что такое гоп со смыком

Кто такой «Гоп со смыком» из знаменитой блатной песни?

что такое гоп со смыком. Смотреть фото что такое гоп со смыком. Смотреть картинку что такое гоп со смыком. Картинка про что такое гоп со смыком. Фото что такое гоп со смыком что такое гоп со смыком. Смотреть фото что такое гоп со смыком. Смотреть картинку что такое гоп со смыком. Картинка про что такое гоп со смыком. Фото что такое гоп со смыком что такое гоп со смыком. Смотреть фото что такое гоп со смыком. Смотреть картинку что такое гоп со смыком. Картинка про что такое гоп со смыком. Фото что такое гоп со смыком

Жил-был на Подоле…

Когда песня появилась впервые и кто был ее автором – на этот вопрос однозначно ответить никто не может. Как говорится, музыка и слова – народные. Некоторые считают, что ее в начале 30-х годов сочинил поэт Борис Тимофеев, которому также приписывается авторство другой знаменитой блатной песни – «С одесского кичмана». Но большинство историков сходится во мнении, что она родилась значительно раньше. Сохранились сведения о «киевском» и «сибирском» вариантах «Гопа со смыком», датирующиеся серединой 20-х. А русский писатель Борис Солоневич в своих мемуарах писал, что слышал строчки про Гопа еще во времена Гражданской войны.

Ремеслом избрал я кражу…

Что мы знаем о «Гопе со смыком»? Да практически ничего, кроме того, что жил он на Подоле (то есть в Киеве), не вылезал из тюрем, имел множество врагов, любил выпить, мастерски играл в карты, не боялся, как пелось в другой знаменитой песне, ни бога, ни черта, прошел через ряд самых невероятных приключений и всегда выходил сухим из воды. Биография типичного вора в законе.

Версий, про кого на самом деле написана эта песня, множество. Некоторые историки утверждают, что речь может идти о некоем одесском скрипаче («смык» – так в Одессе называли смычок), воре-домушнике, который ходил по богатым свадьбам и под шумок обчищал дома. Есть даже мнение, что у героя песни был реальный прототип из шайки легендарного Мишки-Япончика.

Но в любом случае, речь идет об одном персонаже. Смык – это точно не человек.

Заложу я руки в брюки…

Песню про «Гопа со смыком» Леонид Утесов включил в программу своего джаз-бэнда и исполнял на концертах вместе с «Одесским кичманом» и другими хитами, записал он ее и на пластинку, которая вышла в 1932 году. Многим песня знакома в исполнении Аркадия Северного. Последний также очень серьезно интересовался тем, что же значит на самом деле выражение «Гоп со смыком». Северный как раз был приверженцем «одесской» версии про скрипача-домушника.

что такое гоп со смыком. Смотреть фото что такое гоп со смыком. Смотреть картинку что такое гоп со смыком. Картинка про что такое гоп со смыком. Фото что такое гоп со смыкомОдин из адаптированных вариантов песни «Гоп со смыком» (так называемый военный вариант) прозвучал в фильме «На войне как на войне» (1968 год) в исполнении украинского артиста Леонида Пугачева

Что интересно, в некоторых поздних вариантах песни «Гоп со смыком» его киевское происхождение превращается в… ленинградское. А в других переложениях он и вовсе родился неизвестно где – «под забором», а крестили его черти. Есть гипотеза, что к словам приложили руку бывшие семинаристы или кто-то из низших духовных чинов, впоследствии связавшихся с криминалом, – больно много в песне богохульства, причем с явным знанием темы и богословия.

В рай все воры попадают…

За почти столетнюю (а может, и более чем столетнюю) историю своего существования знаменитая песня множество раз переделывалась и дописывалась. «Гоп со смыком» побывал в Раю (где продолжил заниматься своим ремеслом), в Аду (там он устроил дебош из-за отсутствия водки) и на Луне, встретился с Иудой (в одном из вариантов еще и обчистил его карманы), грешил с Марией Магдалиной, искал жену (или, наоборот, сбегал от нее), воскресал из мертвых, возвращаясь домой с полными карманами.

В некоторых вариантах песня превратилась в настоящую балладу с более чем сотней куплетов. Если собрать по кусочкам общую биографию «Гопа», то получится абсолютно легендарный персонаж. Впрочем, сама песня давно уже легенда.

Источник

Что такое гоп со смыком

Владимир Бахтин
(«Нева», 1997, №11, стр. 234-236)

«Смык» тоже означает «воровская семья, группа».

Вот мы и подошли к знаменитой песне «Гоп со смыком».

Происхождение ее теряется в глубине десятилетий и пока нам неизвестно. Но, во всяком случае, песню хорошо знали в 20-е годы. Упоминает ее Д. С. Лихачев в числе услышанных на Соловках, ее исполнял Леонид Утесов. В начале 30-х, когда я был мальчишкой, мы тоже повторяли вслед за старшими уличными вожаками:

Вот полный ленинградский текст (сообщил поэт Вадим Шефнер):

Мария Магдалина там живет,
Всем святым прохода не дает.
Бардачок она открыла,
Райских девок напустила,
За толчок червончики берет.

Иуда Скариотский там живет,
Средь святых легавым он слывет.
Гад я буду, не забуду,
Покалечу я Иуду,
Знаю, где он денежки гребет!
(Мы пели: «Знаю, где червонцы он кладет!»)

Близок нашему, но имеет свои краски более распространенный украинский, киевский «Гоп» (запись 1926 года, к сожалению, плохая; орфография сохраняется):

Жил-был на Подоле Гоп со смиком,
Он славился своим басистым криком;
Глотку имел он приздорову,
И ревел он, как корова;
А врагов имел он сто со смиком.

А сколько би в тюрме я ни сидел,
Ну, нет минути, чтоби я не пел.
Заложивши руки в бруки
И под нос пою от скуки,
Что ж тужить, когда уже засел?

По виходи ис тюрми дурницу удишь,
А что сидел в тюрме, то всьо забудиш.
Бистро хватаиш карти в руки,
Двух часов не носиш бруки;
Если ни визьот, что делать будиш?

И так беспереривно пйош и пйош
И гражданам покоя ни даеш.
По трамваям всьо скакаеш,
Рисаков переганяеш,
А биз фонарей дамой не йдьош.

Гоп со смиком я родился, им и сдохну,
А буду умирать, так и ни охну.
Дай мне, боже, ни забица,
Пирид смертью похмелица,
А потом, как мумия, засохну.

В котле я буду кипеть та, как гусьонок.
И жарица в агне, как поросенок.
Жарить буду сковородки,
Что ни пил по много водки,
Пикою колоть буду чертьоняк.

А так как я играю и пою,
Наверно буду жить я в раю,
Где живут одне святые,
П’ють бокали налития.
Я такой, что випить не люблю.

Шел я по проспекту Октября.
На улице стоять совсем нельзя.
Подошел ко мне Ильинский:
— Здравствуй, Васенька Гущинский!
Пойдем выпьем парочку пивца!

Парочку пивца мы заказали,
А потом за дюжиной послали.
Выпили и закусили
И домой пошли без силы,
Впрочем, в доску пьяны напились.

Заплатили штрафу три рубля.
Обещали дать нам всем вина.
Жена Игоря встречает
И по матушке ругает:
— Где ты, сволочь, пьяный напился?!

. Вот они идут и говорят,
А на них прохожие глядят:
— Это Игорь наш Ильинский,
Это Васенька Гущинский.
— Пойдем выпьем парочку пивца!

Продолжать можно, как знаменитую «У попа была собака».

Парочку пивка мы заказали,
А потом до дюжины догнали.
Выпили, подзакусили
И домой поколбасили,
Оба в доску пьяны напились.

В этот нерешительный момент
Подошел ко мне легавый мент.
— Вы, товарищ, не бузите,
В отделение пройдите,
Заплатите штрафу три рубля!

Штрафу мы, конечно, заплатили,
А потом мы мента извозили.
Выпили, подзакусили
И домой поколбасили,
Оба в доску пьяны напились.

Кто такой Игорь Ильинский, и сегодня объяснять не надо. Но Василия Васильевича Гущинского забыли. Не по его вине, конечно. Не ко времени, не по времени был артист, смелый очень. Недавно листал я «Ленинградскую правду» за 1936 год, и там в одной заметке вовсю долбали Гущинского. Но все-таки он назван сатириком.

Однако приведу слова нашего писателя-классика Л. Пантелеева, автора рассказов о беспризорниках и книги «Республика Шкид» (написанной совместно с Г. Белых): «Василий Васильевич Гущинский, или просто Васвас Гущинский! Кумир петербургской, петроградской, а потом ленинградской публики. Демократической публики, плебса. Ни в «Луна-парк», ни в «Кривое зеркало» его не пускали. Народный дом, рабочие клубы, дивертисмент в кинематографах. Здесь его красный нос, его костюм оборванца, его соленые остроты вызывали радостный хохот.

А в нашем Доме культуры им. Ленина, что на проспекте Обуховской Обороны, он выступал в середине голодных 30-х годов. И Володя Щеголев, тот же мой приятель, вспомнил: Гущинский сидел на сцене, обмотанный связкой сосисок. Сидит и молчит. Сидит и молчит. Наконец из зала кричат:

— Василий Васильевич, что вы молчите?

Похоронен он на Волковом кладбище. В огромной книге «Исторические кладбища Петербурга», содержащей тысячи имен, имени артиста нет. Не упоминают его и театральные справочники.

В 1990 году Елена Никитина, тогда редактор издательства «Советский писатель», подарила мне эту же песню, но с другими именами:

Ванечка толкнул меня сначала,
Да так, что меня сразу закачало.
Я собрался тоже с духом,
Съездил Ванечку по уху
Так, что наш Ванюша осовел.

В этот-то решительный момент
Подошел ко мне легавый мент:
— Гражданин, вы не бузите,
В отделение пройдите,
Заплатите штрафу три рубля!

Мы, конечно, штрафу не платили,
Взяли и легавого избили.

Раз пришел к нам финский генерал.

Раз пришел немецкий генерал
И суровым басом приказал:
— Вы отдайте Украину!
Так угодно властелину,
Так велел вам Гитлер передать.

Наши ответы я плохо помню. Но даже если бы и помнил, воспроизвести их невозможно: «Ах, ты. тра-та-та-та, самурай, // Ты пойди микаде передай. » Дальше уже ни одного нормативного слова.

Эту позабытую песню (пел покойный дед-фронтовик) прислали из Новосибирской области в город Кировск Ленинградской области, а из Кировска она уже приехала в Петербург.

Впрочем, не будем останавливаться на 1945 годе. Шагнем вперед, сразу на полвека. И вот я держу в руках весьма боевую «Общую газету» (1995, №37) и вижу большой портрет Г. А. Явлинского, а под ним подпись: «Григорий Явлинский: «Граждане, послушайте меня!»» Не забыли, значит, блатной музыки демократические журналисты во главе с учредителем Егором Яковлевым, цитируют по памяти!

Родился на Форштадте Гоп-со-смыком,
Он славился своим басистым криком.
А глотка у него здорова,
И ревел он как корова,-
Вот каков был парень Гоп-со-смыком!

В раю я на работу сразу выйду,-
Возьму с собою фомку, ломик, выдру.
Деньги нужны до зарезу,-
К Богу в гардероб залезу,
Я тебя намного не обижу!

Тексты песен из репертуара Аркадия Северного
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Концерт с ансамблем «Четыре брата и лопата» (1970-е гг.)

__________________
«МИР НА ФОРУМЕ»

Жил-был на свете Гоп со смыком,
Он славился своим басистым криком,
Глотка была так здорова,
Что ревел он, как корова
И имел врагов он полмильона.

