что такое грамматическое значение слова 5 класс
Что такое грамматическое значение слова? Приведите примеры пожалуйста
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Урок русского языка для учащихся 5 класса. Тема урока:Лексическое и грамматическое значение слова, его отличие от грамматического.
Тема урока русского языка: Лексическое и грамматическое значение слова, его отличие от грамматического.
Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.
Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.
Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическое и грамматическое значение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.
Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. З.К. Сабитовой, В.К. Павленко.
1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение ;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.
Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали.
Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?
II. Работа со словарем.
На доске записаны слова:
Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их, как части речи, и запишем выводы.
колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?
Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.
Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?
III. Формулирование понятий.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
IV. Закрепление материала.
1) Запишите лексическое значение слов:
2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.
3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему?
Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?
Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?
V. Проверка усвоенных знаний.
1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:
1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.
3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.
1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.
I. Проверка домашнего задания.
Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках?
Какое грамматическое значение имеют данные глаголы?
Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?
Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?
II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение .
Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.
III. Освоение нового материала.
Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.
Мы попробовали искать элементы грамматического значения и лексического значения в незнакомом, искусственно созданном тексте. Есть ли в словах морфемы, помогающие выяснить принадлежность слова к определенной части речи, установить его грамматические признаки? Какие морфемы являются носителями лексического значения?
Попробуйте составить свои предложения, текст, где окончания помогают выявить грамматическое значение слова, а корни обладают неясным лексическим значением.
Образуйте существительные со значением:
– детеныш животного;
– житель какого-либо населенного пункта;
– человек по роду деятельности –
от корней:
Попробуйте образовать другие части речи.
Примеры творческих работ учащихся 5-го класса
1. Темочка нокла на ренку измураться, но зарюла буральник. И придлось ей ознуться кимой. Брястная камория!
Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова»
Александра Магазейщикова
Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-
ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2019»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
«ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»
Магазейщикова Александра Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
города Армянска Республики Крым
Тема урока: Лексикология. Лексическое значение слова.
Дать понятие термина «лексикология», «лексика»
Формировать умения самостоятельно давать лексическое значение слов
Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся
Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
— создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
— умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— развитие умения слушать и понимать других;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение работать в группе.
— развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
— оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
— прогнозирование предстоящей работы;
— осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: самостоятельная, групповая
Оборудование: учебник, кроссворд, жетоны для оценивания, карточки для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении.
Мне бы очень хотелось, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, творческой,поэтому предлагаю такую форму проведения: самым активным ребятам в процессе урока я буду выдавать жетончики, которые в конце вы сможете обменять на оценки.
А сейчас я проверю ваши орфографические навыки, и поможет мне в этом словарный диктант.
2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
— Открываем тетради и записываем число, классная работа.
У доски работает 1 ученик, остальные работают в тетрадях. По окончании ученики обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, сравнивая с записями на доске.
Словарный диктант:
3. Фронтальный опрос.
— Скажите, ребята, в какой части слова встретилась орфограмма? (в корне)
— Одинаковые ли корни представлены в словосочетаниях? (нет)
— А в чем разница? (в значении слова)
— Вы знаете, какой раздел языкознания занимается изучением значений слов? (лексикология – отвечает учитель, если дети затрудняются с ответом).
4. Формулирование темы и целей урока.
Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)Записываем тему в тетрадь.
Какие цели перед нами стоят, как вы думает? (ответы детей).
5. Работа с теоретическим материалом в учебнике.
— Ребята, откройте учебники на с. 48. Давайте рассмотрим схему в начале параграфа и попробуем понять, что изучает наука лексикология.
Дети рассматривают схему, записывают новые термины (лексикология, лексика, лексическое значение слова)
Учитель спрашивает значение новых терминов у нескольких учеников.
6. Работа в группах.
— Ребята, вы умеете разгадывать кроссворды (да)
— А в виде чего дается вопрос в кроссвордах? (в виде лексического значения слова)
— Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Вы объединяетесь в группы по 4 человека (2 соседние парты); у каждого из вас будет часть одного большого кроссворда, с которой вы работаете самостоятельно; затем вы складываете свои части и вместе находите зашифрованные посередине кроссворда слова. На это у вас есть 6 минут. Удачи!
Приложение 1. Кроссворд.
1. Домашнее животное семейства кошачьих. (кот)
2. Глагол 2-го лица,ед. ч., наст. вр., повелительного наклонения (что делай, обозначающий движение пешком. (иди)
3. Территория с фруктовыми деревьями. (сад)
4. Стол ученика в школе. (парта)
5. Игрушка для девочек, сделанная наподобие человека. (кукла)
6. Осенняя обувь (мн. ч.) (ботинки)
7. Человеческий детёныш. (ребёнок)
8. Главный город страны. (столица)
9. Небольшой юмористический рассказ. (анекдот)
10. Первый месяц зимы. (декабрь)
11. Жанр литературы, рассказывающий о событии или жизни героев. (рассказ)
12. Последний учебный день недели перед выходными. (пятница)
13. Дерево и его плод, красного или желтого цвета, слаще и крупнее вишни. (черешня)
14. Что-либо разрешено; слово противоположное по значению слову «нельзя».(можно)
15. Человек, летящий в космос. (космонавт)
16. Форма предложного падежа мн. ч. от слова «каникулы» (записать без предлога (каникулах)
По истечении времени учитель опрашивает детей.
— Вы, наверное, устали? Предлагаю вам немножечко размяться и даже посмеяться. Я буду читать вам утверждения, если вы с ними согласны, значит, вставайте и топайте; если же нет, то садитесь и хлопайте. Начинаем!
Словесная игра «Отвечайте, правда ли?».
1. Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
2. Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте, правда ли?
3. Лапой хвать, зубами щелк.
Отвечайте, правда ли?
4. Ночью, в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?
5. Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?
8. Закрепление материала.
— Вам в кроссворде попадались слова, в которых помимо лексического значения были даны еще и грамматические признаки. Перечислите их (разные части речи, число, лицо и наклонение глагола, падеж).
— Как вы думаете, эти признаки важны для понимания слова или можно обойтись без них? (важны)
— Все эти грамматические признаки составляют грамматическое значение слова (записывают в тетрадь)
— Вы все хорошо справились с предыдущим заданием. Теперь нам нужно вспомнить, из чего состоят слова (из морфем) и сделать морфемный разбор зашифрованных слов.
У доски работают три человека.
Грамматическое задание: сделайте морфемный разбор зашифрованных слов (подарки, ёлка, снежок).
— Давайте попробуем самостоятельно дать лексическое значение нашим словам.
Лексикологическое задание: запишите лексическое значение зашифрованных слов.
Дети высказывают свои варианты.
9. Самостоятельная работа (если позволяет время)
— Ребята, помните ли вы, что такое суффикс? (да)
— Почему суффикс называется значимой частью слова? (суффиксы могут указывать на лексическое значение слова)
— Я вам буду читать предложения, а вы закончите их. Все ответы записывайте, выделите суффиксы и укажите их значение.
Самолетом правит. (летчик).
Трактор водит. (тракторист).
Стены выкрасил. (маляр).
Доску выстрогал. (столяр).
В доме свет провел. (монтер).
В шахте трудится. (шахтер).
В жаркой кузнице. (кузнец).
Кто все знает. (молодец).
10. Подведение итогов.
1. Лексикология – наука, изучающая состав слова. –
2. Лексика – словарный состав языка. +
3. Лексическое значение слова – смысл слова, то, что слово обозначает. +
4. У слова есть только одно значение – лексическое. –
11. Рефлексия.
— У вас на партах лежат разноцветные карточки. Выберите ту, которая подходит к вашему нынешнему настроению.
— В течение урока вы получали за правильные ответы жетоны. Подсчитайте их и выставьте себе оценку.
5 и более жетонов –«5»
2 и менее жетонов – старайся!
11. Домашнее задание.
А домашнее задание я предлагаю вам придумать себе самостоятельно. Однако учтите, что за него будет выставлена оценка.
Спасибо за работу! Мне сегодня было приятно с вами сотрудничать!
Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в 3 классе Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» Цели: • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных.
Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России» Тема урока: «Однокоренные слова» Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.
«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.
Урок русского языка во втором классе по УМК «Гармония» «Имена существительные с шипящими на конце» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска Киселева Светлана Александровна 1КК Урок.
Конспект урока по русскому языку на тему «Лексическое и грамматическое значение слов» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку для 5 класса на теме « Лексическое и грамматическое значение слова ».
Цель: первичное усвоение нового понятия «лексическое и грамматическое значение».
1. Воспроизвести своими словами правило, выполнять действия по образцу.
2. Развивать интерес к родному языку.
3. Формировать умение анализировать исследуемое языковое явление; делать выводы; включаться в рефлексию деятельности.
Объяснение нового материала
а) Введение понятия лексика
Закрепление понятий. Решение проблемных ситуаций.
а) Упражнение 1. Важность лексического значения.
б) Упражнение 2. Важность грамматического значения.
Итоги работы и рефлексия
Создать благоприятный микроклимат в классном коллективе и психологический настрой на решение проблемной ситуации.
Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся и поприветствуем их.
Вспомните, что на урок мы пришли узнавать что-то новое. Что же ждет нас сегодня? Узнаем в процессе урока.
Приветствуют друг друга, учителя и гостей.
С оздать ситуацию присвоения целей и задач урока.
— Посмотрите на тему урока и скажите, что мы сегодня должны узнать?
Формулируют те задачи, решение которых поможет раскрыть тему.
Объяснение нового материала
Ввести ребят в круг понятий.
Из чего состоит наша речь? (Из слов)
Что обозначают слова? (Предметы, явления действительности, понятия, действия, признаки и т.д.)
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Введение понятия «лексика, лексикология».
Знакомство с понятием.
— Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, то есть лексика, или остается неизменным, постоянным?
А почему это происходит? Можете вы назвать слова, которые появились в наше время? (Компьютер, робот. )
Очень важно и интересно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.
Формулирование понятий (лексическое и грамматическое значение слов).
-Послушайте стихотворение Петра Комарова «Кабарга»
Весь день молчит суровая
Над ней летят пушистые
И кружатся, и падают,
Сюда в погоду ясную
Но только снег утоптанный
— Знаете ли вы смысл выделенных слов?
— Если значение слова непонятно, какие действия необходимо предпринять? (Воспользоваться словарем.)
— Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов?
-Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
— 3 человека пойдут к доске и запишут значения этих слов.
— Подумайте, а можно что-то сказать об этих словах, как о части речи. Запишем выводы.
Обомшелого – прилагательное, Р.п., ед. ч., м.р..
Кабарга –существительное, И.п., ед.ч., ж.р..
Завернет – глагол, наст. время, 2 спряжение, ед.ч..
— Попробуйте подобрать слова с такой же характеристикой, как у прилагательного обомшелый . Почему мы понимаем, что это прилагательное. Подберите существительные и глаголы, имеющие те же характеристиками, что и кабарга и завернет.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно объясняет смысл, другое – указывает на часть речи.)
— Внимание! Какие вопросы рассматривает лексика? Какое же из двух значений будет лексическим?
— Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова.
— Второе значение мы рассматривали с помощью признаков части речи. Какое это значение? (Грамматическое)
— Попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи.
Отвечают на вопросы.
Записывают значение слов из словаря.
Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают.
Мы плывем на пароходе?
Едем мы на вездеходе?
Мы летим на корабле
Головою мы вращаем.
Вправо, влево повернулись,
За руками потянулись.
Занять кресла поскорей.
Выполнение физкультминутки вместе с учителем.
Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение .
Создание проблемной ситуации.
Понять, насколько важно лексическое и грамматическое значение.
— Как лексическое значение перечисленных слов поможет вам выбрать нужную орфограмму?
Сл…зать с дерева. Сл…зать сметану.
Хвойные л…са. Хитрая л…са.
Отв…рить картофель. Отв…рить калитку.
Ве…ка дерева. Разве…ка боем.
— Какой вывод вы можете сделать, выполнив это задание?
( Чтобы написать орфограмму, надо учитывать лексическое значение.)
Внимательно прочитайте сказку Людмилы Петрушевской и подумайте, о чем она. (раздать тексты)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке, увазилаБутявку и волит:
— Калушата! Калушаточки!Бутявка!
Калушатаприсяпали, стрямкалиБутявкуиподудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
КалушатаБутявкувычучили.
Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волиткалушатам:
— Калушаточки! Не трямкайтебутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые, от бутявокдудонятся.
А Бутявкаволит за напушкой:
— Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые!
Можно ли понять текст? Почему? Каких героев вы представляете, что они делают?
Посмотрите, как себе представил эту сказку режиссер мультфильма. Правильно мы поняли сказку. Почему?
Можно ли понять, какие части речи использованы в первом предложении, какие члены предложения?
Возьмите карандаши и в тексте поработайте с первым предложением.
По какой части слова мы опознаем часть речи? (по окончанию)
Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Есть ли в сказке однокоренные слова? Как это узнать?
Калуша с Калушатами
Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то корень – носитель лексического значения.
Какое значение добавляет суффикс –ат-? (детеныши)
Приведите примеры (медвежата, тигрята, поросята)
Значит, суффикс тоже может добавлять лексическое значение.
Посмотрите на слово сяпала, какие признаки глагола мы можем здесь указать.