что такое город горький
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Нижний Новгород — столица Поволжья и пятый по численности мегаполис России, ведущий свою историю с XIII века. Великолепный старорусский город расположен на месте встречи рек Оки и Волги в центральной части Восточно-Европейской равнины, в 400 километрах на восток от Москвы. Нижний, как называют его горожане, и в наши дни сохранил дух старины. Волжская жемчужина поражает обилием исторических, культурных и архитектурных памятников, он по праву входит в сотню городов, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии в Нижний Новгород!
Видео: Нижний Новгород
Основные моменты
Город знаменит своим Кремлём, народным ополчением, освободившем страну от поляков, писателями Максимом Горьким и Андреем Печерским, литературным критиком Добролюбовым, изобретателем-самоучкой Кулибиным, математиком Лобачевским.
Нижний Новгород — центр Нижегородской области и столица Приволжского федерального округа, мегаполис с населением около 1 300 000 человек.
В национальном составе местных жителей преобладают русские (95%), кроме них в городе проживают украинцы, татары, армяне, мордва.
Город вытянулся вдоль Оки на 20 км, вдоль Волги — на 30 км, место слияния рек носит название «Стрелка». Нижний Новгород делится на 8 районов, Автозаводский и Сормовский не рекомендуется посещать туристам в тёмное время суток.
Город привлекателен свой экологией — в нём расположено много садов и парков, по его территории протекают 12 речек, в городских границах находится 33 озера, крупнейшее из них — Мещерское.
Стены кремля в Нижнем Новгороде Площадь Минина и Пожарского Улица Большая Покровская Улица Рождественская Алексеевская улица
Климат Нижнего — умеренно-континентальный, в целом погода холоднее московской. Средняя зимняя температура составляет –15 °C, столбик термометра в холодное время года может опускаться и ниже –30 °C. Лето тёплое, солнечное, с кратковременными дождями и редкими грозами, средняя температура около +20 °C. Осенью в Нижнем часто идут дожди, в октябре температура обычно не превышает +10 °C. Снег выпадает во второй половине ноября, а тает к середине апреля.
История
История Нижнего Новгорода началась в 1221 году, когда он был основан князем Юрием Всеволодовичем для охраны границ русского государства. При Иване III Нижнему также отводилась роль сторожевого города, здесь постоянно располагались войска.
В XIV веке город был столицей Нижегородского-Суздальского княжества.
Воззвание Минина к нижегородцам
В начале XVII столетия, когда государству грозила потеря государственной независимости, благодаря городскому ополчению, возглавляемому купцом Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, удалось разгромить польских интервентов и изгнать их из Москвы.
Благодаря выгодному географическому положению Нижний Новгород всегда был привлекательным для торговли. С давних времён по Волге и Оке ходили караваны торговых судов. В 1817 году в городе начала работу знаменитая Ярмарка, устанавливающая цены на хлеб и другие основные продукты для всей страны. Торговля сформировала и облик города — в нём сохранилось много купеческих домов, а также церквей и храмов, выстроенных на средства деловых людей. И сейчас одно из неофициальных названий Нижнего — «карман России», свидетельствующее о его важной роли в торговле страны.
Нижний Новгород на гравюре Питера ван дера Аа 1727 года
В 1932 году городу было присвоено название Горький, — по псевдониму русского писателя Алексея Пешкова, родившегося здесь. В 30-е годы в городе бурно развивается промышленность — запускается много авиационных и оборонных предприятий, завод «Красное Сормово», знаменитый ГАЗ.
В послевоенное время в Горьком располагалось много промышленных предприятий, связанных с обороной государства, поэтому с 1959 по 1991 год город был недоступен для иностранных граждан. 22 октября 1990 года Нижний обрёл своё первоначальное название.
В наши дни Нижний Новгород — крупнейший промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны, город с нестандартным обликом.
Достопримечательности
Сердце Нижнего Новгорода — Кремль. Белокаменная крепостная стена величественного строения протянулась на два километра. Рядом с Кремлём — самая высокая набережная Волги, с которой открывается великолепный вид на Стрелку и порт. Дата постройки Кремля совпадает со временем основания самого города, когда Юрий Долгорукий начал строить на берегу Волги деревянную крепость с земляными валами. В начале XVI века была возведена Ивановская башня, а всё сооружение было построено в 1515 году. В наши дни 12 из 13 башен предстают перед нами в первозданном виде. На территории Кремля есть немало интересных объектов: музей военной техники; музей истории Нижнего Новгорода; Художественный музей, в коллекции которого картины Айвазовского, Рериха, Левитана, Кустодиева; Нижегородская филармония. Михайло-Архангельский собор, — старейший храм города, появившийся здесь во времена его основания, и единственный сохранившийся из пяти находившихся ранее в Кремле. Главная святыня храма — икона Казанской Божией Матери. Кроме этого, в Кремле хранится прах Кузьмы Минина, находятся памятники Симону Суздальскому, Минину и Пожарскому, Юрию Долгорукому и бойцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Внутри стен Нижегородского кремля Площадь Народного единства Большая Покровская улица в Нижнем Новгороде
Кремль находится на главной площади города, названной в честь Минина и Пожарского. От площади берёт своё начало пешеходная улица Большая Покровская, — своеобразный московский Арбат. В старину здесь были сосредоточены дома богатых купцов, дворян и аристократии. Улица вымощена брусчаткой, поэтому перед её посещением рекомендуется надеть удобную обувь на низком каблуке. Посредине Покровки располагается здание Государственного банка, выстроенное в дворцовой стилистике и украшенное барельефами и резьбой по камню. Около здания Нижегородского драматического театра стоит памятник знаменитому актёру Евгению Евстигнееву. Колорит улице придают любопытные скульптуры — здесь можно сфотографироваться с почтальоном и его велосипедом (напротив Главпочтамта); с барышней, любующейся собой в зеркало (около кинотеатра «Октябрь»); с городовым, расположенным в самом начале улицы. Рядом с Кукольным театром находится композиция «Мама и сын», у филологического факультета Университета — памятник ложке. Кроме этого, на улице можно взглянуть на памятники фотографу, весёлой козе, скрипачу, чистильщику обуви. Дом под номером 3 — Дворец труда, считающийся одним из самых красивых зданий города. С Большой Покровской можно попасть также на площади Горького, Лядова и Театральную.
Памятник почтальону и его велосипеду Композиция «Мама и сын» Памятник «Дворянская чета»
Следуя от Кремля к Волге, туристы попадают на Верхне-Волжскую набережную, начинающуюся памятником прославленному лётчику Валерию Чкалову. От монумента спускается к реке Чкаловская лестница, состоящая из 560 ступеней и превышающая по высоте в 3 раза Потёмкинскую лестницу в Одессе. На набережной находится музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых» — великолепный образец купеческого особняка конца позапрошлого века.
Чкаловская лестница Нижегородская ярмарка
Нижегородская ярмарка — масштабная архитектурная достопримечательность, объединяющая гостиный двор, обводной канал, Главный ярмарочный дом, Спасский Староярмарочный собор. В наши дни ярмарка — крупнейший выставочный комплекс страны.
Со времён основания города ведёт свою историю и Благовещенский монастырь (пер. Мельничий, 8). Храм был заложен самим Юрием Долгоруким и святителем Симоном. Сейчас в монастыре располагается духовная семинария, а в Алексиевской церкви, находящейся на его территории, установлен редчайший фарфоровый иконостас, подобные ему есть лишь в Москве, Екатеринбурге и Валааме.
Благовещенский монастырь Нижегородский острог
Рядом с остановками общественного транспорта «Площадь свободы» и «Театр оперы и балета» находится здание, напоминающее неприступный замок — Нижегородский острог, старинная тюрьма. Сейчас в здании располагается музей, где можно осмотреть камеры, карцер, тюремную церковь, а также посетить выставку.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Одна из красивейших достопримечательностей города — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (остановка «Гнилицы»). Изнутри пятиглавый храм украшен резьбой по белому камню и великолепными орнаментами. В церкви хранятся важные для христиан иконы: Николая Угодника, Филарета Московского, Серафима Саровского. Храм увенчан золотым крестом с флюгером и уникальными старинными часами, показывающих не только время, но и солнечные и лунные фазы.
Церковь Успения на Ильинской горе — прекрасный памятник архитектуры XVII века. Храм расположен в историческом районе Започаинье, где можно увидеть и другие достопримечательности города — Домик Петра, Палаты Пушниковых и Олисова, церкви Ильи Пророка и Жён-мироносиц.
Церковь Успения на Ильинской горе «Пятак» — памятник пятикопеечной монете
Другие культовые здания Нижнего Новгорода, которые стоит посетить: Церковь Рождества Иоанна Предтечи; собор благоверного князя Александра Невского; Вознесенский мужской монастырь.
Хотите, чтобы сбылось какое-либо ваше желание? Отправляйтесь в район Сормово, где около домов №№ 166-168 по улице Коминтерна установлен «Пятак» — памятник пятикопеечной монете. Местные жители и гости Нижнего Новгорода поверяют ему свои заветные мечты и верят, что они сбудутся. Памятник монете — популярное место у молодожёнов, приезжающих в день бракосочетания попросить у «Пятака» достатка для своей молодой семьи.
Расшифровка Почему Нижний стал закрытым городом
Как Нижний Новгород стал крупнейшим центром оборонки и как туда перестали пускать иностранцев
Нижний Новгород, Горький ХХ века, — индустриальный город, закрытый город в течение достаточно долгого периода своей истории. Но когда мы говорим о советском периоде истории Нижнего Новгорода, нужно понимать, что закрытым он был далеко не всегда, и вообще закрытость не в его традициях: город Нижегородской ярмарки всегда был открыт влияниям, связям — и восточным, и западным. Промышленные предприятия города в дореволюционный период создавались как раз на основе открытости, международного сотрудничества. Например, братья Нобели имели свой нефтяной городок около Сормова. Мы можем назвать целый ряд деятелей бизнеса, которые именно в Нижнем Новгороде себя реализовали как предприниматели, чего не могли сделать у себя на родине.
Отдельный эпизод — это Первая мировая война: тогда из Риги под угрозой германского наступления в Нижний Новгород было эвакуировано несколько предприятий, которые здесь укоренились и стали гордостью индустрии и дореволюционного Нижнего Новгорода, — и уже советский период. Это, например, завод «Новая Этна» (будущая «Красная Этна»), завод «Фельзер». Или, например, знаменитая фирма «Сименс» строит в Нижнем Новгороде радиотелефонный завод, который стал настоящим инкубатором передовых технологий для нашего города того времени.
Эта традиция продолжится и в советский период. Самый яркий пример, конечно, это Горьковский автозавод. Он начинался с договора между советским правительством и знаменитым американским предпринимателем, автомобильным королем Генри Фордом в 1929 году. Договор был о покупке 72 тысяч фордовских машинокомплектов. Конец 1920-х годов — бурно развивается американская автомобильная промышленность. Внутренний рынок она уже почти насытила — нужны внешние рынки. И в этой ситуации предложение СССР оказалось экономически очень выгодным, и Форд за него сразу ухватился.
Заключается договор о поставке машинокомплектов — это не готовая продукция, а будущее отверточное производство, то есть нужно просто собрать американские автомобили. Для этого создаются два автосборочных завода: один в Москве — это будущий АЗЛК, который потом будет делать «москвичи», — и завод в Нижнем Новгороде. Но это не ГАЗ — это другой завод, автосборочный.
То, что мы знаем как Горьковский автомобильный завод, тоже часть этого большого проекта, договора с Фордом. Но это уже не отверточное производство, а предприятие, которому Форд передаст технологии производства легкового и грузового автомобилей и которое будут строить американские инженеры фирмы «Остин». Затем, уже в 1930-е годы, когда сотрудничество с Соединенными Штатами будет постепенно сворачиваться, Горьковский автозавод приспособит фордовские модели под условия русских дорог, русской зимы. Очень много для этого сделает Андрей Липгарт, который был конструктором автозавода в 1930-е, 1940-е, начале 1950-х годов. Он был создателем автомобиля «Победа» — послевоенная модель, уже оригинальный автомобиль, который не являлся копией фордовской модели.
Вообще, автозавод был действительно интернациональным проектом. Например, такая деталь: среди строителей автозавода был будущий лидер социалистической Чехословакии Александр Дубчек. Как раз пример его семьи очень ярко характеризует атмосферу начала века. Левые идеи очень популярны, в Соединенных Штатах в том числе, и американские рабочие, американские социалисты видят в Советском Союзе пример осуществления своей мечты, некую землю обетованную. И они приезжают сюда, здесь устраиваются американские коммуны. Среди тех, кто приезжают как граждане США в Советский Союз, люди самых разных национальностей и культур: словаки, например, семья Дубчеков в данном случае. Сначала они живут и работают в Киргизии, а потом приезжают на строительство Горьковского автозавода. Здесь будет создан целый американский поселок, где живут инженеры и специалисты из Соединенных Штатов. Первым руководителем автозавода становится человек, который десять лет прожил в США, — Степан Дыбец. Потом он будет репрессирован. Это партийный хозяйственный деятель, который участвовал в американском социалистическом движении, потом он возвращается в Советскую Россию, и именно такого человека поставили во главе строительства, потому что нужно было взаимодействовать с американцами.
Символично, что именно в 1932 году город получает новое имя: в память о 40-летии литературной деятельности Горького его родному городу решили дать имя писателя. Город был крупнейшим, наверное, промышленным центром европейской части страны. Кроме того, это важнейший центр логистики. Когда в 1935 году был построен железнодорожный мост через Волгу — Борский мост, — стратегическое значение города очень выросло. Этот мост связал европейскую часть страны с Уралом кратчайшим путем. Это, конечно, был очень важный транспортный узел.
Индустриализация — это не только появление новых предприятий, но и гигантский рост населения. Если в начале ХХ века в Нижнем Новгороде жило 100 тысяч человек, то уже после революции за счет беженцев, за счет эвакуации предприятий в годы Первой мировой войны в городе живет уже 150 тысяч жителей. А с конца 1920-х годов население начинает прибавляться примерно по 100 тысяч каждые пять лет. Естественно, жилищный вопрос стоит очень остро: заводы есть, а где будут жить рабочие? И вопрос этот не только узкохозяйственный, это вопрос еще и идеологический. Ведь параллельно индустриализации идет культурная революция. Создается новый быт, новый тип семьи, новые отношения мужчины и женщины, которая должна быть от быта освобождена, которая должна стать работницей, строительницей социализма. Соответственно, ее нужно освободить от домашней нагрузки. Поэтому строятся фабрики-кухни, прачечные. И вот под этот новый быт создается новый тип жилища — дом-коммуна. Дома-коммуны с 1928 года появляются в верхней части города — очень интересные, кстати, примеры архитектуры конструктивизма.
А вот на автозаводе создается целый город будущего — Социалистический город, Соцгород, который должен стать совокупностью домов-коммун. Были очень интересные проекты архитекторов-авангардистов, которые предусматривали, что корпуса каждого дома будут заселены представителями одной возрастной группы. То есть отдельно будут жить женатые люди, отдельно — молодежь, отдельно — школьники, отдельно будет корпус с детским садом и яслями. Это как раз к вопросу об освобождении женщины от обузы воспитания детей — общество возьмет на себя это воспитание. То есть просматриваются совершенно новые модели гендерных отношений. Вместо традиционной буржуазной квартиры по типу «мой дом — моя крепость» с кухней, подсобными помещениями и спальней — жилая кабина: кухни нет, она не нужна, ведь есть фабрика-кухня, есть столовая.
Но этот авангардный проект не был реализован до конца, поскольку уже в 1930 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта», где хотя и предусматривалось дальнейшее развертывание общественного обслуживания быта трудящихся, однако критиковались проекты полного обобществления быта, отделения детей от родителей и так далее. Поэтому компании «Остин», которая делала проект Соцгорода уже под застройку, всю техническую документацию пришлось менять. И новые дома Соцгорода — уже более традиционного типа.
