что такое грамотность чтения
Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?
О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».
Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.
Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.
Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.
В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.
С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.
Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.
В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:
Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.
Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.
Уровни грамотности чтения и способы их формирования
Уровни грамотности чтения и способы их формирования
Формируя читательскую грамотность, мы должны четко представлять, что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
1.Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.».
2. Умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Важно помнить, что для оценки грамотности школьников в области чтения в рамках PISA используются показатели, разработанные для Международного исследования грамотности взрослых. Эти показатели, помимо понимания текста, предусматривают и его осмысление на базе имеющихся идей и опыта. Грамотность чтения оценивается на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и различными формами изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни. Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA вводят 6 уровней, которые приведены в таблице.
Уровни грамотности чтения
Ниже базового и базовый уровень
Средний и повышенный уровень сложности
Высокий уровень сложности
(ниже базового уровня)
Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании
3-ий (средний) уровень: распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания
5-6-ой (высокий) уровень: глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.
Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию.
Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.
4-ый (повышенный) уровень: понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.
В 50-60-е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогонозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Примеры заданий
Знание: составить список, назвать, рассказать, показать
Понимание : описать, объяснить, определить признаки, сформулировать
Применение: применить, проиллюстрировать
Анализ : проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия
Синтнз : создать, придумать дизайн, разработать, составить план
Оценка: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Грамотность чтения: уровни понимания текста
Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста.
Перечень проверяемых умений
Виды тестовых заданий
1) определять тему и основную мысль текста
2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль
3) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов
4) отличать основную информацию от второстепенной
Какова тема текста?
Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
Что объединяет данные тексты?
Кого автор называет…/считает
на установление соответствия;
на исключение лишнего;
на группировку информации;
на определение последовательности;
вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
1) быстро просматривать текст
2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию
3) находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе
Разделяешь ли ты мнение автора?
Аргументируй свой ответ.
Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ.
на установление соответствия;
на исключение лишнего;
на группировку информации;
на определение последователь-ности;
вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом
1) соотносить заключённую в тексте информацию с информацией из других источников /личным опытом
2) делать выводы по содержанию текста
3) находить аргументы, подтверждающие мнения/высказывания
4) объяснять заглавие текста
Как бы ты поступил в данной ситуации?
Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание.
Как ты понимаешь заглавие текста?
Как еще можно было бы озаглавить текст
вопросы с открытыми развёрнутыми ответами;
задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов;
задания на выделение существенных признаков;
Рефлексия относительно содержания текста
1) различать объективную и субъективную информацию
2) связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности
3) аргументировать свою точку зрения
Выскажите своё отношение к позиции автора/героя.
Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение.
Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?
свободные задания с открытыми ответами;
вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения;
задания на реконструкцию событий
Организация работы с текстом согласно уровням пирамиды Блума.
На муравьиной тропе
Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.
1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.
2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?
3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?
Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента
Муравьи выделяют специальные химические вещества.
Муравьи не чувствуют запахов.
Усики нужны муравьям для слуха
Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья
1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?
1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. ( Предложения из текста перефразированы!)
2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?
Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?
Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья «Грамотность чтения как основной фактор обучения»
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕИА СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
КОЧКИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
КГБПОУ «КРАСНОЯРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Проблема грамотности чтения относится к числу актуальных проблем современности. К широкому пониманию грамотности чтения привели развитие экономики, общества и культуры в последние десятилетия, когда было осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, такое качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Исследование «грамотности чтения» проводится в границах Международной Программы оценки знаний учащихся (ПИЗА). Проект отражает современный взгляд на чтение, в силу которого сам этот термин приобретает широкий смысл. Подразумевается, что учащиеся должны уметь читать, пересказывать прочитанное, излагать свои мысли о текстах разной формы, например, включающих в себя таблицы, схемы, с которыми обучающиеся встречаются в различных жизненных ситуациях, в процессе обучения и за пределами школы.
Результаты, полученные в области грамотности чтения, вызывают большую обеспокоенность, во-первых, в связи с низкими количественными показателями и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой. По данным исследования ПИЗА, навыками грамотного чтения, необходимыми для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России.
Из них значительная часть – четверть российских учащихся – способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.
Однако, проблема грамотности чтения, являясь сложной и многоплановой проблемой, явно не учитывалась при разработке новых образовательных стандартов, предъявляющих требования, которые невозможно выполнить при существующем уровне грамотности чтения. Следует понимать, что чтение как таковое – это не только проблема филологов, но и всех преподавателей. Но преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин в организации учебного процесса исходят из того, что студенты умеют читать и понимают прочитанное и поэтому негативно воспринимают их отказы прочитать или воспроизвести текст. А причины кроются в элементарном неумении выполнить поставленные задачи или нежелании обнаружить низкий уровень владения навыками чтения перед сокурсниками.
Да, ещё 15-20 лет назад мы были самой читающей страной, то теперь всё изменилось в противоположную сторону. В век информационно-компьютерных технологий, учащиеся всё больше времени тратят на общение с компьютером, нежели на чтение различной литературы. Также очевидно, что интерес к чтению среди молодежи с каждым годом падает. Причинами тому является повсеместное распространение средств массовой коммуникации, которые становятся основным средством общения и получения информации.
Угасание интереса к чтению ведет к эмоциональному обнищанию и бездуховности. Снижение и отсутствие читательской культуры приводит к падению грамотности и интеллектуального потенциала населения.
Не случайно Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. Организация Объединенных наций считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа.
Поэтому годы 2003-2012 объявлены ЮНЕСКО Десятилетием грамотности, а 8 сентября с 1967 года отмечается как Международный День распространения чтения и грамотности. Однако об этом знают немногие, а в учебных заведениях, библиотеках, общественных организациях эти даты практически не отмечаются.
В России действует Межрегиональная общественная организация «Русская Ассоциация Чтения» (РАЧ), которая в свою очередь входит в Международную Ассоциацию Чтения. Одной из задач, которые ставит перед собой Русская Ассоциация Чтения – поддержка Национальной программы развития чтения, которая была принята в конце 2006 года.
Таким образом, различные организации на разных уровнях пытаются подойти к решению названной проблемы, однако во многих учебных учреждениях этому вопросу не уделяется достаточного внимания, либо проблема не обозначена вообще.
Для всех участников образовательного процесса должен стать очевидным тот факт, что нельзя подходить к обучению со старыми представлениями: школа учит читать, а преподаватель техникума или ВУЗа просто преподает свою дисциплину. Необходимо правильно оценить ситуацию и понять, что у нас нет и не будет других условий и других учащихся, а только те, которые явились продуктом развития страны в последние десятилетия. Ведь в школы, техникумы и ВУЗы сейчас пришло нечитающее поколение. Среди преподавателей количество читающих людей также стремительно падает, поскольку в нашем культурном обиходе книгу все более вытесняет экран – телевизионный или компьютерный.
Однако принципы обучения в современных учебных заведениях строятся, в основном, на классических приемах получения знаний: чтение, пересказ, конспектирование, анализ. Существующий же уровень развития грамотности чтения, зачастую не позволяет выполнять эти элементарные задания по причине неразвитости навыков чтения. Возникает несоответствие между требованиями и уровнем возможности их осуществления, что катастрофически сказывается на учебном процессе в целом.
Исходя из вышеизложенных фактов очевидно, что необходимо переходить на новый уровень учебной деятельности, соответствующей современной ситуации. И прежде всего, необходима вовлеченность всего коллектива в совместную деятельность по развитию грамотности чтения. В противоположном случае нам придётся сетовать на их неумение и нежелание учиться и уходить в сторону от решения нашей общей проблемы. Не учитывая состояние дел на современном этапе, мы не сможем обеспечить нормальное течение педагогического процесса.
Анализ названной проблемы в нашем техникуме показал, что с каждым годом грамотность чтения снижается. В начале каждого учебного осуществляется проверка уровня развитости чтения, затем ведется мониторинг. В конце семестра и в конце года данные приводятся в соответствие с успеваемостью студентов и заносятся в специальные таблицы, ознакомиться с которыми может любой преподаватель.
Проведенная в этом направлении работа позволяет констатировать следующее: в 2008-2009 учебном году большая часть наших студентов читали в среднем 90 слов в минуту (уровень 5-6 класса), то в 2009-2010 всего 80 слов. В текущем учебном году техника чтения составила всего 90-65 слов в минуту (в разных группах различные результаты). Понимание же прочитанного, воспроизведение и анализ во всех группах преимущественно среднего и низкого уровня. Проведённые срезы грамотности чтения в группах нового набора ( I и II курс) показали, что качество чтения по сравнению с прошедшими годами ухудшается. Такой уровень развития главнейшего учебного навыка негативно сказывается на учебном процессе в целом.
Творческая работа «Роль книги в эпоху компьютеризации», которая ежегодно проводится на первом курсе, показывает, что подавляющее большинство не видят в книге основной источник познания. Более того, многие считают, что в будущем электронные средства полностью вытеснят книгу из жизни человечества. В качестве причин отсутствия тяги к чтению выдвигаются следующие: читать долго и трудно, не хватает времени, не интересно. В пользу мультимедийного получения информации приводится один лишь довод: нажмёшь на клавишу – и информация на мониторе, да ещё и с картинкой. О том, что и эту информацию тоже нужно прочесть студенты как-то забывают!
Таким образом, не придавая должного значения технике и качеству чтения, мы шаг за шагом отступаем от своей основной цели – научить. Давно стали очевидными следующие факты: можно блестяще организовать урок, применить инновационные методы, обеспечить различными мультимедийными средствами, но всё это не даст ожидаемых результатов по той простой причине, что текст задания не прочитан, либо прочитан и не правильно понят, либо читается медленно. Опыт своих и посещённых занятий подтверждает это. Следовательно, наши усилия не увенчаются успехом, цели не будут достигнуты. Отсюда неизбежно вытекают недовольство преподавателей и нежелание учиться у студента. Ведь для благоприятной атмосферы в обучении очень важна ситуация успеха, которая невозможна при плохом чтении.
Для повышения качества обучения необходимо обратить пристальное внимание на грамотность чтения как основной фактор успеваемости. Для решения этой проблемы используются различные методы и приемы, улучшающие качество чтения. Некоторые из них активно используются автором этой статьи, могут и даже должны быть использованы при изучении различных дисциплин.
Методы и приемы для улучшения грамотности чтения.
1. Проведение анализа грамотности.
2. При работе с небольшими отрывками из текстов очень эффективно использовать 3 блока дифференциального алгоритма чтения
а) нахождение ключевых слов
б) определение смысловых рядов
в) нахождение доминанты (главного, основного)
3. Нахождение доминанты подходит для быстрой проверки д/з, либо уровня понимания информации, изученной на уроке.
4. Тестовые задания на усвоение прочитанного. После самостоятельного прочтения текста предложить учащимся несколько формулировок по основному содержанию и предложить выбрать верную.
5. Различные задания на лучшее прочтение вслух определений, формулировок, законов и др., с обязательной оценкой услышанного и выводами.
6. Индивидуальные задания по количеству слов и качеству чтения (Напоминаю, что в одной группе обучающихся, амплитуда чтения может колебаться от 60 до 220 слов/мин.)
7. Использование методики критического мышления
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, то главным методом повышения грамотности чтения я бы назвала использование методики критического мышления. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, это аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность, так как позволяет развить комплекс медиаобразовательных умений.
Данные приёмы требуют дополнительных затрат от преподавателя, но очень скоро начнут давать положительные результаты. По собственному опыту знаю, что при планомерном подходе качество чтения улучшается уже к концу I семестра. Наилучшими условиями и факторами развития интереса к чтению, конечно же, является атмосфера сотрудничества педагога и студента, личный пример преподавателя.
Основной преградой на пути взаимного сотрудничества является позиция, распространенная в среднетехническом и высшем образовании: мы не должны учить читать, т.к. это задача школы. Но увы, современная школа – тоже продукт социальных условий, и с каждым годом она всё менее будет справляться с поставленными задачами, т.к. решение этих задач – общая проблема. Если мы хотим видеть своих детей мыслящими, мы должны совместно решать насущные проблемы.
Резюмируя изложенный материал, остаётся подчеркнуть, что без соединения усилий в направлении улучшения грамотности чтения, мы не сможем выполнять поставленные задачи, а значит, наша деятельность будет малоэффективной и безрадостной. Обучение же по новым стандартам, где отводится много времени для самостоятельной работы, вообще, на мой взгляд, будет невозможным без должного уровня грамотности чтения. Список использованной литературы
Андреев О.А., Хромов А.Н., Учитесь быстро читать. – М., 1993г.
Кларк Ли, Техника быстрого чтения, Минск 1999г.
Кузьмин Е.И. Национальная программа поддержки и развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы. Предисловие к печатному изданию Программы //«Библиотека школы», 2007, № 8.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб, 2009.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: Владос, 1999.
Хуторский А.В. Современная дидактика. – М., 2001