что такое гордость и зависть

Зависть и тщеславие, гордость

Зависть и тщеславие, гордость

Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он еще «такой же, как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу.

Когда в группе, которая занималась саногенным мышлением, я задал вопрос: «Какая умственная операция делает возможной зависть?», то мои ученики без колебаний ответили, что такой операцией является сравнение человека с человеком, точнее, сравнение себя с другим, «таким же, как я». Из этого сравнения могут возникнуть две эмоции: зависть, если оно неблагоприятно («он такой же, как я, но у него лучше, чем у меня»), и тщеславие, гордость, если наоборот («он такой же, как я, но у меня лучше, чем у него»). Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение. Все многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, все то, с чем он идентифицирует себя, может быть предметом сравнения. Может быть — его жена любит его больше, и дети его послушнее, и огород плодоносней, и даже может быть — гены лучше, хотя он подобен мне.

Назовем элементы зависти или тщеславия: а) он (или они) такой же, как я, по некоторым внешним, формальным признакам; б) концентрация внимания на объекте сравнения; в) зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость — если наоборот. На этом же фоне возникает злорадство (если «у него хуже, чем у меня» и я испытываю превосходство за счет того, что у него плохо). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится еще и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, еще хуже. Злорадство — защита против зависти, ведь всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня, хотя и у меня хуже, чем у. некоторого другого, о котором я думаю в данный момент.

Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это — не абстрактное производство зла, а конкретное действие, направленное на другого, которого я знаю и отношусь к нему определенным образом.

Нетрудно понять, что из одного привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмоции — зависть, гордость, тщеславие, злорадство, и это происходит в зависимости от ситуации и установки человека. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, еще до их возникновения, и мне не надо было бы бороться против них, показывая, что я не завидую, не испытываю злорадства и т. д. Наше окружение, правда, не запрещает нам гордиться и быть тщеславными, так как гордость считается вполне приемлемой эмоцией. Но я не могу отказаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах операции сравнения основываются и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись от сравнения, я подавил бы и работу мысли.

Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую я вплетен бесчисленными нитями. С момента как человек стал обмениваться продуктами своего труда, уже в натуральном обмене он должен был сравнивать количество труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться своими потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью.

Современная культура черпает свою энергию из реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравниваются даже красота и истина.

Дальше уже некуда… И в этих условиях мы еще надеемся на преодоление отчуждения! Итак, названные выше эмоции выступают сгустками энергии, которые, освобождаясь, приводят в движение маховик культуры.

Сравнение привычно, так как с самого раннего возраста меня сравнивали с другими людьми мои родители, категоризировали врачи, воспитатели в детском саду. И быть объектом сравнения привычно. Но известно, что ребенок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Если меня привычно сравнивали, то и я сравниваю привычно. Привычка всегда носит обобщенный характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального.

Поэтому-то я автоматически сравниваю всех: маму, друга, жену, возлюбленную, продукты своего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю исключения и для себя, генерируя зависть, тщеславие, гордость.

Поскольку из сравнения часто извлекаются приятные эмоции, например гордость, превосходство, ощущение своей исключительности, которые ранее индуцированы взрослыми, то мне трудно и невозможно отказаться от сравнения, хотя эти же сравнения с неменьшей неуклонностью будут вызывать зависть, тщеславие, злорадство, чувство неполноценности.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества, свойственного культуре. Он порождает стремление превосходства над другим, так как общество награждает первенство, в какой бы сфере оно ни возникало, о чем свидетельствует книга рекордов Гиннеса. Враждебность, порождаемая соперничеством, побуждает сохранение бдительности и постоянное сравнение своих возможностей. Страх перед успехом часто является следствием уверенности, что твой успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других, вовлеченных в соперничество. В этих условиях как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе объединятся в борьбе против меня. Отказ же от соперничества в условиях нашей культуры часто, по мнению Карен Хорни, способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе даже имеющиеся у него положительные черты. Этот страх может быть ослаблен при обучении адекватно применять сравнение. Сравнение должно быть уместным, иначе оно вместо ориентировки и уверенности порождает конфликт.

Вспоминается сказка о дурачке, который поступал неуместно: увидев свадебную процессию, он пал на землю, изодрал свои одежды и начал горестно причитать, так как ему ранее строго указали, что нельзя веселиться перед похоронной процессией. Будучи маленьким, я удивлялся глупости этого человека. Но мне и в голову тогда не приходило, что люди (и я сам) беспрерывно совершают многие неуместные действия, например сравнивают любимых. «Пока я в своем уме, я не сравниваю мою милую ни с кем», — сказал две тысячи лет назад один мудрый римлянин. А мы заняты тем, что прежде всего сравниваем своих милых.

Сравнение и эмоциональная реакция на него приводят даже к членовредительству: эта женщина выложила крупную сумму денег за то, чтобы ее очаровательный курносый нос сделать римским, а эта гимнастка, стремясь сделать пируэт лучше, чем соперница, вывихнула себе шею и теперь почти обездвижена.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, вовлекая в гонку, у которой нет финиша?» Если принять во внимание и те защитные механизмы, с помощью которых я борюсь, например, с завистью, преобразовывая ее во враждебность, рационализируя и оправдывая ее, то возникают основания для пессимизма.

Притом деятельность кооператора приведет к расслоению общества, появятся богатые и бедные. За что боролись наши деды? Ради чего было уничтожено столько людей?» Познание зависти и гордости приводит нас к изучению акта сравнения, к которому мы прибегаем к месту и не к месту. Стремясь устранить зависть, я должен отказаться от сравнения и тем самым устранить такую эмоцию, как гордость. Конечно, тогда я выпадаю из ткани культуры. Как тут быть? Но об этом ниже. А сейчас посмотрим на известные нам эмоции в связи с действием идентификации себя с другими.

Читайте также

Тщеславие и властность

Тщеславие и властность Люди этого типа часто обладают гуманитарным складом ума. Их привлекают глубины наук, многогранность искусств и передовая техника. Они энергичны и плодотворны. В основном они вкладывают свою энергию в создание и воспитание потомства, в развитие

1. Зависть и гордость. В чем разница?

1. Зависть и гордость. В чем разница? Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Она является той аффективной основой, которая

4. Как устроены зависть и гордость?

4. Как устроены зависть и гордость? Если обида возникает от того, что другой ведет себя не так, как я привык ожидать от него, если вина возникает от того, что мое поведение рассогласовано с ожиданиями другого, с тем, каким он желает видеть меня, если стыд — рассогласование

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

Как ум вырабатывает зависть и гордость? Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осуществляются привычно, автоматически, бессознательно:1) акт восприятия или представления о некотором ценном качестве, свойственном себе и другому: черта личности,

Гордость и зависть способствуют самосознанию

Гордость и зависть способствуют самосознанию Сравнение сосредоточивает внимание на чертах, которые сравниваются, и это совершенствует представление о чертах соответственно представлению о самом себе и других. Если Ване сказали, что Петя аккуратный, то он без труда

7. Как размыслить зависть и гордость?

7. Как размыслить зависть и гордость? Анализируя зависть или гордость, мы выделяем следующие умственные операции:а) выбор значимого признака социального сравнения;б) актуализация ожидаемой идеи равенства: «другой должен быть подобен мне, он такой же, как я»;в) суждение,

1. Тщеславие, притворство и «маркетинговая» ориентация

2. Структура черт характера Потребность во внимании и тщеславие

2. Структура черт характера Потребность во внимании и тщеславие Если мы относим подмену себя внешней видимостью к фиксациям энеа-типа III, что же тогда можно считать доминирующей страстью в этом характере? По моему мнению, наиболее характерным эмоциональным состоянием и

Гордость и скромность

Гордость и скромность ГерманияМихаэль Айд«В жизни очень важно испытывать положительные эмоции. Чувства радости, гордости, привязанности, любви и удовлетворения – главные составляющие счастливой жизни. Но Микаэль Айд понял, как важно встраивать эти эмоции в социальный

Наказанное тщеславие

Наказанное тщеславие Не один год американец Чарльз Сандлер зарабатывал себе на жизнь искусной подделкой банкнот. Однако излишнее тщеславие привело его за решётку. Дело в том, что на последней серии фальшивых банкнот он изобразил вместо портрета президента США свой

Глава 7 Тщеславие, притворство и «рыночная ориентация» Энеатип III [157]

Глава 5. Тщеславие — гордость других людей

Глава 5. Тщеславие — гордость других людей В принципе, все тщеславны. Но и осуждают тщеславие тоже все. Видела, как дети, называя кого-нибудь «гордым», при этом сердито выпячивают губу и вообще демонстрируют неодобрение? Из той же серии — риторические вопросы вроде «Что,

Тщеславие

Тщеславие Тщеславие, о сколь ты ярко и наивно! Подобно ребенку, ты тянешься к блестящим предметам, радуясь безделице и упиваясь сущим пустяком. Человек тщеславный ищет славы, ему неможется без ее света — пусть неяркого, бледного света, или хотя бы отблеска. Так простейший

Тщеславие, вес и возраст

Тщеславие, вес и возраст Телесные глаза видят лишь форму. «Курс на чудеса» Что такое тщеславие? Что за невротическая одержимость своим весом, внешностью, волосами, кожей, сексуальной привлекательностью? Как эта одержимость заставляет миллионы людей тратить миллиарды

Источник

О гордости и зависти

Правильный взгляд на самих себя: Средства от ложной гордости

Гордость — это понятие, точка зрения, с которой мы раздуваем те качества, которые у нас есть — телесная красота или сила, образование, социальное происхождение или талант, — и считаем, что намного превосходим других.

У подобного отношения есть множество недостатков. Под влиянием гордости мы уверены, что другие знают, насколько мы хороши. Мы говорим о своих достижениях, мы стремимся произвести впечатление на других с целью получить похвалу, репутацию и деньги. Гордость заставляет нас свысока смотреть на тех, кому, как нам кажется, недостает наших хороших качеств.

Обуреваемые собственной важностью, мы на самом деле довольно смешны. Будь мы честны с самими собой, то увидели бы, что под этим маскарадом сами в действительности не верим, что хороши. Чтобы убедить себя, мы пытаемся доказать другим, что обладаем некоторым превосходным качеством. Нам кажется, что если другие верят в наше величие, то мы такие и есть. Глубоко внутри все мы, обычные существа, имеем неприглядное представление о самих себе. Даже человек с величественной внешностью, который кажется живым символом успеха согласно мирским стандартам, не чувствует себя достаточно хорошо.

Как это возможно, что люди, которые выглядят преуспевающе, не довольны собой? Они, как и мы, смотрят на внешние источники самооценки, похвалы и подтверждения. Таким образом мы не осознаем своей способности стать в полной мере мудрыми и сострадательными. Хотя мы ищем счастья и самоуважения вовне, эти качества могут быть воистину достигнуты только внутренним развитием.

Гордость заставляет нас поступать по-дурацки: мы выставляем напоказ свою внешность, зачастую выглядя глупо в глазах других. Мы вольготно критикуем других, а потом удивляемся, почему это люди не хотят быть в нашей компании. Мы несправедливо обходимся с другими, а потом жалуемся, что в обществе нет согласия. Разлад наступает в любой группе людей, когда они горделивы и пренебрежительно относятся к чувствам других.

Хотя гордые люди требуют, чтобы их уважали, к уважению нельзя принудить. На самом деле общество уважает тех, кто скромен. Никто из лауреатов Нобелевской премии Мира не суматошен и не заносчив. Когда в 1989 году Его Святейшество Далай-лама получил эту высокую награду, он приписал ее не себе, но искренней самоотверженности и действиям, проистекающим из сострадания.

Мы можем уважать каждого. У людей, которые беднее, менее образованы или талантливы, чем мы, есть множество качеств и способностей, которых нам недостает. Каждое существо заслуживает уважения, и уж по крайней мере того, чтобы быть выслушанным. Гордые люди не могут этого усвоить, они снисходительны или нетерпеливы. Уверенные же люди добры, скромны и учатся у каждого. Таким образом они рождают гармонию и взаимное уважение среди других.

Гордость является одним из главных препятствий росту мудрости и развитию внутренних способностей. Веря, что они учены, талантливы и превосходны, гордые люди самодовольны. Они не хотят и не могут учиться у других. Их гордость удерживает их в состоянии застоя.

Уверенность в себе

Гордость часто путают с уверенностью в себе, а скромность ошибочно принимают за низкую самооценку. Однако заносчивое поведение вовсе не означает уверенности в себе, а скромность не значит, что мы видим себя в плохом свете. Уверенные в себе люди также и скромны, поскольку им нечего защищать или доказывать всему миру.

Очень трудно посмотреть на себя объективно. Мы склонны недо- или переоценивать себя, или считая себя бесполезными и недостойными любви, или, наоборот, воображая о себе что-то невероятное. Ни один из этих взглядов не является верной самооценкой; у всех есть какие-то хорошие качества, равно как и недочеты, которые необходимо исправить.

Мы не можем устранить свои ошибки, скрывая их или заносчиво состязаясь с другими, чтобы доказать, что мы лучше всех. Но мы можем честно признать свои слабости и постараться их исправить. Сходным образом уверенность в себе рождается не от самозабвенного прославления своих качеств, но от изучения своих талантов и способности их развить.

Здесь полезно будет напомнить, что мы обладаем способностью стать буддой, тем, кто устранил все заблуждения и в полной мере развил все добрые качества. Поначалу это может звучать как экстравагантное предположение, но по мере понимания природы будды и пути к пробуждению наша убежденность в его верности будет возрастать. Глава «Природа будды» и раздел «Путь к пробуждению» прояснят этот момент. Драгоценная природа будды наша по праву рождения. Ее никак нельзя утратить или отобрать. Зная это, мы обретем устойчивую и реалистичную основу для уверенности в самих себе.

Мы можем принимать себя такими, как есть, и обладать верой в свою способность стать добрее и лучше. Этот уравновешенный взгляд на себя также дает нам духовное пространство, чтобы ценить и уважать других, ибо все существа обладают какими-то качествами, достойными уважения. Уверенные в себе люди способны признать то, что они чего-то не знают, и счастливы от этого, желая учиться у других. Таким образом возрастают их собственные добрые качества и знание.

Когда у нас есть добрые качества, они сами собой очевидны для других. Нам нет нужды заявлять о них. Махатма Ганди — хороший тому пример. Живя и одеваясь просто, он избегал прославления себя, зато уважал других. Хотя он не провозглашал повсюду свои добродетели, успех его работы и его величие как человека были очевидны.

Как успокоить гордость

Каким образом мы можем противодействовать гордости? Поскольку гордость является ошибочной и ограниченной установкой, развитие широты взглядов позволяет нам видеть ситуацию более реалистично. Таким путем мы можем урезать свою гордость.

Если мы горды, к примеру, своим образованием, нам нужно всего лишь осознать, что своими знаниями мы обязаны милостивым усилиям наших учителей. Когда мы родились, мы были невежественны и бессильны: мы даже не могли сами есть или сказать, что нам нужно. За все, что мы знаем — даже то, как говорить или завязывать шнурки, — нам следует благодарить тех, кто нас учил. Так чем же, в таком случае, гордиться? Без чужого внимания и заботы наши знания и умения были бы очень малы. Подобные размышления избавляют нас от гордости.

Точно так же, если мы горды от того, что у нас есть деньги, мы можем припомнить, что деньги не всегда были нашими. Если они достались нам от семьи или по наследству, благодарность этим людям более уместна, чем гордость самими собой. Даже если мы заработали эти деньги, все равно они пришли от других — от наших работодателей, служащих и клиентов. Благодаря нанимателю, давшему нам работу, или нашим служащим, помогающим делам процветать, у нас сейчас есть деньги. В этом смысле эти люди были к нам очень добры.

Нам может быть непривычно таким образом вспоминать доброту других, но если мы об этом подумаем, то увидим, что это разумно. Хотя нам может казаться, что мы преуспели вопреки злой воле других, в действительности одних лишь наших усилий недостаточно, чтобы достичь успеха. Мы зависим от других. Зная это, мудрые люди чувствуют благодарность — не гордость — в отношении других.

Мы можем гордиться своей красотой, молодостью, силой и удалью, но все эти качества изменчивы. Нам может казаться, что мы долго будем оставаться молодыми, красивыми, сильными и крепкими, но все это преходяще. Миг за мигом мы стареем. Морщины не появляются внезапно, зубы не выпадают все сразу, но постепенно наши тела теряют свой блеск.

Наше общество пытается предотвратить старение или скрыть его, но на самом деле могучий футболист находится на пути к превращению в старика, который будет сидеть у боковой линии поля с тростью в руках. Прекрасная королева неизбежно станет сгорбленной старухой. Видя, что наше тело постоянно стареет, чем же тогда гордиться?

Если наши тела сильны и привлекательны, мы можем ценить эти качества без того, чтобы обманываться. Сходным образом мы можем радоваться любым талантам, благосостоянию или знаниям, которые у нас есть, не будучи при этом надменными и самодовольными. Вместо того мы будем использовать все качества, что у нас есть, на благо других.

Чтобы усмирить гордость по поводу своего ума, мы можем размышлять о трудном для понимания предмете. Это даст нам понять свои ограничения и автоматически рассеет гордость. Имея более уравновешенный взгляд на самих себя, мы используем свою энергию на самосовершенствование и помощь другим.

От зависти к радости: Как избавиться от душевной боли

Когда мы завистливы, мы не можем вынести счастье, богатство, репутацию, таланты и добрые качества других. Мы желаем разрушить их счастье и добрые качества и объявить их своими. Мы можем маскировать свою зависть или объяснять ее, но, когда мы срываем эти покровы, мы совершенно ясно видим, как она уродлива.

Зависть может подпортить взаимоотношения. Мы завидуем другому человеку, поскольку с ним тот или та, кого мы любим. Зависть возникает в случае с работой, когда кто-то получает должность, которую хотим мы. Когда другой лучше нас играет в футбол или на гитаре, моднее одевается или поступил в лучший институт, мы начинаем завидовать. Зависть вовлечена во многие межнациональные споры о границах и в противостояние политических партий в рамках одного народа.

Иногда наша зависть так сильна, что мы даже не можем спать ночью или сосредоточиться на работе. Зависть толкает нас говорить или делать то, что разрушает чужое благополучие и счастье. Она делает нас подленькими и нечестными.

Зависть основана на нашем ложном понимании ситуации. Самоозабоченный до крайности, завистливый думает: «Мое счастье важнее, чем чье-то еще. Я не могу стерпеть, чтобы у кого-то было счастье, которого хочу я».

Средство против этого — взглянуть на ситуацию с более открытым разумом, принимая во внимание не только свои, но и чужие счастье, выгоду и утраты. На наш ум может оказать глубокое впечатление памятование о том, что и другие желают счастья: они рады приобретениям и хорошим возможностям, они любят компанию хороших людей и ценят похвалу.

Когда кому-то другому достается что-то хорошее, то почему бы не порадоваться? Мы часто говорим: как было бы замечательно, если бы другие были счастливы. Теперь же один человек счастлив, и мы совсем даже не приложили к этому руку! Нет смысла становиться несчастными из-за зависти.

Мы не обязаны всегда быть лучшими или обладать лучшим. Маленький ребенок плачет, возражает и пытается испортить веселье своему товарищу по играм, когда не получает того, что дают ему. Как взрослым, ответственным за то, чтобы показывать детям хороший пример, и как гражданам, ответственным за общественное согласие, нам лучше будет позволить себе быть счастливыми и радоваться чужой удаче. Так будем счастливы и мы, и другие.

Например, коллега получает повышение по службе, которого, как нам кажется, заслуживали мы. Если мы смотрим на это только со своей точки зрения, мы завидуем и несчастны. Зависть не делает счастливыми ни нас, ни других. Она совершенно не помогает, так как не лишает коллегу повышения и не предоставляет это повышение нам. Помня же о том, что этот человек счастлив своим повышением и хотел бы, чтобы и другие разделили его радость, мы порадуемся его удаче. Тогда мы оба будем счастливы.

Легче исправить свою нереалистичную установку на зависть, когда она касается чего-то небольшого: например, кто-то получает подарок, а мы нет. Труднее радоваться счастью других, когда оно означает потери с нашей стороны.

Возьмем, к примеру, взаимоотношения мужчины и женщины, когда один из партнеров не верен. Если мы ревнуем, а затем кричим, проклинаем и даже бьем другого, мы не облегчим боль от ревности, равно как и не сможем убедить партнера, что ему лучше остаться с нами. Позволяя костру ревности продолжать гореть, мы теряем покой, становимся несчастными и мстительными. Вдобавок мы легко можем сказать или сделать что-то такое, что отвратит от нас другого, тем самым делая воссоединение невозможным.

Даже если мы не прощаем другому его неподобающее поведение, но сможем остаться спокойными, то испытаем меньше боли. Кроме того, мы сможем сохранить между собой открытое общение. В результате нам обоим будет легче, когда позже мы встретимся и поговорим. Двери останутся открыты на случай, если другой захочет извиниться.

Вкратце, избавление от зависти и ревности устраняет наши собственные внутренние муки. Умение радоваться успеху и добрым качествам других приносит счастье и им, и нам.

Тубтен Чодрон

«Открытое сердце, ясный ум»

Источник

1. Зависть и гордость. В чем разница?

1. Зависть и гордость. В чем разница?

Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Она является той аффективной основой, которая раскручивает маховик большинства общественных движений. Зависть — это изнанка гордости. Ее можно определить как ущемление человеческой гордости. Для того чтобы начать войну, нужно убедить народ в том, что другой народ (или страна) ущемляет его национальную гордость. Революция невозможна без зависти. Когда экономисты выводят закон о том, что сила социального напряжения зависит от величины разрыва в доходах 10% самых богатых людей и 10% самых бедных, то этот закон является косвенным описанием количества зависти, которую переживают люди данного общества. Именно эта зависть преобразуется во вражду и ненависть, которые ведут к социальным потрясениям.

О зависти думали и пытались дать ей определение многие мыслители. Даль в своем словаре определяет зависть как досаду по чужому добру, нежелание добра другому, а одному себе. Здесь зависть понимается как некое эгоистическое чувство собственности. Бекон описывает не зависть саму по себе, а подчеркивает то агрессивное чувство, которое возникает из сравнения себя с ближним в своих достоинствах. Философ усматривает в основе зависти акт сравнения себя с другим человеком с целью ожидания превосходства над ним. В результате — агрессия, направленная против того кто превосходит завидующего. Декарт отмечает, что зависть — это порок, огорчающий как его обладателя, так и других. Спиноза рассматривает зависть как вид ненависти. Он не видит того, что зависть и ненависть — разные эмоции и что ненависть скорее порождается завистью, а не является сама таковой. Ларошфуко различает эти эмоции и обращает внимание на то, что «зависть еще непримиримее, чем ненависть». Для него эти две эмоции однопорядковые, и он ставит их рядом, а на самом деле сама непримиримость проистекает от зависти. И. Кант, описывая проявления зависти в поступках человека, постулирует существование черной зависти, проявляющейся в виде неприязни. Черная зависть при этом выступает как мотив поступка, враждебно направленного против завидуемого.

К. Маркс — выдающийся профессионал по научному и идеологическому стимулированию зависти в обществе — не давал определения зависти, а показывал ее проявления, утверждая, например, что мой дом, вполне удобный и обеспечивающий полноту жизни моей и членов моей семьи, скукоживается до размеров жалкой лачуги, если рядом будет построен дворец.

Социологи и социальные психологи рассматривают зависть как состояние человека, возникающее в ситуации социального сравнения. Психологи очень редко относят эту эмоцию к чертам характера. Представитель одной крупнейшей и авторитетной школы дифференциальной теории эмоции, претендующей на всестороннее рассмотрение эмоций, К. Изард в своей книге об эмоциях человека зависть не рассматривает и даже не упоминает*.

В отечественной психологии, пожалуй, первую попытку систематического рассмотрения понятия зависти сделал недавно К. Муздыбаев, который написал пространную статью «О психологии зависти»**. Он описывает психологическую структуру зависти, к сожалению, не обсуждая вопроса о том, как контролировать эту эмоцию.

Я пишу эту книгу не по философии истории или социальной жизни человека, а по психологии зависти с целью научить человека изнутри контролировать это свирепое и опасное чувство. Для этого мне придется описать саму зависть. Я должен ответить на вопрос: «Какие умственные действия, протекающие бессознательно и автоматически, вырабатывают это чувство?» Именно знание этих умственных автоматизмов позволяет человеку осознать, как возникает в нем эта эмоция. Зная это, он может легко научиться контролировать эту эмоцию. Я также опишу, каким образом зависть связана с другими эмоциями. Это позволит человеку, например, за враждой или неприязнью усмотреть их глубинный источник — зависть.

Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его. «Часто ли вы испытываете зависть к этому человеку?» — спрашиваю я у клиента. «Нет, — отвечает он. — Мне он противен, и я его презираю». В данном случае зависть предстает перед нами в виде презрения. Зависть может принимать различные облики, поэтому перед психологом часто встает необходимость обнаружения этой эмоции, скрытой за другими социально приемлемыми переживаниями, такими, как гнев, страх, обида, оскорбление. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости. Распознавать скрытую основу эмоции нужно уметь не только психологу, но и любому человеку, который не хочет быть игрушкой в «руках» своих эмоций.

Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства, которые имеют ту же основу, что и зависть. Поскольку обе эти эмоции — зависть и гордость устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчетливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая кем-либо гордость и особенно ущемленная гордость по различным поводам. Читая эту книгу дальше, читатель может убедиться в сходстве строения эмоций зависти и гордости.

Для начала рассмотрим связь вражды и зависти. Даже непосвященному в глубины психологии очевидно, что зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только становимся злыми, но еще вдобавок глупеем. Человек, в отличие от животных, устроен странно и часто реагирует внешне бессмысленно. Животные, стремясь устранить боль, как правило, зализывают рану, врачуют больное место. В тех же случаях, когда локализация боли неопределенна, животные или впадают в неподвижность, оцепенение, или убегают, или нападают. Человек же поначалу поступает сходным образом, когда больное место можно точно определить. Когда у него болит бок, он обращается к врачу, с помощью которого и происходит «зализывание боли». Иначе он ведет себя, когда невозможна точная локализации боли, например, при обиде или зависти. Тогда он немедленно нападает на другого человека. Желая устранить собственную боль от зависти, он отказывается «зализывать свою душевную рану», а стремится нанести боль другому человеку или явно, или в воображении.

Так называемые механизмы психической защиты оказывают только временное и локальное действие. Зависть имеет обыкновение возвращаться в неподходящей ситуации и терзает душу завистника. Тогда человек направляет свой гнев против того, кому он завидует, и стремится причинить ему боль. Выбор жертвы при этом может быть разным, в зависимости от жизненных обстоятельств человека, но, как правило, он направлен на объект зависти — на завидуемого (так мы далее будем называть этот объект).

Накопление энергии гнева неприятно, и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удается утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чем-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, он снова причиняет боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она оказалась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Она иногда смягчается, например, в случаях так называемой «белой зависти», или наличия конъюнктивных чувств между людьми, которые выступают как фактор, стимулирующий конструктивную активность. Сила любви, кроме всего прочего, состоит в ее способности нейтрализовать зависть. Если вы любите человека, который вас превосходит в чем-либо, вы начинаете еще больше его любить, восхищаясь им. Поэтому любовь является средством против зависти. Но она работает плохо: того, кого мы любим, тому не завидуем, а того, кому завидуем, не любим. Но бывает так, что зависть подавляет любовь.

В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание. Те же племена, где эти эмоции не могли быть конструктивно использованы культурой, остались или на стадии дикости, или вымерли.

Но в каждом плюсе есть и возможные минусы. Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряженность и конфликты в обществе. Неисчислимы преступления, которые совершаются из зависти. Вместе с тем неисчислимы достижения и успехи, стимулируемые ущемленной гордостью, направленной на изживание зависти.

Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собой управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.

Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует*. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным.

Такие требования становятся выполнимыми, когда человек приобретает ясные представления о зависти и гордости, знает, как устроены эти эмоции. Для этого нужно научиться видеть в себе те умственные операции, в результате которых нашим умом вырабатывается зависть и гордость. Нужно сделать эти умственные операции объектом умозрения, научиться этому.

Способность к интроспекции не является врожденной. Она развивается в упражнениях самосозерцания и приобретения навыков анализа собственных эмоций. При чтении этой книги мы узнаем, как правильно нужно думать о своей зависти и своей гордости, чтобы их легко контролировать. Здесь возникают большие трудности. Когда вы не переживаете зависть, то нечего в себе усматривать. Когда же человек переживает эмоцию, то она берет управление на себя и подчиняет своим целям ум, чувства и волю переживающего. Человек оказывается «не в своем уме», так как управляется не самосознанием или даже не другим человеком, а некоей информационной структурой, которую мы будем именовать эмоцией. В том и другом случае он не в состоянии наблюдать эмоцию. Способность усматривать в себе эмоцию, а не только ее переживать, требует приобретения навыков саногенного мышления, которым можно научиться.

Для саногенного мышления требуется умение отчетливо различать психическую структуру эмоции от того, как она переживается. Об этом я написал книгу «Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)». Применительно к зависти мы должны различать переживание зависти от того умственного поведения, результатом которого является переживание зависти. Понять поведение — означает осознать его цель, план или программу этого поведения, а также обстоятельства, в которых это поведение запускается. Чтобы осознать психический механизм собственной зависти, человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Причем эта программа запускается типичной ситуацией, когда происходит социальное сравнение моих результатов активности с результатами другого человека. Эта программа реализуется в строгой последовательности умственных актов, выполняемых автоматически и ведущих, в данном случае, к переживанию зависти. Кто бы ни завидовал, структура программы зависти остается неизменной, что открывает легкие возможности осознавать внутреннюю структуру своей зависти. Уверяю вас, после прочтения книги и обдумывания ее содержания ваша зависть и гордость не смогут так легко изнутри управлять вами, как это было раньше.

Поскольку зависть и гордость есть и для чего-то существуют, то важно понять социальные функции этих эмоций. Важно также понять, в каких ситуациях эти функции бывают полезными или вредными для человека и его окружения.

Читайте также

Гордость и гордыня

Гордость и гордыня Гордость – это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие. Адриан Декурсель Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе семи смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность,

4. Как устроены зависть и гордость?

4. Как устроены зависть и гордость? Если обида возникает от того, что другой ведет себя не так, как я привык ожидать от него, если вина возникает от того, что мое поведение рассогласовано с ожиданиями другого, с тем, каким он желает видеть меня, если стыд — рассогласование

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

Как ум вырабатывает зависть и гордость? Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осуществляются привычно, автоматически, бессознательно:1) акт восприятия или представления о некотором ценном качестве, свойственном себе и другому: черта личности,

Гордость и зависть способствуют самосознанию

Гордость и зависть способствуют самосознанию Сравнение сосредоточивает внимание на чертах, которые сравниваются, и это совершенствует представление о чертах соответственно представлению о самом себе и других. Если Ване сказали, что Петя аккуратный, то он без труда

7. Как размыслить зависть и гордость?

7. Как размыслить зависть и гордость? Анализируя зависть или гордость, мы выделяем следующие умственные операции:а) выбор значимого признака социального сравнения;б) актуализация ожидаемой идеи равенства: «другой должен быть подобен мне, он такой же, как я»;в) суждение,

Зависть и тщеславие, гордость

Зависть и тщеславие, гордость Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и

1. Гордость и наигранность

Гордость и скромность

Гордость и скромность ГерманияМихаэль Айд«В жизни очень важно испытывать положительные эмоции. Чувства радости, гордости, привязанности, любви и удовлетворения – главные составляющие счастливой жизни. Но Микаэль Айд понял, как важно встраивать эти эмоции в социальный

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается самоуважения и уверенности в себе. Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной

Обманчивая гордость загруженностью

Обманчивая гордость загруженностью Если хочешь, чтобы тебе стало легче как можно быстрее, попробуй притормозить. Лили Томлин, комедийная актриса «Когда оба моих ребенка были совсем маленькими, — вспоминала Дебора, — мои будни были такими же, как у бесчисленного

ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ

ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ Гордыня и гордость. Вроде бы одно и то же. Раньше определить разницу я бы не смог, теперь она мне стала понятна.Воинов ведут три дня через пустыню, а затем подводят к воде.Одни жадно кидаются и пьют, забыв обо всем, а другие делают это спокойно и с

Мужская гордость

Мужская гордость Мужская гордость – это то, чего нельзя задевать никому.Пока у мужчины есть то, чем он может гордиться, он чувствует себя на коне. В отношении с другими мужчинами он чувствует себя равным, так как у каждого есть свое первое место. Мужчине необходимо

Разница в развитии, разница в поведении

Разница в развитии, разница в поведении Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей

48. Родительская гордость

48. Родительская гордость Лидерство начинается дома. Ваша семья – это организация, и ею нужно управлять, ее нужно ценить и улучшать, если вы всерьез намерены достичь фантастической жизни, которой, уверен, заслуживаете. Я также уверен, что самые одухотворенные, самые ценные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *