что такое говорящая картина
Что такое говорящая картина
ПРО МОЗГ запись закреплена
Подкаст, в котором картины рассказывают истории.
Вы знали, что картины умеют говорить? Любое произведение искусства, современное оно или классическое, может рассказать нам целую историю о времени, людях или каком-то событии. «Олимпия» Мане — о проституции, «Чёрный квадрат» Малевича — о прогрессе и полётах в космос, а «Крик» Мунка — о войне.
В каждом выпуске подкаста «Картины говорят» мы будем играть в арт–детектива. Исследовать какую-то одну работу (это может быть картина, скульптура, граффити или даже перформанс) и искать в ней скрытые смыслы.
Меня зовут Ксюша, и я арт-журналист в Афише.Daily. А с подкастом мне помогают мои друзья из студии Brainstorm.fm.
Заглядывайте в мой Instagram @ksenpuzikova
И telegram «Картины говорят» @picturestalk
А если хотите разместить рекламу в подкасте, вам сюда: kk@brainstorm.fm
Нетология. Меняем карьеру через образование
Мечты у всех разные, но есть то, что нас объединяет — желание реализовать свои уникальные таланты. Рок-н-роллить по полной, творить, собирать ракеты или развлекать зрителей на стримах — кто во что горазд.
Не отмахивайтесь от этого желания: нет ничего важнее воплощения ваших идей. Нужно только сделать первый шаг, и в этом интернет может стать для вас хорошим подспорьем.
Мы собрали истории женщин, которым технологии помогли реализовать их творческие, личные и профессиональные потребности. Плюсом подготовили серию бесплатных лекций о том, как сделать первый шаг к воплощению своей мечты.
Что такое говорящая картина
Как научиться читать язык картин и стать ценителем живописи
Кто они такие — любители живописи
Бывая на художественных выставках, многие из нас видели людей, застывших, будто в ожидании, перед какой-нибудь картиной. С первого взгляда это кажется смешным. Что, действительно, можно так долго разглядывать? И вообще, как говорится в известном анекдоте, зачем смотреть на то, как люди « в древности» без « Полароида» мучились? Да, темп жизни постоянно возрастает, и люди, для того чтобы успеть за временем, все больше становятся прагматиками, оценивающими все, что их окружает, с точки зрения вложений и прибыли. Конечно, любуясь картиной, никакой материальной выгоды Вы не получите. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить поразительную связь между зрителями и самой картиной: их лица озаряются идущим от полотна неведомым светом, как будто они попадают под действие загадочной ауры картины.
Живопись — это особый мир, дверь в который всегда открыта, но войти туда может не каждый. Знания, которые несут картины, это не та информация, к которой мы все привыкли, не те сведения, которые мы получаем в школе, и не тот поток фактических данных, который обрушивается на нас каждый день из средств массовой информации. Это духовные знания. Осознание их приходит постепенно — по мере того, как зритель, шаг за шагом, обретает готовность приобщиться к духовному опыту. Поэтому выдвинутый когда-то большевиками лозунг: «Искусство — в массы» в корне неверен. Искусство ничего не может дать массам, если массы не готовы дать искусству что-то взамен. И в этом смысле искусство — элитарно. Однако оно не закрыто для пытливых и страждущих, и всегда готово встретить вновь прибывшего, чтобы, взяв его тихонечко за руку, провести затем по тропе познания в мир простых истин. Нельзя сказать об этом лучше, чем когда-то сказал Ю. Визбор о мире музыки: «Какая музыка была, какая музыка звучала. Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем, страданье вылечить страданьем, а душу греть вином или огнем.».
Как художник воплощает в картине свои идеи
Глаза нас частенько подводят. Вот и в живописи изображенное на картине далеко не всегда равнозначно тому, что хотел сказать автор. Да, любителям телевизионных программ, обожающим смотреть красивые картинки, лежа на диване, это не понравится. Прибегая к использованию техники живописи, художник передает свои мысли и чувства через некий информационный код.
Во-первых, автор ( будь то автор художественного произведения или какого-либо еще) всегда выступает « заложником» своего времени. Поэтому идея картины обязательно имеет « привязку» к исторической эпохе, в которой творил художник. Так, например, в средневековой живописи изображение человеческого тела и всего, что с ним связано, считалось греховным. Поэтому неподготовленный человек, глядя на эти полотна в свете сегодняшних представлений, решит, что это какой-то « детский рисунок» и, не затронутый увиденным, пройдет мимо.
Во-вторых, — это код самого послания автора. Формулируя свою идею, художник старается излагать ее на языке живописи, пользуясь законами изобразительного искусства, главным из которых является закон композиции. Кроме языка законов построения изображения, у живописи есть еще и другой язык. Со Средних веков — когда живопись тяготела к иносказательной интерпретации предметов — в изобразительном искусстве выработался язык символов, используя который автор мог уложить свою идею в строгие рамки разрешенных сюжетов. Этот язык получил свое дальнейшее развитие в 17−18 веках, когда для создания картин часто использовались сцены из древних мифов.
В-третьих, сознательный выбор разнообразных художественных приемов формирует у художника неповторимый « почерк», зная который, легко можно установить авторство неизвестных произведений.
Зачем же нужны все эти « коды», неужели нельзя просто взять и нарисовать то, что больше всего понравилось, чтобы все поняли, как это действительно красиво. К сожалению, наука пока не может ответить на этот вопрос. Дело в том, что эта проблема напрямую связана с проблемой происхождения языка. Мы не знаем, почему люди постепенно перешли на условный язык общения, отказавшись от языка жестов и животных криков. Можно только предположить, что это было как-то связано с развитием культуры. И хотя дух реализма в современной культуре, как видно, возобладал, мне кажется, что, так или иначе, авторы реалистичных картин всегда переходят на язык « тайнописи» или же уходят в примитивизм.
Основные законы живописи
Можно облегчить себе восприятие картины, обратившись к основным законам живописи, посредством которых художник общается с нами, переводя на холст свои мысли и чувства. Главный закон живописи — создание правильной композиции, уравновешение различных частей картины. Основная функция композиции — привлечение внимания зрителей к главному объекту, передача игрой форм, линий и красок определенного душевного настроя.
Так, например, строгие прямые линии хорошо передают вес и объем, придают формам законченность и совершенство, рождают ощущение гармонии, душевного спокойствия. Совершенство форм подразумевает использование чистых насыщенных цветов. Картина становится « звучной». Так, например, очень « звучные» картины у Н.Рериха. Хорошо знали этот прием иконописцы; прекрасно удавалось передать « звучание» красок Феофану Греку.
Напротив, изогнутые линии рождают в душе ощущение движения, изменчивости. Так, например, петляющая дорога в голубой дымке на заднем плане картины Леонардо да Винчи « Мона Лиза» создает ощущение зыбкости, мимолетности, легкой невесомости самого портрета. Очень часто художники использовали задний план для того, чтобы подчеркнуть умонастроение персонажа картины и сообщить зрителю определенную эмоцию. Распространен был подобный прием в написании парадных портретов.
Далее, у картины всегда есть точка зрения — то положение, с которого автор показывает нам объект. Она напрямую связана с законами построения перспективы, т.к. является точкой схода параллельных линий изображенных предметов. Существует несколько видов перспективы. Наиболее распространенные — это обычная прямая перспектива ( с точкой схода, расположенной за объектом), показывающая уменьшение размеров предметов по мере удаления от глаз наблюдателя, и обратная перспектива ( точка схода находится впереди объекта), предметы в которой по мере удаления от наблюдателя увеличиваются. В иконописи художники часто прибегали к использованию обратной перспективы для того, чтобы подобным образом воплотить идею о приближении далеких идеалов. Точка схода позволяет художникам, как бы играя пространством, привлекать внимание зрителя к наиболее значащим объектам и планам картины. Например, в картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря», мы легко можем определить композиционный центр, благодаря точке схода перспективы изображения, расположенной сразу за Христом.
Большое значение в восприятии картины имеет линия горизонта. Линия горизонта позволяет передавать масштаб изображаемых событий в соответствии с умозрительным восприятием художника. Например, линия горизонта, расположенная в нижней части картины, может рождать ощущение причастности к действию, тогда как, напротив, находясь в верхней части полотна, она заставляет нас оценивать изображенное на картине с «высоты птичьего полета».
Кроме гармонии линий и форм в картине еще должна присутствовать гармония света и цвета. Световые пятна применяются для придания картине эмоционального напряжения, перерастающего в определенный мысленный настрой. Действие этого эффекта объясняется концентрацией внимания зрителей на наиболее важных, значимых деталях картины. Прекрасно умели работать со светом Тициан, Рембрандт, К. Брюллов, И.Куинджи. Например, на картине И. Куинджи « Лунная ночь на Днепре» мы видим только два ярких световых пятна посреди непроглядной ночи — луну и узкую полоску воды под ней. Такой световой контраст рождает в душе чувство спокойствия и умиротворения. Подобные световые контрасты широко используются и в портретах. Прекрасный пример тому — «Портрет мужчины в красном» кисти Рембрандта или « Достоевского» В. Перова. В них световые акценты на лице и на кистях рук рождают ощущение погруженности в размышления, внутренней силы персонажа.
Цветопередача картины преследует ту же цель, что и световые акценты, — привлекать внимание зрителя к наиболее значимым деталям произведения. Контраст цветов руководит избирательностью восприятия. В первую очередь взгляд выхватывает наиболее яркие цвета картины, а затем невольно переходит на фрагменты, контрастирующие этому цвету. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что цветовые контрасты располагаются вокруг композиционного центра, таким образом, создавая на нем дополнительный акцент. Кроме этого, они рождают ощущение внутреннего движения, картина как бы оживает, перестает быть статичной.
Композиционные законы живописи являются хорошей иллюстрацией закона диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Вся композиция картины строится на единстве и контрасте объекта и фона, линий и форм, света и цвета. Объединяя эти разные элементы, противопоставляя их другим группам композиции, автор делает картину более емкой и многозначной.
Зорко одно лишь сердце
Картина — это книга, но не старайтесь сразу найти в ней последний лист с содержанием. Картина — это та же пещера Али-Бабы, откуда можно взять лишь столько золота, сколько можно унести за один раз. Но к картине можно всегда вернуться, когда духовные силы вновь потребуют насыщения. Ведь даже приходя на выставку в разном настроении, можно получить разное восприятие картины.
Одну и ту же картину люди могут воспринимать по-разному. Достаточно только вспомнить неутихающие дискуссии на тему « Моны Лизы», чтобы понять это. Одной из восхитительных особенностей живописи является то, что она способна породить бесчисленное число многослойных реакций восприятия, и, одновременно, выявить « общий знаменатель», — тот важный смысл, заложенный в основу картины, — который понимают и видят все.
Живопись всегда будет напоминать нам о том, что, как говорил Лис в романе А. Сент-Экзюпри « Маленький принц»: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И, может, действительно, только благодаря искусству, в один прекрасный момент мир будет спасен.
Картины говорят Ксения Пузикова х Brainstorm.fm
Подкаст, в котором картины рассказывают истории.
Вы знали, что картины умеют говорить? Любое произведение искусства, современное оно или классическое, может рассказать нам целую историю о времени, людях или каком-то событии. «Олимпия» Мане — о проституции, «Чёрный квадрат» Малевича — о прогрессе и полётах в космос, а «Крик» Мунка — о войне.
В каждом выпуске подкаста «Картины говорят» мы будем играть в арт–детектива. Исследовать какую-то одну работу (это может быть картина, скульптура, граффити или даже перформанс) и искать в ней скрытые смыслы.
Меня зовут Ксюша, и я арт-журналист в Афише.Daily. А с подкастом мне помогают мои друзья из студии Brainstorm.fm.
Заглядывайте в мой Instagram @ksenpuzikova
И telegram «Картины говорят» @picturestalk
А если хотите разместить рекламу в подкасте, вам сюда: kk@brainstorm.fm
«Диптих Мэрилин» Энди Уорхола: селебы, бренды и иконы XX века
Представьте себе худощавого, больного ребёнка. Его родители сбежали в Америку в начале XX века от нищеты. Отец — разнорабочий, а мама — домохозяйка. Он часто болеет, сидит дома и смотрит телевизор. А ещё мальчик собирает в альбом фотографии селебрити и больше всего на свете хочет стать таким же знаменитым, как кинозвезда! Ну кто может вырасти из такого парнишки? Скорее всего, трудный подросток. Только если это не Энди Уорхол — король поп-арта и автор крутых картин со знаменитостями.
В этом выпуске подкаста «Картины говорят» мы с вами разберём одну из самых известных работ Уорхола, которая называется «Диптих Мэрилин». Это такое огромное полотно, которое всё состоит из портретов актрисы Мэрилин Монро. С одной стороны — цветных, а с другой — чб. Если вы внимательно посмотрите на эту работу, то увидите, что там есть неровные контуры, подтеки краски и всякие кляксы. А сама Монро с поросячьим цветом лица, кислотно-жёлтыми волосами и макияжем как у буфетчицы советской столовой. Более того, Уорхол не рисовал ее от руки, а просто взял фото актрисы и перенес на холст методом трафаретной печати. В любой типографии вы можете сделать это сейчас за пару сотен рублей. Что же такого особенного в этой работе? Почему она висит в одной из самых популярных галерей современного искусства в мире, а похожие картины Уорхола с Монро до сих пор продаются на аукционах за бешеные деньги? Вот об этом обо всем я вам и расскажу.
Мой IG @ksenpuzikova
Этот подкаст мне помогает делать студия Brainstorm.fm. По вопросам рекламы и сотрудничества, пишите на kk@brainstorm.fm.
А за помощью в создании этого эпизода я обратилась к Александру. Он настоящий фанат художника, и знает всё о его жизни и творчестве.
Подписывайтесь на его «Инстаграм» @warholblog.
«Сын человеческий» Рене Магритта: войны, фокусы, коммунизм, Адам и утопленница
Большую часть своей жизни Магритт провёл очень просто: почти не выходил из дома, не любил выставки и путешествия. Зато обожал свою собаку — шпица Лулу. Когда она умерла, он сделал из неё чучело и шутил, что с удовольствием превратил бы в чучело все, что его окружает. Так он и поступил: увековечил реальные предметы в своих картинах. И известного парня в котелке с яблоком на лице он тоже не выдумал! В этом выпуске подкаста «Картины говорят» мы узнаем, о чем нам может рассказать самая известная работа Магритта «Сын человеческий». Выясним, кто этот таинственный парень в костюме и котелке, чей он сын, почему у него на носу яблоко и при чем тут войны, утопленница, алмазы и Адам. А еще поговорим о том, кто Магритт на самом деле: сюрреалист или реалист, почему он не любил рисовать, и как вышло, что люди на улице, где жил художник, даже не знают, кто он такой.
Все работы и материалы, которые я упоминаю в выпуске, ищите по этой ссылке: https://telegra.ph/Syn-chelovecheskij-fokusy-vojny-utoplennica-Adam-02-18
А подробнее о творчестве Магритта и других художников можно почитать в моём Instagram @ksenpuzikova: https://instagram.com/ksenpuzikova?igshid=1e26y8ru1qpvw
Этот подкаст мне помогает делать студия Brainstorm.fm. Если хотите посотрудничать, пишите на kk@brainstorm.fm.
«Метатель цветов» Бэнкси: протесты, пацифизм, война на Ближнем Востоке и ЛГБТ
Если бы стены могли говорить.
В 2005 году журналисты Парижской газеты «Либерасьон», пришли на работу и очень удивились. На стене здания редакции они
увидели нарисованную фигуру женщины в полный рост, в походной одежде и с рюкзачком. В этом рисунке они узнали свою коллегу — журналистку Флоранс Обенас, которая попала в плен к террористам. Этой работой уличный художник Блек ле Рат хотел привлечь внимание общественности к похищению журналистки.
Арт-терапия: что можно сказать о человеке, глядя на то, что он рисует. Творческий эксперимент 103.by
Заручившись поддержкой и приятной компанией психолога, в одно из воскресений мы отправились на арт-вечеринку, чтобы познать мудрость изотерапии не только теоретически, но и практически.
Арт-вечеринка — это место, где собирается около 30 человек разного возраста и всевозможных профессий, которые или сами, или по рекомендации друзей решили разбудить своего внутреннего художника. Под четким руководством, следуя советам и подсказкам профессионалов, каждый из участников встречи по итогу получает свою картину под девизом «я художник — я так вижу».
Мы отправились на вечеринку Art bar (отдельное спасибо за помощь организатору Александре).
Знакомьтесь: это наш психолог и вместе с тем преподаватель психологии Екатерина Кузьмицкая (детский развивающий центр «Киндерлэнд»)
— Изотерапия — это терапия изобразительным творчеством, сублимация через краски. Она позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли, чувства, мечты и надежды, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. И, безусловно, рисунок может помочь рассмотреть психологический портрет и личностные особенности человека.
Арт-терапия нужна и детям, и взрослым. Даже если у вас нет проблем, просто для снятия психологического и эмоционального напряжения.
С помощью Екатерины хотелось получить ответы на два вопроса:
1.Почему под четким руководством профессионального художника на арт-вечеринке у всех получаются на первый взгляд такие одинаковые, но на самом деле очень разные картины (естественно, нас интересовал психологический аспект);
2.Что можно сказать о личностных качествах человека, глядя на то, что он рисует.
Для чистоты эксперимента мы попросили 6 добровольцев показать свои работы с арт-вечеринки.
Евгений, сборщик летательных аппаратов
Ксения, преподаватель истории
Виталий, финансовый директор
Ирина, журналист в декретном отпуске
Ольга, мама в декрете
— К сожалению, по такой картине, нарисованной под руководством художника, сложно судить о характере личности человека, ее нарисовавшем. Здесь все же присутствуют моменты «смешайте вот эти краски в такой-то пропорции» и «оставьте для неба 1/3 вашего холста». Задача стоит больше в том, чтобы сделать что-то эстетически красивое и при этом получить удовольствие от процесса. Единственный момент, в котором участники проявили свое творчество, — это маки. Каждый из них мог рисовать их так, как ему захочется.
Что мы видим. У всех девушек маки крупные, размашистые и в большом количестве — это говорит о том, что они любят внимание, довольно открыты для общения и смело проявляют эмоции и чувства.
У парней цветы меньшего размера и более аккуратные: это говорит о самоконтроле и желании сдерживать яркие эмоции и чувства.
По макам Евгения, например, можно сказать, что он предпочитает свои эмоции подавлять, ему присущ самоконтроль (маки небольшие, расположены довольно аккуратно). У Виктории большие, но аккуратные маки, которые расположены по размеру, это говорит о скромности в социальной сфере.
Чтобы иметь больше оснований для каких-то утверждений, касающихся личностных качеств участников, мы попросили выполнить несложное задание — нарисовать «человечка».
— Во-первых, по всем рисункам можно сказать, что когнитивная сфера (память, внимание, мышление, восприятие) у всех в норме, так как на всех рисунках присутствуют все основные детали (уши, ноги, руки, голова и т.д.).
Во-вторых, если говорить об эмоциональных особенностях (на момент проведения эксперимента), то здесь стоит рассматривать нажим на карандаш или ручку. На рисунке Евгения нажим усиленный, что свидетельствует о небольшой эмоциональной напряженности. А большое количество пуговиц — о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания.
На рисунках Виктории, Ольги, Ирины нажим ослаблен: низкий уровень активности, небольшое нервное истощение, также это может говорить о недостаточной уверенности в себе, застенчивости. У Виталия и Ксении нажим средний, что говорит о стабильном эмоциональном состоянии.
В-третьих, можно просмотреть сферу общения. Все наши участники — экстраверты, так как на всех рисунках ноги и руки плотно не прижаты к туловищу. Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.
На рисунке Виталия кисти рук детально проработаны — это признак благополучия в сфере общения.
Прорисовка украшений и дополнительных деталей говорит о том, что все наши девушки: Ксения, Ольга, Виктория, Ирина — любят привлекать внимание и быть в центре его.
В-четверных, по этим рисункам можно говорить о сфере социальных отношений. Т.к. на них отсутствуют дополнительные агрессивные детали, можно предполагать, что все наши ребята не имеют проблем в построение социальных отношений.
Также от Екатерины мы узнали, что рисование развивает чувственно-двигательную координацию, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
В коррекционных целях арт-терапия используется для людей с психосоматическими, невротическими нарушениями, для социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах, для коррекции страхов, визуализации, повышения позитивной мотивации.
— После того, как вы закончили рисовать, нужно провести анализ и вспомнить, что вы ощущали на том или ином этапе рисования, какие цвета использовали при этом. Банально, но можно зайти в интернет и найти интерпретацию каждого из доминирующих цветов — конечно, при условии, если вам хочется разобраться самостоятельно. В ином случае, когда хочется системного подхода и более серьезной работы над своим внутренним миром, стоит обратиться за помощью к специалистам. А если разбираться не хочется, тогда по возможности посещайте такие вот релаксирующие арт-вечеринки или просто периодически рисуйте дома.