А потом быстро выяснилось, что таких домов просто не хватит на всех рабочих. Нужно жить здесь и сейчас, а жилье будет только через три-четыре года. Поэтому начинают решать проблему с помощью дешевых и быстрых в постройке каркасных домов. Для обшивки деревянного каркаса такого дома используют щитки из фанеры. Между щитками засыпают утеплитель, поэтому в народе такие дома назвали «засыпушками». Они решили проблему на время. Эти дома тоже несли на себе отпечаток эпохи культурной революции в том смысле, что кухня там была общая в конце коридора. Этот длинный коридор, по бокам которого были комнаты, придавал дому характер такого барака.
Самой лучшей наградой для рабочего-передовика, для стахановца, конечно, была отдельная квартира. И такие квартиры начинают строить в конце 1930-х годов на автозаводе в Соцгороде — это так называемые бусыгинские дома. Они получили название по имени стахановца Александра Бусыгина, в одном из них он жил сам. Это первые «сталинки» нашего города, то есть нормальные благоустроенные квартиры со своей кухней, комнатами. Правда, еще с печным отоплением: газ придет в Горький только в 1950-е годы.
Взять Горький немцам не удалось, но тем не менее они, конечно, стремились нанести урон инфраструктуре, которая была сосредоточена в городе. И целью фашистской авиации становятся, во-первых, промышленные предприятия города, а во-вторых, стратегически важные мосты, прежде всего Борский железнодорожный мост. Для защиты Борского моста была установлена зенитная батарея на крыше храма Александра Невского на Стрелке. Это крупнейший собор, который был построен в 1881 году, один из самых высоких православных храмов в мире. Батарея успешно прикрывала Борский мост от немецкой авиации, и разрушить его не удалось.
Другой целью вражеской авиации, конечно, были заводы — прежде всего это Горьковский автозавод, радиотелефонный завод имени Ленина и «Сормово» — и другие нижегородские промышленные предприятия. Как правило, наиболее жестокие бомбардировки предшествовали крупнейшим сражениям, поскольку исход сражений во многом зависел от поставок вооружения, в том числе из Горького. Здесь производился весь спектр основных видов вооружения и техники: знаменитый танк Т-34 производился на заводе «Красное Сормово»; самая массовая пушка времен Великой Отечественной войны делалась на заводе «Новое Сормово» (тогда он назывался завод имени Сталина); Горьковский авиационный завод выпускал истребители Ла-5, Ла-7 (кстати, на таком истребителе летал прославленный советский ас Иван Кожедуб). Сормовские подводные лодки также внесли весомый вклад в войну на Балтике. Например, знаменитая подводная лодка С-13, которой командовал легендарный Александр Маринеско, потопивший немецкий транспортный корабль «Вильгельм Густлофф», была изготовлена на «Красном Сормове». Очень жестокие бомбежки были накануне Курской битвы в июне 1943 года, когда сильно пострадал Горьковский автозавод. Но ни одно из предприятий полностью вывести из строя врагу так и не удалось — даже после жесточайших бомбардировок автозавода в течение буквально ста дней производство на нем было полностью восстановлено.
Это то, что называют закрытый город, закрытое территориальное образование. Таких городов было несколько, но Арзамас-16 — это, наверное, самый известный пример. Его не было на карте, туда нельзя было купить билет, и если человек не имел постоянной прописки в Арзамасе-16, он туда попасть не мог, — во всяком случае, это было сделать очень сложно. Город был хорошо обеспечен в плане продуктов, у работников предприятий не было проблем с жильем, но, конечно, были проблемы с тем, чтобы попасть на большую землю. Это была изолированная территория, которая создавала и своеобразную психологию, и своеобразный быт, настроение. Нужно понимать, что люди, которые там жили, — это был цвет советской науки, физики-атомщики. Это были интеллектуалы высочайшего уровня, которые относились к власти.
Здесь мы должны вспомнить, что среди тех, кто работал в Арзамасе-16, был, например, Андрей Дмитриевич Сахаров, который затем станет одним из активных борцов с системой и который будет отстранен от своей работы в Физическом институте Академии наук и в Арзамасе-16. В 1966 году Андрей Дмитриевич подписал письмо деятелей культуры против реабилитации сталинизма. Потом Сахаров будет принимать активное участие в правозащитной деятельности, в диссидентском движении.
Когда и почему закрытым городом стал город Горький? После Великой Отечественной войны значение города как крупного индустриального и оборонного центра не только не уменьшилось, но и увеличилось. Во-первых, ряд предприятий города были связаны с атомным проектом — прежде всего Особое конструкторское бюро государственного завода имени Сталина (бывшее «Новое Сормово», ныне Нижегородский машиностроительный завод). Главным конструктором там был выдающийся инженер Игорь Иванович Африкантов. Под его руководством создаются ядерные реакторы, которые использовались и в оборонной сфере, и в мирных целях. Здесь создавался атомный реактор знаменитого ледокола «Ленин», атомный реактор для подводной лодки «Ленинский комсомол», которая достигла Северного полюса в 1962 году. Атомные подводные лодки строятся в это время на заводе «Красное Сормово».
С этого времени интерес иностранных разведок и к «Красному Сормову», и к городу Горькому возрос многократно. Так, в 1956 году около завода «Красное Сормово» был задержан военно-морской атташе Канады. Иностранные разведчики посещали город Горький и пытались всеми правдами и неправдами получить информацию об оборонных предприятиях, о работе секретных НИИ, которые здесь были.
Как результат, в 1959 году Совет министров СССР принимает постановление «О закрытии города Горького для посещения иностранцами». Граждане СССР могли посещать город совершенно спокойно. На теплоходах сюда приезжали туристы, можно было купить билет в город и, никого не спрашивая, приехать. Закрытость никак не отражалась на повседневной жизни большинства горожан. Разве что, поскольку не было иностранцев, не было возможности приобрести у них иностранный товар, и горьковским фарцовщикам было гораздо сложнее получить джинсы и другой ходовой товар, чем их московским коллегам. Что касается снабжения города, то, поскольку здесь иностранцев не было, город не играл роли витрины социализма, обеспечение продуктами и другими товарами, конечно, уступало тем городам, где иностранцы бывали. Поэтому некоторые виды продовольственных товаров здесь были дефицитными. Горьковчане, которым случалось бывать в Москве по делам, оттуда везли почти всегда гречку, индийский чай со слоном и даже сосиски.
Конечно, закрытость города была обусловлена особым характером его оборонной промышленности, которая была окутана мраком секретности. Все, что происходило на предприятиях, было тайной и для жителей города. Например, о том, что на «Красном Сормове» строили не только сухогрузы, но и подводные лодки, 90% горьковчан просто не знало. И, конечно, 99% жителей города Горького ничего не знали о трагической аварии, которая произошла на заводе «Красное Сормово» с одной из подводных лодок. Была очень серьезная утечка радиации, работники предприятия были вынуждены устранять последствия аварии, многие получили радиоактивное заражение. Естественно, все это было засекречено, тем более что это 1970 год — год столетия со дня рождения Владимира Ленина, и, конечно, любая такого рода негативная информация тщательно скрывалась: старались, чтобы ничто не омрачило юбилея.
Когда в 1979 году были введены советские войска в Афганистан, Сахаров выступил с осуждением этого шага советского правительства, и его в 1980 году сослали в город Горький. Сахарова поселили в обычной квартире на первом этаже дома по проспекту Гагарина, который служил гостиницей для приезжавших в областной центр ученых из Арзамаса-16. То есть дом был непростой. Естественно, он был под полным контролем Комитета государственной безопасности, и поэтому именно там Сахаров и был поселен. В Горьком Андрей Дмитриевич прожил с 1980-го по 1986-й. Его пребывание здесь активно освещалось западными «голосами» и было, конечно, фактором в пропагандистской борьбе двух систем.
Это уже начало перестройки. Она сделала город Горький, во-первых, опять Нижним Новгородом, во-вторых — открытым городом. Как раз в 1991 году начинают возрождаться традиции Нижегородской ярмарки, которая становится опять востребованным брендом, и начинают проводиться выставки на территории Главного ярмарочного дома и рядом с ним. Первая международная выставка готовилась в сентябре 1991 года, когда формально иностранных гостей приглашать туда было нельзя. Фактическая власть была уже у Бориса Николаевича Ельцина, а его полномочным представителем в Нижегородской уже области был Борис Ефимович Немцов — по их решению город в сентябре 1991 года был открыт. На этом история его закрытости завершается.