что такое горящий дедлайн

Горящий дедлайн: как проджект-менеджеру не лишиться пальцев

что такое горящий дедлайн. Смотреть фото что такое горящий дедлайн. Смотреть картинку что такое горящий дедлайн. Картинка про что такое горящий дедлайн. Фото что такое горящий дедлайн

Все знают, что такое дедлайн, но не все знают, как правильно его ставить. Для разговора о срыве дедлайна на проекте можно подобрать много красивых метафор. Юбицумэ — одна из таких. Это ритуальное отрезание фаланги пальца в Японии. В частности к юбицумэ прибегают, чтобы принести извинения перед руководителем или хозяином за оплошность. Если вы смотрели фильмы про якудза, то поняли, о чём речь.

Ритуал пошёл из среды бакуто — игроков в азартные игры, и рассматривался как адекватная замена выплате долга. Должник пускал в расход фалангу мизинца, и это осложняло его дальнейшую жизнь: он больше не мог надёжно держать меч и в бою сильнее зависел от своих компаньонов, в том числе от хозяина.

Неважно, в каком времени и месте ты живёшь и чем занимаешься — командные отношения должны быть крепкими, а сроки нужно соблюдать. Менеджеры студии Лайв Тайпинг хоть и не отрезают себе пальцы, но всё равно несут ответственность за данное клиенту слово. Опыт позволил мне сформулировать шесть ошибок, допустив которые, вы точно рискуете сдать работу не вовремя, и что делать, чтобы соблюдать дедлайны. Перестав допускать эти ошибки, вы заметите, как вырастет качество ваших проектов, сколько времени освободится на отдых и как улучшатся отношения между членами команды и с клиентом.

Вы не знаете, с кем работаете

Каждый член команды разработки — как персонаж в ролевой игре: у кого-то в избытке умение вовлекаться в проект, но недостаёт усидчивости и сосредоточенности, а кто-то хорошо оценивает время, которое займёт выполнение задачи. Из последних получаются тимлиды, которые обычно хороши во всём.

Со всеми этими, такими разными, людьми нужно работать в разном стиле. Одни нуждаются в стимуле, будь то жёсткий контроль или подбадривающие слова; другие ждут, что вы им расскажете о клиентском бэкграунде, его идеалах и взглядах на жизнь, чего он ждёт от команды и как на неё надеется; третьи просто работают. Если вы не будете делать поправку на характер члена вашей команды, то он окажется предоставленным самому себе и своим худшим привычкам, а срок выполнения задачи, вероятно, будет сорван.

Не менее важен опыт специалиста. Распределяйте задачи по способностям и коэффициенту производительности, иначе джун или мидл провалят задачу, которая изначально им не по силам.

Вы не поняли целей проекта

Работа над сайтом или приложением начинается с этапа проектирования. Этап серьёзный: предстоит осознать, кто будет пользоваться продуктом, для достижения каких целей он предназначен и как он будет приносить деньги своему владельцу. Результаты этого этапа прописываются в функциональном задании, а функциональное задание служит основой для формулирования задач дизайнерам и разработчикам.

У функциональности приложения должно быть чёткое предназначение. Если менеджер его не понял, это значит, что проектирование сделано плохо, и правильно поставить задачу перед исполнителем не получится. Результат непредсказуем, потому что разработчик может начать додумывать роль функциональности, раздувать её, и в итоге потратит кучу времени на написание и переписывание кода.

Чтобы этого избежать, мы проводим дизайн-ревью: вся команда тщательно и итеративно отсматривает получившийся прототип или дизайн и находит как можно больше пробелов, ошибок и недостающих экранов. Качественное выполнение дизайн-ревью сильно влияет на сроки.

Чем точнее и полнее составлена документация, тем меньше у разработчиков будет недопонимания и багов во время разработки, что гарантирует соблюдение дедлайнов.

Члены вашей команды неверно оценили задачи

Неверная оценка — причина большинства сгоревших дедлайнов. Каждый случай неверной оценки нужно обсуждать на ретроспективе, находить причины и выработать тактику по их устранению в будущем.

Переоценивать свои силы склонны некоторые джуниоры и мидлы. С опытом хороший менеджер начинает это понимать и вносит коррективы: например, услышав оценку в 10 часов, он умножает её на 2 и получает результат, впоследствии оказывающийся более верным.

Senior-разработчик — не тот, кто старше остальных, а кто знает, что времени на выполнение задачи может уйти больше, чем ожидается, и смело признаётся в этом себе и менеджеру. Senior-разработчик знает о рисках, и вы должны. Этому посвящена следующая ошибка.

Вы и ваш клиент не знаете о рисках

Риски — это всё, чего вы не планировали и что затормозит работу над задачами. Они бывают внешние и внутренние. Отключение интернета, ураган или наводнение, изменение требований к продукту — это внешние причины, на которые исполнители никак не могут повлиять. Долгий поиск решения задачи, нервный срыв у разработчика — это внутренние причины и они поддаются контролю.

Снизить вероятность рисков можно за счёт декомпозиции, или дробления большой задачи на маленькие. 40 часов — это не всегда четыре задачи по 10 часов; при декомпозиции может оказаться, что для интеграции до боли знакомой платёжной системы в незнакомый проект готовых коробочных решений не хватит, и придётся писать свои. Декомпозиция поможет правильно оценить сроки и упростить контроль над их соблюдением.

На некоторые из внешних причин тоже можно влиять, особенно когда они кроются в клиенте. Чем раньше клиент даст доступ к текстам, логотипу, документации, API (в случае, если серверную часть делает команда на стороне клиента), тем лучше. А ещё лучше будет, если вы соберёте риски, связанные с клиентом, вместе и включите их в договор. Это будет отличным напоминанием клиенту, что он тоже часть проекта.

Если клиент в тонусе, то проект будет идти легко. Информируйте его о статусе задач, рассказывайте обо всём, что может пойти не так и что приведёт к просрочке, рассказывайте о том, что вы пробуете для решения проблемы. Во-первых, вы можете удивиться тому, как это сблизит вас и подтолкнёт к максимально конструктивному диалогу. Во-вторых, возможный выход за срок и его переназначение уже не станут для клиента сюрпризом. Грамотная коммуникация — это залог успеха.

У вас нет плана Б

Хороший менеджер, как шахматист, просчитывает варианты событий наперёд. Но если шахматист смотрит в будущее лишь на несколько минут, то менеджер — на пару месяцев до дедлайна точно. За это время все риски должны вылезти наружу.

На такой случай для ряда особенно сложных задач нужно подобрать более бюджетный вариант их решения, от которого не пострадает пользовательский опыт, а общий результат останется адекватным. Это называется флексом. Вариант флекса — отказаться от кастомного дизайна. А и всё-таки воспользоваться гайдлайнами Apple и Google. Только не забудьте объяснить клиенту, что сейчас это лучший вариант для того, чтобы уложиться в дедлайн.

Вы не можете придать просрочке ценность в глазах клиента

Начать с извинений всё-таки нормально, это базовая вежливость. Другое дело, что извинения нужно подкрепить чем-то прикладным. Будет здорово, если вы:

Источник

Что такое дедлайн у программистов и что значит «дедлайн горит»?

что такое горящий дедлайн. Смотреть фото что такое горящий дедлайн. Смотреть картинку что такое горящий дедлайн. Картинка про что такое горящий дедлайн. Фото что такое горящий дедлайн

Дедлайн происходит от английского «dead line», что буквально переводится как «линия смерти». В жизни это выражение означает крайний срок чего-нибудь.

Дедлайн-режим — откуда все началось?

Ко использует термин дедлайн?

По сути применить термин «дедлайн» можно ко всему, что имеет какой-либо с р ок. К примеру:

работа начинается в 8.00 — это дедлайн, когда нужно появиться на рабочем месте;

молоко испортится через 24 часа — это дедлайн, до этого времени его можно пить;

купили квартиру в новостройке — дедлайном будет срок ее сдачи;

Дедлайн в продажах. Любая реклама пестрит дедлайнами, все мы встречали что-то подобное: «Только до 14 января!», «Только до конца лета!», «Только на этих выходных!», «Пасхальные скидки до 20 апреля», «Только в честь дня 8 марта» и др. Все эти дедлайны применяются для стимулирования продаж, чтобы не оставлять покупателю врем ени на раздумья, потому что если не успеть вовремя, то цена «вырастет».

Дедлайн в госструктурах. Примеры такого дедлайна: налоги должны быть оплачены до такой-то даты, штрафы ГИБДД должны быть оплачены в течение 2-х недель, сроки исковой давности по каким-либо делам и др.

Дедлайн у журналистов. Репортаж должен выйти в 11 утра и ни минутой позже, статьи в газету для завтрашнего выпуска должны быть написаны до 17.00 и ни минутой позже. Все это делайн-режим.

Дедлайн у программистов. Нужно успеть завершить работу до определенного числа.

Что такое «дедлайн горит»?

дедлайн горит — означает, что у работника поджимают сроки;

Что делать, если дедлайн горит?

Установите новые сроки. Если дедлайн горит и вы просите его отложить, то обязательно нужно указывать время и дату нового дедлайна. Откладывать до неопределенной даты — непра в ильно. Но важно назначить такую дату, до которой вы точно успеете, чтобы не пришлось еще раз переносить окончание работы.

Эти три рекомендации в случае, если дедлайн горит, помогут вам сохранить репутацию, «свое лицо» и клиентов.

Как правильно сформировать и соблюдать дедлайн-режим?

Дедлайн всегда горит, если сроки сдачи работы неправильно рассчитаны и режим работы не соблюдается. Не нужно обозначать дедлайн просто так «с головы», нужен другой подход. Для такого подхода у нас есть рекомендации:

Всегда нужно устанавливать дедлайн с запасом. Лучше сделать немного раньше, чем не успеть вовремя. Даже если вы точно знаете, что успеете все сделать за определенный период времени, всегда на значайте на несколько дней больше — «на всякий пожарный случай». Если сроки устанавливает заказчик, но у вас есть подозрения, что вы не успеете, то это нужно сразу обозначить и четко аргументировать, чтобы получить более длительные сроки.

Дробите большой проект на мелкие части. Дробите проект на части и каждой такой части установите собственный дедлайн. И соблюдайте его, несмотря ни на что. Это поможет не расслабляться на старте, предполагая, что у вас еще очень много времени.

Не время деталям. Первостепенная задача — сделать проект вовремя и качественно, поэтому не нужно изначально включать в себе перфекциониста. Вначале нужно делать все самое важное, а потом, если останется время, то можно уделить его более мелким и маловажным деталям.

Не всегда все зависит от вас. При формировании дедлайна нужно учесть, что уйдет время на создание рабочей группы, покупку и настройку оборудования или ПО и другие проблемы, которые вам не подконтрольны.

Заключение

Соблюдать договоренности и сроки — это правильно. Поэтому изначально все должно быть четко спланировано и организовано, а себя нужно держать в постоянном рабочем состоянии даже на самом старте проекта, чтобы не настало такое время, когда вы будете понимать, что у вас горит дедлайн и вы ничего не успеваете.

Мы будем очень благодарны

если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.

Источник

Как работать с горящими дедлайнами?

Объясняем, как не поддаться панике и всё же успеть в срок

Сама по себе ситуация, когда дедлайны поджимают, абсолютно нормальна и даже может хорошо мотивировать. Проблемы возникают, когда такое происходит регулярно и приводит к срыву сроков всего проекта. Ещё одно негативное последствие — высокий уровень стресса и даже выгорание членов команды. Особенно если все выложились по максимуму и всё равно не успели. Разберёмся, что можно сделать, чтобы не сгорали ни дедлайны, ни участники команды, вместе с Галиной Нестеровой, наставником на курсе «Менеджер проектов» в Яндекс.Практикуме.

Почему возникают горящие сроки?

В рамках управления проектом менеджер поэтапно решает четыре важные задачи:

Все они тесно связаны друг с другом и образуют единую систему, от которой зависит успех в управлении проектом и конечный результат. Проблемы обычно возникают, если менеджер неверно спланировал или организовал процесс, вовремя не позаботился о мотивации и результате. Причины горящих сроков, как правило, кроются в первых двух этапах:

Планирование

Когда мы планируем сроки, то опираемся на прошлый опыт с подобными проектами, а также на информацию, которую получаем от команды или клиента. Но даже если учесть всё это и заложить возможные риски, план может не сработать.

Это происходит потому, что на начальном этапе мы переоцениваем известные нам вводные. Мы не можем знать, кто и когда заболеет, у кого упадёт продуктивность из-за личных проблем и какие технические ограничения внезапно возникнут по ходу проекта.

Поэтому остаётся просто принять как факт: есть вещи, о которых мы даже не подозреваем на этапе планирования, и поэтому не можем их учесть, как бы ни старались. И это нормально. Нужно просто вовремя замечать любые события, которые могут повлиять на сроки, и оперативно реагировать на них, а не впадать в панику.

Организация процесса

В этой части стратегические решения принять уже вряд ли получится, но можно своевременно реагировать на то, что происходит в команде.

Чтобы понять, всё ли в порядке и почему горят сроки на этом этапе, нужно ответить на главные вопросы:

Что такое проектный треугольник и как он может помочь?

Один из инструментов эффективного планирования — проектный треугольник. Есть разные стратегии проект-менеджмента, но большинство из них опирается на три ограничения:

Проектный треугольник, который образуют эти ограничения, похож на сообщающиеся сосуды: уровень жидкости в одном из них зависит от остальных. То же касается и углов треугольника: невозможно изменить бюджет, время или объем работ, не повлияв по крайней мере на одно из двух других ограничений. Это важно учитывать и на этапе планирования, и в процессе реализации проекта.

Если мы фиксируем сроки и бюджет, то задачи и объем работ можно менять. Представим, что вам нужен рабочий сайт через месяц, но в процессе вы понимаете, что не успеете уложиться в срок. Тогда вместе с командой вы меняете работу так, чтобы через месяц у вас был дизайн-макет и прототип с кликабельными иконками, но без части функций и контента.

Для каждого проекта нужна своя стратегия, которую можно менять на ходу, если потребуется. Иногда лучше пожертвовать сроками, чем конечным результатом, иногда — сделать меньше, но уложиться в срок.

Что делать, если сроки уже горят?

Здесь нужно уделить внимание сразу двум задачам — организации процесса и мотивации сотрудников.

Во-первых, важно вовремя реагировать на любые сигналы и внешние обстоятельства, которые влияют на проект. Например, если кто-то заболел или просто выгорел, внутри команды возник конфликт или корпоративный сервис перестал работать. Проблему нужно решать, параллельно сдвигая сроки или перераспределяя задачи. Не стоит надеяться, что всё рассосётся само собой.

Во-вторых, важно поддерживать продуктивную атмосферу. Не просто подбадривать, а предлагать реальную помощь или даже выходной, если сотрудник в этом нуждается. Не игнорировать конфликты, а вместе обсуждать, почему они происходят и как их можно преодолеть. Результат любой ценой — это победа на короткой дистанции, но марафон с таким подходом вы не пробежите.

Как извлечь пользу из горящих сроков?

Здесь мы переходим к четвёртой задаче менеджера — контролю результатов. С одной стороны, всем важно достичь поставленной цели — как минимум для того, чтобы все усилия были не напрасны. С другой стороны, важно помнить, что результат — это не просто цифры, а ещё и полезный опыт, извлеченный в процессе.

Горящие сроки можно использовать во благо: например, сплотить команду, перераспределив задачи и помогая друг другу, или стимулировать к поиску новых решений. Это помогает придать дополнительную мотивацию, ведь когда все участвуют в принятии решений и успешно справляются с трудностями, то результат становится более ценным для каждого из участников.

Важно не нагнетать, не давить на отстающих и не обрушиваться с критикой. Тогда ускоренный темп может привести к качественным скачкам в развитии проекта и команды в целом. Главное — вместе извлечь конструктивные выводы на будущее, и когда горящие сроки отступят, отрефлексировать этот опыт.

Вот что можно посоветовать всем, кто работает в условиях горящих сроков:

Источник

Дедлайн ― друг или враг?

Русский язык живой и постоянно пополняется новыми словами. В обиход многих работников и студентов не так давно вошло новое слово ― дедлайн. В этой статье мы и поговорим о том, что такое дедлайн простыми словами.

Что такое deadline

Дедлайн (англ. deadline ― мёртвая линия) ― это крайний срок, к которому должна быть выполнена задача.

В 60-е годы XIX века этот термин использовался в тюрьмах США. «Мёртвой линией» называлось небольшое ограждение, которое размещалось в 20 футах от высокого основного забора. Заключённых, которые пытались пересечь это маленькое ограждение, расценивали как беглецов и сразу расстреливали. К концу XIX века лагеря для военнопленных перестали работать, а вместе с ними пропал и оригинальный смысл слова. В 1910-е годы этот термин стали использовать газетчики. Дедлайном они называли срок, после которого номер должен уходит в печать, то есть после этого времени тексты не принимались к публикации.

Сейчас, конечно, никто не будет расстреливать за пересечение установленного дедлайна, но несоблюдение договорённостей также может повлечь рабочие неприятности.

Для чего нужен дедлайн

что такое горящий дедлайн. Смотреть фото что такое горящий дедлайн. Смотреть картинку что такое горящий дедлайн. Картинка про что такое горящий дедлайн. Фото что такое горящий дедлайн

Во-первых, срок сдачи работы ― это основная точка, на которую ориентируются исполнители при составлении плана работ. Например, бизнесмен хочет создать интернет-магазин с товарами для туризма. В этом случае, чтобы продажи были хорошие, нужно успеть до начала туристического сезона. Это время и будет крайним сроком подготовки сайта. От того, сколько времени есть у разработчиков, будет зависеть функционал сайта. Чем меньше времени, тем меньше фич они смогут внедрить в интернет-магазин. Может быть и обратная ситуация, когда сначала устанавливается список функционала, который хочется сделать, и в зависимости от этого рассчитывается время выполнения проекта. В любом случае deadline ― удобный инструмент управления проектом.

Во-вторых, дедлайн даёт ощущение границ проекта. Даже самая творческая работа нуждается в крайней точке. Это как ощущение почвы под ногами. Если вы летаете в пустоте, вас неизбежно охватит страх и вы будете пытаться ухватиться за воздух. Стивен Кинг говорил: «Я стараюсь писать по десять страниц в день объёмом в 2 000 слов. Это 180 000 слов за три месяца. Неплохой такой объём для книги». Благодаря таким дедлайнам он очень производителен.

В-третьих, дедлайн может мотивировать взяться за дело. Желание достичь поставленной цели заставит вас работать усерднее. Здесь же стоит сказать и о чувстве ответственности. Некоторые люди просто не могут бросить задачу, за которую взялись.

В-четвёртых, дедлайн позволит координировать будущие работы по проекту. Вернёмся к примеру с интернет-магазином. После размещения сайта нужно будет заняться продвижением ресурса, чтобы привлечь внимание к товарам. Для продвижения заказывается таргетинговая реклама, баннерная и видеореклама. Перед выходом рекламной кампании нужно договориться с площадками для размещения, создать макеты и видео. Чтобы сделать все эти работы в срок, важно понимать, когда сайт будет полностью готов к работе и сможет принимать первых покупателей.

Что значит дедлайн в разных сферах

Мы выяснили, что дедлайн ― это крайний срок сдачи работы. Это общее понятие. Немного рассмотрим, какие нюансы в определении этого термина есть в разных сферах.

Дедлайн в журналистике

В небольшой исторической справке о происхождении термина мы сказали, что в привычном нам смысле слово «дедлайн» стали использовать именно журналисты. Многие издания, неважно онлайн или офлайн, выпускают номера в определённое время. Материал нужно не только собрать, описать текстом и подготовить иллюстрации, но и сверстать на бумаге или на сайте. Для этой работы тоже нужно время. Поэтому дедлайн для журналиста ― это срок, после которого материал не принимается к публикации, иначе его просто не успеют сверстать.

Дедлайн в программировании

Когда заказчик пользуется услугами программистов, он подразумевает, что в конце проекта он получит полностью рабочую программу, сайт или приложение. Поэтому в программировании к дедлайну должен быть написан не только код, но и сделана вёрстка, проведено тестирование и пофикшены все баги.

Дедлайн в маркетинге

Понятие дедлайна в маркетинге – самое необычное. Для маркетологов крайний срок ― это инструмент стимулирования продаж. Наверняка, вы замечали, что часто скидки, акционные и персональные предложения ограничены сроками, например «крупная распродажа 11 ноября». Ограниченное предложение стимулирует потенциального клиента к покупке. Трюк простой, но работает уже много веков.

Как влезть в установленные сроки

что такое горящий дедлайн. Смотреть фото что такое горящий дедлайн. Смотреть картинку что такое горящий дедлайн. Картинка про что такое горящий дедлайн. Фото что такое горящий дедлайн

Срок должен быть реальным. Дедлайны не любят оптимистов. Рационально оценивайте свои силы. Проанализируйте, сколько времени займёт каждый этап выполнения проекта. Всегда оставляйте время для форс-мажоров, возможной болезни сотрудников, правок заказчика. Лучше сдать проект раньше срока, чем пытаться влезть в горящий дедлайн.

Для каждого этапа проекта выставляйте отдельные сроки. Так вам будет легче отслеживать темп выполнения задач. Вы сможете увидеть, где работа забуксовала. Если заметить проблему вовремя, вы успеете её решить до того, как она серьёзно повлияет на сроки сдачи продукта. Также такой подход позволит правильнее оценивать скорость работы на других проектах. Вы будете точно знать, какие задачи за какой промежуток времени делаются.

Общайтесь с командой. Этот совет в первую очередь для руководителей рабочей команды. Не нужно ждать конца проекта, чтобы устроить разбор полётов. Если вы замечаете просадки в работе, выясните у команды причины непродуктивности. Может, проблема в коммуникации с заказчиком или задачи оказались сложнее, чем ожидалось при планировании, и нужно перестроить все этапы работы. Если непродуктивным является один определенный сотрудник, можно пообщаться с ним лично. Возможно, ему некомфортно в коллективе или он перегружен работой и нужно найти помощника.

Соблюдайте баланс между отдыхом и работой. Это касается как индивидуального планирования, так и командной работы. При расчёте времени на выполнение задачи нужно учитывать обеденное время, небольшие перерывы. Также сами задачи должны чередоваться: одна сложная задача, несколько маленьких. Уставший сотрудник ― плохой сотрудник.

Брат дедлайна ― редлайн

что такое горящий дедлайн. Смотреть фото что такое горящий дедлайн. Смотреть картинку что такое горящий дедлайн. Картинка про что такое горящий дедлайн. Фото что такое горящий дедлайн

Кроме дедлайна, есть близкое понятие «редлайн». Дедлайн призван помочь грамотно спланировать действия, чтобы выполнить задачу вовремя. Однако, думаю каждой русской душе знакома ситуация, когда до крайнего срока остаётся пару дней, а работы непочатый край. Не будем разбираться в причинах такого стечения обстоятельств, но именно в таких ситуациях можно пользоваться редлайном.

Редлайн (англ. redline ― красная линия) ― это дата, которая назначается раньше дедлайна, чтобы оставить небольшой запас времени для форс-мажорных ситуаций. Этот срок вы условно можете поставить для самого себя или внутри компании.

Если вы руководитель и ваши работники периодически не успевают сдавать проект в срок, воспользуйтесь хитростью и огласите всем не дедлайн, а редлайн. Например, по договору проект нужно сдать к 1 декабря, а команде огласите дату 1 ноября. Таким образом, даже если работники не успеют к редлайну, до сдачи проекта заказчику будет ещё месяц и можно будет успеть всё доделать. Главное, чтобы сотрудники не привыкли к такому трюку и несильно пересекали красную линию.

Жёсткое ограничение времени — это успешный инструмент планирования. Он мотивирует на работу и даёт понимание, что когда-нибудь проект закончится и можно будет отдохнуть. В этой статье мы больше говорили о командной работе, но вы можете ставить и личные дедлайны как на маленькие задачи, так и на крупные цели. Главное — рационально рассчитывать свои силы и не забывать отдыхать.

Источник

Одна важная причина, по которой дедлайны всегда горят

Всем привет! Меня зовут Саша Федоров. Я соавтор и соведущий KT ON LINE и примерно раз в месяц провожу oнлайн-трансляции на различные темы, связанные с работой психики человека. Один из эфиров был посвящен привычкам и механизму их работы, посмотреть его можно здесь. Если коротко: почти вся наша жизнь — привычка*. Горящий дедлайн — тоже.

*Более 40% действий, которые человек совершает каждый день, – привычки (Чарльз Дахигг, «Власть привычки»).

Так как тема сорванных сроков всегда актуальна, решил разобрать именно эту распространенную привычку.

Если вы системный человек и привыкли грамотно распределять нагрузку, выполнять работу в срок и не отвлекаться на другие задачи — могу только восхититься! Ваши привычки работают вам на руку. Любите их, они у вас замечательные!

Если же у вас, как и у большинства людей, часто горят дедлайны — скорее всего, у вас есть привычка откладывать все на последний момент. Таким образом ваш мозг оптимизирует ресурсы: если можно больше времени потратить на удовольствия, а меньше — на работу, то так он и привыкает делать.

Ваши дедлайны горят, потому что вы пока не научились работать по-другому.

То же самое постоянно происходит и с Мишей, сотрудником диджитал-агентства. Миша — парень талантливый, но не самый организованный. В понедельник он узнал, что к воскресенью ему нужно подготовить текст. Всю неделю занимался другой работой, и вот в субботу вечером сел писать.

Времени оказалось мало — стрессовая ситуация, но текст Миша сдал (правда, не без косяков). Потом его страшно мучило чувство вины за то, что он мог сделать текст более крутым, но у него не хватило на это времени. Почему же он так и не смог заставить себя начать работу раньше?

Кстати, неделю назад у Миши была похожая ситуация. Чтобы уложиться в срок сдачи проекта, он пожертвовал сном и все равно сдал его с задержкой. Если честно, Миша вообще постоянно так делает, и репутация у него не очень надежная.

Короче, работать в состоянии горящего дедлайна — привычка. И если понять, как устроен механизм работы привычки, то любую из них можно изменить.

Наша жизнь в основном состоит из привычек. И хотя каждая отдельно взятая привычка значит не так уж и много, со временем и в совокупности они сильно влияют на наши здоровье, продуктивность и настроение.

С точки зрения мозга привычка формируется с помощью трехступенчатого цикла.

Первая ступень – триггер (использую термин в контексте психологии привычек). Это обстоятельства, которые вызывают нашу автоматическую реакцию и запускают механизм привычного поведения. Например, вы шли по улице в плохом настроении и вдруг увидели витрину с эклерами.

Вторая ступень – привычное действие (физическое, умственное или эмоциональное). Под воздействием триггера у нас возникает потребность в какой-то ответной реакции. Из предыдущего опыта и знаний, которые у него уже есть, наш мозг выбирает для исполнения привычное действие (или бездействие). В нашем примере после триггера вы накупили сладостей и наелись ими до отвала.

Третья ступень – награда. Если наш мозг доволен результатами нашей реакции на триггер — он запоминает данный алгоритм поведения для будущих повторений. В нашем примере наградой выступает ощущение сытости и улучшенное настроение.

Когда автоматизм сформирован, наш мозг перестает в полной мере участвовать в процессе принятия решений.

Вместо этого он либо переходит в режим отдыха, либо переключается на другие задачи (чтобы их тоже поскорее доделать и перейти наконец-то в режим отдыха).

Именно поэтому объяснить своему мозгу, что нужно изменить привычный порядок вещей, довольно сложно. Но возможно! Если вы осмысленно ответите себе на вопросы, чем вас привычка не устраивает и какие неудобства она вам доставляет.

В понедельник Миша узнал, что к воскресенью ему нужно сдать текст. Предстоящую работу мозг Миши сразу расценил как сложную, долгую и неприятную. Именно эта оценка стала триггером, который запустил автоматическую реакцию Миши — откладывать задачу как можно дольше.

Привычное действие для Миши в таких ситуациях — начинать работу как можно позже, потому что до этого ему тяжело собраться, не получается сконцентрироваться и вообще есть другие дела (менее срочные и менее сложные, а от того более привлекательные).

В итоге Миша начинает работать над конкретной задачей, только когда откладывать её больше ну никак нельзя. Мозг Миши понимает опасность (если не выполнять обещания, то подведешь других людей), гораздо легче концентрируется на написании текста, и в итоге Миша выполняет работу без видимых негативных последствий. Правда, с чувством вины, что мог лучше, и с очевидным воздействием стресса.

Почему же мозг Миши все равно запоминает этот алгоритм поведения как положительный? Миша выполнил задачу в срок, и ему было относительно легко это сделать, ведь в стрессовой ситуации его мозг привык концентрировать все силы на одной задаче. Текст в целом всем понравился, и только Миша знает, что он мог бы сделать его лучше, если бы начал заранее (про это Миша почти не думает и быстро забывает). Плюс все остальное время до начала работы Миша занимался другими делами, которые ему вполне нравились. Это и есть его награда.

Хотя наш Миша и многие другие люди винят себя за срыв сроков и уверены, что не хотят работать в режиме горящего дедлайна, — на самом деле именно такое рабочее состояние их мозг считает наиболее комфортным и продуктивным.

Если вам знакома ситуация, из раза в раз повторяющаяся с Мишей, и вы хотите ее изменить — нужно хорошо подумать и обязательно письменно ответить себе на вопросы:

Постарайтесь понять, какая автоматическая реакция следует за этим триггером. Может быть, вам резко хочется проверить социальные сети, прочитать новости, поесть, попить чай с коллегами. Лечь спать.

Затем попробуйте изменить свое привычное поведение.

Скорее всего, с первого раза ни у вас, ни у Миши ничего не получится. Это нормально. Не боритесь с собой радикальными методами — лучше понаблюдайте за своим поведением и каждый раз записывайте ответы на вопросы выше. Старайтесь определить, какие действия помогли вам избежать ситуацию с горящим дедлайном, и повторяйте их. Анализируйте, что получилось, что — не очень и что еще можно сделать.

Пожалуйста, не переставайте наблюдать за своим поведением (ваш мозг будет очень стараться, чтобы вы от него отстали и оставили в покое ваши давно укоренившиеся привычки).

То, что привычка формируется за 21 день, — миф.

К сожалению, нет какого-то определенного промежутка времени, за который можно приобрести привычку. Срок формирования привычки зависит от её сложности, частоты повторений и индивидуальных особенностей человека. Простые привычки могут сформироваться за 18 дней, более сложные – свыше, чем за 200 дней.*

Миша выдохнул. Как же здорово, что сегодня воскресенье! Статья сдана, а до нового дедлайна еще несколько дней. Надеюсь, у него все получится.

Если вы тоже хотите избавиться от вечно горящих сроков или изменить какие-то другие свои привычки — вы можете посмотреть мое видео об этом и получить бесплатную методичку с расширенной информацией. Ссылка есть в начале статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *