что такое границы населенных пунктов
Границы населенных пунктов
«. 2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. «
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
Смотреть что такое «Границы населенных пунктов» в других словарях:
Границы населенных пунктов — линии, определяющие пределы населенного пункта; установлением или изменением Г.н.п. является: а) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Земли населенных пунктов — 1) одна из категорий земель РФ; 2) земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов; границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; границы городских,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Установление или изменение границ населенных пунктов — 1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального… … Официальная терминология
Земли сельских населенных пунктов — 56. Земли сельских населенных пунктов * Термины, отмеченные звездочкой, и границы этих понятий установлены в «Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» и приведены в стандарте для сохранения полноты системы понятий.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Границы рынка географические — географические границы рынка сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара и на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под… … Официальная терминология
Границы закрытого административно-территориального образования — линии, определяющие пределы территории закрытого административно территориального образования; определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Список населённых пунктов, существовавших на территории Москвы — В настоящее время Москва включает территории следующих бывших населённых пунктов (в скобках дата включения в состав города). Содержание 1 Населённые пункты, вошедшие в состав территории Москвы до 1917 года … Википедия
Список населённых пунктов — Список населённых пунктов, существовавших на территории Москвы В настоящее время Москва включает территории следующих бывших населённых пунктов (в скобках дата включения в состав города). Содержание 1 Населённые пункты, вошедшие в состав… … Википедия
Санаторно-курортный комплекс Курортного района Санкт-Петербурга — Содержание 1 История создания 2 Минеральные воды и лечебные грязи … Википедия
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
Классификация земель
Границы населенных пунктов
Содержание статьи:
Понятие границы населенных пунктов
Земельное законодательство выделяет такое понятие, как граница населенных пунктов. Определение термина дается в п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ. Черта, согласно которой, происходит разделение одного населенного пункта с другим либо с другими категориями земель, называется границей поселения.
Такая линия не может иметь пересечений с муниципальными образованиями, или выходить за пределы определенного города или села. Также граница поселения не может иметь пересечений с участком, состоящим в собственности частных лиц и организаций.
Границы определяются в процессе образования территории и в дальнейшем фиксируются на карта-плане и в кадастровом паспорте надела. Описание границ населенных пунктов является обязательной процедурой при регистрации земельного массива в качестве территории города или села.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Во время оформления границ очень важно пользоваться только актуальными сведениями о массивах, зарегистрированных в Росреестре, исключая те, которые были аннулированы. Все оформленные бумаги проходят процедуру обязательного регистрирования, и утверждения в составе генплана поселка или города. После оформления документации имеющиеся сведения передаются в установленные фонды.
Установление и изменение границ населенных пунктов
В статье 84 Земельного кодекса РФ описан порядок изменения границ населенных пунктов, а также порядок установки таковых. Под установкой или изменением границы определенной земельной площади следует понимать:
Если речь идет об изменении границ городов федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, то решение выносится Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Данный документ оформляется соответствующим образом и только потом проводится новое разграничение.
Независимо от того, располагаются частные участки внутри поселения или нет, права собственников и временных распорядителей наделов не ограничиваются и не прекращаются. Включение земельных участков в комплекс земель, принадлежащих одному муниципальному образованию, происходит автоматически при формировании общей территории.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по границам населенных пунктов
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Константин Андреевич. Мой надел располагался за пределами нашего села, однако, недавно проводились работы по разграничению общей территории поселения, и получилось так, что мой массив был включен в комплекс земель поселения. Я обратился в администрацию образования с вопросом о том, имею ли я теперь полномочия на земли или произошли какие-то изменения, относительно права собственности. Также хотелось узнать, положена мне компенсация или нет. В муниципалитете никакого внятного ответа мне не дали и теперь я нахожусь в сомнении относительно строительства на своем участке дачного домика.
Подскажите, как узнать информацию о праве пользования на участок и размер компенсации за его изъятие? Могут ли у меня вообще землю забрать?
Ответ: Уважаемый, Константин Андреевич, вам абсолютно не о чем беспокоиться, потому что согласно ст. 84 ЗК РФ, в случае определения или изменения границ города, села, другого населенного пункта, порядок пользования для граждан и организаций, распоряжающихся наделами временно, не изменяется, а для собственников земли, их права не прекращаются.
Иными словами, вы остаетесь полноправным владельцем территории, независимо от того, включена она в комплекс земель поселения или нет. Что касается вопроса о том, где получить информацию относительно границ и остальных характеристик надела, то обращаться следует в Росреестр. Право собственности на недвижимость устанавливается в этой организации, соответственно и данные можно получить там, путем подачи официальной заявки.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Что такое границы населенных пунктов
Статья 11. Границы муниципальных образований
1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
3.4) в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 28.12.2016 N 501-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов;
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 501-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) административным центром муниципального района или муниципального округа может считаться город или поселок, расположенные на территории городского округа, имеющего с таким муниципальным районом или муниципальным округом общую границу;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа;
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением;
(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) территории муниципального округа, городского округа не входят в состав территории муниципального района;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
(п. 15.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ)
16) территории поселения, внутригородского района должны полностью входить в состав соответственно территорий муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
(п. 16 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи.
(часть первая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Сроки, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.
(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 501-ФЗ)
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
Классификация земель
Земли населенных пунктов
Содержание статьи:
Согласно положениям ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов считаются территории, передаваемые под строительство и предназначенные для дальнейшего развития города или села.
Распоряжаются такими наделами местные власти, в частности администрация. Земли могут быть переданы населению, организациям, государственным органам для дальнейшей застройки.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Земли населенных пунктов могут быть предоставлены по праву временного распоряжения в рамках арендного соглашения, в порядке безвозмездной срочной эксплуатации или по праву собственности.
Данные площади играют в жизни населения существенную роль, поскольку именно на этих территориях располагается большая часть жилых домов, размещаются все необходимые здания социальной инфраструктуры, административные постройки, промышленные и производственные сооружения.
Площадь каждой территории зависит от типа поселения, который, в свою очередь, определяется по численности населения. Если количество жителей превышает 3 млн. человек, речь идет о мегаполисе и, соответственно, земель у данного образования очень много. Малые сельские поселения могут насчитывать меньше 200 человек, и наделы такого образования имеют незначительную площадь.
Понятие и границы населенных пунктов
В п. 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ указано, что границы городов и сел отделяются друг от друга площадями других групп. В рамках землепользования существует такое понятие, как черта населенного пункта. Этим термином обозначается внешняя граница городов, сел, поселений, которая отделяет их от остальных регионов, городов, поселков.
Важно отметить, что границы города или села не могут иметь пересечений с чертой населенного пункта, выходить за нее, либо накладываться на земельные участки, выделенные частным лицам или организациям. Порядок изменения границ населенных пунктов позволяет определить и утвердить черту поселения. Мероприятие по разграничению проводится согласно положениям градостроительного регламента.
В результате проведения данной процедуры определяются не только границы села или города, но составляется перечень видов земель, имеющихся в составе всего комплекса.
Установление и изменение границ населенных пунктов
Под установлением и изменением границ поселений понимаются:
Утверждение изменения разграничений городов федерального значения производится по решению Совета Федерации.
Независимо от того, произошло ли включение земель в состав территории населенного пункта, права собственников земельных участков, а также арендаторов и землепользователей остаются неизменными.
Состав земель населенных пунктов
Территория города или села может быть представлена наделами, имеющими целевое значение. В состав земель населенного пункта, входят:
Правила эксплуатации указанных земельных участков устанавливаются определенным регламентом с учетом особенностей каждой категории земель. Во внимание берутся: месторасположение площади, вероятность развития и сочетаемость с другими группами наделов. Данный регламент устанавливается в рамках одной зоны и является основой правового режима пользования землями и всем, что располагается на площади и под ее поверхностью.
Установленный порядок землепользования является обязательным для каждого распорядителя массива, независимо от типа владения. Собственники и пользователи распоряжаются участками в рамках определенного типа применения. Виды использования земель населенных пунктов определены градостроительным регламентом.
Предназначение земельных участков, входящих в состав различных зон
В зависимости от того, к какой группе земель принадлежит тот или иной участок, выполняется зонирование территорий населенных пунктов. Каждая группа имеет свое описание и функциональное назначение:
Территории общего пользования, такие как дороги, улицы, скверы, пляжи и другие земли могут входить в комплекс площадей сел и городов, однако, в приватизации они участие принимать не могут.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Статья 83. Земельного кодекса РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Комментарии к ст. 83 ЗК РФ
1. Комментируемая статья открывает гл. XV Земельного кодекса, посвященную землям населенных пунктов. В настоящее время земли этой категории занимают относительно небольшую часть территории страны. По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, общая площадь земель населенных пунктов составляет около 1,1% площади всех земель Российской Федерации (или около 19,1 млн. га). При этом земли названной категории играют важную роль в социально-экономическом развитии государства. Для земель населенных пунктов характерны высокий уровень антропогенного воздействия, интенсивность использования, сочетание различных видов функционального назначения земель и земельных участков (см. комментарий к ст. 85). С перечисленными факторами связан ряд специфических, присущих исключительно землям данной категории проблем, отсутствие адекватного решения которых, в первую очередь правовыми и градостроительными средствами, способно привести к существенному ухудшению качества жизни людей.
Подр. см., напр.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году. М., 2005.
Увеличение численности и плотности населения, размещение на ограниченной территории объектов промышленной, жилой, общественно-деловой и иной застройки, увеличение количества транспорта (главным образом, автомобильного) не могут не вызывать конфликта различных по своей природе интересов (экономических, экологических, социальных, эстетических), что предполагает необходимость их гармоничного сочетания, следовательно, требует установления особых правил организации использования земельных ресурсов. В этом контексте нормы земельного законодательства, посвященные использованию и охране земель населенных пунктов, тесно взаимосвязаны с законодательством о градостроительной деятельности. По этой причине анализ правового режима земель населенных пунктов, основы которого заложены в Земельном кодексе, невозможен без учета норм градостроительного законодательства, конкретизирующих общие положения ЗК РФ, в том числе применительно к вопросам использования земель населенных пунктов.
Статья 83 ЗК РФ содержит определение, позволяющее выделить базовые критерии, в соответствии с которыми объекты земельных отношений (земли и земельные участки) могут быть отнесены к категории земель населенных пунктов. Указанные критерии затрагивают не только существо целевого назначения земель данной категории, но и его формально-юридическую составляющую, характеризуя тем самым как основные параметры правового режима земель населенных пунктов, так и порядок его установления.
Таким образом, решающее значение для отнесения земель и земельных участков к землям населенных пунктов приобретает формальный порядок установления соответствующего целевого назначения. Следует отметить, что п. 1 ст. 83 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2007 г.), наряду с целевым назначением, прямо предусматривал необходимость отграничения земель и земельных участков от земель иных категорий границами (чертой) населенных пунктов.
Выделение земель населенных пунктов в самостоятельную категорию традиционно для отечественного земельного права. Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства ЗК РФ не дифференцирует правовой режим земель рассматриваемой категории для городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. В настоящее время федеральное законодательство не содержит и четкой классификации населенных пунктов, хотя ЗК РФ различает городские и сельские населенные пункты, устанавливает специальные правила в отношении пригородных зон городов (см. комментарий к ст. 86).
Раздел IV Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768; раздел III Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581; раздел I части второй Земельного кодекса РСФСР от 30 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901.
Отсутствие четкой классификации населенных пунктов порождает вполне конкретные проблемы при определении параметров использования их земель. Так, исходя из ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к сельским населенным пунктам, наряду с селами, станицами, деревнями, хуторами, кишлаками, аулами и пр., относятся поселки. Согласно другому положению ст. 2 названного Федерального закона, поселки могут составлять основу городских поселений. В последнем случае поселки, очевидно, не должны рассматриваться в качестве сельских населенных пунктов. В то же время критерии отнесения населенных пунктов одного типа к городским или сельским не определены.
Расхождения в терминологии в некоторой степени были устранены Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако полностью решить все возникшие в результате их появления проблемы тем самым не удалось.
Иллюстрацией могут служить вопросы, возникающие при применении Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78), сохраняющих свое действие в силу ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Согласно п. 2.17 Правил на территории сельских поселений допускается строительство жилых зданий высотой до четырех этажей. Ограничение, учитывая нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, должно распространяться на все населенные пункты, расположенные в границах сельского поселения, в том числе на поселки. В отношении же поселков, а также иных сельских населенных пунктов, находящихся в пределах городских поселений, указанное правило формально не должно применяться, что создает противоречия в правовом режиме использования территорий населенных пунктов одного типа.
Разрешить данное противоречие возможно только посредством толкования положений различных нормативных актов земельного и градостроительного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, что само по себе нельзя признать удовлетворительным с позиции ясности и недвусмысленности нормативной базы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ термин «поселение» в значении муниципального образования употребляется в целях указанного Федерального закона, а именно при определении общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления. Следовательно, положения ранее принятых правовых актов, рассматривающих поселение в качестве населенного пункта, распространяются исключительно на населенные пункты, независимо от статуса муниципального образования, в границах которого они находятся.
Возвращаясь к критериям отнесения земель и (или) земельных участков к категории земель населенных пунктов, необходимо обратить внимание на следующее. Если, как уже отмечалось, в прежней редакции п. 1 ст. 83 ЗК РФ отнесение земель и земельных участков к землям данной категории было возможно при наличии определенного целевого назначения и нахождении в границах (черте) населенного пункта, действующая редакция ст. 83 единства подобных критериев не предусматривает.
Подобный подход создает юридические предпосылки для отнесения земельных участков к землям названной категории при отсутствии утвержденных в установленном порядке границ населенных пунктов. В частности, в тех случаях, когда границы определены по фактической застройке (например, при инвентаризации земель), а также при переводе земельных участков из состава земель других категорий путем включения в границы населенного пункта без выполнения необходимых землеустроительных действий и правовых процедур по изменению границ.
Статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов (исключение их из границ населенных пунктов) осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. При этом принимается решение о включении земельного участка в границы населенного пункта (либо об исключении из границ населенного пункта), но не об установлении или изменении этих границ (ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
2. Пункт 2 ст. 83 посвящен основной функции границ населенных пунктов и требованиям к их установлению. Строго говоря, данные требования следовало бы включить в другую статью Кодекса (ст. 84), регламентирующую порядок установления и изменения таких границ. Однако их сохранение в ст. 83 свидетельствует об определяющем значении границ населенных пунктов для отнесения земель и земельных участков к землям рассматриваемой категории. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов отделяют земли указанной категории от земель и земельных участков иных категорий. В прежней редакции Кодекса границы населенных пунктов обозначались термином «черта поселения».
В этой связи в п. 2 комментируемой статьи закреплено правило о недопустимости пересечения границами населенных пунктов границ муниципальных образований. Иными словами, населенный пункт не может находиться в составе нескольких муниципальных образований одного уровня (например, нескольких поселений или муниципальных районов).
Так, признавая недействительными положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований, Верховный Суд РФ указал, что в силу п. п. 12, 13 и 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в границы муниципального района. Если территория поселения включает лишь часть территории населенного пункта, положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований подобным образом, противоречат федеральному законодательству и нарушают права жителей поселения на местное самоуправление. Довод о том, что при картографическом описании границ территории сельского поселения произошла техническая ошибка, которая в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства может быть устранена в срок до 1 января 2007 г., признан необоснованным. Исправление допущенной при установлении границ муниципальных образований ошибки не должно зависеть от чьего-либо усмотрения и должно быть произведено именно в силу признания нормы, установившей такие границы, противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей в связи с этим применению.
Другим требованием к границам населенных пунктов является невозможность пересечения ими границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В основе данного требования находится принцип принадлежности земельного участка только к одной категории, что вытекает из подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из указанных границ является переводом земель (земельных участков) в категорию земель населенных пунктов или соответственно в земли иной категории. В свою очередь, образования земельных участков, отдельные части которых находятся в составе земель разных категорий, ЗК РФ не предусматривается. Этот же вывод следует и из п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому границы земельных участков не должны пересекать границы населенных пунктов.
В отличие от действующего, Земельный кодекс 1991 г. допускал нахождение земельных участков одновременно в составе земель разных категорий. Согласно ст. 64 ЗК РСФСР 1991 г. при осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) могли предоставляться в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта. В настоящее время формирование участков подобным образом не представляется возможным.
При буквальном прочтении п. 2 ст. 83 ЗК РФ можно сделать вывод, что сформулированное в нем правило не распространяется на прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, но не предоставленные гражданам или юридическим лицам и не отнесенные к категории земель запаса, а также на земельные участки, находящиеся в частной собственности и приобретенные по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Однако в этом случае норма п. 2 ст. 83 ЗК РФ, очевидно, должна применяться с учетом п. 3 ст. 11.9 Кодекса и подлежит расширительному толкованию, т.е. распространяется на все земельные участки.