что такое готическая литература

Готическая литература

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века на волне романтизма.

Содержание

Название и определение

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. [2]

Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература. ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».

Классификация

Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа. [2]

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».

В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:

ГотикаКлассика
ЗамокДом или особняк
ПещераБеседка
СтонВздох
ВеликанОтец
Окровавленный кинжалВеер
Завывания ветраНежный бриз
РыцарьДжентльмен без бакенбард
Леди, главная героиняНикаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной
Удар шпагойУбийственный взгляд
МонахСтарый слуга
Кости, черепаКомплименты, сантименты
СвечаЛампа
Магическая книга с пятнами кровиПисьмо, орошённое слезами
Загадочные голоса, шорохиРедко употребляемые слова
Таинственный обетТонкий намёк на ухаживание
Скользнувшее привидениеАдвокат или судья
ВедьмаСтарая экономка
РанаПоцелуй
Полночное убийствоСвадьба

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литератураЧувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear)что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот Скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман (особенно на такой его образец, как «Гибельный погост») и на роман барокко.

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд». Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». Роман «Монах» 1796 года эпатировал публику сценами сексуального насилия и инцеста. Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин.

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мейчен. Брэм Стокер утвердил «вампирское» влияние на готические романы своим романом «Дракула», где наиболее детально и чётко, в соответствии с тогдашними представлениями, описывалась жизнь вампиров.

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Отдельные элементы готического романа унаследовала в себе так называемая южная готика.

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.

Источник

Готический роман

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Содержание

Название и определение

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. [2]

Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература. ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного». Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные — Монтегю Саммерс, Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Эдмунд Бёрк, Девендра Варма. Чувственное обоснование готического стиля принадлежит Эдмунду Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном».

Классификация

Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа. [2]

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».

В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:

ГотикаКлассика
ЗамокДом или особняк
ПещераБеседка
СтонВздох
ВеликанОтец
Окровавленный кинжалВеер
Завывания ветраНежный бриз
РыцарьДжентльмен без бакенбард
Леди, главная героиняНикаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной
Удар шпагойУбийственный взгляд
МонахСтарый слуга
Кости, черепаКомплименты, сантименты
СвечаЛампа
Магическая книга с пятнами кровиПисьмо, орошённое слезами
Загадочные голоса, шорохиРедко употребляемые слова
Таинственный обетТонкий намёк на ухаживание
Скользнувшее привидениеАдвокат или судья
ВедьмаСтарая экономка
РанаПоцелуй
Полночное убийствоСвадьба

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литератураЧувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear)что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот Cкиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман (особенно на такой его образец, как «Гибельный погост») и на роман барокко.

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд». Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». Роман «Монах» 1796 года эпатировал публику сценами сексуального насилия и инцеста. Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин.

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мейчен. Брэм Стокер утвердил «вампирское» влияние на готические романы своим романом «Дракула», где наиболее детально и чётко, в соответствии с тогдашними представлениями, описывалась жизнь вампиров.

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.

Источник

Литература ужасов: от готики до хоррора

Готический роман: истоки хоррора и средневековые замки

С конца 18 века готическим романом называют первый литературный жанр, задача которого — создать атмосферу ужаса. Узнаем его особенности и отличия от хоррора.

Страх, ужас, трепет, тревога — эмоции индивидуальные и непредсказуемые. Есть большой пласт литературы, который работает специально с этими эмоциями. Давайте попробуем разобраться в литературе ужаса и начнем с готического романа.

🔦 Словом horror, «ужас», в англоязычной традиции обозначают иногда всю литературу ужасов, но часто разграничивают хоррор и готику. Готическая литература связана с эстетикой сентиментализма и романтизма: любой читатель европейской классики с ней знаком, даже если не интересуется страшными историями.

➡️ Хоррор в узком смысле появился как нишевый жанр. Он вырос из бульварных романов и балагана, и его влияние на культуру стало более широким только к концу 20 века. В готике главное — передать эмоциональное состояние, хоррор, как правило, конкретизирует источник ужаса.

⚫️Готическая литература появилась в 18 веке. Определение «готический» ввел в моду английский писатель Хорас Уолпол (1717–1797), когда дал своему роману «Замок Отранто» (1764) подзаголовок «Готическая история». Уолпол подразумевал не конкретные принципы готической архитектуры, а впечатление, которое она производила на европейцев эпохи Просвещения. Старинные замки и соборы казались странными и зловещими — идеальное место для таинственной истории.

⛪️ Отсылки к Средневековью символизировали также разрыв с эстетикой классицизма: личное переживание стало интереснее универсальных ценностей, привлекало неправильное, дикое, иррациональное.

📖 Истоки литературы ужасов можно найти и в реальной средневековой культуре.

➖ Европейский фольклор: романтики заново открыли легенды и волшебные сказки, в которых немало жутких сюжетов и кровавых сцен. Ведьмы, оборотни, привидения и вампиры в литературе — тоже результат романтического интереса к фольклору.

➖ Средневековые баллады, особенно английские и шотландские, полны страшных мотивов — ожившие мертвецы, проклятия, обреченные влюбленные.

➖ Макабр (от французского dance macabre, «жуткий, зловещий танец») — «Пляска смерти», популярный в средневековом искусстве аллегорический сюжет. Хороводы из людей и скелетов должны были напоминать о бренности человеческой жизни, но макабрические картинки — образец черного юмора.

📕 Романы Хораса Уолпола, Энн Рэдклиф, Клары Рив, Мэтью Льюиса завоевали читателей во всей Европе. Им мы обязаны основным рецептом литературной готики:

📍 Настроение важнее всего. Готические эмоции — это тревожное ожидание, подозрения, смутные догадки, непонятный дискомфорт, беспомощность жертвы перед непреодолимыми силами.

📍 Пространство внушает беспокойство и страх. Готическим пространством может быть не только замок — странные комнаты, церкви, кладбища тоже подходят. Нужен клаустрофобический эффект: место, из которого нельзя вырваться.

📍 Предопределенность: родовые проклятия, забытые тайны, предсказания.

📍 Преследование, давление, попытки бегства, движение по кругу — для сюжетов характерна логика кошмара.

❌ А вот сверхъестественного в готическом романе может и совсем не быть — достаточно необъяснимых совпадений и мрачной атмосферы, а происхождение зла варьируется от чисто человеческого до демонического.

Остановимся на самых первых готических романах. Давайте узнаем, кто заложил их традиции, какие были первые сюжеты и на какие виды можно разделить эмоцию ужаса в тексте.

1️⃣🏰 «Замок Отранто» Хораса Уолпола (Горация Уолпола в первых переводах) был задуман как литературный манифест. Уолпол в предисловии ко второму изданию романа называет два источника — рыцарские романы и трагедии Шекспира — то есть все, что не принимала эстетика классицизма. Свобода творческого воображения писателя интересовала больше, чем тема страха и ужаса.

📖 Сюжет «Замка Отранто» строится вокруг семейного проклятия. Роман открывается сценой свадьбы сына князя Отрантского Манфреда, но с первой станицы понятно, что ничего хорошего ждать не стоит. Все вспоминают старинное пророчество: «Замок Отранто будет утрачен нынешней династией, когда его подлинный владелец станет слишком велик, чтобы обитать в нем». Что это значит, никто не знает, но ожидание сразу сбывается: погибает жених. Главный герой романа — Манфред, хозяин замка и носитель проклятия. Пытаясь преодолеть рок, он совершает преступления и причиняет страдания всем окружающим.

🖋 Замок у Уолпола не описан детально, его роль прежде всего сюжетная. Герои все время возвращаются в замок, а в народе его считают околдованным.

📙 Первое издание было оформлено как мистификация: в предисловии говорится, что это итальянская рукопись 16 века, будто бы найденная в английской библиотеке. Такой прием — имитация найденных манускриптов, дневников, писем — станет популярен в готических романах. Он усиливает неоднозначность, сомнительность повествования.

2️⃣⭐️ Настоящей звездой готического романа стала Энн Рэдклиф, или Анна Радклиф (1764–1823), как ее по традиции называют в переводах. Именно ее книги запоем читали во всей Европе и чаще всего цитировали и пародировали в 19 веке. Романы «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797), «Роман в лесу» (1791) — образцы сентименталистской готики. Больше всего внимания в них уделяется эмоциональной жизни героев. У Рэдклиф практически нет мистических компонентов, и подозрения обычно можно объяснить рационально.

📕 Самый успешный ее роман, «Удольфские тайны» — история девушки, которая попадает в страшный замок и во власть злодеев. Мир романа находится в состоянии упадка, в сюжете наслаиваются загадочные совпадения, но настоящее зло заключено в самих людях.

✍️ Рэдклиф одной из первых попыталась теоретически осмыслить вопрос о страшном в литературе. Уже после ее смерти было опубликовано ее эссе «О сверхъестественном в литературе»: в нем она предлагает различать два типа ужаса — terror и horror (им нет точного соответствия в русском языке).

📌 Terror — это страх перед тем, что может случиться, то есть тревога, ожидание, трепет.
📌 Horror — ужас перед тем, что уже произошло.

3️⃣📗 В 1796 году скандальный эффект произвел роман Мэтью Грегори Льюиса (1775–1818) «Монах». Льюис, которому во время выхода книги было 19 лет, вдохновлялся романами Рэдклиф — но получилась у него нечто прямо противоположное. Основной сюжет романа — падение героя перед дьявольским искушением. Испанский монах Амбросио — жертва демона, который притворяется женщиной, которая притворяется монахом. В результате монах становится насильником и убийцей, совершает инцест, предстает перед судом инквизиции, продает душу Люциферу — Льюис шокировал читателей нагромождением злодейств, крови и мистики, какого до этого в готических романах никто не допускал. Роман Льюиса повлиял и на романтическую готику, и на более поздний хоррор.

что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература что такое готическая литература. Смотреть фото что такое готическая литература. Смотреть картинку что такое готическая литература. Картинка про что такое готическая литература. Фото что такое готическая литература

Самое «готическое» в антураже готического романа — это место действия. Образец — средневековый замок в непременно мрачном ландшафте. Посмотрим, как создается страшный пейзаж в эталонном описании замка.

📖 Давайте прочитаем эпизод романа Энн Рэдклиф «Удольфские тайны». Эмилия — типичная героиня сентиментального романа, благородная и чувствительная девушка, и у нее есть не менее прекрасный возлюбленный. Но Эмилия остается сиротой и вынуждена отправиться в далекий замок Удольфо. Вот как мы первый раз видим замок ее глазами:

«Эмилия с грустью и страхом глядела на замок, поняв из слов Монтони, что это и есть цель их путешествия. Хотя он в эту минуту освещался заходящим солнцем, но готический стиль его сооружений и серые стены, покрытые плесенью, придавали ему мрачный, угрюмый вид. Пока она рассматривала его, свет погас на его стенах, оставляя за собой печальный фиолетовый оттенок, который все сгущался, по мере того как испарения ползли вверх по горе, тогда как наверху зубцы все еще были залиты ярким сиянием. Но вот и там лучи скоро погасли, все здание погрузилось в торжественный вечерний полумрак. Безмолвное, одинокое, величавое, оно как бы царило над всем окружающим и сердито хмурилось на всякого, кто осмелился бы подойти к нему. В сумерках очертания его стали еще суровее. Эмилия не отрывала от него глаз до тех пор, пока стали видны одни только башни, торчащие над макушками деревьев, под густой тенью которых экипажи начали взбираться по горе».

❓ Что мы можем сказать об этом описании замка?

🌓 Доминируют световые эффекты, и так будет во всем тексте. Впечатление создается игрой света и тени больше, чем постоянными признаками места. Прямо за время короткого описания заходит солнце, и пейзаж погружается в темноту. С каждой фразой замок становится все мрачнее. Обратите внимание и на то, что Эмилия смотрит не отрываясь: готическая картина должна одновременно пугать и притягивать.

👀 Еще несколько моментов такого созерцания — и воображение героини начинает само писать готический сюжет:

«Пока Эмилия с трепетом оглядывала здание, изнутри послышались шаги и стук снимаемых засовов; вслед затем показался старик слуга и с трудом стал раздвигать тяжелые створки ворот, чтобы пропустить своего господина. Когда колеса экипажа тяжело покатились под воротами, сердце Эмилии томительно заныло: ей показалось, что она попала в тюрьму. Мрачный двор, куда она въехала, подтверждал это впечатление, и ее чуткое воображение рисовало ей всякие ужасы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *