким слоям населения, хоть и считается ценителями искусства второстепенной в своем исполнении.
В данной статье мы не будем рассматривать технологию создания гравюры, это вы можете узнать из специализированных источников. Мы постараемся увлечь вас этим удивительным творчеством, рассмотрим основные направления с наиболее интересными примерами.
В своем разнообразии этот вид искусства украшал интерьер, быт и дарил эмоции его обладателям, был вестником событий, выполнял агитационную роль, а в дальнейшем даже заменял книги неграмотным слоям населения, играя обучающую роль.
Конечно, чтобы самым простым языком донести до народа ту или иную тему, художник старался максимально упростить образы, рисунок.
Немного истории
Первые упоминания о гравюре появились в Китае еще в VI веке. Наиболее ранняя и распространенная техника прорисовки на деревянной основе, дощечках (ксилография) была наиболее популярна в то время для печати марок и текста. А библейские сюжеты легли в основу первых выгравированных изображений.
Наибольшую популярность ксилография получила в Европе в XV веке, граверы использовали различные техники в своей работе, благодаря чему в разных странах присутствовали оттенки различия среди их работ.
Исторические периоды накладывали свой отпечаток, и этот сравнительно недорогой и доступный вид художественной деятельности видоизменялся в социальной, религиозной и духовной направленности.
Особое место гравюра стала занимать в церковных кругах, а Средневековые культурные памятники архитектуры стали источником образцов для многих художников.
С появлением печатного станка, больше место заняла техника тиснения в книжном деле. Мастера создавали свои тематические работы для иллюстрирования первых печатных книг.
Где используется
Предлагаем вам вместе отправиться в путешествие по самым популярным странам, где нашла свое признание гравюра и рассмотреть наиболее яркие работы мастеров-граверов.
Центральное место в работах занимала религиозная тематика, но также можно увидеть и пейзажные зарисовки, портреты, обычные бытовые сцены и даже исторические моменты.
Художественное немецкое мастерство
Немецкое гравюрное искусство представляют великие художники, в жизни которых гравюра занимала очень важное место, благодаря чему доводилась до высочайшего мастерства в каждой детали.
Мастера использовали несколько техник в своей работе, самые популярные из которых – резьба на дереве, на меди, офорт, сухая игла.
Если вы посмотрите видео материалы о сложнейшей технике создания иллюстраций, вы увидите, каким тончайшим мастерством обладали художники. Это трудоемкая работа, требующая высокого профессионализма. Ошибиться нельзя – возможности внести исправления, как вы понимаете, не представлялось.
Явлении Марии Иоанну. А.Дюрер, ок.1511г. Титульный лист серии «Апокалипсис»
А.Дюрер. Поклонение Волхвов. Сюжет от Матфея. 1511г.
Итальянский маньеризм
Около середины 15 века в Италии возникает искусство резцовой гравюры на металле, и почти одновременно приобретает художественную ценность ремесленная гравюра на дереве.
Считается, что художники этой страны не обладали столь высокой виртуозностью, как немецкие, но зато имели отличительные черты в своих работах, отражающие самые передовые проблемы в стране того времени. Экономический и технологический кризис Италии сказались и на тематике произведений в области искусства и архитектуры.
Посмотрите на работы Дж.Б.Пиранези. Чувствуется, как в своих работах он передает истинную глубокую любовь к своему городу – Риму. Цикл изображений архитектурных обликов главного города страны наполнены изяществом и неким романтизмом.
Также видно, как художник болел проблемами своей страны, это можно увидеть в рисунках, изображающих разрушенную Италию.
Римские древности (1748—1788)
Отдельно хочется выделить величайшего нидерландского живописца и графика, который работал, в том числе и в Италии – Питера Брейгеля Старшего. Его имя известно всему миру, а картины поистине признаны поучительными.
Гравюры носят в основном аллегорический, назидательный характер, а его результат труда занял почетное место в крупнейших коллекциях музеев мира.
На этом все
Ну что же, дорогие читатели, как вы поняли, изобразительное искусство — гравюра многогранно и обширно. В рамках одной статьи не удастся показать все величие этого необыкновенного направления.
Поэтому, предлагаем вам подписаться на обновления нашего блога, и продолжить совместное путешествие в мир искусства. В следующий раз рассмотрим более подробно историю развития гравюры в России.
Окунемся в загадочный мир лубочных картинок, сказочных сюжетов, наполненных теплотой! Последим, как наши соотечественники смело отражали текущие события в своем творчестве. Не забудьте пригласить друзей, вместе веселее познавать новое!
Гравюры, гравюры. Это интересно!
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
Что представляет собой гравюра?
В наше время многие люди, тем более те, кто увлекается творчеством, интересуются гравюрой. Этот вид искусства подразделяется на разные виды, включает в себя множество техник, которые могут быть довольно сложны. Что же такое гравюра, кто такие граверы и какие типы этого творчества существуют?
Что такое гравюра?
Это вид искусства и графики. Создание ее подразумевает нанесение рисунка на какой-либо материал, который используется как холст. Пользуясь этой техникой, необходимо с помощью печатной формы перенести изображение на основу, чтобы получился так называемый оттиск. Чаще всего в качестве материала художники используют металл, воск или дерево.
Кто такой гравер?
Хотя по описанию этот тип искусства и кажется легким, все же не каждый человек справляется с этой работой самостоятельно с ходу. Кроме того, чтобы изготавливать красивые, профессиональные работы, недостаточно быть обыкновенным художником. Конечно, для занятия этим творчеством необходимо обладать умением создавать рисунки, но также очень важно владеть прикладным искусством и опытом работы со станком. Граверами называют тех людей, которые занимаются изготовлением гравюр, делают это умело и на профессиональном уровне.
Виды гравюры
Несмотря на то что это просто перевод рисунка с бумаги на различного рода основу, данное искусство все-таки имеет специфические сложности и свои изюминки — огромное количество интересных техник. Основные виды включают в себя:
Техника гравировки
Конечно, граверы владеют рассматриваемым нами видом графического искусства на профессиональном уровне и зарабатывают на этом деньги. Однако это вовсе не означает, что никто, кроме них, не способен заниматься этим. Упрощенную гравюру в силах сделать каждый, кто желает, стоит только запастись уверенностью, терпением и материалами.
Для создания образца несложной гравюры потребуются:
Ход работы
Для начала необходимо перенести изображение на доску при помощи ножичка для резьбы по дереву. Вырезаем композицию на дощечке. Поверх вырезки цилиндром наносим краску, а затем прикладываем это место к бумаге. Если резьба по дереву вызывает затруднения и приходится слишком сильно напрягаться, то замените древесину альтернативой — линолеумом.
А также в наше время никакой проблемы не представляет покупка набора для создания собственных работ. Таким творчеством можно увлечь как взрослых, так и маленьких детей, рассказав им, что такое гравюра. Стоит только подобрать правильный набор с изображением, которое будет интересным для ребенка. Приятно будет наблюдать за увлекательным процессом и хвалить малыша за результат.
Гравюра
В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюры. В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение.
К выпуклой гравюре относится гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца XV в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем).
Немецкие и французские гравюры XV в. отличались декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу XV в. два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а в Венеции и Вероне тяготели к чёткости линий, трёхмерности пространства и пластической монументальности фигур.
Резцовая гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии (так называемый Мастер игральных карт). В XV в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров поздней готики и Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом. В эпоху Реформации гравюра послужила средством социальной борьбы («летучие листки») в Германии и Нидерландах.
В искусстве социалистических стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорты Д. Хинца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния).
Т. н. Мастер игральных карт. «Дама с зеркалом». Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.
А. П. Остроумова-Лебедева. «Горный институт». Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова «Душа Петербурга». 1920.
И. В. Голицын. «Утром у В. А. Фаворского». Гравюра на линолеуме. 1963.
Литература: Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., т. 1-2, СПБ, 1895-99; П. Кристеллер, История европейской гравюры, (перевод с немецкого, М.), 1939 Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941; Русская гравюра XVI-XIX вв., (Альбом), Л.-М., 1950; А. А. Сидоров, Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; В. В. Турова, Что такое гравюра, 2 изд., М., 1977; (Б. Воронова), Японская гравюра. (Альбом), М., 1963; В. К. Макаров, Русская светская гравюра первой четверти XVIII в., Л., 1973; В. В. Турова, К. В. Безменова, Советская цветная гравюра, М., 1978; Deltell L., Le peintre graveur illustrй. (XIX et XX siиcles), v. 1-31, P., 1906-30; Laran J., L’йstampe, v. 1-2, P., 1959; Hind A. M., A history of engraving and etching. N. Y., (1963); Les plus belles gravures du monde occidental. 1410-1914. (Catalogue), P., 1966: Adhйmar J., La gravure originale au XX siиcle, P., 1967; Rouir E., La gravure des origines au XVI siиcle, P., 1971; Bersier J. E., La gravure, P., 1974.
(от франц. gravure), оттиск с печатной доски на бумаге или другом материале, вид печатной графики. В отличие от рисунка, гравюру можно тиражировать во множестве экземпляров. В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углублённую и плоскую гравюру. Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве – ксилография и на линолеуме – линогравюра). В углублённой гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.). К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках). Как правило, гравюры бывают чёрно-белыми (тёмный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.) Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе – лишь на рубеже 14–15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.
А. Дюрер. «Носорог». 1515 г. Обрезная гравюра на дереве
Г. Доре. Иллюстрация к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. Ксилография. 1863 г.
Техники гравюры с примерами работ
Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.
Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.
Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).
Резцовая гравюра (резец)
Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.
Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.
Отличительные признаки резцовой гравюры:
А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Пунктирная манера
Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.
В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.
Отличительные признаки пунктирной техники:
А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.
Меццо-тинто
В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.
Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.
Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:
К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.
Офорт
Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.
При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.
Основные признаки гравировки техникой офорта:
А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.
И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.
Акватинта
Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.
Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.
Отличительные признаки гравюры методом акватинты:
И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.
Лавис
Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.
В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).
Отличительные признаки гравировки методом лависа:
Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.
Мягкий лак
Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.
В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.
Основные признаки техники мягкого лака:
Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.
Карандашная манера
В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.
При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.
При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.
Основные признаки гравировки карандашной манерой:
Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.
Литография
Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.
Оттиск с камня в процессе литографии.
В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.
На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.
Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.
Основные признаки литографического оттиска:
Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.
Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.
Гравюра на стали
Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.
Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.
По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.
Базовые признаки гравировки на стали:
Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.
Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».