что такое государственный адресный реестр
Реестр адресов
Что такое ГАР, как получить выписку из реестра, сроки и тарифы, где найти официальный сайт
Реестр адресов
Государственный адресный реестр (сокращенно «ГАР», реестр адресов) – это единственный в своём роде портал, где объединены материалы обо всех адресах, когда-либо зарегистрированных в РФ. В нем также содержатся данные о реквизитах паспортов и справок о любых действиях с каким-либо конкретным адресом: присвоение, внесение изменений или аннуляция. Этот электронный портал находится в общем доступе.
Очень часто при покупке квартиры, участка под строительство или же оформлении любой другой сделки с недвижимым имуществом возникает необходимость уточнить историю какого-либо объекта, расположенного по конкретному адресу. Для удобства граждан ФНС внедрила новый автоматизированный реестр адресов. Получить нужные данные при этом можно не только в электронном виде, но и в привычном для многих формате «бумажной выписки» в зависимости от целей использования полученных сведений. Далее мы рассмотрим более подробно все варианты запросов и получения сведений об интересующем адресе, а также способы и размеры оплаты.
Нужно отметить, что попытки создать подобную базу адресов предпринимались и ранее в нашей стране. Однако, до марта 2016 года они не имели успеха. Хотя Федеральная информационная адресная система (ФИАС) функционировала уже на тот момент времени в течение пяти лет, трудности возникли при регистрации и определении такого понятия, как Единый объект недвижимости (сокращенно – «ЕОН»). Более того, и все остальные процедуры, связанные с автоматизацией процесса в области оформления сделок с недвижимым имуществом (например, учет, оценка, налогообложение, перерегистрация прав и так далее) также оставались лишь на стадии разработки именно из-за невозможности дать четкую формулировку понятию «Единого объекта недвижимости» как предмета деятельности.
То есть разработать нормативно-правовую и методическую базу было первоочередной задачей. И лишь в 2017 году все формальности по поводу терминологии было наконец улажены и вступил в силу приказ, подписанный Министерством Финансов РФ о создании государственного адресного реестра. Теперь любой желающий при необходимости может получить подробную информацию о работе с адресным реестром (ГАР) на портале Федеральной информационной адресной системы.
В центре всей системы ФИАС и находится Государственный адресный реестр. Если отвлечься от прикладного использования этой базы данных в целях дополнительного контроля при оформлении сделок с недвижимостью, то где же ещё нужны сведения, хранящиеся на сайте ФИАС? Во-первых, все материалы об адресах активно используются органами государственной власти, а также муниципальными органами самоуправления на местах, это важно и при осуществлении и оказании максимального количества качественных государственных услуг населению, и при выполнении услуг в сфере почтовой связи, например.
Как указано на сайте ФИАС, одним из главных принципов работы Государственного адресного реестра, является публичность, общедоступность и открытость. Все размещённые материалы об адресах могут скачана с вышеуказанного ресурса. Кроме того, для удобства пользователей доступна база адресов как в полном объёме, так и в виде отдельных файлов (на выбор – в формате dbf и xml).
Один из наиболее частых предметов обсуждения по поводу запроса сведений из электронной базы адресов является вопрос о том, в виде какого же документа можно эти материалы получить. На сайте ФИАС легко можно найти ответ на поставленный вопрос. Существует два варианта:
а) либо в форме выписки из ГАР о конкретном адресе объекта недвижимости,
б) либо в форме общей информации, которая собирается на портале с помощью обработки всех сведений об адресах.
Выписка из реестра адресов
Второй по популярности вопрос, связанный с работой электронного портала адресов, касается того, каким же способом можно получить выписку. Здесь также возможно несколько вариантов:
1) забрать готовую справку в налоговой службе по месту жительства или в МФЦ;
2) с помощью заказного письма по почте;
3) запросить выписку в электронном виде, указав свой e-mail;
4) в виде электронного документа, который формируется непосредственно на сайте ФИАС, где затем можно его скачать и при необходимости распечатать.
Сроки и тарифы для получения выписки
И наконец, последний пункт, который также чаще всего волнует пользователей ФИАС, связан со сроками и оплатой предоставляемых услуг по базе адресов. Что касается времени, то любой поступающий запрос обрабатывается в пяти рабочих дней с момента оформления заявки.
Если же говорить по поводу оплаты, то сумма зависит от того, предоставляется ли выписка или общая информация. В первом случае для физических лиц цена выписки составляет 115 рублей за одну копию, а для организаций – 1000 рублей (при этом следует отметить, что выписка в электронном виде будет совершенно бесплатной). В случае же если требуется обобщённая информация, то стоимость будет зависеть от количества адресов, подлежащих обработке: для одного поселения – 50 рублей за одну копию для физических лиц и 500 рублей для организаций; для городского округа 75 рублей за одну копию для физических лиц и 1000 рублей для организаций; для субъекта 500 рублей за одну копию для физических лиц и 5000 рублей для организаций. Важно помнить, что общие материалы в форме бумажного документа не предоставляются.
ФИАС: особенности, этапы перехода и обязательность применения
ФИАС: что это такое
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) была создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р и начала работать уже с 01.11.2011 года. До этого времени в целях систематизации информации об адресах использовался КЛАДР – классификатор адресов, разработанный ФНС России исключительно в налоговых целях.
В ФИАС вносятся сведения обо всех имеющихся на территории России адресах, а также о реквизитах документов о присвоении, изменении и аннулировании этих адресов (ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…»).
Сведения об адресах включают в себя следующую информацию:
Также в ФИАС представлены присвоенные объектам коды ОКТМО и коды ОКАТО.
Информация об адресах в ФИАС постоянно актуализируется и дополняется. В случае изменения или аннулирования адреса все ранее внесенные сведения об адресе сохраняются в ФИАС со статусом «архивная информация».
Предоставление сведений об адресах в электронном виде осуществляется бесплатно. Для получения сведений на бумажном носителе потребуется заплатить пошлину (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).
Чем ФИАС отличается от КЛАДР
Главное отличие между этими двумя системами заключается в том, что КЛАДР – это сугубо ведомственная база данных, а ФИАС – общая для всех министерств, организаций и физлиц адресная система.
В КЛАДР используются формализованные наименования элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети. В ФИАС же содержатся официальные наименования всех этих элементов.
ФИАС содержит больше информации об объектах адресации, адреса в ней стандартизированы, а предоставление сведений конечному пользователю осуществляется в более удобной и детализированной форме.
В отличие от КЛАДР, в ФИАС добавлены такие весьма важные компоненты, как:
Для рядовых пользователей учетных программ (приложений) и их разработчиков основное различие между ФИАС и КЛАДР сводится к тому, что файлы первой адресной системы гораздо «тяжелее» файлов второй. Так, если файлы КЛАДР «весят» 300 Мб, то файлы ФИАС занимают уже 9 Гб файлового пространства.
Данное обстоятельство обуславливает следующие моменты:
Этапы внедрения ФИАС
Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…» вступил в силу с 1 июля 2014 года. С этого момента содержащиеся в ФИАС сведения об адресах стали обязательны для использования следующими субъектами:
Для организаций и ИП обязанности по использованию сведений, содержащихся в ФИАС, законом не установлено. Поэтому рядовые налогоплательщики по-прежнему могут пользоваться сведениями из КЛАДР (в случае их актуальности).
При этом ФНС России официально поддерживала и регулярно обновляла КЛАДР до 31.12.2017.
Но и сейчас ведомство по-прежнему регулярно выгружает ФИАС в формате КЛАДР и публикует его.
Организации и ИП могут использовать в отчетности не только коды по ФИАС, но и коды по КЛАДР. Форматы, передаваемые в ФНС, не требуют обязательного указания идентификатора адреса по ФИАС.
Единственным форматом, в котором требовался обязательный ввод идентификатора адреса по ФИАС, в январе 2018 года стал формат «Спецификации на обмен данными в электронном виде о нетрудоспособности и других сведениях…», используемый при оформлении документов на прямые выплаты пособий в пилотных регионах ФСС.
С 1 января 2018 года при заполнении данного формата нельзя было использовать коды из КЛАДР. Между тем, уже в ноябре 2018 года ФСС утвердил спецификацию версии 1.7.6, в которой изменилась обязательность полей. Вместо GUID из ФИАС появилась возможность передавать код того же адреса по КЛАДР.
Таким образом, в настоящее время среди форм отчетности, передаваемых в контролирующие органы, не осталось ни одной, где код по ФИАС был бы обязателен.
ФИАС в учетных решениях 1С
В программе «1С:Бухгалтерия 8» начиная с версии 3.0.37.25 в качестве источника адресной информации используется ФИАС. Вся линейка других современных программ 1С также поддерживает работу с ФИАС с 2014 года.
Проверка адреса по ФИАС доступна в разделе Администрирование – Общие настройки – Контактная информация.
ФИАС не поддерживается только в программах «старого поколения». К ним, в частности, относятся:
Вместо автоматической загрузки кодов ФИАС во всех этих программах предусмотрен ручной ввод адресов, без подсказок, автозаполнения и проверки корректности адресов.
Государственный адресный реестр
gosudarstvennyy_adresnyy_reestr.jpg
Похожие публикации
Государственный адресный реестр – это общедоступная база адресов различных недвижимых объектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Ее оператором назначена Федеральная налоговая служба РФ. Информационный адресный ресурс предоставляет сведения любому заинтересованному лицу. Но от формы предоставления данных зависит, будет ли оно бесплатным, или за информацию придется заплатить.
Государственный адресный реестр – официальный сайт
Государственный адресный реестр, сокращенно именуемый ГАР, размещен на ]]> портале ФИАС ]]> – Федеральной информационной адресной системы. Формирование, ведение и обновление данного реестра доверено ФНС РФ. Этой деятельностью налоговое ведомство занимается с 1-го июля 2014 года (Постановление Правительства № 384 от 29.04.2014).
ФИАС – это средство доступа к информации, содержащейся в ГАР. Государственный адресный реестр через сайт дает возможность выяснить достоверные, единообразные сведения о точной локализации недвижимых объектов. Информация ГАР структурирована, поэтому пользователю несложно организовать поиск интересующих данных. Электронный адресный реестр регулярно обновляется – два раза в неделю.
В Государственном адресном реестре также размещены реквизиты документов (справок, паспортов) о различных действиях с определенным адресом: его присвоении, аннулировании или изменении.
Через информационный сервис посетитель сможет узнать только сведения об объекте. Согласно п.47 Правительственного Постановления № 1221 от 19.11.2014, к обязательным адресообразующим элементам относятся:
городской округ, муниципальный район или внутригородская территория;
наименование сельского или городского поселения – внутри муниципального района;
Иные элементы адреса включаются в реестр в зависимости от вида искомого объекта. Например, это может быть тип и номер здания или помещения, кадастровый номер земельного участка. Сведений о собственниках объектов адресации ГАР не содержит.
Зачем понадобился Единый государственный адресный реестр
ГАР приходит на смену КЛАДР (Классификатора адресов России), ведение которого не поддерживается с 31.12.2017.
С 1-го июля 2014 года заработал закон № 443-ФЗ от 28.12.2013 о ФИАС. Он установил, что информация, входящая в Государственный адресный реестр сведений об объектах, обязательна для использования (ст. 8, п.2):
государственными структурами (органами власти);
муниципалитетами и другими органами местного самоуправления;
при оказании почтовых услуг.
Органы власти и местного самоуправления, а также почтовые службы должны при написании адресов соблюдать требования к его структуре. Законодателями сделана попытка унифицировать адресную информацию, создать единые правила для всех ведомств.
Обычным гражданам ведение Государственного адресного реестра облегчает взаимодействие с чиновниками, муниципалами, контролирующими организациями и другими официальными лицами. ГАР поможет правильно указать свое местожительства или местонахождение, а также адрес, по которому направляется корреспонденция. Например, уточнения требуются при подаче документов на получение лицензии или на регистрацию в качестве ИП.
При сделках с недвижимостью, в частности, при покупке жилья, следует уточнить, действительно ли приобретаемый объект расположен по адресу, указанному продавцом или его агентом.
Получение сведений, содержащихся в государственном адресном реестре
Получение сведений из ГАР доступно любому пользователю. Просмотр информации по адресам конкретных объектов через ФИАС осуществляется бесплатно. Плата в размере 115 рублей (за 1 экземпляр) для граждан, и 1000 рублей (за 1 экземпляр) – для юридических лиц, взимается, если запрашивается официальная выписка на бумажном бланке. Он является юридически значимым, подтверждающим документом, и может предоставляться в госорганы и иные инстанции. Если выписка нужна в электронном виде, плата за нее не взимается.
Платно выдаются электронные документы, содержащие обобщенную информацию, которая требует обработки определенного массива сведений ГАР. Размер платы варьируется в зависимости от двух критериев:
кем запрошены данные: физическим лицом, организацией, государственным или муниципальным органом;
каков объем обобщаемой информации: в границах РФ, субъекта России, одного населенного пункта, и т.д.
Градация стоимости такого документа приведена в Приказе Минфина РФ № 118н от 16.10.2014.
Запросить выписку через сайт смогут только зарегистрированные пользователи, воспользовавшиеся возможностями Личного кабинета. При отсутствии регистрации есть возможность бесплатно скачать либо полную базу данных, либо ее отдельную часть в формате DBF и XML.
Внесение изменений в государственный адресный реестр
В соответствии с п. 3 ст. 5 закона № 443-ФЗ от 28.12.2013 присваивать адреса объектам, вносить изменения и аннулировать записи, уполномочены:
органы местного управления;
госорганы субъектов РФ (для городов федерального значения).
Поэтому, если гражданин обнаружил отсутствие адреса объекта в ГАР, или координаты указаны неверно, он вправе обратиться с заявлением в соответствующий орган – с просьбой изменить или внести запись в реестр. Это можно сделать, обратившись напрямую или через многофункциональный центр.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Вход в ФИАС на официальном сайте fias.nalog.ru
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) была создана в 2011 году на замену устаревшего КЛАДР. В базе хранятся и постоянно обновляются адреса объектов, расположенных по всей территории РФ. Скачать и установить её может каждый житель страны. Ей основная цель — унифицировать структура адресной информации, сделать её единообразной, доступной и удобной в использовании.
В основном ФИАС устанавливают организации, оказывающие государственные и муниципальные услуги. В обзоре мы подробно расскажем о самой базе и её структуре. А также Вы узнаете, как зарегистрироваться на сайте ФИАС и о возможностях личного кабинета.
Что такое ФИАС и преимущества системы?
По своей сути ФИАС — это большая бесплатная база данных, содержащая в себе наименование регионов, областей, населённых пунктов, улиц, номеров домов. С её помощью можно узнать:
Базой пользуются не только госорганы, но и граждане при получении услуг. Например, у Вас частный дом и нужно подвести к нему газ, но в системе ФИАС такого адреса не зафиксировано. Следовательно, получить услугу не получится пока, данные не будут внесены корректно. Для этого потребуется оформить бесплатную заявку в орган местного самоуправления и дождаться обновления информации.
В отличие от КЛАДР в сервисе ФИАС данные строго систематизированы и нет дублированных документов, а соответственно не возникает путаницы.
Справка! Актуальная и работающая база ФИАС находится только на сайте налог ру, так как принадлежит Федеральной налоговой службе. На других ресурсах можно наткнуться на некорректные и устаревшие сведения.
Всю базу ФИАСМО можно условно разделить на два блока: адресообразующий и адресный объект.
Наименование блока | Содержание |
---|---|
Адресообразующий | ● Глобальный уникальный идентификатор ● Наименование ● Код объекта, к которому он относится: региона, района, автономии, города, населенного пункта, улицы ● Почтовый индекс ● Коды ОКТМО и ОКАТО ● Номера ИФНС ● Информация об изменениях записи |
Адресный объект | ● Идентификатор адресного объекта и родительского адресообразующего элемента ● Признак строения (дом, корпус, строение и т. д.) ● Почтовый индекс ● Коды ОКТМО и ОКАТО ● Номера ИФНС ● Информацию об изменении записи адресного объекта |
Внимание! Обновление в ФИАС проходят еженедельно. Таким образом, достигается актуальность введённых в базу сведений.
До внедрения ФИАС пользователи использовали данные из КЛАДР. Преимуществами же нового сервиса стали:
Регистрация в адресной системе ФИАС
Регистрация личного кабинета в системе ФИАС необходима для подачи заявки. При этом нужно учитывать, что потребуется браузер Internet Explorer с версией выше 9-й. Получить результат можно в любой налоговой инспекции в распечатанном или электронном виде. Готовность документов составляет пять дней.
Важно! С помощью сервиса ФИАС нельзя узнать информацию о собственнике объекта.
На официальном ресурсе в форме авторизации, расположенной в правой части, внизу перейдите по ссылке “Регистрация”.
В форме регистрации представлено два блока: для физических и юридических лиц. Заполняем все поля в соответствии со своим статусом. Например для граждан нужно указать:
В нижней части регистрационной формы установите постоянный пароль от личного ка кабинета ФИАС. В нём должны быть прописные и строчные буквы, написанные кириллицей или латиницей, цифры и символы. Для подтверждения, что Вы не робот, повторите символы с капчи.
Настройка Криптопро ЭЦП
Сертификат подписи позволяет ставить электронную подпись на документах и имеет юридическую значимость. Для использования ЭЦП необходимо настроить криптопро. Алгоритм действий следующий:
Справка! На официальном сайте ФИАС Вы можете пройти бесплатное тестирование на выявление ошибок при работе с ЭЦП.
Вход в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС)
После регистрации личного кабинета можно входить в него через специальную форму. Сделать это можно несколькими способами и о каждом из них мы подробно расскажем ниже. Так Вы сможете выбрать наиболее удобный для себя вариант.
Войти по логину и паролю
На странице авторизации справа в форме в верхнем поле укажите логин, а в нижней — пароль, установленные при создании аккаунта. Обычно в качестве логина используется адрес электронной почты.
Вход в личный кабинет через ЕСИА
В настоящее время из формы авторизации убрана возможность входа через имеющийся подтверждённый аккаунт на ЕСИА Госуслугах. Возможно, что в ближайшее время данный сервис будет опять доступен.
Войти в систему с помощью электронных средств
Под электронными средствами подразумевается ЭЦП. Перед первым входом нужно установить Криптопро на рабочий компьютер и настроить его. А при авторизации достаточно сперва установить ЭЦП и затем перейти на страницу ФИАС, где внизу выбрать строку “Войти с помощью электронных средств”.
Появится окно со списком сертификатов,в котором нужно определиться с подходящим вариантом.
Важно! В сертификате содержится вся информация о Вашей организации. Поэтому корректно выбирайте его, чтобы при составлении заявки правильно подкреплялись сведения.
Как войти в ФИАС при помощи ЭЦП?
Электронная цифровая подпись пользователя относится к электронным средствам. о том как войти в личный кабинет с её помощью мы подробно рассказали выше.
Возможности личного кабинета
В личном кабинете ФИАС могут работать физические и юридические лица. Возможности сервиса позволяют:
Заявки в ФИАС
Основная функция личного кабинета ФИАС — оформление заявок на получение выписки об адресе или обобщённой информации об объекте. На главной странице аккаунта в верхнем поле перейдите в раздел “Заявка в ФИАС”.
На открывшейся странице физическим лицам открыт доступ только для оформления выписки по конкретному адресу или на нежилой объект. А вот вносить изменения или аннулировать запись могут только госорганы при входе по ЭЦП.
Выписка об адресе
В разделе “Заявка в ФИАС” в списке выберите нункт “Выписка об адресе” и внизу перейдите по кнопке “Далее”.
Открывается сама форма заявки, где в верхнем блоке нужно выбрать способ получения документа и вид объекта. Бесплатно можно оформить только получение на электронный адрес, а остальные способы платные и стоимость зависит от того, кто подаёт заявку.
Во втором блоке сперва определитесь с территориальным делением: административное или муниципальное. Ниже в поле начинайте вводить адрес объекта или выбирайте значения из списка ниже.
На следующем этапе укажите тип заявителя: физическое или юридическое лицо, представитель (действие по доверенности). Ниже автоматически из личного кабинета подтянутся персональные данные. Дополните их паспортными данными и номером контактного телефона.
В нижнем блоке загрузите сканы документов и доверенности для подтверждения личности. При необходимости здесь также можно распечатать бумажный вариант поданного заявления.
Заявки в муниципалитеты
Вы можете подать заявку в муниципалитет на добавление или аннулирование адреса объекта. Если это делать через личный кабинет ФИАС, то потребуется квалифицированная подпись, то есть ЭЦП. В разделе “Заявка в ФИАС” выберите один из подходящих вариантов, например, добавление адреса.
Заполнение формы идёт по порядку сверху. В первом блоке указываете способ получения ответа, вид объекта и причину присвоения адреса. В “Примечании” можно дать свой комментарий, если это необходимо. Обязательно выберите право собственности и тип владельца.
Ниже форма стандартная, где потребуется ввести сведения из паспорта и дать своё согласие на обработку информации. При переходе на следующий этап нужно подписать документ с помощью ЭЦП.
Скачать базу адресов ФИАС
Есть возможность скачать базу адресов на официальном сайте ФИАС без входа в личный кабинет. В этом случае файл будет иметь данные по всем регионам страны. Обычно ими пользуются предприниматели для составления отчётности.
На главной странице перейдите в раздел “Поиск”. На открывшейся странице опуститесь в самый низ и кликните по ссылке “Скачать базу данных”.
На открывшейся странице можно ознакомиться с описаниями форматов документов, а ниже выбрать вариант самой базы и скачать его на свой компьютер.
Проблемы в работе системы
Несмотря на то, что система работает уже несколько лет, всё же пользователи сталкиваются с некоторыми проблемами. Рассмотрим самые основные и возможные пути решения.
Внимание! Если у Вас возникла проблема при работе с сайтом ФИАС, то воспользуйтесь онлайн-формой для обращения в техподдержку.
Часто задаваемые вопросы
При работе с порталом налог ру, а именно платформой ФИАС, нередко у пользователей возникают вопросы. Вы можете получить консультацию в ФНС, но мы предлагаем ознакомиться с развёрнутыми ответами на часто возникающие вопросы.
Как узнать код по ФИАС адреса регистрации?
В Государственном адресном реестре (ГАР) каждому объекту присваивается уникальный идентификатор или по другому адресный код. Это позволяет систематизировать данные в ФИАС, а в самом коде содержится информация о нахождении объекта недвижимости, его состоянии, принадлежности к типу и прочее.
После оформления запросы приходит ответ, в котором помимо общей информации есть код адреса регистрации. Он формируется по стандартам GUID и состоит из набора латинских букв и символов.
Как получить выписку из реестра адресов?
Сроки и тарифы для получения выписки
Если выписка запрашивается на электронную почту, то услуга оказывается абсолютно бесплатно. В остальных случаях установлены следующие тарифы:
Сроки готовности документов не более 5 рабочих дней.
Оплату нужно произвести по следующим реквизитам:
ОКТМО | 46757000 |
КБК | 18211301060016000130 |
Получатель платежа | УФК по Московской области (Межрайонная ИФНС России №10 по Московской области) |
ИНН/КПП | 5034017940/503401001 |
Банк получателя | ГУ Банка России по ЦФО |
БИК | 44525000 |
Счёт | № 40101810845250010102 |
Телефон горячей линии ФИАС
В том случае, когда возникают проблемы в работе сайта ФИАС, нужно обращаться в техподдержку через форму обратной связи. Телефона службы поддержки у адресного сервиса не существует.
В бланке обязательно выберите свой регион проживания, подробно и поэтапно опишите проблему, а также укажите дату и время её возникновения. Вы также можете прикрепить скриншот экрана, чтобы специалист могут наглядно увидеть, о чём Вы говорите. Не забудьте указать электронную почту, на которую придёт ответ.
По иным вопросам обращаться нужно в Федеральную налоговую службу. Для этого можно воспользоваться официальным ресурсом, где создать онлайн-обращение от лица руководителя организации или как гражданин.
Вы уже пользовались официальным сайтом Федеральной информационной адресной системы? Тогда мы просим Вас поделиться своим опытом и подробно рассказать о плюсах и минусах сервиса. Ваш комментарий позволит нам и другим пользователям составить полное представление о возможностях личного кабинета ФИАС.