что такое готовность органов управления сил го и рсчс
Готовность органов управления ГОЧС
Смотреть что такое «Готовность органов управления ГОЧС» в других словарях:
Медицинские мероприятия по защите населения — комплекс организационных, лечебно профилактических, санитарно гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи … Словарь черезвычайных ситуаций
Информационный сборник центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (ИС ЦСИ ГЗ МЧС России) — периодическое научно информационное издание, выпускается с 1997. Сборник предназначается для начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров, научных учреждений… … Словарь черезвычайных ситуаций
Единая дежурная диспетчерская служба — орган повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ). ЕДДС предназначаются для сбора от населения и организаций… … Словарь черезвычайных ситуаций
Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне — совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям. Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне осуществляется в соответствии с… … Словарь черезвычайных ситуаций
Реагирование на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне — совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям. Реагирование на крупномасштабную чрезвычайную ситуацию на федеральном уровне начинается, как… … Словарь черезвычайных ситуаций
МЧС России — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС … Википедия
Вопрос № 1: ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ
Вступление
Надежная способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыслима, без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.
Важное место в обеспечении высокой обороноспособности страны отводится Гражданской обороне, как составной части единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
Кроме того, под ГО понимается общегосударственная организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, предназначенная для выполнения мероприятий по защите населения и территории страны в военное время от ЧС как военного, так и природно-техногенного характера.
Основным предназначением руководителей ГО и органов управления ГОЧС всех уровней в мирное время является обеспечение высокой готовности ГО к выполнению всех возложенных на нее задач на соответствующей территории или в ведомстве при угрозе или с началом войны.
Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО и защиты населения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.
Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, и аварийно-спасательных формирований, но и всего населения.
Выполнение мероприятий гражданской обороны осуществляется при планомерном приведении её в готовность и при внезапном нападении противника. Работа органов управления ГОЧС строится в зависимости от условий обстановки
При угрозе нападения противника по распоряжению руководителя ГО страны органы управления и силы гражданской обороны приводятся в полную готовность.
Для органов управления и сил ГО сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время 12 часов, в военное время 6 часов.
Ответственность за своевременное приведение органов управления и сил ГО в готовность несут соответствующие руководители гражданской обороны.
Непосредственно перевод ГО осуществляют руководители и органы управления ГО всех уровней и, в первую очередь, органы управления ГОЧС.
Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается по системе централизованного оповещения порядком, установленным руководителем ГО России.
Для гражданской обороны в Российской федерации введены четыре степени готовности: повседневная, выполнением первоочередных мероприятий первой очереди, выполнение первоочередных мероприятий второй очереди и выполнение первоочередных мероприятий третей очереди.
Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназначенных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и развертывания ее системы управления.
Последовательность, очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на военное время определяется в Планах ГО и защиты населения заблаговременно, в мирное время.
В условиях постепенного обострения военно-политической обстановки и возрастания угрозы развязания войны перевод гражданской обороной осуществляется путем ввода в действие Планов ГО и защиты населения (Планов ГО для организаций) и планомерным проведением в полном объеме предусмотренных этими планами мероприятий, кроме рассредоточения и эвакуации населения, которые проводятся по особому решению Правительства РФ.
В целях обеспечения более организованного перевода ГО и наращивания готовности отдельные, наиболее важные мероприятия могут проводиться распорядительным порядком еще до введения Планов ГО и защиты населения в полном объеме. Такие мероприятия принято называть первоочередными. Выполняться они могут только по особому распоряжению руководителя ГО страны.
К числу первоочередных мероприятий относятся:
— введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения органов ГО;
— уточнение Планов ГО и защиты населения в соответствии со складывающейся обстановкой;
— приведение в готовность системы управления, оповещения и связи;
— подготовка запасных и подвижных пунктов управления к работе;
— занятие запасных пунктов управления оперативными группами (сокращенными или полными расчетами органов управления);
— уточнение расчетов по укрытию и порядку занятия населением защитных сооружений;
— приведение в готовность имеющихся защитных сооружений и ускоренное строительство недостающего их количества, приспособление под укрытия заглубленных помещений, подвалов, горных выработок и станций метрополитена;
— подготовка запасов продовольствия и закладка их в запасные пункты управления и убежища;
— подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки;
— приведение в готовность оперативных групп органов управления ГО, разведывательных формирований организаций и постов сетей наблюдения и лабораторного контроля ГО, других министерств и ведомств, а также мониторинга окружающей среды;
— приведение в готовность аварийно-спасательных формирований повышенной готовности;
— подготовка к развертыванию больничных баз в загородной зоне;
— уточнение укомплектованности остальных аварийно-спасательных формирований личным составом, техникой и имуществом;
— уточнение плана-графика наращивания мероприятий по повышению и поддержанию устойчивости функционирования отраслей и организаций;
— подготовка к снижению запасов радиоактивных, аварийно химически опасных, взрывопожароопасных и иных потенциально-опасных веществ в организациях и в категорированных городах;
— подготовка животноводческих помещений для защиты скота и создание укрываемых;
— запасов продовольствия, воды и кормов;
— подготовка к введению режима светомаскировки;
— меры по усилению охраны общественного порядка и важных объектов;
Первоочередные мероприятия начинают выполняться с получением распоряжения руководителя ГО. Они могут проводиться по определенным группам или отдельными мероприятиями. Каждое мероприятие, отнесенное к числу первоочередных может, в зависимости от условий обстановки, проводиться полностью (в соответствии с Планом) или частично (с определенными ограничениями).
Одним из основных требований к проведению первоочередных мероприятий является обеспечение их скрытности. Для этого рекомендуется проводить их под видом занятий, учений, проверок с соблюдением мер оперативной маскировки и противодействия разведкам вероятного или реального противника.
При проведении первоочередных мероприятий в отраслях, объединениях, в организациях учитываются специфические условия их производственной деятельности, а также местные факторы тех территорий, на которых они располагаются и функционируют.
Основным содержанием перевода ГО на военное время при планомерном выполнении мероприятий ГО является приведение в готовность системы управления, сил и средств ГО, последовательное наращивание мероприятий по защите населения и территории, повышение устойчивости функционирования отраслей и организаций и поддержание их на необходимом уровне.
С получением распоряжения на введение в действие Планов ГО и защиты населения в полном объеме руководители, органы управления и спасательные службы принимают меры к немедленному доведению этого распоряжения до всех исполнителей, руководят проведением предусмотренных Планами мероприятий и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных органов управления и сил ГО.
Доведение распоряжения о вводе Планов ГО и защиты населения в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи. Уточнение задач по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться, в зависимости от обстановки, на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления в организации представителей соответствующих органов ГО.
При вводе в действие Планов ГО и защиты населения в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода Планов ГО и защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.
Важнейшей обязанностью руководителей и всех органов ГО (территориальных, ведомственных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом, особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность запасных пунктов управления, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов органов управления и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления ПУ-дублеров.
Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривается первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления. Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого, в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГО и защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы.
Уточняется календарный план основных мероприятий. Руководитель ГО, органы управления ГО, руководители и специалисты отделов ГОЧС организаций, руководители спасательных служб изучают личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.
В том случае, когда руководители ГО и руководители органов управления ГОЧС будут располагать каким-то, хотя бы минимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления «Воздушной тревоги»), в первую очередь, должны быть приняты меры по приведению в готовность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских запасных пунктов управления хотя бы сокращенными расчетами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществляться и другие первоочередные мероприятия.
При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней является обеспечение немедленного доведения сигнала «Воздушная тревога» до населения и организация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.
Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие запасные пункты управления, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала «Воздушная тревога».
Ряд мероприятий по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться после нападения противника (после сигнала «Отбой воздушной тревоги») и осуществляться в соответствии со сложившейся обстановкой.
При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние запасные пункты управления, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ-дублеров.
Гражданская оборона: основные понятия и задачи
Гражданская оборона это:
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основные понятия:
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
Задачи гражданской обороны
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
История гражданской обороны
В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.
После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.
30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.
8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.
Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.
Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»
МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.
В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны являются:
Использование сил и средств гражданской обороны в мирное время
В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны. Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.
Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба её, характера и объёма решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.
Постоянная готовность — это такое состояние формирований, при котором они способны организованно, в установленные сроки, приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несёт его командир
Об угрозе нападения противника командиры формирований оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГО.
Получив сигнал вызова, командир обязан:
Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время. В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.
Личный состав формирования, получив вызов:
Автотранспортная техника, закреплённая за формированиями, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.
После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и орган управления формирования обязаны:
При приведении формирований в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач. Обеспечение действий организует командир формирования с учётом мероприятий, проводимых старшим начальником.
Командиры разведывательных формирований при угрозе нападения противника с получением (уточнением) задачи:
Формирования, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами, приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений.
В этих целях каждому формированию заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения.
Строительство быстровозводимых убежищ ведётся по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм.
Формирования по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность:
Медицинские и санитарно-эпидемиологические формирования с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.
Формирования охраны общественного порядка:
Противопожарные формирования контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах экономики, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.
Формирования радиационной, химической и биологической разведки и защиты:
Автотранспортные и санитарно-транспортные формирования в соответствии с планами и указаниями старших начальников подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки поражённых из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.
Формирования материального обеспечения:
Формирования защиты сельскохозяйственных животных и растений:
Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций
Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований: