что такое гог и магог в откровении
Православная Жизнь
Что скрывается под таинственным выражением «Гог и Магог», рассказал ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Стоичев).
В библейских текстах упоминаемые слова встречаются в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).
А также несколько раз наименования Гог и Магог присутствуют в 38-й и 39-й главах книги пророка Иезикиля: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез. 38:2), «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей» (Иез. 38:18).
Надо отметить определенную сложность в истолковании эсхатологических текстов Священного Писания, то есть касающихся событий последних времен истории человеческой цивилизации. К тому же в святоотеческой литературе не так уж много примеров экзегезы Апокалипсиса, а крупные богословы XX века, от которых можно было ожидать толкования Апокалипсиса, часто обходили его вниманием[1]. «Флоровский, Вл. Лосский, Мейендорф и другие – проявляли мало интереса к толкованию Апокалипсиса и к апокалиптическому богословию вообще» – замечает современный исследователь[2].
Тем не менее, все же можно говорить об устоявшемся церковном толковании вышеуказанных мест из Священного Писания.
Из слов пророка Иезекииля (Иез. 38:2) можно сделать вывод, что Гог – это предводитель, глава, вождь народов, желающих завоевать Иерусалим, а Магог – наименование его владений; возможно и толкование, согласно которому Гог – наименование народа, а Магог – название земли, где этот народ обитает. Объясняя этот текст, некоторые толкователи пытались «опознать» враждебного царя и его народ, полагая, что это или скифы, или варвары: «Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские… самые воинственные многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дьявола от завладения всей вселенной», – пишет св. Андрей Кесарийский в своем известном толковании на Апокалипсис.
В святоотеческой экзегезе принято толковать названия Гог и Магог аллегорически, как безбожные народы, которые в последние времена восстанут против Церкви Христовой. Причем большинство авторов (Блаженный Августин, блаженнный Иероним, Экумений и др.) отказываются от идеи, что Гог и Магог – это исторические народы: «Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов)», – пишет, например, Блаженный Августин в сочинении «О граде Божьем». Но понимают под словами Гог и Магог вообще всех тех людей, которые к концу времен, движимые ненавистью к Христу и Его Церкви, начнут объединяться в некий враждебный народ (можно сказать, в некую антиЦерковь), стремящуюся к уничтожению христиан.
Средневековые экзегеты видели в наименованиях не просто совокупность антихристиан, но под Магогом подразумевали антихристиан, а под Гогом – вождя богоотступников – антихриста.
Подытоживая, можно сказать, что Гог и Магог – это человеческая масса, подчиненная антихристу, которая восстанет в конце времен против Господа и Его Церкви, но будет побеждена Спасителем нашим Иисусом Христом.
Примечания:
1. Правда, были авторы, которые занимались изучением Апокалипсиса в XIX–XX вв.: архим. Федор (Бухарев). Исследования Апокалипсиса, прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Однако по ряду причин личного характера или специфических богословских взглядов их сочинения не рассматриваются многими исследователями как авторитетные источники.
2. Проф. Поль Вальер, доклад «Интерпретация откровения Иоанна в современном русском богословии».
Что такое гог и магог в откровении
Согласно историческим сведениям, Магог был внуком Ноя (Бытие 10:2). Его потомки поселились на север от Израиля, вероятно, в Европе и северной Азии (Иезекииля 38:15). Со временем Магогом стала называться земля, где они поселились. Они описаны как опытные воины (Иезекииля 38:15; 39:3-9). Гог – это имя будущего лидера земли Магога, который поведет за собой армию в атаке на Израиль. Господь предсказывает гибель Гога: «Сын человеческий! обрати лицо твое к Гогу в земле Магог … и изреки на него пророчество» (Иезекииля 38:2).
Гог и Магог упоминаются в Иезекииля 38-39 и Откровение 20:7-8. Хотя в этих двух отрывках упоминаются одни и те же имена, тщательное изучение Священного Писания показывает, что они не относятся к тем же людям и событиям. В пророчестве Иезекииля Гог является вождем великой армии, которая нападет на Израиль. Гог назван «князем Роша, Мешеха и Фувала» (Иезекииля 38:2). Битва с Гогом и Магогом, описанная Иезекиилем, произойдет в период бедствия, вероятно, в его первые три с половиной года. Самым сильным доказательством в пользу данной позиции является то, что нападение произойдет, когда Израиль будет жить в мире, не ожидая нападения (Иезекииля 38:8, 11). Сейчас Израиль определенно не находится в мире, и немыслимо, чтобы они не ожидали нападения, если только не произойдет какое-то значимое событие. Во время действия завета Израиля с антихристом в начале 70-й седмицы Даниила (семилетний период скорби – Даниила 9:27), Израиль на самом деле будет находиться в мире. Возможно, битва произойдёт незадолго до середины этого семилетнего периода. Согласно пророчеству, Сам Бог победит Гога на горах Израиля. Человеческие потери будут настолько велики, что потребуется семь месяцев, чтобы похоронить всех убитых (Иезекииля 39:11-12).
Гог и Магог снова упоминаются в Откровении 20:7-8. Это – другая битва, но повторение имен Гога и Магога указывает на то, что история повторится. То же восстание против Бога, описанное в Иезекииля 38-39, произойдет снова.
Книга Откровение ссылается на пророчество Иезекииля о Магоге, чтобы описать окончательное наступление последнего времени на народ Израиля (Откровение 20:8-9). В результате этой битвы все Божьи враги будут уничтожены, и сатана встретит свою участь в огненном озере (Откровение 20:10).
Ниже приведены некоторые очевидные причины того, почему тексты в Иезекииля 38-39 и Откровение 20:7-8 относятся к разным людям и различным битвам:
1. В битве Иезекииля войска идут в основном с севера и включают лишь несколько народов земли (Иезекииля 38:6, 15; 39:2). В битве Откровения будут задействованы все народы, поэтому армии будут наступать со всех сторон, а не только с севера.
2. В контексте пророчества Иезекииля сатана не упоминается. В Откровении 20:7 контекст ясно указывает на роль сатаны как основного подстрекателя битвы в конце тысячелетия.
3. В Иезекииля 39:11-12 утверждается, что мертвых будут хоронить в течение семи месяцев. Этого бы не потребовалось, если бы эта битва была такой же, как описано в Откровении 20:8-9, поскольку сразу после данного текста описан великий белый престол (20:11-15), разрушение существующих неба и земли и замена на новые небо и землю (Откровение 21:1). Очевидно, что если битва состоится в начале скорби, то будет необходимость похоронить мертвых, так как земля Израиля будет занята еще 1000 лет, на протяжении тысячелетнего царства (Откровение 20:4-6).
4. Битва, описанная Иезекиилем, используется Богом для обращения Израиля к Себе (Иезекииля 39:21-29). В Откровении же говорится, что Израиль будет верен Богу в течение 1000 лет. Восставшие в Откровении 20:7-10 будут уничтожены без возможности для раскаяния.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Гог и Магог
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Гог и Магог — упоминаются в пророчествах ТаНаХа, а именно, в книге пророка Ехезкеля (Иезекииля), в связи с войной, которая произойдет в конце времен незадолго перед приходом Мессии-Машиаха — т.н. «война Гога и Магога». Гог — это правитель народа Магог (распространенное мнение, что Гог и Магог — два человека, не верно). Согласно книге Йехезкель (Йехезкель, 38), Гог из земли Магог придет в Землю Израиля во главе огромного войска многих народов воевать против еврейского народа и Иерусалима. Тогда Всевышний явит миру Свою власть, и Гог погибнет, а в Израиле наступит мир и воцарится праведный царь Машиах. Более раннее упоминание о Магоге — в книге Берешит (Берешит, 10:2), где рассказывается о происхождении народов: Магог — потомок Йефета, сына Ноя (Ноаха). Кто такие Гог и Магог сегодня — существует много мнений, как и о самой «войне Гога и Магога», но все концепции сходятся в одном: в какой-то момент разразится тяжелая война, после которой Израиль и всё человечество вступят в новую эру.
Оглавление
Кто такие Гог и Магог? [↑]
Распространено ошибочное мнение, будто Гог и Магог — два разных человека. На самом деле, как сказано выше, Гог — это царь страны Магог.
Мальбим пишет о них в своем комментарии к Книге Йехезкеля (32, 17 и далее; обычно же выводы о Гоге и Магоге комментаторы делают на основании других стихов, см. ниже):
Распространено ошибочное мнение, будто Гог и Магог — два разных человека. На самом деле Гог — это царь страны Магог
«Пророчество это очень загадочно, и неизвестно, что имел в виду пророк. И уже отметил Маари (раби Ицхак-Айзик Эйхенштейн — адмор из Жидачева), что это пророчество о конце дней во времена Гога и Магога…
Вот, в конце дней, после того, как евреи уже поселятся в Земле Израиля, народы соберутся и завоюют Иерусалим. И придет Гог, властитель Мешеха и Туваля, из стран Севера и Запада — это необрезанные, которые называются Эдом. А Мешех и Туваль — это сыны Йефета, которые живут в Европе, как писал Йосифон (Йосеф бен-Матитьяу, известен как Иосиф Флавий; Мальбим цитирует здесь “Иудейские древности”). И там сказано, что Парас, Куш и Пут будут вместе с ними, а также Бейт Тогарма — они все обрезанные и придерживаются веры Ишмаэля (мусульмане), и они объединятся с сынами Эдома, чтобы завоевать эту Землю из рук народа Израиля…»
Аризаль пишет: числовое значение слов «Гог и Магог» (70) означает, что в этой войне будут участвовать все народы. И именно это означает сочетание «Гог и Магог» — вовсе не обязательно, чтобы таково было имя руководителя коалиции.
Согласно Книге Зоар, все цари, преследовавшие евреев на протяжении истории, такие, как Санхерив, Нэвухаднэцар и т.д., примут участие в этой войне, пройдя реинкарнацию (гильгуль). Т.е. у руководителей народов, входящих в коалицию, будут души этих царей.
Война Гога и Магога [↑]
Итак, в конце времен Гог из страны Магог придет в Землю Израиля, воевать с народом Израиля, как предсказывает пророк Йехезкель (см. главу 38). Придет не один, а с союзниками из других стран, и тогда Всевышний явит Свою власть над миром. Интервенты погибнут, и Машиах будет управлять Израильским царством без помех.
Вот что пишет об этом рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, в своей книге «Пламя не спалит тебя»:
«…Согласно предсказаниям пророка Йехезкеля, в эпоху прихода Машиаха, т.е. потомка Давида, который будет править страной, построит Храм и соберет остатки народа) в Эрец-Исраэль вторгнутся войска Гога из страны Магог, но Всевышний пошлет им тотальную гибель.
Вот что, среди прочего, сказано об этом у Йехезкеля (гл. 38):
Придет Гог с “северных окраин” земли, среди союзников его будут Иран и Эфиопия. Придет он в страну, “возвращенную от меча”, то есть к народу, спасенному от истребления, в страну, “собранную из многих народов”.
Придет он не в Уганду или Биробиджан, а на “горы Израиля” — на землю, обещанную Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову, в места, “которые были пустынны долгое время”. Произойдет это в конце дней».
О войне Гога и Магога написано немало книг, множество каббалистов изучало эту тему. Существуют разнообразные мнения о том, как это будет происходить. Но иудаизм в целом может утверждать только одно: в какой-то момент, достаточно скоро, разразится очень тяжелая война, после которой придет Машиах и всё человечество вступит в новый период, в котором у народа Израиля будет особый статус.
Приведем некоторые моменты из таких книг.
Гог и Магог — «защитники» Лондонского города. Каждый год,
во вторую субботу в ноябре, их проносят по улицам города
А вот продолжение комментария Мальбима (к Йехезкель 32) — о том, что будет после того, как Эдом и Ишмаэль объединятся, чтобы завоевать Землю Израиля:
«Но по приходе (в эту Землю) сделается междоусобица между ними, и будут воевать друг с другом, т.е. Эдом и Ишмаэль будут воевать между собой, потому что вера их различна, и там будет судить их Всевышний мечом и кровью, как разъяснено там (Зхарья 14). Об этом рассказал он здесь — как они все примут гибель… Сначала Мицраим (Египет), и Ашур (Ирак), и Эйлам, которые придерживаются веры Ишмаэля, и они сегодня обрезаны. А потом — Мешех, и Туваль, и Эдом, и их цари, и князья Севера, которые все необрезанные. И между ними будет война.
И начнется их падение с Египта, потому что они (египтяне) находятся вблизи Эрец-Исраэль, и они придут во главе и падут. И придут ассирийцы и персы (Иран) отомстить за них, и падут обе стороны. И об этом сказано в пророчестве».
Рав Ицхак Фангер пишет: «Некоторые полагают, что Первая и Вторая мировые войны были войной Гога и Магога, развивающейся поэтапно. В любом случае последний этап этой войны будет в том единственном месте в мире, которым хотят обладать великие религии — в Иерусалиме… Нельзя сказать, как скоро это произойдет, но если вспомнить, что осталось всего 230 лет до конца шестого тысячелетия — когда точно придет Машиах, — то воскрешение мертвых, пришествие Машиаха, строительство Храма и война Гога и Магога должны произойти в течение этих 230 лет».
Сегодня некоторые видят символ такого союза в Обаме с его мусульманским прошлым…
Можно ли избежать этой войны? [↑]
Конечно, всех интересует, можно ли избежать этой войны. Ведь в книгах пророка Йехезкеля (см. выше) и пророка Зхарьи ( см. гл. 14) есть прямое упоминание о ней. А один из принципов веры: все слова пророков — истина. Так его сформулировал Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» (Ильхот Санхедрин, глава 10, а также Ильхот Тшува и Ильхот Йесодэй Тора).
Но обратимся к трудам и преданию хасидских праведников последних веков. В нескольких книгах сказано, что один из великих людей последних поколений, раби Элимелех из Лиженска, «отменил» бедствия, которые должны были произойти с еврейским народом перед приходом Машиаха («муки Машиаха»). Передают, что раби Элимелех говорил: хотя сказано в нескольких стихах, что перед приходом Машиаха будут великие войны и войны Гога и Магога, он вымолил, чтобы войн не было… Продавец муки будет продавать муку, продавец тканей будет отмерять ткань, и вдруг придет Элияу и возвестит: Машиах пришел!
Комментируя книгу Маараля «Гвурот а-Шем», Магид из Кожниц писал, что и войны Гога и Магога не будет, Всевышний сотрет их за мгновение без войны, потому что «цадик постановляет, а Святой, благословен Он, выполняет». А автор «Мишнэ лэ-Мелех» пишет, что слышал от автора «Диврэй Хаим» (раби Хаима Альберштама из Цанз): всё, что сказано о бедствиях, отражает положение дел, существовавшее до служения праведников (цадиков) в последних поколениях. Но после их труда и самопожертвования, после того, как многие погибли, освящая Имя Всевышнего, а также из-за длительности изгнания и тяжести налогового бремени, все предсказанное «изменило свой вкус на сладкий», все «исправлено». И также он слышал несколько раз от автора «Диврэй Хаим», что Машиах придет без мук (К списку бедствий, которые «уже случились» и отменили будущие бедствия, многие сегодня добавляют и Катастрофу…).
Всё это представляется удивительным: как может быть, что бедствия, ясно предсказанные в Торе, «отменяются»?
Вот что сказано об этом в книге «Кдушат Леви», написанной раби Леви-Ицхаком из Бердичева:
«Праведники могут отменить постановление Небес и превратить его из бедственного для нас в доброе. Но они могут это сделать, только пока пророчество о нем не записано в книгах Пророков. Если же оно уже записано, нельзя отменить, иначе скажут, что это было лжепророчество. Значит, по-видимому, невозможно молиться об отмене бедствий перед приходом Машиаха, предсказанных в книгах Пророков? Рамбам писал в Сефер а-Мада и в Ильхот Млахим: из книг Пророков непонятно, что будет перед приходом Избавителя, дай Б-г, чтоб это было вскоре, в наши дни. И поскольку у пророков непонятно, что такое муки времен Машиаха, мы можем молиться об отмене их — так как они не описаны ясно.
Война Гога и Магога по словам Виленского Гаона будет длиться 9 секунд
Тогда, получается, нет различия: если не написано и нет намека у пророков, мы можем просить об отмене бедствий, а если написано и есть намеки о муках времен Машиаха, то мы можем понять слова пророков, только когда придет Машиах… И тогда он сообщит нам, что означали слова пророков. И даже если упомянуты там муки времен Машиаха, то, когда придет Машиах, все евреи будут пророками, как сказано: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…” (Йоэль 3, 1). И получается, мы можем просить об отмене мук времен Машиаха, потому что, когда все евреи будут пророками, они не скажут, что лжепророчествовал пророк, а только — что праведники поколения, предшествовавшего приходу Машиаха, отменили это Постановление».
В продолжении раби Леви-Ицхак напоминает: когда Эльдад и Мейдад начали пророчествовать в стане (Бэмидбар 11, 26 и далее), Йеошуа сказал Моше: «Задержи их!» Он опасался, что Эльдад и Мейдад произнесут: «Моше умер, Йеошуа приводит (народ в Эрец-Исраэль)», и отменить этого будет нельзя, т.к. это будет записано в Торе. И продолжает: «На это ответил Моше: “О, если бы весь народ Всевышнего был пророками…” Т.е., когда все евреи станут пророками, можно будет отменить Постановление, даже если оно записано в Торе (и тогда Моше не пришлось бы умереть в пустыне). Потому что все евреи, будучи пророками, поймут: праведники могут отменить то, что предначертано Небесами. Даже если сказано Всевышним, праведники могут отменить… И на самом деле есть здесь нечто новое в основах веры — из дома учения Кдушат Леви».
Комментируя слова раби Ицхака-Леви из Бердичева, рав М. Агранович пишет (там же): «Обратите внимание: мы молимся о возвращении Всевышнего в Сион бэ-рахамим — “с милосердием”. Значит, такой вариант существует, милосердие возможно… Некоторым людям эти идеи позволят молиться о приходе Машиаха искренне, а также понимать, что многое зависит от нашей тшувы, в том числе — как придет Машиах».
Что мы можем сделать для предотвращения бедствий? [↑]
Мы можем, как было сказано выше, совершить тшуву, изучать Тору и/или поддерживать тех, кто ее изучает, и делать добро ближним — гмилут хасадим.
«Сказал раби Шимон бен-Пази: говорил раби Йеошуа бен-Леви от имени Бар-Капары: каждый, кто выполняет заповедь о трех субботних трапезах, спасется от трех бедствий — от мук Машиаха, от суда Геинома и от войны Гога и Магога» (трактат Шабат 118а).
Рав Исраэль Менаше пишет в своем ответе на сайте Идабрут: прежде, чем приступить к третьей субботней трапезе, следует произнести:
Вот я приступаю к выполнению заповеди о третьей субботней трапезе, которая соотнесена с Яаковом, отцом семидесяти душ, и да будем мы спасены за его заслуги от войны Гога и Магога, и пусть сбудется с нами написанное: «И питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего…» (Йешаяу 58, 14), наследием без ограничений и тяжких бед. «И да будет милость Господа Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди» (Тэилим 90, 17).
Гог и Магог: 2 воинственных противника Бога
О том, кто такие Гог и Магог, говорят разное. Одна из популярных версий гласит, что это два демона. Современная культура очень любит спекулировать на этой теме. Однако Библия не даёт существенного повода для подобной интерпретации. Но наиболее вероятная версия куда интереснее. И связана она с пророчествами о последних временах человечества.
В книге пророка Иезекииля предсказано, что предводитель Гог из земли Магог будет воевать с Израилем
Упоминание Магога мы можем найти уже в книге Бытия:
«Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас»
А вместе Гог и Магог впервые встречаются в 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля. Собственно, обе эти главы посвящены подробному столкновению Израиля и воинства Гога.
Про самого Гога мы можем сразу же узнать некоторые его титулы:
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!»
И ведёт за собой он великую армию:
«И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою»
При этом интересно, что Бог в этом пророчестве будто бы Сам призывает Гога совершить этот военный поход:
«Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно»
Причём сказано это неоднократно:
«И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы»
Гогу и Магогу Бог предсказал кару после вторжения в Израиль
При этом дальше Бог осуждает действия Гога и сообщает, что все, кто будут его сопровождать, найдут свою погибель в землях Израиля. И это будет не просто военное поражение. Бог обещает суровую кару жителям земли Магог:
«И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь»
3 версии о том, кем были люди страны Магог
Но какой народ и какого предводителя в Библии означают слова Магог и Гог? Найти исторического Гога намного сложнее, чем определить страну. Первостепенная задача — определить, о каких же землях идёт речь, а уже потом искать в её истории подходящую историческую фигуру.
Увы, загадка о Магоге до сих пор не решена. Есть множество версий.
Скифы/ Массагеты. Такую версию высказывал историк Иосиф Флавий. Его поддерживали и поздние европейские исследователи. Этой же версии придерживался историк-эллинист У. Тарн. Он считал, что некогда распространение этого народа было достаточно широко, чтобы отвечать Библейскому описанию.
XIII век — время образования монгольской империи, вряд ли Магог — это они
Гунны. Почву для этой версии даёт исследователь Л. Коулмен, который считает, что нация Магог обитала именно в том же регионе, где и некоторое время правили кочевые гунны, что даёт основание для их отождествления.
Татаро-монголы. Версия поздняя и совершенно неправдоподобная, ведь монгольское государство возникло лишь в XIII веке. Упоминание его в Библии невозможно. Тем не менее, византийский писатель Лев Диакон утверждал следующее: «что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“».
По мнению Мэтью Генри, Гог и Магог нужны были, чтобы восславить имя Божие
Толкователь Библии Мэтью Генри тоже не может отождествить этот народ с кем-то конкретным и даже прямо заявляет, что находка страны Магог — это нерешённая задача для специалистов:
«Требовательным толкователям придется много поработать, чтобы выяснить, кто же такие Гог и Магог. Не стоит делать вид, что мы можем что-то добавить к их наблюдениям или разрешить их противоречия.
Скорее всего, Гог — это царь, а Магог — царство, и, следовательно Гог и Магог следует воспринимать так же, как фараона и египтян. Некоторые полагают, что здесь речь идет о таких дальних странах, как Скифия, Татария и Россия, другие — что они расположены ближе к земле Израильской, в Сирии, Азии и Малой Азии».
Гог — в некоторых интерпретациях — правитель, в других — народ
Мэтью Генри считает, что Гог и Магог нужны были, чтобы через победу над ними Бог восславил Своё имя:
«Отметьте: Бог не только видит тех, кто в данное время является врагом Его Церкви и сражается против нее, но и предвидит тех, которые будут таковыми, и предупреждает их через слово, что Он — против них; тем не менее Ему угодно использовать их ради достижения собственных целей и ради славы Своего имени; безусловно, гнев человеческий обратится во славу Ему».
В Откровении Гог и Магог, вероятно, символизируют обольщённые народы
Необычным образом использует слова «Гог и Магог» автор Откровения Иоанна Богослова. Складывается впечатление, что он не знаком с ветхозаветным текстом, либо знает какую-то иную его версию.
Речь о том, что он явно говорит о каких-то иных народах:
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской»
Почему он пишет так? Ведь эти народы не жили на четырёх углах света и вряд ли вообще о них можно будет говорить в эпоху после тысячелетнего царства.
В современной культуре Гога и Магога часто изображают злым демоном. Фото: oboihd-plus.ucoz.ru
По всему вероятию, автор этой книги не говорит о каком-то конкретном народе. Гог и Магог здесь символизируют людей, которые обольщены и отошли от Бога. Этой версии придерживается «Толковая Библия Лопухина»:
«В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании, и в Свящ. Писании Ветхого Завета. Магог – это имя одного из сыновей Иафета (Быт 10:2) и страны (Иез 39:6), царем которой был Гог (Иез 38:15-16).
Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности.
Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города. Стан святых – это Церковь Христова, общество истинно верующих христиан последнего времени в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них как бы в своем возлюбленном городе».
То есть это собирательный образ. Ничего хорошего автор Откровения им не пророчествует. Этим отступникам обещано, что они будут повержены огнём с неба.
Иудеи верят, что столкновение с Гогом и Магогом предстоит перед пришествием Мессии
Иудеи не считают Иисуса Мессией и всё ещё ждут своего Спасителя. В Талмуде и Мадраше упоминают Гог и Магог. Это злые и жаждущие крови племена. Войны с ними прекратятся лишь тогда, когда придёт Мессия.
Что касается отождествления, то еврейские авторы тоже не уверены в том, о ком же идёт речь. Есть следующие версии:
Мусульмане считают Гога и Магога кровожадными племенами или великанами
В Коране тоже упомянуты Гог и Магог, но названы они Яджудж и Маджудж. Они притесняли некий другой народ, за который решил заступиться праведник Зуль-Карнайн.
Он придумал возвести вокруг места обитания Яджудж и Маджудж железную стену, чем оставил этот народ в заточении. До сих пор эти люди роют подкоп, чтобы вырваться и принести множество несчастий миру.
. «Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зу-ль-Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю.
Эти люди предложили уплатить ему дань. Он им ответил: «Аллах даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня». Он стал возводить преграду, потребовав от них помочь ему людьми и орудиями труда, чтобы выполнить их просьбу.
Он попросил собрать для него куски железа, из которых он устроил высокую преграду, соединив ею два крутых склона. Затем он приказал людям разжечь огонь и раздувать его, пока железо не раскалилось.
Это очень роднит Яджудж и Маджудж с Гогом и Магогом и фактически объясняет пртиворечия в Библии. Получается, что это действительно некие племена, которые некогда уже жили на планете. Сейчас они изолированы, но в последние времена они вырвутся и сделают жизнь для праведников невыносимой. Другой вопрос, что самой это стены никто не видел, но, вероятно, эти образы не стоит воспринимать буквально.
Также есть поздняя исламская традиция, которая считает, что Яджудж и Маджудж — это раса великанов.
Гог и Магог могут использоваться как нарицательные выражения
Часто вопрос, кто такой Гога, может возникнуть у читателей Гоголя:
Тут слово несколько искажено, видимо, намерено. Но смысл ясно. Гог и Магог в сознании верующего ассоциируется со злом, так что вполне может использоваться в качестве характеристики для нехорошего человека.
Ну а современная культура любит превращать Гога и Магога в демонов, например, это характерно для индустрии компьютерных игр.