Две последние строки повторяются

Расшифровка фонограммы Алексея Козлова, аудиокассета «Пионерские блатные 2», ТОО «Московские окна ЛТД», 1998

Однажды прислали пару куплетов похожей песни на тот же мотив. Как-то она связана с «Гоп со смыком»:

Говорят, у бога денег много
Только далека туда дорога
Хочет поп на небо прыснуть
А потом на землю сбрызнуть
Да не знает как туда добраться.

Прислал Сергей Соловьев 9.11.2005. – с прим.: Однажды, будучи в Сибири, слышал интересный вариант песни на мелодию «Гоп со смыком». Запомнил пару куплетов. Есть какие-нибудь соображения по этому вопросу?

«Гоп со смыком» стоит в ряду известнейших блатных песен («Мурка», «Жили-были два громилы» и т.д.) В своё время старый гулаговский арестант, писатель Варлам Шаламов, назвал «Гоп со смыком» произведением «эпическим» и заметил при этом, что оно «отмирает». Однако явно поторопился. Нынче даже люди, абсолютно не знакомые с уголовными песнями, хоть краем уха да слышали это сочетание — «Гоп со смыком». Вариантов песни множество, немало куплетов самого разного содержания, и каждое поколение уркаганов добавляло что-то своё, а что-то — изменяло. Более подробно об этом — в комментарии к так называемому «классическому» варианту «Гоп со смыком». Здесь же скажу несколько слов о самом выражении. Что значит «гоп со смыком»? Аркадий Северный утверждал: «Так в Одессе раньше называли скрипачей. Смык — это смычок. Но это была ещё и кличка известного вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам, и когда гости все напивались так, что им становилось не до музыки, спокойно очищал дом или квартиру».

Это не более чем легенда. Начнём с того, что «Гоп» — песня вовсе не одесская и даже не киевская (хотя во многих вариантах упоминается киевский Подол). Родилась она в Центральной России. И выражение «гоп со смыком» — чисто русское. «Гоп», согласно «Толковому словарю» Даля, «выражает прыжок, скачок или удар». «Смык», по тому же Далю, — синоним слова «шмыг» и образован от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть»). То есть «гоп со смыком» — мгновенный наскок и быстрое исчезновение нападавшего. Это характеристика двух воровских «специальностей». Первая — «гоп-стоп», т. е. уличный грабёж «на испуг», когда преступник налетает на жертву, грабит её (часто с ударом) и исчезает мгновенно. Вторая — квартирная кража без предварительной подготовки, которая ещё называется «скачок». В первом, оригинальном варианте, речь идёт именно о грабеже:

Позже в песне речь стала идти о «чистом» воровстве («Воровать — профессия моя»). Но, во всяком случае, ни о каких скрипачах и речи быть не может. «Герой» «канонического», позднего варианта — домушник, т. е. квартирный вор, который готов обокрасть и Иуду, и самого Господа Бога и даже в рай тащит свои инструменты — «фомку» и «выдру». В этом варианте много нового. Например, появляется явная «религиозная» окраска. Герой оказывается и у чертей, и в раю, по-своему осмысливая тамошние реалии. Авторы пытаются «логически» объяснить появление вора на Луне, куда, по их мнению, люди отправляются к чертям за грехи (в первом варианте урка направляется на Луну почему-то в поисках жены). Любопытно, что позже, под влиянием этого варианта «Гопа», в лагерном жаргоне появились выражения «отправить на Луну», «попасть на Луну» — что означало попросту расстрел.

Песня пользовалась в блатной среде такой бешеной популярностью, что появилось несчётное количество подражаний на ту же мелодию. В этой главе я привожу несколько арестантских переделок песни «Гоп со смыком». См. также песню «Вот вернулся я с тюрьмы домой» в разделе «картёжных».

Так что песенка эта не простая, а, можно сказать, украшение русского фольклора.

Гоп со смыком (ранний)

Оригинальный, один из наиболее ранних вариантов песни «Гоп со смыком».

***
Родился я у тёщи под забором,
Крестили меня черти косогором,
Старый леший с бородою
Обоссал меня водою,
Гоп со смыком он меня назвал.

Гоп со смыком — это буду я,
Это будут все мои друзья.
Залетели мы в контору,
Заорали: «Руки в гору —
А червонцы выложить на стол!»

Что ж мы будем делать, как умрём?
Всё равно ведь в рай не попадём.
А в раю сидят святые,
Пьют бокалы наливные —
А я и сам бы выпить не дурак.

Родился под забором — там и сдохну.
Буду помирать, друзья, не охну.
Лишь бы только не забыться,
Перед смертью похмелиться —
А потом, как мумия, засохну!

Родился я у тёши под забором. и т. д.

Три последние строки куплетов повторяются

Гоп со смыком (классика)

А вот более поздний вариант песни «Гоп со смыком». Именно этот вариант (сокращённый) стал наиболее популярным благодаря исполнению Леонида Осиповича Утёсова. В начале 30-х годов вышла небольшим тиражом пластинка Утёсова с песнями «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». Купить их можно было только в магазинах Торгсина (торговля с иностранцами) в обмен на драгоценности или валюту.

Впрочем, этот вариант, даже с дополнительными куплетами, всё-таки неполный. В одной из лагерных переделок поётся: «Гоп со смыком» петь неинтересно: / Все двадцать три куплета нам известны. » А нам, к сожалению, нет. Но я работаю над восстановлением первоначального текста.

Гоп со смыком — это буду я,
Братцы, поглядите на меня: (4)
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.

Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки (6)
И пою романс со скуки —
Что же будешь делать, если сел?

А проигравшись, нужно пить да пить,
Чтобы своё горе утопить.
Наливаешь в стопку водку,
Заливаешь водку в глотку —
Только успеваешь пить да пить.

Так без перерыва пьёшь и пьёшь,
Гражданам покоя не даёшь.
На трамвай бежишь-скакаешь,
Все карманы очищаешь,
И без «фонаря» уж не придёшь.

Если я неправедно живу,
Попаду я к чёрту на Луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке —
С ними я полштофа долбану!

Буду пить с чертями наравне,
А когда не хватит водки мне,
Дрын дубовый я достану
И чертей калечить стану:
Почему нет водки на Луне?!

Иуда Скариотский там живёт,
Скрягой меж чертями он слывёт.
Гадом буду, не забуду,
Покалечу я Иуду —
Знаю, где червонцы он кладёт! (8)

А за то, что песенки пою, (9)
Может, побываю и в раю.
Пусть честные люди знают:
В рай все воры попадают –
Их там через чёрный ход пускают.

Кодексов в раю не существует,
Кто захочет — тот идёт ворует.
Рестораны, лавки, банки
Здесь открыты для приманки,
О ментах тут даже не толкуют!

В раю я на работу сразу выйду,
Возьму с собою «фомку», ломик, выдру. (10)
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу —
Я его на много не обижу!

Бог пускай карманы там не греет,
Что возьму, пускай не пожалеет.
Шубы, золото, караты,
На стенах висят халаты —
Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!

(Святая Магдалина там жила,
Среди святых разврат она вела —
Бардачок она открыла,
Святых девок напустила,
По червончику за ночь брала). (11)

С этим свою песенку кончаю,
А всей братве навеки завещаю:
Вы же мой завет примите —
Пейте, нюхайте, курите,
На том свете все Господь прощает! (12)

Три последние строки куплетов повторяются

Михаил Лоов и легендарный джаз-бенд «4 брата и лопата» возвращение в НИИ Лен.Проект (Misha Loov & his misterious »4 brata & lopata dixieland jazz-band» Kismet Records company N.Y.)

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

__________________
«МИР НА ФОРУМЕ»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *