что такое глобус 3 класс
Глобус
Глобус — это модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (рис. 34). В переводе с латинского языка на русский слово «глобус» означает «шар», так как наша планета Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверхности (рис. 33).
На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны. Выделяют четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.
Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов, называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.
Материк или часть материка вместе с близлежащими островами называется частью света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.
Рис. 33. Вид Земли с космического корабля-спутника
История создания глобуса
Первые глобусы были созданы еще в Древней Греции. В эпоху Великих географических открытий в 1492 году был создан первый из сохранившихся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все более точные глобусы.
Карта полушарий
Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каждом из которых будет изображена половина поверхности земного шара.
Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На глобусе же видна только та часть, которая обращена к наблюдателю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.
Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.
Элементы глобуса
Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхности Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для того, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Меридианы и параллели помогают ориентироваться, то есть определять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридианы располагаются перпендикулярно друг другу.
На глобусах и картах проведены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.
Градусная сетка
Градусная сетка — это сетка из условных тонких линий, которыми покрыт глобус и географическая карта, и образованная её элементами: пересечением параллелей и меридианов (рис. 37). Линии эти крайне необходимы. С их помощью легко отыскать любую точку как на глобусе, так и на карте.
Параллели
Параллельно Экватору на глобусе через определённые промежутки проведены окружности, называемые параллелями. Параллели на карте и на глобусе вытянуты с запада на восток.
Параллели образуют окружности, кольца, размеры которых уменьшаются от экватора к полюсам. Отсчет градусов по параллелям начинают с самой длинной параллели — с экватора. Его значение — 0 градусов. Экватор — нулевая, начальная и самая длинная параллель.
В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен — Скотт. Гостей станции американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него, и ему выдается свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.
Меридианы
Через Северный и Южный полюсы на поверхности Земли условно проведены окружности, которые называют меридианами. Каждый меридиан идет с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы — это половинки окружности и все они равны между собой.
Длина всех меридианов одинакова. Люди условились начальным, нулевым, меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским. В Гринвиче, пригороде Лондона, находится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий на противоположной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария.
Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направление местного меридиана.
Полюсы
Полюсы — это такие точки на земном шаре, через которые проходит воображаемая ось Земли. Вокруг этой воображаемой оси Земля за 24 часа совершает один оборот. Полюсы на земном шаре никак не обозначены (рис. 38), но известно, что наблюдатель, находящийся на Северном полюсе, видит Полярную звезду прямо над головой. На земном шаре два полюса — Северный и Южный.
Экватор
На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор. Он делит земной шар на две половины: Северное и Южное полушария. Длина земного Экватора более 40000 км. На земном шаре Экватор, так же как и полюсы, никак не обозначен (рис. 39). Но известно, что если наблюдатель будет находиться на Экваторе, то Полярную звезду он увидит у самого горизонта.
Линии тропиков и полярных кругов
Северный тропик — это параллель 23,5° с.ш., над которой в день летнего солнцестояния, 22 июня, в полдень солнечные лучи падают отвесно и предметы не дают тени. В Северном полушарии лето. Солнце подолгу освещает Землю, а над Северным полярным кругом на широте 66,5° с.ш. 22 июня Солнце совсем не заходит. Зато зимой, 22 декабря, Солнце над Северным полярным кругом вообще не поднимается. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
22 декабря, в день зимнего солнцестояния, солнечные лучи падают вертикально вниз над Южным тропиком — параллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.
Линия перемены дат
Географические координаты
Географическими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.
Измерение расстояний на глобусе
Для измерения расстояний на глобусе с помощью нитки измеряют нужное расстояние, затем, приложив нитку к линейке, определяют её длину в сантиметрах и миллиметрах и по масштабу, помещённому на глобусе, находят действительное расстояние.
Урок окружающего мира в 3-м классе. Тема: «Глобус – модель земного шара»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал.
I. Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки (Презентация, слайд 2)
Мы готовы разгадать.
II. Актуализация опорных знаний (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)
III. Изучение нового материала
Отгадайте загадку: (слайд 3)
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус)
Самостоятельная работа с учебником
Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с.7-8 (предложенный материал частично известен ребятам) чтение текста с пометами методом «инсерт» (слайд 5)
«V» – информация мне известна
«+» – узнал что-то новое
«–» – думал иначе
«?» – хочу уточнить (спросить)
– Какая информация вам уже была известна?
– Что нового узнали?
– О чем думали иначе? (Земля имеет шарообразную форму, а не шар. Что она немного сплюснута у полюсов)
– Что хотели бы уточнить?
– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы – сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.
Работа с новыми понятиями (Цель: Знакомство с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»).
– Давайте рассмотрим глобус более внимательно. (слайд 6)
– Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли.
– Для чего нужны эти линии на глобусе?
– Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называются меридианами.
Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе.
– Рассмотрите глобус на стр. 9. Найдите меридианы.
– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы. (слайд 7)
_ Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?
– Это – нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич. (слайд 8)
Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. (слайды 9-10)
До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.
Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт- Петербурга.
– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике.
– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали) (слайд 11)
– Рассмотрите второй глобус на странице 9. Что вы видите?
– Это линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу. Они называются параллели.
– Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?
– Это экватор – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км. Он делит земной шар на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)
– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие)
– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие)
– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара).
– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии).
Физминутка для глаз (слайд 12)
4. Закрепление изученного
Практическая работа (Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).
Работа в парах
На рисунке (стр. 9) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.
– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель – это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
– Какие самые короткие параллели? (Это Северный и Южный полюс)
Игра «Да – нет» (Цель: закрепить знания о модели Земли.)
– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.
1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)
3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)
4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)
5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)
6. Самый длинный меридиан – это экватор. (Нет)
7. Экватор – это самая длинная параллель. (Да)
8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (Да).
9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам. (да)
10. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли. (да)
11. Все меридианы Земли имеют разную длину (нет)
12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (да)
Работа в тетради (слайд 13)
– Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем. Какие полушария вы знаете? (Северное, Южное, Западное и Восточное)
– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии)
Работа с хрестоматией (слайд 14)
Чтение рассказа «Земля в авоське» (по цепочке):
– А теперь ответим на вопросы в конце текста.
5. Итог урока (слайд 15)
Игра «10 секунд»
– Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.
Домашнее задание (слайд 16): стр. 11, вопросы.
Используемая литература:
1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– Ч.1 : 128 с : цв. ил.
2. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 160 с : ил.
3. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.– Ч.1 : 48с. :. ил.
4. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 185 с.
Конспект урока «Глобус- модель земного шара»
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Глобус- модель земного шара
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»
Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
Познакомить с новыми понятиями: «параллели», «меридиан », «нулевой меридиан», «экватор».
Находить на глобусе необходимые географические объекты.
Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста
Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал.
I. Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Окружающий нас мир
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
II. Актуализация опорных знаний (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)
Ответьте на вопросы:
Как называется ближайшая к Земле звезда?
Какую форму имеет планета Земля?
Как называется модель Земли?
Что нарисовано на поверхности глобуса?
Чего на Земле больше: суши или воды?
III. Изучение нового материала
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
3.1. Самостоятельная работа с учебником.
Глобус-это модель земного шара. Прочитайте об этом на с.7-8 (предложенный материал частично известен ребятам) чтение текста с пометами методом «инсерт»
— Какая информация вам уже была известна?
— О чем думали иначе? ( Земля имеет шарообразную форму, а не шар.
Что она немного сплюснута у полюсов)
— Что хотели бы уточнить?
— Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы- сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.
3.2. Работа с новыми понятиями ( Цель: Знакомство с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»).
Давайте рассмотрим глобус более внимательно.
Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли.
— Для чего нужны эти линии на глобусе?
Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом.
Эти линии называются меридианами.
— Рассмотрите глобус на стр. 9. Найдите меридианы.
— А теперь на доске на глобусе покажите меридианы .
_ Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?
Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году.
До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.
— Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали)
-Рассмотрите второй глобус на странице 9. Что вы видите?
— Это линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу. Они называются параллели.
-Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?
-Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие)
— Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара).
— Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии).
3.3. Физминутка (для глаз)
4. Закрепление изученного
4.1. Практическая работа ( Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).
На рисунке (стр. 9) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.
— Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
— А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель- это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
— Какие самые короткие параллели? ( Это Северный и Южный полюс)
4.2. Игра «да- нет» ( Цель: Закрепить знания о модели Земли.)
— Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.
1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)
3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (нет )
4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (да)
5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (да)
6. Самый длинный меридиан- это экватор. (нет )
7. Экватор- это самая длинная параллель. (да)
9. Экватор- это линия, которая делит все меридианы пополам. (да)
10. Самые маленькие параллели- это Северный и Южный полюса Земли. (да)
11. Все меридианы Земли имеют разную длину (нет )
12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (да)
4.3. Работа в тетради
Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем.
Какие полушария вы знаете?
(Северное, Южное, Западное и Восточное)
— В каком полушарии находится наша страна Россия? ( В Восточном полушарии)
4.4. работа с хрестоматией
-Чтение рассказа «Земля в авоське» (по цепочке)
— А теперь ответим на вопросы в конце текста.
5. 1. Игра «10 секунд» (Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.
Технологическая карта урока окружающего мира «Глобус и географическая карта» (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Евстафьева Анна Викторовна
Предмет: окружающий мир. Глобус и географическая карта.
Глобус и географическая карта.
Формирование целостного взгляда на поверхность Земли и ее изображение на глобусе и карте.
Образовательные: способствовать формированию понятий карта и глобус и их использование, пониманию их назначения.
Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом, глобусом и географической картой, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности.
Воспитательные: способствовать познавательному интересу учащихся.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— работать по предложенному плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
— владеть диалогической формой речи.
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в парах;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Глобус, географическая карта, северный полярный круг, южный тропик, северный тропик, южный полярный круг, экватор.
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. – Самара: издат-во «Учебная литература», 2013.
Карта полушарий, глобус.
Работа фронтальная, индивидуальная, в группе.
Характеристика этапов урока
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
I этап. Организационный момент.
— Продолжаем познавать тайны нашей планеты Земля.
Окружающий нам мир
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Словесный, мотивация важности учебной деятельности.
Настрой учащихся на плодотворную работу на уроке.
Проговаривают правила общения.
Определение темы урока, постановка цели.
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
— Определите тему урока.
— Какие проблемные вопросы можно задать по данной теме? (Чем отличается карта от глобуса? Что удобнее использовать?)
— Перед вами листы самооценки. В течение урока на разных этапах нашей работы вы будете оценивать качество усвоения по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Беседа, выявление проблемного вопроса.
Подводящий к проблеме диалог.
Обсуждают ответ на вопрос. Определяют тему урока.
Знакомятся с листами самооценки.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
Изучение нового материала.
Цель-определить основные понятия; сравнить глобус и карту по основным признакам.
— Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли).
— Найдем определение данного понятия в толковом словаре. (Зачитывает 1 ученик).
— Интересно, как выглядел древний глобус. Об этом нам расскажет Костя, он провел свое небольшое исследование.
— Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
— Какие глобусы бывают?
— Глобусы бывают разные. Физический, политический, античный, глобус звездного неба, рельефный.
— Спасибо за интересный рассказ.
— Как устроен глобус? Прочитайте об этом информацию в учебнике. (С.84)
— Учитель: Что сразу бросается в глаза?
Ученик: Глобус немного наклонен.
Учитель: Почему глобус наклонили?
Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.
Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?
Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.
Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?
Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.
Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом? Подтвердите ответом из учебника.
Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду.
— Оцените 1 этап своей работы. (Поиск информации о глобусе в учебнике).
— Рассмотрите в учебнике изображение полушарий на глобусе. Прочитайте о невидимых линиях на Земле и найдите их на ваших глобусах. (с.85)
— Назовите эти линии. (Экватор, северный и южный тропик, северный и южный полярный круг).
Экватор – это линия,
Делит глобус пополам,
Чтобы нам не спутать вдруг,
Где там Север, где там Юг.
— Оцените 2 этап своей работы. (Поиск информации в учебнике, нахождение линий на глобусе).
Словесный, наглядный, беседа, анализ, сравнение.
Решение проблемного вопроса.
Подводящий от проблемы диалог. Организует работу по прослушиванию сообщений учащихся, чередуемую с работой в учебнике.
Учитель вывешивает карточки с понятиями на доску.
Рассказ о древнем глобусе (выступление).
Поиск информации в учебнике.
Использование различных способов поиска, сбора информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
IV этап. Физкультминутка
Цель: снятие усталости
На ноге стоит одной.
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
Демонстрация упражнений детям
Выполнение статической гимнастики
Изучение нового материала. Практическая работа.
Цель: сравнить глобус и карту.
— Что такое карта? Найдем определение в толковом словаре. (Уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности при помощи условных знаков).
— Найдите такие же линии на картах полушарий (форзац учебника).
— Покажите эти линии на доске. (Карта полушарий).
Оцените 3 этап вашей работы. (Нахождение линий на карте).
— Чем похожи и различаются карта и глобус. Выполните сравнение и запишите свои ответы в листы. (Работа в группах).
— Зачитайте, что у вас получилось.
— С чем удобнее работать? (Глобус можно рассматривать только с одной стороны, его не возьмешь в поход, путешествие).
— Оцените 4 этап вашей работы. (Сравнение карты и глобуса).
— А можно ли глобус превратить в карту?
— С каким фруктом можно сравнить глобус? (Апельсин).
Учитель по разрезанным линиям раскрывает кожуру апельсина.
— Посмотрите, как об этом рассказывают в передаче «Галилео». http://galileo-tv.ru/node/1943
Работа с текстом, картой, глобусом.
Беседа, сравнение. Демонстрация опыта.
Работа с картой полушарий, глобусом.
Заполнение листов сравнительного анализа, листов самооценки.
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
V I этап. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: подвести итог проделанной работе.
— Оцените всю работу на уроке в листах самооценки. Скажите, что у вас получилось.
— Мы хотим закончить наш урок обращением планеты Земля к людям, живущим на ней.
Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского «Ты береги нас»
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!».
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу!»
Рефлексия изученного нового.
Чтение стихотворения, рефлексия.
Осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
VII этап. Домашнее задание.
Цель: закрепить изученный материал.
— Прошу вас составить кроссворд по теме урока «Глобус и географическая карта» (с.84-86). Следующий урок мы начнем с парной работы по разгадыванию кроссвордов.