что такое графическая упаковка
Разработка дизайна упаковки
Графический дизайн упаковки — это подбор фирменных шрифтов, форм и конструкций, сканирование и фотосъемка наряду с оформлением, структурирование и макетирование информации в соответствии с правилами печати. Каждый вид упаковки с нанесением печати является неким искусством, от которого зависит успешность рекламной кампании.
Для создания имиджа компании или бренда, его продвижение в общественные массы на наших рынках различных сфер деятельности давно действует услуга графического дизайна упаковки. Вспомним? Что вы сегодня видели?
Предлагали ли вам визитки, а может быть листовки, наталкивались вы на баннер, плакат или этикетку, а может, приобрели какой-нибудь каталог или журнал?
Многое Вы как потребитель, может быть, и видели сегодня, но 80% от всей массы рекламных компаний Вы просто не уловили, но вот упаковку понравившегося Вам товара, Вы наверняка запомнили, и всегда будете искать глазами.
Для чего нужен красивый дизайн продукта?
Чтобы добиться успеха в продвижении собственной компании или продукта среди большой конкуренции, её лицо, а именно дизайн упаковочной коробки должен быть не только выполнен качественно с соблюдением всех правил, но и грамотно продуман, поскольку любая составляющая может вызвать отрицательные эмоции, что естественным образом не повлияет на привлечение новых клиентов.
Грамотно проработанные задачи для создания картонных коробок, гофрокупаковки влияют на организацию имиджа компании и позиционируют её бизнес в правильном направлении. Вот почему такая важная услуга как дизайн коробок сегодня так востребована.
Дизайн упаковки: разработка цвето-графической концепции
Заставить упаковку работать на вас сможет профессиональный дизайн, разработанный с учетом всех ваших бизнес-целей и правил дизайнерской работы. Залогом эффективного дизайна является проведение проекта в заранее определенной последовательности. Отступление от такого графика и перемешивание этапов друг с другом приводит к хаотичной неструктурированной работе, и, соответственно, к такому же хаотичному неструктурированному результату.
Выполнение определенных этапов работы имеет время и последовательность (и финансовое измерение, конечно). Каждый проект по упаковке состоит их 4-х больших шагов:
Четкое соблюдение такой последовательности работы с проектом позволит предупредить принятие ошибочных решений по дизайну.
Разработка цвето-графической концепции (сокращенно – ЦГК) – всего лишь один из пунктов работы дизайнеров, находящийся на Шаге 3. Понимать этот термин нужно прямо так, как он звучит. На этом этапе работы ждать от дизайнера готовых макетов упаковки продукта с проработанными элементами оформления не стоит. В рамках этапа работ по ЦГК продуктом работы дизайнера являются схемы дизайн-макетов с применением различных стилистических решений. ЦГК иллюстрирует ту дизайн-стратегию, которую вы выбрали на предыдущем этапе.
К работе над ним специалисты приступают только после того, как получены данные двух предыдущих шагов – результаты исследований и выбор дизайн-стратегии продукта. Наше «академическое» определение ЦГК упаковки звучит так: «цвето-графическая концепция (ЦГК) упаковки – схема расположения основных графических элементов (логотип; наименование продукта; тематическая иллюстрация; фон; графические знаки отличия данной группы продукции) на размерной схеме данного типа упаковки. Разработка ЦГК упаковки не включает размещения конкретных текстовых блоков и специфических графических элементов».
Важно также определить сложнейшее понятие проекта – стиль. Часто его употребляют в самых разных значениях, но применительно к упаковке ему можно дать более-менее точные характеристики. Итак, «стиль – характеристика дизайн-макета, сутью которой является единство композиционного решения, цвето-графической схемы, предметных особенностей промышленного материала и отраслевого соответствия. Стиль может иметь исторические, этнические, культурные и прочие особенности».
Для того, чтобы оценить предложенные альтернативные решения ЦГК, необходимо провести короткий анализ вариантов на предмет их соответствия поставленным целям и задачам. Как правило, именно на почве «соответствует-не соответствует» разворачиваются самые жаркие баталии в обсуждении проекта Заказчиками и Исполнителями. Для анализа используйте стилистический профиль проекта, который разработан нами в рамках технологии оценки дизайна упаковки. Упрощенная структура стилистического профиля представлена на илл.2.
Итак, давайте представим себе, что дизайнер/агентство присылает вам первые варианты своих работ. В большинстве случаев – это 3-4 варианта альтернативных концепций. Оценка всех концепций будет заключаться в ответе на самый важный комплексный вопрос:
«Каким образом средствами дизайна (шрифта, композиции, цвета…) выражены важные для потребителя характеристики продукта в привлекающих внимание сюжетах?»
Каждую из концепций мы можем предварительно оценить в зависимости от того, как четко они выражают характеристики, важные для потребителя или, по-другому, ценностно-психологические характеристики. На рисунке стилистического профиля за это отвечает одна из осей – в качестве примера здесь перечислены характеристики, важные для спортивных принадлежностей (одежды, аксессуаров, энергетических напитков и пр.). Сумел ли дизайнер в цвете и шрифте отразить активность и риск? Получилось ли у него в конструкции упаковки отразить ощущение скорости и стремительности? Такая матрица оценки предложенных вариантов должна быть использована как в потребительском тестировании упаковки, так и в ходе внутренних обсуждений вашей компании. Главное, понимать, что ведущую роль играет именно мнение потенциальных покупателей.
Как видите, даже без специальной подготовки, пользуясь просто аналитическим инструментом многопрофильного анализа, можно логически рассмотреть предложенные проекты. Оценка работ дизайнера по стилистическому профилю позволит вам принять верное решение относительно наиболее перспективного дизайн-макета упаковки. Самое главное, что определение каждого параметра позволит вам и вашим дизайнерам понять, какие моменты должны быть в дальнейшем доработаны.
Что такое графический дизайн?
Рекламные баннеры, логотипы, буклеты, картинки в интернете — все это примеры графического дизайна. Вместе с Валерией Грумезой, арт-директором студии ENDY, разбираемся, зачем нужен графический дизайн, где ему можно научиться и смотрим на примеры из разных сфер.
Определение графического дизайна
Графический дизайн — это способ передачи сообщений и идей с помощью шрифтов, графики, изображений или видео.
Считается, что термин впервые был употреблен в 1922 году Уильямом Двиггинсом, типографом и каллиграфом. В своем эссе он обратил внимание, что со становлением массовой печати, дизайн должен поменяться. Но, конечно, графический дизайн существовал и до этого, например в гравюрах и первые печатных газетах.
Во многом современные дизайнеры по-прежнему делают похожие с Двиггинсом задачи: создают плакаты, иллюстрации, логотипы, работают со шрифтами. Но только теперь они работают на компьютерах и используют специальные инструменты.
Цели и задачи графического дизайна
Современный графический дизайн нужен для продажи продуктов, установления отношений с клиентами и создания комфортной окружающей среды. Мы видим его везде — на остановках, дорожных знаках, вывесках, в книгах, в презентациях, инструкциях и социальных сетях.
У графического дизайна несколько задач:
Профессия «Графический дизайнер»
Освойте востребованные инструменты и навыки для решения дизайн-задач за 9 месяцев
Виды графического дизайна
Визуальная айдентика бренда
Айдентика — это все элементы, которые помогают создать образ компании, например:
Графический дизайнер транслирует ценности бренда с помощью этих элементов. Таким образом он помогает сформировать индивидуальность компании и особенную связь с аудиторией.
Чтобы тематика бренда сохранялась в будущем, графический дизайнер также разрабатывает брендбук — руководство по использованию фирменного стиля. С его помощью сохраняется единство графики и поддерживается основная концепция.
Рекламная графика
Графический дизайн используют как в рекламе в интернете, так и в рекламе на физических носителях, например:
Реклама должна привлекать клиента своей оригинальностью. К тому же она должна быть актуальной. Дизайн рекламы — маркер времени, поскольку отражает тренды и тенденции визуальной коммуникации. Если мы посмотрим на рекламные постеры 2000-ых, то они будут казаться нам чересчур яркими и перегруженными. Хотя тогда именно такие и удерживали внимание аудитории. Сейчас в тренде оптические иллюзии, эко-дизайн, эмоджи, 3D-графика и акцент на типографике.
UI-дизайн
Дизайн пользовательских интерфейсов — это работа над графической частью интерфейсов приложений, сайтов и сервисов. Здесь требуется детальная проработка всех элементов — кнопок, иконок, форм.
Деятельность графического дизайнера пользовательских интерфейсов связана с UI-дизайном, поэтому профессионал должен разбираться в адаптивности экранов и иметь базовые знания по веб-разработке.
Типографика
Профессия «Графический дизайнер»
Освойте востребованные инструменты и навыки для решения дизайн-задач за 9 месяцев
Этот тип графического дизайна включает в себя работу с книгами, газетами, журналами и другими печатными или цифровыми элементами, включающими в себя большой объем текста.
В этом случае дизайнер работает преимущественно с макетами. Он должен создавать материалы, которые сохранят красивый вид после печати. Поэтому специалисту важно понимать, через какие процессы пройдет изображение, прежде чем будет изготовлено. Здесь необходимо грамотно управлять цветом, уметь работать в растровых и векторных редакторах и соблюдать технические требования.
Дизайн упаковки
Упаковка нужна не только для хранения, но и для идентификации товара покупателем. Удобная, яркая или необычная упаковка помогает принять конечное решение о покупке. Поэтому коробки, пакеты, контейнеры или ящики, в которых хранятся продукты, — это часть маркетинговой коммуникации.
Работа графического дизайнера в этом случае начинается с проработки концепции и завершается отправкой макетов на печать. Для создания упаковки используется типографика, фотографии, иллюстрации и элементы айдентики бренда. Основные примеры упаковки:
Кроме основ графического дизайна, человек, специализирующийся на разработке упаковки, должен знать основы промышленного дизайна и понимать, как потребитель взаимодействует с товаром.
Дизайном упаковки также занимается продуктовый дизайнер. Мы писали об этой профессии тут
Иллюстрации в графическом дизайне
Изначально, графика и иллюстрация — две разные сферы. Но есть специалисты, которые владеют и теми, и другими навыками. Они создают уникальные работы, которые помогают бизнесу выделиться среди конкурентов.
Основные примеры, где применяются иллюстрации, — это:
Дизайн внешней среды
Вспомните любой новый торговый центр. Чтобы найти выход, туалет или лифт, нужно пройти огромное расстояние. И если нет удобной вывески поблизости, сообщающей, в какую сторону идти, то это вызывает дискомфорт и недовольство. Именно эти проблемы и призван решать графический дизайн внешней среды.
Есть и другие примеры объектов дизайна окружающей среды:
Оформлением пространства занимаются и другие специалисты: дизайнеры интерьера, архитекторы, дизайнеры ландшафта. Вместе с графическим дизайнером они продумывают каждую деталь.
Продвижение в интернете
Чтобы вовлекать и информировать своих потребителей, бренды привлекают к работе графического дизайнера, который создает яркие картинки к постам, лендинги или рекламные макеты.
Это, с одной стороны, упростило работу дизайнерам. Теперь не нужно заниматься предпечатной подготовкой и знать все технические тонкости печати, изготовления и производства. С другой стороны, пользователя вовлекает не просто картинка со шрифтами, а красивая концепция, для которой необходимы знания, например, моушн-дизайна.
Какие программы используют в графическом дизайне
Выбор инструментов зависит от сферы специализации дизайнера. Но я выделила пять приложений, которые стоит освоить каждому:
Adobe Photoshop
Его часто рекомендуют новичкам, потому что он простой и понятный в интерфейсе. Здесь, в основном, работают с растровой графикой: создают элементы для сайта и печатной продукции, обрабатывают и редактирую фотографии, рисуют иллюстрации.
Adobe Illustrator
Здесь создают векторную графику и все необходимые макеты: печатную продукцию, наружную рекламу и презентации. Еще рисуют иллюстрации.
Figma
Здесь делают макеты для диджитал-контента: баннеры, посты в социальных сетях и креативы для рекламы. Еще в нем удобно работать команде, так как есть возможность вносить изменения нескольким пользователям в режиме реального времени.
Adobe InDesign
В этой программе верстают полиграфические материалы — визитки, брошюры, корпоративные издания или газеты.
Adobe After Effects
В программе создают спецэффекты, титры для видео или структурируют видеоряд по шаблону. Также создают анимацию — это главный инструмент для моушн-дизайна.
Где учиться
Научиться основам графического дизайна можно самостоятельно, но для этого придется потратить много времени и сил. Сложность самообразования в том, что нет ментора рядом, который бы указал на ошибки и помог исправить. Поэтому большинство специалистов советуют курсы графического дизайна, так как на них специалистам дают прикладные навыки и объясняют теорию.
1. ВУЗы
Самый длинный путь в графическом дизайне, хотя я сама через него прошла. Можно поступить на разные программы: «Дизайн», «Медиакоммуникации» и «Компьютерная графика».
На момент выпуска вы получите теоретическое образование и диплом, который, возможно, заинтересует работодателя. Но есть главный минус — вам придется самостоятельно нарабатывать практические навыки. В вузах не так много времени уделяется этому аспекту. К тому же программа не заточена под современные реалии. Еще в университетах много общих дисциплин — философия, физкультура или БЖД. Не хочу преуменьшить их значимость, но для графического дизайнера практика гораздо важнее.
2. YouTube
Это возможность изучить основы графического дизайна бесплатно. Здесь много уроков, которые помогут как новичкам, так и профессионалам. Например, если вы не умеете работать в фотошопе, то всем базовым инструментам можно научиться по видео-роликам в YouTube:
Из недостатков можно отметить, что уроки не всегда последовательные. Некоторые темы пропускаются, поэтому полноценного образования таким способом не получить. Я бы советовала обращаться к этим урокам только, когда хотите подтянуть базовые навыки работы в фотошопе.
3. Книги
Теория в дизайне важна также, как и в любой другой профессии. Изучить ее поможет специальная литература. Например, для работы с цветокоррекцией можно прочитать книгу Иоханнеса Иттена «Искусство цвета». Автор разбирает закономерности цветовых контрастов и гармонии на примерах из природы и произведениях искусства. К этому я бы добавила «Типографику и верстку» Артема Горбунова.
Вот еще небольшой список литературы, который поможет прокачаться в теоретических вопросах:
4. Работа с куратором
Подходит в тех случаях, когда нужна практика. Особенно если у вас есть основы в теории дизайна, но вы боитесь браться за проекты один. Тогда куратор будет поможет вам в вашей работе: контролировать ваши действия и давать обратную связь.
5. Онлайн-школы
Преимущество в том, что обучение длится несколько месяцев и под руководством профессионалов. Здесь вам объяснят все от теории до практики и помогут найти первые проекты, чтобы набить руку. На мой взгляд, курсы с менторством — самый быстрый и простой способ. Но все, конечно, зависит от желаний и возможностей человека.
В онлайн-школе Contented на курсе «Графический дизайн» преподают специалисты из VK Group, Samsung, Heineken. Вас обучат не только векторной графике и анимации, но и помогут собрать портфолио. И все время обучения наставники буду давать обратную связь: разбираться в ошибках и хвалить, когда что-то получилось. В конце курса вас ждет встреча с HR-менеджером Яндекса. Он поможет составить резюме и предложит вакансии.
Освойте востребованные инструменты и навыки для решения дизайн-задач за 9 месяцев
9 месяцев практики и актуальных знаний без «воды»
фокус на реальных задачах и наработке портфолио для старта
разбор домашних заданий и поддержка наставников по любым вопросам
работа по брифу реального клиента до конца обучения
Почему дизайн упаковки — важный элемент в продвижении товара
По достоинству оценить качественную упаковку ты сможешь, если она полностью исчезнет. Если iPhone будут класть в обычную картонную коробку, а этикетка на твоем любимом пиве будет просто белой бумажкой с черной надписью со шрифтом Times New Roman.
Упаковка в наше время не менее значима, чем сам товар. Взгляни на полки магазинов — все они заставлены разноцветными коробочками, на разработку которых компании тратят миллионы. Всё это не просто причуда, а самый настоящий инструмент продвижения. Как именно это работает и на что влияет — нам рассказали специалисты дизайн-бюро Kaoma.ru, специализирующегося на разработке брендированной упаковки и этикеток.
Упаковка вызывает доверие
Представь ситуацию: ты отправляешься в магазин в поисках тех же наушников, подходишь к нужной витрине и начинаешь изучать ассортимент. Разброс цен приличный, но помимо этого, кардинально отличаются и способы подачи. Одни наушники могут быть просто в каком-то плотном пакете, а другие — в раскладной коробке с декоративными вставками. Сразу же возникает ассоциация: первый вариант был изготовлен в Китае из самых дешевых материалов, и ради экономии производитель вообще не заморачивался ни о чём. Из-за всего этого кажется, что они проработают недолго, да и не особо качественно. Возникает мысль, что лучше переплатить и взять что-нибудь получше. Одна лишь поверхностная оценка самой упаковки может либо привлечь, либо оттолкнуть потенциального покупателя. В долгосрочной перспективе качественный продукт сможет доказать право на свое существование в любой упаковке, но хватит ли ему времени? Не загнется ли производитель? Поэтому для минимизации финансовых рисков и стоит озаботиться той самой «одежкой», по которой клиент будет судить о твоем товаре.
Упаковка формирует ценность
Базовый принцип продаж: сначала сформировать ценность продукта или услуги, а потом продать. Нельзя продать то, что не имеет ценности, и упаковка помогает сделать товар ценнее. Стильное оформление, качественные материалы, брендированные элементы — всё это в совокупности дает нам понять: сам товар стоит такой упаковки. Отсюда и подсознательное желание владеть более ценным ресурсом.
Поможет в этом формирование репутации бренда. Он донесет до потребителя свою ценность: что это за продукт, для кого он, какие потребности он должен закрыть, какие эмоции он должен вызывать. Бренд осуществляет коммуникации с покупателем через различные источники — социальные сети, интернет, прессу, телевидение, рекламу. Если же нет возможности использовать все каналы коммуникаций, используй упаковку как рекламную площадку.
Упаковка производит приятное впечатление
Сам посуди, прежде чем подарить подарок, его принято дополнительно упаковывать. Зачем? Разве сам подарок еще не подарок? Всё просто: как в ресторанном деле, здесь важна подача. Согласно данным из исследования Business Insider, первое впечатление о товаре формируется примерно за 7 секунд, то есть у упаковки всего 7 секунд, чтобы впечатлить потенциального покупателя. Чем она лучше, тем выше вероятность, что товар будет реализован.
С другой стороны, качественный дизайн упаковки может работать в долгосрочной перспективе. Взять тот же Apple: экс-дизайнер Джони Айв полностью переосмыслил отношение к упаковке техники, сделав распаковку товара максимально приятной. Благодаря его скрупулезному вниманию к мелочам, распаковка стала торжественной традицией. Ты тянешь за язычок пленки, и она плавно распадается, как развернутый конверт. Тебе не нужны ножницы и другие острые приспособления— эта упаковка сделана для людей и сделана так, чтобы дарить эмоции. Даже спустя годы Apple держит марку, на которую равняются и которую стремятся скопировать.
Упаковка располагает к себе
Иногда мало просто впечатлить потенциального клиента — нужно расположить его к себе. Создать чувство единения, в котором покупатель будет четко осознавать, что ему нужен именно этот товар. Специалисты выделяют три приема, которые помогут в этом:
1. Определи аудиторию. Главный принцип маркетинга: разделяй и властвуй. Для того чтобы получить продажи, нужно точно выделить целевую аудиторию и определить то, что важно именно для этой группы. Неверно определять аудиторию как «мужчины и женщины от 18 до 70 лет». В этот диапазон входят люди с различными интересами, им важны разные вещи. Только точно определив, кто твой клиент, ты сможешь найти подход к нему.
2. Выделись из массы. Чем больше отличий между твоим брендом и конкурентами, тем сильнее можно их обыграть в легенде и образе бренда. Определи источники продаж. «Торговая полка» накладывает свои требования к внешнему виду упаковки. Например, для супермаркетов определяющим является то, насколько заметна продукция на прилавке среди множества конкурентных товаров. В условиях конкуренции на полке нестандартный или нетипичный цвет может быть выигрышным.
3. Сторителлинг. Легенда бренда — это история, которая раскрывает ценность для определённой целевой аудитории. История должна обращаться к миру, отвечать потребностям или «болям» этой аудитории. Название бренда или линейки должно быть частью легенды, которая будет близка и знакома людям, которым ты хочешь продать товар. Обращаясь к потребностям, проблемам и «болям», ты создаёшь историю, которая является путем решения этой проблемы.
Теперь давай разберем это на конкретном примере. Для рассмотрения возьмем дизайн упаковки бренда аптечной косметики Gekht Cosmetics, разработанный дизайн-бюро Kaoma.ru.
— Целевая аудитория. Родители пациентов (как правило, детей), взрослые люди 18+, страдающие кожными заболеваниями, которым не помогают многочисленные стандартные косметические средства. Косметика «Гехт» — это их надежда на улучшение состояния кожи и качества жизни. Уровень доходов невысокий, но в связи с проблемами со здоровьем эти люди готовы платить, чтобы облегчить свое состояние или состояние своего ребенка.
— Легенда бренда. Косметика этого бренда — это персонализированный уход за кожей, воссоздание рецептурного формата персонального изготовления косметических средств, но в виде массового производства. Наш дерматолог-эксперт Маргарита Гехт, врач с опытом помощи детям с самыми серьезными кожными заболеваниями, составляет рецепты косметических препаратов, которые помогают больным с различными дерматитами бороться со своими недугами и облегчать состояние клинической картины.
— Реализация легенды в дизайне. С целью подчеркнуть медикаментозный, рецептурный формат продукта мы сделали упаковку, стилизованную под аптечные этикетки. Название бренда — фамилия врача — является частью легенды. Личная подпись на каждом средстве — элемент персональной ответственности врача и инструмент создания доверия к продукту.
— Выделение. Основные конкуренты — аптечные бренды, которые работают на массовую аудиторию. Их упаковка выглядит премиальной, стоят относительно дорого — верхняя граница среднего ценового сегмента. Упаковка Gekht Cosmetics воспринимается как околомедицинская, по доступной цене.
Упаковка вызывает эмоциональную связь
Обращение к миру покупателя должно быть на уровне эмоциональной составляющей. Не нужно изображать на упаковке предметы, окружающие человека в быту, — следует обращаться к ментальной стороне человека, к его эмоциям, мечтам и фантазиям. Эмоция тоже может быть потребностью и самостоятельной ценностью, а в совокупности с продуктом она будет добавочной ценностью. Давай и эту механику разберем на конкретном примере — дизайне упаковки корейской косметики Mika&Kim.
— Целевая аудитория. Молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет.
— Легенда бренда. Изначально заказчик хотел разместить на упаковке сюжет с девочкой, которая держит за руку медведя Тедди. Мы предложили отойти от изображения маленькой девочки с игрушкой, так как косметика предназначена для молодежи от 18 до 30 лет, и детский сюжет не отвечает эмоциональным запросам целевой группы. Кроме того, косметика с подобными персонажами (девочкой и мишкой) представлена в ассортименте, и будет трудно выделиться на их фоне.
— Реализация. Предложенная нами легенда — романтичная история двух влюбленных: персонажи в костюмах медведя и зайчика нежно обнимают друг друга. «Взрослый» сюжет — самая понятная и яркая эмоция для молодёжи — смягчается «детской» графической реализацией.
Упаковка может вовлекать
Когда мы участвуем в процессе, это действие становится для нас важным и ценным. Доказательством тому служат командные спортивные состязания, настольные игры, коллективное хобби. Правильная реализация дизайна позволит применить этот подход и в продвижении товаров. Как минимум мы запоминаем действие и связанный с ним продукт, торговую марку. Как максимум — становимся частью бренда.
Для реализации вовлечения в упаковку привносится механизм, когда покупатель должен или может совершить какие-либо действия в игровом формате: собрать/разобрать конструкцию или пазл, отклеить/наклеить, собрать коллаж, стереть и узнать «секретную» информацию. Распространённый способ — акции, когда «секретный код» с упаковки нужно ввести на сайте для активации акций и участия в розыгрыше призов.
1. Насколько точно выделена целевая аудитория?
2. Имеет бренд легенду (историю)?
3. Название является частью легенды?
4. Легенда обращена к эмоциональному миру покупателя, отвечает его потребностям?
5. Легенда транслируется упаковкой?
6. Упаковка выделяется на полке?
7. Упаковка отличается от конкурентов? В чём её преимущества?
8. Упаковка содержит элемент вовлечения?
9. Информационная составляющая упаковки отвечает потребностям потребителя?
10. Информационная составляющая упаковки выделяет упаковку среди конкурентов?
Если ты нашел проблемные места и не знаешь, что с ними делать, закажи анализ упаковки у специалистов. Они определяет ошибки и устранят их, сделав твой товар более конкурентоспособным и клиентоориентированным.