что такое государственная система здравоохранения
Что такое государственная система здравоохранения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 12 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 12. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.
Информация об изменениях:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.
Информация об изменениях:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные системы здравоохранения.
В каждой стране исторически складывается и развивается своя система здравоохранения – совокупность способов привлечения экономических ресурсов для производства медицинских услуг, оказания медицинской помощи населению. Эффективная система здравоохранения должна отличаться высокой согласованностью действий учреждений всех типов в своевременном и полноценном оказании медицинских услуг, обеспечивающих высокую продолжительность жизни и расширение границ трудоспособного возраста населения.
Можно выделить два основных типа систем здравоохранения:
1. Бюджетная (государственная)система здравоохранения – система спреимущественным государственным финансирования отрасли. Основной принцип данной системы –государство обязано заботиться о здоровье своих граждан. Гражданин, как потребитель медицинских услуг находится под покровительством государства и его медицинских структур, которые принимают на себя ответственность за его здоровье. Следовательно, государство «лучше потребителя разбирается в его здоровье» и определяет, когда и какие именно услуги потребитель может получить.
Оплата медработников – фиксированная. В данной системе, как правило, отсутствует оплата за отдельную медицинскую услугу. Жесткий порядок формирования бюджета и контроль за назначениями врача.
Можно выделить две основных модели государственной системы здравоохранения – «систему Семашко» в СССР и «систему Бевериджа» в Великобритании.
Модель Семашко – характеризуется финансированием отрасли из государственного бюджета при строгом централизованном управлении и контроле со стороны государства. Названа в честь Николая Александровича Семашко –одного из организаторов системы здравоохранения в СССР, первого советского наркома здравоохранения.
Модель основана на замене рыночной организации здравоохранения на государственно-административную систему.
Основные особенности модели Семашко:
— централизованный механизм формирования бюджета отрасли, организация материально-технического и медикаментозного обеспечения на основе госзаказа и поставок по фиксированным ценам.
— формирование и развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штату медперсонала, ресурсам, заработной плате и т.д.
— финансирование медицинского обслуживания происходит исключительно из госбюджета, что не зависит от поступлений из регионов; то есть, существует система единого заказчика медицинской помощи в лице государства.
— взаимодействие врачей и пациентов регламентировано и подчинено принципам планово-распределительной организации хозяйства.
— включает государственный (Министерство здравоохранения), территориальные (в СССР – республиканские) Министерства здравоохранения и местные органы управления здравоохранением.
Преимущества системы Семашко:обеспечение всех слоев населения всеми или основными видами медицинской помощи; высокий коэффициент деятельности системы здравоохранения к затраченным средствам; эффективна при чрезвычайных ситуациях; хорошая управляемость; облегчает разработку и выделение приоритетов; не требует отдельной независимой структуры заказчика, отвечающей за сбор средств и представляет интересы населения в каждом регионе.
Модель Бевериджа – универсалистская модель организации здравоохранения, основанная на финансировании из государственного бюджета. Данная модель была разработана английским экономистом Уильямом Генри Бевериджем.
Основные особенности модели Бевериджа:
— финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения.
— население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг).
— государство распространяет трансфертные выплаты в сфере здравоохранения на людей, которые не могу обеспечить себя медицинской помощью;
— государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения.
— оплата труда медицинского работника зависит от объема оказанных медицинских услуг и квалификации врача и медперсонала;
— характеризуется существенным ограничением рыночных отношений между врачом и пациентом; рынку в сфере здравоохранения отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства.
— пациенты ограничены в выборе вариантов медицинского обслуживания.
Данная модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.).
2. Страховая система здравоохранения – система, основанная на медицинском страховании. Можно выделить целый ряд моделей здравоохранения, основанных на медицинском страховании.
Данную модель отличают следующие особенности:
— наличие обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов.
— государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг.
— государство законодательным путем обязывает работодателей принимать участие в оплате медицинской помощи сотрудников через больничные кассы; работодатели оплачивают только часть стоимости медицинской помощи, предоставленной работникам, вторую часть стоимости медицинской помощи платят сами работники;
— многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины;
— врачи являются свободными субъектами, которые предлагают свои услуги на рынке медицинских услуг;
— роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей;
— характерной чертой данной системы является существование независимых страховых фондов, управляемых государственными или частными страховыми компаниями, их деятельность строго регламентирует государство;
— страховые компании и структуры, которые являются субъектами рынка медицинских услуг, обязаны все собранные средства использовать только на оплату медицинской помощи.
Поскольку данная модель присутствует во многих странах, то она имеет целый ряд вариаций. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии. В России реализована так называемая бюджетно-страховая экономическая модель здравоохранения, которая близка к социально-страховой модели.
В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.
Американская модель (рыночная модель, система частного страхования) – для нее характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Основывается на принципе: «Охрана здоровья – прежде всего персональное дело каждого».
Рыночную модель отличают следующие особенности:
— главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг.
— медицинские услуги не рассматриваются в отдельности от всех других товаров и услуг, и получатели доходов, желающие истратить их на поддержание и улучшение собственного здоровья («здоровье – капитал»), должны иметь такую возможность;
— ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи.
Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения – частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». В США до сих пор нет системы обязательного медицинского страхования. По меткому выражению известного сатирика М. Жванецкого: «Жить в Америке хорошо, а вот болеть – очень дорого».
Система здравоохранения. Функции, уровни и особенности государственной системы здравоохранения
Здравоохранение – это система социальных, экономических, политических, правовых, социокультурных, научных, социально-медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику и лечение болезней, на сохранение и повышение социального, физического и психического уровня здоровья каждого человека и общества в целом ради достижения долголетия и необходимого качества жизни, а также оказание адекватной медицинской помощи в случае необходимости.
Поскольку повседневная жизнь человека в современном обществе тесно связана со многими экстраординарными (непредсказуемыми) событиями, которые могут поставить под угрозу здоровье, жизнь и функционирование отдельных граждан и целых сообществ, в организованных обществах такие ситуации обычно разрешаются с помощью организованных мер по охране здоровья, которые появляются в сообществе, основанном на солидарности и взаимопомощи всех его членов.
Здравоохранение включает в себя все предметы и услуги, предназначенные для содействия укреплению здоровья, включая профилактические, лечебные и паллиативные меры, как для отдельных лиц, так и для групп населения.
Функции здравоохранения
Здравоохранение считается важной вехой в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всём мире. Примером этого является искоренение кори во всём мире в 1980 г., первое заболевание человека, которое было полностью ликвидировано с помощью целенаправленных медицинских вмешательств.
Здравоохранение – это ключевой элемент национальной безопасности государства.
К основным функциям государственной системы здравоохранения относится:
Учреждения здравоохранения
К системе здравоохранения относится целая совокупность разноуровневых учреждений:
В целом, служба здравоохранения состоит из медицинских учреждений и других форм медицинского обслуживания, таких как частная медицинская практика, которые создаются в обществе с целью оказания медицинской помощи.
Медицинские работники
Что касается сектора здравоохранения, то о здоровье заботятся различные типы специалистов:
Работа в области в области здравоохранения медицинской помощи осуществляется в соответствии с Конституциями, Законами «О здравоохранении», различными государственными программами.
Функции министерств здравоохранения
Министерство здравоохранения – это центральный орган государственной исполнительной власти по регулированию охраны здоровья граждан. К основным функциям министерства здравоохранения относятся:
Обязанности граждан в сфере здравоохранения
Граждане обязаны:
Направления медицины
Здравоохранение подразделяется на широкий спектр подходов, дисциплин и специальностей, направленных на выздоровление или значительное улучшение состояния здоровья в самом широком смысле этого слова. В применении этих концепций участвует целый спектр медицинских направлений:
Три уровня медицинской помощи
Медицинская помощь обычно дифференцируется по трём уровням:
Каждый из этих уровней здравоохранения предполагает целый ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных целей.
Первичный уровень здравоохранения
Первичная медико-санитарная помощь – первая и наиболее распространённая форма контакта населения со службой здравоохранения. Это та защита, которая обеспечивается там, где люди живут, работают и ходят в школу. Эта защита означает всестороннюю медицинскую помощь, осуществление профилактических и лечебных мер, санитарное просвещение и сотрудничество со всеми организациями и учреждениями, которые могут способствовать улучшению здоровья населения.
Первичная медико-санитарная помощь основана на практических, научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологиях охраны здоровья. Этот первый этап контакта человека, семьи и общества с национальной системой здравоохранения возникает и развивается из экономических, социокультурных и политических условий.
В первичной медико-санитарной помощи медицинские работники напрямую контактируют с населением, применяя клинические методы, заботятся о здоровье граждан дома или по месту их работы. В более узком смысле слова, первичная медико-санитарная помощь сочетает в себе деятельность общей (семейной) медицины, деятельность по охране здоровья детей грудного и раннего возраста, стоматологические услуги и деятельность по оказанию неотложной медицинской помощи.
К этому уровню относится скорая медицинская помощь – это особая отрасль медицины, которая оказывает помощь пациентам, страдающим острыми заболеваниями и состояниями, а также опасными для жизни травмами в течение ограниченного времени и особым образом.
Первичная медико-санитарная помощь организуется в медицинских центрах, арендованных кабинетах или частных клиниках и учреждениях. Исключение составляют бригады скорой медицинской помощи и общественные бригады, которые организованы исключительно в медицинских центрах, а также в профилактических школах медицины и эпидемиологии, которые проводятся исключительно в учреждениях общественного здравоохранения.
На первичном уровне здравоохранения могут быть организованы и проведены учебные и научно-исследовательские мероприятия.
В целом, первичная медико-санитарная помощь включает в себя:
Здравоохранение на первичном уровне, помимо вышеперечисленных мероприятий, включает:
Вторичный уровень здравоохранения
В отличие от первичной медико-санитарной помощи, которая фокусируется на охране и улучшении здоровья, а также на амбулаторном и домашнем лечении заболеваний и состояний, вторичная медико-санитарная помощь связана с регулярной стационарной медико-санитарной помощью и сосредоточена только на диагностике и лечении.
Врачи-специалисты разных специальностей самостоятельно выполняют задачи более высокого уровня здравоохранения. По требованию врачей первичного звена они проводят необходимые специализированно-консультативные осмотры:
Чаще всего после лечения лечащий врач направляет пациента на консультационно-консультационное обследование, а в направлении указывает причину направления, то есть, какое консультативное заключение или процедуру он запрашивает. После диагностической процедуры даётся заключение о лечебной или реабилитационной процедуре, а также заключение о прогнозе заболевания и состояния.
Больничная медицинская помощь (амбулаторное или стационарное лечение) – это постоянное или периодическое пребывание пациентов в больнице во время проведения диагностических и терапевтических процедур и процедур, которые не могут быть выполнены амбулаторно при сотрудничестве первичной и специализированной консультативной медицинской помощи.
Специализированно-консультативная деятельность на вторичном уровне здравоохранения в основном организована в больницах по территориальному принципу с целью обеспечения доступа граждан к медицинской помощи на специализированно-консультативном уровне. Сюда относятся:
Медицинские мероприятия в больнице включают:
В рамках среднего звена здравоохранения могут быть организованы и проведены учебные и научно-исследовательские мероприятия.
Третичный уровень здравоохранения
Третичная медицинская помощь используется для проведения дифференцированных (и более дорогих) обследований и терапевтических процедур. Чаще всего на этом уровне решаются самые сложные проблемы болезней и пациентов с тяжёлыми и редкими заболеваниями, у которых нет возможности получить помощь на местном уровне.
Третичная медицинская помощь предоставляется в клиниках, больницах и клинических больничных центрах, а также в государственных медицинских учреждениях. Третичный уровень здравоохранения – это наиболее сложная форма медицинского обслуживания в области специализированно-консультационной деятельности и больничной медицинской деятельности.
Граждане осуществляют медицинскую деятельность на третичном уровне в медицинских учреждениях, которые соответствуют требованиям в отношении помещений, оборудования, персонала и применяемых технологий для выполнения самых сложных форм здравоохранения.
Понятие здоровья и здорового образа жизни граждан
Здоровье – это гармоничное состояние человека, выраженное в полном физическом, душевном и социальном благополучии, фактическом отсутствии болезней и выводящих из состояния равновесия и спокойствия недостатков.
В содержание понятия здорового образа жизни вкладывается глубокий и различный смысл. Здоровый образ жизни предполагает самоутверждение личности на основе физического и духовного самосовершенствования, формирования позитивных привычек и устремлений личности к сохранению и повышению собственного здоровья, гармонии тела и духа, согласия с собой и окружающим миром.
Некоторые способы поведения можно отнести к вредным привычкам. К вредным привычкам, под которыми понимаются негативные способы саморазрушающего поведения, пагубного пристрастия к чему-либо, приносящие вред здоровью, относятся табакокурение, выпивка и пьянство с угрозой перерастания в алкоголизм и другие пристрастия. Их целью является замена естественных для конкретного случая чувств и эмоций, желания избежать стрессовых ситуаций, ощущения неудовлетворённости жизнью.
Неотложная медицина (или первая медицинская помощь)
Неотложная медицина – это специальность в медицине, которая специализируется на диагностике и лечении острых заболеваний и травм, требующих немедленной медицинской помощи и внимания. И хотя неотложная медицина не обеспечивает длительного лечения, она может диагностировать широкий спектр патологий, при которых могут применяться меры быстрой стабилизации. Специалисты скорой помощи оказывают медицинскую помощь в специализированных больничных отделениях или круглосуточных медицинских центрах.
Первая медицинская помощь относится к службам здравоохранения, которые играют важную роль в местных сообществах. В зависимости от характера состояния здоровья, пациенты переводятся на вторичную или третичную помощь.
Первая помощь касается пациентов любого возраста, любого социально-экономического статуса или этнической принадлежности. Эта помощь нужна пациентам, стремящимся сохранить оптимальное здоровье, а также пациентам с хроническими физиологическими расстройствами, психическими расстройствами или социальными проблемами, включая хроническую множественную болезнь.
В контексте демографического старения с повышенным риском развития неинфекционных заболеваний среди пожилых людей спрос на услуги первой медицинской помощи возрастает как в развитых, так и в развивающихся странах.
Оздоровительная деятельность
Оздоровительная деятельность – это деятельность, которая обеспечивает охрану здоровья граждан и включает в себя реализацию медицинских мер и мероприятий в соответствии с доктриной здоровья и с использованием современных медицинских технологий для сохранения и улучшения здоровья граждан.
Этика и медицина (медицинская биоэтика)
Здравоохранение соответствует обычаям страны и учитывает динамику этики и биоэтики, например, частную жизнь, аборты, эвтаназию, клонирование или даже генетические манипуляции. Согласно биоэтике, уход за больными должен осуществляться в соответствии с этическими нормами в медицинской профессии, присутствующих в кодексе медицинской этики, в кодексе общественного здравоохранения и др. Всё зависит от различных культурных, политических, организационных и дисциплинарных аспектов эпохи или исторического социального контекста.
Доступ к системе здравоохранения
Доступ к медицинскому обслуживанию варьируется в зависимости от страны, группы и отдельных лиц, в основном из-за социальных и экономических условий, а также проводимой политики в области здравоохранения. В разных государствах (и регионах внутри государств) могут действовать разные методы и планы в отношении личных и социальных целей в области здравоохранения. Для удовлетворения медицинских потребностей целевой группы населения создаются системы здравоохранения.
Доступность медицинской помощи основана на принципе предоставления адекватной медицинской помощи, которая является приемлемой с культурной точки зрения и доступна с физической, географической и экономической точек зрения (особенно на первичном уровне здравоохранения).
Меры по охране здоровья
Меры здравоохранения – это стандартные медицинские процедуры, которые выполняются в сфере здравоохранения. Эти процедуры для выявления (диагностики) состояния здоровья (потребности в здоровье) и медицинских вмешательств (изменение течения болезни и процесса оздоровления).
Качество медицинской помощи
Качественная медицинская помощь – это такая помощь, которая позволяет наиболее эффективно организовать ресурсы, чтобы удовлетворять медицинские потребности пациентов в профилактике и лечении безопасным способом, без ненужных потерь и с высоким уровнем требований.
Принцип справедливости в здравоохранении
Принцип справедливости при оказании медицинской помощи основан на запрещении любой формы дискриминации по любому признаку:
Клятва Гиппократа прямо говорит о равном отношении и необходимой помощи со стороны врача ко всем пациентам.
Принцип непрерывности здравоохранения
Принцип непрерывности медико-санитарной помощи реализуется посредством общей организации системы здравоохранения, которая должна быть гармонизирована по уровням и функционально связана, от первичного до вторичного и третичного уровня. Она обеспечивает непрерывную медицинскую помощь населению в любом возрасте.
Комплексность медицинского обслуживания
Принцип комплексности медицинской помощи достигается за счёт включения всех граждан в систему здравоохранения с применением комплексных мер и процедур защиты, которые включают укрепление здоровья, профилактику заболеваний на всех уровнях, раннюю диагностику, лечение и реабилитацию.
Принцип эффективности здравоохранения
Принцип эффективности здравоохранения реализуется путём достижения наилучших возможных результатов по отношению к имеющимся финансовым ресурсам, то есть путём достижения наивысшего уровня здравоохранения с наименьшими затратами средств.
Постоянное повышение качества медицинской помощи
Принцип постоянного повышения качества медицинской помощи реализуется посредством мер и действий, которые в соответствии с современными достижениями медицинской науки и практики увеличивают возможности благоприятного исхода и снижают риски и другие нежелательные последствия для здоровья отдельных граждан и общества в целом.
Принцип безопасности пациентов
Безопасность пациентов – это новая дисциплина в здравоохранении, в которой особое внимание уделяется отчётности, анализу и предотвращению медицинских ошибок. Эти ошибки часто приводят к вредным и неблагоприятным последствиям для здоровья.
Частота и масштабы предотвращения неблагоприятных событий для здоровья пациентов были малоизвестны до 1990 г., когда несколько стран начали сообщать о числе пациентов, получивших травмы или погибших в результате врачебной ошибки. Хорошее понимание вопросов безопасности пациентов затрагивает 1 из 10 случаев во всем мире.
Фактически, безопасность пациентов возникает как отдельная дисциплина в здравоохранении, поддерживаемая ещё не разработанными научными рамками, то есть существует как трансдисциплинарная совокупность теоретических идей и исследований, которые информируют научное медицинское сообщество об уровне безопасности пациентов.